Малочисленные народы России: список. Самый малочисленный народ России

в РФ таковыми признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень К. м. н. РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

понятие, употребленное в Конституции РФ. Согласно ст. 69, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В Конституции РФ используется и понятие "малочисленные этнические общности". Например, п. "м" ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относит "защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей".

В международных документах используются понятия "коренное население", "коренной народ": например, в Конвенции Международной организации труда (МОТ) 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах" (1957 г.); в Конвенции МОТ 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (1989 г.). Однако их трактовки в данных документах и в российской науке и практике несколько расходятся. Международные документы в большей мере ориентированы на народы, лишившиеся традиционных мест своего проживания или имеющие проблемы в плане пользования ими, как бы не способные на самоорганизацию в виде национально-территориальных и иных формирований. Речь идет скорее о повышении быта и уровня жизни по стране в целом.

В России равноправие всех народов, возможности их самоорганизации закреплялись с самого начала, в том числе с использованием форм национально-территориальной автономии, созданием национальных районов, сельсоветов и т. п. Постоянно создавались возможности использования языка, развития письменности и т. д, Вместе с тем постепенно накапливались проблемы организации быта и жизни К. м. н., особенно в районах Севера и Северо-Востока. Технический прогресс повлиял на использование некоторыми народами традиционных видов промыслов, а промышленное освоение месторождений нефти и газа по-своему оказало на них еще более негативное воздействие. Отличное определение

Неполное определение ↓

Только на территории России проживает 65 малочисленных народов, и численность некоторых из них не превышает тысячи человек. Подобных народов на Земле сотни, и каждый бережно хранит свои обычаи, язык и культуру.

В нашей сегодняшней десятке представлены самые малочисленные народы мира .

Этот маленький народ проживает на территории Дагестана, а его численность составляет всего 443 человека по данным на конец 2010 года. Долгое время гинухцев не выделяли в отдельный этнос, так как гинухский язык считали лишь одним из диалектов распространенного в Дагестане цезского языка.

9. Селькупы

До 1930-х годов представителей этого западносибирского народа называли остяко-самоедами. Численность селькупов – чуть более 4 тысяч человек. Проживают они в основном на территории Тюменской, Томской областей, а также ЯНАО

8. Нганасаны

Этот народ живет на Таймырском полуострове, а его численность составляет около 800 человек. Нганасаны – самый северный народ в Евразии. До середины XX века народ вел кочевой образ жизни, перегоняя стада оленей на огромные расстояния, сегодня нганасаны живут оседло.

7. Орочоны

Место проживания этого малочисленного этноса – Китай и Монголия. Численность народа – около 7 тысяч человек. История народа насчитывает более тысячи лет, орочоны упоминаются во многих документах, относящихся к ранним китайским императорским династиям.

6. Эвенки

Этот коренной народ России проживает в Восточной Сибири. Этот народ – самый многочисленный в нашей десятке – его численность вполне достаточна, чтобы населить небольшой городок. Эвенков в мире около 35 тысяч человек.

5. Кеты

Кеты живут на севере красноярского края. Численность этого народа – менее 1500 человек. До середины XX века представителей этноса называли остяками, а также енисейцами. Кетский язык относится к группе енисейских языков.

4. Чулымцы

Численность этого коренного народа России – 355 человек по состоянию на 2010 год. Несмотря на то, что большая часть чулымцев признает православие, этнос бережно хранит некоторые традиции шаманизма. Проживают чулымцы преимущественно в Томской области. Интересно, что чулымский язык не имеет письменности.

3. Тазы

Численность этого народа, проживающего в Приморье – всего 276 человек. Язык тазов – это смесь одного из китайских диалектов с нанайским языком. Сейчас на этом языке говорит менее половины тех, кто относит себя к числу тазов.

2. Ливы

Этот крайне малочисленный народ проживает на территории Латвии. Основными занятиями ливов испокон веков были пиратство, рыбалка и охота. Сегодня народ практически полностью ассимилировался. По официальным данным ливов осталось всего 180 человек.

1. Питкэрнцы

Этот народ является самым малочисленным в мире и проживает на небольшом острове Питкэрн в Океании. Численность питкэрнцев – около 60 человек. Все они являются потомками моряков британского военного корабля «Баунти», высадившихся здесь в 1790 году. Язык питкэрнцев – это смесь упрощенного английского, таитянского и морской лексики.

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ - в РФ особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

В Рос-сии од-ним из пер-вых за-ко-но-дательных ак-тов, на-прав-лен-ных на за-щи-ту прав коренных малочисленных народов, был Ус-тав об управ-ле-нии ино-род-цев 1822 года. В 1920-х годах в по-ста-нов-ле-ни-ях и дек-ре-тах советского пра-ви-тель-ст-ва (напр., в дек-ре-те ВЦИК и СНК от 25 октября 1926 года «Об ут-вер-жде-нии Вре-мен-но-го по-ло-же-ния об управ-ле-нии ту-зем-ны-ми на-род-но-стя-ми и пле-ме-на-ми се-вер-ных ок-ра-ин») сфор-ми-ро-ван за-кры-тый пе-ре-чень, пер-во-на-чаль-но вклю-чав-ший 24 эт-нические общ-но-сти.

Кон-сти-ту-ция РФ 1993 года (ст. 69) вве-ла по-ня-тие «коренные малочисленные народы ». В Российской Фе-де-ра-ции дей-ст-ву-ет Еди-ный пе-ре-чень ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов РФ (2000 год), а так-же Пе-ре-чень ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ (2006 год). Еди-ный пе-ре-чень ны-не вклю-ча-ет 40 на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка (але-уты, алю-тор-цы, веп-сы, дол-га-ны, итель-ме-ны, кам-ча-да-лы, ке-ре-ки, ке-ты, ко-ря-ки, ку-ман-дин-цы, ман-си, на-найцы, нга-на-са-ны, не-ги-даль-цы, нен-цы, нив-хи, оро-ки, оро-чи, саа-мы, сель-ку-пы, сой-о-ты, та-зы, те-лен-ги-ты, те-ле-уты, то-фа-ла-ры, ту-ба-ла-ры, ту-вин-цы-тод-жин-цы, удэ-гей-цы, уль-чи, хан-ты, чел-кан-цы, чу-ван-цы, чук-чи, чу-лым-цы, шор-цы, эвен-ки, эве-ны, эн-цы, эс-ки-мо-сы, юка-ги-ры), а так-же аба-зин, бе-сер-мян, водь, ижор-цев, на-гай-ба-ков, шап-су-гов и 14 на-ро-дов Да-ге-ста-на.

Со-глас-но российскому за-ко-но-да-тель-ст-ву, для при-зна-ния на-ро-да ко-рен-ным ма-ло-чис-лен-ным он дол-жен: осоз-на-вать се-бя са-мо-стоя-тель-ной эт-нической общ-но-стью (са-мо-иден-ти-фи-ци-ро-вать-ся), со-хра-нять ис-кон-ную сре-ду оби-та-ния (тер-ри-то-рию), нац. про-мыс-лы, т. е. осо-бое эко-но-мич. про-стран-ст-во, са-мо-быт-ную куль-ту-ру, об-щий род-ной язык и иметь чис-лен-ность на тер-ри-то-рии Рос-сии ме-нее 50 тыс. человек. Отеческое за-ко-но-да-тель-ст-во о ста-ту-се и за-щи-те прав национальных мень-шинств ба-зи-ру-ет-ся на ме-ж-ду-народных нор-мах, меж-го-су-дарств. до-го-во-рах Рос-сии о пра-вах че-ло-ве-ка и за-щи-те прав нац. мень-шинств.

Коренные малочисленные народы вы-де-ля-ют-ся в отдельную груп-пу на-ро-дов в це-лях осо-бой за-щи-ты со сто-ро-ны го-су-дар-ст-ва, они на-де-ле-ны осо-бым ста-ту-сом, име-ют ряд за-ко-но-да-тель-но за-кре-п-лён-ных льгот (пре-иму-ще-ст-вен-ное поль-зо-ва-ние био-ре-сур-са-ми, бо-лее ран-ний вы-ход на пен-сию, за-ме-на во-ен. служ-бы аль-тер-на-тив-ной, в пе-ре-чень про-фес-сий ко-то-рой вклю-че-на па-сть-ба оле-ней; ос-во-бо-ж-де-ние от пла-ты за зем-лю и т. п.). Ком-плекс-но во-про-сы в сфе-ре за-щи-ты прав национальных мень-шинств уре-гу-ли-ро-ва-ны Фе-де-раль-ным за-ко-ном «О га-ран-ти-ях прав ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов РФ» (1999 год).

На фе-де-раль-ном уров-не дей-ст-ву-ют так-же фе-де-раль-ные за-ко-ны «Об об-щих прин-ци-пах ор-га-ни-за-ции об-щин ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ» (2000 год), «О тер-ри-то-ри-ях тра-ди-ци-он-но-го при-ро-до-поль-зо-ва-ния ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ» (2001 год); ут-верж-де-на Кон-цеп-ция фе-де-раль-ной це-ле-вой про-грам-мы «Эко-но-ми-чес-кое и со-ци-аль-ное раз-ви-тие ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Во-сто-ка до 2015 го-да» (2007 год). Кро-ме то-го, субъ-ек-ты Фе-де-ра-ции са-мо-стоя-тель-но ре-ша-ют про-бле-мы нац. мень-шинств, про-жи-ваю-щих на их тер-ри-то-ри-ях.

На обширных территориях Российской Федерации с давних времен обитало множество народов, племен и поселений. Каждое из них имело свою индивидуальную культуру, характерное наречие и местные традиции. На сегодняшний день некоторые из них полностью исчезли, другие же остались, но в более малочисленном составе. Какие самые малочисленные народы России? Какова их история, культура и современная жизнь? Об этом и пойдет речь дальше.

Арчинцы - малочисленные, но уникальные

В Чародинском районе, в месте, где протекает река Хатар, что находится на территории Дагестана, разбито поселение, жители которого именуются арчинцы. Некоторые их соседи сокращенно называют их арчи. Во время Советского Союза их численность достигала практически 500 человек. Это малочисленные народы России. На сегодняшний день это небольшое поселение вовсе не собирается исчезать с лица Земли, и насчитывает уже около 1200 человек.

Повседневная жизнь арчинцев

Погодные условия в месте обитания арчинцев можно назвать неблагоприятными, так как они характеризуются очень холодной и продолжительной зимой, коротким летом. Несмотря на такой суровый климат, обитатели этой местности (малочисленные народы России), имеют довольно хорошие и урожайные пастбища, на которых регулярно выпасался домашний скот.

Помесь христианства и язычества

Особенностью этой народности является культурная схожесть с их соседями - аварцами. Хотя эта местность досконально не изучена, с археологической точки зрения, можно с уверенностью сказать, что данная территория была освоена в раннюю эпоху бронзы. Судя по последним находкам, можно предположить, что племя довольно длительный срок находилось под влиянием язычества и только сравнительно недавно стало перенимать христианские традиции, как основную религию. В итоге, можно сказать, что львиная доля обрядов и других религиозных моментов смешались между собой, и в результате получилось христианство с примесью язычества. Коренные малочисленные народы России смирились с такой постановкой вещей.

Национальная одежда и еда

О традиционной одежде племени можно сказать немного. Она в основном состояла из сыромятой кожи и овечьих шкур. Такие природные материалы достаточно хорошо защищали арчинцев в холодное время года, которое, как известно, было довольно продолжительным. Рацион племени преимущественно мясной. Сырое, вяленое, сырокопченое - все эти и многие другие виды мяса активно использовались в приготовлении традиционных блюд.
Примечательно, что практически ни одно из них не обходилось без добавления старого бараньего жира. Им и еще некоторыми другими специями щедро приправляли как первые, так и вторые блюда. В целом, можно с уверенностью сказать, что арчинцы - это приятный и гостеприимный, хотя и немногочисленный народ.

Гостеприимство и мораль

Они почитают древние традиции и не забывают своего происхождения. Когда гость приходит в дом, хозяин не садится, пока этого не сделает пришедший. Также у арчинцев понятие гостеприимства не ограничивалось плотным обедом. Принять гостя в полном смысле этого слова означало обеспечить ему кров над головой и полную безопасность в пределах своего дома. Из вышеперечисленного можно смело сделать вывод, что это племя обладало и обладает высокими нравственными нормами.

Ногайцы или карагаши

Карагаши (ногайцы) - малочисленная этническая группа, которая поселилась и проживает на территории современной Астраханской области. В 2008 году их насчитывалось около 8 тысяч человек, однако есть предположения, что на сегодняшний день их численность существенно увеличилась. Именно на территории Красноярского района находится большая часть сел, в которых сегодня обитают эти малочисленные народы России.

Большинство малочисленных или кочевых племен очень схожи между собой родом деятельности - это скотоводство и овощеводство. Если в этой местности есть озеро или река, местные жители не упускают возможности порыбачить. Женщины в подобных племенах очень хозяйственные и почти всегда занимаются каким-то замысловатым рукоделием.
Одними из самых известных кочевых племен являются астраханские татары. Это поистине титульная национальность Республики Татарстан, которая на сегодняшний день входит в состав Российской Федерации. По сравнению с другими районами России, Татарстан является относительно многочисленным. По некоторым данным, зафиксированным в 2002 году, во всем мире татар насчитывается около 8 миллионов. Астраханские татары - одна из их, так сказать, разновидностей. Их скорее можно назвать этнотерриториальной группой. Их культура и традиции недалеко отошли от обычных татарских обычаев, и только лишь немного переплелись с русскими обрядами. Это издержки того, что самый малочисленный народ России живет на территории не совсем родного государства.

Удэгейцы. Исторически сложилось, что местом обитания этого маленького племени стал Приморск. Эта одна из немногих групп, населяющих Россию, не имеет своей собственной письменности.
Их язык также разбит многими диалектами и не имеет одной официально утвержденной формы. К их традиционным занятиям можно отнести охоту. Это, пожалуй, именно то, чем мужская половина племени должна владеть в совершенстве. Малочисленные народы севера России живут в поселениях, где совсем плохо развита цивилизация, поэтому их руки, их умения и навыки - это практически единственный способ выжить в этом мире. И это довольно успешно у них получается.

Малочисленные народы России имеют свою традиционную религию

Религиозная тематика племени очень близка. Кажется, что чем ближе человек живет к природе, тем более верующим он становится. И это правда, ведь наедине с небом, травой и деревьями, кажется, что с тобой разговаривает сам Бог. Удэгейцы верят во множество различных потусторонних существ, включая духов и различные сверхъестественные силы.

Немногочисленные ульчи и их взгляд на кочевую жизнь

Ульчи. В переводе означает «народ земли», что, по сути, так и есть, вот только народ совсем немногочисленный, можно даже сказать - самый малочисленный народ России. Населяют ульчи сегодня Хабаровский край и по численности насчитывают примерно 732 человека. Племя исторически переплетается с этнической группой нанайцев. Традиционно, как в прошлом, так и в настоящем, коренные малочисленные народы севера России занимаются рыболовством и сезонной охотой на лосей или оленей. Если говорить о духовной и религиозной жизни, то можно понять, что именно в этой местности в племени ульчей можно встретить самых настоящих обрядовых шаманов.

Они поклоняются духам и всячески пытаются своим поведением их задобрить. Как бы там ни было, приятно, что даже до нашей цивилизованной современности дошли такие племена со своими старинными обычаями, обрядами и традициями. Это дает возможность ощутить на себе их первобытный колорит и уникальность. У них многому можно научиться в отношении природы и человеческих отношений.

Другие малочисленные народы России (список приблизительный):

  • юги (юген);
  • греки-урумы (урум);
  • меннониты (немцы-меннониты);
  • кереки;
  • багулалы (багвалинцы);
  • черкесогаи;
  • кайтагцы.

Этнограф Дмитрий Функ о конфликтах малых народов с правительством, специальных льготах по спискам и сохранении этнической идентичности

Речь пойдет о такой интересной категории населения Российской Федерации, как коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера - их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков. Шло время, и, несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование - все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х - начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке? В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х - начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация - перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели - не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, - это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год (я как раз был на Алтае, в составе комиссии, которая должна была разобраться, кем люди себя хотят декларировать во время проведения переписи, кем хотят себя назвать), помню очень хорошо, руководители родов - они называются зайсаны, - когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Зачем нужно включаться в этот список? Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот. Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет. Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен. Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства. Кто же виноват, что так сложилось? И тут возникает коллизия: что делать с людьми? Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести. Это важно - сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом. Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех - русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы - КМНсы, мы - КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.