Что такое культурные ценности? Культурные ценности.

Мы часто употребляем выражения, основанные на слове «ценность». Обсуждаем жалуемся на недостаток духовных, критикуем политические. Но задумываемся ли мы о том, что значит само понятие «ценность»? Определение гласит, что под этим словом понимают значимость (материальную, политическую, духовную и пр.) некоторой группы объектов. Этим словом обозначают также:

  • качественные характеристики объектов, определяющие его важность;
  • денежное выражение стоимости чего-либо;
  • свойства явления, субъекта, объекта с точки зрения его вредности или полезности.

Чтобы не путаться в понятиях ценности, ученые предложили классификацию, учитывающую качественные и количественные характеристики понятия.

Согласно систематизации Г. Олпорта (а есть и другие типологии) все ценности делятся на

  • теоретические, придающие ведущее значение поиску истины и рациональному мышлению;
  • экономические, ставящие на первое место пользу и выгоду;
  • социальные, отдающие предпочтение человеческим проявлениям: толерантности, любви, преданности и т. п.;
  • эстетические, оценивающее все остальное с позиции красоты, гармонии;
  • политические, предпочитающие только власть;
  • религиозные, включающие слепое следование вере.

Однако не все согласны с такой типологией. Большинство ученых считают, что первостепенное значение для всех абсолютно народов имеют культурные ценности.

Что означает это понятие? Как трактуют его социологи и другие представители научного мира?

Культурные ценности - это достояние, принадлежащее определенной группе: социальной, этнической, и т. п. Все они могут быть выражены определенными формами искусства: устным творчеством, художественными изображениями, танцами, песенным творчеством, прикладными видами.

В нашей стране существует целая структура понятия «культурные ценности», зафиксированная в законодательстве. В соответствии с законами РФ в это понятие входят:

  • произведения культуры, искусства;
  • народные ремесла, промыслы;
  • эталоны поведения;
  • национальные или народные языки, местные диалекты, все говоры;
  • топонимы (названия географических объектов);
  • народный фольклор;
  • все методы, способы и результаты научных исследований;
  • здания, территории, технологии и т. п.;
  • объекты, представляющие культурную, историческую либо научную ценность.

Культурные ценности России (как, впрочем, и всех стран), охраняются государством. Именно оно регламентирует порядок ввоза или вывоза их объектов, определяет правила их приобретения, владения, продажи.

Однако культурные ценности, как считают некоторые специалисты, это не просто исторические ремесла, объекты или методики. Культурными являются только те ценности, которые оказывают определенное влияние на психику человека с целью донесения информации до потомков. Это может быть информация об идеологии, духовности, убеждениях - всех тех явлениях, о которых сложно рассказать другим способом.

Культурные ценности - понятие неоднородное. Они могут быть разными даже в одно время для различных слоев общества. Яркий пример тому: исторические храмы. Для большинства в нашей стране они были едва ли не главными культурными ценностями. Однако для молодой советской власти они были не только малоценными. Большевики считали их вредными, и потому разрушали. Так были утрачены уникальные произведения зодчества, характеризовавшие целые эпохи. Впрочем, утрачены были не только храмы: печальная судьба постигла многие народные промыслы, а также языки и культуру малых народов.

Для того чтобы не разрушались, а виды ремесел или искусства, являющиеся достоянием народов или народностей, не были утрачены, законодательство РФ и дает точное определение понятия «культурные ценности России».

Международно-правовая охрана историко-культурных ценностей

Введение……………………………………………………………………...……3

    Понятие культурных ценностей…………………..……………………….5

    Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей ………………………………...…………………13

    Определение права, подлежащего применению к культурным ценностям ………………………….……………………………………...19

    Перемещение культурных ценностей через национальные границы Республики Беларусь ……………………………………………….……25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………...31

Введение

К настоящему моменту все мировое сообщество обладает уникальной возможностью прикоснуться к истории, к ее истокам. Речь в данном случае идет о тех объектах материального и нематериального мира, которые история оставила после себя, о наследии в виде культурных ценностей, которое нуждается в постоянной охране со стороны государств и каждого человека в частности. Однако реалии таковы, что приоритеты людей и государств меняются. История знает множество примеров разрушения таких объектов. Кроме того, культурные ценности всегда становились объектом перераспределения.

Военные конфликты, затрагивающие культурные ценности и, которые разрушали их еще с самой древности, послужили предпосылкой для развития правовой охраны культурных ценностей. В связи с этим в XX веке были разработаны международно-правовые акты, регулирующие охрану культурных ценностей.

Также культурные ценности всегда привлекали много желающих получить уникальный предмет искусства в собственность. Рынок предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире. В связи с этим в научно-правовой доктрине, а также на практике возникла необходимость разработки вопроса о правовом регулировании оборота культурных ценностей, как объекта права собственности.

Актуальны вопросы о том, как же уберечь культурные ценности от незаконного вывоза за границу, как найти и вернуть те их них, которые были утрачены, как обеспечить их охрану и законное перемещение через границы.

Таким образом, актуальность данной темы исследования весьма велика. Вопросы столкновения разных правопорядков, разных юрисдикций всегда сложны. Перемещение культурных ценностей через границы, возвращение их в государство должно быть произведено по соответствующим нормам.

Множество ученых занимались и продолжают заниматься изучением данной проблемы. Они предлагают наиболее универсальные пути разрешения коллизионных вопросов, а их достаточно в сфере правоотношений с культурными ценностями. Стоит упомянуть таких автор-ов, как М.М. Богуславский, Е.Б. Леанович, Л. Ануфриева, Т. Ушакова, В. Черник, Э.Л. Король.

Объектом данной курсовой работы являются культурные ценности.

Предметом являются международные и национальные документы, регулирующие правовую охрану культурных ценностей.

Цель - выявление проблем теоретического и практического характера в области международно-правовой охраны историко-культурных ценностей.

Данная цель обусловливает следующие задачи :

Определение понятия историко-культурных ценностей;

Рассмотрение источников правового регулированияохраны историко-культурных ценностей;

Рассмотрение вопросов применимого права к культурным ценностям как объектам права собственности;

Рассмотрение вопросов о перемещении историко-культурных ценностей через национальные границы Республики Беларусь.

Данная работа состоит из введения, из четырёх глав и заключения, а также из списка использованных источников.

1. Понятие культурных ценностей

В международных соглашениях, в национальном законодательстве и в научной литературе понятие «культурная ценность» применяется наряду с понятиями «культурное наследие», «культурное достояние». Например, в отдельных документах ЮНЕСКО часто фигурирует такое понятие как «культурное наследие». Также как и культурные ценности, оно может быть применимо к недвижимым и к движимым объектам.

Культурные ценности и культурное наследие могут состоять из предметов как материального, так и нематериального характера. Так, Рекомендация ЮНЕСКО 1989 г. о сохранении фольклора исходит из того, что фольклор представляет собой неотъемлемую часть «культурного наследия и живой культуры».

Понятие культурная ценность имеет наиболее широкий характер. Однако в каждой отдельной международной конвенции вырабатывается свое определение, которое непосредственно применяется для целей данного документа.

Понятие культурных ценностей является многоплановым. Каждое государство самостоятельно определяет особый круг объектов, имеющих особое значение для его культуры. Действительно, большинство авторов отмечают многообразие определений понятия «культурных ценностей» в каждом конкретном государстве. К этому следует добавить, что в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения.

Если говорить о международном опыте, то впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (далее - Гаагская Конвенция 1954 г.) . Именно благодаря данной конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В ст. 1 Гаагской Конвенции 1954 г. сказано: «Согласно настоящей Конвенции культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Также мы можем обратиться к другому, не менее значимому международному документу, а именно - к Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее - Рекомендация ЮНЕСКО 1964 г.) , где также было закреплено широкое определение «культурной ценности». С точки зрения данной Рекомендации, «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы».

Как видно из определения, перечень составляющих «культурных ценностей» действительно широк, однако, исчерпывающим его назвать нельзя, так как именно государство в каждом конкретном случае делает вывод о том, является ли важным для культурного наследия данной страны какой-либо объект или не является.

Еще одна заслуга данного документа состоит в том, что в нем было проведено деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Обратимся к Конвенции 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее - Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.) . Данная конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 28 июля 1988 г. Предметом регулирования данного документа являются исключительно движимые культурные ценности.

Согласно ст. 1 данной конвенции: «…культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям:

Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

Археологические находки (включая обычные и тайные) археологические открытия;

Составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

Старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;

Этнологические материалы;

Художественные ценности, такие как:

1) полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);

2) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

3) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

4) оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

Редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

Почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;

Архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;

Мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты».

Можно заметить, что в самом начале данного определения, за основу построения перечня принят такой критерий, как характер предмета, а не его возраст.

В данном документе также содержится положение о том, что отнесение и определение перечня категорий культурных ценностей входит в компетенцию каждого государства-участника Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. Беларусь участвует в ней с 28 июля 1988 г.

Значимую роль для формирования категорий движимых культурных ценностей играет Рекомендация ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее двадцатой сессии 28 ноября 1978 г. (далее - Рекомендация ЮНЕСКО 1978 г.) .

Рекомендация исходит из того, что движимые культурные ценности, характерные для различных культур, являются частью общего достояния человечества, и в силу этого каждое государство несет моральную ответственность за их охрану и сохранение перед всем международным сообществом.

В Рекомендации дается наиболее широкое определение понятия «движимые культурные ценности». Это определение сочетается с перечнем, который в отличие от перечня Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. не носит исчерпывающего, замкнутого характера.

В этой Рекомендации так же, как и в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. к компетенции каждого государства - члена ЮНЕСКО отнесено составление критериев для определения ценностей, находящихся на его территории, которые должны пользоваться охраной в силу из археологической, художественной, научной или технической ценности.

В определенной степени Конвенцию ЮНЕСКО 1970 г. дополняет Конвенция УНИДРУА от 24 июня 1995 г. о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (далее - Конвенция УНИДРУА 1995 г.) . В ней содержится схожее определение, однако уже нет положений, которые позволяли бы государствам определять значимость и важность того или иного объекта для археологии, искусства, литературы и т.д.

Как отмечает М.М. Богуславский: «В других правовых документах ЮНЕСКО применяется понятие «культурное наследие». В качестве основного критерия отнесения культурных ценностей к охраняемым категориям принят критерий «выдающаяся универсальная ценность с точки зрения истории, искусства и науки» . Следует отметить, что данный критерий содержится в Конвенции от 16 ноября 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия .

Если сравнительно рассматривать законы многих государств, то можно сделать вывод о том, что перечень категорий культурных ценностей в значительной степени совпадает. Но имеются также и различия, что связано с историческими особенностями, традициями национальных культур, с ролью, которую в конкретной стране играет охрана культурных ценностей.

Однако, несмотря на все эти различия «…следует все же прийти к общему выводу о том, что культурная ценность - это особый объект правового регулирования, к которому неприменимы автоматически общие положения о правовом положении движимых вещей» .

На региональном уровне наиболее полное регулирование, в том числе и в отношении классификации культурных ценностей, осуществлено в Европейском союзе. В ЕС культурные ценности рассматриваются в качестве товаров. На данном уровне существует важный документ, это Постановление ЕС №3911/92 от 9 декабря 1992 г. «О вывозе культурных ценностей» . В данном документе выделяется 14 категорий культурных ценностей в зависимости от стоимостного и временного критериев.

Если обратиться к законодательству Республики Беларусь, то основополагающим нормативно-правовым актом в этой области является Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. №98-3 «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» (действует с изменениями от 18 июля 2007 г.) (далее - Закон об охране историко-культурного наследия) .

В данном нормативно-правовом акте выделена категория «историко-культурные ценности», т.е. это - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности, материальное проявление которых составляет их содержание) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности, материальное проявление которых не оказывает существенного влияния на их содержание), которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 1).В ст. 13 данного закона перечислены виды материальных культурных ценностей:

Документальные памятники (акты государственных органов, письменные и графические документы, кино- и фотодокументы, звукозаписи, старинные и другие рукописи и архивы, редкие печатные издания);

Памятники археологии и архитектуры (каменные кресты и культовые камни, статуи, клады, мавзолеи, культовые сооружения, объекты народного зодчества);

Памятники истории (объекты, связанные с историческими событиями и личностями);

Памятники искусства (произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства).

На основании решений Белорусского Республиканского Научно-методического Совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь историко-культурным ценностям присваиваются определенные категории. Для материальных историко-культурных ценностей существует 4 категории. Данное правило установлено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 №578 «Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей» .

Согласно нашему законодательству, а именно в соответствии со ст. 52 Закона об охране историко-культурных ценностей, владелец культурной ценности не может свободно использовать свои права на нее в международном гражданском обороте. В частности запрещается:

Отчуждение или иная передача права собственности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;

Изменение места нахождения и условий содержания без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;

Вывоз за границу на постоянной основе.

В целях обеспечения сохранности культурных ценностей и недопущения нарушения их правового режима информация о них систематизируется, а сами они подлежат централизованному учету. Культурные ценности по решению Совета Министров Республики Беларусь включаются в Государственный список, ведение которого осуществляет Министерство культуры. На каждую историко-культурную ценность составляется учетная карточка и паспорт. Государственный комитет пограничных войск в пределах своей компетенции осуществляют контроль за вывозом историко-культурных ценностей за границу.

Таким образом, рассмотрев международный опыт в разрешении вопросов, касающихся определения статуса и понятия историко-культурных ценностей, опыт на региональном уровне, а также, обративших к нашему национальному законодательству, можно сказать, что определение историко-культурных ценностей весьма схоже в различных государствах. Однако, в любом случае, определять перечень категорий, который могут быть включены в понятие «историко-культурные ценности» будут сами государства, так как лишь они обладают таким правом.

Традиции являются одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.

Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их значение в каждой из этих областей различно, наиболее важное место они занимают в религии.

Различают жесткие традиции , не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.

Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции . Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их преемственность в развитии. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, но всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, обычаи, обряды, ценности, нормы, идеи, стили и т. д.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи – это одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной обстановке.

Разновидностью традиции является обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Культура, как и общество, основывается на системе ценностей. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и с окружающей средой. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основных и общепринятых ценностей, управляющих ее жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая показывает ее специфическое состояние в мире.

Культурные ценности – это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов.

Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений.

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании тех сфер жизни, в которых они реализуются. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в ней имеются социальные и культурные значения. Например, Б. С. Ерасов выделяет следующие виды ценностей:

Витальные (жизнь, здоровье, безопасность,качество жизни,уровень потребления, экологическая безопасность);

Экономические (равные условия для товаропроизводителей и благоприятные условия для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности);

Социальные (общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, терпимость);

Политические (патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир);

Моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим);

Религиозные (Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание);

Эстетические (красота, гармония, стиль и т.д.).

Ценности относительны, изменчивы и подвижны. Они находятся в постоянном движении и часто переоцениваются в рамках конкретной культуры. Развитие культуры, ее стабильность связаны с воспроизводством, распространением, сохранением и изменением ценностей.

Понятие «ценности» связано с понятием «ценностная ориентация». Ценностная ориентация выступает как индикатор духовной деятельности человека на личностном и групповом уровне, а также соответствующих ей социально-психологических образований, которые имеют позитивную оценку. Показателями ценностной ориентации могут быть представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы и т.д.

Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения, действия, познания. В возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими.

Нормы выполняют в обществе очень важные функции. С одной стороны, нормы - это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

С другой стороны, нормы - это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения.

Культурные нормы:

Регулируют общий ход социализации;

Объединяют индивидов в группы, а группы – в общество;

Контролируют отклоняющееся поведение;

Служат образцами, эталонами поведения.

Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

Существуют различные способы классификации норм например, по сфере применения (в малой или большой социальной группе), в зависимости от строгости их соблюдения и т. д.

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840-1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи (folk-ways); нравы (mores); законы (laws). Они составляют основу нормативной системы культуры. Вместе с тем следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется. Так например, Т. Парсонс выделяет следующие четыре группы норм: социальные, экономические, политические и культурные.

Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Нормы исторически изменчивы, они зависят от характерных особенностей тех сфер общественной жизни, в которых развиваются.

Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность.

Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность и начинает разрушаться. Процесс разрушения культурных норм (аномия) всегда сопровождается созданием новых (нормотворчество).

Аномия – древнегреческое «anomos», означающее «беззаконный», «безнормный», «неуправляемый». Можно определить аномию как разрушение чувства принадлежности индивида к обществу: человек не сдерживается своими нравственными установками, для него не существует более никаких нравственных норм, а только несвязные побуждения, он потерял чувство преемственности, долга, ощущение существования других людей. Аномия вызывает рост девиантных форм поведения людей, т. е. рост преступности, увеличение числа разводов, неразборчивость в сексуальных связях, рост наркомании и самоубийств, психических нарушений происходит в результате нарушения единства культуры. Аномия есть тенденция к социальной смерти, в своих крайних формах она означает смерть общества.

Таким образом, традиции, ценности и нормы культуры выступают мотивацией культурного поведения человека, стимулами для достижения целей и защиты некоторых ценностных приобретений. С помощью них в обществе формируются стандарты культурных оценок, определяются приоритеты жизненных целей и выбор методов их достижения.

Наиболее общий признак культурных ценностей - это их историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества. Культурные ценности следует понимать как незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

Так Большая юридическая энциклопедия (2005 г. издания) дает более детальное определение культурной ценности, это «... нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

Объект, представляющий собой культурную ценность должен не просто давать человеку информацию исторического, художественного или научного характера, но в первую очередь воздействовать на органы чувств. Такой предмет может вызывать, например, визуальное, слуховое наслаждение. Эти впечатления воздействуют на разум человека, передавая таким образом, порой из далекого прошлого, мысли создателя культурной ценности.

Можно выделить несколько основополагающих признаков, по которым объект или предмет может быть отнесен к категории «культурные ценности»:

1) универсальность, т. е. предмет представляет общемировой интерес (имеет ценность для всех народов);

2) незаменимость: невозможно создать абсолютно идентичный образец;

3) уникальность, рассматриваемую как эстетический посыл, который несет в себе предмет;

4) временной критерий: к культурным ценностям относятся те предметы материального мира, которые созданы в большинстве своем более чем 100 (50) лет тому назад;

5) стоимость в эквивалентном выражении: культурные ценности подлежат имущественной оценке и могут быть отнесены к предметам материального мира (вещам).

Классификация К.Ц. Достаточно сложная задача, так как они слишком разнообразны, количество их неисчислимо, они уникальны. Классификация, построенная с использованием совершенно разнородных критериев, не выдерживает критики, почти каждый из перечисленных в ней видов включает объекты, которые могут быть одновременно отнесены и к другим видам памятников. Однако, для охраны памятников истории и культуры их научная классификация, позволяющая избрать наиболее оптимальные средства их защиты имеет важное значение.


Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей, разделяя их на 3 категории:

1) Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше.

2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов.

3) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Казанский Кремль, сам представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные ценности.

Основанием для классификации К.Ц. Может служит и фактор времени, т.е. время создания предмета: артефакты, современные, а также ценность К.Ц. Взяв за основу подобное разграничение и потребительский (меркантильный) интерес к истории развития человечества, функция культурных ценностей нам видится, заключена как средство приобщения к культуре.

Культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов и ознакомление с ними способствует взаимному пониманию и взаимному уважению между народами, каждое государство должно охранять достояние, состоящее из культурных ценностей, находящееся на его территории, от опасностей, связанных с их незаконным вывозом, ввозом и передачей права собственности на них.

Ценностные ориентации. Культура - совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации - это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности». Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему, от которой во много зависит поведения человека в той или иной ситуации.

Речь, поведение человека всегда опираются на ценности, которые осваиваются ею и становятся ценностными ориентациями, направляющими её сознание и поведение. Те ориентации, которые обуславливают человеческое поведение, называют ценностными. Они образуют ядро личностных убеждений. Например, таджик, признаваясь в любви, скажет своей возлюбленной: «Ты мой несравненный попугай», т.к. для него эта птица - символ экзотичности, разно перья, своего рода ценность. Назовет ли русский человек любимую попугаем? Конечно, нет. Попугай для него - это символ болтливости и глупости. Здесь мы видим зависимость культуры от видения мира, от индивидуальных или групповых установок, от той объективной шкалы, которая зависима от субъективных оценок. Поэтому существуют и так называемые национальные ценности - это ценности, значимые для конкретного народа, занимающие важнейшее место в его жизни (для русских - это Пушкин, Толстой, «Слово о полку Игореве», Эрмитаж, Третьяковская галерея и т.д., для грека - это Гомер, акрополь, демократия и т.д.).

Существуют и сословно-классовые, локально-групповые, утилитарные, этические, правовые, политические, религиозные ценности и т.д. в зависимости от критерия, положенного в основу их классификации.

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный характер. «Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости, выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях».

Культурные ценности - это объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно - полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым могут удовлетворяться разнообразные потребности людей. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами, допускает полярность решений, что свидетельствует об амбивалентной, двойственной природе ценности. Ценности помогают человеку и обществу определить хорошее и плохое, красивое и безобразное, существенное и второстепенное. Приоритет тех или иных ценностей отражает степень духовности человека.

В мире человека можно обнаружить различные виды ценностей: предметные ценности, ценности - свойства вещей, ценности как специфический вид норм, императивов, традиций, ценности - идеалы, ценности - знания и др., либо их можно классифицировать таким образом: моральные ценности - добро, любовь, честь, благо; религиозные ценности - Бог, вера, благодать, спасение. Хотя и те, и другие ценности находятся во внутри сущностном единстве. В основании сложной структуры ценностей находятся фундаментальные высшие ценности, которые определяются социальной всеобщностью и необходимостью. Иногда возникает иллюзия, будто ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. Однако это не так. В каждой культуре рождаются, расцветают свои ценностные ориентации. В каждой культуре обнаруживается её ценностная природа, т.е. наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Человеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эта триада является исторически сложившейся высшей ценностью. Данные абсолюты отражают достояния всего человеческого рода.

Нет культуры, где не оценивались бы негативно убийство, ложь, воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях: движении защиты прав личности, ее уважении, признание ее достоинств, свободе, совести, гуманности, взаимообогащении национальных культур, научном знании и передовых технологий и экологическом отношении к жизни и окружающей среде. Общечеловеческая культура - это также наилучшие формы творческой деятельности людей.

Материальные ценности - это материальные блага, предназначенные для удовлетворения жизненно - необходимых потребностей. Материальные потребности, конечно, являются определяющими, но они, особенно в век научно-технического прогресса могут быть довольно скоро удовлетворены, если говорить о разумных потребностях. Но, как гласит народная мудрость, «не хлебом единым жив человек». Немаловажную роль в жизни человека, общества, в культуре имеют духовные ценности. Ими являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений, произведений архитектуры, живописи, музыки, кинофильмов, телевизионных передач, которые несут в себе высокие идеи, образы, чувства и представления. Хранителями и распространителями духовных ценностей являются музеи, библиотеки, школы, радио и т.д. Забота об умножении материальных и духовных ценностей общества, о культурном росте человека, сознании необходимых условий для приобщения его к этим ценностям - одна из закономерностей развития общества.

Ценности и смыслы, воплощенные в памятниках прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений. Непреходящие ценности запечатлены в египетских пирамидах. Михаил Эминеску писал: «А в немой дали застыли пирамиды фараонов, саркофаги древней были, величавые, как вечность, молчаливые, как смерть». Все на свете боится времени, а время боится пирамид. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от современного Каира до Фаюмского канала. Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только в более поздних стены гладкие. Почему? - до сих пор не выяснено. Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней.

Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да еще не просто воздвигнуть, а придать ему геометрически правильную форму пирамиды, все это ставило в тупик. Иногда даже высказывалось мнение, что пирамиды не мог построить народ, живший в бронзовом веке, и что в создании этих колоссальных сооружений принимала участие трансцендентальная сила. Но постепенно тайна возведения пирамид раскрылась. Выяснилось, что с инженерной точки зрения это примитивные постройки, горы, сложенные людьми. И, тем не менее, пирамиды - самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. Цель древних была достигнута - пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетия.

Итак, классифицируя ценности на материальные и духовные, нужно отметить, что различение между ними условно. Материальные объекты имеют, как правило, и духовно-культурную ценность и, наоборот, духовные ценности неразрывно связаны с материальными объектами или имеют материальную оболочку. Ценности - это основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности. Как отмечал Сорокин, «люди с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесут любое бедствие». ценность потребность культура жизнь

Понятие культурной нормы. С понятием ценностей связано понятие нормы. Чтобы обращаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведения людей, вырабатываются в той или иной культуре и называются культурными нормами.

Нормы (от лат. norma - правило, образец) - это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следует более или менее точно.

Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные нравственные нормы: «не укради», «не убей»… Они способствуют нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Жить гуманно. Живя в социуме, человек должен стремиться не ущемить прав другого, а значит строить свое поведение так, чтобы оно соответствовало поведению той социальной группы, в которой он находится, живет, работает. При нарушении норм поведение человека становится антиобщественным, анти культурным. Живя в той или иной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, признать их, освоить и использовать, иначе он окажется оторванным от данной культуры либо вступит в конфликт с ней.

Таким образом, культурные нормы - определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализации (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля). Только таким образом можно сохранить в обществе его устойчивость и порядок. В обратном случае неизбежна аномия.

Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы XIX века. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Это привело к тому, что обесценились прежние ценности, не выработались новые, тем самым нарушилось единство культуры. Обострение многих социальных проблем, порожденных как реформированием экономики, так и крушением целостной культурной системы, девальвация духовно-культурных ценностей, приводят к аномии. В культуре, в которой безусловные и основополагающие ценности отброшены и великие университеты духовных, нравственных, эстетических, религиозных исканий ничего не значат, имеет так же место аномия.

В современном мире нарастают негативные явления, что порождает опасность антропологического кризиса. Над обществом нависает угроза без духовности. Для достижения своих утилитарных целей человек зачастую пренебрегает честью и совестью. В связи с этим важную роль играет выработка целостной нормативной системы, которая способствует воспитанию культурной, гармонично развитой личности. Именно данная система выступает как невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.