Мораль сказки лиса и заяц лубяная избушка. Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц»

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.

Читаем сказку.

Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…

Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.

Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.

Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.

Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).

Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?

Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .

Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).

В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.

Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).

Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).

У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.

А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».

В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.

В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».

Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.

Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.

Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).

Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…


Лиса и заяц - это русская народная сказка. Это сказка о злой и хитрой лесе. А также о том, что самым смелым может быть даже самый маленький в лесу Петушок, а трусом собака, бык и даже медведь. Т. е. смелость не зависит от роста и сила, а зависит от упорства и терпения.

Младшие школьника могут сами прочесть эту сказку, а дошколятам прочитают и проанализируют её воспитатели или родители.

Лиса и заяц

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, у зайца — из мягкой липовой коры — лубяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Вот лиса и попросилась к нему переночевать, да его из избушки и выгнала.

Идёт по дороге зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Не плачь, зайчик! Я тебе помогу.

Пошли они к избушке. Собака залаяла:

— Гав, гав, гав! Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи говорит:

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт по дороге, плачет. Ему навстречу медведь:

— О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, я тебе помогу.

— Нет, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избушке. Медведь как закричит:

— Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи отвечает:

— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!

Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик. Ему навстречу бык:

— Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Пойдём, я тебе помогу.

— Нет, бык, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избушке. Бык как заревел:

— Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи отвечает:

— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!

Бык испугался и убежал.

Идёт опять зайчик по дороге, плачет ещё сильнее. А ему навстречу петух с косой:

— Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Пойдём, я тебе помогу.

— Нет, петух, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и бык не выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Подошли они к избушке. Петух тут затопал, крыльями забил:

Уходи из дома, лиса!

Лиса услышала, испугалась и говорит:

— Обуваюсь...

Петух опять затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Лиса опять говорит:

— Одеваюсь...

Петух в третий раз затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Тут лиса выбежала из избушки и прочь убежала. Стали петух с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.

Ирина Захарова
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».

Тема : Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц » .

Цели : - продолжить знакомство с жанрами русского фольклора ;

Вызывать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц » ;

Развивать связную речь детей; навыки правильного звукопроизношения;

Развивать воображение, активность и творчество;

Обогащать словарный запас детей;

Учить подбирать синонимы к словам;

Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными

полными предложениями;

Совершенствовать интонационную сторону речи;

Закреплять использование в речи детей простых и сложных распространённых

предложений.

Материалы : магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц » , книжка с русской народной сказкой , маски героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям , а поможет нам в этом русская народная сказка .

Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки ? (народ )

Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним.

(«Колобок» , «Теремок» , «Гуси- лебеди» , «Курочка ряба» , «Маша и медведь» и т. д.)

Молодцы,ребята! Много русских народных сказок вы знаете . Сегодня мы познакомимся ещё с одной . Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки.

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом-ушки торчком. (заяц )

Это что за зверь лесной

Встал,как столбик под сосной? И стоит среди травы –

Уши выше головы? (заяц )

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут её(лиса ) .

Как называется сказка ? («Лиса и заяц » )

Вспомните потешки про лису и зайчика.

Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку, выкупала Ваньку.

Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.

Зайчишка- трусишка по полю бежал,

В огород забежал. Морковку нашёл,

Капустку нашёл. Сидит, грызёт.

Иди прочь- хозяин идёт.

3. Чтение сказки .

4. Работа по сказке .

Вам понравилась сказка ? Чем она вам понравилась? Чему нас учит эта сказка ? (доброте, дружбе, справедливости)

Подумайте, какие пословицы подойдут?

(Друзья познаются в беде.

В настоящей дружбе так- сам пропадай, а друга из беды выручай.

Кто дрожит- тот и бежит.

Лиса хитростью берёт .

Друга ищи, а найдёшь- береги.)

Подбор синонимов к словам из сказки :

Как можно сказать по- другому ?

(лубяная избушка- сделанная из дерева;заревел- зарычал;

плакать-рыдать,хныкать,заливаться слезами.)

Ласковые слова : заяц- зайчонок ,заюшка, зайчишка,зайка,зайчоночек.

лиса- лисичка , лисонька.

На доске картинки. Нужно расставить их в правильной последовательности.

Физминутка. «Заяц и кочан капусты » .

Встал зайчишка рано,

Вышел на поляну.

По опушке к лесу шёл и большой кочан нашёл.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты.

Хруст- хруст, хруст- хруст.

Съел, свалился под куст и уснул.

Проснулся, сладко потянулся.

Влево, вправо наклонился и бегом домой пустился.

5. Беседа по вопросам.

Как начинается сказка ?

Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?

Что случилось весной?

Что сделала лиса ?

Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?

Объясните слова «пойдут клочки по закоулочкам»

Смогли они ему помочь?

Кто помог зайчику выгнать лису?

Объясните слова «без памяти выскочила» .

Какую песенку пел петух?

Чем закончилась сказка ?

Пальчиковая гимнастика : «В гостях у зайки» .

В гости к зайчонку зверята пришли,

Зайке в подарок они принесли :

Медведь- голубику, лисичка- чернику,

Волчонок- бруснику, а маленький ёжик принёс землянику.

Подарки зайчонок свои получал,

И мёдом с малиной друзей угощал.

6. Пересказ сказки с опорой на картинки.

7. Инсценировка сказки .

8. Итог занятия.

Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку , расставляли картинки в правильной последовательности, отвечали на вопросы. играли в игру, пересказывали сказку )

Примерный разбор народных сказок

«Лиса, заяц и петух»

(Русская народная сказка для детей 3 - 4 лет)

В простой и увлекательной форме сказка доносит до ребенка идею торжества справедливости.

Зайчик, пожалев лису, пустил ее в избушку погреть­ся Она погрелась да и выгнала зайчика из его же дома. Идет он по лесу и горько плачет. Симпатии детей на сто­роне обиженного зайчика. Звери, которых он встречает по дороге, сочувствуют ему и стремятся помочь - дела­ют попытку выгнать лису.

Захватчица-лиса запугивает зверей, у них не хватает мужества устоять против ее угроз: убегают собаки, мед­ведь. Только петушок не поддается обманным запугива­ниям. Он сам грозит снести лис голову. Лиса испуга­лась и убежала, а зайчик стал снова жить в своей из­бушке.

Чтобы идея сказки стала понятной детям, рассказчик должен создать верный звуковой рисунок всех событий, действий каждого персонажа. Отзывчивый зайчик пус­тил лису погреться. Когда лиса его выгнала, «идет зай­чик и горько плачет». Сказка рисует слабого, беззащитного зверька. Рассказчик соответствующими интонация­ми должен показать и характер зайчика, и его горе. Горько звучит жалоба зайчика встречающимся жи­вотным-: «Как же мне не плакать?..»

Когда зайчик видит, что ни собаки, ни медведь не выгнали лису, он говорит петушку: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь!» В его словах звучит безнадежность.

Отрицателен образ лисы: это захватчица, коварная, жестокая обманщица. В самом начале сказка рисует ее поведение. В словах рассказчика: «Погрелась, да его из избушки-то и выгнала» - уже должно звучать осуж­дение ее поступка. Затем следует передать и хитрость лисы, когда она запугивает зверей: «Ка-ак выскочу, ка-ак выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам!» Она смело и дерзко пугает зверей. Показать это интонацией голоса необходимо. Совсем по-иному звучат ее слова в конце "сказки: «Одеваюсь!.. Шубу надеваю!» Здесь она сама испугана петухом и после третьего настойчивого требо­вания быстро выскакивает из избушки.

Собаки, медведь, петушок сочувствуют зайчику. Каж­дый из них участливо спрашивает: «О чем, зайчик, пла­чешь?» По внешнему виду и характеру звери разные. Для верной передачи их образов рассказчик использует различный тембр и темп голоса: отрывистый, быстрый, звонкий голос собаки, медленная, на низких нотах речь медведя, звонкий, певучий голос петушка. Для большей убедительности хорошо использовать звукоподражания: собаки должны полаять, петушок покукарекать.

Общий тон всей сказки, несмотря на горе зайчика, жизнерадостный, бодрый. В ней преобладает доброе начало, желание помочь товарищу. На этом жизнерадостном фоне рассказчик рисует развертывающиеся события.

В основе композиции сказки излюбленный сказочный прием - повторность действия: три встречи зайчика с животными. Каждая из них является законченным эпизодом и должна отделяться от других значительной паузой.

Следует выдержать паузу и в конце сказки, чтобы дать возможность детям почувствовать благополучный ее конец.

«Снегурочка»

(Русская народная сказка для детей 5 - 6 лет)

Сказка «Снегурочка» волшебная: в ней происходит чудесное превращение снежной девочки в живую. Как и во всякой волшебной сказке, чудесный элемент ее пе­реплетается с бытовой реалистической основой: сказка рисует быт бездетных стариков, картины родной приро­ды в различные времена года, забавы детей.

Эта сказка несколько отличается от других русских народных сказок по характеру содержания. В то время как большинство наших сказок жизнерадостны, бодры, эта сказка лирична, с оттенком грусти, вызванной ги­белью Снегурочки.

Читая внимательно сказку в процессе подготовки, рассказчик отмечает, что и по композиции она отличается от других. В ней нет характерной для сказок дина­мичности, нет обычного приема - троекратного повторения действия. Все внимание сосредоточено на образе Снегурочки, ее поведении, переживаниях.

Образ Снегурочки создан с большой любовью. Трудолюбивая, смышленая, приветливая. Снегурочка хороша и внешне: «что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».

Образ, созданный с такой любовью, требует и от рассказчика соответствующих лирических интонаций, вызывающих у слушателей симпатию к Снегурочке. В голосе рассказчика должны прозвучать теплые, любовные ища, но без сюсюканья, без излишней сентиментальности.

Замечательно показан в сказке контраст радостного весеннего пробуждения природы и нарастающей печали и грусти Снегурочки. «Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела травка на проталинках, запели жаворонки». В голосе рассказчика звучат жизне­радостные, бодрые интонации, а затем, после небольшой паузы, он с оттенком грусти продолжает: «А Снегурочка вдруг запечалилась».

Выразителен конец сказки - гибель Снегурочки. Происходит чудо - растаяла Снегурочка, «обратилась в белое облачко». Рассказчик должен нарисовать и удивление, и тревогу подруг, когда они ее зовут: «Ау, ау, Снегурочка!»

Людмила Степанова
Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух»

Целевые установки урока :

1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки ;

2. развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;

3. расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №1. «Страна Литературия » .

Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии .

Слайд №2.

Как мы будем строить свой урок ? (Дети читают со слайда : «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!» ).

Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.

У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.

3. Актуализация знаний.

С чего начнём работу? (С повторения) .

Слайд №3. «Устное народное творчество » .

Продолжите предложение.

Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки , скороговорки, частушки – это («устное народное творчество » .)

Слайд №4. «Устное народное творчество » .

А как по другому называют «Устное народное творчество » (Фольклором) .

А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве ? Почему «Устное народное творчество » ?

Устное – значит из уст в уста;

Народное – то , что создал народ ;

Творчество – создание чего то нового.

Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества , а какому вы догадаетесь сами.

Слайд №5. «Слова» .

Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?

Зачин, повторы, концовка, присказка , … - это сказка .

Совершенно верно, это,конечно же, сказка .

А что такое сказка ? Сказка – это вымышленная история.

Назовите отличительные особенности сказки , чем она отличается от таких жанров как рассказ , повесть? В сказках есть мораль , волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.

Какие вы знаете жанровые разновидности сказок ?

Слайд №6. «Сказки – народные , авторские» .

Верно, сказки делят на авторские и народные . Уже из названий понятно, что авторские - это сказки , которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником , а народные – те , которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)

Назовите народные сказки ?

Колобок, Гуси-лебеди, Курочка –ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная , По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль .

Назовите имена самых известных сказочников ?

Самыми известными сказочниками являются А . С. Пушкин, Конст. Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.

Постановка учебной задачи.

Молодцы, много знаете сказок .

Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора .

Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка» . Прослушивание аудиозаписи.

А кто запомнил как называется сказка ? («Заюшкина избушка» .)

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой .

Слайд № 8. Тема урока : «Лиса , заяц и петух » .

Прочитайте название сказки . Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку ? (Народные сказки или авторские сказки ) .

Совершенно, верно –это русская народная сказка .

О ком будет рассказываться в этой сказке ? Можно определить по названию?

Работа с учебником.

Давайте откроем учебник на стр. 66 и рассмотрим иллюстрации.

Кто, кроме лисы, зайца, петуха , изображён на иллюстрации?

Что можно рассказать о героях русской народной сказки ?

Кто в сказке оказывается хитрым , глупым, злым?

Основная часть урока .

Слайд №9. «Иллюстрация к сказке » .

Давайте прочитаем сказку . Чтение сказки цепочкой .

Понравилась вам сказка ?

Оправдались ли ваши предположения о героях сказки ?

Назовите всех героев сказки . Почему не все они вынесены в название сказки ?

Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка» , чем они похожи и чем отличаются?

Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки .

Отличие – название сказки , больше героев.

А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки ? Сказки очень похожи , потому что они народные , люди рассказывали их друг другу , передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки .

Как вы думаете почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц » .

Работа по анализу сказки «Лиса , заяц и петух »

Выборочное чтение .

Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц » ? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц .)

Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь - они выполняют второстепенную роль.

Слайд №10. «Характеристика героев сказки » . Работа над характеристикой героев русской народной сказки .

Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные . Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит у них есть характер.

Давайте поработаем над характерами героев сказки , чертами, которые характеризуют наших героев.

Слайд №11. «Исследовательская работа» . Работа в парах.

А теперь давайте поработаем в парах, проведём исследовательскую работу : выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.

Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки .

Выборочное чтение .

Работа в парах. Продолжаем работу в парах.

Соотнесите качества и сказочных героев . Подтвердите свой ответ текстом.

Слайд №12. «Словарь качеств» .

«Словарь качеств» . (раздаточный материал на парту) .

Лиса Заяц Собаки Медведь Петух

Отзывчивая

Трудолюбивая

Находчивая

Трусливая

Уверенная в своих силах Хитрый

Отзывчивый

Трудолюбивый

Находчивый

Трусливый

Уверенный в своих силах Хитрые

Отзывчивые

Трудолюбивые

Находчивые

Трусливые

Уверенные в своих силах Хитрый

Отзывчивый

Трудолюбивый

Находчивый

Трусливый

Уверенный в своих силах Хитрый

Отзывчивый

Трудолюбивый

Находчивый

Трусливый

Уверенный в своих силах

Вывод. Итак, давайте сделаем вывод :

Лиса – хитрая , умная, находчивая, уверенная в своих силах.

Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.

Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые. уверенные в своих силах.

Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.

Петух - хитрый , умный, находчивый, уверенный в своих силах.

Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?

Лиса - умная и хитрая , и Петух - умный и хитрый .

Почему же Петух побеждает ? Петух побеждает , потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.

Слайд №13. «Физкультминутка» .

Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки » .

Работа над сюжетом и композицией сказки .

Давайте проанализируем, как построена сказка , какова её композиция.

Расскажите, что происходит в сказке . О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается , как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость.)

Можно ли сказку разделить на части ? В сказке можно выделить несколько частей.

Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз сказку и определите сюжетную линию , тоесть разделите на смысловые части : определите завязку , развитие действия и развязку.

Самостоятельное чтение сказки . (Жужжащее чтение .) Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.

Проверяем, на какие части можно разделить сказку ?

С чего начинается сказка ? Начинается сказка с завязки - это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию : время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения.

Прочитайте, какими словами заканчивается первая часть.

1 часть -…да его из избушки и выгнала.

Какое событие лежит в основе развития сюжета, действия?

Как это событие представлено в сказке ? Развитие сюжета начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику ночевать. В сказке начинает развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.

Прочитайте, где вы закончили вторую часть.

2 часть – Медведь испугался и ушёл.

3 часть- Развязка.

Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? Помогают зайчику другие герои сказки : собака и медведь, но никто из представителей ни домашних, ни диких животных не может решить созданную проблему. Сумел помочь зайчику крикливый петух . Именно он, умный, хитрый, лису выгоняет из домика.

Слайд № 15. Исследование языка сказки .

А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.

Работа в группах.

Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке , вторая - образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки, третья – повторы.

Проверка.

Вывод : Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка , в ней много исконно русских слов , выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ .

Напевность

Много исконно русских слов , выражений

Заклички, приговорки.

Слайд №16-25. «Иллюстрации к сказке » . Инсценирование отрывка из сказки .

Слайд №26. Обобщение по теме урока .

В основу сказки положено одно событие - лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу.

Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных , как и другие виды сказок , имеет особое начало - присказку , зачин; именно это начало позволяет сказать , что мы читаем сказку . В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил народ .

Можно ли сказать о сказке «Лиса , заяц и петух » , что «справедливость в ней царит» ?

Вспомним, сказка-то народная . Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?

Сказка - ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок ».)

Чему нас учит сказка ?

(Сказка учит :«Поступай по справедливости - и победа будет обязательно за тобой» .)

Я могу назвать героев сказки .

Я могу назвать качества характера героев сказки .

Я могу объяснить, почему победу одержал петух , а не лиса .

Я могу пересказать сказку .