Нравственная культура организации. Понятие нравственной культуры

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

    Нравственная культура личности. Теория.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.

Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

2.1 Мораль.

Слово " нравственность " означает в современном языке примерно то же самое, что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" – "нравственный". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль» - используют как отдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это.

Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.

Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой нравственной поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.

Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение.

Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.

Нравственная культура



Введение

Культура

2. Нравственность

3. Нравственная культура

Заключение

Список литературы


Введение


Каждый человек почти ежедневно прямо или косвенно сталкивается с понятием культура. Везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим всевозможные словосочетания и высказывания прямо или косвенно связанные с этим понятием. Например, зачастую при виде большой и шумной компании молодых людей выражающихся нецензурно и хамовато, проходящая мимо старушка вполне смело заявляет им: "Какие же вы некультурные, ребята", или же "Молодежь пошла - безнравственная".

Хотим мы этого или нет, но все что нас окружает и все то,с чем мы по сути связаны и есть культура. Это понятие прочно вошло в нашу жизнь и уже ни при каких обстоятельствах не будет нами отложено в далекий темный угол.

Наряду с тем, что мы так часто слышали слово культура, редкий из нас может похвастаться тем, что он интересовался или даже глубоко изучил это понятие. Чаще всего мы ограничиваемся лишь осмыслением своего понимания какого-либо понятия и не стремимся к большему. А на мой взгляд это не совсем правильно. Именно поэтому мне хотелось бы изучить глубже и раскрыть для себя некоторые понятия.

Исходя из темы, выбранной мною, следует, что в начале своей работы я ставлю перед собой следующие конкретные задачи: дать четкое и на мой взгляд верное понятие культуры, нравственности, а главное, как следствие (на мой взгляд) из выше упомянутого, понятие нравственной культуры.

Как мне кажется, выбранная мною тема довольно-таки актуальна и интересна. Задолго до моего появления и еще долгие годы после меня жила и будет жить "нравственная культура", она будет помогать людям обучаться и становиться личностями, будет их направлять сделать верный правильный с ее точки зрения шаг, и если человек сможет понять ее позывы и оценить ее вклад в повседневность не только отдельно взятого индивидуума, а всего человеческого рода в целом, тогда я считаю, что у человечества будет надежда на светлое и святое будущее, ибо, по моему мнению, именно в нравственной культуре залог спокойствия и благосостояния людского.


1. Культура


Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах исторического существования людей, первые представления о ней становятся возможными на достаточно высоком уровне общественного и духовного развития. Люди всегда жили в культуре, хотя не сразу стали осознавать это. Пока человек в своей жизнедеятельности зависел от чисто природных, еще не преобразованных трудом обстоятельств, решающую роль в своей жизни он приписывал не себе, а этим обстоятельствам, которые превращал в предмет религиозного почитания, или культа. Мифологические и религиозные культуры древности, обожествлявшие природные силы и стихии, наделяли природу чисто человеческими свойствами - сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь по мере своего дальнейшего развития люди стали осознавать, что много в их жизни зависит от них самих, от того, как они мыслят и действуют. С этим связаны первые, вначале неопределенные и расплывчатые, представления о культуре. Достаточно, например, было увидеть причину хорошего урожая не в милости богов, а в качестве обработки почвы, чтобы провести различие между культом как обожествлением природы и культурой как ее возделыванием и улучшением. Уже само наличием в языке "культура" свидетельствует о понимании человеком своей особой и самостоятельной роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию как природных,так и божественных сил. Появление данного слова означало рождение "культа" самого человека,пришедшего на смену всем иным культам древности.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность.

Культура дословно переводится как возделывание, обработка, уход, улучшение. В наиболее древних латинских текстах употребление этого слова связано с земледелием. Цицерон применил термин культура для характеристики человеческого духа. Широко известно его изречение "философия есть культура души" впоследствии употребление слова "культура" в значении воспитанности, образованности, просвещенности становится традиционным.

Стремление использовать слово "культура" не для обозначения отдельных направлений, способов и результатов преобразовательной деятельности человека, а для всего, что создано им, наметилось в XVII веке, в русле развития немецкой просветительной мысли. Первым автором, употребившим термин "культура" в этом новом, широком значении, был Самюэль Пуффендорф (1632-1694 гг).

"…Воспитание человеческого рода - это процесс и генетический, и органический - благодаря усвоению и применению переданного. Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением…"

Итак, под культурой мы понимаем совокупность всех материальных ценностей, всех знаний и переживаний, весь практический опыт, обращенные на решение триединой задачи - воспроизводства, сохранения и совершенствования человеческой жизни. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность - невозможна вне культуры.


2. Нравственность


Прежде, чем говорить о нравственной культуре, рассмотрим такие понятия, как этика, мораль, нравственность.

В настоящее время все они на бытовом уровне употребляются как идентичные. Однако, с научной точки зрения, этикой называют науку, где системообразующими являются понятия добра и зла. Под моралью следует понимать свод норм и правил достойного поведения. Нравственность - это практика такого поведения. Таким образом, выстраивается трехступенчатая структура: этика как наука, мораль как свод предписаний творения добра, нравственность как практика хорошего поведения.

Все эти понятия в совокупности составляют сущность нравственной культуры. Культура же в современном ее понимании -это процесс создания, хранения, распространения и освоения материальных, духовных и социально-политических ценностей. В личностном плане культура - это уровень, степень, величина освоения ценностей трех порядков (материального, духовного, социально-политического).

Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека, преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в лучшую сторону.

Не могу не согласиться с мыслью известного философа Карла Поппера:

"Человек создал множество миров - миры языка, поэзии, науки. Но, пожалуй, самым важнейшим из них является мир нравственности, мир моральных ценностей и предписаний, мир моральных требований - свободы, равенства, милосердия".

Нравственность - это свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека. Она опирается на нравы, то есть добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересами и достоинством всего общества.

*Ценность - это жизненная и практическая установка поведения индивида, выражающая то, что для него значимо. Один человек выше жизни ставит честь, другой жаждет свободы, третий - настаивает на несокрушимости добра, четвёртый славит всепобеждающее чувство - любовь.

На протяжении многих веков философы, религиозные мыслители, учителя жизни проявляли интерес к нравственным и этическим проблемам. Нравственное чувство, присущее только человеку, позволяло осознать его отличие от животных. Нравственное чувство во многом определяло человеческие поступки. Согласуясь с ним, люди выстраивали свои отношения с природой, с другими людьми, с обществом в целом. Наконец, нравственные нормы помогали выбирать достойный образ жизни. Многие мыслители в нравственности усматривали путь к Богу.

Мораль (от лат. moralis - "нравственный") - область нравственных ценностей, которая признаётся людьми, нравственная жизнь народа. Содержание этой сферы, её специфика меняются с течением времени и различны у разных народов. В морали всех народов и во все времена можно найти общечеловеческие ценности, нравственные принципы и предписания.

Мораль (от лат. moralis -"нравственный") нравственность, система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

Русский философ Владимир Соловьёв (1853-1900) считал, что нравственность есть прирождённое человеческое свойство, отличающее его от животных. "Основные чувства стыда, жалости и благоговения испытывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его", - писал он в своей книге "Оправдание добра". Русский мыслитель сравнивал нравственную философию с путеводителем, который живописует места, достойные посещения, но в то же время не говорит человеку, куда ему ехать. Люди сами принимают решения, куда направить свои стопы. Поэтому, по словам Соловьёва, "никакое изложение нравственных норм, т. е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель"...

"Золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе".


Нравственная культура


В настоящее время заметен широкий и всё растущий интерес к более глубокому философскому осознанию культуры. При этом мы осознаём, что культура не релятивна, не ситуационна, что она не может быть привязана к каким-то текущим социальным или политическим интересам, а выражает самую суть человечности, является фактором развития гуманного общества.

Я считаю, уверена, что многие считают также, что культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; б) культуру поведения и общения; в) культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлениям.

По содержанию нравственная культура- это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Нравственная культура- это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование "золотому правилу нравственности", правилам этикетов.

Повсеместно идут разговоры и многие даже убеждены в том, что общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла.

Существует необходимость внести коррективы во взаимоотношения между людьми через нравственную культуру, что является фактором развития разумного общества, становится всё очевиднее с каждым днём.

Наше сознание имеет способ прямого воздействия на материальный мир. Это, как порой говорят, проявление торжества мысли над материей. Великий русский физиолог И.П. Павлов сказал: "Человек - единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, то есть сама себя совершенствовать". Здесь важно отметить, что многое зависит и от нас самих.

Если мы хотим, чтобы наша цивилизация уцелела, необходимо как можно скорей предотвратить подобные происшествия. Именно поэтому наш долг, наша святая обязанность состоит в том, чтобы создать новое представление о себе и о сознании через нравственную культуру, чтобы, руководствуясь этой новой моделью на практике, человечество смогло не просто уцелеть, но оказаться на более совершенном уровне бытия.

Конечно же очевидны трещины в нравственной культуре общества, так примером на мой взгляд может послужить нравственная культура общения, сталкиваясь с различными недопониманиями между людьми при общении почти каждый день.

Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

Моральное общение - это выражение содержания и уровня духовного облика личности.

Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю.

Внутренняя культура - это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными - обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Святые отцы говорили: человек формируется с детства, даже с утробы матери, а не тогда, когда закончит школу. И сейчас особое внимание должно уделяться воспитанию в нашей школе, она является главным институтом, который дает образование молодому поколению. Увы, школа сейчас утратила воспитательный момент, она дает только сумму знаний, но мы должны помнить, что за школьной скамьей решается не только то, научится ли молодой человек считать и писать, а и то, каким он вырастет. Как он воспринимает мир, как он относится к ближнему, как он оценивает все поступки.

Следовательно еще со школьной скамьи нужно проводить с детьми нравственные беседы. Начиная с двух лет, ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные формы поведения. Если внушать ребенку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребенок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение других. Для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно чаще демонстрировать положительные примеры. Нравственные беседы учат видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине); усваивать понятия "честно - нечестно", "справедливо - несправедливо", "правильно - неправильно"; формируют "кодекс чести", умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

Сказка - первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказка расширяет нравственный опыт ребенка.

На школьной скамье формируется будущее России. Естественно, все влияет на нравственность: и пресса, и семья, и школа, и даже просто случайный прохожий. Поэтому вся ответственность за нравственность в обществе не лежит на ком-то одном. Нельзя говорить, что один православный журналист может повлиять на состояние нравственности. Если один человек будет писать, что

Недостаточно хороших, нравственных тем на телевидении и очень много того, что разрушает душу, приносит какое-то смятение, соблазн. Телевидение должно иметь созидательную силу, помогать строить наше государство, и строить его крепким. А крепким государство не сможет быть без нравственности, без веры, без любви к Отечеству и ближнему.

Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Такой верой веруют только бесы (веруют и трепещут). Истинная же вера (живая, а не мертвая) не может быть без добрых дел. Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться доброй нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии - подобна срубленной смоковнице.

культура нравственный жизнь общество

Заключение


В заключении хотелось бы подытожить все выше сказанное. Изучив литературу, ответила на поставленные вопросы. Определила для себя четкое понятие нравственной культуры, ее роль в общественной жизни и значимость для человека.

Выявленные "пороки" нравственной культуры современности

"Спаси свою душу, начни с себя, и вокруг тебя изменятся тысячи людей". На самом деле необходимо сначала изжить проблему в себе.

Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

Таким образом, нравственная культура - это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это "вторая природа".

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Перспективы развития мирового общества в ХХ-ХХI веках все более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её антиподы и показатели культурного несовершенства человека. Одна из таких комплексных проблем - возрастание агрессивности человека, усиление деструктивности, антикультурности его поведения и деятельности не только по отношению к естественной, но и искусственной, созданной самим же человеком, социальной среде и самим людям. Современный тип личности приобретает все более угрожающую и опасную противоречивость и двойственность. Данное положение не характеризует все человечество, но тенденция достаточно явная и устойчивая.

Нравственная культура направлена на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных потребностей людей. Нравственность проявляет себя на практике и в других сферах жизни - в экономике, политике, социальной жизни, в праве и др. Она есть явление не только духовной, но и материальной жизни, имеет явно выраженную специфику.


Список используемой литературы


."КУЛЬТУРА: ТЕОРИИ И ПРОБЛЕМЫ". Москва "Наука" 1995.

Л.К.Круглова "Основы культурологии". Санкт-Петербург 1994.

Ю.Г.Марченко И.И. Мамай "ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ" (учебное пособие). Новосибирск 1995.

Простые беседы о нравственности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понимание связи между нравственностью и культурой или, точнее, понимание места, роли нравственности в культуре, смысла того, что называется нравственной культурой, - зависит не только от той или иной трактовки культуры, но и от наших представлений о том, что такое нравственность. Последнее важно хотя бы потому, что в русском языке и в отечественной этике привычно употребляются два понятия: “нравственность” и “мораль”. И по поводу соотношения этих двух понятий этики высказываются далеко неоднозначно.

Поэтому приходится выбрать какое-то из возможных пониманий. Но не просто “какое-то”, а такое, которое позволит лучше прояснять особенности нравственной культуры.

Смысл того и другого в общем один, но употребление каждого из этих терминов проявляет некоторые оттенки смысла. В понятии “мораль” в большей мере акцентируется нормативность нравственности, ее социальное бытие, моменты долженствования.

При употреблении понятия “нравственность” чаще подчеркивается индивидуализованность морали, ее индивидуальное бытие, реализуемость норм, идеалов, должного в жизни людей, в их действиях, их сознании и самосознании.

И в том и другом случае речь идет об отношениях людей друг к другу. И не о любых межчеловеческих отношениях, а о тех, в которых выявляются “добро” и “зло”: “...нравственность вообще есть ценностная ориентация поведения, осуществляемая через дихотомию (разделение надвое) добра и зла” . Какие бы мы ни взяли понятия, отношения, действия в сфере морали, нравственности, - все они, так или иначе, имеют в своей основе способность человека различать добро и зло. Большинство отношений в сфере морали это и есть конкретные модификации проявлений добра и зла в разных сторонах жизни. Честность - это явно добро, а нечестность - зло. То же самое со справедливостью и несправедливостью, порядочностью и непорядочностью, милосердием и жестокостью, и т. д. Стыд, совесть выражают то, что человек ощутил (осознал) значение своего отклонения от линии добра. Зло не является ценностью, а вот добро часто, и видимо правильно, считается ключевой нравственной ценностью. Добро не как абстракция, а как отношение, реализуемое в мыслях, чувствах, намерениях и действиях людей.

Говоря о нравственной культуре, тогда естественно предположить, что облагораживание, одухотворение жизни проявляется через реализацию в ней добра в его разных модификациях. Как бы по-разному ни проявлялись и ни понимались вообще нравственность и, в частности, добро в конкретных культурах, этносах, социальных слоях, - отсутствие нравственной культуры это все же именно неспособность человека к различению добра и зла, неумение, да и нежелание творить добро. Это такое состояние, при котором добро еще или уже не выступает как жизненно значимое для человека, как действенная ценность. В цивилизованных обществах такое дочеловеческое или монстрообразное состояние практически невозможно ни для отдельного человека, ни для социальных групп. Другое дело, что считается добром, а что злом в каждом частном случае? Цивилизованное общество требует хотя бы минимума нравственности. Поэтому вопрос о сути нравственной культуры является вопросом о ее характере и степени, то есть об ее уровне. А уровень культуры, в том числе и нравственной, определяется тем, какие базовые потребности доминируют в жизни данного человека, данной группы людей.

Низший уровень культуры (ниже которого, повторяю, развитое общество не дает опуститься ни индивиду, ни группе) определен тем, что главными в жизни являются потребности (и ценности) своего, так сказать материально-вещного, существования и комфорта. Человек этого уровня знает, что добро значимо. Во всяком случае добро в отношении к нему самому. То есть, различие между добром и злом ему известно. Более того, он может и вести себя соответственно, делая выбор в жизненных ситуациях в пользу добра. Но не потому, что делать добро - его долг. И не потому, что он добр и хочет делать добро. А потому только, что такова внешняя в отношении к нему норма поведения, действующая в данном обществе, а для него в какой-то мере привычная. И главное, потому что ему будет лучше от доброго дела, ибо оно “зачтется”, или на земле, или хотя бы в послеземном его существовании.

Общество, в котором такой человек живет, существующими нормами морали, правилами поведения, обычаями всегда поощряет добро и старается блокировать проявления зла. Безнравственность (как бы она ни понималась) осуждается. А если человека осуждают там, где он живет и действует, то ему и живется труднее. А для него очень важны условия своей материально-вещной обеспеченности, нормальность отношений, свой душевный покой. Свой, но касающийся и людей, которые с ним непосредственно связаны: его родители, его жена, его дети, его приятели. Добро и в отношении к ним реализуется в основном в сфере материально-вещных отношений. Делать добро при этом значит обеспечить, одеть, обуть, накормить, поддержать материально. Конечно, общество требует от любого человека в какой-то мере и честности и справедливости.

Человек низшего уровня культуры будет ограниченно честным, порядочным, справедливым, но лишь постольку, поскольку это полезно для него. Ведь если его поймают, скажем на обмане, то станут плохо относиться, а тогда его материально-вещный и душевный комфорт оказываются под угрозой.

Человек этого уровня - не монстр, не злодей. Ему могут быть свойственны и чувства жалости и порывы милосердия. В романе М.

Булгакова “Мастер и Маргарита”, Воланд, характеризуя обычное московское народонаселение, часть которого собралась на представление в варьете, говорит о них: “Ну что же,...люди как люди. Любят деньги, ну что ж....и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди...”. Но и жалость и милосердие и прочие нравственные движения душ у этих людей неустойчивы и проявляются зачастую в грубой форме, порой даже оскорбительной.

Потому что деликатность, такт - это слишком тонкие для них материи. Человек бывает уверен, что если он пожалел, проявил милосердие (в какой бы форме это ни выразилось), тот, кого пожалели, должен быть благодарен. Вообще ощущение долга других по отношению к себе на этом уровне развито. А вот ощущение своего долга ограничено. Во-первых тем, в отношении к кому, к чему именно у человека есть долг. Обычно речь идет о близких: долг отца, материнский долг, сыновний, дочерний. Во-вторых, свой долг ограничен гранью, за которой он начинает противоречить пользе, выгоде, корысти. Когда у человека низшего уровня культуры возникает конфликт между его долгом и его пользой, долгу не выстоять.

Стыд, совесть, как внутренние регуляторы отношений и поведения, могут проявиться на этом уровне культуры, но в ослабленном виде, и сравнительно легко преодолеваются: “стыд - не дым, глаза не ест”. От мучений совести стараются так или иначе избавиться. Или оправдывая себя, ища других виноватых. Или даже ставя под сомнение ценность самой совести. Один из героев О.

Уайльда говорил, что совесть и трусость - это одно и то же, совесть - только вывеска фирмы.

Тем не менее, безусловно есть какая-то нравственная оформленность отношений, действий у человека низшего уровня культуры. Ведь что-то им усвоено из достижений цивилизации, както освоены элементарные проявления культуры социума, в котором он живет. Но говорить о нравственной культуре, применительно к этому уровню, проблематично, ибо человек находится как бы на грани культуры и бескультурья. На этой грани возможно нравственное лицемерие: в формах излишней заботы о нравственности других людей и подчеркнутого соблюдения самим человеком всех правил приличия, простейших моральных норм. А действительно жив в этом человеке лишь минимум нравственности.

Ну, соблюдает он правила приличия, хорошего тона. Ну, не бывает он чрезмерно жесток, или, если жесток, то якобы справедливо и обоснованно. Он даже бывает добр в меру. А если и нарушает какие то нормы нравственности, то не разрушительно для своего общества.

А нарушения конечно есть. Поведение, которое оценивают как аморальное, безнравственное, характерно для людей низшего уровня культуры. Это может проявляться не вообще, а в отдельных сферах и моментах человеческих взаимоотношений. Например, в половых взаимоотношениях. Нарушения обычно стараются скрыть, спрятать.

Если же речь идет не об обывателях, а о преступном мире, то в нем свои представления о добре и зле, чести, порядочности, свои правила нравственного поведения. Преступники, их группы и слои, своеобразно, но тоже реализуют минимум нравственности в отношениях, находясь на низшем уровне культуры, граничащем с ее полным отсутствием. И доминантой их жизненных потребностей также является свой практический интерес, своя польза (за исключением патологических случаев).

В целом, на низшем уровне культуры нравственная окультуренность жизни выступает как некоторая “оформленность”, “обработанность”, нормированность отношений между людьми в плане морали. Оформленность эта не вполне устойчива, преимущественно внешня, всегда с минимумом действительно нравственного содержания.

На более высоком, следующем уровне, высшими ценностями жизни и культуры могут выступить именно нравственные ценности.

Для человека этого уровня характерно развитое нравственное сознание. И свое поведение и поведение других людей нравственно оцениваются. И чаще всего оценки эти концентрируются в том или ином виде проповедывания истинно нравственного образа жизни.

Такой человек на самом деле стремится прежде всего делать и всячески утверждать добро, даже путем самопожертвования.

Существующие нормы нравственности для него не внешни. Если он их приемлет, то всем сердцем. Но важнее, чем нормы - чувство долга в отношении не только к близким, родным, но и ко всем людям. Человек старается быть предельно честным перед собой и перед другими, бескомпромиссно справедливым. Милосердие его зачастую принимает широкие масштабы, и оно порой настолько активно, что тому, в отношении кого совершается акт милосердия, становится тошно.

Человек этого уровня нравственной культуры действительно сочувствует и пытается помогать другим, но его забота иногда чересчур навязчива. При собственных нарушениях нравственности (ведь он тоже не ангел) его мучения совести чрезвычайно ярки и сильны. И сам он считает и окружающим кажется, что для него самая высокая ценность - другой человек. Но это не совсем так.

Потому что для него нравственность, идеал нравственной жизни, нравственный долг выше всякого конкретного человека. Отсюда возможна и позиция непротивления злу насилием, при которой важно не отступить от идеалов добра, даже если зло побеждает и другие люди (в жизненной ситуации) оказываются беззащитными перед ним. В этом случае, на этом уровне культуры, возможна, и происходит-таки абсолютизация нравственности вообще и конкретной морали в частности. Абсолютизируются нормы, заповеди, требования, принципы морали. И появляется непреодолимое искушение навязать другим людям определенный тип нравственности, которая считается всечеловечной, а на деле характерна лишь для поколения, слоя, группы. Вообще для описываемого уровня нравственной культуры свойствен перекос в сторону долженствования добра. Окультуренность, облагороженность намерений и действий человека, их нравственная оформленность - тут вроде бы совершенно очевидны. Но очевидно и то, что концентрируясь в идеалах добра (как должного!), самоценность человека оказывается зауженной. Абсолютизируемое добро, как ни парадоксально, может, время от времени оборачиваться злом: духовным насилием, самонасилием, нечуткостью, внутренней изломанностью.

Только полноценная культура характеризуется тем, что безусловной и высшей ценностью для человека является другой человек, а не истина, добро, красота. И это не альтруизм.

Альтруистическая позиция соответствует скорее уже рассмотренному второму уровню культуры. На высшем уровне утверждение другого в качестве доминирующей ценности происходит не за счет жертвенной самоотдачи. Это просто естественно. Тут важно не убеждение, что надо творить добро, а желание его творить и умение делать это не вообще, а в отношении к конкретному другому человеку. Применительно к морали, речь, кажется, идет вроде бы о том же самом, что есть на втором уровне, о доминанте добра в жизни. Но на третьем уровне при этом совершенно отсутствуют ригоризм, проповедничество. Отношение к действующей нормативной морали допускает возможности ее изменения. Отношение к нарушениям норм, правил. нравственных принципов - острожное и избирательное, с учетом своеобразия реальных ситуаций. И отношение к долгу таково же. Особенно, что касается оценок действий других людей, общения с ними по поводу их нравственности или безнравственности. Человек действительно культурный всегда помнит о своем нравственном несовершенстве, о том, что право судить в сфере нравственности сомнительно. Что в этой сфере, более чем в какой-либо другой, истинно библейское: “И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь” (Библия. Книга Нового Завета. От Матфея. Гл.7.3). Главными оказываются деликатность, такт, не позволяющие напрасно оскорбить другого своим нравственным якобы превосходством.

Милосердие такого человека, его забота о других - не обременительны, не обидны, чаще всего просто незаметны. Человек при этом более болезненно относится к своим слабостям, своим нарушениям нравственности, чем к тому, когда это делают другие.

До значительного предела он терпим к человеческим слабостям и умеет прощать, ибо не считает себя и свою нравственность совершенными. А. Швейцер писал: “Я должен безгранично все прощать, так как если не буду этого делать - буду неистинен по отношению к себе и буду поступать так, как будто я не в такой же степени виноват, как и другой по отношению ко мне”. И далее: “Я должен прощать тихо и незаметно. Я вообще не прощаю, я вообще не довожу до этого”.

У человека высшего уровня культуры меньше внутренних конфликтов в части подавления своих желаний, влечений, так как он и нравствен по желанию. У него нет противопоставления моральных ценностей (как якобы высших) иным столь же высоким ценностям.

Такой человек не просто нравствен, он - полноценно культурен.

Оставаясь обычным, нормальным человеком (не святым), он не избегает греха, безнравственности. Ведь: “Чистая совесть есть изобретение дьявола”. И мучается он, если грешит, сильно и длительно. Ему вообще часто бывает стыдно и за себя и за других.

Но мучения его внутренне, это его мучения, и они не должны причинять боль, или даже неудобство, другим людям. Он не выставляет их напоказ.

Конечно, деликатность, такт не предполагают нравственной аморфности и бездеятельности. Но тип нравственной активности в рассмотренном случае совершенно иной, чем на втором уровне.

Именно для высшего уровня культуры свойственно бороться со злом с помощью суда не над другими, а над собой. И вот этим прежде всего воздействовать на других. Разумеется, и на этом уровне существует активное противодействие злу с проявлениями силы, мужества, стойкости. Не исключено и осуждение зла, при противодействии ему, когда человек оказывается в нравственной оппозиции к явной античеловечности намерений и действий других людей (фашизм, расизм, антисемитизм и т. д.). То есть, для этого уровня не характерна позиция непротивления злу насилием.

Нравственная культура высшей пробы не изолирована от других сфер культуры. Полноценна эта культура именно потому, что истина, добро, красота все это в данном случае только разные выражения одного - человечности человека. А ее-то надо отстаивать.

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Е. М. Колодина

Учебно-методическое пособие

БОУДПО «ИРООО»

ББК 74.200.51

Печатается по решению редакционно-издательского совета БОУДПО «ИРООО»

Рецензенты:

Сухарева Альбина Павловна, кандидат педагогических наук,

доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования БОУДПО «ИРООО»

Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии ГОУВПО

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Колодина, Е. М.

К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. – 115 с.

ISBN 978-5-89982-283-4

Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.

Программа «Духовно-нравственная культура» (Е.М. Колодина, О.В. Курмаева), на основе которой разработано данное пособие, заняла в 2009 году первое место на областном конкурсе авторских программ в области духовно-нравственного воспитания детей молодежи в номинации «Образовательные программы духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры» и третье место на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до двадцати лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственная культура» предназначено для педагогических работников образовательных учреждений: классных руководителей, кураторов, воспитателей и др., в сферу деятельности которых входит духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Материал пособия адресован также широкому кругу читателей, проявляющему интерес к православной культуре и вопросам духовно-нравственного воспитания в семье и образовательных учреждениях.

ББК 74.200.51

ISBN 978-5-89982-283-4 © Колодина, Е.М., 2009

© БОУ ДПО «Институт развития

образования Омской области», 2009

Учебное издание

Елена Михайловна Колодина

Духовно-нравственная культура

Учебно-методическое пособие

для образовательных учреждений

Зав. РИЦ С.В. Солдатова

Редактор Е.А. Гингель

Технический редактор Н.В. Слатин

Корректор П.В.Токарева

Подписано к печати 01. 10. 2009 Формат 60х84 1/16

Усл.п.л. Уч. изд. л. Тираж 200 экз. Заказ № 30 Печать оперативная

Издательство БОУДПО «ИРООО»

Типография БОУДПО «ИРООО»

644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Предисловие

Раздел 1. Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка…………………

Тема 1. Культура – всеобщее достояние.

Духовный смысл и значение русского слова

Тема 2. Влияние культуры на становление личности.

Ненормативная лексика как фактор, разрушающий нравственность человека

Раздел 2. Культура семейных отношений……………………..

Тема 3. Государство и семья как особый культурологический феномен

Тема 4. Нравственные основы добрачных взаимоотношений юношей и девушек

Тема 5. Культура крепкого счастливого брака

Тема 6. Истинная любовь – главная основа крепкой семьи

Тема 7. Культура родительства

Тема 8.Чудо жизни. Духовно-нравственные и социальные проблемы биоэтики в вопросах деторождения. Современная демографическая ситуация и политика РФ

Тема 9. Культура современного благочестия. Духовно-нравственное развитие современного человека

Раздел 3. Культура и история трезвения…………………………..

Тема 10. Здоровый образ жизни. Виды болезненных зависимостей: причины, сущность, последствия

Тема 11. Что такое трезвение. Помощь попавшим в зависимость от пагубных привычек: история и современность

Раздел 4. Непознанный мир веры. Свобода выбора: нравственные и духовные ориентиры……………………………………………….

Тема 12. Красота мира и способы его познания. Духовные основы и ценности христианства. Восстановление прерванных духовных традиций в современном мире

Тема 13. Цель и смысл жизни человека: культурно-исторические традиции и современные тенденции

Тема 14. Духовно-нравственная культура профессиональной деятельности. Подвижничество, жертвенность и святость как нравственные идеалы культуры России. Любовь к Родине

Приложения

Примерный тематический план курса.

Народная мудрость (пословицы и поговорки).

Мудрость тысячелетий (цитаты и афоризмы).

Публикации (для подготовки педагогов к занятиям).

Предисловие

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России.

Постепенно начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе может решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой возникновения и существования общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.

Плоды кризиса «гуманистического сознания» – увеличение криминогенности и рост распущенности нравов – подтвердили верность духовных прозрений христианства, свидетельствующих о том, что ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни не в состоянии сами по себе нравственно улучшать людей.

Президент РАО академик Н.Д. Никандров в работе «Духовные ценности в современной России» отмечает, что «понятие общечеловеческие ценности – понятие абстрактное, оно часто используется в корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие».

Никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи должно базироваться на ценностях и идеалах цивилизации каждой страны.

Поправки в Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007г. (№309) включают в себя сразу в нескольких статьях требования обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся. Так, п. 2 статьи 14 Закона определяетформирование духовно-нравственной личности в качестве одной из основных задач образования.

Освоение образовательной области «Духовно-нравственная культура» содействует формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей, традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции, истоки которых коренятся в онтологии и практике православия.

Культурообразующее значение религии православия признано в нормах нашего законодательства. В преамбуле Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» сказано:«Федеральное собрание признаёт особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры».

Следует также отметить, что понятие «многонациональное государство» - это не просто словосочетание, это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире - единицы, и функционируют они в основном на конфедеративной основе. Существуют нормы международного права, стандарты, принятые ООН, согласно которым государство классифицируется как мононациональное. Так, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Одно из самых мононациональных государств в мире - наша Россия. Согласно последней Всероссийской переписи населения 80 % - это русское население, которое в своей основе определяет себя принадлежащим к Православию. Поэтому по всем международным стандартам мы - мононациональное и моноконфессиональное государство.

Из-за непонимания этого иногда возникают серьезные проблемы в системе образования. Мы должны понимать, что при преподавании предмета «Духовно-нравственная культура», основанного на мировоззрении Русской Православной Церкви, речь идет не о национальностях или религиозном образовании, а о культуре России - культуре, на основе которой созидалось наше государство. Когда спрашивают, почему нам необходимо изучать православную культуру, можно дать только один ответ, что православная культура - это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее 150 национальностей. Православная культура - это знак нашей цивилизации, основа единения народов России.

Следует также отметить, что согласно ст. 29 "Конвенции о правах ребёнка", каждый ребенок имеет право воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежит от рождения. Конвенция также требует уважения к ценностям страны, в которой ребёнок проживает, даже если эти ценности отличаются от ценностей, на которые ребёнок ориентирован своими родителями.

Многовековая православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.

Игумен Георгий (Шестун), настоятель церкви во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Самара), заведующий кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, д. п. н., профессор, считает, что следует рассматривать православную культуру как культуру православной цивилизации, или её можно назвать духовно-нравственной культурой всей нашей цивилизации.

Ни в одной цивилизации мира нет такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им православная цивилиза-ция. На-ходясь в атмосфере православной цивилизации, дыша ее воздухом, вдохновляясь ее высокими идеалами, луч-шие представители национальных культур, люди иных вер настраивались на ее тон и вносили свой голос, свою лепту в копилку культуры православной цивилизации. Дагестанец Р. Гамзатов, киргиз Ч. Айтматов, татарин М. Джалиль, армянин И. Айвазовский, евреи И. Левитан, И. Дунаевский, Я. Френкель - высокая поэзия, проза, живопись, музыка, кино. И это все наше общее, это все при-надлежит нашей цивилизации. Этот список воистину огромен. Античность и Европа, мировая культура и национальная, два Рима, две великие Импе-рии передали в дар Третьему Риму - Москве, Русской Империи - этот великий Божественный дар. Наше подрастающее поколение должно все это знать, изучать, хранить и переда-вать своим потомкам. Мы можем это изучать вместе, независимо от национальности и веры, поскольку наши предки хранили и умножали эту культуру сообща. Тем более что изучение культуры нашей общей цивилизации не мешает никому знать свои национальные культуры, свою веру.

Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования (всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач) наиболее приоритетные располагаются следующим образом:

    сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

    воспитание бережного отношения к историческому и культурному
    наследию народов России;

    воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

    формирование культуры мира и межличностных отношений;

    разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

    формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

    систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

    непрерывность образования в течение всей жизни человека.

Значимость духовно-нравственных устоев, уважение к российским традициям не раз подчеркивали и высшие светские руководители страны. О ценностях, общественных идеалах и нравственных принципах, которые делают нас единым народом, без которых мы не можем себе представить Россию, говорил 5 ноября 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент Д.А. Медведев. А несколько раньше, в апреле 2007 г., Президент В.В. Путин подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». Как понимают наши высшие руководители эту общую систему нравственных ориентиров, какое значение придают православию, мы могли видеть совсем недавно, 1 февраля, когда они вместе присутствовали на интронизации Его Святейшества Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Президент России Д.А. Медведев на встрече с лидерами традиционных религий страны, которая прошла 21 июля 2009 года, принял решение поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики.

Духовно-нравственная культура - фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволяет решить одну из самых актуальных задач современной школы - побудить молодое поколение к различению добра и зла, к оценке с нравственных позиций как своих действий, так и всех форм общественных отношений. Он помогает плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика, политика и др. Осмысление основ духовно-нравственной культуры способствует нравственной ориентации учащихся, помогает им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

Место курса в деятельности образовательного учреждения

В рамках образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения проведение курса «Духовно-нравственная культура России» позволяет учащимся составить целостное представление о духовно-нравственных и культурно-исторических традициях современного российского общества, о семье как основе духовно-нравственного развития общества и о духовно-нравственных основах становления личности.

Курс строится на основе сочетания лекционного материала и бесед, применения активных форм обучения и воспитания. Изучение дисциплины предполагает обширное знакомство с наиболее важными вопросами духовности и нравственности в культуре России, наиболее важными документами в этой области, мнением современных ученых и мыслителей, работами современных исследователей, произведениями классической русской литературы. На занятиях по программе предполагается знакомство учащихся с подвижниками благочестия прошлых лет и современности, с героическими поступками и личностными качествами Героев Отечества - наших современников, совместное исследование педагогом и учащимися их жизненных ценностей и моральных установок, формировавшихся в различных социальных условиях. Яркие примеры патриотизма, высокие нравственные идеалы и моральные установки Героев Отечества, совершивших подвиги в наше время, святых земли русской и города Омска помогут выработать у учащихся собственную жизненную позицию, ориентированную на традиционные отечественные духовно-нравственные и культурные ценности, будут содействовать приобщению к своим «корням», осознанию своего места в истории родной страны, пониманию смысла и истоков героических подвигов ее защитников.

На занятиях учащиеся получат навыки культуры ведения дискуссии, научатся слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, грамотно формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в различных образовательных учреждениях: государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях (средних и старших классах), в средних специальных и высших учебных заведениях.

Курс предназначен для неподготовленной аудитории, не знакомой с культурой православия, он не несет в себе ярко выраженных религиозных установок и прививает культурно-нравственные ориентиры постепенно, по принципу от простого к сложному. Данный курс может быть использован для преподавания учащимся любой национальности и вероисповедания.

Курс отличается информационной насыщенностью, гибкостью и вариативностью. В зависимости от состава учащихся, педагог может выбрать ту или иную форму занятия, а также при рассмотрении тем расставить те или иные акценты. Значительное количество литературы и других материалов для подготовки занятий позволяет (в случае возможности увеличения часов для работы по программе) более детально изучать все темы.

Цель курса - готовить учащихся и студентов, которые, овладев знаниями о культуре своего Отечества, будут способны решать ключевые проблемы духовной и нравственной жизни современной России.

Для достижения поставленной цели в рамках данного курса должны быть решены следующие задачи:

Формирование у учащихся представления об основных теоретических и практических подходах к изучению духовно-нравственных и культурных традиций современного общества, их многообразии; о месте семьи в системе духовно-нравственного развития общества; об историко-культурном значении православной религии для России и о роли духовно-нравственной культуры в укреплении государства;

Формирование у учащихся целостного представления о нравственности семейных отношений;

Содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству, подготовка их в будущем к сознательному созданию собственных семей;

Способствование становлению личности человека через познание истоков и развития русского языка, основного инструмента образования и передачи социокультурного опыта;

Формирование у учащихся представлений о духовно-нравственных основаниях трезвого здорового образа жизни, опыте противостояния деструктивным воздействиям в этой сфере;

Содействие воспитанию духовно-нравственной личности, способной свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры, строить на этой основе свою профессиональную деятельность и семейную и личную жизнь;

Мотивирование учащихся на постоянный анализ, сопоставление норм христианской и принятой в современном обществе морали;

Обучение самостоятельному анализу собственного поведения и поведения товарищей; развитие навыков постоянного самоанализа, размышлений и выводов.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать:

    основные понятия, образы и тенденции духовно-нравственной культуры в современном обществе;

    основы традиционного для России христианского понимания природы человека, уникальности его среди прочих творений Божиих, принадлежности ей свободы выбора между добром и злом, правильное раскрытие иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию;

    основные понятия и нормы христианской духовности, морали и нравственности, христианские правила и методы самовоспитания и духовного самосовершенствования;

уметь:

    ориентироваться в духовно-нравственных проблемах современной жизни и нравственно оценивать их в рамках различных мировоззренческих систем, в частности в рамках христианской морали;

    принимать ответственные решения, выстраивая стратегию своего поведения;

    принимать решения по поводу того, что делать и что не делать в определенных жизненных ситуациях;

    развивать свои коммуникативные способности;

    работать с историческими документами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу;

    свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры;

    владеть понятийным аппаратом духовно-нравственной культуры Российской цивилизации.

Методы и формы учебной работы

    основной метод – диалог, в основе которого – постановка проблемы, актуальной для подростков и молодежи в данное время;

    лекционное изложение материала или проведение беседы в рамках курса (с постановкой проблемных ситуаций и элементами дискуссии, с использованием интерактивных технологий);

    экскурсии в храмы и соборы г. Омска, в детские дома или лечебные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;

    просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий;

    анализ литературного текста с раскрытием сюжетов, образов и их духовно-нравственных смыслов;

    написание и защита рефератов и творческих работ;

    дискуссии.

Оценка результатов изучения курса

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться как в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, оценки за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., так и с использованием инновационных методов аттестации: ответы на контрольные вопросы, реферат, творческая работа, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме.

Квалификационные требования к преподавателю учебного курса «Духовно-нравственная культура»

Преподавать данный учебный курс может специалист, имеющий либо педагогическое образование и окончивший курсы повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры», либо теологическое или богословское образование.

Раздел 1.

Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

России» ...

  • Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ

    Механизм формирования духовно -нравственной культуры общества” при Департаменте образования города Москвы. Духовно - нравственное развитие учащихся...

  • Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС

    Документ

    Книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности , нравственности , культуре . В основе этого лежат правила... цели и задачи занятий: – формирование духовно -нравственных ориентиров; – воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины; – ...

  • Указ президента республики башкортостан о концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей подростков и

    Автореферат диссертации

    Следующих задач: 1. Воспитание гражданской и духовно -нравственной культуры , патриотизма и толерантности молодежи. 2. ... массовой информации в формировании гражданской, духовно -нравственной культуры и социальной самоорганизации молодежи; формирование...

  • Программа по основам духовно-нравственной культуры народов россии пояснительная записка

    Программа

    Становление культуры цивилизаций. Духовно -нравственная культура не равняется (и не является синонимом) религиозной культуры . Духовность человека... отдельных компонентов программы «Основы духовно -нравственной культуры народов России». Стоит обратиться...

  • Для того, чтобы более полно определить понятие духовно- нравственная культура личности необходимо дать определения всем состовляющим данного термина.

    Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Мораль - это внешний свод правил и этических норм. Нравственность - это внутренняя мотивация тех или иных поступков личности, т.е. это те нормы и правила, которые инициируются самим человеком, исходят от него, это его внутренний духовный стержень.

    Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Другими словами - духовность это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными

    Нравственное развитие - в наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети воспринимают общественные понятия о правильном и неправильном. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах.

    Каждый народ, пройдя долгий и сложный путь своего исторического развития, выработал свою систему духовных и материальных ценностей - культуру.

    Культура - это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. Народная традиционная культура была почвой, взрастившей человека - носителя этой культуры. От поколения к поколению духовные ценности народной культуры передавались средствами народной педагогики.

    Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могут расходиться.

    В некоторых определениях подчеркивается, что психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.

    Совесть характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку их поступкам. Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека.

    Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.

    Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

    Существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс - свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояния