Поляки: характер, национальные черты, культура. Менталитет поляков

Национальные особенности поляков отражают сложную историю народа, которая оказала огромное и не всегда положительное влияние на взгляды и поведение поляков. Но некоторые из этих особенностей поляки унаследовали также и от своих предков.

Профессор истории Войцех Рошковский перечислил исторические факторы, повлиявшие на национальный характер поляков: отсутствие государственного абсолютизма в Содружестве, слабость буржуазии, упадок дворянской культуры в 18-м веке, потеря государственности, долгая неудачная борьба за независимость в 19-м веке, быстрое развитие крестьянства, нелепости и противоречия, существовавшие в Польской Народной Республике.

Трудное наследие

В отсутствие духа среднего класса с его трудолюбием и обширной экономической активностью, в Польше доминируют не всегда славные и достойные модели культуры – такие как склонность к спорам на местном, государственном и парламентском уровнях (в Европе словосочетание «польский парламент» имело очень негативное значение), скандалам и крайнему индивидуализму. Последняя особенность нашла отражение в очень популярной поговорке: «Дворянин у себя в поместье равен палатину» (она означает, что над дворянином в его имении нет начальников, и поэтому ему не нужно уважать других людей).

.

.

.

.

.

.

Дворяне: надгробный портрет, 17-й век.

Длительное отсутствие государственности, поражение национальных восстаний в 19-м веке, трагедии Второй мировой войны и послевоенного времени создали у поляков чувство несправедливости и склонность к мученичеству.

Многое можно было бы сказать по поводу негативного воздействия социалистического государства на сознание поляков. Социалистическое государство давало им работу, зарплату и жилье, и заботилось – по крайней мере, согласно официальной пропаганде – об основных потребностях своих граждан. С другой стороны, оно не слишком хорошо знало своих граждан; жителей страны контролировали, вознаграждали их не за их реальные заслуги, а по усмотрению власти (люди знали, что успех в жизни зависит не от работы, а от позиции в обществе и привилегий). Поэтому поляки не чувствовали ответственность за страну и место своего жительства. Отношение к государству, как к инопланетному существу, на решение проблем которого рядовой человек никак не мог повлиять, привело к потере интереса к социальным проблемам, о чем свидетельствует низкий уровень участия в выборах на государственном и местном уровнях после 1989-го года. Явка избирателей на выборы в Польше не превышает 50%, за исключением выборов 2007-го года (53,9%), когда молодые поляки спешили на избирательные участки для того, чтобы снять правительство Ярослава Качиньского из партии «Право и справедливость» (“Prawo i Sprawiedliwosc”, PiS) . Это подтверждают результаты недавнего социологического исследования «Общественная диагностика-2011», которое показало, что поляки прежде всего сосредоточены на своих собственных делах и своей семье и для 20% (!) поляков не имеет значения, живут ли они в демократическом обществе или нет.

Позитивным наследием периода социализма является то, что живя в состоянии постоянного экономического кризиса, поляки научились находчивости, и за рубежом многих из них воспринимают как сотрудников, которые могут хорошо справляться с работой при любых обстоятельствах. Когда в конце существования Польской Народной Республики начали появляться более благоприятные для этого условия, люди начали активно строить капитализм с нуля – в буквальном смысле, с уличной торговли.

Сатирическое изображение поляков в телепрограмме «Кабаре Ольги Липинской».

Психологический портрет поляков

Психологический портрет поляков богат цветами и оттенками, в том числе и темными. По словам профессора психиатрии Евгения Бжезицкого, у поляков скиртотимический тип личности, характеризующийся недолго удерживающимся энтузиазмом, вычурностью и фантазией, смелостью, самоотверженностью, настойчивостью и терпением в трудных ситуациях, но также беспечностью и безрассудством в периоды успеха. Другой психолог, профессор Казимеж Домбровский, составил свой собственный каталог достоинств и недостатков типичного поляка. К недостаткам можно отнести чрезмерную эмоциональную возбудимость, подозрительность и недоверие, легкомыслие, поверхностность, восприимчивость к внешним впечатлениям (жестам, улыбкам, образу жизни), склонность к крайнему индивидуализму и протесту, низкие организаторские способности, отсутствие достаточного самоуважения, склонность выражать мнения, основанные на эмоциях, а не на рационально обдуманных фактах. К достоинствам относятся: склонность к романтизму и духовность, мужество, героизм, мягкость, отсутствие жестокости, верность, выполнение обязательств, глубокое чувство свободы, самостоятельность, независимость и индивидуальность, а также большой потенциал в различных областях.

В повседневной жизни эти достоинства и недостатки соединяются друг с другом, что не всегда приводит к лучшим результатам. Примеры:

  • стремление к свободе сильно во время ее отсутствия, но полученная свобода не всегда используются надлежащим образом (борьба за независимость во времена Польской Народной Республики и неучастие в общественных делах после 1989-го года);
  • мобилизация сил при необходимости, но отсутствие сотрудничества далее, споры и расколы (например, разделение бывшей «Солидарности» и враждебное отношение некоторых ее активистов к ее бывшему лидеру Леху Валенсе);
  • стремление к законности, но при этом подобное антизаконное поведение.

Религиозность

Для среднестатистического иностранца особенно отличительной чертой польского характера кажется религиозность. Но выясняется, что даже здесь не все так благополучно. Как отметил социолог Эдмунд Левандовски, польская религиозность «интеллектуально мелка, избирательна, фанатична и морально неэффективна. (…) Более всего уважается церковная мораль (участие в церковных службах), слабо осознаваемая строго религиозная мораль (евангельские идеалы) и по-разному принимается естественная мораль (связанная с Десятью заповедями).

Паломничество в Ченстохов, 2010;-й год; паломники одеты в народные костюмы города Ловича

Две Польши

Несмотря на эти универсальные черты характера, можно легко заметить, что поляки глубоко различаются по своему образу мыслей, что прекрасно иллюстрируют карты политических выборов. И снова драматическая история этой страны – разделы и послевоенные миграции – играет в этом огромную роль. Как видно из этих карт, разделение Польши на консервативную (Восточная и Южная Польша) и либеральную (Западная и Северная Польша) часто точно совпадает с границами старых разделов.

Парламентские выборы

2007-го года:

Президентские выборы 2010-го года:

Польша А

Поляки из северо-западных районов – так называемой Польши А, в которую входят экономически развитые земли, ранее принадлежавшие Германии (Нижняя Силезия, Померания), – это иммигранты: в основном репатрианты с восточных территорий, утраченных Польшей после Второй мировой войны, а также принудительные рабочие из Германии, солдаты с Запада, люди, переехавшие сюда из переполненной центральной Польши – теперь эту территорию населяют, очевидно, их потомки. Мобильность жителей этих районов способствует развитию либеральных взглядов, так как она подразумевает открытость миру, восприимчивость к любой новой информации и принятие более цивилизованных культурных моделей. Следовательно, западные и северные поляки менее зависимы от мнения местного окружения, и, несмотря на свою традиционно польскую (но менее выраженную) религиозность, католическая церковь имеет гораздо более слабое влияние на них. Немаловажным для мировоззрения и менталитета населения, исконно проживающего в Польше А (Wielkopolska – Великой Польше) оказался длительный контакт с культурой протестантской Пруссии и подход ее жителей к жизни. В результате, население этой территории Польши более открыто и экономически активно, а не пассивно ждет каких-либо милостей от государства (ранее – от царя) или Бога, что характерно для Польши Б.

Польша Б

Районы восточной и южной Польши, так называемой Польши Б, беднее, менее экономически развиты (захватчики не развивали здесь промышленность) и ранее принадлежали Российской империи. Именно здесь набирает на выборах больше голосов консервативная правая партия (ПиС), которая обращается к романтической модели патриотизма, основанной на святости символики и чувств. Из-за отсутствия мобильности (80% населения жили здесь поколениями) люди здесь выступают за сохранение традиционного уклада, проявляют отвращение к любым изменениям, испытывают глубокое недоверие к внешнему миру (который кажется не очень интересным) и уважение к мнению соседей и священника, который часто является консультантом по социальным и политическим вопросам. Религия в этой части Польши является очень важной частью жизни, она влияет на политические взгляды и поведение людей.

Поляки нашего времени (2011)

Самый последний портрет поляков содержится в социологическом исследовании «Общественная диагностика-2011» (проводится каждые два года), которое проводит профессор Януш Чапиньский из Варшавского университета. Самый удивительный в условиях нынешнего кризиса, хотя и отражающий устойчивую тенденцию в обществе, результат этого исследования – это очень высокий (до 80%) уровень удовлетворенности условиями жизни. Это ставит под вопрос традиционную польскую любовь к жалобам: когда на вопрос «Как дела?» поляк отвечает: «Все так же беден». Однако подтвердилась также и типичная тенденция поляков сосредотачиваться на сугубо личных делах.

Условиями счастья для среднего поляка являются хорошее здоровье (63,7%), успешный брак (53,2%) и дети (47,2%). Ценности более высокого порядка ценятся меньше: лишь 3% поляков назвали условием успешной жизни свободу, 4,5% – образование, 4% – дружбу.

  • Oбраз современной польской женщины очень консервативен. Для средней полячки наиболее важными ценностями являются семья, дети и религия. Работа, друзья и деньги ценятся женщинами меньше, чем мужчинами. (Читайте также: , ).
  • Поляки хотят получать образование – процент людей с высшим образованием составляет 24%.
  • Польша также занимает второе место в мире по количеству 19-летних студентов (80%).
  • Еще одна тенденция – это снижение интереса к религии – только 42,7% поляков подтвердили, что посещают мессы четыре и более раз в месяц (в 1992-м году таковых было 55,7%).
  • Каждый шестой студент хочет эмигрировать из Польши.

У молодых поляков либеральных взгляды смешиваются с консервативными.

школьники

Несмотря на то, что они открыты миру и не имеют никакого предубеждения по отношению к Западу (в отличие от их родителей), знают иностранные языки, они также поддерживают и старомодные иерархические структуры общества.

Поляки 2016

Что прежде всего характеризует менталитет польской элиты? Невероятные спесь и гонор. С одновременным желанием переложить последствия этой спеси на кого-то другого, уверенность, что «заграница нам поможет». (Залусский). К этому следует также добавить исключительные презрение к собственному народу, алчность и продажность.

Вот мнение маршала Польши Юзефа Пилсудского о поляках во время войны 1920-го года: "…я же постоянно вынужден был следить за тем, чтобы не произошло предательства. Такая угроза существовала и в Генеральном штабе, и среди генералов, и в Сейме, и в Министерстве иностранных дел…Я победил вопреки полякам — с такими полячишками я вынужден был постоянно бороться. …В верховном командовании творились огромные злоупотребления. Не одно депутатское состояние было сколочено в результате злоупотреблений в военном хозяйстве".

Фактический основатель довоенной Польши Юзеф Пилсудский был для Польши великим человеком, что он считал для себя большой бедой. Но вот его слова, сказанные в 1927 г.: " «Я выдумал множество красивых слов и определений, которые будут жить и после моей смерти и которые заносят польский народ в разряд идиотов».

Накануне Второй мировой войны правительству СССР пришлось иметь дело, словами Черчилля и Пилсудского, с гнусными идиотами во главе Польши. Причем, как отмечал и Черчилль, это не случайность, а польская традиция. Можно даже сказать, что сажать себе на шею гнусных идиотов, — это польский национальный вид спорта. В 1939 г. польская элита отдала Польшу немцам — неприкрытым расистам, не считавшим основную массу поляков за людей, а Польшу — за государство. Польская элита двумя веками ранее ничем не отличалась от элиты ХХ века.

А что делается с Польшей в настоящее время? Не надо забывать, что в Польше второе десятилетие не стихает тяжелая, грязная антироссийская информационная война. Польскому населению каждый день с телеканалов и интернет-ресурсов перетекают ненависть к русскому народу и ложь на Россию, естественно, всякая ответственность за итоги Второй мировой войны с Германии снята, а, значит, вина возложена на Россию, на бывший Советский Союз.

В начале 2000-х годов — на Центральном вокзале в Польше красовалась огромная карта Речи Посполитой, от Балтики до Черноморья. Польша есть Польша во все века... Теперь Польша - верный сателлит США. С предложением создать крупнейшую базу НАТО в Восточной Европе в польском портовом городе Щецин выступил командующий силами альянса в Европе генерал Филипп Бридлав. Как пишет газета "Таймс", на этой базе будет размещено вооружение, боеприпасы, продовольствие с тем, чтобы обеспечить в кратчайшие сроки снабжение боевых подразделений НАТО в случае возникновения кризиса при возможном конфликте с Россией. Увеличение контингента альянса недалеко от границ РФ можно расценить, как подготовку к блицкригу в России.

Отметим, что глупость и своекорыстие правящих элит, выбирающих в правители негодяев и тупиц характерно не только для Польши. Постсоветская украинская элита в подражание польской выбирала себе каждый раз президента, который был хуже предыдущего. И дошла Украина "до самого краю" - развала экономики, гражданской войны и распада государства.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 8 национальных привычек и особенностей жителей Польши, которые помогут лучше понять жителей этой страны.

Они по-настоящему вежливые люди

Не удивляйтесь, если скинхед, случайно наступив вам на ногу, будет горячо извиняться. Поляки делают это на автомате. Рамки востребованной вежливости намного шире, чем в других странах.

К незнакомым людям поляки обращаются на вы, присоединяя конструкцию pan / pani / państwo (господин / госпожа / господа). Называть незнакомых «мужчина» (mężczyzno), «женщина» (kobieto) в Польше неприемлемо. В то же время обращения «девушка» (panno) или «молодой человек» (młody człowieku) используются пожилыми людьми по отношению к действительно молодым полякам, однако считаются устаревшими.

Этикет соблюдается и в деловой переписке. И тут иностранцу надо быть внимательным - например, в заявлении о приеме на работу мало написать: «Директору Ковальскому: прошу принять меня на работу» (это некультурно). Обязательно нужно извиниться за беспокойство. К директору обратиться «Уважаемый директор! Очень-очень прошу меня принять на работу», объяснить, почему вас стоит трудоустроить и как сильно вы за это будете признательны.

Они обожают жаловаться

Жаловаться - это любимый спорт поляков. Не пытайтесь с ними в этом соревноваться. Ответ «все хорошо» на вопрос «как дела?» считается неприличным (как это «хорошо»? Это подозрительно!). Жизнь не может быть легкой и хорошей! Польша - это «тихая гавань» с растущим ВВП в погруженной в кризис Европе. Ну да, вроде не почувствовали кризиса, но в Германии автострады все равно лучше...

Они соглашаются на предложения с третьего раза

Настоящий поляк несколько раз откажет перед тем, как согласиться, например, на угощение (сразу соглашаться некрасиво). В самой Польше, несмотря на количество отказов, гостя по-любому накормят, но за границей со своей привычкой отказываться из вежливости поляки, бывает, ходят голодные. Так что если случайно поляк окажется у вас дома - предлагайте минимум три раза: помощь, еду, какие угодно удобства, увидите - с первого раза не получите положительного ответа. Ну, может, только если данный экземпляр достаточно натерпелся за границей...

Они очень религиозны

Поляки весьма религиозны, каждое воскресенье большинство идет в церковь. Все дружно празднуют Пасху и Рождество, а самые важные праздники в стране - католические. Многие поляки делят жизнь на периоды: от крещения до первого причастия, от первого причастия до миропомазания, от миропомазания до венчания, от венчания до смерти. Прохожий в общении с мальчиком вполне может поинтересоваться у того, был ли у него уже ритуал первого причастия или только будет?

Даже жениться для поляка означает «венчаться». В Польше принято скреплять узы брака в церкви. При этом последняя даже заменила загсы, так как священники оформляют все государственные документы. Что интересно, в белом свадебном платье девушка может только венчаться. Его не принято надевать для гражданской церемонии в загсе.

Они массово учатся

В Польше высшее образование - это уже не престижно или модно, это обязательно. Учатся все, не всегда понятно зачем, но факт в том, что должность уборщицы без хотя бы среднего образования тяжело получить. К сожалению, культ образования не идет в паре с материальной компенсацией за труд, вложенный в учебу. Популярен анекдот: мать неграмотного Яши не может ему найти работу за минимальные деньги (с большой зарплатой он уйдет в запой), потому что такие маленькие зарплаты только для людей с высшим образованием. Но тут мы опять возвращаемся к теме «народного спорта».

Они запасаются едой

Поляки заботятся о своих детях и других родственниках, проживающих в других городах. «Слоик», то есть банка, - это неотъемлемый атрибут каждой польской семьи, которая отправила ребенка на учебу или мужа в командировку. В этих банках они возят мамину еду на всю длинную неделю: супы, вторые блюда, соусы, салатики, соленья и консервы. Без этого прожить в Польше невозможно, каждое воскресение все машины, автобусы и поезда просто переполнены банками, а на дороге иногда слышен характерный звук трущихся друг о друга стеклянных стенок. Если бы польским студентам запретили возить банки, они бы умерли от голода.

Для них все нации бывшего СССР - это русские

Для поляков все, кто живет на востоке от Польши, - русские. Пошло это еще со времен СССР, когда любых граждан Союза называли русскими. Поэтому не удивляйтесь, если, сообщив поляку о том, что вы приехали из Белоруссии или Украины, вы вдруг услышите от собеседника: «Ну а как там у вас в России?»

Они любят пытать иностранцев

Тут сливки 2 растут на деревьях. В склепе 3 можно купить пушку 4 , полную пива. Детей развлекают вечеринками 5 . Поляки, честно скажем, не самая организованная нация в мире, поэтому очень часто они что-то запоминают 6 . Чешутся 7 и много гадают 8 , когда спотыкаются 9 с друзьями. Гламурные девушки посещают салоны уроды 10 . По диванам 11 ходят, со стульев 12 едят, следя за тем, чтобы сохранять выгодный живот 13 . Страна благополучная - в каждом городе дворец 14 , а у каждого поляка свое собственное здание 15 . Все, кто работает, - получают пенсию 16 и неделями 17 обычно отдыхают.

Польско-русский словарь:

1. pytać (пытать) - «спрашивать».

2. śliwki (сливки) - «сливы».

3. sklep (склеп) - «магазин».

4. puszka (пушка) - «банка».

5. wieczorynka (вечеринка) - аналог передачи «Спокойной ночи, малыши».

6. zapomnieć (запомнить) - «забыть».

7. cieszyć się (чешется) - «радоваться».

8. gadać (гадать) - «болтать».

9. spotykać się (спотыкаться) - «встречаться».

10. salon urody (салон уроды) - «салон красоты».

11. dywan (диван) - «ковер».

12. stół (стул) - «стол».

13. wygodny żywot (выгодный живот) - «удобная жизнь».

14. dworzec (дворец) - «вокзал».

15. zdanie (здание) - «мнение».

16. pensja (пенсия) - «зарплата».

17. niedziela (неделя) - «воскресенье».

Национальный менталитет поляков столь же сложный и разнообразный, как и их история. Некоторые свои качества поляки переняли от своих предков, хорошие они или плохие, сложно сказать.

Польский профессор истории Войцех Рошковский в течение нескольких лет изучал менталитет своего народа, каждую из своих черт характера профессор предзнаменовал ряду исторических событий, которые по мнению Рошковского, сильно повлияли на польский менталитет. Профессор истории полагает, что слабая буржуазия, упадок дворянства в 18 веке, долгая и кровопролитная борьба за независимость своего государства и быстрое развитие крестьянства сыграло решающую роль в менталитете поляков.

Из-за сильно развитой индивидуальности, поляки любят спорить и ругаться абсолютно на всех уровнях своей государственности, начиная от местных советов до парламента. Европейцы уже давно подметили эту склонность и называют склочные и шумные места «польским парламентом».

Длительная борьба за независимость и трагедия второй мировой войны привела поляков к тому, что они склонны к излишнему мученичеству и повышенному чувству справедливости.

Жизнь поляков при социализме привела к тому, что большинство из них перестали беспокоиться за государство и каждый начал улучшать свою собственную жизнь, что привело к росту коррупции и большому хищению государственной собственности. Социологический опрос показал, что 20% поляков не волнует, при каком государственном строе они живут, их больше волнуют свои личные и семейные проблемы. В 1989 году впрочем, как и в остальные года, явка на выборы не превышает 50%, за исключение выборов 2007 года, когда молодые поляки решили сменить правящие круги и пошли массово на выборы, что привело к 54% явке избирателей.

Годы социализма оставили и позитивный след в польском менталитете, из-за постоянного экономического кризиса местное население научилось экономить и придумывать выход практически из безвыходных ситуаций. Европейские эксперты отмечают, у поляков такую черту характера, как креативность, и способность найти наиболее рациональный выход из сложившийся проблемы. Как только началось крушение Польской Народной Республики, некоторые предприимчивые поляки начали строить капитализм с нуля, начиная с уличной торговли и киосков.

По мнению профессора психологии Евгения Бзезицкого, у поляков сложный психологический портрет, в большинстве своем поляки имеют скиртотимический тип личности. Данный тип личности характеризуется кратковременным энтузиазмом, креативностью и фантазией и даже местами самоотверженностью и терпеливостью к сложным условиям жизни и труда. Но как только поляк получает первый успех, он становится безрассудным, беспечным и самоуверенным. Другой профессор психологии Каземиж Домбровский выделяет следующие недостатки: подозрительность и недоверие, чрезмерная эмоциональность, склонность к протесту и индивидуализму, слабо развитые организаторские способности и низкое самоуважение. К достоинству профессор относит следующие черты характеров поляков: мужество и героизм, мягкость и романтичность, верность и ответственность, глубокое чувство свободы и независимости.

Многим исследователям польского менталитета кидается в глаза большая религиозность, однако не все так хорошо выглядит на первый взгляд. Поляки часто посещают костелы и иногда фанатично преданы своей религии, но как только дело приходит к выполнению 10 заповедей и к морально облику, польская религиозность тает.

Многие польские женщины крайне консервативны, их ценности — семья, дети и религия. Польские мужчины более либеральны и больше чем женщины любят деньги, свободу и власть.

По статистике, поляки желают получать высшее образование, практически каждый 4 поляк имеет такое образование. Каждый шестой поляк возрасте до 30 лет, склонен к переезду в другую страну ради получения более высоко оплачиваемой работы. У молодых поляков тесно переплетаются как консервативные, так и либеральные взгляды на жизнь.

Не перестаю приятно удивляться менталитету поляков. Уже месяц я живу в Варшаве, две недели я и супруг работаем среди поляков и каждый день испытываем удовлетворение. Здесь никто не смотрит свысока на человека низкого по статусу, иммигранта, работающего в сфере обслуживания. Уважительное обращение, свойственное Европе, здесь заметно ощущается.

Я работаю в небольшой частной школе для малышей. Детей принимают от 1,8 лет до 8 лет. Обучение, игры и общение здесь только на английском. Сейчас детей в день находится от 15 до 18 человек. Три воспитателя-учителя занимаются с ними, деля на группы по возрасту. Днем совсем маленькие спят, а другие играют-занимаются. Я прихожу к обеду, готовлю им суп на следующий день и обед на этот. Разница в обеде в Украине и в этом заведении существенна. Здесь есть завтрак, в половине первого дети едят суп, а в три часа едят второе (мясо, картофель и салат, к примеру). Чуть позже им дают что-то сладкое (фрукты, печенье, конфеты). До половины шестого детей забирают домой.

Дети здесь разного происхождения. Есть дети иностранцев: две девочки-двойняшки из Швеции, они понимают только французский и английский, есть ребенок из Франции, есть девочка, у которой папа русский, у одного мальчика мама русская, другие дети из Польши, но неплохо понимают и говорят на английском. Между собой и в разговоре с воспитателями детям нельзя разговаривать на другом языке, кроме английского. Родители, забирающие детей, обычно свободно общаются с воспитателями на английском. Есть учительница французского, которая иногда приходит на занятие с некоторыми детьми.

Все комнаты, стены лестницы увешаны работами детей (рисунки, аппликации) подписанные именем ребенка. Есть плакаты с фотографиями семей воспитанников, где они в домашней обстановке, на отдыхе. Есть музыкальные инструменты для маленьких, есть мини-сцена и костюмы, которые дети используют для занятий театром. В холле есть подвешенный детский гамак, кресла-качалки для детей, огромная машина и вообще много красивых больших игрушек, развивающих и полезных. В одной детской комнате на всю стену висит доска, где можно рисовать всем детям мелом. На ней нарисованы воспитанники школы, подписаны их имена. И художник, нарисовавший их, отлично передал выражения лиц детей, их особенности.

Хотя я напрямую не работаю с детьми, а только вижу их дважды на обеде, я начинаю запоминать их необычные для меня имена. Например, одного малыша называют только Александр, другую девочку зовут Зужя, есть Оливер, есть Оливия… Некоторые дети перестают есть самостоятельно, отвлекаются, разговаривают и не едят. Тогда воспитатели их докармливают. Я тоже принимаю в этом участие, хотя мне сложно говорить по-английски. Я только говорю им: «Ит (кушай), гуд гёрл (хорошая девочка)». Называю имя, когда знаю, как зовут ребенка. Если я знаю, что ребенок знает польский, то говорю с ним немного по-польски.

Недавно я увидела, что один малыш идя, потерял один тапочек. Я его остановила и показываю на тапок. Так как хвост моих волос свисал над его головой, это вызвало у него неописуемый восторг. Он счастливо улыбался, трогал ручками мои волосы, как будто увидел чудо. Чуть позже он стал приносить мне на кухню свои машинки и показывать их. Я поняла, что вызвала симпатию у малыша и доверие. Но воспитатель сказала ему идти обратно в игровую.
Один мальчик лет четырех Жероми, по-польски меня часто спрашивает, что я готовлю. Ему интересна моя работа, и он любит кушать. Когда макароны не вмешаются в ротик, малыши часто их вталкивают пальчиками… Однажды я бросила в суп-пюре сухой розмарин, и он плавал маленькими палочками. Когда я кормила малышку, она трижды вынимала пальчиками изо рта крохотные палочки и показывала их мне. С тех пор я решила не использовать эту приправу.

Мне составляют меню, и обсуждают со мной. Некоторые блюда кажутся мне необычными. Например, недавно я готовила макароны, которые сверху поливала подливкой: взбитую блендером размороженную клубнику со сметаной и сахаром. Детки ели с удовольствием эту еду. Скоро я буду готовить русские пироги (так называют в Польше вареники с картошкой, творогом и жареным луком). Я неуверенна, что это будет вкусно… Хотя польский очень похож на украинский и русский, но есть слова, совсем разные. Например, когда мне не могут объяснить: что представляет собой блюдо, я смотрю его рецепт в Интернете. Например, пульпеки в соше – это фрикадельки в соусе, по составу, как котлеты. Или, полондвички – это отбивные.

Перед праздником католической Пасхи, хозяйка школы сделала подарки всем учителям и мне в том числе, хотя я работаю здесь только две недели. Одному мальчику было очень интересно узнать, что находится в пакете, он топтался от него недалеко и спрашивал меня о разрешении посмотреть. Я ему сказала на своем ломаном польском, что он может посмотреть, он заглянул, увидев вино и конфеты, и что-то говорил мне, что я уже не смогла понять…

Супруг работает дворником в офисном 46-этажном здании. В его обязанности не входит мыть окна и фасад здания, поэтому пригласили работников другой фирмы, выполняющих такую работу. Муж был удивлен, увидев только мужчин-работников от 35-45 лет. Один был с «тоннелями» в ушах, другой был с косичками-дредами. И что интересно, они настолько старательно мыли, чего не сказать о подобных работниках в Украине. Если мужа просили занести стулья и столы в конференц-зал, то за это ему дополнительно платили, так как это было в нерабочее время. В Украине эту работу заставили бы дворника делать в обязательном порядке.

В то время, когда мужчины занимаются уборкой и мойкой окон, много охранников и полицейских встречаются женщин! В Польше нет дискриминации по возрасту. Мне говорили, что есть закон, запрещающий увольнять работника за несколько лет до выхода не пенсию. В супермаркете много мужчин средних лет обслуживают в зале, за мясной витриной, на кассе. Кассиры обычно средних и старших лет. В канун праздника видела на кассе пенсионерку лет 65. На кассе каждому покупателю кассир говорит приветствие и прощание, называет сумму покупки и сумму сдачи. Одна кассир ничего не говорила никому, а только шевелила губами. На стене возле ее кассы висел знак: нарисованное перечеркнутое ухо. Я поняла, что она была глухонемой! Это не мешало ей отлично выполнять ее работу.

Водители трамваем и автобусов одеты в рубашки и галстуки. На каждой остановке есть таблица с графиком движения маршрута и указанным временем остановки транспорта. Многие подходят на остановку, смотрят на часы и в график, когда им ждать свой маршрут. Обычно интервал в пятнадцать минут. Но в час пик бывают пробки, из-за чего маршрут сбивается. Многие поляки в транспорте читают книжки, что-то из планшетов или телефонов. Практически не видела в транспорте возмущенных пассажиров, как в Украине. Лица у всех спокойные, удовлетворенные. Днем обычно в транспорте и в магазинах много пенсионеров. Они куда-то ездят, с сумками на колесиках, общаются между собой. И мне так нравится их довольный жизнью вид. Они хорошо добротно одеты, обуты, многие старушки подкрашиваются и выглядят вполне современно.

Я уже писала о добродушии поляков. Дети выглядят детьми, я не раз наблюдала их, когда они группами ездили в общественном транспорте. Молодые парочки ведут себя пристойно. Одеваются в основном все просто, без нарочитости. Редко встречаются люди, пытающиеся своим внешним видом привлечь на себя внимание. Здесь вообще никто ни на кого не обращает внимания. И это дает неописуемый дух свободы. Мне это очень нравится.