Что такое композиция и архитектоника в литературе? Архитектоника - это композиция, только в более широком смысле слова.
РЕФЕРАТ
АРХИТЕКТОНИКА РАСПОРНЫХ БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ СИСТЕМ – ВАНТОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ
Выполнила студентка 326 группы
Штефан Марина
Проверил профессор Челноков А.В.
Г.Днепропетровск
1. Что такое архитектоника?
2. Типология тектонических систем:
· Понятие тектоники
· Тектоника каркасных сооружений
· Тектоника сводчатых конструкций
3. Распорные плоскостные конструкции
4. Виды вантовых поверхностей
o Покрытия с параллельными вантами
o Покрытия с радиальными вантами
o Двухпоясные покрытия с параллельными вантами
o Двухпоясные покрытия с радиальными вантами
o Покрытия с висячими фермами и балками
o Комбинированные и подвесные системы
o Мембранные поверхности
ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТОНИКА?
АРХИТЕКТОНИКА, (греч. architektonike - "главное строение" от archi - "главный" и tektainomai - "строить, возводить"). Архитектоника - "выстроенность", означающая в изобразительном искусстве композиционность, ясно воспринимаемую целостность в результате организации художником соподчиненности частей, артикуляции, акцентации, выявления пластических связей целого и детали, главного и второстепенного, центра и периферии, соотношений масс, объема и пространства. На уровне формальной организации это явление называется тектоникой, а соответствующее качество формы - тектоничностью. Создаваемая на такой основе художественно-образная целостность - архитектоникой и, соответственно, художественный образ (композиция) - архитектоничным. Тектоника - это ясное выражение на поверхности формы ее внутренней конструкции (функциональной структуры) посредством членений, подразделений. Архитектоника - то же, выражающее художественно-образный смысл формы, явление, преображающее формальную тектоничность в смысловую целостность (см. также гармония, гармонизация; "Дионисийские архитекторы"). Подобное понимание архитектоники всегда было присуще мастерам классического искусства, но утрачено в XIX столетии в искусстве академизма, подменяющего композицию компоновкой, и натурализма, где отсутствует не только художественная организация, но даже формальная тектоничность. В знаменитой книге "Проблема формы в изобразительном искусстве" (1893) А. Хильдебранд (Гильдебранд), немецкий скульптор и теоретик, попытался противопоставить разрушительным тенденциям поверхностно-описательного и сюжетно-занимательного подхода к изображению нормы классики, логику формообразования, архитектонического преображения формы, принципиально отличного от простого копирования натуры. Качества архитектоничности художественного произведения достигаются применением соответствующих материалов-средств и способов-приемов (см. композиция). Понятно, что универсальные закономерности архитектоники проявляются неодинаково в разных видах, исторических типах, направлениях и стилях искусства. Естественно, что качества архитектоничности наиболее полно выражены в архитектуре. На это указывает и родство терминов. В искусстве архитектуры сама строительная конструкция неумолимо порождает качества тектоничности, а в воображении и умелых руках художника эти качества преображаются в архитектоничность и, в конечном итоге, в архитектуру как вид художественного творчества. Но и в области архитектуры исторически формировались атектоничные стили, например Маньеризм, Барокко, Рококо, Ар Нуво, неопластицизм, или "органическая архитектура". Принципиально архитектоничны произведения искусства Классицизма - это их главное композиционное свойство. Оно проявляется во всех видах и разновидностях искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Таким образом, всю историю художественных стилей можно рассматривать как взаимодействие (и преобладание на отдельных этапах) двух формообразующих начал: тектоничного и атектоничного. Отсюда - архитектонический метод формообразования; его можно выделить в сравнении со скульптурным, пластическим, живописным и графическим. Преобладание того или иного метода в зависимости от конкретных задач, решаемых художником, определяет характер творческого процесса, тип композиции и, в последнюю очередь, принадлежность результата этого процесса - художественного произведения - к тому или иному виду искусства (см. морфология изобразительного искусства). В архитектуре архитектонический метод предполагает ясное расчленение несущих и несомых частей здания. Идеальным выражением архитектоники является ордер. Но в искусстве архитектуры известен и противоположный метод - стереотомия (от греч. stereos - "объемный, плотный" и tome - "рассечение, разрезание"). Тектонические сооружения складываются, стереотомические - "вынимаются, вырезаются" из окружающего пространства. Эта оппозиция соответствует двум основным способам формообразования, общим для всех видов искусства, - формосложению (лат. additio) и формовычитанию (лат. divisio) и, соответственно, качествам скульптурности или пластичности формы (см. стиль). Помимо всепроникающего принципа архитектоничности, определяющего сущность композиционного мышления формой в разных видах искусства, известно и явление уподобления форм, "романтики масштабов", когда архитектура по принципу подобия отражается в композиции "малых форм" - изделий прикладного и декоративного искусства. Это явление называется миниатюризацией, оно характерно для искусства Готики и, отчасти, Итальянского Возрождения (см. также мнимость). Противоположный принцип - максимализации - типичен для стиля Барокко. В готическом искусстве миниатюризация архитектурной композиции породила оригинальные изделия. Такова мебель из резного дерева - кресла, высокие спинки которых повторяют силуэт готического собора. Изделия из металла - архитектонические реликварии, монстранцы - выполняли в форме миниатюрных готических храмов. Они одновременно сакральны, архитектоничны и декоративны. Миниатюрные алтари-складни - диптихи, триптихи и полиптихи из слоновой кости, позолоченной бронзы или серебра, украшенные эмалями и драгоценными камнями, - также уподобляли средневековому собору, для чего украшали башенками с пинаклями, крестоцветами, краббами. Даже огромные, монументальные алтари из резного и расписного дерева, установленные в нефах католических соборов южной Германии, вторят архитектурной композиции собора. Ощущение архитектоничности (при насыщенности их пластикой и цветом) возникает от того, что интерьер готического храма становится экстерьером алтаря и архитектоника пространства определяет форму всего, что находится внутри. Поэтому можно сказать, что архитектоника композиции является непременным условием целостности художественного пространства - аккордности восприятия, явления ансамбля, стилистического взаимодействия компонентов. Формальной основой подобной целостности служит "гармонический резонанс" (см. пропорционирование). В XVII-XIX вв. содержание термина "архитектоника", в отличие от тектоники, пластики, композиции и, наконец, собственно архитектуры, зодчества, еще не было общепринятым. Архитектоникой называли просто теорию архитектуры, закономерности формообразования в этом виде искусства, что имело свой исторический смысл. В античности и Средневековье архитектоникой именовали тайные, сокровенные знания древних строителей братства "Дионисийских архитекторов", позднее - масонов. Такой же сокровенный смысл имело слово "архитектор".
Что такое композиция?
Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты.
Вообще, рабочее определение понятия «композиция» выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как образы, эпизоды, какие-либо детали.
Что касается композиции произведения, относящегося к первому роду литературы – эпосу, то здесь автор, как правило, последователен в изложении своей мысли, он подробно описывает портреты, интерьеры, природу и т.п. Также он может намеренно замедлить действие, дабы лучше что-либо описать.
Игра со временем и пространством – также характерная черта особенностей композиции. Так, можно увидеть в прозаическом произведении описания из разных временных эпох. В романе «отцы и дети» Тургенева такой прием смешения описаний из 40-х годов века и современности писателя приводит к усилению эффекта актуальности всего романа. Ведь подчеркнутые нигилистические идеи Базарова смотрелись бы «бледно», не будь в романе описаний жизни Павла Петровича в молодом возрасте. То есть, как противопоставляются два поколения – молодое и старое, так и противопоставляются два временных отрезка.
Композиции могут быт разными по своей структуре. Например, в произведениях лирических жанров, таких как, например, «Фауст» И.В. Гете или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова можно увидеть такой структурный элемент, как пролог и эпилог. Это своеобразные части, которые вводят читателя в проблему (пролог) и делают вывод о поставленной проблеме в глобальном смысле (эпилог).
Иногда композиционные элементы композиции намеренно переставляются автором местами. Так, рассматривая классический пример несхождения сюжета и фабулы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», можно сказать, что в силу различных писательских принципов изложения или подачи материала автор не может излагать события последовательно.
В других научных источниках сейчас особенно активно используется такой термин, как архитектоника, который, конечно, не заменяет собой понятие «композиция», но существенно расширяет его.
Что такое Архитектоника?
Архитектоника – это более общее понятие и применяется для оценки и расшифровки целого через анализ его составных частей. Архитектонику, как обновленный тип характеристики композиционной структуры, увидели в произведениях зарубежной литературы.
Например, А. Камю в романе «Чума» намеренно смешивает воедино следующие типы анализа:
- форму организации повествования,
- приемы создания образов,
- особенности построения сюжета,
- художественное пространство и время,
- композиционные приемы.
То есть архитектоника рассматривает все в совокупности. Каждый из приведенных примеров структурной организации имеет взаимопроникающий характер. Таким образом, анализ архитектоники дает большие преимущества для анализа всей структуры художественного произведения.
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Николая Ставрогина в рассказе Бесы Достоевского сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Николай Ставрогин, представленный писателем в образе псевдогероя, мертворожденного.
Очень часто русские писатели обращались к проблематике «маленького человека». А.С. Пушкин не стал исключением, в произведении «Станционный смотритель» он также акцентирует внимание читателя на теме человека
АРХИТЕКТОНИКА -и; ж. [от греч. architektonikē - строительное искусство]. Гармоническое соединение частей, их соразмерность в едином целом. А. зданий. А. романа. ◁ Архитектонический, -ая, -ое. А-ие различия. Толковый словарь Кузнецова
Каждый в той или иной мере сталкивался с понятием "композиция". А человек, связанный с искусством, также знает, что с этим понятием тесно связано и другое - архитектоника. Именно о ней и будем говорить.
Терминология
Архитектоника - это общее построение какого-либо произведения. Близким к данному термину, но являющимся более узким по отношению к искусству, является "тектоника" (обозначает зрительное воплощение внутренних конструкций).
Для понятия композиции архитектоника является практически синонимичной. Композиция - более распространенный термин, который широко используется в различных сферах социальной жизни.
А вот архитектоника - это более научное понятие, даже профессиональное, которое распространено в кругу искусствоведов и творцов.
Происходит слово от двух древнегреческих "архи" (главный) и "тектос" (строить). Буквально означает "основное устроение".
Данное понятие обозначает основной принцип построения и систему связей отдельных частей композиции художественного целого.
В архитектуре архитектоника - это важнейшее свойство общего композиционного строения. Именно она формирует главное впечатление от созерцаемого объекта. Также она выражает через цельность образа идею, главную задумку.
Архитектоника в искусстве
Такое же значение понятие архитектоники имеет в таких видах искусства, как живопись, литература, скульптура, графика. В музыке есть даже понятие архитектонического слуха (способность оценивать красоту музыки на слух).
Живопись. Для достижения целостности и завершенности картины автор продумывает ее сюжет, участниками которого чаще всего являются животные, люди, природа или какие-то предметы. В конечном результате получается работа, передающая некое настроение.
Таким образом, объекты состоят из определенного цвета, текстуры и формы.
Музыка - это нечто уникальное, она настолько разноообразна, но в то же время едина. Каждый человек выбирает свой музыкальный стиль, свое направление. Но каждое музыкальное произведение - есть композиция, которая строится на штрихах, оттенках, темпе, размере и тональности. Все это объединяется в части, которые создают определенную форму (вариации, фуга, соната и другие). Это и называется архитектоникой классического произведения.
Архитектоника в литературе
В литературе понятие соединяет соотношение частей художественного произведения, расположение его компонентов, которые вместе формируют единое целое. В него входит две составляющие: внешняя структура и сюжет (главы, тип рассказывания, последовательность событий, лирическое отступление, авторское рассуждение и другое).
Приемы архитектоники являются одним из элементов стиля и социально обусловлены вместе с ним. Поэтому могут изменяться. Возьмем, к примеру, романы Тургенева и Достоевского. В первом случае события излагаются последовательно, повествование плавное, важную роль играет пейзаж. В другом случае все наоборот. Повествование быстрое, изложение событий начинается с середины, части литературного произведения несоразмерны.
Следует отметить, что архитектонические приемы в рамках одного стиля могут меняться в зависимости от жанра (роман, поэма, рассказ, повесть, стихотворение), каждый из которых имеет свои особенности и композицию.
Объемные формы
Архитектоника объемных форм является учебной дисциплиной. Ее главной целью является научить человека формировать объемные формы из различного материала. Есть условие: они должны быть цельными и завершенными. Позже они объединяются в композицию. В пределах этой учебной дисциплины человек работает с тканью, бумагой, а также глиной и другими материалами. Главное в этом деле - это понимание того, как объемные предметы выглядят в пространстве.
Таким образом, архитектоника - это важная составляющая окружающей среды. Она есть везде: в музыке, кино, литературе, живописи и даже, если задуматься, в природе. Она нужна также и в модельном бизнесе, и в дизайне. С понятием композиции мы сталкиваемся еще в школе, создавая шедевры на листе бумаги или с помощью детских музыкальных инструментов.
Благодаря принципу целостности композиции существует природа океанов, человека, космоса. Благодаря ему человек воплотил множество творений в науке, искусстве и обыденной жизни, которые мы можем наблюдать.
(греч. architektonike , от archi - старший, и tekton - строящийся из дерева). Строительное искусство.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
греч. architektonike , от archi , и tekton , строящий из дерева. Приложение механики к зодчеству.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
строительное искусство (механич. основы архитектуры).
(Источник: "Словарь иностранных с...
Архитектоника
архитект\"оника, -и
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .
АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приемы А. составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому о...
архитектоника
-и
,
ж. архит. Соразмерное расположение частей, гармоническое сочетание их в одно целое. ||
иск. Художественная соразмерность в построении произведения; композиция. [В «Обрыве»] всего более затрудняла меня архитектоника, сведение всей массы лиц и сцен в стройное целое.
И. Гончаров, Лучше поздно, чем никогда.
[От греч. ’αρχιτεκτονική (τέχνη) - строительное (искусство)]
Архитектоника
АРХИТЕКТОНИКА и, ж. architectonique f . То же, что архитектура . Сл. 18. Возврат от Гофическия Архитектоники, пребывавшия с XIII, по XVI век, к изрядству паки Еллинския Самоначальныя. ТРед. Тилем. 1 с. L. Остатки небольшаго храма, которой бывал украшен по правилам Архитектоники. Караваны 66. - Лекс. Сл. 18: архитектоника 1766; Даль: архитекто/ника;
Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] .
Архитектоника`Словарь синонимов`
архитектоника
построение, тектоника, композиция, структура, строение
АРХИТЕКТОНИКА (от греческого architektonike - строительное искусство>), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры.
Архитектоника
(от греч.
architektonike
- строительное искусство) - общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Архитектоника
архитекто́
ника
Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .
средство архитектурной композиции, заключающееся в художественном выявлении конструктивного строения сооружения
Архитектоника
(греч.) - теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом "архитектура".
архитектоника
АРХИТЕКТО́НИКА
◁ Архитектони́ческий, -ая, -ое. А-ие различия.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998Архитектоника
(1 ж )
Орфографический словарь русского языка . 2006 .
АРХИТЕКТОНИКА
(от греч. architektonike - строит. иск-во) - художеств. выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных произведений декоративного искусства. А. выявляется взаимосвязью и взаиморасположением несущих и несомых частей, ритмическим строением форм, делающим наглядными статич. усилия конструкции, отчасти пропорциями, цветом и т. п. В широком смысле А. - строение художеств. произведения, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.
Архитектоника (от греч. architektonike - строительное искусство)