Конспект занятия по речевому развитию «Чтение художественной литературы» на тему: «Чтение сказки «Живая ель. Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация "Чтение рассказа В

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 «Лейсан» комбинированного вида ЕМР

Составила: воспитатель Юсупова М.М.

Елабуга

Конспект занятия по речевому развитию «Чтение художественной литературы»

на тему: «Чтение сказки «Живая ель»

Цель:

    Сформировать представления у детей о деревьях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о деревьях.

    Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям дерева.

    Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.

    Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.

    Развивать разговорную речь, внимание, память.

Методические приемы: чтение сказки вопросы воспитателя; загадки; пальчиковая гимнастика «Большая ель» ; физкультминутка «Деревце»; Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы); анализ занятия; домашнее задание «Экология».

Предварительная работа: Чтение сказки, рассматривание и рисование иллюстраций к ней; рассуждения на тему «Экология».

Материалы и оборудование: картинки с деревьями (пазл), сказка Юсуповой М.М. «Живая ель».

Ход занятия

Организационный момент

Вот стоит большая елка, Пальцы рук – «в замок», большие пальцы – верхушка.

А на ней растут иголки. Сжать кулачки.

Есть на елке также шишки, «замок» - пальцы сложены,

А внизу – берлога мишки. большие пальцы соединить кончиками – вход в берлогу.

Загадки

Зимой и летом Одним цветом. (Ель, сосна)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель)

Чтение сказки «Живая ель»

Воспитатель читает детям экологическую сказку «Живая ель»
Давным-давно, в тёмном лесу, жила-была ель. Своей красотой она славилась на всю округу. Только не всем свою красоту показывало деревце.
Вот как-то раз проезжал мимо леса купец. Захотелось ему полюбоваться на деревце. Долго плутал по лесу купец. Наконец на поляне он увидел её. Только ничего в ней необыкновенного не было. «Врут люди, - подумал купец, и собрался уходить. Тут ему навстречу вышел лесничий. Он спросил у купца, понравилось ли ему ель, но купец только махнул рукой. Тогда лесничий повёл купца обратно, а по дороге рассказал, что много людей приходило к ели и, увидев её красоту, хотели срубить её и оставить себе на забаву. С тех пор ель стала хорониться от злых умыслов людей. Вот они пришли обратно. Тут лесничий подошёл к деревцу и, протянув руку, погладил её по веткам. Говорил с ней как с человеком, спрашивал о житье, о здоровье. Слушал купец и дивился. Вдруг ель преобразилась: стала стройная, ветки распустились, иголочки излучали изумрудный свет. Потрогал купец ветку ели и вдруг, вместо колючих иголок появились маленькие листья. Понял купец, что ель тоже живое, сказочно-красивое дерево.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо «машут» кистями рук к себе.

И качает деревцо. Руки подняты, кисти качаются вправо – влево.

Ветерок все тише, тише. Плавные движения кистями вверх-вниз

Деревцо все выше, выше. Руки поднять вверх, потянуться.

Беседа по содержанию сказки «Живая ель»

1. Вам понравилась сказка?

2.. Как она называется?

3. Почему ель не показывала своей красоты людям?

4. Как лесничий обращается с елью?

5. А почему, как вы думаете, сказка называется «Живая ель»?

6. Чему учит нас эта сказка?

7. В чем польза деревьев?

Воспитатель. И вообще лес – это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.

Лесом можем мы гордиться,
Лес – зелёная больница.
Воздух там – сплошной озон.
Все болезни лечит он.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарство, и таблетки.

Воспитатель. С давних времён ёлка используется как растение-лекарь. Её хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином С. При простудах хорошо помогает отвар шишек ели в молоке. Еловая смола, смешанная с воском и мёдом, хорошо заживляет раны. Но ёлка служит не только человеку, но и птицам, белкам и другим животным, которые лакомятся её семенами. Вот какую пользу приносит лес.

Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы).

Дети собирают из отдельных геометрических фигурок елочки. Сравнивают их по высоте.

Итог:

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей земли. Там. где лес, всегда свежий воздух. Лес – это дом для птиц и зверей. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

Так давайте к деревьям мы будем относиться, как друзья!

Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами послушали сказку о ели. Я предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, нарисовать рисунок к сказке «Живая ель», а завтра показать их друг другу в детском саду.

Конспект НОД
для детей старшей группы
«Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»


Цель:
приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи
— Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой» учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел: используя приемы визуализации текста с помощью: иллюстраций, фотографий; многократного чтения текста (воспитателем); беседы по тексту.
— Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения
— Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;
— Помочь детям почувствовать красоту и выразительность стихотворения, обращая внимание на выразительные средства: метафоры, эпитеты, на композиционное построение произведения:
1 часть – воспоминания о жизни в деревенском доме;
2 часть – фокусник дым;
3 часть — картина про дым.

Развивающие задачи:
— Развивать внимание, память, восприятие.
— Развивать интерес к стихам, как к литературному жанру.
— Развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. — Формировать литературный вкус.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Коррекционно-логопедические задачи:
обогащать словарный запас - «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;

Развивающая предметно-пространственная среда:
Демонстрационный материал: почтовая коробка – посылка, иллюстрация домовенка Кузи, цветные иллюстрации с изображением различных домов, дыма из труб.

Предварительная работа:
чтение художественных произведений о домах, беседы о различных строениях

Также интересное занятие по художественной литературе:

Создание мотивации:
Раздается стук, вносится посылка от домовенка Кузи.(В посылке фото домовенка, домов с дымами, похожими на различные предметы, изба, стихотворение, иллюстрация к стихотворению, заготовки с изображением домиков с трубой для дорисовки дыма)
— Посмотрите, что нам передали, как вы думаете что это?
— Это посылка от домовенка Кузи
— Хотите узнать, что в посылке?
— Посмотрите, нам Кузя прислал свое фото и письмо, прочитать вам?

Письмо:
«Дорогие дети я живу в деревне Лапти в маленьком домике, под большой печкой. Очень люблю осень и зиму, когда люди растапливают печь, я сажусь на подоконник и наблюдаю, как из печных труб вырывается дымок. И мне сразу вспоминается стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой». Мне бы очень хотелось, что бы и вы увидели эту красоту и пофантазировали со мной. С нетерпением жду нашей встречи, ваш домовенок Кузя».

— Посмотрите, Кузя прислал нам фото своего домика. (Показ избы внутри) Дом одноэтажный, в нем одна большая комната, и большая печь, под которой он и живет. И когда люди уходят из дома, он садится на окно, и послушайте, что он видит.

Чтение стихотворения:
ДОМИК С ТРУБОЙ
Помню я, в детстве над нашей избой
В небо струился дымок голубой,
Чурки пылали за дверцей в печи
И раскаляли огнём кирпичи,

Чтобы держался наш домик в тепле,
Пшённая каша томилась в котле!
И, напевая, летел в дымоход
Дым, согревая зимой небосвод.

Очень мне нравился фокусник-дым,
Он развлекал меня видом своим,
Он превращался в дракона, в коня,
Он заставлял волноваться меня!

Мог он построить над нашей трубой
Царство любое и город любой,
Всякое чудище мог победить,
Чтоб не повадилось людям вредить!

Жалко, что этот дымок голубой
В сказку отправился вместе с трубой!
Чтобы теперь у него побывать,
Надо картинку нарисовать:

Домик с трубой, домик с трубой,
В небо струится дымок голубой!

— О чем это стихотворение?
— Ребята, а вы услышали в стихотворении новые незнакомые слова?
Чурки пылали — короткий обрубок дерева
За дверцей в печи
И раскаляли огнём — сильно нагреться
Кирпичи,
Чтобы держался
Наш домик в тепле,
Пшённая каша
Томилась в котле! — Сваренная каша ожидала, доходила до готовности.
И, напевая,
Летел в дымоход – канал для выхода дыма из печи, топки в трубу
Дым, согревая
Зимой небосвод. – открытое небо в виде купола, свода
Всякое чудище
Мог победить,
Чтоб не повадилось — не хотелось
Людям вредить!
Домик с трубой,
Домик с трубой,
В небо струится — вытекать маленьким потоком
Дымок голубой!

— Оказывается, Кузя прислал нам еще и фотографии с изображением дымящих труб. Смотрите, какие интересные дымы. Посмотрите, на что похожи эти дымы?

Физ.минутка:
— Встаньте, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ветер волнуется», а когда ветер волнуется, дым принимает различные формы. Вы и будете сегодня дымом.
«- Ветер волнуется раз, ветер волнуется два, ветер волнуется три. Волшебный дымок, на месте замри».
— Посмотрите какой дым волшебный у нас, вот этот похож…, (2 раза)

Повторное прочтение стихотворения:
— Давайте еще раз прочтем стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой» (читаю)
— Что же видит из окна Кузя? (ответы детей)
— А что происходило в доме, когда топилась печь?(ответы детей)
— Как в стихотворении Юнны Мориц, называется дым? (фокусник)
— А почему его так назвали?(ответы детей)
— С каким настроением Кузя вспоминает об этом?
— Вы заметили, что в стихотворении есть какая-то просьба? (нарисовать)
— Посмотрите, в нашей посылке, есть еще домики с трубой, давайте каждый из вас придумает свой необычный дымок и нарисует его.

Рисование дыма:
Дети проходят за столы и рисуют дым, затем работы вывешиваются на доску.
— Я уберу Кузины дымы, а ваши повесим и посмотрим на них, я ещё раз прочту стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой», а вы послушайте.

Чтение стихотворения третий раз:
— Как называется стихотворение, которое вы слушали? (ответы детей)
— Скажите, кто написал стихотворение «Домик с трубой»? (ответы детей)
— Как вы думаете, наши рисунки подходят к стихотворению? (ответы детей) Конечно, ведь у вас у каждого получился очень необычный и волшебный дым.
— Давайте отправим наши рисунки Кузе, пусть он тоже посмотрит и пофантазирует.

Убираем рисунки в посылку, закрываем и приклеиваем обратный адрес.
— Вечером вы покажите свои рисунки родителям, расскажите какое волшебное стихотворение мы слушали, а потом запакуем рисунки в посылку и отправим Кузе.

Название: Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, художественная литература, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: г. Новосибирск

Светлана Меренкова
Конспект по чтению художественной литературы

Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе на тему : К. Ушинский «Слепая лошадь» .

Цель : Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.

Задачи :

Развивать умение детей слушать произведение, последовательно передавать литературный текст , умение выражать свое отношение к событиям сказки. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками; закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; развивать слуховое внимание; обогащать и активизировать словарь детей.

Закреплять умение детей делать поделки способом «обрывания» , сохраняя нужную форму предмета; развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Формировать у детей положительные качества : доброту, честность, отзывчивость; представление о нормах и правилах поведения; воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим» , вызвать желание приходить к ним на помощь; расширять кругозор детей.

Словарная работа.

Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.

Предварительная работа.

Чтение произведений К . Ушинского, подготовка с детьми рассказа о

К. Д. Ушинском, подбор пословиц о доброте, дружбе, честности, выставка книг К. Ушинского.

Оборудование.

Портрет и выставка книг К. Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, цветная бумага, клей, нитки, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдешь, береги» , коллаж «Лошадиная ферма» .

Наглядные, словесные, практические.

Показ, загадки, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.

Ход ОД.

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?

(Это волшебная шкатулка)

Как в думаете, что в ней? (Ответы детей)

Послушайте загадку.

Белые листы у них,

Много чёрных букв.

Для людей они важны,

Знать ребята их должны.

Если буквы будешь знать,

И услышать в тот же час,

увлекательный рассказ.

Ты узнаешь сколько лет

Солнце нам дает свой свет.

Почему весной – цветы,

А зимой поля пусты.

Край родной узнаешь свой.

Мирный, сильный и большой.

Это – друг хороший нам,

Прочитай – узнаешь сам!

Так что же это? (Книги)

(Достаю книгу из шкатулки.)

2. Вставка книг К. Ушинского.

Вот и на нашей вставке, которую в сами составили, пройдемте к ней, много разных книг, произведений. А что объединяет все эти книги?

Ребята, а вы узнали кто это?

(Рассматривание портрета К. Д. Ушинского)

3. Рассказ о К. Д. Ушинском

Сегодня наши мальчики приготовили рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.

Много лет тому назад в городе Тула. что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский . Отец у него был офицер, мама - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично.

После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта : научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, загадки.

Ребята, какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг. А я хочу пополнить нашу выставку еще одной книгой. О ком в ней пойдет речь, догадайтесь :

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры яркие блестят…

Проскакал и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это! Вот загадка…

Это – резвая (Лошадка) .

Дети, а лошадка какое животное? (Домашнее) .

Дидактическая игра «Чье это?»

(Образование притяжательных прилагательных)

А это голова (чья) – лошадиная голова

морда (чья) – лошадиная морда

уши (чьи) - лошадиные уши

глаза (чьи) – лошадиные глаза

туловище (чье) – лошадиное туловище

хвост (чей) – лошадиный хвост

ноги (чьи) – лошадиные ноги

Молодцы.

4. Чтение сказки К . Ушинского «Слепая лошадь» .

А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» .

(Чтение сказки ) .

5. Словарная работа.

Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?

А какие?

Хворать – болеть.

Князь – правитель города.

Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.

Рогатина – большая палка с развилиной на конце.

Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.

Три меры – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.

Теперь вам все слова понятны?

(Ответы детей) .

6. физкультминутка.

Конь меня в дорогу ждет.

Бьет коптом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу –

Не поеду, полечу!

Там за дальнею рекою

Помашу тебе рукою.

7. Повторное чтение сказки К . Ушинского «Слепая лощадь» .

Вот как много новых слов мы узнали.

А сейчас я вам предлагаю послушать еще раз сказку К. Ушинского «Слепая лошадь» .

Присаживайтесь поудобнее.

8. Беседа по содержанию.

О ком эта сказка?

Кем был для Уседома Догони – Ветер?

Что однажды приключилось купцом?

Кто спас Уседома?

Что обещал хозяин своему коню?

Сдержал Уседом свое слово?

Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?

Как чувствовал себя Догони-Ветер? (одиночество)

Как вы понимаете слово «одиночество» ?

(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

Чем закончилась сказка?

Вот какой у нас получился пересказ К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» .

Чему же научила вас эта сказка?

9. Пословицы о дружбе, доброте.

Ребята, кто прочитает, что написано на доске? (На доске слово – ДРУЖБА)

Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?

«Дружба дороже денег» .

«Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» .

«Сам погибай, а товарища выручай» .

«Друг познается в беде» .

10. Самостоятельная деятельность детей.

Ребята, у каждого из вас на столе лежат лошадки. Давайте превратим их в сказочно-красивых с пышной гривой. Работать будем с цветной бумагой и нитками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в большой загон для лошадей, который мы подготовили заранее и в нем всегда найдется достойный корм для всех лошадей.

Составление коллажа «Лошадиная ферма» .

11. Рефлексия.

Как называется сказка?

Чему учит нас эта сказка?

Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу : «Друга ищи, а найдешь, береги!»

Я хочу подарить

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кот в сапогах» Ересектер тобында йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Білім.

Конспект интегрированной НОД по чтению художественной литературы «Путешествие по творчеству С. В. Михалкова» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о творчестве детского писателя С. В. Михалкова. Коррекционно-образовательные задачи. Развитие.

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Стихотворение Я. Акима «Мама» КОНСПЕКТ-НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Чтение художественной литературы». Стихотворение Я Акима «МАМА» Задачи: - вызвать радостный эмоциональный.

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Русская народная сказка «Хаврошечка» (подготовительная группа) Цель: Формирование эмоционального отношения к литературному произведению. Прививать любовь и уважение к родителям и другим членам семьи.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе «Путешествие по сказкам» Цель: Систематизировать знания детей о сказках через игру – путешествие. Програмное содержание Образовательные задачи: -продолжать знакомить.

Конспект образовательной ситуации по чтению художественной литературы «Поможем Петушку» Конспект образовательной ситуации по чтению художественной литературы «Поможем Петушку» Цель: через создание проблемной ОС выявить у детей.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе «Сказка «Рукавичка» Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе сказки «Рукавичка.» Цель: Формирование интереса и потребности в восприятии.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Сказочное путешествие». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 Кораблик» Конспект занятия по.

Конспект НОД по чтению художественной литературы и развитию речи. Театрализация сказки «Рукавичка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы и развитию речи (с детьми 3 - 4 лет) Тема:.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Волшебный мир поэзии» Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Чтение художественной литературы) на тему: «Волшебный мир поэзии» Цель: Знакомство.

Библиотека изображений:

МОБУ «СОШ с. Малиново» СП детский сад
Воспитатель: Голозубова О. М.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе «С. Алексеев «Первый ночной таран»
С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне)
Задачи: учить выделять главную мысль рассказа; развивать связную речь детей; умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать работу по обогащению словаря детей; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать внимание, мышление и память; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших бойцов.
Цель: углублять знания детей о Великой Отечественной войне.
Материал и оборудование: портрет С. Алексеева, портрет В. Талалихина, иллюстрации.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение стихов и рассказов о войне, беседы с детьми о войне, о Дне Великой победы.
Словарная работа: таран, фашист, бомбардировщик, прожектор, враг, ас, награды, гашетка, мотор, Талалихин. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное», «Физическое развитие».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие. Сообщение названия области воспитателем.
2. Мотивация.
а) Чтение стихотворения воспитателем.
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
б) Беседа по теме:
В. -Каждый год 9 Мая наш народ отмечает один из самых светлых и в то же время скорбных праздников. Что это за праздник?
Д. -День Победы.
В. -Что такое война?
Д. -Это горе, слёзы, страдание, разруха, голод…
В. -Почему происходят войны?
Д. -Одни хотят завоевать власть над другими; видят своё превосходство; не уважают людей; не умеют договориться, уступить, найти верное решение.
В. -Над кем наш народ одержал победу в этой войне?
Д. -Над фашистами.
В. -Кто встал на Защиту Родины?
Д. -Мужчины и женщины, старики и дети
В. -Как вы думаете, о чём мечтали дети войны?
Д. -О мирном небе, о живых родителях, о книжках и игрушках, о куске хлеба, …
В. –Каким, показал себя наш народ в этой войне?
Д. -Дружным, сплочённым, смелым, отважным, стойким…
В. -Почему мы одержали победу?
Д. -Наш народ был дружным.
В. -Кто такой солдат?
Д. -Тот, кто защищает свою страну от врагов
В. -Каким должен быть солдат?
Д. -Смелым, храбрым, сильным, стойким
В. – На какую тему мы будем читать рассказ?
Д. Рассказ о войне.
В. – Правильно. Мы познакомимся с рассказом «Первый ночной таран», который написал автор Сергей Петрович Алексеев.
3. Физическая минутка:
Упражнение «Слушай команду»
В. -А как вы считаете, вы храбрые, стойкие дети?
Д. -Да
В. -А сейчас мы с вами это проверим.
В. - Настоящие солдаты должны уметь выполнять все команды командира. По команде «огонь» - вы хлопаете в ладоши, по команде в разведку – смотрите «в бинокль» (из пальцев сделать колечки и приставить к глазам, по команде «на парад» - маршируете на месте, по команде «враги» – подставить палец ко рту, сказать «тс». Помните, что в Армии солдаты выполняют команды быстро и точно. Все готовы слушать мою команду.
Д. –Да
В. –Будьте внимательны.
4. Работа над темой занятия:
а) Чтение рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран»
В. –Сейчас я вам прочитаю рассказ о смелом летчике, который написал Алексеев Сергей Петрович (показ портрета).
б) Ответы на вопросы воспитателя.
В. -Что такое прожекторы?
Д. -Прибор, который светит очень ярко.
В. -Кто такой фашист?
Д. –Враг.
В. -Что такое фашистский бомбардировщик?
Д. -Самолет врага, который возит бомбы.
В. -Как вы поняли, что такое гашетка?
Д. -Рычаг, пулеметная кнопка.
В. -Кто сможет объяснить слово таран.
Д. -Когда самолет движется к другому самолету.
В. -Что такое борт? А за бортом?
Д. -Это стенка самолета; за пределами самолета.
В. -Что такое награда?
Д. -Это медали, грамота, ордена…
В. –Скажите, к какому жанру относится «Первый ночной таран»?
Д. –Рассказ.
В. -Как зовут писателя, который написал рассказ «Первый ночной таран»?
Д. -Алексеев Сергей Петрович.
В. -Как звали главного героя рассказа?
Д. -Виктор Талалихин.
В. -Что обнаружили наблюдатели в небе?
Д. -Приближающийся к Москве фашистский бомбардировщик.
В. -В какое время суток это происходило?
Д. -В тихую лунную ночь.
В. -Какой приказ получил Виктор Талалихин?
Д. -Уничтожить врага.
В. -Какое звание у Виктора Талалихина?
Д. - Младший лейтенант.
В. -Каким образом советский летчик сбил самолет фашиста?
Д. -Советский летчик пошел на таран.
В. -Скажите, дети как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?
Д. -О героях пишут книги, картины; слагают стихи, устанавливают памятники по всей стране.
5. Развитие речи и мыслительной деятельности.
Я назову начало пословицы, а вы продолжите концовку.
В. -Нет ничего краше,
Д. -чем Родина наша.
В. -Жить –
Д. -родине служить.
В. -Родина – мать,
Д. -а за мать не жалей и жизнь отдать.
В. -Родина – мать,
Д. -умей за неё постоять.
В. -Смелость
Д. -города берёт.
В. -Кто к нам с мечом придёт,
Д. -тот от меча и погибнет.
В. -Тяжело в учении –
Д. -легко в бою.
В. -Смелого - враг
Д. -не возьмет.
В. -В знамени твоя честь,
Д. -в оружии - слава.
В. -Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не было войны?
Д. -Нужно, чтобы все народы жили в согласии и дружбе.
3) Итог занятия:
В. –Как назывался рассказ, который мы с вами читали?
Д. -Первый ночной таран
В. -Кто написал этот рассказ?
Д. – Сергей Петрович Алексеев.
В.- Назовите лётчика?
Д. – Виктор Талалихин.
В. – Какой подвиг он совершил?
Д (ответы воспитанников)4) Рефлексия «Звёзды»
А сейчас украсим небо для нашего лётчика.
Если вы на занятии узнали что – то новое, то прикрепите жёлтую звезду.
Если вы ничего нового не узнали, то прикрепите красную звезду.
Перескажите рассказ родителям.


Приложенные файлы

Цель:

Познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас?»;

Познакомить с профессиями в армии.

Задачи:

  1. Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном.
  2. Продолжать работу по формированию интереса к книге.
  3. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Формировать положительное отношение к поэзии.
  5. Побуждать детей активно участвовать в беседе.
  6. Обогащать и активизировать словарь.
  7. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за Российскую Армию.
  8. Развивать познавательную активность детей.
  9. Воспитывать умение работать сообща.

Методы и приемы:

  • Практические: игра, физкультминутка.
  • Наглядные: показ, демонстрация.
  • Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Материалы и оборудование: почтовая бандероль, книга С. Михалкова «А что у вас?», иллюстрации с изображением представителей разных профессий.

Предварительная работа: Беседа о профессиях. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры.

1. Мотивационно-целевая ориентация

Дорогие ребята! Сегодня по дороге на работу я встретила почтальона. Он передал мне эту почтовую бандероль. И сказал, что это для детей средней группы, то есть для вас.

Как вы думаете, что в ней находится? (Ответы детей.)

А вы хотите открыть ее? (Ответы детей.)

Открываем бандероль, в ней лежит книга С. Михалкова «А что у вас?»

Давайте прочитаем стихотворение известного русского поэта С. Михалкова «А что у вас?». (Показать портрет.)

2. Чтение произведения С. Михалкова «А что у вас?»

Беседа с детьми о прочитанном произведении.

Вам понравилось стихотворение?

О каких профессиях говорится в произведении?

Какая профессия самая важная, на ваш взгляд?

Кем работают ваши родные?

О какой профессии вы мечтаете? Почему?

Как вы думаете, какие качества помогут вам овладеть этой профессией? (Ответы детей.)

Вы правы, ребятки, чтобы овладеть какой-либо профессией, человек должен быть здоровым, сильным, умным, ловким, выносливым, и готовиться к своей будущей профессии надо с раннего детства, поэтому я вам предлагаю

небольшую физкультурную минутку.

Физкультминутка

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка, не ленись!

Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять - вверх-назад.)

Корпус вправо, корпус влево -

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать.

И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)

На одной ноге стою,

А другую подогну.

И теперь попеременно.

Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Отдохнули, посвежели.

И на место снова сели. (Дети садятся.)

3. Беседа о военных профессиях

А сейчас я вам предлагаю посетить выставку.

Как вы думаете, кто нарисован на этой картинке? (Моряк.)

Как вы догадались, что это моряк? (Бескозырка с ленточкой, полосатая тельняшка, матросский воротник.)

Показываю иллюстрацию с изображением летчика. Обращаю внимание на зеленый цвет одежды и шлем. Далее рассматриваем пограничника. Рассматривание картин также идет с вопросами беседы.

На этих картинках изображены военные, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это наша армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. Военных также называют Защитниками Отечества

А как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, Россия.

В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Ребята, может быть, вы знаете еще какие-нибудь военные профессии? (Артиллеристы, танкисты, ракетчики, солдаты.)

Ребята, как вы думаете, женщины могут быть защитниками Отечества? Сегодня женщин можно встретить в рядах вооруженных сил. Чаще всего они работают врачами и медсестрами. Но бывают и другие военные профессии, где заняты женщины, например: радистки, диспетчеры связи и т.д.

4. Подвижная игра «Самолеты»

Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

5. Рефлексия

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам понравилось больше всего?

- А как Вы считаете, все ли профессии нам нужны. (Ответы детей.)