Духовная культура. Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России

Особое место в обществе занимают ценности. Ценность - это конкретные, значимые для данного субъекта и удовлетворяющие его потребности предметы.

« Ценность отождествляется со значимостью, либо низводится до обыденно-литературного понятия ценности, употребляемого для обозначения всех форм человеческой значимости».

Другая трактовка ценностей в отечественной социологии наиболее распространена и находится на стыке позитивистской трактовки ценностей и марксистского понятия стоимости и полезности. Наиболее ярко данная позиция представлена у «родоначальников» советской социологии А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова. Здесь ценностные компоненты включены в мотивационную структуру личности, где побудительные мотивы человеческой деятельности выстраиваются в своеобразную цепочку: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, "превращаются" в ценности. Каждое из этих преобразований содержит в себе определенные качественные изменения. При преобразовании потребностей в интересы на первый план выходят те характеристики деятельности, в которых проявляется отношение к социальным институтам. Здесь стимулом человеческой деятельности является не то, что, безусловно, необходимо, а то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия. Ценностные представления затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Здесь на первый план выходит то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Следовательно, ценностное восприятие действительности - это такое её видение, которое опосредствуется социальными чувствами и развитыми формами духовного творчества и которое возвышается над миром непосредственных потребностей и интересов.

Таким образом, А.Г. Здравомыслов делает вывод о том, что «ценности - это обособившиеся в ходе развития истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы».

Ценности – это общепринятые убеждения. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности формируются под воздействием убеждений и верований. Убеждения и верования – это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.

Верования рождаются при дефиците информации, а убеждения являются логически обоснованными знаниями о действительности. В основе убеждений и верований лежит знание . Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.

Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди верили в светлое коммунистическое будущее.

Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Так, ценности американского общества составляют ядро американского образа жизни. Среди них – достижения и успех, материальный комфорт, практичность и эффективность, прогресс, свобода.

Регулированием поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры происходит с помощью культурных норм

Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Регулированием поведения людей происходит с помощью культурных норм.

Правила .

Люди придумали множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы). Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России ввела мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию, за угон автомобиля.

Люди сами создают различные культурные образцы, которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами . Они предписывают нам, что мы “должны”, и чего мы “не должны”. Кроме того, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. Осуществляя те или иные действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. Они предписывают нам, что мы должны, что следует или чего нам не следует делать. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий.

Рассмотрим основные типы норм в порядке возрастания их социальной значимости.

Привычки. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка является основным механизмом системы культурных норм.

Обычаи. В отличие от привычек обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Они формируются в ходе удачных и неудачных попыток различных социальных групп, общества и представляют из себя набор образцов поведения, который помогает людям наилучшим образом взаимодействовать друг с другом.

Так, на Руси было принято рожать детей в жарко натопленных банях, а в одном из племен южноамериканских индейцев женщины рожают в висячем положении, на деревьях. Все это – обычаи.

Некоторые обычаи оказываются наиболее важными, способствующими безопасности и социальному порядку в обществе. Их называют нравственными нормами, или нравами . Нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу социальный контроль поведения , что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий.

Например, для нас нравственная норма делает каннибализм эмоционально невозможным.

Среди многообразия человеческих культурных обычаев обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присущи всем или почти всем обществам, называютсякультурными универсалиями. К их числу относится язык со сложной грамматикой. Во всех культурах существует определенная форма семейной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной форме содержится запрет инцеста (кровосмешение). Антропологи также говорят о существовании многих других культурных универсалий, в том числе искусства, танца, украшений, игр, обычаев дарить подарки, шуток и правил гигиены.

Часть обычаев составляют образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости.

Манеры – это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном обществе их число значительно увеличивается. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Обычаи и традиции часто проявляются в обрядах и ритуалах.

Обряды и ритуалы – это символические коллективные действия, воплощающие в себе те или иные социальные идеи и вызывающие определенные коллективные чувства. Обряды и ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни и оказывают сильное эмоционально-психологическое воздействие на людей. Разные общества создают особые, уникальные ритуалы, связанные с одними и теми же событиями.

Институциональные нормы .

Институциональные нормы отличаются от простых обычаев и нравственных норм, прежде всего тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются. В результате устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им.

Армия, образование, религия,– все это социальные институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Например, институциональные нормы армии заложены в армейском уставе, олимпийского движения – в Олимпийской хартии, и т.д. Нормативные кодексы как этих, так и других институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм.

Законы.

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается. Законы устанавливаются и санкционируются государством. Их обеспечение нередко требует применения мер государственного принуждения.

Необходимо сказать об особом значении языка в культуре. Язык это средство, инструмент для познания окружающего мира.Язык – главное средство, с помощью которого люди передают друг другу информацию, взгляды и эмоции. Язык связан с основами культуры и со всеми человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, передача культуры другим поколениям.

Динамика культуры

Культура как и общество не стоит на месте, она изменяется. Культурные изменения включают в себя различные аспекты: изобретения, появление новых слов в нашем языке, изменение норм поведения и морали, новые формы искусства, музыки. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Так изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями. Все изменения культуры, называют «социокультурными изменениями ».

П. Сорокин в труде «Социальная и культурная динамика» исследуя социокультурные изменения, проанализировал различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело. Сорокин предложил разделить ее на два противоположных типа - «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями. Чувственная культура материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется. Потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, убежище, комфорт). Для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Промежуточная, «идеалистическая культура » представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.

Большинство социокультурных изменений, согласно Сорокину, имеет характер постоянно изменяющихся, периодически повторяющихся процессов.

Рассмотрим другие процессы социокультурных изменений:

1). Диффузия. Диффузия (от лат. diffusio - распространение, рассеивание) представляет собой распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Она действует как внутри обществ, так и между ними. Так, методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах.

Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие. Так, мы принимаем многое из европейской кухни, но тем не менее не принимаем католической религии.

2). Ассимиляция. Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам.

Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

3). Амальгамизация (от лат. amalgama – сплав) - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, мордвы, татар и др.).


Похожая информация.


Культурное наследие - важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память - понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память - это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия - обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли - это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать - природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать - культурных, три - природно-культурных, девять - природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве - Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия - это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование - крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, - уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них - ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение - важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Культура - область духовной деятельности человека. Религия как элемент культуры, специфическая духовная деятельность, направленная на сверхъестественные объекты. Религия осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2008

    Духовная музыка как неотъемлемая часть культурного наследия, сокровищница общенародных духовных ценностей. История колокольного звона и его основные виды (благовест и собственно звон). Технология изготовления колоколов. Целительная сила церковного звона.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Материальная культура аборигенов Австралии. Жилища, поселения и кочевой быт. Средства передвижения, одежда и украшения. Религиозные убеждения, обряд инициации, тотемизм, магия и колдовство. Адаптации австралийских аборигенов в современное общество.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2014

    Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культуры. Роль художественной эстетики и ее исключительное положение в системе видов культуры. Основные приоритеты духовной культуры, гармонические взаимоотношения между материальным и духовным.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Многозначность, происхождение и определения понятия "культура". Творческое начало в деятельности человека, культура и творчество. Материальная и духовная культура, просвещение, архитектура и изобразительное искусство, литература, музыка, театр, наука.

    реферат , добавлен 26.04.2010

    Множественность определений понятия "культура", этапы становления его содержания. Особенности духовной культуры. Материальная культура как предмет культурологического анализа. Этимология слова "культура". Проблемы, решаемые в рамках культурологии.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Этимология слова "культура". Соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного) в культуре. Что такое материальная культура, роль духовной культуры. Внутренняя культура личности как определяющий фактор формирования внешней культуры общения.

    1. Введение …………………………………………………………………………..…….2

    .…………… ….….…….2

    2. Основная часть ………………………………………………………………….…..4

    2.1. Традиции ………….………………………………………………………………..4

    2.1.1. Традиции в разные периоды времени ………...…… ……….………6

    2.2. Обычаи ……………………………………………………………………..……….8

    2.3. Нравы ………………………………………….…………………………...………10

    2.4. Ценности ……………………………………..……..…………………….………11

    2.4.1. Типы ценностей ..……………………….………………………….…...…..12

    2.5. Культурные заимствования …………………………………….…………..14

    3. Значение элементов культурного наследия ………………………….…15

    1. Введение

    1.1. Культура в развитии общественной жизни

    Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

    В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация”. Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время понятия “культура” и “цивилизация” были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века немецкий философ О.Шпенглер и вовсе противопоставил их.

    Культура представляет собой способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, которые приняты и признаны в социальных общностях и передаются от поколения к поколению. Культура – сугубо человеческий феномен, а человек – феномен культуры. Это означает, во – первых, что культура возникает и существует только в связи с человеческой деятельностью, присуща только человеку, животные культурой не обладают (хотя их поведение гораздо более “социально”, нежели предполагалось ранее). Во – вторых, это означает, что родившийся ребенок – лишь “кандидат” в люди, он формируется как человек, как личность только в процессе освоения культуры – ее ценностей, норм, идеалов и др.

    Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его.

    Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой. Н. А. Бердяев выразил противоречия процесса социализации, культуры. Ее противоречивость проявляется в противоречии:

    · между социализацией и индивидуализации личности,

    · между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку,

    · между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

    Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия, культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, второе – как процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

    Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. Культурное наследие выражают культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

    2. Основная часть

    2.1. Традиции

    Понятие “традиция” от латинского traditio , означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным, определенное умение или навык.

    Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. Существует множество видов традиций, И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей, тех морально-политических качеств, которые были выработаны российским рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Но если мы будем повторять пройденное, то прогресс остановится, поэтому человечество вносило и вносит что-то новое в то, чем занимались предыдущие поколения.

    Однако традиции, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей). Отсюда и возникло историческое направление, которое так и называется – традиционализм, сущность которого можно свести к предположению о существовании некоторой «изначальной традиции», которое считается единой у всех культур и стоящей у их истоков в качестве изначального состояния мира, постулируется единство всех культур, а множественность и разделение культур, как регресс, упадок, отход к изначальной позиции.

    Традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности,

    устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях – все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. «Слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни».

    Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений. Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

    Традиционные формы культуры в основном распространялись в те периоды истории общества, когда социальное развитие шло медленным темпом, жизнь подчинялась заведенному порядку. Усилению роли традиций способствовали замкнутость культурной жизни, ограниченность перемен, отсутствие или слабое развитие письменности. В этом смысле традиционные формы культуры выражали социальный консерватизм и были выгодны правящему классу эксплуататоров, ибо поддерживали устойчивость власти. Поэтому культурный прогресс, развитие общественной жизни были связаны с преодолением традиции, которые сковывали инициативу и творчески-преобразовательную деятельность народа. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами животных».

    Общества различаются между собой характером и содержанием традиций, темпами их обновления и распространения, способами закрепления и передачи другим поколениям. Некоторые традиционные формы культуры длительное время сохраняются без перемен.

    Таковы, например, традиционные народные игры, приготовление пищи, ритуалы торжественных событий. Культурные традиции уходят в глубь веков, но от этого не теряют своей современности.