Береза. Занятия, игры, сценарии, проекты на тему березок

Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова: “береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями”.

Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству народов. Оно восходит к корню «бер», означавшему блеск, белизна.
Слово береза обозначало имя белого дерева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Спросите у ребенка:
* Как ласково в народе называют березу? (березка, березонька)
* Как одни словом можно назвать березовый лес (березняк)
* Как назвать съедобный гриб с коричнево-черной шапкой, растущий под березой? (подберезовик)

Читайте стихи о березе вместе с детьми. Обращайте их внимание на то, как авторы говорят о березе, какие красочные определения используют, с кем (чем) ее сравнивают, удачны ли такие сравнения.

Березка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин

«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А. Прокофьев

«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза моя кудреватая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья бумажные,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.
(Русская народная песня)


Загадки о березе:
Можно о березке детям загадать загадки, попросить их объяснить отгадки.


На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены.

В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек.

Хоть малая, хоть большая - где стоит, там и шумит.


Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)

«Белая березка»

Цель: Развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе

Мотивация: Накопления опыта гуманного отношения к растениям и животным, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи:

Научить детей узнавать деревья по породам, описывать их.

Упражнять в умении находить знакомое дерево по одному-двум характерным признакам.

Дать характеристику берёзе, в том числе при сборе берёзового сока.

Формировать представление о взаимосвязи между деревом и разными организмами (растения, животные, грибы).

Учить находить целое по его части. Закрепить умение рисовать пальчиком (пальчиковая живопись).

Обогатить и активизировать словарь детей.

Предварительная работа:

1. Разучивание стихотворений о берёзке.

2. Рассматривание репродукций картин А.И.Куиндже «Берёзовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели».

3. Тренировка в рисовании пальчиком.

4. Разучивание хороводной игры «Берёзка».

5. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на модели берёзы в уголке экологии.

Материал: Картина с изображением берёзы, набор коры от разных пород деревьев (дуб, берёза, кедр, ясень), платочки, картинки с изображением берёзы в разные сезоны года, иллюстрации деревянной мебели, кусочки фанеры, березовый веник, срез дерева, берёзовый деготь, чага, берёзовые почки, изделия из бересты (туесок, шкатулка), деревянные игрушки, посуда.

Материал для рисования пальчиком: влажные салфетки, черная гуашь, клеёнка, березы из белой бумаги в форме конуса.

Материал для игр: листья трех-четырех деревьев по количеству детей, силуэты деревьев с листьями. Силуэт берёзы и комплект маленьких карточек с изображением растений (ландыш, подснежник), грибов (подберёзовик), животных (белка, барсук, ёж), насекомых (муравей, бабочка, гусеница), птиц (кукушка, скворец).

Ход занятий

Дети заходят в группу, где их встречает воспитатель

Воспитатель: Здравствуйте дети. Вы попали в Сказочный лес. И сегодня я расскажу вам про чудо – дерево, которое растет в лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек.

(БЕРЕЗА)

Дети: Это берёзка!

Воспитатель: Молодцы! Отгадали мою загадку. Расскажу я вам сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Нет в русском волшебном лесу дерева более родного и близкого.

Воспитатель вносит макет берёзы.

Воспитатель: Любимое дерево всегда наделялось народом самыми ласковыми именами и звонкими словами. Берёзу величали: стройной, кудрявой, белой, белоствольной. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке. Ребята, а вы знаете, как называется березовый лес? Он называется березняк. В нем растут березки высокие, пониже и совсем низкие. Ребята, какого цвета ствол у березы? (ответы детей). Да, он белый с черными вкраплениями.

Игра «Найди березу по коре»

Воспитатель показывает набор коры от разных пород деревьев. При рассматривании коры дети трогают её руками, нюхают, отмечают, что кора теплая, шершавая, разная по запаху и цвету. Находят нужную кору.

Воспитатель: Дети, а на что похожи веточки у березы? (Ответы детей). Ветки у березы, словно косы заплетённые, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. Если прилетит проказник сильный ветер – растреплет эти, если слабый ветерок – он запутается в ветвях и, наверное, не выберется. Вот послушайте:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало, в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Русский народ украшал дерево лентами, заплетал их в ветки, водили хороводы.

Музыкальная хороводная игра «Берёзка»

Все дети встают в круг вокруг муляжа берёзы.

Мы вокруг берёзки хороводом стали,

Яркие платочки высоко подняли.

(Дети идут по кругу, платочки в руках)

Ты, берёзка, посмотри, посмотри.

Это пляшут малыши, малыши.

(Дети кружатся на месте платочки вверх)

Мы вокруг берёзки весело гуляли,

Весело гуляли, ножками шагали.

(Шагают в круг, затем из круга)

Ты, берёзка, посмотри, посмотри,

Это пляшут малыши, малыши.

Воспитатель: Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. А вы знаете какие – нибудь приметы, связанные с берёзой. (Из берёзы течет много сока – к дождливому лету; листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму). Хозяйка загадывает загадки о берёзе.

Игра «Что рядом с берёзой растет, и кто около берёзки живет»?

На подставку ставиться силуэт берёзы. Воспитатель предлагает разложить и развешать карточки с изображением растений, грибов и животных. Во время работы дети берут карточку и обсуждают, в какое место её прикрепить. В итоге получаются 2 группы живых организмов: одни используют берёзу как дом, другие живут и питаются на этом дереве.

Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Прекрасна береза в любое время года. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).

Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).

Зимой – на веточках лежит белый снег.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

За свою красоту береза стала символом России.

Физ.минутка «Во поле береза стояла»

Наступило утро, солнышко проснулось.

И березки к солнцу потянулись

(Руки вверх, на носочках)

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону

(Наклоны в сторону),

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(Руки вверх помахать ими).

Воспитатель: Ребята, что дает береза человеку? (Ответы детей). Береза необходима человеку. Из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины, туески для сбора ягод, шкатулки, для хранения бус и колец. Древесину широко используют в хозяйстве, из коры березы получают деготь. (Все материалы воспитатель демонстрирует детям).

А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек заживляют раны. Березовыми веничками лечат хвори в бани. Древесный гриб – чагу заваривают, пьют вместо чая. Напиток получается черно – коричневого цвета и сладковатым на вкус. (Демонстрация материалов).

Но особенно ценен березовый сок. Однажды в своем лесу, я увидела засохшую березку. Как вы думаете, почему она засохла? (Ответы детей). Просто люди, собирая с березы сок, забыли залечить березовую рану, вот она и умерла, засохла. Но перед этим она, наверное, долго плакала. Ранней весной береза просыпается после долгого зимнего сна. Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эту влагу называют березовым соком. Из-за него люди наносят раны березе. Эти раны долго не заживают, дерево гниет, на него нападают вредители и оно погибает. Что же делать? И сок нужен, и березы жалко. Ребята, когда вы берете сок у березы, не делайте отверстия большим, а просверлите его шилом, потом замажьте отверстие землей. Не будьте похожи на злого мальчишку:

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною струей.

Игра «Все по домам»

Воспитатель выставляет силуэты разных пород деревьев с листьями. Раздает детям листья и говорит: «Перед вами стоят дома, и возле каждого дома растет дерево, у вас в руках листья от дерева под которым стоит ваш дом. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. Все по домам». Дети поэтому сигналу бегут по домам и становятся рядом с тем деревом, от которого лист. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он побежал.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в свою мастерскую.

(Дети подходят к рабочим местам, на которых лежит материал для рисования, стоит береза из белой бумаги в виде конуса).

Воспитатель: На ваших столах стоят березки. Белоствольные, кудрявые, но что-то с ними не так, чего-то не хватает.

(Дети замечают, что на коре нет черных отметен). Воспитатель предлагает их нарисовать пальчиком. После окончания работы, дети составляют березовую рощу.

Цель: Развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе

Мотивация: Накопления опыта гуманного отношения к растениям и животным, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи:

  • Научить детей узнавать деревья по породам, описывать их.
  • Упражнять в умении находить знакомое дерево по одному-двум характерным признакам.
  • Дать характеристику берёзе, в том числе при сборе берёзового сока.
  • Формировать представление о взаимосвязи между деревом и разными организмами (растения, животные, грибы).
  • Учить находить целое по его части. Закрепить умение рисовать пальчиком (пальчиковая живопись).
  • Обогатить и активизировать словарь детей.

Предварительная работа:

1. Разучивание стихотворений о берёзке.

2. Рассматривание репродукций картин А.И.Куиндже «Берёзовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели».

3. Тренировка в рисовании пальчиком.

4. Разучивание хороводной игры «Берёзка».

5. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на модели берёзы в уголке экологии.

Материал: Картина с изображением берёзы, набор коры от разных пород деревьев (дуб, берёза, кедр, ясень), платочки, картинки с изображением берёзы в разные сезоны года, иллюстрации деревянной мебели, кусочки фанеры, березовый веник, срез дерева, берёзовый деготь, чага, берёзовые почки, изделия из бересты (туесок, шкатулка), деревянные игрушки, посуда.

Материал для рисования пальчиком: влажные салфетки, черная гуашь, клеёнка, березы из белой бумаги в форме конуса.

Материал для игр: листья трех-четырех деревьев по количеству детей, силуэты деревьев с листьями. Силуэт берёзы и комплект маленьких карточек с изображением растений (ландыш, подснежник), грибов (подберёзовик), животных (белка, барсук, ёж), насекомых (муравей, бабочка, гусеница), птиц (кукушка, скворец).

Ход занятий

Дети заходят в группу, где их встречает Хозяйка Леса (переодетый воспитатель).

Хозяйка леса: Здравствуйте милые дети. Вы попали в Сказочный лес, а я Хозяйка Леса. И сегодня я расскажу вам про чудо – дерево, которое растет в моём лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек.

Дети: Это берёзка!

Хозяйка леса: Молодцы! Отгадали мою загадку. Расскажу я вам сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Нет в моем русском волшебном лесу дерева более родного и близкого.

Воспитатель вносит макет берёзы.

Хозяйка леса: Любимое дерево всегда наделялось народом самыми ласковыми именами и звонкими словами. Берёзу величали: стройной, кудрявой, белой, белоствольной. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке. Ребята, а вы знаете, как называется березовый лес? Он называется березняк. В нем растут березки высокие, пониже и совсем низкие. Ребята, какого цвета ствол у березы? (ответы детей). Да, он белый с черными вкраплениями.

Игра «Найди березу по коре»

Воспитатель показывает набор коры от разных пород деревьев. При рассматривании коры дети трогают её руками, нюхают, отмечают, что кора теплая, шершавая, разная по запаху и цвету. Находят нужную кору.

Хозяйка леса: Дети, а на что похожи веточки у березы? (Ответы детей). Ветки у березы, словно косы заплетённые, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. Если прилетит проказник сильный ветер – растреплет эти, если слабый ветерок – он запутается в ветвях и, наверное, не выберется. Вот послушайте:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало, в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Русский народ украшал дерево лентами, заплетал их в ветки, водили хороводы.

Музыкальная хороводная игра «Берёзка»

Все дети встают в круг вокруг муляжа берёзы.

Мы вокруг берёзки хороводом стали,

Яркие платочки высоко подняли.

(Дети идут по кругу, платочки в руках)

Ты, берёзка, посмотри, посмотри.

Это пляшут малыши, малыши.

(Дети кружатся на месте платочки вверх)

Мы вокруг берёзки весело гуляли,

Весело гуляли, ножками шагали.

(Шагают в круг, затем из круга)

Ты, берёзка, посмотри, посмотри,

Это пляшут малыши, малыши.

Хозяйка леса: Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. А вы знаете какие – нибудь приметы, связанные с берёзой. (Из берёзы течет много сока – к дождливому лету; листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму). Хозяйка загадывает загадки о берёзе.

Игра «Что рядом с берёзой растет, и кто около берёзки живет»?

На подставку ставиться силуэт берёзы. Воспитатель предлагает разложить и развешать карточки с изображением растений, грибов и животных. Во время работы дети берут карточку и обсуждают, в какое место её прикрепить. В итоге получаются 2 группы живых организмов: одни используют берёзу как дом, другие живут и питаются на этом дереве.

Хозяйка леса: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Прекрасна береза в любое время года. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).

Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).

Зимой – на веточках лежит белый снег.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

За свою красоту береза стала символом России.

Физ.минутка «Во поле береза стояла»

Наступило утро, солнышко проснулось.

И березки к солнцу потянулись

(Руки вверх, на носочках)

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону

(Наклоны в сторону),

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(Руки вверх помахать ими).

Хозяйка леса: Ребята, что дает береза человеку? (Ответы детей). Береза необходима человеку. Из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины, туески для сбора ягод, шкатулки, для хранения бус и колец. Древесину широко используют в хозяйстве, из коры березы получают деготь. (Все материалы воспитатель демонстрирует детям).

А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек заживляют раны. Березовыми веничками лечат хвори в бани. Древесный гриб – чагу заваривают, пьют вместо чая. Напиток получается черно – коричневого цвета и сладковатым на вкус. (Демонстрация материалов).

Но особенно ценен березовый сок. Однажды в своем лесу, я увидела засохшую березку. Как вы думаете, почему она засохла? (Ответы детей). Просто люди, собирая с березы сок, забыли залечить березовую рану, вот она и умерла, засохла. Но перед этим она, наверное, долго плакала. Ранней весной береза просыпается после долгого зимнего сна. Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эту влагу называют березовым соком. Из-за него люди наносят раны березе. Эти раны долго не заживают, дерево гниет, на него нападают вредители и оно погибает. Что же делать? И сок нужен, и березы жалко. Ребята, когда вы берете сок у березы, не делайте отверстия большим, а просверлите его шилом, потом замажьте отверстие землей. Не будьте похожи на злого мальчишку:

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною струей.

Игра «Все по домам»

Воспитатель выставляет силуэты разных пород деревьев с листьями. Раздает детям листья и говорит: «Перед вами стоят дома, и возле каждого дома растет дерево, у вас в руках листья от дерева под которым стоит ваш дом. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. Все по домам». Дети поэтому сигналу бегут по домам и становятся рядом с тем деревом, от которого лист. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он побежал.

Хозяйка леса: Дети, я приглашаю вас в свою мастерскую.

(Дети подходят к рабочим местам, на которых лежит материал для рисования, стоит береза из белой бумаги в виде конуса).

Хозяйка леса: На ваших столах стоят березки. Белоствольные, кудрявые, но что-то с ними не так, чего-то не хватает.

(Дети замечают, что на коре нет черных отметен). Хозяйка предлагает их нарисовать пальчиком. После окончания работы, дети составляют березовую рощу.

Список литературы:

1. В.А.Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада.

2. С.Н.Теплюк. Занятия на прогулке с малышами.

3. Н.В.Каломина. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

4. Р.И.Жуковская. Родной край.

Сценарий развлечения «Люблю березку русскую» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал предназначен для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей.
Автор работы : Будилова Галина Евгеньевна, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ школа №2097, город Москва.
Цель: создать праздничное настроение у детей и родителей.
Задачи:
- способствовать формированию гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа;
- способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора;
- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства, любовь к природе, родному краю;
- уточнить и углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы;
- продолжить знакомить детей с деревом, ставшим символом России.
(В центре зала стоит берёзка.. Под звучание весёлой народной мелодии в зал входят дети. Становятся в полукруг).
Ведущая
С чего начинается Родина?
Наверное с белых берёз!
С их царства, сквозного, молочного
И с пухлых ребяческих грёз.

1 Ребёнок
Родина – это России просторы
И над рекою откос,
Чистое золото осени поздней,
Шум белоствольных берёз.

2 Ребёнок
Ты красива в весеннем наряде Россия,
Ты прекрасна во все времена,
Я люблю твои реки и горы
И горжусь тобой Родина я!

3 Ребёнок
Нет лучше и милей России
И лучше наших песен нет.
Тебе поём, что всех красивей,
Тебе несем мы свой привет.

(Дети исполняют песню о России)

(Дети садятся на стульчики)

Ведущий
Не случайно мы начали наш праздник «Люблю берёзку русскую…» именно с этих слов. Берёзка- символ России, символ молодости, прекрасного, поэтического. Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет. Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит его ветвями, благодатный дождик поливает её, солнышко греет. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу берёзку! Это же сама Россия наша, смотрит гордыми и светлыми очами в мир.
Поэт Сергей Есенин назвал Россию «страной берёзового ситца», а березку – нежной, чистой, юной девушкой.

4 Ребенок
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зелёные сережки
И горят серебряные росы.

5 Ребенок
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками.

(На березке появляются желтые листочки)

Ведущая
Ребята посмотрите на березку. Что с ней случилось?
(Листья на берёзке пожелтели – значит, осень наступила.)
Пожелтели её косы. Но берёзка улыбается и с гостями не прощается.

Ветер, ветер зашумел,
Листик с дерева слетел.
Лист березовый найди
И в корзинку положи.

(Игра «Собери березовые листья»)

(Берёзку накрывают белыми платками)

Ведущая
Изменилось всё вокруг.
Ветер стал колючим вдруг.
Словно белые пушинки,
С неба падают снежинки.
Что случилось? Что изменилось? (пришла зима)
Давайте вспомним, как выглядит наша берёзка зимой.

6 Ребёнок
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки точно серебром.

Ведущая
В старину тёмными зимними вечерами, при свете берёзовой лучины, женщины занимались рукоделием, пряли, ткали, вышивали, а скучно станет, возьмет гармошку хозяин, да и сыграет плясовую.

7 ребенок
Кружатся весело белые метели,
А у березок наших – танцы да веселье.
Чтоб не забыть народный стиль,
Станцуем русскую кадриль.

(Танец «Кадриль»)

Ведущая
Едва повеет теплом, как берёзы окутываются легким, прозрачным изумрудным зелёным облаком.
Это свёрнутые почки начинают разворачиваться в пахучие глянцевые берёзовые листики.
Наступает весна.
Давайте, ребята, позовем к нам Весну.

(Дети поют закличку)

(Входит Весна).

Весна
Здравствуйте, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех у нас – весеннее.

(Весенняя песенка «Здравствуй, милая Весна!)

Весна
Настал мой черед приниматься за дело,
Чтоб каждая веточка зазеленела.
Хоть много работы, но это нетрудно.
Вот милым берёзкам наряд изумрудный.
Принесла я для лугов покрывало из цветов,
Принесла для елки новые иголки.
И про вас, ребята, не забыла
Всем подарки принесла.

Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, очень он хорош. (Кокошник)

(Весна раздает девочкам кокошники)

Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать... (фуражку) .

(Весна раздает мальчикам фуражки)

8 Ребенок
Эй, сюда, честной народ,
Собирайся в хоровод.
Будем петь мы и плясать.
Берёзку русскую прославлять!

(Хоровод вокруг березки)

Весна
Берёза - щедрое, доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок. Люди тоже собирают берёзовый сок, он очень полезен и богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло. На Руси всегда любили белоствольную березу красавицу, считали символом девичьей нежности и красоты. На Троицу ветками берёз украшали дома, храмы, а саму березку украшали разноцветными лентами.

9 Ребёнок
Белая берёза – девочек сестричка
У берёзы белой тоже есть косички
Девочки к берёзке белой подойдут
Ленточки красивые в косы заплетут.

Весна
Давайте не просто подарим ленточки березке, а завяжем их на веточках.

(Дети завязывают ленточки на ветки березки)

10 Ребенок
В круг вставайте, детвора,
Ждет вас русская игра.

(Игра «Плетень»)

(Выходит леший)

Леший.
Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг - шум, гам, громко поют, в барабаны бьют!

Весна.
Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня в гости к березке пришли, ее прославлять, песни петь и танцевать.

Леший.
Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я и сам поиграю.

(Игра «Беги!»)

Ход игры: Леший стоит в центре круга, дети взявшись за руки, идут по кругу. Все говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
(Леший со словами: «Раз. Два, три - беги!» догоняет детей, а они убегают от него, кого поймает Леший тот становится в центр круга, и будет догонять. Игра повторяется несколько раз)

Леший.
Ну, ребята порадовали вы меня, да позабавили! Загадаю вам загадку и послушаю отгадку.

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (береза)

Правильно, берёза!
Тише, тише, тишина.
Кто-то к нам спешит сюда
Это Березка к нам идет.
И сюрпризы всем несет.

(Входит девочка – Березка с корзинкой, обходит зал, встает в центр)

Березка:
Здравствуйте!
Я - деревце лесное
Я - деревце краса!
Собою украшаю зеленые леса.
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
С праздником вас, всех я поздравляю,
Счастья вам, здоровья, радости желаю!

Весна.
Березка, мы тоже тебя поздравляем и здоровья желаем. А, что у тебя в корзиночке лежит?

Березка.
Принесла я вам подарки.
Становитесь быстро в ряд
Инструменты выбирать.
Инструменты заиграйте,
Нас сегодня развлекайте.

(Дети берут инструменты, исполняют мелодию)

Березка
К вам пришла я не одна, а с друзьями.

(Выходят ребята и исполняют частушки)

Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте–ка частушки,
Запевайте поскорей.
Веселите всех друзей!

1. Девочка
Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки – сестрички!

2. Мальчик
Мне милы твои серёжки
И нарядный сарафан.
Побегу я по дорожке
Обниму твой тонкий стан.

3. Мальчик
Ветерок к тебе спешит,
Сарафанчик твой шуршит.
Кудри развеваются,
Девчушки развлекаются.

4. Девочка
Летом я к тебе приду
И в тенёчке посижу.
Ты прохладой освежишь.
И в жару ты охладишь.

5. Девочка
И зимою ты красива,
Белоснежна. горделива.
Все любуются тобой,
Глядя на наряд лесной!

6. Мальчик
Ну, а коль весна пришла –
Ты стоишь вся зелена.
Твой наряд такой красивый.
Он любому сердцу милый!

Леший
Хорошие частушки, мне очень понравились, даже самому захотелось спеть.
Расступись, честной народ,
Леший вам сейчас споет.
А, вы, хлопайте в ладоши.
Не жалейте своих рук.

(Частушки Лешего)

1.
Кто я? Кто я? Просто Леший.
Просто мужичок лесной.
Страшноват, конечно, внешне,
Но с открытою душой.

2.
Я когда сюда пришел,
Был рассержен, был я зол,
Но сейчас я очень рад,
Что в мой лес пришел детсад.

3.
Леший с длинной бородой
С пышными усами,
Но как парень молодой,
Пляшет вместе с вами.

Леший
Что с ногами, не пойму
Вправо, влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так плясать и просятся.

(Общая пляска)

Весна
Праздник весёлый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!
Мы и пели, и плясали, и стихи для вас читали.
И немножечко устали.
Мы присядем, отдохнем,
Да чайку с вами попьем.

11 Ребенок
Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Российский чай всегда полезный.

12 Ребенок
Наш гость сегодня не скучай
Пей от души горячий чай.
Его ты ароматный вкус познай,
По жизни с ним вперед шагай.

13 Ребенок
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
От недуга исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.

(Песня о чае)

(Леший и Весна угощают гостей и детей чаем с баранками)

Леший
Ну что ж гости дорогие!
Пришло время и нам проститься
А вам в дальний путь пуститься
Наш праздник вспоминайте
И берёзку берегите, уважайте.

Весна
До свидания, друзья!

(Дети выходят из зала)

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

Предлагаем вам познакомится с несколькими русскими народными хороводными играми:

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Русская народная хороводная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Русская народная хороводная игра «Дубок»

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок

Вот таков,

Вот таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

Корень да его -

Вот так глубок,

Вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его -

Вот так высоки,

Вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его -

Вот так широки,

Вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Русская народная хороводная игра «Березка»

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, бе лена, бе лена,

А макушка зеле на, зеле на.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зеленеька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ве трами играет.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

Русская народная хороводная игра «Вьюн»

Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

Со вьюном я хожу,

(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

С золотым я хожу,

(хоровод расходится от центра, руки опускаются)

Я не зная, куда вьюн положу,

Я не зная куда вьюн положу.

(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)