Что мы знаем о народах россии. Урок окружающего мира

Урок- праздник

Класс: 4 а Учитель: Муртазина Гульнара Хамитовна ТЕМА: « Традиции народов нашей страны».

Цель урока: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

    Познавательная:

Раскрыть многообразие культур населения России. Познакомить с традициями народов Поволжья. Закрепить понимание Родины как многонационального государства Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая:
Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Основная задача вообще – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Оборудование.
1) Наглядность:
1. Государственная символика
2.Мультимедийная презентация «Традиции народов Поволжья»
3 Работы учащихся на тему: «Традиции народов России» 4 Пословицы народов мира на тему: «Родина» 2) Музыкальное оформление:
1. Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
2. Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару. 3.Татарская песня «Туган ягыбыз», татарские плясовые мелодии. 4.Русские народные мелодии.

Ход урока:

    Организационный момент
Звучит песня в исполнении С.Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья » - Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успеха. (Учащиеся берутся за руки и желают успеха друг другу.) Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок!
    Проверка домашнего задания
На доске карта России Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь. Рассмотрите внимательно карту… - Назовите столицу нашего государства? Найдите города, в которых вам удалось побывать. Какие народы живут в России? - В какой республике мы живем? Какой город является столицей нашей республики? - Знаете ли вы, кто вы по национальности? Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Все народы отличаются друг от друга. -А вот чем отличаются народы? Ответить на этот вопрос поможет схема.
    У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках) А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?
Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.
    У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями) У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах) У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов) Отличаются народы и национальной кухней .
Все это является национальными традициями народов. З. Работа над новым материалом. Истоки национальных традиций народов. (Работа по учебнику)
    - Что повлияло на формирование национальной культуры и традиций народов нашей страны?
Природа на территории нашей страны очень разнообразна. Самую важную роль в жизни народов играли лес, река и степь… - Рассмотрите рисунки. Расскажите, какую роль играли лес, река и степь в жизни человека? 2)Чтение текста учебника 3) -Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны? В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего? Давайте познакомимся с традициями и обычаями народов проживающих в Поволжье . 4. Традиции русского народа. Сообщение первой группы. Русские - восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе. Национальный язык - русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России - 111 миллионов. Русский национальный костюм

Существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.

Основной одеждой для мужчин во все века была - широкая рубаха. Её шили из шерстяной ткани, льняного или конопляного полотна. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками. Существовал широко распространённый вид рубахи – косоворотка.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги.

Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой, шелком, золотыми и серебряными нитями. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера

уже шили из кожи.

Традиционные русские блины : нежные, воздушные с припёком.

Обед – главная трапеза на Руси. Обычное обеденное застолье русских состояло чаще их четырёх блюд: холодная закуска, суп, второе обычно было мясным, на десерт ели пироги. Позже популярным становится – студень. Всегда русские любили борщ.

Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.

В России чай стали употреблять с 1638 года. Его завёз из Монголии русский посол Старков.

В XVIII веке в России появляется самовар. Первые самовары начали выпускать на Урале, на Демидовских заводах, затем они переместились в Тулу. Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.

Русский народ широко праздновал церковные праздники:

Рождество – один из самых христианских праздников. С Рождества

Христова началась новая эра, новое летоисчисление.

Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила своё название от того, что в этот период времени - последнюю неделю перед Великим постом разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья.

Пасха – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.


Первичное закрепление .

Как выглядит русский народный костюм? Что носили женщины? Как называлась мужская рубаха?

Назовите русские народные праздники? Традиционные русские блюда? Народные игры?

Сообщение второй группы

Чувашия!

О, край ста тысяч песен,

Не зря в тебя поэты влюблены!

1 ученик:

Чувашская Республика расположена на востоке Европейской части России. Столица – Чебоксары. Другие значительные города – Новочебоксарск и Канаш. Преобладают чуваши, русские и татары.

Входит в Приволжский федеральный округ.


Одежда Чувашии имела разные формы и варианты.

Старинные мужские рубахи шились широкими и длинными до колен. Носили навыпуск и подпоясывали. Женские рубахи имели туникообразную форму. Разными были их узоры, их цветовое сочетание. Платье носили с фартуком или передником. Основной обувью у мужчин и женщин были лапти.

В национальном женском костюме большую роль играют головные

уборы из мелких раковин и монет.

Хуплу - блюдо национальной чувашской кухни.

Выпекают караваи, блины, ватрушки, печенья. Самым вкусным и лакомым праздничным кушаньем считается – «Хуплу» - круглый и большой пирог.

Славится чувашский народ со своими обрядами и народными праздниками: «Саварни» - масленица – весёлый праздник проводов зимы и встречи весны. «Вирём» - весенний праздник, посвящённый изгнанию из селений злых духов старого года. Вирём был приурочен к вербному воскресенью.

«Манкун» - праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. В переводе этот праздник «великий день»:он совпал с христианской пасхой.

«Акатуй» - весенний праздник чувашей, посвящённый земледелию. В этот праздник чуваши молятся и просят обильного урожая, прибыли скота, богатства, здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям, знакомым. Затем молодёжь начинает гадание. После гаданий в поле начинаются песни, пляски, веселье.

Чувашский национальный праздник АКАТУЙ.

Страна удмуртов, равная средь равных,

Большой России младшая сестра .

Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и Вятки. Столица – Ижевск. Другие крупные города: Глазов, Сарапул, Воткинск.Преобладают русские и удмурты, проживают также татары. Входит в Приволжский федеральный округ.

Народный костюм удмуртов создавался по законам красоты и практичной целесообразности. Одежду шили из отбеленного, льняного холста, сукна, овчины. Девичьими головными уборами были платок, праздничная повязка.

Важное место в жизни удмуртов занимали календарно – обрядовые праздники, связанные с этапами сельско –хозяйственных работ. Начало весенних полевых работ считалось одним из самых важных циклов. В конце мая в деревнях проводили праздники в честь пышно – распустившейся зелени. Праздник этот был приурочен к Троице.

Зимние праздники также отмечают Рождество, Крещение, которые сопровождаются ряженьем и гаданьем. К весенним праздникам относят Масленицу.

Масленица разворачивалась вовсю ширь.

Чем отличался чувашский народный костюм? Чем украшали головной убор?

Какие национальные костюмы носили удмуртские женщины?

В чем сходство традиций удмуртского и чувашского народов?

Сообщение третьей группы.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья…

Мы, твои дети, славим тебя

Республика Мордовия расположена на востоке Европейской части России. Столица – Саранск. Другие крупные города: Рузаевка и Ковылкино. Преобладают русские и мордва. Проживают также татары. Входит в Приволжский федеральный округ.

Народный костюм Мордовии очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно – прикладного творчества мордовских женщин. Расцветка мордовской вышивки включает в себя четыре цвета: чёрный, жёлтый, красный и зелёный.

Традиционный мордовский хлеб – чёрный, ржаной. Одно из старинных блюд- Ям, похожий и на суп и на кашу.

Мордовские народные праздники связаны с земледельческим календарём. Самым торжественным и многолюдным был осенний праздник – Вельозск, посвящённый покровительнице села Вель – ава. Наиболее распространённые виды народного искусства мордвы – вышивка, шитьё бисером, резьба по дереву

Нартукан (нартаван) - один из праздников новогоднего цикла...

Башкирия привольная земля!

Нет лучше края для меня

Республика Башкортостан расположен в Предуралье и на склонах Южного Урала. Столица – город Уфа. Другие крупные города: Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и другие. Преобладают русские, башкиры, татары. Проживают также чуваши, марийцы. Республика Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ.

В основе мужской одежды – рубаха, штаны с широким шагом, женской – длинное отрезное в талии платье с оборками (кульдак); мужчины и женщины носили безрукавку (камзул), тканевый халат, суконный чекмень.

Женская одежда украшалась вышивкой, монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из караллов и монет.

Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном(бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира, различные напитки – разбавленное кислое молоко (айран), кумыс, мёд.

Это - бешбармак .

Национальными музыкальными инструментами башкир являются тростниковая дудка из стебля зонтичного растения (курай), варган (кобыз), гармоника.

Закрепление.

Назовите столицу Мордовии.

Как выглядит мордовский национальный костюм? Чем он отличается от других национальных костюмов?

Назовите столицу Башкирии.

Как выглядит башкирский национальный костюм? Назовите башкирские народные инструменты.

Сообщение четвертой группы.

Традиции татарского народа.

«Татарстан – моя Родина, предков очаг…»

Столица – город Казань, год основания 1005 год. Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк, леса и другие.

Протекают реки: Волга, Кама, Вятка,Белая, Ик, Свияга, и другие.

Административных районов – 43 .

Крупные города: Казань, Набережные Челны, Елабуга, Бугульма, Чистополь.

В основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.

Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.

Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. Наиболее древним мясо - крупяным блюдом является - бэлеш.

Сабантуй – праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных. Где ещё встретите вы такую красоту и такое Богатство? По земле Татарстана, что похожа на цветущий бескрайний сад, словно корабли по морю, плывут тракторы.

Сабантуй – издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге.

Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей – друзей по труду, по работе общей.

7. Инсценировка праздника сабантуй 8. Закрепление. Игра-соревнование между группами. 1)Задания по группам. -Как выглядит татарский национальный костюм. -Как называются детали татарского национального костюма. -Назовите любимые песни татарского народа, танцы. -Назовите традиционные праздники татарского народа. 2) Игра «Собери пословицы». 9. Итог урока. Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой? (Ответы детей.) - Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека. - Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки: - Русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, башкиры - Еще сегодня я хочу познакомить с новым словом. - Прочитайте хором: (Толерантность) - Вот такое трудное, длинное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, вере, культуре, внешнему виду других людей. Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга. Прочитайте слово еще раз, запомните. Вывод: Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Еврей и тувинец, бурят и удмурд,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
и этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовётся общий наш дом,
пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
и только в единстве сила России. - Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свою Родину и уважительно относиться к людям других национальностей)

Окружающий мир (3­й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 30.
РАЗДЕЛ VI. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
Тема: НАРОДЫ РОССИИ
Цели:
– ознакомить учеников с двумя значениями термина «народ», разнообразием культур и обычаев народов, населяющих
Россию.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 1 3
– Как вы понимаете слово «народ»?
Опираясь на опыт предыдущих уроков (например, тема 23 называлась «Власть
народа»), ученики могут сказать, что народ – это все граждане государства.
Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России.
На доске появляется запись:
Граждане России = единый народ России.
Учитель (обращаясь к ученикам, представителям разных этносов):
– На каких языках говорят ваши народы?
Ученики называют, например: на русском, на татарском, на удмуртском и т.д.
ИЛИ:
– Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета?
(Названия народов.)

Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем,
иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
© ООО «Баласс», 2013

На доске появляется запись:
В России много народов.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает
вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Сколько народов проживает в России – один или много?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Составим план урока.
План (примерный) 3
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Учитель предлагает детям высказать свои предположения по проблеме урока.
Возможно, дети догадаются, что слово «народ» имеет два значения.
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
Поиск решения
проблемы.
3 1 4 4 3 2
1. Население России – мозаика народов.
Проверка предположений проводится по фрагменту «Дети разных народов» до
слов «…живут на всей её территории».
© ООО «Баласс», 2013
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё

отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в России проживает много
разных народов. Представить многообразие населения России можно с помощью
модели «Мозаика народов».
Учитель перед уроком раздаёт детям детали пазла с названиями народов России.
Детали могут быть привычной формы (квадрат с двумя выступами и двумя
углублениями) или в форме правильного шестиугольника, квадрата и т.п. Все
детали должны быть одинаковыми и подходить друг к другу в любом порядке.
Парты в классе сдвигаются так, чтобы получились четыре больших стола, на
которых выставляются таблички: «Европейская часть России», «Северный
Кавказ», «Крайний Север», «Сибирь и Дальний Восток». На каждом столе – лист
бумаги, клей.
Перед составлением мозаики необходимо внимательно рассмотреть карту на с.
125. Следует обратить внимание учеников на то, что территория России огромна
и условно её можно разделить на несколько частей. Каждый гражданин России
может свободно передвигаться по всей территории, жить и работать в любом
месте России. Далее ученики по цепочке прочитывают под картой названия
народов России и названия территорий, где живёт большинство представителей
этих народов.
Задание ученикам (выполняется не на время, в спокойном темпе!): с помощью
карт на с. 125 и 111 выяснить, где живёт народ, обозначенный на детали пазла. На
лист бумаги, лежащий на соответствующем столе, наклеить детали пазла (чтобы
не было толчеи, можно поставить условие, что около каждого стола может
находиться не более двух человек). Получившиеся четыре листа прикрепить к
карте России на доске.
© ООО «Баласс», 2013

ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
Получившаяся модель служит иллюстрацией основной мысли урока о том, что
отдельные народы­этносы объединены одной родиной – Россией и представляют
собой один российский народ.
2. Народная культура.
Далее урок может быть выстроен как игра «Ярмарка», где дети будут
представлять, обыгрывать, рассказывать всё, что они знают о кушаньях,
костюмах, легендах, сказаниях, традиционных занятиях, промыслах разных
народов, населяющих Россию.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
2 1 4 4 6
Работа в группах.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (В России один народ или много?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант
решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что
слово «народ» имеет два разных значения. В первом значении «народ» – это все
граждане одного государства. Во втором значении «народ» – это большая группа
людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой.
Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–9 после
текста. Особое внимание следует уделить вопросам 7 и 8:
7. Объясни, чем разные народы России отличаются друг от друга. Расскажи, что
объединяет народы России.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
© ООО «Баласс», 2013

При ответах учеников важно, чтобы учитель отметил как объединяющий
народы момент не только государственное единство, но и то, что культура, быт
представителей разных народов связывают их друг с другом. Семьи, где мать и
отец являются представителями разных народов, живущих в России, встречаются
очень часто!
8. Как ты думаешь, почему Россия стала общей Родиной для многих народов?
!!! На данный вопрос ученикам будет сложно ответить, так как они ещё не
обладают достаточными историко­культурными знаниями. Вопрос призван
сориентировать учеников на постоянное расширение своего знания в этой
области. Тем не менее все версии учеников должны быть выслушаны и отмечены.
Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­два вопроса,
понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
личностную рефлексию.
ТОУУ




– Какой был уровень задания?

Работа в рабочей тетради.
Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в
парах).
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
© ООО «Баласс», 2013

VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к
теме 25, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может
предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить
творческое задание:
– Нарисуй или опиши особенности традиционного костюма одного из народов
России.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
© ООО «Баласс», 2013

© ООО «Баласс», 2013






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

Развивающие:

  • развивать элементарную информационную грамотность и мотивационно подготавливать школьников к самостоятельной работе на компьютере;
  • развивать коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
  • прививать любовь к Родине, народу.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

II. Повторение пройденного

Ребята, перед вами кроссворд, давайте его разгадаем.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называлось наше государство? (Русь)
  2. Столица нашей Родины? (Москва)
  3. От какого слова образовалось слово русский? (русичи)
  4. Маленькая ячейка общества? (семья)
  5. Торжественный символ России? (гимн)
  6. На нем говорят.? (язык)

Молодцы, давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд.

Скажите, какое слово мы с вами разгадали еще? (Россия)

Что означает слово Россия? (ответы детей).

Какие символы России вы уже знаете? (герб, гимн, флаг)

III. Введение нового материала

3.1 Сообщение детей о символах России. Ученики рассказывают о символах России, прослушивание гимна.(слайды № 1,2,3)

3.2 - А еще ребята, мы должны знать основной закон государства - Конституция РФ.

3.3 Работа по учебнику:

Давайте прочитаем, какими словами начинается конституция.

Дети читают текст: "Россия - многонациональная страна".

Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

Что означают эти слова: "Россия - многонациональная страна"? (высказывания детей)

Учитель читает стихотворение В.Степанова:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Мы отправляемся с вами в путешествие по нашей стране.

IV. Работа по теме урока

Мультимедийная презентация в сопровождении сообщений детей.

Центральная Россия (слайды № 7,8,9)

Центральная Россия - самый заселенны район страны. В нем проживает 5 часть всего населения России. В том числе и мы с вами. Наши предки - славяне, издавна жили в этих местах. Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водилось много пушного зверя, ягод, грибов. Реки были полны рыбой. Все это привлекало сюда людей.

История русского народа неразрывно связана с центральной Россией.

Южная Россия (слайды №10,11,12,13)

Самый многонациональный район России Северный Кавказ. В нем проживают представители более 100 народов. Один только Дагестан является исторической родиной для 30 народов - авганцев, лакцев, лизгин, недаром Дагестан называют страной языков.

Народы Кавказа издавна славились как отличные воины, наездники и стрелки. Кавказская земля необычайно плодородна, поэтому население занимается земледелием, садоводством.

Поволжье (слайды № 14,15,16)

На востоке европейской части России протянулся район - Поволжье. Разные народы поселились здесь. Например: Калмыки. 300 лет назад они жили в Западном Китае, но многочисленные войны вынудили калмыков искать новую Родину, почти весь народ покинул Китай и переселился в Россию, Поволжье.

Калмыки говорят на калмыцком языке, похожем на язык монголов. Калмыки пасут лошадей, овец, верблюдов.

Урал (слайды № 17,18,19)

В центре нашей страны расположен удивительный край- Урал. Природные богатства привлекали на Урал людей самых разных национальностей. И сейчас этот край остается одним из самых многонациональных в России. Например: башкиры. Название этого народа переводится как "волк-вожак". По древней легенде, именно волк был предком башкир - отличных наездников и стрелков.

Западная Сибирь (слайды № 20,21,22,23,24,25,26,27,28)

Современная Западная Сибирь - самый заселенный район Сибири. Здесь проживают более 15 миллионов человек. Главным богатством западной Сибири это крупнейшее месторождение нефти, газа, угля. Настоящая кладовая!

Говоря о Сибиряках, мы, подразумеваем не только русских, но и представителей других народов и народностей. Коренных народов Сибири около 3 десятков. Самые многочисленные - якуты, буряты, тувинцы. По всей Сибирской тайге расселились почти 25 тысяч эвенков. Алтайцы и шорты предпочитают горы. Ханты и манси издавна обитают на равнине между реками Обь и Енисей. А вот ненцы, секульпы хорошо приспособились к жизни в Тундре. Северные окраины дальневосточной земли населяю эскимосы, чукчи, коряки. Они добывают рыбу и морского зверя.

Эвенки - называют "индейцы Сибири". Представители этого народа потомственные охотники, искусные следопыты и хотя численность не превышает 39 тысяч расселены эвенки от Восточной Сибири до Приморья.

Самый многочисленный народ Сибири - якуты. Их насчитывается 380 тысяч. Занимаются разведением рогатого скота, охотой, рыболовством.

Средин народов Сибири есть и совсем малочисленные - кеты. Их насчитывается не много более тысячи человек. Живут они в тайге. Похожи кеты на американских индейцев. Никто не понимает их языка. Велика наша Сибирь, много в ней разный народов. Сохраняя свои языки и обычаи они живут единой семьей, помогают друг другу.

Карта России (слайд №29,30)

Наша страна настолько большая, что на территории России могли бы разместиться целые материки, такие как Австралия и Антарктида. Россия граничит с 14 странами. Протяженность границ около 600 тысяч км. Наша страна - многонациональное государство. В России более 130 различных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык.

V. Физкультминутка (под музыку С.Ротару "Я, ты, он, она- вместе целая страна).

VI. Знакомство с понятиями: религия, обычаи и язык.

Презентация (слайды № 33,34,35)

Сообщение учителя: одна из главных особенностей каждого народа - язык, на котором он говорит. В зыке народа отражается его история, традиции, творчества. Ребята из нашего класса подготовили свое национальное выступление на родном языке, (выступление ребят в национальных костюмах).

А еще, ребята, у каждого народа есть своя религия. Более 1000 лет назад почти все люди не Земле верили в добрых и злых духов. Они считали, что весь окружающий мир населен многочисленными богами: солнца, воды, ветра:. Слово религия означает "благочестие, святыня". На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов. Священная книга православных христиан - Библия. Православие самая распространенная религия среди народов России. Православные в нашей стране это русские, карелы, коми, якуты, осетины и другие.

Среди татар, башкир, кабардинцев, чеченцев в России распространено мусульманство. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть.

Калмыки, буряты и тувинцы исповедуют одну из самых древних религий мира - буддизм. Буддисты строго соблюдают основные правила учения Будды, главное из которых - правдивость. Их храм называется Синагога.

VII. Работа с учебником. Знакомство с произведениями поэтов, художников разных народов.

Прислушивание музыки, стихов.

VIII. Обобщение.

Работа в рабочей тетради.

IX. Итог урока

Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину.

Песня "Широка страна моя родная".

Конспект урока по окружающему миру.

Тема: "Традиции народов нашей страны".

Методическая проблема: «Реализация потребности в обучении и саморазвитии младших школьников через использование инновационных технологий».

Форма урока: устный журнал.

Цели урока: 1) приобщать к культурному наследию России посредством знакомства с народными традициями; расширять знания учащихся о России: ее истории, традициях, культуре;

2) развивать исследовательские навыки, формировать речевые умения и активную жизненную позицию;

3) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире, воспитание патриотизма.

Тип урока: третий (урок обобщения)

Вид урока: урок практических работ исследовательского типа.

Методы и приемы: индивидуальная работа, фронтальная работа, творческая работа; итог усвоения материала домашнего задания был подведен с помощью тестовой формы контроля;

были использованы методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, модельный, исследовательский, проектный, деятельностный.

Ход урока.

1. Актуализация знаний. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Наша Родина». Мы познакомимся с важными понятиями: традиции, духовные ценности, культурное наследие. Будем развивать речевые умения, формировать активную жизненную позицию; расширять представление об окружающем мире. При подготовке к уроку мы вместе с вами предположили, что изучение и сохранение народных традиций формирует нравственные ценности младшего школьника. Поможет нам в этом устный журнал «Самоцветы России».

2. Учитель. (слайд №1) Сначала человек появляется на свет. Но не все в своей жизни он может выбрать сам. Он не может выбрать своих родителей, язык, на котором мама пела колыбельные песни. Не может выбрать Родину. Но человек может узнать историю своей Родины, своего народа, сохранить и преумножить ее духовные и материальные ценности.

3. Учитель. Следующая страница позволит вам вспомнить изученный материал (слайд №1)

а) географическое положение России (карта).

Учитель: где располагается наша страна?

Ученик. Россия располагается на самом большом материке, который называется Евразия.

На севере ее берега омывают воды Северного Ледовитого океана. На востоке – воды Тихого океана.

б) население России (слайд №3)

Учитель: какие народы населяют нашу страну?

Ученик. Россия страна многонациональная. На ее территории проживает более 100 национальностей. Это русские, татары буряты, башкиры, якуты, аварцы, ингуши и др. У каждого народа свои традиции и обычаи: народные песни, танцы, одежда, еда, т. е. своя культура. У каждого народа свой язык. У русских – это русский, у татар – татарский и т. д. Каждый народ селился в определенной местности, и окружающая среда оказывала влияние на жизненный уклад людей. Однако представители разных народов селятся и в других регионах страны. Русские составляют большинство населения Российской Федерации. Русский язык объединяет всех жителей нашей страны. На нем написаны все государственные документы и законы.

в) (слайд №4)

Учитель: Как называется столица нашего государства?

Учитель: Как называется областной центр? Наш город?

4. Следующая страница (слайд №5). Что в имени твоем, славный город Елец?

Ученик. Елец - это русское диалектное слово, которое означало «дубовый или еловый лесок, заросль, роща». Что же такое важное скрыто в этих дубово-еловых зарослях? Чтобы ответить на этот вопрос нужно оглянуться далеко назад. Оттуда и пошла история города с интересным названием Елец.

5. Видео. (Историческая роль Ельца)

6. Защита проекта. (Плакат с видами Ельца и письменными сообщениями).

Ученик. Сейчас это 2-й по величине город в нашей Липецкой области. Это крупный административный и культурный центр. Население около 108-ми тысяч человек. На протяжении многих веков в нашем городе сохраняются и развиваются духовные традиции.

(Слайд №6) Духовные традиции – это ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемый от одного поколения к другому. Это, прежде всего, русское православие и другие вероисповедания.

7. Следующая страница (слайд №7). Славяне и их соседи.

а) Учитель: Откуда берут свое начало славянские народы?

Ученик (звучит музыка). Много веков назад древние племена – варяги расселились на огромной территории.

Карта.

Часть осели по берегам реки Дунай – стали предками сербов и болгар, другая часть пошла на север – от них произошли чехи, словаки и поляки. Третья часть двинулась по Днепру на северо-восток – они предки русского, украинского и белорусского народов.

б) Учитель: Ответить на вопросы теста – самостоятельная работа.

1. Воды каких океанов омывают берега России?

а) Индийского;

б) Северного Ледовитого и Тихого;

в) Северного Ледовитого и Атлантического.

2. Сколько народов проживает на территории России?

а) один;

б) более 100.

3. Какой город является столицей России?

а) Липецк;

б) Елец;

в) Москва.

4. В каком году впервые упоминается Елец?

а) 1146г.

б) 1147г.

в) Проверка (взаимопроверка).

8. Физкультурная минутка. (Слайд).

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз – присесть, а два – привстать.

И плечами покачать.

Всем достать до пятки,

А потом, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

Мы размяться все успели,

И за парты снова сели.

9. Изучение новой темы (слайд №8) Природа и человек.

а) Учитель: Работа с учебником - работа по картинкам.

б) Чтение статьи учебника на стр. 53.

в) вопрос №1. – Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны? (Охота, бортничество, рыболовство, скотоводство.)

Учитель: Как вы думаете, каким образом люди приобретали необходимые вещи, продукты, инструменты?

Ответы детей: меняли, покупали, дарили, сами производили…

10. Традиции. (Слайд №9) – Ярмарка. (Выходит коробейник с лотком. На нем лежат работы детей: куклы, проекты.)

а) Учитель: «Ярмарка» - так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И это название сохранилось до сих пор. Ярмарка обычно гудела, шумела! Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. Ярмарки возникали всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! ...И в наше время эта традиция жива.

(Слайд №10)--

Коробейник.

Внимание! Внимание!

Открываем веселое гуляние!

Торопись честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

У дядюшки у Якова

Товару хватит всякого!

Тары-бары растабары

Расторговываем товары!

(Группа обучающихся проводит защиту проекта «Народный костюм».

Слайд (народный костюм)

Ученик. Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду. Готовя праздничную женскую или мужскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами и являлся оберегом. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству.

Ученик. Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок, лента, кокошник. Девушки плели веночки, надевали на голову и устраивали гуляния с песнями и хороводами. В каждой местности был свой костюм, который нес на себе отпечаток природных условий и бытовых особенностей. Выделим основные элементы костюма: головной убор, рубашка, сарафан, пояс. (Работа в тетради на печатной основе).

Ученик. Особенность русского народного костюма в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений. Многие при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

б) Коробейник.

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведем хоровод, как в старину,

Песню русскую споем, да не одну!

Ученик. Народная песня.

Больше всего нас удивляет в этих песнях простые слова, яркие образы, иногда юмор.

Народные песни всегда поются охотно и с удовольствием, ведь в них мы можем выразить свои чувства и переживания! (Обучающиеся исполняют отрывок народной песни)

Учитель. Россия – многонациональная страна. Предоставим слово представителю гордых и славных народов Северного Кавказа. (Слайд №11)

Ученик. Я - даргинец. Моя историческая Родина – Дагестан. Народный костюм удобен и красив. Он хорошо приспособлен к верховой езде, так как это был основной способ передвижения по горным дорогам. Состоит костюм из бешмета, черкески, бурки башлыка, папахи. Неотъемлемая часть костюма – кинжал. На Кавказе строго соблюдаются обычаи гостеприимства. У нас говорят: «Гость от Бога». Самый знаменитый танец – лезгинка. Он такой же горячий как кавказское солнце.

(Ученик исполняется фрагмент танца лезгинка).

в) Коробейник.

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Зазываю вас, друзья, на базар сегодня я!

На славянский базар показать лицом товар.

Ученик берет с лотка свою работу о традиционных праздниках. В России много традиционных праздников. Это Рождество, Крещение, Пасха и др. Я расскажу о Масленице. (Слайд №12)-масленица. Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. В его честь пекут блины, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий. Люди верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Ученицы поют песню «Блины».

г) Коробейник.

Подходите к самовару. Да отведайте чаю.

Я воды не жалею. До краев наливаю

Ученик берет работу о национальных блюдах.

В русском быту есть поговорка - «Щи да каша - пища наша». Сейчас в эту поговорку вкладывают другой смысл, но это проблема тех, кто не знает историю своей страны. Щи да Каша - это традиционные блюда русского стола. Традиции русской кулинарии обусловлены именно этими двумя блюдами и не только спецификой их исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур.

Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фатлан в своих очерках во время путешествия по Руси в десятом веке писал, что у славян есть обычай при заключении мирного договора совместно с бывшими врагами готовить кашу и есть её вместе в знак примирения. Есть и такое выражение, пришедшее с той поры "с ним кашу не сваришь". Это значит - не достигнешь согласия. Эти блюда настолько популярны в России, что занимают особое место в народном фольклоре.

Частушки про кашу.

На столе дымится каша,

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!

*******************

В каше сила,

В каше смелость.

В каше русская душа!

Каша молодость и честность,

Каша очень хороша!

*******************

Нам ответил дед столетний,

Почему не постарел:

«Потому что я, ребятки,

В детстве только кашу ел».

Ученик. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети называют пословицы и поговорки.

1.Каша – матушка наша

2.Щи да каша – пища наша

3.Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит

4.Если про кашу не забудешь, здоровым будешь

5.Кашу маслом не испортишь

6.Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай

7.Разговорами каши не сваришь

8.Где щи – тут и нас ищи;

9.Где щи да каша, там и место наше;

10.Щи – всему обеду голова;

11.Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

12.Где щи да каша – там место наше.

Как вы понимаете смысл пословицы? (По выбору).

Учитель. В традиции нашего народа заложено не только гостеприимство, но и хлебосольный стол.

д) Коробейник.

Проходящим мимо

Всем необходима

Детская игрушка –

Веселый Петрушка!

Веселый Бим-Бом.

Веселит весь дом.

Ученик берет свою работу. Выставка кукол.

В нашей стране много народных игрушек. Самые знаменитые из них это: матрешки, богородская игрушка, филимоновская, дымковская, ненецкая и другие. Я расскажу о самых первых игрушках.

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, береста). Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Сейчас мы попробуем сделать куклу из салфетки. Дети выполняют работу и поднимают куклы вверх.

Учитель. Незатейливые куколки, сделанные вашими руками, получились добрыми и трогательными. Мы обязательно расширим выставку с вашими работами.

е) Коробейник.

(Слайд)

На Руси играют Ложки, На Руси поёт рожок,

Без Елецкой, без гармошки, ни один праздник не пройдет!

Ученик. Изготовлена в с. Волчье Елецкого р-на в 1928 г. От других гармоней Елецкая рояльная отличается звуком и клавиатурой. Это прародитель современного аккордеона. Раньше искусство игры на гармошке передавалось от отца к сыну. Сейчас игре на этом инструменте можно научиться в музыкальной школе. Я учусь играть на аккордеоне. Таким образом, мы – дети сохраняем и продолжаем народные традиции.

ж) Коробейник. А какая ярмарка без игр?

Ученик берет работу. Маленькие дети учатся говорить, общаться, жить. В этом ему помогает игра. Есть игры для самых маленьких «сорока», «ку-ку». Есть для младшего и среднего возраста: «кошки-мышки», «салки». Есть девичьи игры, игры для мальчиков, общие игры. У каждого народа есть свои традиционные игры, на которые накладывают отпечаток условия жизни. Но любая игра помогает ребенку познать себя и окружающий мир, формирует личные качества, знакомит с народными традициями. Я хочу поиграть с вами в игру «колечко». У кого в руках окажется колечко, должен ответить на вопрос « Что нас объединяет?», «Почему важны народные традиции», «Что собой представляют общие ценности?»

Предполагаемые ответы: Единая Родина, общая земля, язык, история, законы.

Ученик. Традиции – это то, что мы получили от наших предков и должны передать младшим товарищам. Общие ценности – это любовь, семья, забота, патриотизм.

Итог. Учитель: Что нас объединяет?

Учитель обобщает: Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Скажите, что изменилось в вашем сознании, мироощущении после этого урока?

Ответы обучающихся.

Значит мы доказали выдвинутую ранее гипотезу.

Рефлексия. (Слайд) - дерево.

Учитель: на экране дерево. Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то, что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни - это, что держит крону, это традиции. Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева? (Дети пишут на стикерах в виде листочков свои традиции, объясняя, почему выбрали именно их и прикрепляют на дерево). Все это и составляет культурное наследие.

Учитель: А я выбираю – надежду, ведь именно вы наша надежда на будущее. Все это и составляет культурное наследие.

Домашнее задание. Рассказать о традициях своей семьи.

Оценка работы учащихся.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 11»

г. Ельца Липецкой области

Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Разберем подробнее национальный состав России, рассмотрев отдельно каждый этнос.

Крупные народности России

Русские - самый многочисленный коренной этнос, проживающий на территории России. Численность русских людей в мире приравнивается к 133 миллионам человек, однако некоторые источники указывают цифру до 150 миллионов. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских, большая часть русских также обитает в Украине, Казахстане и Белоруссии. Если рассматривать карту России, то русский народ в многочисленности распределен по всей территории государства, проживая в каждом регионе страны...

Татары, по сравнению с русскими, составляют всего 3,7% от всего населения страны. Татарский народ имеет численность в 5,3 миллиона человек. Данный этнос проживает по всей стране, самый густонаселенный татарами город является Татарстан, там обитает более 2 миллионов человек, а самый малонаселенный регион - Ингушетия, где не наберется и тысячи человек из татарского народа...

Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан. Численность башкир составляет около 1,5 миллиона человек - это 1,1% от общего числа всех жителей Российской Федерации. Из полуторамиллионного народа большая часть (примерно 1 млн) проживает на территории Башкортостана. Остальные башкиры живут на всей территории России, а также в странах СНГ...

Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Их численность 1,4 миллиона человек, что составляет 1,01% от общего национального состава россиян. Если верить переписи населения, то около 880 тысяч чувашей проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России, а также в Казахстане и Украине...

Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. В России численность чеченского народа равнялась 1,3 миллиона человек, но по статистике с 2015 года количество чеченцев на территории РФ увеличилось до 1,4 миллиона. Данный народ составляет 1,01% от всего населения России...

Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии - около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области, там не соберется и 5 тысяч, принадлежащих к мордовскому народу...

Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек - это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам - Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину...

Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек - это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири. Также они проживают в других регионах России, самые густонаселенные якутами регионы - это Иркутская и Магаданская области, Красноярский край, Хабаровск и Приморский округ...

По статистике, доступной после переписи населения, в России проживает 460 тысяч бурятов. Это составляет 0,32% от общего количества россиян. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория - Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная - Камчатский край и Кемеровская область, там не отыскать и 2000 тысяч бурят...

Численность народа Коми, проживающего на территории Российской Федерации, составляет 230 тысяч человек. Эта цифра составляет 0,16% от всего населения в России. Для проживания этот народ облюбовал не только республику Коми, которая является для них непосредственной Родиной, но и другие регионы нашей необъятной страны. Народ Коми встречается в Свердловской, Тюменской, Архангельской, Мурманской и Омской областях, а также в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах...

Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях - около 7 тысяч человек. А менее всего калмыков обитает в Чукотском автономном округе и Ставропольском крае - менее тысячи человек...

Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях. Общая численность Алтайского народа составляет 79 тысяч человек, в процентах - 0,06 от общего числа россиян...

Чукчи относятся к малочисленному народу из северо-восточной части Азии. В России народ чукчи имеет небольшую численность - около 16 тысяч человек, их народ составляет 0,01% от всего населения нашей многонациональной страны. Этот народ разбросан по всей России, однако большая часть осела в Чукотском автономном округе, Якутии, Камчатском крае и Магаданской области...

Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и иностранцы. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.

Продолжать можно бесконечно, ведь огромная территория РФ способна вместить под одной крышей множество народов, как коренных, так и прибывающих из других стран и даже материков.