Приобщение детей к истокам русской народной. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

    утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

    исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

    забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

    девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости.

Отсутствие раздела нравственно-эстетического воспитания в программе Л.А.Венгера «Развитие», побудило меня к созданию своей системы работы, которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию нравственно – эстетических качеств и художественно – творческих способностей дошкольников.

Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется композиция «Семья», состоящая из шести ростовых кукол в русских народных костюмах, которая способствует приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Ведь именно в семье начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве.

Система работы включает в себя:

    Диагностику сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей;

    Создание предметно пространственной среды;

    Организацию кружка «Наши умелые ручки»;

    Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей.

На начальном этапе, опираясь на рекомендации Л.С.Куприной и Т.А.Будариной, нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба». В свободном помещении детского сада соорудил деревянный сруб. Здесь, «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии моей семьи по материнской линии и собранные мной предметы быта в селе Мезенское Свердловской области, в котором родилась я сама. В «избе» теперь есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.

Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам русских народных костюмов, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

Так родилась идея создания «кукольной семьи». Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Вот почему я решила создать не одну или две куклы, а целую семью - образ той семьи, которая растила меня.

Наши куклы вызывают только положительные эмоции.

«Батюшка» - мужчина в возрасте с бородой, возможно в шапке, в безрукавке, рубаха с богатой вышивкой, на ногах лапти.

«Матушка» - с очень добрым лицом, одета в красный сарафан, на плечах - богатый платок, на голове - расшитый жемчугом кокошник.

«Старший сын» - стать и молодость, игривая улыбка на лице, рубаха как у жениха, порты в полоску, на ногах лапти.

«Старшая дочь» - обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове богатая повязка.

«Младший сын» - лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

«Лялька» - это кукла - «закрутка» в лоскутном одеяле.

Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Данная система реализуется в рамках кружка «Наши умелые ручки».

При отборе детей в кружок учитывала в первую очередь интерес детей к народно- декоративному искусству, возрастные и умственные способности детей, полученные в результате диагностических исследований.

Занятия кружка проходят в «избе» с использованием композиции «Семья».

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники». (См. приложение №1)

Куклы «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, книги.

У кукол, как и у любого человека, иногда может быть плохое настроение, они могут быть чем – то озабочены, и тогда ребята приходят на помощь своим друзьям, успокаивают из, веселят, делятся своими «секретами», готовят для них сюрпризы. Куклы повеселели, заулыбались, хвалят ребят. Похвала, которую ребёнок получит за своё сочувствие, стимулирует его желание дарить радость другим и быть от этого счастливым.

Но воспитательный эффект от их использования может потеряться, если отсутствует систематичность в работы. Поэтому общение детей с членами «Семьи» реализуется в празднично - игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.

Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и активно обсуждают вопросы воспитания на наших встречах в родительском клубе «Горенка»

При оценке сформированности социально - нравственных качеств у детей я использую диагностику Т.М.Бондаренко, а для оценки творческих способностей диагностикой С.Т.Комаровой, О.А.Соломенниковой.

Анализ последней диагностики доказывает, что в ходе внедрения системы работы уровень сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.

Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее.

Дети увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.

Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах.

Они - победители конкурсов:

    В городе Москва (Международный конкурс) – работы по гобелену;

    «Новогодняя игрушка» 1место и «Красота божьего мира» грамоты за 2 место;

    Получена почетная грамота за участие в городском конкурсе «Умельцы Нягани» к 20-летию города от «Музейно-культурного центра» за творческие работы по ткачеству «Гобелены»;

    диплом за участие в городской выставке прикладного искусства «Умельцы Нягани» ко Дню России (акция Няганский Арбат) за изделия из тестопластики, композиция «Веселые «мукосольки»;

    Моя композиция «Семья» была отмечена дипломом 1 степени комитета по культуре и искусству города Нягани и дипломом участника выставки «Умельцы Нягани » в рамках «Дней славянской письменности» и 1-го городского конкурса – фестиваля «Игры и игрушки»

Свои знания по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников распространяю среди коллег города.

Работу по приобщению детей к истокам народной культуры веду в тесном контакте с общественными организациями с «Центром прикладного искусства и ремесел» являюсь дарителем Няганскому музейно – культурному центру в накоплении фондов.

Система дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно-нравственных качеств и развития творческих способностей Свою тему считаю актуальной так как 2008 год объявлен годом семьи. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Статья на тему

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Воспитатель ГБДОУ №114

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Криворученко Л.Б.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство- это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Русская народная культура (понятие, функции)

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры как довольно простых, которые можно найти в любом словаре, так и достаточно сложных, рассеянных по многим трудам и претендующих отразить всю широту и многозначность этого поистине всеобъемлющего понятия. Самое распространенное понимание культуры – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития. Но культура – это не только результат, но и сам процесс сознательной деятельности человека, в ходе которого меняется не только окружающая его среда, но и он сам. Иными словами, культура не сводится лишь к накопленному материальному и духовному богатству, но представляет собой непрерывный творческий акт, единственный способ существования человечества .

Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный, это – не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которого является духовность .

Место и роль культуры в жизни человека и общества определяются, прежде всего, теми функциями, которые она выполняет. Одна из основных – функция освоения и преобразования мира, обуславливаемая особенностями человеческой психики, которая, в отличие от психики животных, сориентирована не столько на приспособление к условиям внешней среды, сколько на изменение, преобразование природы, естественной среды обитания в соответствии с субъективными интересами, целями, потребностями людей.

Трудно также переоценить коммуникативную функцию культуры, определяемую неистощимой потребностью людей в общении друг с другом. В процессе общения происходит не только обмен энергией, информацией, идеями, но и устанавливаются различные типы эмоциональных и интеллектуальных форм связей и отношений, осуществляется передача социального опыта, социальной памяти человечества, вырабатывается общность взглядов, пристрастий, убеждений. Создаются самые широкие и благодатные предпосылки для совершенствования культуры ума, культуры чувств, возникает многообразие форм эмоционального отклика на общение, на оценку его результативности.

Информативно-познавательная функция культуры, существующая в виде обыденной, научной, художественной, религиозной и других форм и видов знания, состоит в производстве, накоплении, хранении, приумножении и передаче информации посредством символов, знаков от поколения к поколению.

Особый интерес для теоретического анализа культуры представляет ее нормативная функция, состоящая не только в выработке норм, правил поведения людей, но и в их закреплении в форме исторически складывающихся традиций, обычаев, характеризующихся относительной устойчивостью и статичностью.

Ценностная, или аксиологическая функция культуры формирует систему ценностей и ценностных ориентаций личности и общества, реализуя, прежде всего гуманистические идеалы. В этом отношении ценностную функцию культуры можно рассматривать не только как определяющую, но и как интегрирующую в своем содержании, в самой сути своей всю совокупность других функций .

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н.Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д.Ушинский, развивая взгляды Л.Н.Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой .

Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа. При работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Ведущая деятельность - игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущей познавательной функцией является восприятие. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года - до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно - физического и умственного развития малыша.

В целом, психическое развитие детей 3-х лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно – действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.

На устойчивость деятельности, результативность и качество «работы» положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры. Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен.

Для ребенка – дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств, т.е. мышление становится наглядно – образным.

Поэтому основное в образовании дошкольника – это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде, с помощью наглядного средства: эталона, символа, модели. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование.

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. «Проживание» включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

А так как именно этот возраст является сензитивным периодом для становления восприятия, то акцент ставится именно на развитии разных форм восприятия, которые являются базой для формирования основ познавательной компетенции.

Для работы с детьми в данном направлении необходимо выбрать педагогическую технологию …

Педагогические технологии приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Основная идея технологии в том, что освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям - это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технология строится на принципах:

  • культуросообразности;
  • учета возрастных особенностей детей;
  • эстетизации;
  • интегративности;
  • системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.

Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле: знания и представления +мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.

Педагогические условия: педагогическая технология должна основываться на интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельного подхода в образовании, целостности человека и принципе культуросообразности; технология должна базироваться на ведущих и значимых видах деятельности и образности продуктивного воображения как новообразования дошкольного возраста; технология содержит компонент творческого развития.

Обязательно должен присутствовать компонент творческого развития: игровая деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность.

Приобщение к народным традициям происходит через реализацию содержательного компонента педагогической технологии.

Исходя из важности воздействия народных традиций на личность ребенка, содержательный компонент технологии приобщения к истокам народной культуры можно условно разделить на блоки. Или ступени, в соответствии с которыми ребенка следует приобщать к истокам русской народной культуры:

Блоки могут меняться местами или вводиться параллельно. С народными играми целесообразнее знакомить на- протяжении всего периода приобщения к истокам русской народной культуры для поддержания интереса.

Каждый блок желательно заканчивать праздником (можно народным), развлечением (с привлечением атрибутики, фольклора, музыки и т. д.) или театрализованным представлением на основе народных сказок, легенд. Это помогает сформировать у детей положительное эмоциональное отношение, как к народным традициям, так и самим народам - носителям этих традиций.

На основе скорректированного варианта содержательного компонента технологии необходимо разрабатывать учебно-методическое пособие, включающее тематический план. Методические рекомендации по реализации педагогической технологии, конспекты занятий. На данный момент существует программа Князевой. О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В психологии отмечается, что любой опыт (в нашем случае народные традиции) может быть усвоен двумя путями. Один из них - воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. В основе другого пути - творческая переработка, создание новых образов и действий. Это, по Л.С. Выготскому, путь творчества. Поэтому в технологии приобщения к истокам русской народной культуры выделяют компонент творческого развития.

Компонент творческого развития включает в себя игровую, познавательную, продуктивную деятельность. Ознакомление с фольклором, художественно-речевую и музыкальную деятельность.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.

Продуктивная деятельность включает в себя рисование, лепку, конструирование, аппликацию.

Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки.

В музыкальную деятельность входят: исполнение народных песен, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; гимнастика под музыку; развлечения (народные праздники) с использованием всех видов музыкального искусства; театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.

Познавательная деятельность включает в себя знакомство с родным краем и народами, в нем проживающими; их традициями через экскурсии, посещение музеев, видеопросмотры, составление рассказов, наблюдение за работой мастеров, рассматривание репродукций, фотографий, проведение дискуссий.

На реализации технологии большое значение приобретает созданий следующих условий:

  • создание предметно-развивающей среды (мастерская, изостудия, театр и пр.);
  • подбор видеоматериалов (фильмы о народных промыслах, народных мастерах и пр.);
  • формы приобщения (посиделки, посещения музеев, познавательные беседы, целевые прогулки и пр.)
  • активное включение родителей в проведение совместных мероприятий (организация семейного клуба, художественной мастерской, совместных праздников, проведение дня открытых дверей и др.).

Практически эти условия конкретизировались следующим образом. Педагогическая технология реализуется в системе: используемые народные игры, сказки, легенды и т.д. не имеют случайного характера, они органично включаются в состав занятия, совместной деятельности и самостоятельной деятельности.

Так же развитию целостного отношения детей к истории и культуре своего народа способствует музейно-педагогическая технология. Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления целостного отношения детей к истокам русской народной культуры системный, продуманным, позволяет достичь превосходящего результата. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства. Демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка; в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопредения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию .

Необходимо так же обратить внимание на такую педагогическую технологию – как проектная методика. Метод проектов позволяет органично интегрировать знание воспитанников из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике. Проектная деятельность используется как средство познавательного развития дошкольника. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность. Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес» .

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Организация проектной деятельности требует определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования). В дошкольном учреждении в силу возраста детей педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога и детей .

Библиография

  1. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II
  2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.02 /Теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования/> / Гаранина Наталия Константиновна; [Ин-т художеств.образования РАО]. - Москва: 2010. - 21 с.: ил.; 21 см.
  3. Королёва Е.В.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17
  4. Купецкова Е. Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития // Управление ДОУ. – 2003. – № 4. – С. 18–24.
  5. Мамонтов С.П. Основы культурологи. 2-е изд. М.: Из-во РОУ, 1996, - 272 с.
  6. Неволина В. А.Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: (На прим. Тюмен. обл.): автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.п.н.: спец. 13.00.07 / Неволина Валентина Алексеевна; [Урал. гос. педагог. ун-т]. - Екатеринбург: 2005. - 22 с.; 21 см.
  7. Толпыкин В.Е.. Толпыкина Т.В. Культурология: учебник для вузов. 2-е изд, исп. И доп. М.: Экспо, 2010. – 432 с.
  8. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.

Чернова Я.С. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д. Именно здесь вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.

Жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:

Формирование положительного отношения к окружающему миру;

Формирование положительных эмоций;

Развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления;

Формирование эстетических представлений;

Развитие первоначальных представлений о добре- зле, хорошо- плохо

Актуальность:

Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях

Работая над данной темой мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство- это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Как отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой: познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).

Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством, художественное слово.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.

2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм.

3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно- прикладного искусства, музыку

Работу строю на основе главных методических принципов : учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Необходимое условие приобщение детей к народной культуре

организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа

Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Детям с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке , сами толкут в ступе зерно.

В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные. Би-ба-бо и др.), : сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Второе условие – организация образовательного процесса: в совместной образовательной деятельности и в режимных моментах; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями

Третье условие - выбор содержания:

малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки.

Народные промыслы: народные игрушки (матрёшка), богородская игрушка

Народные игры (подвижные, хороводные), пальчиковые, игры- упражнения

Развлечения, праздники

Общение с природой (наблюдения, прогулки)

Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность- НОД (занятия), которая как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем:

Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно- речевой деятельности, игровой, продуктивной.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Рассматривание народных игрушек

Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры, использование в организованной

Театрализованная деятельность

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

Игра.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.

Развлечения, праздники

Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр- стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Как правило все формы работы в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно- речевых занятиях использую предметно- манипулятивные действия с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В заключении хотим отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства.

Литература:

1. Е.В. Королёва.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф».

2. Я.С. Чернова. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. http://do.gendocs.ru/docs/index-286254.html

3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

5. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.

Николаева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №39
Населённый пункт: город Красногорск Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Дата публикации: 14.08.2017
Раздел: дошкольное образование

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 39

«Приобщение детей к истокам русской

народной культуры».

Подготовила

Николаева Т.И.

г. Красногорск

Народ, который не знает своей культуры и

истории – презрен и легкомысленен.»

Н.М.Карамзин

Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с

прошлым. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и

будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские

избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно

остаться в нашей памяти.

Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым

художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития

художественной культуры народа.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через

ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми

видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами,

особенностями русского народного костюма.

Детей необходимо приобщать к богатству русской речи, расширять их словарный

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности

и патриотизме. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый

период всех высоких человеческих начал.

сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения,

умению жить среди людей – главные идеи

воспитания духовно- нравственных качеств личности, приобщения детей к истокам

русской народной культуры.

Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок

стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных

произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети

приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок,

должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни. Такой литературой,

приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются

произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки,

считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Знакомство с народным

творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная

песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, что очень важно для

физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных

впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного

творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду используется такой вид устного народного творчества как потешки,

прибаутки, колыбельные песенки, заклички, считалки, хороводные игры, русские

народные танцы.

Потешка не только учит движению.

Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо»,

вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки можно использовать во всех

режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет

используются потешки как пальчиковые игры.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро ото

зла. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях

общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают

нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная

ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа,

свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость

за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера

как лень, жадность, упрямство, трусость, и одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Сказки используются во всех возрастных группах.

Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной

справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается

распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным,

памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании,

душе, характере развивают считалки.

Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они

оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения,

заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно

использовать во всех процессах воспитательной работы.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному

развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от

ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную

перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание

загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает

ребенка к восприятию классической литературы.

Скороговорка,

веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У

каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются - в этом их секрет и

обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере

выговоришь».

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или

требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода

заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные

земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это

небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто

обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма

чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребѐнку в поэтической форме

выразить своѐ эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребѐнка, мышление,

фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей

говорить громко – закликать.

Хороводные игры - это игры,

включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание

игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали

участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них

рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о весело скачущем

воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни.

В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу

игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни. Хороводные игры

исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко,

считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились

участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже

воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.

Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе,

сопровождаемые исполнением танца-хоровода.

Для чего нужны игры с пением? Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность

движений, фантазию и воображение.

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного

выразительного интонирования. Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он

запоминается в процессе игрового действия. Главное – это выразительное, нараспев,

ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный

образ, придает движениям пластичность и выразительность. Надо сказать, хороводные

игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать

доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности

детей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто дети обожают

обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко

покричать - попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в

повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать

потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой

деятельности.

Народные игрушки - часть культурного национального наследия. У каждого народа

игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-

психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает,

что игрушки становились первыми средствами воспитания. Народная игрушка оказывает

воздействие на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и

переживаний, на становление личности в целом. Воспитательная ценность игрушки в том,

что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом,

любовном ее исполнении» (Е.А. Флерина). Народные игрушки, создаваемые для себя и

детей, несут для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формирующего

веками, созданного и сохраненного народом эстетического идеала.

Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания

ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста

предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие

моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его

потребности усложнялись и игрушки - это уже игрушки, развивающие координацию

движений и способность к ориентации. Народная игрушка радует ребенка, потому что

данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту.

Народные праздники - кладезь национальной культуры. Они уходят своими корнями

к народным традициям. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью

человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

В дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к праздничной культуре народа, так

как воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных

выступлениях, формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в

детском саду, семье, стране, воспитывается любовь к близким людям, Родине.

Традиции и обычаи - часть социокультурного наследия, организуют связь поколений,

на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и

младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно

богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует

восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть

спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного человека

уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и

сохранять.

Важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к

культуре предков, служит развивающая среда. Развивающая предметно-пространственная

среда ДОУ должна соответствовать содержанию образовательного процесса, отвечать

интересам и потребностям детей, способствовать всестороннему развитию, обеспечивать

их психическое и эмоциональное благополучие.

Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре

отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды

детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес

к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных

мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание

индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению

педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной