Конспект урока литература как художественное отражение жизни. Художественная литература и реальная действительность

Дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература как искусство слова.

Цель: дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

"Прекрасное пробуждает доброе".

Д.С. Лихачев.

Прекрасное пленяет навсегда.

К нему не остываешь. Никогда

Ему не впасть в ничтожество…

С.Наровчатов.

Пролог: Звучит инструментальная композиция И.Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”>.

− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, бушуют космические вьюги, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля. Здесь шумят леса, текут реки. Зима сменяет осень, а вслед за весной всегда приходит лето. И вслед за днем наступает ночь, а вслед за ночью неизменно наступает день.

На этой огромной голубой планете есть один день. В этот день на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья. А сердце материнское тебе пожелало доброго пути. И материнские руки благословили твои первые шаги по этой земле. И загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Твоя звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. Это твое право. Право человека. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда осветит его. И только от тебя зависит, не погаснет ли она раньше времени.

Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!

Постановка проблемы:

Г. Свиридов “Время, вперед!”; слайдовый ряд “МЫ”>

XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: "Я утоплю вас в крови!". Когда другой политик обещает: "Я подниму Россию с колен!"

А где-то там, в сибирской глуши, районный детский врач выписывает рецепт. Он выписывает рецепт… на яблоко, на молоко. Так было. Так есть. Так будет?!

XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?

Разработка I. Ввод.

Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451 ◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то нах одят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…

Экспресс-анкета:

С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:

  1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
  2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
  3. с теми, кто уничтожал книги.

Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)

(Обработка результатов экспресс- анкеты и подведение итогов).

Разработка 1I. Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Словарь литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

(Запись определений в словарик)

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Разработка III. “Литература – учебник жизни”.

Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.

− Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.

− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?

− Да, я раз курил, это верно.

− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!

− Ах, да-а, - вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: """" Папа, расскажи сказку".

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…

У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить…”

Беседа с учащимися:

− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

Релаксация

− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).

“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.

– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

Разработка IV. “Мир спасет красота”

Что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде? -

Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Эпилог.

Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской.

В твоем распоряжении отныне

Прекрасный мир прекрасного, людской

Трагедией построенный в пустыне.

И на тебе горит его тавро

Ответственности, действия и слова.

В нем многое из нового старо,

И старое – значительно и ново.

Входи в него хозяином смелей!

Он ждет тебя и требует ответа.

Согрей его трагедией своей,

Прибавь ему ещё любви света!


Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему «Литература как художественное отражение жизни», которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе («Начальное понятие о литературе как искусстве слова»), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: «Любите книгу» М. Горького, «Баллада о мальчике» Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина «Память и воображение» и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького «Любите книгу». Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как «велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему», обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом «Любите книгу» позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был М. Горький, почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в «путанице мыслей, чувств, событий», научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с «Балладой о мальчике» Ф. Искандера:

Давным-давно уснул весь дом…
Раскрыта настежь книжка,
Ее читает за столом
Взволнованный мальчишка.
Сидит мальчишка за столом
И в тишине ночной,
Как будто рядом за углом,
Он слышит этот бой.
Пригнали “легионов тьму,
а каждого - десяток,

И крикнуть хочется ему
«Неправильно! Нельзя так!»
Теснит Спартака легион,
И с четырех сторон
Он римлянами окружен.
Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть -в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа «Два капитана»: «Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану». Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа «Муму» и истории реального прототипа - немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, Тургенева.

Литература - художественное отражение жизни человека и общества

Если на каждой странице данного учебника написать назва­ния произведений русской литературы, оставивших вечный след в памяти людей и ставших достоянием мирового искусства, - этих страниц не хватило бы.

За свою тысячелетнюю историю русская литература обогати­лась выдающимися произведениями - замечательным миром образов, мыслей, идей. Изучить все произведения, получить о каждом полное представление невозможно. Но знать имена выда­ющихся поэтов и писателей, читать созданные ими творения необ­ходимо. Литература, как и любой другой вид искусства, обогащает нас, делая умнее, образованнее, воспитывает характер, доставляет наслаждение. Дорогу ко всему подлинно значимому и прекрасно­му в мире литературы открывают те произведения, которые мы называем классическими.

Творцом произведения, которому суждено стать классическим, может быть только особо выдающийся, гениальный художник. Если ему удалось в своем творчестве выразить то, что волнует всех, находит отклик у каждого читателя, то перед нами - великое тво­рение. Говоря о подобных произведениях, мы ставим вопрос и о том времени, когда они были созданы. Это время может совершен* но отличаться от современности. Казалось бы, и искусство опреде­ленной эпохи может представлять только исторический интерес. Но нет. Особенность классического произведения заключается в том, что оно типично для своего времени и вместе с тем раскры­вает общечеловеческие ценности. В нем отражается определен­ная эпоха со своими неповторимыми признаками и в то же время выражаются существенные и важные для человечества взгляды, мысли, идеи. При этом общечеловеческое начало в произведении становится наиболее важным.

Слово "литература” происходит от латинского littera , которое переводят как "буква”, "письмена”, т. е. письменность, все напи­санное.

Долгим был путь от рисуночного письма древнего человека к современной буквенной литературе. Были на этом пути иерогли­фы и клинопись, каменные плиты, обожженные глиняные таб­лички, дощечки, покрытые воском. Появление бумаги и печат­ного станка в средние века стало настоящим информационным взрывом. Рельефное изображение буквы на деревянном, металлич еском, пластмассовом брусочке с тех пор и по сей день называ­ется литерой. Все напечатанное стало литературой. Так возникло первое, са мое общее значение этого слова. Литература - это вся совокупность письменных произведений того или иного народа, эпохи, всего человечества в целом.

Письменность как средство информации имеет две стороны: первая - умение писать, вторая - способность воспринимать текст. Может показаться, что чтение гораздо проще, чем овладение правилами правописания. На самом деле это не так. Подлинная образованность и культура человека определяются не только тем, сколько и каких книг он прочел, но и тем, как он умеет читать.

Человек может удовлетворять свою любознательность, обра­тившись к политической, публицистической, научно-популярной литературе. Средства массовой информации знакомят его с жиз­нью страны и планеты. Но совершенно особое место занимает ху­дожественная литература, с которой связано другое значение тер­мина "литература” как совокупности художественных словесных произведений. Именное этим значением связано название учебно­го предмета. В этом значении литература - это явление искусства, искусство слова.

Чтение художественных произведений имеет свои особенно­сти, здесь есть свои, порой весьма сложные "формулы”, разобрать­ся в которых весьма непросто.

Ответы на многие важные вопросы дает литературоведе­ние - наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведе ний. так и творческого наследия писателей, связь с традициями национальной и мировой литературы. Литературоведение изуча­ет теоретические понятия, необходимые для осмысления художе­ственного текста. С некоторыми из них вы уже познакомились в 7 классе и знаете, что такое система образов, образ-персонаж, автор-повествователь, художественное время и художественное пространство, пейзаж в искусстве и т. д. Вероятно, вы поняли, что постижение художественного произведения - это сложный процесс. Сложность его объясняется и тем, что литература на всем протяжении своей истории изменялась и прошла тысячелетний путь от устного народного творчества до современной, чрезвы­чайно многогранной системы, называемой литературным процес­сом.

Литература как специфический вид искусства, художественно отражающий жизнь человека и общества с древнейших времен и до наших дней, как и история, развивается по хронологическому принципу. В течение исторического пути в литературе развива­лись тенденции и направления, преемственность и традиции, фор­мировались основные этапы, давшие названия периодам и стилям в литературе. В 8 классе вам предстоит изучение с историко­хронологических позиций основных направлений, периодов и стилей в литературе: древней русской литературы, литературы средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в русской литературе.

Что же такое направление и стиль ?

Направление, или течение- это литературные поня тия. обозначающие общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особен­ностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ. Литературное направление характери­зуется общностью духовно-эстетических основ художественных произведений, обусловленной сходством социально-культурной ситуации и однотипного миропонимания писателей. Однако идеа­лы отдельных авторов, их отношение к поставленным проблемам и представление о путях и способах решения может быть различ­ным.

Так, в основе романтического миропонимания и романтизма как литературного направления лежат глубокое разочарование в действительности, жажда совершенства, страстное стремление к абсолютным идеалам. Однако конкретное содержание "разлада” и "мечты” у писателей-романтиков было неодинаковым: одни жаж­дали кардинального переустройства общественной жизни (на­пример, Байрон, Лермонтов), другие искали спасения в религии (Шатобриан, Жуковский), третьи - в слиянии с природой и воз­врате к народной старине.

Чередование и определенная последовательность, хронологич­ность смены литературных направлений в разных странах позво­ляют рассматривать их как явление наднациональное, между­народное, как явление мировой литературы. Однако в каждой отдельно взятой стране и в национальной литературе литератур­ное направление имеет ряд специфических признаков. Так, для русского романтизма характерно сочетание собственно романтиче­ских начал с сентиментализмом (например, у Жуковского), клас­сицизмом (у Рылеева), анакреонтикой (у Батюшкова), реализмом (у Пушкина, Лермонтова, Гоголя).

При всем конкретно-историческом своеобразии националь­ных разновидностей литературных направлений они могут быть сближены по значению в литературном процессе. Такова, напри­мер. роль сентиментализма - "оппонента” классицизма и пред­шественника романтизма в литературном процессе Франции и России. Между национальными разновидностями литературных направлений, таким образом, существует внутренняя связь - вы­ражение закономерностей общелитературного порядка и основа взаимовлияний в литературе.

С содержанием понятий литературного направления, течения, периода тесно связано понятие стиль в литературе. Словом stylos древние греки называли деревянную, костяную или металличе­скую палочку, заостренную на конце и предназначенную для пи­сания на восковых дощечках. Но научное понятие стиль , конечно, гораздо сложнее и многограннее.

Литература, как и искусство в целом, обладает единством со­держания и формы произведения. Стиль обеспечивает эту проч­ную связь в самом процессе творчества. Первоначальное значение слова "стиль" помогает понять, что явление связано с творчеством, единым способом обработки того материала, которым располагал художник перед началом работы.

Характер отпечатка зависит от stylos , но не зависит от восковой дощечки; почерк зависит от нажима пера, но не от качества бума­ги. Иначе говоря, художественный стиль - это инструмент освоения и передачи действительности писателем.

Одна и та же тема (например, "маленького человека”) по- разному решается Пушкиным в "Станционном смотрителе”, Гоголем в "Шинели”, Достоевским в "Бедных людях” благодаря различию стилей, которыми реализуется различие художествен­ного сознания авторов. По-разному предстают в разных стилях одни и те же предметы, события, мысли. Да и такой материал, как язык, тоже преобразуется под воздействием стиля, поэтому мы го­ворим "язык Пушкина”, "язык Гоголя”, "язык Достоевского”.

Вот мир Достоевского: слово звучит с напряженностью, дохо­дящей до исступления, с постоянной интонацией вопроса, требу­ющего незамедлительного ответа. Детали и описания резко кон­трастны, события и отношения героев конфликтны, всякая идея находит заостренное выражение в сюжете. Отсюда можно заклю­чить, что напряженность, контрастность и гиперболичность - свойства стиля Достоевского, которые соответствуют трагическо­му образу мира, созданному им в своих романах и повестях.

Формирование литературных стилей, направлений, перио­дов - сложный исторический процесс, для понимания которого нужны знания теоретических понятий, чтение и анализ произве­дений разных писателей.

Каковы особенности классицизма, сентиментализма, роман­тизма, реализма в русской литературе, каким образом они пре­ломляются в творчестве отдельных писателей и поэтов; что такое историзм, цикличность, хронологичность по отношению к исто­рии словесности; каково место русской словесности в истории ми­ровой литературы?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете, вниматель­но изучив учебник, начиная от фрагментов из "Слова о полку Игореве” и "Повести временных лет” до произведений писателей XX в. Мировая литература представлена в 8 классе творчеством У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, Дж. Байрона, чьи произведения в определенной степени оказали влияние на развитие русской ли­тературы. В раздел учебника "Русская литература Казахстана” включены произведения И. Шухова и Ю. Герта.

1. Что такое литература: история, наука или искусство? Кокос определе­ние и почему вы считаете наиболее точным?

2. В чем отличие литературы от других видов искусства: музыки, живопи­си, архитектуры, кино, театра, телевидения и т. п.?

3. В чем, на ваш взгляд, заключается задача литературы - учить, воспи­тывать, убеждать, утешать, тревожить? Обоснуйте свой ответ примера­ми из прочитанных книг.

4. Каково место и значение литературоведческого анализа в процессе постижения художественного текста?

5. Прочитайте в рабочей тетради и перескажите текст "Совет поэта".

6. Прочитайте в рабочей тетради текст "Доверяйте искусству” и выполни­те задания к нему.

7. Прочитайте в рабочей тетради афоризмы н высказывания об искусстве и литературе. Выберите наиболее интересные, с вашей точки зрения, и поясните их смысл.

8. Заполните в рабочей тетради таблицу о значении литературы в жизни человека цитатами из прочитанных книг и афоризмами.

9. Выполните в рабочей тетради задание 1.

10. Расскажите о книге, прочитанной вами в последнее время и в определен­ной степени изменившей ваши взгляды на жизнь.

1. Что изучает литературоведение как наука?

2. Что такое литературное направление ?

3. Что такое стиль в литературе? Каково первоначальное значение слова "стиль?

4. Приведите примеры, характеризующие стиль писателя.

5. Что обозначает хронологический принцип в литературе?

6. Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?


Отражение реализма в литературе представляет собой описание действительности, какой бы она не была. Отличить реализм в произведении можно сразу. Во-первых, реализм не предполагает наличия приукрашенных или искаженных фактов жизни. Реализм предполагает наличие описания той жизни, которая покажется читателю знакомой и правдоподобной. С помощью реального описания некоторые смогут познать для себя всю суть нынешней и прошлой жизни, выявить несоответствия своего понимания сущностей и понимания автора. Реальность может быть для каждого своя. Например, сейчас качеством жизни многие не довольны, а для некоторых нынешнее положение вещей весьма удачное.

Так же для реализма свойственны развернутые описания каких-либо конкретных ситуаций. С помощью данного описания можно наиболее досконально остановиться на существующих проблемах.

Описание реальных событий может нередко быть трагическим, жестоким или драматичным. При этом смыслом реализма является поучительная трактовка некоторых отдельно взятых повествований. С помощью произведений в жанре реализма читатель должен выяснить для себя все нюансы и аспекты жизни нынешней и прошлой, тонкости взаимоотношений, критерии общения и многое другое.

Реализм также рассматривает многие исторические процессы, чтобы выявить между ними закономерность, установить тенденцию развития и дифференциации различных времен, исторических событий и последствий после них. Некоторую историческую и даже научную литературу можно отнести к жанру реализма.

Авторы, которые писали в жанре реализма не прибегали в своем творчестве к области фантастики, искажению фактов, изощренности описания. Они могли отразить свое отношение к сюжету, своё мировоззрение и свои жизненные понятия. Но сюжет произведения реализма всегда оставался традиционным.

Главным действующим лицом реализма всегда оставался человек. Все сюжетные линии всегда закручены вокруг человеческого общества. Автор может разбавлять произведение своими размышлениями и своим отношением.

Реализм с ходом времени менялся. Если раньше реализм отражал существующую реальность, то теперь реализм больше приобретает характер мечтаний о том, как было бы лучше на самом деле. Авторы все больше передают свои мысли и свои мечтания об идеальных образах, а не реальных. Этим и определяется современный реализм. В наше время это направление в литературе набирает популярность.



    Изображение пейзажа в литературе – это один из наиболее сильных способов для передачи вымышленного образа в сочинении автора. Изображение пейзажа...



    Трагедией в литературе является произведение, которое носит некий драматический характер. При одном слове «трагедия» у читателя могут сразу...



    Повесть в литературе – это довольно расплывчатый и широкий жанровый термин, который нельзя подогнать под единое определяющее его понятие.В своей...



    К изучению лингвистики относится не рассмотрение отдельно взятого языка, а понятие языка в целом. Лингвисты рассматривают отдельные характерные...


    Большинство литературоведов считают, что этим русским термином называют европейскую новеллу. В действительности между этими исторически сложившимися...

    Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького,
    доктора филологических наук - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Юрий Минералов 2018. Все права защищены.

    Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением
    федерального закона об охране авторских и смежных прав.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.