Консультация на тему: Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования. Знаком с театром в качестве зрителя

В предлагаемом вашему вниманию пособии вы познакомитесь с описанием методики организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Групповой сбор с уверенностью можно считать недостающим звеном реформирования современного российского дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей. Технология проведения группового сбора проверена многолетней практикой работы по международной образовательной программе «Сообщество» в российских детских садах и классах начальной школы. Эта книга адресована всем, кто имеет дело с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и стремится во что бы то ни стало избежать в работе скуки и формализма, кто верит в возможности ребёнка задумывать и выполнять интересные и полезные дела вместе со взрослыми, наравне со взрослыми и даже вполне самостоятельно.

Ключевые компетентности дошкольного детства

Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам – в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т. п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечно, много больше. И все они – с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре… Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности.

Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений получает и вносит в общее дело свой «поток информации». Внешний мир – это тоже информация. Чтобы распознать его, нужно уметь использовать те источники, которые несут информацию.

Кроме того, нужно учиться критично относиться к получаемой информации. Значит, здесь место и время для проявления информационной компетентности.

Дети, как и взрослые, избирательны в том, что и как они познают, как и для чего используют полученные сведения и практические умения. Крошечный лягушонок вызывает восхищение и заворожённый взгляд одного малыша и оставляет равнодушным другого; знание моделей современных легковых автомобилей одним ребёнком вовсе не означает важность таких же знаний для другого.

Откуда ребёнок двух-трёх лет знает, что этот «маленький, зеленовато-коричневый» – лягушонок, а эта «красная, блестящая, на четырёх колесах» – машина? Источников информации много, и они разнообразны. Для того чтобы получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нём, вовсе не обязательно ждать специальных занятий в детском саду. Решение поймать лягушонка побуждает ребёнка действовать: догнать, накрыть ладошкой, удержать, показать бабушке. Акция завершена успешно, результат получен. Значит, маленький человек действовал умело, в соответствии с обстоятельствами. Можно сказать «компетентно»? Вполне.

Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами – пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

Ребёнок действует – и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

В этом смысле групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция – круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности.

В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование – это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей:

социальной – умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т. д.;

коммуникативной – возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь;

информационной – навыка использования различных источников информации для достижения целей;

деятельностной – способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;

здоровьесберегающей – умении самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья – производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора. Коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями. Социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности – сверстника, воспитателя, другого взрослого. Информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий. Деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу. Здоровьесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

Групповой сбор и ключевые компетентности

Формирование и проявления ключевых компетентностей обнаруживаются в действиях детей и взрослых во время группового сбора. Все ещё только собираются в круг, идет процесс «устройства»: кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитательнице, кто предпочитает местечко подальше. Уже на этом начальном этапе проявляются эмпатия, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действия «за» или «против», толерантность.

Приходит время игры. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. Элементы психогимнастики (тренинга) помогают овладеть мимикой, жестами, интонацией; элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение.

Затем – обмен новостями. Эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В большой жизни ребёнку предстоит слышать разные суждения, понимать разных людей, стараться быть понимаемым разными людьми. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОУ) – это обеспечивает широкий диапазон событий.

В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты, чаще всего такие, каких нет и не было в личном опыте ребёнка. Это значительно расширяет сведения о мире, пробуждает мысль, рождает идеи, иногда упорядочивает представления. Самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы и т. п.

Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.

Обмен новостями позволяет тренировать способности, то есть приобретать коммуникативную компетентность. Важно предложить свою идею, рассказать о ней так, чтобы другие услышали, почувствовали интерес к ней. Это создание серьёзной внутренней мотивации, развитие познавательных интересов детей, проявление уважения к воспитанникам, пробуждение у них чувства собственного достоинства, тренинг всех видов компетентности. Параллельно формируется неотделимая от коммуникативной социальная компетентность – возникают разные подходы к общению: кому-то надо сказать несколько раз и помедленнее, кому-то для понимания достаточно жеста или взгляда, с кем-то – на «вы» и предельно вежливо, с кем-то – по-товарищески, кто-то подскажет способы решения проблемной ситуации, кто-то найдёт решение для себя сам.

В планировании доминируют деятельностная и информационная компетентности. Содержанием и формой, обеспечивающими проявление этих видов компетентности, являются выбор темы проекта или конкретного дела на день, согласование ожиданий, планирование работы на день для себя и своих друзей.

И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. Групповой сбор предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

Тема выбрана. Даже если у кого-то из ребят останется чувство разочарования – выбрали не ту тему, которую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это – повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным.

Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями.

В то же время это вновь проявление ключевых компетентностей – деятельностной и информационной: чтобы узнать, надо почитать, спросить, попробовать сделать.

Всё вышеперечисленное можно назвать вполне универсальными формами работы. Вне зависимости от реализуемой в группе образовательной программы педагоги в той или иной мере дают детям возможность влиять на выбор содержания и форм деятельности.

Всё, что будет происходить дальше, зависит от готовности взрослых следовать за инициативой детей, а также от технологии образовательной программы. Например, согласно традиционной программе, идеи детей могут стать основой для организации обучающих занятий; в работе по программе «Детство» занятия по выбранной теме будут дополнены интересными делами в блоке «Совместная деятельность», в программе «Сообщество» предусматривается, что идеи детей и взрослых станут основой для интеграции разных форм работы и взаимодействия воспитателей, специалистов, членов семей воспитанников. Тема будет реализована во всех Центрах активности, поддержана музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности, подхвачена логопедом и родителями.

В любом варианте идеи детей станут основой для моделирования развивающей среды, и в группе появится всё то, что поможет реализовать интересы ребят по выбранной теме.

Суммируем всё вышесказанное в форме таблицы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ИСТОРИЯ КОМПЕТЕНОТОНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Современные социально-экономические преобразования в нашем обществе поставили на первый план проблемы развития образовательных систем. Осмысление причин и поиск путей преодоления кризиса привело к формированию новой образовательной парадигмы, ориентированной на личность. Традиционная система образования, призванная передать ребенку лишь определенную сумму знаний, умений, навыков оказывается несостоятельной в сложившейся ситуации. Современный социальный заказ общества на выпускника образовательного учреждения касается в первую очередь новых универсальных способностей и поведенческих моделей личности, а не требований к конкретным знаниям. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством. Идея компетентностно-ориентированного образования является ответом системы образования на социальный заказ. Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.

3 слайд

Описание слайда:

Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей. 19 мая 2004г. Постановлением Правительства Самарской области была одобрена Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области, разработанная в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. На основе предложенной в Концепции КОО в Самарской области классификации ключевых компетентностей учащихся, с учетом принципа преемственности была разработана классификация ключевых компетентностей детей дошкольного возраста: - технологическая компетентность, - информационная компетентность, - социально-коммуникативная компетентность.

4 слайд

Описание слайда:

Технологические и информационные компетентность. Технологическая компетентность 1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации. 2. Умение планировать этапы своей деятельности. 3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий. 4. Умение устанавливать причинно-следственные связи. 5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов. 6. Умение использовать способы преобразования. 7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого. 8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях. 9. Умение организовать рабочее место. 10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов. Информационная компетентность 1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации. 2. Умение делать выводы из полученной информации. 3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности. 4. Умение задавать вопросы на интересующую тему. 5. Умение получать информацию, используя некоторые источники. 6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

5 слайд

Описание слайда:

Социально-коммуникативная компетентность 1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем. 2. Умение получать необходимую информацию в общении. 3.Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам. 4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. 5. Умение спокойно отстаивать свое мнение. 6.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей. 7. Умение принимать участие в коллективных делах. 8. Умение уважительно относиться к окружающим людям. 9. Умение принимать и оказывать помощь. 10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Формирование компетентностей предполагает смену используемых педагогами технологий, форм, методов обучения. Адекватные компетентностно-ориентированному подходу образовательные технологии должны обеспечить создание условий, вынуждающих детей к собственному целеполаганию, самоорганизации, групповой деятельности в ситуации недостатка или избытка ресурсов. Главная задача педагога теперь состоит в оптимизации образовательной среды, в центре которой стоит деятельность ребенка.

6 слайд

Описание слайда:

Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. Основная цель педагогической работы – воспитать из каждого ребенка социально зрелую личность, готовую к самоопределению, способную к адаптации и самореализации на каждой ступени своего развития. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: - охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие; -развивать творческие способности детей через приобщение к общечеловеческим ценностям; - обеспечивать преемственность между сферами социального становления ребенка: семья - детский сад – школа. Ключевые компетентности наиболее органичны дошкольному возрасту, так как именно в этот период времени у детей закладываются основы способности жить в обществе, а значит понимать и принимать его правила, учиться общаться и самостоятельно учиться.

7 слайд

Описание слайда:

Именно в дошкольном возрасте ребенок получает все необходимые механизмы для приобретения ключевых компетентностей – он развивается в деятельности в условиях непосредственного общения с разными людьми, во взаимодействии с различными объектами и предметами. Компетентность, как личностная характеристика, включает в себя имеющиеся у ребенка знания, опыт их приобретения и использования, особенности действий, отношение к деятельности и действительности и проявляется как успешная результативная деятельность в конкретной ситуации. Целенаправленный систематический сбор информации о достижениях, интересах, предпочтениях детей позволяет оценить актуальное состояние и динамику развития каждого ребенка и группы в целом. Результаты фиксируют в журнале достижений, детских портфолио, анализируют и учитывают при формировании подгрупп детей, в планировании, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка. Основной принцип взаимодействия с детьми – педагогика сотрудничества, доброжелательное отношение к ребенку. Совместная деятельность позволяет лучше понять друг друга, установить доверительные отношения. В педагогической работе с детьми используют метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Метод проектов актуален и очень эффективен, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В процессе работы над проектом расширяются знания детей об окружающем мире, стимулируется их познавательная активность, развивается творчество.

8 слайд

Описание слайда:

Компетенция – это результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетентность – рассматривается как результат образования, выражающийся в овладении детьми определённым набором (меню) социально востребованных способов деятельности, а также в опыте присвоения деятельности. Таким образом, применение базовой модели описания объекта, явления, процесса, позволяет решать ряд дидактических задач и формировать технологическую компетентность: Развивает любознательность, проблемное мышление на занятиях, в процессе бесед, игр, тренингов познавательного характера, где необходимо системно рассмотреть с детьми изучаемый материал. Формирует у детей классификационные навыки, умение действовать по алгоритму, строить законченное описание любого объекта по схеме: объект – это – (животное, растение, предмет, явление, процесс...) – присвоение категории; который – (к чему относится?) – обобщающее понятие и служит для чего? – (его функция, если это предмет);

9 слайд

Описание слайда:

Результаты педагогического опыта: - овладение технологией проектного метода для стимулирования субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности; - обогащение педагогического опыта по моделированию предметно-развивающей среды в группе; - повышение уровня начальных ключевых компетентностей воспитанников; - активное участие в конкурсах и выставках, организуемых в ДОУ. - У детей формируется представление, что источником информации является окружающий мир. - Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний. - Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности. - Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. - Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам, общему и своему результату.

10 слайд

Описание слайда:

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников в разных видах деятельности. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д). Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Я считаю, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия детей, родителей и других членов семьи. Метод проектов – способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и ребенка, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Использовать технологию определенной программы - не означает работать по программе. Технологии универсальны, а мировоззрение (образовательные ценности), цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) - разные. Главное - понимание того, что любая технология позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.

«Ключевые компетентности дошкольного детства» Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или утренний групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г.Г.Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. 11. Доронова и др.). Предтечей тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.

И всё же найти в современной методической литературе описание методики организации и проведения группового сбора или методики включения детей в совместное со взрослыми планирование тематического проекта почти невозможно. Для того что бы описать методику организации и проведения группового сбора - самой органичной формы становления и развития у детей ключевых компетентностей - мы обратимся к практическому опыту международной образовательной программы Step by step (российское название - «Сообщество»). Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение - та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат. Вся жизнь человека среди других людей - сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью

внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам - в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т.п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечномного больше. И все они - с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли - воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре... Следовательно, и коммуникации, и деятельность будут протекать в разных партнёрствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их - это сфера проявления социальной компетентности.

Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами - пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

Ребёнок действует - и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

В этом смысле групповой сбор в детском саду - время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор -- это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция - круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность - способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности. В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование - это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей. Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора.

Компетентности

Реализация компетентностей

Социальная

умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т.д.

выборе места для действия, выбор партнёра для совместной деятельности - сверстника, воспитателя, другого взрослого.

Коммуникативная

возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь.

игры, в общение, обмен новостями.

Информационная

навык использования различных источников информации для достижения целей.

обращение к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержании проектов, способов действий.

Деятельностн ая

способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.

выбор и планирование дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.

З доровъесберегающ ая

умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья - производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

самостоятельное регулирование активности: отдых, свободный выбор позы, длительность и скорость выполнения конкретного дела.

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

Наталья Курышева
Исполнение ФГОС на завершающем этапе дошкольного образования

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни , предъявляя ребенку новые правила и требования, к которым нужно

адаптироваться и привыкнуть.

Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования . Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Преемственность детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни , нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Преемственность способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от формирования у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду учат размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

ФГОС ДО предусматривает преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального школьного образования .

Основанием преемственности д/с и школы выступают целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

В нашем дошкольном учреждении познавательно-исследовательская деятельность проводится в соответствии с требованиями ФГОС ДО : образовательная деятельность осуществляется с использованием современных образовательных технологий современных образовательных технологий .

Реализация проектов «День птиц» , «День Земли» , «Люблю тебя, мой край родной» и т. д. показали большую заинтересованность всех участников процесса : детей и взрослых (родителей и педагогов) . Каждый реализованный проект транслируется на большом экране с помощью презентаций.

Воспитанники с удовольствием принимают участие в создании дидактических игр с использованием информационно-коммуникативных технологий. Движущаяся картинка легка для детского восприятия, собирает внимание детей, интересна сама по себе. Так дошкольники лучше усваивают изучаемый материал, проявляя больший интерес к знаниям.

Педагоги подготовительной группы прошли курсы повышения квалификации «Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники » по программе «Конструирование и робототехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ». Таким образом , дошкольники получают квалифицированную помощь в освоении такого трудоемкого, но очень увлекательного процесса конструирования. Наши воспитанники участвовали во всероссийском конкурсе по робототехнике «Икаренок» . На городских соревнованиях мы представляли 2 проекта - «Строители города будущего» и «Мы – военные» . Дети получили дипломы и подарки. Проект «Мы – военные» прошел в региональный конкурс. Наши дети получили замечательные подарки, а д/с - денежный сертификат на покупку конструктора. Большую и важную поддержку дошкольникам оказывают родители . Без их активного участия не обходится ни одно мероприятие. Для совместного представления опыта по конструированию на конкурсе дети вместе с родителями изготавливали поделки, придумывали костюмы, декорации.

Наши воспитанники очень любят играть с конструктором, мы используем его и в образовательной деятельности , и на различных праздниках и развлечениях.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

В нашем д/с проводится огромная работа в этом направлении. Эта тема отражается и на занятиях, и в индивидуальной работе, и в работе с родителями. В календарно-тематическом планировании заложены темы «Азбука вежливости и доброты» , «Давайте дружить» ; ситуативные разговоры, беседы, игры также помогают воспитанникам активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В нашей группе создана развивающая среда в соответствии с требованиями Стандарта, поэтому дети с удовольствием играют в различные игры, выполняя необходимые правила, сами могут придумывать сюжеты игры, сами следят за соблюдением правил.

Поэтому следующий ориентир позволяет нам говорить о том, что к концу учебного года ребенок будет обладать развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Работа по развитию речи у нас ведется в соответствии с реализуемой в детском саду Программой. Но некоторые дети не могут выразить свои мысли, затрудняются в составлении рассказов, пересказе художественных произведений. В основном, это дошкольники , имеющие заключения ПМПК и диагнозы общего недоразвития речи. Коррекция речи воспитанников в нашем детском саду осуществляется с помощью учителя-логопеда.

В нашей группе развитию моторики уделяется большое внимание на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, конструированию и, конечно же, в свободное от занятий время. У детей хорошо развита моторика, практически у всех детей этот навык развит в соответствии с их возрастом.

Таким образом , к концу года у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Этот ориентир тесно связан с познавательно-исследовательской деятельностью. Так, ребенок участвует в реализации проектов, тем самым можно говорить о том, что - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дети подготовительной группы большие почемучки, но они не только задают кучу вопросов, но и сами ищут на них ответы, объяснения происходящее. У наших детей имеется хороший багаж знаний об окружающей действительности, о природе, о родном крае и Родине.

Дошкольная образовательная организация и начальная школа должны составить единый план, включающий в себя деятельность в рамках двух ключевых направлений : совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой.

Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Это будет также способствовать организации более тонкой учебно-методической преемственности между двумя образовательными организациями .

Формы осуществления преемственности :

I. Работа с детьми :

1) экскурсии в школу; (осуществляется)

2) посещение школьного музея; (осуществляется)

3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; (осуществляется)

4) участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

5) выставки рисунков и поделок; (осуществляется)

6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

(осуществляется)

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

8) участие в театрализованной деятельности;

9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. (осуществляется)

II. Работа с педагогами :

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

2) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

3) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

5) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями :

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Ключевой фигурой в осуществлении преемственности работы ДОУ и начальной школы являются педагоги этих образовательных организаций . Наличие между ними взаимосвязи, стремления помочь друг другу будет являться залогом успешной адаптации ребенка к условиям начальной школы.

Выиграют от этого все, особенно дети.

Департамент образования, науки и молодежной политики

Новгородский институт развития образования

Великий Новгород

ББК 74.264 Печатается по решению

Р 17 РИС НИРО

Рецензенты:

, ведущий консультант управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области;

, заведущий МАДОУ № 92 «Радуга», В. Новгорода.

Лидия Свирская, Лариса Роменская

Данное методическое пособие предназначено руководителям и педагогам ДОУ

ББК 74.264

© Новгородский институт

развития образования, 2014

Наш рецепт внедрения ФГОС

дошкольного образования

к. п.н., доцент кафедры педагогики и психологии,

ОАУО «НИРО», В. Новгород;

специалист УМЛ ОАУО «НИРО», В. Новгород

Собственно ФГОС и воспринимается, как некая рецептура, которой нужно следовать. Вот только следовать не желательно, а обязательно.

Потому что в соответствие с Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало первой ступенью государственного общего образования.

Для семей и, соответственно, для детей, дошкольное образование обязательным (пока еще) не является. Никто не будет ходить по домам и спрашивать «Почему ваш ребенок не посещает детский сад?», особенно в тех ситуациях, когда мест не хватает. А вот для государственной (бюджетной), муниципальной (любых форм собственности) системы дошкольного образования соответствие требованиям ФГОС обязательно.

Зачем нужен стандарт?

Стандарт это то, что призвано направить деятельность огромной системы, но не подчинить каждый отдельный детский сад. Определить качество процессов в деятельности во всех учреждениях системы, но не подвести под ранжир каждого конкретного ребенка.

Российская система образования – школы, детские сады достаточно поздно вступили в процессы трансформации, диверсификации , технологизации, информатизации, глобализации , в которых все страны (наука, частично производство) находятся уже несколько десятилетий.

Общемировые изменения и наше отставание с изменениями ставят нас перед самым мощным вызовом во всей истории. Косметического ремонта или косметического преобразования уже недостаточно, нужны фундаментальные глубокие реформы. Эти реформы касаются философии и теоретических основ образования, целей, дидактических и методических подходов, принципов педагогического действия и оценки результатов. Как сейчас говорится всей архитектоники образования или образовательной парадигмы.

Признаки смены образовательной парадигмы

1. Переосмысление предназначения образования как такового.

До недавнего времени основной идеей существования образования была передача накопленного культурно-исторического опыта последующим поколениям. Эта парадигма больше не является ведущей.

Современная система образования нацелена на развитие у ребенка (воспитанника, ученика) умений, обеспечивающих его собственную готовность учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Чтобы этого достичь, недостаточно просто сменить одни цели на другие. Необходимо изменить все теоретическое обоснование, всю методическую базу.

Изменить, значит уйти от чего-то и прийти к чему-то качественно другому.

Примерно 15 лет назад европейская система дошкольного образования рассталась с конструктивистской методологией и опирается в нынешнем своем состоянии на социальные и культурные концепции детства. В основе – теоретические подходы, разработанные в начале прошлого века. Сущность – образование это процесс со-конструирования (совместного конструирования) смысла.

2. Понимание того, что образование не привязано к одной конкретной институции (дошкольной организации, школе, училищу, институту).

Образование, как образ мира, ребенок (дошкольник) получает повсеместно. Не только детский сад, а, и прежде всего, семья, весь близкий и далекий мир с его неконтролируемыми информационными потоками, культурно-образовательные, спортивно-оздоровительные и пр. учреждения постигаемый им физически или только мысленно.

Признание множественности источников образования ребенка, это признание объективной реальности, требующее изменения целей и технологий организации образовательной деятельности.

3. Философия образования, основанная на единстве образования от рождения на всю жизнь.

Постоянные изменения экономики и рынка труда, возросшая децентрализация труда требуют, помимо узко профессиональных знаний, целого ряда личностных качеств и ценностных установок, способности к коммуникации, умения работать в команде и т. п. Эти изменения востребуют такие качества личности, как инициатива, активность, умение и желание учиться, принятие на себя ответственности, креативность, готовность к инновациям. Все эти качества – как убедительно показывают исследования – закладываются в период раннего и дошкольного детства. Не приобретение знаний, но развитие компетентности – вот базовая цель всего современного образования. С самого раннего детства, на протяжении всего образования и в течение всей жизни.

Чем мы располагаем для внедрения ФГОС?

· Знанием того, что такое «ключевые компетентности».

· Навыком ведения педагогических наблюдений.

· Опытом использования интегрированного комплексно-тематического подхода к организации дошкольного образования.

· Умением опираться на интересы и потребности детей.

· Опытом разработки микро-программ поддержки детей, имеющих яркие индивидуальные особенности.

· Комплексом методических и дидактических пособий, обеспечивающих работу воспитателей дошкольных организаций.

В разных дошкольных учреждениях, более того, разными педагогами в одном учреждении эти знания и профессиональные навыки применяются по-разному. Знание – есть, дальше – дело профессиональной ответственности.

Перечень и содержание ключевых компетентностей соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Ключевые компетентности на

этапе раннего детства

Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Ребенок владеет активной речью, включенной в общение;

может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения искусства и культуры.

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (лазанье, бег, перешагивание и пр.)

Социальная компетентность: ребенок проявляет интерес к сверстникам и взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние; включается в решение проблем игрушек (пожалеть, накормить, уложить спать и пр.).

Деятельностная компетентность: ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; реализует задуманное, радуется процессу и результату.

Коммуникативная компетентность: ребенок подражает действиям взрослого, использует речь, мимику и жесты при выражении желаний и чувств; откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.

Информационная компетентность: ребенок проявляет признаки интереса, любопытства; обращается к взрослому, сверстнику, книге, как источнику информации.

Ребенок охотно выполняет движения имитационного характера; участвует в подвижных играх; осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.); чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДО.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства

Ключевые компетентности на этапе дошкольного детства

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности , конструировании и пр.

Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребенок владеет формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет знаком с произведениями детской литературы обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы, естествознания, математики истории и т. п. ребенок способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий;

делает выбор и принимает решение;

договаривается о совместных действиях, работает в группе;

прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).

Социальная компетентность: ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

Коммуникативная компетентность: ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты;

задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

Здоровьесберегающая компетентность:

ребёнок осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности, в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.

Информационная компетентность: ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет)

Управленческие риски внедрения ФГОС

По: ж-л Управление дошкольным образовательным учреждением//№ 1, С. 6-15.

Риск «избыточности образования». У руководителей разного уровня и у некоторых педагогов есть страх того, что без специально организованных занятий воспитатели не научат детей, не подготовят их к школе. Следует еще раз обратить внимание на то, что ЗУНы не являются самоцелью дошкольного образования!

Риск «опережающего менджеризма» – «часто мы имеем менеджеров, за которыми нет идеологии, тем более нет идеологии развития в разных вариантах». Но проявляющих особо высокую степень активности в опережающем контроле образовательной практики.

Еще не все понимают, что ФГОС дошкольного образования – это изменение всей системы дошкольного образования.

Нормативно-правовые документы, важные для понимания сущности преобразовательных действий (выдержки):

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 12. Образовательные программы.

П.1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми , учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями .

П. 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

П. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии …

П. 3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих технологий.

П. 10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления , осуществляющие государственное управление в сфере образования, не в праве изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 17 . Формы получения образования и формы обучения

П. 1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

П. 2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности …

Статья 28 . Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

П. 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования , выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам .

П. 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся…

3). Предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о результатах самообследования.

П.7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ…

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а так же хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Статья 64 . Дошкольное образование.

П. 2. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией обучающихся.

П. 6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствие с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Конвенция о правах ребенка

Педагоги часто упоминают этот документ, называя статьи, определяющие право ребенка на жизнь, образование, защиту, игру.

Мы обращаем внимание на статьи, которые педагогами никогда не упоминаются: ст. 12 и ст. 13.

Несмотря на тесную связь между статьями 12 и 13, в них разрабатываются разные права. Свобода выражения мнения (ст. 13) связана с правом иметь и выражать свои мнения, а также запрашивать и получать информацию по любым каналам. Таким образом, на государство-участника налагается обязательство не препятствовать выражению мнений детей или доступу к информации, а также защищать право детей на доступ к средствам связи и публичному диалогу. В свою очередь статья 12 связана с правом выражать мнения непосредственно по вопросам, которые затрагивают ребенка, и правом участвовать в процессах и решениях, влияющих на его жизнь. В соответствии со статьей 12, государства-участники обязаны создавать необходимую правовую базу и механизмы для облегчения активного участия ребенка во всех затрагивающих его действиях и в процессе принятия решений , а также выполнять требование уделять должное внимание выраженным таким образом взглядам. Однако создание обстановки уважения детей, способствующей выражению ими своих мнений в соответствии со статьей 12, также способствует расширению возможностей детей для осуществления своего права на свободу выражения мнений.

Для создания благоприятных условий осуществления статьи 12 нужна готовность к изменению ошибочных представлений о способностях детей и созданию таких условий, в которых дети могли бы развивать и проявлять свои способности. Также необходима готовность к выделению ресурсов и обеспечению подготовки кадров.

Развитие процесса участия детей – одна из самых сложных проблем для всех стран вне зависимости от истории демократии. Помимо субъективных стереотипов и мифов о возможности участия детей разных возрастных групп, существуют свои объективные особенности и трудности.

Педагоги ссылаются на:

Недостаточный уровень развития детей,

Уязвимость позиции детей,

Подверженность влиянию старших,

Особый юридический статус (дети – граждане в процессе становления),

Коммуникативный барьер между взрослыми и детьми из-за психологических, ценностных различий, возможностей для самовыражения.

Вывод:

существующие сейчас тактики взрослых при «обеспечении права участия»:

– манипуляция мнением детей («культурное продавливание»);

– декорирование: мнение детей учитывается в той мере, в которой это соответствует интересам взрослого;

– детям предлагается высказывать свое мнение, но по очень узкому кругу вопросов и пр.

Что важно помнить при осмыслении требований ФГОС ДО, корректировке (разработке) общеобразовательной программы ДОУ и организации работы с детьми

Некоторые особенности современных дошкольников

( на основе данных исследований, проведенных ЮНЕСКО [Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они? //Обруч. – № 1, 2009. – С.3-6].)

Младенцы отличаются повышенной чувствительностью, эмоциональностью, тревожностью; в целом для них характерна повышенная потребность в получении информации; большой объём долговременной памяти; смысловое восприятие мира и речи, основанное на образах.

Дошкольники характеризуются комплексным развитием мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); более высоким уровнем интеллекта (высокий уровень – 130 IQ, а не 100; раньше такой IQ встречался у одного ребёнка из десяти тысяч); повышенной потребностью к восприятию информации, поиском возможности её удовлетворения. Если не получают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объём долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной – выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Не испытывают стресса при контакте с техникой (компьютером, мобильным телефоном и пр.).

У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришёл вопрос «зачем?». Если раньше у ребёнка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребёнок понимает и принимает смысл поступка или действия, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. Отмечается их врождённое стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают актуального уровня развития: дети двух-трёх лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей четырёх-пяти лет.

Некоторые особенности образовательной ситуации в ДОУ Новгородской области

В учреждениях образования области, реализующих программы дошкольного образования, наблюдаются такие явления как

Ориентация образовательных практик на обеспечение субъектной позиции ребенка за счет медленного, сложного, но освоения педагогами методики ведения педагогических наблюдений, метода образовательных проектов, стратегий индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

Рост количества услуг дополнительного образования в ДОУ и/или учреждений дополнительного образования, обеспечивающих расширение социального горизонта для детей, дифференциацию и индивидуализацию образования дошкольников.

Некоторые особенности социальной среды

Развитие общества подвержено своим законам, имеет свои тенденции, если не напрямую, то косвенно влияющие на ситуацию в развитии детей и особенности работы учреждений дошкольного образования.

Например:

· тенденция миграции населения в сторону больших центров (В. Новгорода, Ст. Руссы, Боровичей);

· тенденция спада рождаемости в дотационных районах области;

· тенденция развития информационных технологий и роста доступа населения к информационным потокам;

· стратификация (расслоение) общества по социально-экономическим признакам без явного разделения детского населения на уровне дошкольного образования.

Некоторые положения, принципиальные для понимания текущей ситуации в развитии воспитанников ДОУ

При оценке развития больших групп («большие группы» это все дети раннего возраста – 8155; все дети младшего дошкольного возраста – 12047; все дети старшего дошкольного возраста – 11987), важно понимание того, что дети не только персонально изменчивы, но и массово переходят из одной ситуации развития в другую – вырастают из раннего возраста, взрослеют, становясь старшими дошкольниками*.

Ни возрастную динамику развития конкретного ребенка, ни итоговый уровень развития группы дошкольников к моменту перехода из детского сада в школу нельзя рассматривать как прямой результат реализации программы дошкольного образования в отдельном образовательном учреждении или в отдельной группе детского сада. Дошкольное учреждение только предлагает различные возможности для развития ребенка как индивидуума, скорость же, уровень и специфика развития каждого отдельного ребенка детерминируется суммой его индивидуальных возможностей, условиями жизни в семье, особенностями социокультурного окружения и прочих перечисленных выше факторов.

Помимо детских садов дети получают не меньше, если не больше стимулов к развитию и образованию в семье, в собственной жизнедеятельности (жизнетворчестве), в социальных контактах, в учреждениях дополнительного образования и пр. пр. пр.

В итоге:

Дети

Семьи

Социальная среда

Законодательство

Обладают высоким потенциалом развития.

Развиваются по «своей траектории»; каждый ребенок и его семья – образовательный ресурс для других детей.

Большинство родителей вкладывает в развитие ребенка достаточно много сил и ресурсов.

Отличается многообразием.

Нацеливает ДОУ на осознанный выбор образовательных стратегий, соответствующих ситуации – интересам, потребностям детей, семей, общества, ресурсам местного сообщества.

Организуют образовательную деятельность, основанную на окультуривании ЗУН, опыта действий и отношений (компетентностей), полученных детьми самостоятельно и в кооперации с другими.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Анализируем и изменяем предметно-развивающую среду

детского сада

Группы раннего возраста

Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия. Стремление к автономности – вот доминанта, оказывающая самое действенное влияние на ход и содержание развития ребёнка раннего возраста. Автономность – и условие, и результат развития инициативности и самостоятельности.

Дошкольные группы:

младший дошкольный возраст


Цели и задачи организации работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 5 лет)

Содействие дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских способов, обучение способам фиксирования с помощью знаков, слов, схем своих действий, свойств и признаков предметов, результатов действий.

Развитие инициативы и активности в речевом общении. Формирование первичного опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации). Стимулирование развития различных форм речевого творчества. Развитие двигательных навыков и умений. Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Формирование навыка элементарного саморегулирования активности. Формирование первого опыта участия в спортивной жизни ДОУ. Знакомство с основами безопасности. Приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Дошкольные группы:

старший дошкольный возраст

Цели и задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 7 лет)

Поддержка развития познавательной инициативы и активности. Содействие формированию целостного образа интересующих детей предметов, явлений, отношений. Развитие навыков рефлексивности.

Развитие двигательных навыков и умений. Развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). Развитие навыков самоорганизации, самопонимания, самопрезентации. Воспитание привычек здорового образа жизни. Приобщение к спортивной жизни города, страны.

Доминанта развития детей дошкольного возраста – в проявлении избирательности (готовности к выбору), овладении культуросообразными способами социального поведения.

МЕНЯЕМ РАСПОРЯДОК ДНЯ

ДОУ должны уйти

от жесткой регламентации жизни дошкольников.

В основе организации жизни в группе должны быть принципы:

· Доверие к ребенку, его возможностям, его индивидуальности.

· Понимание единства психического и физического развития ребенка, обеспечение достаточного объема двигательной активности.

· Целостный взгляд на жизнь ребенка, основанный на признании достоинств семьи и детского сада.

· Приоритет свободной игры как наиболее органичной для дошкольника деятельности.

· Вариативность, версионность, гибкость воспитательно-образовательного процесса, отказ от программирования деятельности детей.

· Открытость пространств и – как следствие – широкие возможности для выбора.

· Разновозрастность, как пространство социализации и приобретения опыта разных позиций.

· Ценность детского сообщества как пространства приобретения опыта выстраивания отношений с другими, обретения своих границ при столкновении с границами другого.

МОДЕЛЬ 1:

Технология организации жизнедеятельности детей

«План-дело-анализ»

Распорядок дня

Участники

Приход, общение, игры, завтрак

Детский совет

(групповой сбор)

Воспитатель: модератор

Основной состав группы, воспитатель, гости (родители и др.); в дни выбора темы проекта и планирования

(ст. воспитатель, специалисты ДОУ)

Работа в центрах активности на основе самоопределения

Воспитатель (в вариантах): ведет наблюдения; оказывает помощь и поддержку; обучает желающих детей чему-либо в одном из центров

Дети, воспитатель, гости (родители воспитанников), по возможности специалисты ДОУ

До детского совета или после него и работы в центрах

Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное)

Основной состав группы

В одно время с самостоятельной работой в центрах

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, лечебно-оздоровительные процедуры

Дети, имеющие особые потребности, специалисты

(в дни, когда нет музыкального или физкультурного занятия) или 10.30-10.40

Подведение итогов работы в центрах

Основной состав группы

Технология «План–дело–анализ» основана на: