Сочинение: Великая сила искусства. Эта волшебная сила искусства

Легенда, русский Чарли Чаплин, мастер сатиры и перевоплощения - 30 лет назад ушел из жизни Аркадий Райкин, неподражаемый комик, актер и режиссер.Райкин был самым популярным человеком в СССР с начала 1960-х до конца 1980-х. Монологи и миниатюры, которые он исполнял, зрители мгновенно выучивали наизусть. И до сих пор афоризмы, обнародованные Райкиным, повторяют. Для него писали на протяжении многих лет разные авторы, иногда блестящие, иногда вполне заурядные. Но Райкин умел сделать выразительным и смешным самый блеклый текст. При этом его манера скорее характеризовалась известной петербургской сдержанностью. Сегодня, когда так называемая разговорная эстрада превратилась в парад образцовой пошлости, мастерство и тонкий вкус выступлений Аркадия Райкина ценятся едва ли не выше, чем при жизни актера. Райкина-старшего обожали и ругали, принимали и запрещали, терпели, но цитировали всей страной - и на совещаниях в партийных кабинетах, и в среде обычных людей. Когда 30 лет назад - 17 декабря 1987 года - жизнь актера оборвалась, казалось, что реальность, над которой он безжалостно смеялся, уходит в историю, и страна стоит на пороге больших перемен. Сегодня монологи артиста, искренне верившего в то, что искусство может изменить жизнь к лучшему, звучат как никогда актуально.

Райкинский стиль стал притчей во языцех. Легкий на первый взгляд и принципиальный по сути, он иронично, интеллигентно и в то же время остро и жестко высмеивал в своих монологах и фельетонах пороки людей, системы и времени, обличая дураков и глупцов, колбасный дефицит и карьеристов-начальников, нехватку гаек, жизнь «по блату» и «нужных людей».

С подачи Райкина в Ленинград переехали и стали артистами его театра молодые одесситы: Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Виктор Ильченко и Людмила Гвоздикова. Для Райкина писали Владимир Поляков, Марк Азов, Виктор Ардов, Михаил Зощенко, Семен Альтов, Евгений Шварц и многие другие.

Человек-праздник, Райкин никогда не просил наград, но получил их в конце жизни сполна. В 57 лет стал Народным, в 69 - лауреатом Ленинской премии, в 70 - Героем Соцтруда.В Ленинграде, между тем, его считали антисоветчиком.

За пять лет до смерти, когда отношения с местной властью совсем испортились, Райкин с разрешения своего горячего поклонника генсека Леонида Брежнева переехал с театром в Москву. Позднее театр переименовали в «Сатирикон», а после смерти Райкина-старшего дело отца продолжил его сын Константин.

Мы с вами где-то встречались, 1954 год

Остроумная пародия на многочисленных советских чиновников, снятая по сценарию Владимира Полякова. Главный герой комедии - артист Геннадий Максимов (первая главная роль Аркадия Райкина) - едет с женой, артисткой эстрады (Людмила Целиковская) на отдых в Крым. В последний момент жену вызывают в театр - нужно заменить заболевшую актрису - и снимают с поезда. Максимов сначала остается один, а потом и вовсе отстает от поезда. В чужом городе (вокзал снимали в Евпатории) ему встречаются самые разные люди.

Цитаты: «Я думал, какой другой обман, оказалось - оптический», «В таком духе, в таком разрезе», «Культура - внутри человека, а если ее там нет, то никакими билетами в Большой театр или напыщенными разговорами ее не купишь», «Тебя что, не грызет нисколько эта… как его, все забываю это слово… совесть?», «Иногда людей можно победить их же оружием: например - равнодушием», «Никто никого не спасает, погони нет, футбола тоже нет, детям до шестнадцати лет вход разрешен - ну что это за картина! Лучше б я купил две порции мороженого!».

В греческом зале, 1970 год

Один из самых популярных монологов, написанных Михаилом Жванецким для Аркадия Райкина.

Цитаты: «Дали этим женщинам два выходных, так они прямо с ума посходили. Убивают время как попало», «Я думал музей как музей. А это не музей, а хуже забегаловки: Горячего нет, один сыр и кофе», »…Кто аполлон?.. Я - аполлон? Он - аполлон. Ну и нехай себе аполлон…», «Это итальянская живопись семнадцатого века! - Ты не поняла, - говорю, - я тебя не спрашиваю, где брала живопись, я спрашиваю, - штопор есть?».

Волшебная сила искусства, 1970

Бывший ученик помогает пожилой учительнице перевоспитать хамовитых соседей по коммуналке, используя их же методы. В фильме режиссера Наума Бирмана, снятом по сценарию Виктора Драгунского, Райкин сыграл самого себя. В картину входят три новеллы: «Мстители из 2-го В», «Здравствуй, Пушкин!» и «Волшебная сила искусства».

Цитаты: «Главное в этом мире - оставаться человеком, а против любого хамства, рано или поздно, найдется надежный лом. Например, такое же хамство», «Из прЫнципа переменюсь!», «Мыться? - Не дворяне. Мыться на кухне будете…Ну, а на 1 Мая, на Новый Год - в баньку, если приспичит, конечно…», «Ванна хорошая, глЫбокая! А мы в ей на зиму огурцы засолим! Во!, закусь для брательника…», «Мы ж с вами не попрощавши…Ой, что это с вами случимши? Чтой-то вы в лице переменивши? Вы никак заболемши…», «Ну, ничего, не графья…».

Дефицит, 1972 год

Колоритная и яркая пародия на продавцов гастрономов и комиссионных магазинов - во времена тотального дефицита Советского Союза работники торговли чувствовали себя могущественными и успешными людьми.

Цитаты: «Все идет к тому, что всюду все будет, изобилие будет! Но хорошо ли это будет?», «Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит!», «Слушай, ни у кого нет - у меня есть! Ты попробовал - речи лишился!», «Вкус специфический!», «Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой - уважаемые люди».

О воспитании,1975 год

Еще одна знаменитая миниатюра, разобранная на цитаты. Рассказывает о родителях, их типах, нравах и психологах, у которых на все есть своя точка зрения.

Цитаты: «У каждого человека своя правда», «Товарищи отцы и товарищи, грубо говоря, матери!», «Главное - ребенка родить».

В чём заключается волшебная сила искусства? Какую роль оно играет в жизни человека? Правда ли, что искусство отражает душу народа? На эти и другие вопросы пытается ответить автор предложенного для анализа текста писатель В.Конецкий. Например, размышляя о своеобразии русской живописи, он обращает внимание на творчество таких художников, как Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев. «3а этими именами скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись», - отмечает автор. Он подчёркивает, что в творчестве этих художников отражается мироощущение нашего народа, его способность наслаждаться красотой родной природы, способность ценить её простоту и непритязательность, находить гармонию там, где другие её не чувствуют.

Искусство для человека – ещё и своеобразный спасательный круг, ведь это не только средство самовыражения, но и та сила, что соединяет нас с историей и культурой родной страны, не позволяет забыть её просторы, раз за разом напоминает каждому, насколько прекрасна Россия. Это свойство подлинного искусства В.Конецкий считает очень важным, ибо оно помогает людям осознать сопричастность к своей истории, своему народу, своему Отечеству: «В наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.»

Есть у произведений живописи, литературы, музыки и ещё очень важная роль, которую нельзя не отметить. Подводя итог, писатель выражает уверенность: «Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья».

Я согласна с точкой зрения автора: настоящее искусство всегда найдёт способ дотронуться до струн нашей души, достучаться даже до самого очерствевшего сердца. Оно способно поднять с колен потерявшего надежду человека и даже спасти ему жизнь.

Так, искусство воскресило желание жить в герое романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир». Николай Ростов, проиграв Долохову в карты большую сумму, просто не видел выхода из сложившейся ситуации. Карточный долг необходимо заплатить, но таких огромных денег у молодого офицера не было. В этой ситуации у него оставался, пожалуй, единственный вариант развития событий – самоубийство. От мрачных мыслей героя романа отвлек голос сестры. Наташа разучивала новую арию. В этот момент Николай, заворожённый музыкой, очарованный красотой Наташиного голоса, забыл о проблемах, что ещё минуту назад казались ему неразрешимыми. Он слушал пение и переживал о лишь том, возьмёт ли девушка верхнюю ноту. Её нежный голос, очарование волшебной мелодии вернули Николая к жизни: герой понял, что, кроме невзгод и печали, в мире есть красота и счастье, для них и стоит жить. Вот что творит настоящее искусство!

Спасло оно и Сью, героиню рассказа О’Генри «Последний лист». Заболевшая пневмонией девушка совсем потеряла надежду на выздоровление. Наблюдая за тем, как за окном опадает плющ, она решает, что умрёт, когда с его ветки слетит последний листок. Старый сосед-художник Берман, узнав о её намерениях от подруги героини, решает обмануть судьбу. Ночью, во время холодного осеннего дождя и сильного ветра, он создаёт свою главную картину, настоящий шедевр: рисует маленький листочек плюща на кирпичной стене дома напротив. Утром Сью видит, как всю ночь смело сражался с бурей храбрый последний лист. Девушка тоже решает взять себя в руки и поверить в жизнь. Она выздоравливает, благодаря силе любви, что вложил в своё произведение старый художник, а значит, благодаря искусству. Именно оно дарит ей возможность жить дальше, поверить в себя и быть счастливой.

Таким образом, искусство играет важнейшую роль в нашей жизни. Оно дает возможность выражать свои чувства и мысли, объединяет самых разных людей, помогает жить.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Произведение искусства может захватить внимание зрителя, читателя, слушателя двояким путем. Один определяется вопросом «что», другой - вопросом «как».

«Что» - это объект, который изображается в произведении, явление, событие, тема, материал, т. е. то, что называют содержанием произведения. Когда речь идет о вещах, которые интересуют человека, это, естественно, рождает у него желание вникнуть в смысл сказанного. Однако произведение, богатое по содержанию, совсем не обязательно должно быть произведением искусства. Философские, научные, общественно-политические сочинения могут быть не менее интересны, чем художественные. Но в их задачу не входит создание художественных образов (хотя они и могут иногда обращаться к ним). Если же произведение искусства привлекает интерес человека исключительно своим содержанием, то в таком случае его (произведения) художественные достоинства отходят на второй план. Тогда даже малохудожественное изображение того, что жизненно важно для человека, способно глубоко задеть его чувства. При невзыскательном вкусе человек может быть вполне удовлетворен и этим. Острая заинтересованность в описываемых событиях позволяет любителям детективов или эротических романов эмоционально переживать в своем воображении эти события, невзирая на неискусность их описания, шаблонность или убогость используемых в произведении художественных средств.

Правда, в таком случае и художественные образы оказываются примитивными, стандартными, слабо стимулирующими самостоятельную мысль зрителя или читателя и рождающими у него лишь более или менее шаблонные комплексы эмоций.

Другой путь, связанный с вопросом «как», - это форма художественного произведения, т. е. способы и средства организации и подачи содержания. Здесь-то и таится «волшебная сила искусства», которая обрабатывает, преобразует и преподносит содержание произведения так, что оно воплощается в художественных образах. Материал или тема произведения сами по себе не могут быть ни художественными, ни нехудожественными. Художественный образ складывается из материала, составляющего содержание произведения искусства, но складывается только благодаря форме, в которую этот материал облекается.

Рассмотрим характерные особенности художественного образа.

Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отношение к объекту. Знание об объекте служит в нем лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом.

И. Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» рассказывает о своей беседе с французским живописцем Матиссом. Матисс попросил Лидию, свою помощницу, принести скульптурку слона. Я увидел, - пишет Эренбург, - негритянскую скульптуру, очень выразительную, - скульптор вырезал из дерева разъяренного слона. „Вам это нравится?" - спросил Матисс. Я ответил: „Очень". - „И вам ничего не мешает?" - „Нет." - „Мне тоже. Но вот приехал европеец, миссионер, и начал учить негра: „Почему у слона подняты вверх бивни? Хобот слон может поднять, а бивни - зубы, они не двигаются". "Негр послушался..." Матисс снова позвонил: «Лидия, принесите, пожалуйста, другого слона". Лукаво посмеиваясь, он показал мне статуэтку, похожую на те, что продаются в универмагах Европы: „Бивни на месте, но искусство кончилось"». Африканский скульптор, безусловно, погрешил против истины: он изобразил слона не таким, каков он на самом деле. Но если бы он сделал анатомически точную скульптурную копию животного, вряд ли человек, рассматривающий ее, смог бы пережить, испытать, «прочувствовать» впечатление от вида разъяренного слона. Слон в неистовстве, у него вскинут хобот, он весь в буйном движении, поднятые вверх бивни, самая грозная часть его тела, кажутся готовыми обрушиться на жертву. Сдвинув их с обычного нормального положения, скульптор создает у зрителя эмоциональное напряжение, которое является признаком того, что художественный образ рождает отклик в его душе.

Из рассмотренного примера видно, что художественный образ - это не просто образ как возникающий в психике результат отражения внешних объектов. Его предназначение - не в том, чтобы отразить реальность такой, какая она есть, а в том, чтобы вызвать в человеческой душе переживания, сопряженные с ее восприятием. Зрителю не всегда легко выразить в словах, что при этом он переживает. При взгляде на африканскую статуэтку - это может быть впечатление от мощи, бешенства и ярости слона, ощущение опасности и т. д. Разные люди одно и то же могут воспринимать и переживать по-разному. Многое зависит тут от субъективных особенностей личности, от ее характера, взглядов, ценностных установок. Но, во всяком случае, произведение искусства способно вызвать у человека переживания только тогда, когда оно включает в работу его фантазию. Художник не может заставить человека переживать какие-то чувства, просто назвав их. Если он просто сообщит нам о том, что у нас должны возникнуть такие-то и такие-то чувства и настроения или даже подробно опишет их, то навряд ли от этого они у нас возникнут. Он возбуждает переживания, моделируя средствами художественного языка породившие их причины, т. е. облекая эти причины в какую-то художественную форму. Художественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. Если модель причины «срабатывает», т. е. художественный образ воспринимается, воссоздается в воображении человека, то появляются и следствия этой причины - «искусственно» вызванные эмоции. И тогда совершается чудо искусства - его волшебная сила очаровывает человека и уносит его в другую жизнь, в мир, созданный для него поэтом, скульптором, певцом. «Микеланджело и Шекспир, Гойя и Бальзак, Роден и Достоевский создавали модели чувственных причин едва ли не более потрясающие, чем те, какие преподносит нам жизнь. Оттого-то их и называют великими мастерами» .

Художественный образ - это «золотой ключик», которым заводится механизм переживания. Воссоздавая силой своего воображения то, что представлено в произведении искусства, зритель, читатель, слушатель становится в большей или меньшей мере «соавтором» содержащегося в нем художественного образа.

В «предметном» (изобразительном) искусстве - живописи, скульптуре, драматическом спектакле, кинофильме, романе или рассказе и т. д. - художественный образ строится на основе изображения, описания каких-то явлений, существующих (или представляемых как существующие) в реальном мире. Эмоции, вызываемые таким художественным образом, имеют двоякий характер. С одной стороны, они относятся к содержанию художественного образа и выражают оценку человеком тех реалий (объектов, предметов, явлений действительности), которые в образе отражены. С другой стороны, они относятся к форме, в которой содержание образа воплощено, и выражают оценку художественных достоинств произведения. Эмоции первого рода - это «искусственно» вызванные чувства, воспроизводящие переживания реальных событий и явлений. Эмоции второго рода называют эстетическими. Они связаны с удовлетворением эстетических потребностей человека - потребностей в таких ценностях, как красота, гармония, соразмерность. Эстетическое отношение - это «эмоциональная оценка того, как организовано, построено, выражено, воплощено формой данное содержание, а не самого этого содержания» .

Художественный образ по сути своей есть не столько отражение явлений действительности, сколько выражение их человеческого восприятия, связанных с ними переживаний, эмоционально-ценностного отношения к ним.

Но зачем людям нужны искусственно вызываемые, рожденные в процессе восприятия художественных образов эмоции? Разве им недостаточно переживаний, связанных с их реальной жизнью? В какой-то мере это действительно так. Монотонно, однообразно текущая жизнь может вызвать «эмоциональный голод». И тогда человек ощущает потребность в каких-то добавочных источниках эмоций. Эта потребность толкает их к поиску «острых ощущений» в игре, в намеренном стремлении к риску, в добровольном создании опасных ситуаций.

Искусство предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов.

«Искусство «переносило» личность в прошлое и будущее, «переселяло» ее в иные страны, позволяло человеку «перевоплощаться» в другого, становиться на время Спартаком и Цезарем, Ромео и Макбетом, Христом и Демоном, даже Белым Клыком и Гадким утенком; оно обращало взрослого в ребенка и старца, оно позволяло каждому почувствовать и познать то, чего он в действительной своей жизни никогда не мог бы постичь и пережить» .

Эмоции, которые вызывают у человека произведения искусства, не просто делают его восприятие художественных образов более глубоким и волнующим. Как показано В.М. Аллахвердовым, эмоции - это сигналы, идущие из области бессознательного в сферу сознания. Они сигнализируют о том, подкрепляет ли полученная информация сложившуюся в глубинах подсознания «модель мира», или же, наоборот, выявляет ее неполноту, неточность, противоречивость. «Переселяясь» в мир художественных образов и переживая в нем «дополнительные жизни», человек получает широкие возможности проверки и уточнения той «модели мира», которая сложилась у него в голове на основе его узкого личного опыта. Эмоциональные сигналы прорывают «защитный пояс» сознания и побуждают человека осознать и изменить свои ранее не осознававшиеся установки.

Вот почему эмоции, вызываемые искусством, играют важную роль в жизни людей. Эмоциональные переживания «дополнительных жизней» ведут к расширению культурного кругозора личности, обогащению ее духовного опыта и совершенствованию имеющейся у нее «модели мира».

Нередко приходится слышать, как люди, разглядывая картину, восхищаются ее сходством с действительностью («Яблоко совсем как настоящее!»; «На портрете он стоит, будто живой!»). Мнение, что искусство - по крайней мере, «предметное» искусство - заключается в умении достигать сходства изображения с изображаемым, широко распространено. Еще в античности это мнение легло в основу «теории подражания» (по-греч. - мимесиса), согласно которой искусство есть подражание действительности. С этой точки зрения, эстетическим идеалом должно быть максимальное сходство художественного образа с объектом. В древнегреческой легенде восторг зрителей вызывал художник, который так похоже нарисовал куст с ягодами, что птицы слетелись полакомиться ими. А через две с половиной тысячи лет Родена подозревали в том, что он добился удивительного правдоподобия, облепив обнаженного мужчину гипсом, сделав с него копию и выдав ее за скульптуру.

Но художественный образ, как видно из сказанного выше, не может быть просто копией действительности. Разумеется, писатель или художник, ставящий целью, изобразить какие-либо явления действительности, должен сделать это так, чтобы читатели и зрители могли их, по крайней мере, узнать. Но сходство с изображаемым - вовсе не главное достоинство художественного образа.

Гете как-то сказал, что если художник очень похоже нарисует пуделя, то можно порадоваться появлению еще одной собаки, но не произведения искусства. А Горький об одном своем портрете, отличавшимся фотографической точностью, выразился так: «Это не мой портрет. Это портрет моей кожи". Фотографии, слепки рук и лица, восковые фигуры предназначены для возможно более точного копирования оригиналов.

Однако точность еще не делает их художественными произведениями. Более того, эмоционально-ценностный характер художественного образа, как уже показывалось, предполагает отступление от бесстрастной объективности в изображении действительности.

Художественные образы - это мысленные модели явлений, а сходство модели с объектом, который она воспроизводит, всегда относительно: любая модель должна отличаться от своего оригинала, иначе она была бы просто вторым оригиналом, а не моделью. «Художественное освоение действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью - это отличает искусство от иллюзионистских фокусов, рассчитанных на обман зрения и слуха» .

Воспринимая произведение искусства, мы как бы «выносим за скобки тот факт, что художественный образ, который оно несет, не совпадает с оригиналом. Мы принимаем образ так, как если бы он был воплощением реального объекта, «уславливаемся» не обращать внимания на его «ненастоящий характер». В этом и состоит художественная условность.

Художественная условность есть сознательно принятое допущение, при котором «ненастоящая», созданная искусством причина переживаний становится способной вызвать переживания, которые ощущаются «совсем как настоящие», хотя мы осознаем при этом, что они имеют искусственное происхождение. «Над вымыслом слезами обольюсь» - так выразил Пушкин эффект художественной условности.

Когда художественное произведение рождает у человека какие-то эмоции, он не только испытывает их, но и понимает их искусственное происхождение. Понимание же их искусственного происхождения способствует тому, что они находят разрядку в размышлениях. Это позволило Л.С. Выготскому сказать: «Эмоции искусства суть умные эмоции» . Связь с пониманием и размышлением отличает художественные эмоции от эмоций, вызываемых реальными жизненными обстоятельствами.

В. Набоков в своих лекциях по литературе говорит: «На самом деле вся литература - вымысел. Всякое искусство - обман... Мир любого крупного писателя - мир фантазии с собственной логикой, собственными условностями...» . Художник вводит нас в заблуждение, и мы охотно поддаемся обману. По выражению французского философа и писателя Ж.-П. Сартра, поэт врет, чтобы сказать правду, - т. е. возбудить искреннее, правдивое переживание. Выдающийся режиссер А. Таиров говорил шутя, что театр - это ложь, возведенная в систему: «Билет, который покупает зритель, это символический договор об обмане: театр обязуется обмануть зрителя; зритель, настоящий хороший зритель, обязуется поддаваться обману и быть обманутым... Но обман искусства - он становится правдой в силу подлинности человеческих чувствований» .

Существуют разнообразные виды художественной условности, в том числе:

«обозначающая» - отделяет произведение искусства от окружающей среды. Этой задаче служат условия, определяющие область художественного восприятия, - подмостки театра, пьедестал скульптуры, рама картины;

«компенсирующая» - вводит в контекст художественного образа представление о его элементах, не изображенных в произведении искусства. Поскольку образ не совпадает с оригиналом, восприятие его всегда требует домысливания в воображении того, что художник не мог показать или намеренно оставил недосказанным .

Такова, например, пространственно-временная условность в живописи. Восприятие картины предполагает, что зритель мысленно представляет третье измерение, которое на плоскости условно выражает перспектива, дорисовывает в уме дерево, обрезанное границей полотна, вносит в статический образ течение времени и, соответственно, временные изменения, которые на картине передаются с помощью каких-то условных средств;

«акцентирующая» - подчеркивает, усиливает, гиперболизирует эмоционально значимые элементы художественного образа.

Живописцы нередко добиваются этого, преувеличивая размеры объекта. Модильяни рисует женщин с неестественно большими, выходящими за пределы лица глазами. В картине Сурикова «Меньшиков в Березове» неправдоподобно огромная фигура Меньшикова создает впечатление масштабности и мощи этого деятеля, бывшего «правой рукой» Петра;

«дополняющая» - увеличивающая множество знаковых средств художественного языка. Этот вид условности в особенности важен в «беспредметном» искусстве, где художественный образ создается без обращения к изображению каких-либо объектов. Неизобразительных знаковых средств иногда оказывается недостаточно для построения художественного образа, и «дополняющая» условность расширяет их круг.

Так, в классическом балете движения и позы, естественно ассоциированные с душевными переживаниями, дополняются условными знаковыми средствами выражения определенных чувств и состояний. В музыке такого рода добавочными средствами служат, например, ритмы и напевы, придающие национальный колорит или напоминающие об исторических событиях.

Символ представляет собою особый вид знака. Использование какого-либо знака в качестве символа позволяет нам через образ конкретной, единичной вещи (внешний облик символа) передать мысли, имеющие общий и абстрактный характер (глубинный смысл символа).

Обращение к символам открывает для искусства широкие возможности. С помощью них художественное произведение может наполняться идейным содержанием, выходящим далеко за рамки тех конкретных ситуаций и событий, которые в нем непосредственно изображены. Поэтому искусство как вторичная моделирующая система широко пользуется разнообразной символикой. В языках искусства знаковые средства употребляются не просто в их прямом значении, но и для того, чтобы «закодировать» глубинные, «вторичные» символические смыслы.

С семиотической точки зрения художественный образ есть текст, несущий в себе эстетически оформленную, эмоционально насыщенную информацию. Благодаря использованию языка символов, эта информация подается на двух уровнях. На первом она выражена непосредственно в чувственно воспринимаемой «ткани» художественного образа - в облике конкретных лиц, действий, предметов, отображаемых этим образом. На втором же она должна быть получена путем проникновения в символический смысл художественного образа, путем мысленного истолкования его идейного содержания. Стало быть, художественный образ несет в себе не только эмоции, но и мысли. Эмоциональное воздействие художественного образа определяется впечатлением, которое оказывает на нас как та информация, которую мы получаем на первом уровне, через восприятие непосредственно данного нам описания конкретных явлений, так и та, которую мы улавливаем на втором уровне посредством интерпретации символики образа. Разумеется, понимание символики требует дополнительных интеллектуальных усилий. Но зато это значительно усиливает эмоциональные впечатления, производимые на нас художественными образами.

Символическое содержание художественных образов может иметь самый различный характер. Но оно всегда в какой-то мере присутствует. Поэтому художественный образ не сводится к тому, что в нем изображено. Он всегда «говорит» нам не только об этом, но и о чем-то еще, что выходит за рамки конкретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.

В русской сказке Баба Яга не просто уродливая старуха, а символический образ смерти. Византийский купол церкви не просто архитектурная форма крыши, а символ небесного свода. У Гоголя шинель Акакия Акакиевича не просто одежда, а символический образ тщетности мечтаний бедного человека о лучшей жизни.

Символика художественного образа может опираться, во-первых, на закономерности человеческой психики.

Так, восприятие цвета людьми имеет эмоциональную модальность, связанную с условиями, при которых тот иной цвет, обычно наблюдается на практике. Красный цвет - цвет крови, огня, зрелых плодов - возбуждает ощущение опасности, активность, эротическое влечение, стремление к жизненным благам. Зеленый - цвет травы, листвы - символизирует рост жизненных сил, защиту, надежность, спокойствие. Черный воспринимается как отсутствие ярких красок жизни, он напоминает о мраке, тайне, страданиях, смерти. Темно-багровый - смесь черного и красного - навевает тяжелое, угрюмое настроение.

Исследователи цветовосприятия при некоторых различиях в трактовке отдельных цветов приходят, в основном, к сходным выводам об их психологическом воздействии. По Фрилингу и Ауэру, цвета характеризуются следующим образом .

Во-вторых, художественный образ может строиться на исторически сложившейся в культуре символике.

В ходе истории получилось так, что зеленый цвет стал цветом знамени ислама, и европейские художники, изображая за сарацинами, противостоящими крестоносцам, зеленоватую дымку, символически указывают на лежащий вдали мусульманский мир. В китайской живописи зеленый цвет символизирует весну, а в христианской традиции он иногда выступает как символ глупости и греховности (шведский мистик Сведенберг рассказывает, что у дураков в аду зеленые глаза; на одном из оконных витражей Шартрского собора представлен зеленокожий и зеленоглазый сатана).

Другой пример. Мы пишем слева направо, и движение в этом направлении представляется нормальным. Когда Суриков изображает боярыню Морозову на санях, едущих справа налево, движение ее в этом направлении символизирует протест против принятых социальных установок. Вместе с тем на карте слева Запад, справа Восток. Поэтому в кинофильмах об Отечественной войне обычно враг наступает слева, а советские войска - справа.

В-третьих, при создании художественного образа автор может придавать ему символический смысл на основе собственных ассоциаций, которые порой неожиданно освещают привычные вещи с новой стороны.

Описание контакта электрических проводов здесь превращается в философское размышление о синтезе (не просто «сплетении»!) противоположностей, о мертвом совместном сосуществовании (как это бывает в семейной жизни без любви) и вспышке жизни в момент смерти. Рожденные искусством художественные образы нередко становятся общепринятыми культурными символами, своего рода эталонами оценки явлений действительности. Название книги Гоголя «Мертвые души» символично. Манилов и Собакевич, Плюшкин и Коробочка - все это «мертвые души». Символами стали пушкинская Татьяна, грибоедовские Чацкий, Фамусов, Молчалин, гончаровский Обломов и обломовщина, Иудушка Головлев у Салтыкова-Щедрина, солженицынский Иван Денисович и многие другие литературные герои. Без знания символов, вошедших в культуру из искусства прошлого, часто трудно разобраться в содержании современных произведений искусства. Искусство насквозь пронизано историко-культурными ассоциациями, и тем, кто их не замечает, символика художественных образов нередко оказывается недоступной.

Символика художественного образа может создаваться и улавливаться как на уровне сознания, так и подсознательно, «интуитивно». Однако в любом случае она должна быть понята. А это значит, что восприятие художественного образа не сводится лишь к эмоциональному переживанию, но требует также понимания, осмысления. Более того, когда при восприятии художественного образа включается в работу интеллект, это усиливает и расширяет действие заложенного в нем эмоционального заряда. Художественные эмоции, которые испытывает понимающий искусство человек, - это эмоции, органически связанные с мышлением. Здесь еще в одном аспекте оправдывается тезис Выготского: «эмоции искусства суть умные эмоции».

Следует к тому же добавить, что в литературных произведениях идейное содержание выражается не только в символике художественных образов, но и напрямую в устах персонажей, в авторских комментариях, иногда разрастающихся до целых глав с научными и философскими размышлениями (Толстой в «Войне и мире», Т. Манн в «Волшебной горе»). Это еще больше свидетельствует о том, что нельзя сводить художественное восприятие исключительно лишь к воздействию на сферу эмоций. Искусство требует как от творцов, так и от потребителей их творчества не только эмоциональных переживаний, но и интеллектуальных усилий.

Всякий знак, поскольку значение его может устанавливаться человеком произвольно, способен быть носителем разных значений. Это относится и к вербальным знакам - словам. Как показано В.М. Аллахвердовым, «нельзя перечислить все возможные значения какого-либо слова, потому что значением этого слова, как и любого другого знака, может быть все, что угодно. Выбор значения зависит от воспринимающего это слово сознания. Но «произвольность связи «знак-значение» не означает непредсказуемости. Значение, однажды приданное данному знаку, должно и далее устойчиво придаваться этому знаку, если сохраняется контекст его появления» . Таким образом, понять, что означает знак, нам помогает контекст, в котором он употреблен.

Когда мы ставим целью сообщить другому знание о каком-либо предмете, мы стараемся, чтобы содержание нашего сообщения понималось однозначно. В науке для этого вводятся строгие правила, определяющие смысл используемых понятий, и условия их применения. Контекст не допускает выхода за рамки этих правил. Подразумевается, что умозаключение основывается только на логике, а не на эмоциях. Всякие побочные, не заданные определениями, оттенки смысла исключаются из рассмотрения. Учебник по геометрии или химии должен излагать факты, гипотезы и выводы так, чтобы все штудирующие его ученики однозначно и в полном соответствии с замыслом автора воспринимали его содержание. В противном случае, перед нами плохой учебник. Иначе обстоит дело в искусстве. Здесь, как уже говорилось, главной задачей является не сообщение информации о каких-то предметах, а воздействие на чувство, возбуждение эмоций, поэтому художник ищет знаковые средства, эффективные в этом отношении. Он играет этими средствами, подключая те трудноуловимые, ассоциативные оттенки их смысла, которые остаются вне строгих логических определений и, обращение к которым не допустимо в контексте научного доказательства. Чтобы художественный образ произвел впечатление, вызвал интерес, пробудил переживание, он строится с помощью нестандартных описаний, неожиданных сравнений, ярких метафор и иносказаний.

Но люди разные. У них неодинаковый жизненный опыт, различные способности, вкусы, желания, настроения. Писатель, подбирая выразительные средства для создания художественного образа, исходит из своих представлений о силе и характере их воздействия на читателя. Он использует и оценивает их в свете своих взглядов в определенном культурном контексте. Этот контекст связан с эпохой, в которой писатель живет социальными проблемами, которые волнуют людей в данную эпоху, с направленностью интересов и уровнем образования публики, к которой автор обращается. А читатель воспринимает эти средства в своем культурном контексте. Разные читатели, исходя из своего контекста и просто из своих индивидуальных особенностей, могут увидеть созданный писателем образ по-своему.

В наши дни люди восхищаются наскальными рисунками животных, сделанными руками безымянных художников каменного века, но, рассматривая их, видят и переживают совсем не то, что видели и переживали наши далекие предки. Неверующий может восторгаться «Троицей» Рублева, но воспринимает он эту икону иначе, чем верующий, и это не значит, что его восприятие иконы неправильное.

Если художественный образ вызовет у читателя именно те переживания, которые автор хотел выразить, он (читатель) испытает сопереживание.

Это не значит, что переживания и толкования художественных образов совершенно произвольны и могут быть какими угодно. Ведь они возникают на основе образа, проистекают от него, и характер их данным образом обусловлен. Однако эта обусловленность не однозначна. Связь между художественным образом и его интерпретациями - такая же, какая существует между причиной и ее следствиями: одна и та же причина может породить множество следствий, но не любых, а только вытекающих из нее.

Известны различные интерпретации образов Дон Жуана, Гамлета, Чацкого, 0бломова и многих других литературных героев. В романе Л. Толстого «Анна Каренина» образы главных персонажей описаны с удивительной яркостью. Толстой как никто иной умеет представить своих персонажей читателю так, что они становятся как бы его близкими знакомыми. Казалось бы, облик Анны Аркадьевны и ее супруга Алексея Александровича, их душевный мир, раскрыт перед нами до самых глубин. Однако отношение к ним у читателей может быть разное (да и в романе люди относятся к ним по-разному). Одни одобряют поведение Карениной, другие считают его безнравственным. Одним Каренин решительно не нравится, другие видят в нем чрезвычайно достойного человека. Сам Толстой, судя по эпиграфу романа («Мне отмщение и аз воздам»), будто осуждает свою героиню и намекает на то, что она терпит справедливое возмездие за свой грех. Но вместе с тем, он по существу всем подтекстом романа вызывает к ней сострадание. Что выше: право любить или супружеский долг? Однозначного ответа в романе нет. Можно посочувствовать Анне и порицать ее мужа, а можно - наоборот. Выбор - за читателем. И поле выбора не сводится лишь к двум крайним вариантам - возможно и бесчисленное количество промежуточных.

Итак, всякий полноценный художественный образ многозначен в том смысле, что он допускает существование множества различных интерпретаций. Они как бы потенциально заложены в нем и раскрывают его содержание при восприятии его с разных точек зрения и в разных культурных контекстах. Не сопереживание, а сотворчество - вот, что необходимо для понимания смысла произведения искусства, и притом понимания, связанного с личностным, субъективным, индивидуальным восприятием и переживанием содержащихся в произведении художественных образов.

Конкурсная работа

Никулиной Ирины Дмитриевны

Ученицы 6Г класса

МОУ - Гимназия №1

Направление: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»

Тема сочинения: «Волшебная сила искусства»

Жанр сочинения: эссе.

Учитель Гладкова Н.В.

г. Клин

2017-2018 уч. год

Как измерить влияние силы искусства?

Без Коро и Бетховена было бы пусто,

Без Шекспира и Пушкина – невыносимо,

скучно, грустно, тоскливо.

Как бы мыслили люди,

Куда бы спешили,

вздох о детстве исчез,

где деревья «…большие».

И себя бы самих

не смогли мы увидеть.

День прошел бы спокойно:

обыден, обыден…

И никто бы не вздрагивал,

не волновался,

ни о чем бы не спорил,

не увлекался…. Ю. Киприянов.

Действительно, произведения искусства обладают удивительной силой. В человеке живет много хорошего, и раскрыть это хорошее может помочь нам литература, музыка, живопись…

А. Кольцов писал о чувствах, которые пробудила в нем музыка:

Сколько звуков, сколько песен Родилося вновь во мне. Сколько образов чудесных
Оживилось в вышине!

Эмоции, испытанные поэтом, сделали его счастливым: «Любо жить мне на земле!»

Подобное случилось и с героями рассказа Л. Н. Толстого. Главный персонаж произведения «Альберт» - музыкант. Когда он входит в комнату, то производит на присутствующих неприятное впечатление. Нечесаные волосы, грязная рубаха, скрутившийся галстук – Альберт кажется странным, жалким. Но вот он начинает играть на скрипке:

«Звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым, каким-то неожиданно-ясным и успокоительным светом вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя». Своим исполнением «несчастное существо» разбудило в посетителях ресторана чувство «тихого созерцания прошедшего, страстное воспоминание чего-то счастливого…», и казалось, что «лился в душу каждого какой-то прекрасный поток давно знакомой, в первый раз высказанной поэзии». А сам Альберт в глазах окружающих вырастал все выше и выше.

Настоящее искусство способно не только передавать мысли и чувства людей, но делать их лучше, чище.

А еще в искусстве есть великое таинство, что заметил однажды А. Эйнштейн: «Самое прекрасное, что мы можем испытать в жизни – это загадочность. Она является источником всякого настоящего искусства или науки».

Уже много лет несет в себе загадку лик Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. На портрете изображена молодая женщина, не очень-то и красивая. Но когда смотришь на ее руки, сложенные в спокойствии, на лучистые добрые глаза, на нежную полуулыбку – то испытываешь удивительную теплоту. Мне кажется, злой человек, с пустым сердцем, не может ощутить таких чувств. Джоконда напоминает мне Мадонну с иконы: тот же свет, чистота. Маленький Том из рассказа Р. Брэдбери почувствовал это. В рассказе «Улыбка» повествуется о страшном будущем. Таким может стать наш мир, если из него уйдут искусство и культура: люди в далеком 2061 году из ненависти к цивилизации крушат все: жгут книги, громят последний автомобиль. Человек ненавидит то, «что его ему жизнь поломало. Так уж он устроен» . И вот стоит очередь – к Моне Лизе..

Рассказывали, что когда-то в Москву привозили шедевр Леонардо, и люди ночь простаивали в очереди – чтобы взглянуть на улыбающуюся Мадонну, восхититься мастерством великого художника. А в этом мире люди хотят не почувствовать красоту Джоконды, а плюнуть на нее…Их сердца очерствели, чувства добрые окаменели.

Но в толпе Человек с душой выражает надежду, что появится кто-то, у которого «душа лежит к красивому» И вот этот человек – мальчик Том.

Когда ребенок увидел Джоконду, то воскликнул:

Какая она красивая!

«Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах звучала музыка.»

А потом портрет был отдан на растерзание. Мальчик пытается спасти холст, но уносит лишь один фрагмент – Улыбку. «Он закрыл глаза, и снова во мраке ночи перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая» Том верит, что настоящее искусство может спасти человечество. А Улыбка для него - символ всего прекрасного.

Нам нужно сохранять нашу культуру, чтобы мы могли «увидеть себя» и остаться людьми.

Красота должна спасти мир, а мы – красоту.

Чем человек сильней и чище,

Тем больше в мире красоты.

И эта красота бездонна,

И безгранично ей расти.

Тема: Волшебная сила искусства.

Эпиграфы:

Высоких нот приемлю торжество,
Высоких чувств любви и вдохновенья,
Святую веру безвременья
И светлого искусства мастерство.

П.Тихонов.

Звуки скрипки всё живое,
Спящее в тебе разбудят…
Всё - в этой музыке,
Ты только улови.

А.Романов (гр. «Воскресенье»)

Цели урока:

  • Расширять и углублять читательский опыт учащихся через знакомство с художественными произведениями, осмысление их, развитие способности давать личностную оценку прочитанному и соотносить свою позицию с позицией других людей (музыкантов, художников).
  • Учить читать и воспринимать художественный текст как произведение искусства.
  • Через сопоставление влияния произведений различных видов искусства на людей учить понимать и ценить произведения искусства, ощущать на себе силу их влияния.
  • Приобщать учащихся к художественному миру писателя, вырабатывать умение целостного восприятия и анализа произведения как пути к пониманию авторского замысла.
  • Формировать положительную мотивацию изучения художественных произведений в учебном году; создать на уроке позитивный эмоционально-психологический климат.
  • Оборудование:

      1. Иллюстрации церкви Покрова на Нерли, собора Василия Блаженного, статуи Венеры Милосской…
      2. Репродукции картин русских художников: «Портрет А.П. Струйской» художника Ф.С. Рокотова
        «Джоконда» Леонардо да Винчи
      3. Мультимедиа

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Вступление к уроку.

    Литература - вид искусства, поэтому тему урока-эпиграфа ко всему курсу литературы 10 класса я решила расширить и сегодня хочу предложить вам разговор о «волшебной силе искусства».
    - Что означает слово «искусство»? Составим синонимический и ассоциативный ряды.

    (На экран выводятся предложенные учащимися синонимический, ассоциативный ряды и значения слова по словарю С.И.Ожегова
    искусство, творчество, мастерство, созидание, художественная деятельность; вдохновение, музыка, театр, скульптура, литература, красота, восторг, восхищение, образность, гармония; Искусство: 1.Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2.Умение, мастерство, знание дела. 3.Самое дело, требующее такого умения, мастерства.)

    Исходя из записанного, скажите, какое воздействие искусство должно оказывать на человека?

    (Искусство радует нас гармонией красоты, вызывает восторженные чувства, потрясает душу, пробуждает вдохновение.)

    В этом году нам предстоит познакомиться с произведениями И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова–Щедрина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, к творчеству которых до сих пор не угас интерес во всём мире. Известны случаи, когда иностранцы учат русский язык, чтобы прочитать в подлиннике поразившие их творения наших мастеров. А студентка Бернского университета в Швейцарии выучила язык, когда увидела на сцене зажигательные русские народные танцы. Наверное, поэтому и стоит говорить о волшебной силе искусства. Попробуем сегодня проверить это утверждение.

    III. Работа по теме урока.

    Прослушаем песню «Музыкант» А.Романова, руководителя группы «Воскресенье», в исполнении Константина Никольского. (Текст песни на каждой парте)

    Прошу отметить слова, выражения, которые затронут вас.
    («…звуки скрипки всё живое, спящее в тебя разбудят…», «…если ты ещё не слишком пьян…» «…о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви…» «…что творится, что творилось на твоёй земле, всё в этой музыке – ты только улови…» «устала скрипка» «немой футляр» «мелодия осталась».)

    Какие образы, ассоциации, мысли вызывают эти строки?

    (Талантливая музыка, проникновенный голос скрипки, сравнимый с человеческим, может пробудить дремлющие чувства, заставить задуматься не только о собственной судьбе, а обо всём, «что творится на твоей земле», сделать «соработником».
    Страшно, если скрипка устанет и замолчит, перестанет «жечь сердца людей». «Немой футляр» укоризненно будет напоминать «сосуд, в котором пустота». Но энергия голоса скрипки по закону физики исчезнуть не может, она лишь не слышна из-за шума людского, суета мешает ощутить человеку её чудесные прикосновения к струнам души.)

    Почему эти образы тревожат, врезаются в память, запоминаются?

    (Человек, самый чёрствый, неэмоциональный, создан гармоничным, значит, в душе его должен жить, теплиться огонёк Любви, который, даже тлеющий, можно постараться раздуть, чтобы вернуть теряющим лик, образ и подобие Создателя.)

    А в каких строчках песни сказано самое главное? Какие важные в жизни человека вопросы ставит автор?

    («Зачем явился ты на свет…»
    Каждый ли человек способен понимать произведения искусства?
    В чём назначение искусства и какова сила его воздействия на людей?
    Человек ответственен за то, что происходит вокруг. «Ты только улови»,- призывает автор. Улови - значит старайся услышать главное, не отгораживайся от жизни. Рядом всегда есть те, кто напомнят «…о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви…». Имя им – Мастера.)

    В чём сила таланта скрипача и как она проявляется?
    - Каково ваше отношение к музыке?
    - Что можно сказать об авторе песни?

    2. Обратимся к литературному очерку Г.И. Успенского «Выпрямила», написанному в 1885 году.

    (Произведение прочитано учащимися к уроку)

    Кто является героем произведения?

    (Героем очерка является «сельский учитель Тяпушкин, смятый «утомительной школьной работой», «массой ничтожных…ежедневных волнений и терзаний», но не лишённый проявлений жаждущей совершенства человеческой души».)

    Каково душевное состояние Тяпушкина? Каков образ его жизни?

    («Всё это продолжалось…», «потрясло меня…», «умышленное заговаривание», «ощущение какого-то беспредельного несчастья…». «Сижу в холодной…», «Поедом съесть…», «Воротившись в свой угол…», «подавлен…». «В губернском городе… я изныл душой…». «Глубоко закручинился…», «Ровно ничего ласкового…». «Рваный полушубок, самодельная кровать, соломенные подушки…», «Несчастье сверлит мозг…», «Берлога» (а не комната), «Горе моей жизни…»)

    Что придаёт ему сил, «ободряет», «оживляет»?

    (Сон, «что-то хорошее» Тяпушкин вспоминает, «как 12 лет назад в Париже в Лувре увидел Венеру Милосскую».)

    Какое впечатление произвела на него статуя богини и почему?

    («Что со мной случилось?», «в чём тайна?» Пришедший сюда «без малейшей нравственной потребности »,
    «похожий на скомканную перчатку», он вдруг почувствовал: «…выпрямило меня».)

    Какой он увидел Венеру Милосскую? Соответствует ли его представление о женской красоте красоте богини-женщины?

    (…Нет, не соответствует.)

    Почему же впечатление героя не зависело от внешнего несоответствия его идеалу?

    (Произведение искусства притягивает чем-то иным.)

    Но ведь случилось так, что он «опять позволил скомкать себя». Значит ли это, что Тяпушкин «сдался», что влияние произведения искусства оказалось кратковременным? Как бы вы ответили на этот вопрос и как отвечает автор?

    (Жизнь сложна, заставляя Тяпушкина решать ежедневные актуальные проблемы, она изгладила из памяти героя сильное эмоциональное впечатление. Но даже воспоминание о произведении искусства может изменить человека. Так меняется и мироощущение учителя, он осознаёт свою значимость, нужность людям: «…великое художественное произведение укрепляет меня в моём тогдашнем желании идти в тёмную массу народа… мне по моим силам можно и должно идти туда… Я пойду туда и буду стремиться к тому, чтобы начинающий жить человек - народ не позволил себя унизить».)

    Почему очерк называется «Выпрямила»?

    (Именно такое воздействие оказала на героя статуя. Для Тяпушкина страшно «…потерять счастье ощущать себя человеком»,и он уверен, что великое произведение искусства обладает живительной силой, которая очищающее действует на душу и наделяет энергией униженное существо, помогая ему духовно и физически совершенствоваться.)

    3. Познакомимся с небольшим по объёму произведением В.Вересаева «Состязание».

    (Учитель читает рассказ о состязании двух художников (учителя и его ученика) до эпилога, когда народ выносит своё решение, определяет победителя).

    Какой из двух картин вы отдали бы предпочтение, картине прославленного художника Дважды Венчанного или картине Единорога? Почему?

    (Работа в группах. Завершение чтения рассказа и обмен мнениями между группами.)
    .
    - Как вы думаете, почему отдали предпочтение картине Единорога? Почему ученик победил учителя в споре о красоте?

    (Учитель мучился, искал идеал женской красоты, нашёл его и, используя своё непревзойденное мастерство, создал удивительную картину. Она вызывала восторг перед неземной, необыкновенной женщиной. Рядом с этой красотой меркло всё вокруг, казалось несовершенным, низким, ничтожным. Единорог, казалось, не мог превзойти учителя в мастерстве исполнения, но его совершенно земная «Зорька» была одухотворена любовью. Ученик превзошёл учителя по силе чувств, вложенных в произведение. Его картина позволяла видеть и помнить красоту вокруг себя.)

    (Автор показал, что внешняя красота пленит, чарует, но выше красота внутренняя. Глаза влюблённого человека во всём, что его окружает, видят прелесть и великолепие. Возлюбленная всегда самая прекрасная, лучшая. И сколько бы ни прошло лет, она всегда остаётся ею, хотя меняется внешне.

    Вспоминаются слова В.Шекспира:

    Её глаза на звёзды не похожи,
    Нельзя уста кораллами назвать…
    Не знаю я, как шествуют богини,
    Но милая ступает по земле.

    Картина Единорога освещена любовью. Именно такой свет, похожий на свет яркой звезды на тёмном небосклоне, по-настоящему согревает сердца людей (вспомним старуху и старика в рассказе)

    Видимо, среди произведений искусства, сам писатель отдаёт предпочтение тем, которые несут радость, духовное раскрепощение, любовь и свет, «открывают глаза» на красоту мира.)

    Что можно сказать о взаимодействии Творца, художника и личности, познакомившись с рассказом В.Вересаева?

    (Зритель является объектом влияния художника, именно на него направлена энергетика художественного произведения, положительная или отрицательная, возвышающая душу или порабощающая её.)

    4. Теперь я предлагаю вашему вниманию стихотворение Николая Заболоцкого «Любите живопись, поэты…» и портрет А.П. Струйской кисти русского художника Ф.С.Рокотова.

    (Тексты размножены на каждую парту, на экране – портрет А.П.Струйской)

    - В чём необычность женского образа напортрете?
    - Давайте посмотрим, совпадает ли ваше впечатление с мнением поэта Н. Заболоцкого.

    (Чтение стихотворения учителем )

    Почему так различно восприятие или о чем говорит сходство восприятия вашего и поэта?

    (Работа по вопросам в группах с последующим обсуждением в классе)

    а) О каких особенностях языка живописи говорит Н.Заболоцкий?
    б) Сколь высоко оценил поэт и его лирический герой творение художника?
    в) Только ли о влиянии живописи на человеческую душу можно говорить, читая Н.Заболоцкого? Что можно сказать о поэте?
    г) Какие средства выразительности языка, какие приёмы создания образа использует поэт, чтобы передать своё восхищение?
    д) Можно ли, опираясь на эти произведения, подтвердить или опровергнуть утверждение, вынесенное в заглавие урока?

    (Н.А.Заболоцкий считает, что лишь живописи единственной дана возможность запечатлевать прекрасные мгновения на полотне, улавливать душевные изменения, находить отзыв в сердце зрителя, следовательно, мастерство живописца – волшебство, с помощью которого возможно влияние на человека. Но мы увидели и мастерство поэта, способного передать свои чувства: удивление, восхищение, очарование – от созерцания живописного полотна. Влияние любого шедевра на человеческую душу бесспорно.)

    5. В заключение я расскажу вам сказку об Охотнике.

    Как-то давным-давно, когда люди ещё одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать её стрелой из своего лука, ни один олень не позволил ему поразить себя копьём. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе, какую брань обрушат на него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

    Он вошёл в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя. Зверь на его глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога Леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, но не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в этот день убивать кого-нибудь из зверей.

    Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрёка, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок сотового мёда и протянул его охотнику.

    Как вы думаете, за что Охотник получил награду?

    (Охотник заслужил свою награду за яркий рассказ. Он не солгал людям. Он поведал им одну из первых сказок. И его накормили именно за сказку. В пещере произошло великое волшебство: люди слышали слова, а перед их глазами возникли целые картины удивительных происшествий, вызвавшие испуг за Охотника. Рассказ Охотника был не просьбой о прощении и не жалобой, а поэзией.)

    IV. Подведение итогов.

    В чём же волшебная сила искусства?

    Иван Бунин в очерке поэту И.С.Никитину ответил так: «Я не знаю, кто называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчётно рвущееся из глубины сердце. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца.»

    А как бы ответили вы?

    V. Домашнее задание .

    Творческая работа по выбору учащихся:

    А) Письменная работа:

    1. В чём я вижу волшебную силу искусства?
    2. Рассказ (очерк) об испытанных вами однажды чувствах (при просмотре спектакля, фильма), впечатлениях (от увиденной картины, скульптуры, архитектурного сооружения, услышанного музыкального произведения).

    Б) Создайте своё произведение искусства (рассказ, стихи, картины, поделки, вышивка, резьба по дереву…)

    Список использованной литературы

    1. В.Г.Маранцман. Литература Учебное пособие для 9 класса средней школы (стр.6)
      Москва «Просвещение» 1992.
    2. Литература. 5 класс. Учебное пособие для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев. Авторы-составители М.Б.Ладыгин и Т.Г.Тренина. Москва Издательский дом «Дрофа» 1995.