Приобщение дошкольников и истокам русской культуры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Наталья Карташова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Введение

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является патриотическое воспитание детей .

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды . Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны , быту своего народа . Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу , к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко- культурному наследию .

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам .

Любовь к большому надо прививать с малого : любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Актуальность

Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре , к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории , его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много , поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков . Именно акцент на знание истории народа , его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов . Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ , и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Новизна :

Раннее приобщение ребенка к культуре своего народа .

1. Необходимость преемственности патриотического воспитания в рамках единой системы прогимназии.

2. Влияние культурологического развития на степень обученности и психологического здоровья детей .

3. Внедрение инновационных технологий развивающего обучения (музейная технология и метод проекта) .

Цель :

Воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным традициям , привитие любви к русскому быту , культуре ; развитие творческих способностей в различных видах деятельности.

Задачи :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам , их традициям.

Степень реализации

Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту - это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Систему и последовательность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре мы представляем следующим образом : отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему : природа и мир животных дома (детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей , должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами его хорошо знать, продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края в целом. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края , народными умельцами . В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

Наша работа осуществляется в несколько этапов.

На 1 этапе в прогимназии творческими усилиями педагогов, детей и родителей был открыт этнографический музей – мастерская народного быта и культуры «Россияночка» . В музее – мастерской «Россияночка» действуют сменные экспозиции, где выставляются лучшие работы воспитанников и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству и проводятся занятия – экскурсии, праздники с дошкольниками и младшими школьниками.

Экспозиция в музее представлена в виде подлинных экспонатов русского народного быта , творчества, рукодельных изделий, орудий труда. В оформлении используются предметы мебели, изделия прикладного творчества.

На 2 этапе в каждой группе создавались свои мини-музеи, экспонаты которые используются для проведения занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей . Каждый мини-музей - результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей . Так, в моей группе «Одуванчики» создан мини - музей «Наша Родина – Россия» . Мои воспитанники чувствуют свою сопричастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками и поделками.

Мини- музей знакомит с историей , культурой , природными особенностями нашей страны, с народными промыслами , с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами . Экскурсии в нашем музее способствуют воспитанию патриотизма, развитию речи; формированию представлений об историческом времени , связи со своими предками.

Темы экскурсий : «Мы живем в России» , «Флаг России» , «Что такое герб» , «Гжельская роспись» , «Хохломская роспись» , «Природа нашей страны» , «Как жили наши предки» , «Кто живет в России» (о разных национальностях) - и другие.

Следующим шагом была разработка тематического планирования, способствующему эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. (Приложение №1)

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей мы считаем тематические занятия, т. к. они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, предлагаем найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Неоднократно обращаемся к одной и той же теме, что способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, объединяем в одну тему занятия не только по ознакомлению с окружающим миром, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины – Москва") . Для создания эмоциональной атмосферы занятия, например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагаем определить : где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель) . Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т. д.) . Таким образом, каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей представляем во время общих праздников, семейных развлечений.

При ознакомлении детей с бытом , традициями, отдельными историческими моментами используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.) .

Продолжением данной работы является вовлечение детей в проектную деятельность, где один проект плавно перетекает в другой, связанные общей тематикой.

Последний 3 этап - защита мини-музея - всегда самый зрелищный.

Таким образом, мы выстраиваем воспитательно-образовательный процесс так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Во время презентации широко использовали все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, т. к. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера , присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей . Большое место в приобщении детей к народной культуре отводим народным праздникам и традициям. Наши воспитанники являются постоянными участниками городских конкурсов и фестивалей, неоднократно награждались грамотами и дипломами.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

Фомина Елена Ивановна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №15", г. Саров

Фомина Е.И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры // Совушка. 2016. №3(5)..02.2019).

Настоящее время характеризуется становлением новой системы образования: определен стандарт педагога, разработаны рамочные документы, определяющие каким должен быть образовательный процесс (Закон об образовании в РФ, ФГОС ДО). Однако определение содержания обучения, выбор методов и приемов отданы на откуп педагогам.

Говоря о воспитании моральных и нравственных качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням.

Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций самый верный способ получить хороший результат в виде выполнения целевых ориентиров.

Одним из принципов ФГОС ДО является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

  1. Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной общеобразовательной программы.
  2. Ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной соцкультурной традиции.

На наш взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую во 2 младшей группе.

Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.

Целью данной работы является - воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
  2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
  3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.

Разработанный перспективный план расчитан на 4 года деятельности по следующим направлениям:

  1. Знакомство с национальным бытом;
  2. Знакомство с русским народным творчеством;
  3. Знакомство с русскими народными играми;
  4. Знакомство с традициями;
  5. Праздниками.

Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.

Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
. принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности - предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
. принцип доступности - предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
. принцип научности и достоверности - содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
. принцип наглядности и занимательности - образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
. принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
. принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
. принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:

Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского народа;

Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания).

Приоритетными остаются методы и приемы :

  • Проблемно - поисковые вопросы;
  • Введение нового персонажа;
  • Разбор пословиц и поговорок;
  • Творческие задачи;
  • Объяснение происхождения слов;
  • Метод аналогии;
  • Работа с моделями и схемами.

Первое направление предусматривает знакомствол с национальным бытом . В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Третье направление - дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.

Четвертое направление - знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое
Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко - доскажи словечко», «Закликание весны» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды . В группе должен быть создан мини музей «Русский народный уголок», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка - там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.

Для них предлагаем провести:

Анкетирование «Что вы знаете?»

Консультации «Моя Россия». «История одной вещи»

Мастер - класс «Как сделать книжку-малышку»

Оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и тд.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились - это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
  4. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
  6. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
  7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
  8. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
  10. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970.
  11. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.
  13. Мулько И.Ф. Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006.
  14. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.
  15. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989.
  16. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010.
  17. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001.
  18. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

    утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

    исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

    забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

    девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости.

Отсутствие раздела нравственно-эстетического воспитания в программе Л.А.Венгера «Развитие», побудило меня к созданию своей системы работы, которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию нравственно – эстетических качеств и художественно – творческих способностей дошкольников.

Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется композиция «Семья», состоящая из шести ростовых кукол в русских народных костюмах, которая способствует приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Ведь именно в семье начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве.

Система работы включает в себя:

    Диагностику сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей;

    Создание предметно пространственной среды;

    Организацию кружка «Наши умелые ручки»;

    Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей.

На начальном этапе, опираясь на рекомендации Л.С.Куприной и Т.А.Будариной, нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба». В свободном помещении детского сада соорудил деревянный сруб. Здесь, «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии моей семьи по материнской линии и собранные мной предметы быта в селе Мезенское Свердловской области, в котором родилась я сама. В «избе» теперь есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.

Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам русских народных костюмов, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

Так родилась идея создания «кукольной семьи». Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Вот почему я решила создать не одну или две куклы, а целую семью - образ той семьи, которая растила меня.

Наши куклы вызывают только положительные эмоции.

«Батюшка» - мужчина в возрасте с бородой, возможно в шапке, в безрукавке, рубаха с богатой вышивкой, на ногах лапти.

«Матушка» - с очень добрым лицом, одета в красный сарафан, на плечах - богатый платок, на голове - расшитый жемчугом кокошник.

«Старший сын» - стать и молодость, игривая улыбка на лице, рубаха как у жениха, порты в полоску, на ногах лапти.

«Старшая дочь» - обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове богатая повязка.

«Младший сын» - лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

«Лялька» - это кукла - «закрутка» в лоскутном одеяле.

Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Данная система реализуется в рамках кружка «Наши умелые ручки».

При отборе детей в кружок учитывала в первую очередь интерес детей к народно- декоративному искусству, возрастные и умственные способности детей, полученные в результате диагностических исследований.

Занятия кружка проходят в «избе» с использованием композиции «Семья».

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники». (См. приложение №1)

Куклы «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, книги.

У кукол, как и у любого человека, иногда может быть плохое настроение, они могут быть чем – то озабочены, и тогда ребята приходят на помощь своим друзьям, успокаивают из, веселят, делятся своими «секретами», готовят для них сюрпризы. Куклы повеселели, заулыбались, хвалят ребят. Похвала, которую ребёнок получит за своё сочувствие, стимулирует его желание дарить радость другим и быть от этого счастливым.

Но воспитательный эффект от их использования может потеряться, если отсутствует систематичность в работы. Поэтому общение детей с членами «Семьи» реализуется в празднично - игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.

Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и активно обсуждают вопросы воспитания на наших встречах в родительском клубе «Горенка»

При оценке сформированности социально - нравственных качеств у детей я использую диагностику Т.М.Бондаренко, а для оценки творческих способностей диагностикой С.Т.Комаровой, О.А.Соломенниковой.

Анализ последней диагностики доказывает, что в ходе внедрения системы работы уровень сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.

Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее.

Дети увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.

Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах.

Они - победители конкурсов:

    В городе Москва (Международный конкурс) – работы по гобелену;

    «Новогодняя игрушка» 1место и «Красота божьего мира» грамоты за 2 место;

    Получена почетная грамота за участие в городском конкурсе «Умельцы Нягани» к 20-летию города от «Музейно-культурного центра» за творческие работы по ткачеству «Гобелены»;

    диплом за участие в городской выставке прикладного искусства «Умельцы Нягани» ко Дню России (акция Няганский Арбат) за изделия из тестопластики, композиция «Веселые «мукосольки»;

    Моя композиция «Семья» была отмечена дипломом 1 степени комитета по культуре и искусству города Нягани и дипломом участника выставки «Умельцы Нягани » в рамках «Дней славянской письменности» и 1-го городского конкурса – фестиваля «Игры и игрушки»

Свои знания по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников распространяю среди коллег города.

Работу по приобщению детей к истокам народной культуры веду в тесном контакте с общественными организациями с «Центром прикладного искусства и ремесел» являюсь дарителем Няганскому музейно – культурному центру в накоплении фондов.

Система дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно-нравственных качеств и развития творческих способностей Свою тему считаю актуальной так как 2008 год объявлен годом семьи. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Управление образования

Красногвардейского района

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Воспитатель МБДОУ

детский сад «Колобок»

села Засосна

Красногвардейского района

1. Информация об опыте……………………………………………………..3

2. Технология опыта………………………………………………………….4

3. Библиографический список………………………………………………11

4. Приложение к опыту……………………………………………………...16

Тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок »

Информация об опыте

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способность видеть красоту и гармонию. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Необходимо донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к сказкам.

Система работы, представленная в опыте включает разнообразные формы занятий с детьми: беседы, викторины, экскурсии.

Актуальность опыта

Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев даст детям простор воображению.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Актуальность заключается в необходимости формирования и развития детей с дошкольного возраста общественно-значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Следует отметить, что регулярное рассказывание сказок, бесед, игр в сказку, драмматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Результат воспитания детей сказкой предполагает: усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание 3

оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами

традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, приобщение к опыту православной культуры, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Ведущая педагогическая идея

Использование русских народных сказок в работе с детьми дошкольного возраста способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры. Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализации, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребенка, приобщение детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Русские народные сказки, с которыми ребенок впервые встречается, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка .

Основная моя работа будет направлена на формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Степень новизны опыта

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в разработке цикла занятий с использованием русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста. В опыте представлены перспективные планы, тематические занятия, систематизированные народные игры по видам с учетом возраста детей, анкеты и опросники для детей, педагогов, родителей.

Технология опыта

Русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Методика работы ориентированна на то, чтобы дать детям базовые представления о музыке, изобразительном искусстве и приобщение детей к народной культуре. Информация, которую получают дети, не должна ограничиваться

фрагментальным знакомством с отдельными произведениями искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей представляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.

Длительность опыта.

Опыт по данному направлению разрабатывался мной в практику работы детского сада в течении года. Имеющийся материал рассчитан для детей младшего дошкольного возраста и включает в себя интегрированный курс обучения и воспитания. Усвоение материала, формирование навыков и умений у детей с проблемами в развитии занимает длительный период, поэтому вся работа построена на постепенном, поэтапном введении ребенка в мир народной культуры. Диагностический этап предполагал выявление проблемы, сбор диагностических показателей и выявление уровня развития творческих способностей дошкольников в соответствии с основными положениями ФГОС. Формирующий этап – проведение работы по становлению и развитию творческих способностей посредством сказок, а также работы с родителями по разъяснению необходимости проведения намеченной работы. Аналитическая диагностика на заключительном этапе доказала эффективность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта.

В опыте представлены: перспективные планы для детей младшего дошкольного возраста, систематизация народных игр, анкеты и опросники для детей, педагогов, родителей. Представленный опыт работы является целостной системой создания и реализации условий для развития творческих способностей посредством русских народных сказок.

Теоретическая база опыта.

Духовность – интегрированное свойство личности. Оно проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетических позиций, способности к переживанию. В основе человеческой культуры лежит духовное начало и присвоение ребенком совокупности культурных ценностей, определяет меру его общего развития.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной среды.

Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел

термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев даст детям простор воображению. Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям .

Известный русский ученый, писатель, правовед, философ дал в 1942 году свое определение сказки: «Сказка – это эпическое, чаще всего прозаическое произведение с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью, устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования».

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Основополагающее значение для осмысления роли русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании и развитии детей имеют исследования ученых, таких как, и др..

Великий русский педагог был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка. 6

Он теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине .

Теоретической базой опыта является Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы», журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; «Ты детям сказку расскажи» ; «Играют взрослые и дети» .; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» ;

Рыжова увлечений; Шорохова в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников; Безруких как источник развития творчества детей и т. д.

Характеристика условий: Оформлена зона «Мир сказок», составлены картотеки дидактических и театрализованных игр, изготовлены костюмы и декорации, подобрана художественная литература .

Технология описания опыта .

Основной целью работы является:

Создание педагогических условий в группе для приобщения младших дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам русских народных сказок.

Задачи данной работы:

1. Формирование первоначальных представлений у детей о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа.

2. Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре через сказки.

3. Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества;

4. Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе деятельности.

Для успешной реализации поставленной цели мной выделены следующие условия:

1. Центр «Театр», где размещены различные виды театров.

2. Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

3. Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.

4. Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

5. Русская изба.

Включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и ситуаций, максимально способствует созданию личностно-значимой для ребенка мотивации обучения, усвоение материала и развитию творчества у детей.

Работая в направлении чудесного мира языка, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества: перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, пословицами, но сами их придумывают, сочиняют. Развитию творческого мышления способствовали такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей»), «Труд кормит, а лень портит» («Колосок»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).

Вариативность во всем: выборе тем занятий, организации обстановки, средств, методов работы с детьми.

Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и других видов художественной деятельности, который означает необходимость отдавать предпочтение ближайшему окружению (природе, искусству, местным традициям, характерному для региона народному искусству).

Именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.

Наиболее эффективным в процессе нравственного воспитания в дошкольном возрасте считается словесный метод. К нему относят:

1. Чтение воспитателем литературных произведений.

2. Чтение воспитателем и детьми стихотворений.

3. Проведение диалогов с детьми.

4. Ответов детей на вопросы воспитателя и наоборот.

5. Дидактические, сюжетно-ролевые и малоподвижные игры. 8

6. Игра в загадки.

7. Составление рассказов детьми по иллюстрациям и схемам.

8. Разбор жизненных ситуаций.

9. Проведение тематических вечеров и викторин.

На начальном этапе свою работу построила с того, что выявила степень сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.

После изучения и отбора необходимого содержания программно-методической базы, был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.

Так же в форме анкетирования проведена диагностика родителей. Результаты показали низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Поэтому привлечение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей требует от меня особого такта, внимания и чуткости не только к каждому ребенку, но и к родителю.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям, мной было принято решение провести несколько пробных занятий по разным разделам программы. Таким образом, были проведены в разных группах ряд занятий: «Собери любимую сказку», «Из какой сказки предмет», «Веселая карусель» и др.

В результате проведенных занятий было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, потешки, прибаутки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

Если мы хотим говорить о воспитании как о процессе развития личности ребенка, то необходимо начать с: обеспечения ребенка самым необходимым материалом, который близок его культуре и наилучшим образом отражен в его языковом сознании.

Так как материала по данному направлению в детском саду было недостаточно, следующим этапом в работе стало пополнение развивающей среды необходимым материалом по разделам: 9

1. устное народное творчество;

2. народный быт;

3. народная игра;

4. народное искусство.

Для этого были приобретена соответствующая литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества. В книжный уголок подобрали русские народные сказки с красочными иллюстрациями в соответствии с Программой, потешками, загадками. Были оформлены альбомы «Иллюстрации к русским народным сказкам», папки-передвижки. В группе отведено место для театральной деятельности. Есть кукольный, настольный, пальчиковый театры, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь". Так же в группе есть дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры. Родители поддержали инициативу в создании развивающего пространства. Родители принимали участие в изготовлении костюмов к русским народным сказкам, декораций, несложных предметов народного быта. А в летние месяцы оформляли дизайн на территории детского сада по мотивам русских народных сказок, используя опыт ремесел русских мастеров.

В группе была создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей группы, которая пробуждает в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, национальные, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Так, например, в детском саду есть русская изба, по средствам которой, дети знакомятся с древне-русским бытом.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля. На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Во время чтения русских народных сказок я демонстрировала детям иллюстрации и картины к ним. Вела беседы о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей с целью формирования нравственных качеств. При рассказывании сказок выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках (например, «лубяная избушка»). Ребята с большой радостью слушают в записи музыкальные инсценировки по знакомым сказкам.

Специфика приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре по средствам сказок в доступных для этого возраста формах, видах, методах.

Взаимопонимание" href="/text/category/vzaimoponimanie/" rel="bookmark">взаимопонимания .

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребенка в школе, формирует компоненты различных способностей. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то 11

это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Работу с родителями начала с анкетирования «Приобщение детей к русской народной культуре через сказки», и дальнейшее взаимодействие осуществлялось на его основе. Составила консультации по данной теме. Дети совместно с родителями приняли участие в выставке рисунков «Сказочный горой». Участие родителей в жизни детского сада помогло им ближе увидеть мир с позиции ребенка, установить с ним доверительные отношения и проявлять искреннею заинтересованность в его действиях.

В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы организации приобщения к русской народной культуре. Чтение сказок стало доброй семейной традицией, создало теплую, задушевную атмосферу. Использование методических рекомендаций к организации занятий во время занятий, необходимо:

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

В заключении различными способами вызывать у детей радость.

Я разыгрывала с детьми этюды с использованием ряженья, где каждое движение характеризовала: зайка маленький, трусливый; лисичка хитрая, игривая и т. д. Также проговаривали отдельные реплики героев, звукоподражании животных. Когда пересказывала сказки, побуждала детей к интонационной выразительности диалогов между персонажами. После каждого прочтения новой сказки с детьми заполняли альбом «Любимые сказки» детскими работами (рисунки, аппликации). Я приклеивала в альбом маленькую картинку из сказки, а дети дополняли свободное пространство листа своими рисунками, смайликами (понравилась или не понравилась сказка, герои). Таким образом, дети передавали свое отношение к вновь прочитанным и уже известным сказкам.

Посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;

Развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,

Развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

Воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

Развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. 12

Для формирования образов сказочных героев были организованны разные виды художественной деятельности (коллективная работа «Лисичка-сестричка и волк», лепка сказочных героев, рисование «Кот »). Для раскрытия творческих способностей и дальнейшего обыгрывания сюжета, дети приняли участие в нетрадиционной техники аппликации («Мой любимый герой»). Детям было предложено придумать концовку сказок («Кот и Лиса», «Заюшкина избушка»).

В процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников первоначальных представлений о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа, показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, а также любовь и заботу о старшем поколении. Дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

Научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. 13

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.

Кроме того, регулярное рассказывание сказок, бесед, игр в сказку, драмматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Результат воспитания детей сказкой это: усвоение ребенком норм нравственно-духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, приобщение к опыту православной культуры, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Библиографический список

1. Аникин народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор.- М.,-1992.-166 с.

2. азвиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 2-5.

3. Бударина детей с русским народным творчеством/.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс».,- 2004.- 201с.

4. Виноградов фольклор и быт.(программа наблюдений.).-Иркутск,- 1980.- 56 с.

5. овременный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 21-24.

6. , Маханева детей к истокам русской народной культуре/ , .- СПб: «Детство-Пресс»,2004.- 304 с.

7. , Куликова педагогика: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2010. – 416 с.

8. Комарова эстетического воспитания/.- М.: издательский дом «Карапуз», 2006.- 231с.

9. , Маркеева детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание,- СПб: «Детство - Пресс»,2003.-400 с.

10. ети сочиняют и ставят сказки // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С. 98-101.

11. Народные игры и традиции в России. Изд.2-е, доп. – М., 1994.- 242 с.

12. Николаева детского творчества: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 232 с.

13. , Короткова, Иры и забавы для детей/ , .-М.: Творческий центр «Сфера»,2001.- 156 с.

14. , Некрылова ребенка в русских традициях/ , .- М.:Айрис пресс, 2003.-203с.

15. Усова народное творчество в детском саду/.-М.: Просвещение,1971.- 334 с.

Приложение к опыту

1. Приложение. Перспективное планирование по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуры посредствам сказки

2. Приложение. Народные подвижные игры

3. Приложение. Развлечение для детей «Бабушка-Загадушка»

4. Приложение. Организованная образовательная деятельность «В гостях у сказки»

5. Приложение . Проблемные ситуации и дидактические игры

6. Приложение . Консультации для родителей «Семейные традиции»

7. Приложение. Анкеты для родителей

8. Приложение . Задания для дошкольников

9. Приложение . Тематические занятия

Николаева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №39
Населённый пункт: город Красногорск Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Дата публикации: 14.08.2017
Раздел: дошкольное образование

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 39

«Приобщение детей к истокам русской

народной культуры».

Подготовила

Николаева Т.И.

г. Красногорск

Народ, который не знает своей культуры и

истории – презрен и легкомысленен.»

Н.М.Карамзин

Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с

прошлым. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и

будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские

избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно

остаться в нашей памяти.

Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым

художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития

художественной культуры народа.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через

ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми

видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами,

особенностями русского народного костюма.

Детей необходимо приобщать к богатству русской речи, расширять их словарный

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности

и патриотизме. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый

период всех высоких человеческих начал.

сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения,

умению жить среди людей – главные идеи

воспитания духовно- нравственных качеств личности, приобщения детей к истокам

русской народной культуры.

Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок

стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных

произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети

приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок,

должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни. Такой литературой,

приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются

произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки,

считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Знакомство с народным

творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная

песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, что очень важно для

физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных

впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного

творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду используется такой вид устного народного творчества как потешки,

прибаутки, колыбельные песенки, заклички, считалки, хороводные игры, русские

народные танцы.

Потешка не только учит движению.

Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо»,

вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки можно использовать во всех

режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет

используются потешки как пальчиковые игры.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро ото

зла. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях

общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают

нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная

ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа,

свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость

за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера

как лень, жадность, упрямство, трусость, и одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Сказки используются во всех возрастных группах.

Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной

справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается

распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным,

памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании,

душе, характере развивают считалки.

Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они

оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения,

заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно

использовать во всех процессах воспитательной работы.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному

развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от

ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную

перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание

загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает

ребенка к восприятию классической литературы.

Скороговорка,

веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У

каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются - в этом их секрет и

обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере

выговоришь».

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или

требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода

заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные

земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это

небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто

обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма

чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребѐнку в поэтической форме

выразить своѐ эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребѐнка, мышление,

фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей

говорить громко – закликать.

Хороводные игры - это игры,

включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание

игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали

участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них

рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о весело скачущем

воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни.

В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу

игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни. Хороводные игры

исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко,

считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились

участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже

воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.

Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе,

сопровождаемые исполнением танца-хоровода.

Для чего нужны игры с пением? Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность

движений, фантазию и воображение.

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного

выразительного интонирования. Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он

запоминается в процессе игрового действия. Главное – это выразительное, нараспев,

ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный

образ, придает движениям пластичность и выразительность. Надо сказать, хороводные

игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать

доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности

детей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто дети обожают

обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко

покричать - попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в

повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать

потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой

деятельности.

Народные игрушки - часть культурного национального наследия. У каждого народа

игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-

психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает,

что игрушки становились первыми средствами воспитания. Народная игрушка оказывает

воздействие на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и

переживаний, на становление личности в целом. Воспитательная ценность игрушки в том,

что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом,

любовном ее исполнении» (Е.А. Флерина). Народные игрушки, создаваемые для себя и

детей, несут для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формирующего

веками, созданного и сохраненного народом эстетического идеала.

Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания

ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста

предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие

моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его

потребности усложнялись и игрушки - это уже игрушки, развивающие координацию

движений и способность к ориентации. Народная игрушка радует ребенка, потому что

данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту.

Народные праздники - кладезь национальной культуры. Они уходят своими корнями

к народным традициям. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью

человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

В дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к праздничной культуре народа, так

как воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных

выступлениях, формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в

детском саду, семье, стране, воспитывается любовь к близким людям, Родине.

Традиции и обычаи - часть социокультурного наследия, организуют связь поколений,

на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и

младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно

богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует

восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть

спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного человека

уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и

сохранять.

Важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к

культуре предков, служит развивающая среда. Развивающая предметно-пространственная

среда ДОУ должна соответствовать содержанию образовательного процесса, отвечать

интересам и потребностям детей, способствовать всестороннему развитию, обеспечивать

их психическое и эмоциональное благополучие.

Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре

отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды

детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес

к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных

мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание

индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению

педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной