Что такое литература простыми словами. Виды и жанры литературы

На этом уроке мы узнаем, что несёт за собой понятие «литература».

«Ну что за удовольствие от книжки,
в которой нет ни разговоров, ни картинок?»
«Алиса в стране чудес»
Л. Кэрролл

Тема: Введение

Урок: Что такое литература

Несколько слов о том, что представляет собой курс «Литература» и о том, как им пользоваться. Этот курс состоит не из отдельных уроков, а из уроков, представляющих собой систему, связанных друг с другом элементов, общих понятий. Для этого присутствует общий словарь, существуют в каждом уроке ссылки и на тексты, и на место их размещения в сети и системой навигации, которая позволяет от одного урока вернуться к другому, получить необходимые справки, получить в сжатом виде конспект с планом и тезисами урока, также получить списки дополнительной литературы к уроку и задания к этому уроку. Это сообщение должно постоянно присутствовать в нашем подсознании, потому что от любого из уроков, на который Вы зашли случайно, у Вас должна быть возможность перейти к другому уроку через словарь, через конспект, через задания или через любую другую ссылку, которую Вы увидите.

Ответ «литература - это книжки» - правильный, но не совсем точный. Если заглянуть в словарь и поискать там слово «литература», мы увидим разные и противоречивые ответы. Самый толковый ответ есть в школьном этимологическом словаре. Там сказано, что слово «литература» возникла в XVIII веке и в её основе лежит латинский корень litera - это глиняное, каменное или металлическое изображение буквы, которое служило для печати. Понятие «литература» появилось, когда вышли уже печатные книги. Оно распространилось в XIX веке, а до России дошло в XX веке. До этого употреблялось понятие «словесность», что ярко подчёркивало значение литературы. Также использовали другое слово - беллетристика (французское происхождение), понятие, относящееся к художественной литературе. Этот термин не несёт того глубокого смысла, как словесность или литература. Беллетристика - это чтение для свободного времени. Это чтение, которое дополняет и существенно важного для жизни не даёт.

Появившись в XX веке и распространившись, термин «литература» так и не получил чёткого определения в словарях. Чаще всего в словарях и энциклопедиях можно встретить такое определение литературы: «всё то, что написано и имеет общественное значение». Но что касается общественного значения, то возникает некоторое недоразумение, поскольку такое значение может быть разным. Предположим, молодой человек пишет на асфальте: «Маша, я тебя люблю». Для этого молодого человека и для Маши - это, несомненно, литература, для всех остальных - на их усмотрение. Они могут считать это литературой, а могут и не считать. Можно встретить другого рода тексты, написанные на заборах, на асфальте, также тексты, записанные в электронных сообщениях, наконец, слова, записанные в нашей памяти.

Литература это или нет?

Определение «литературы», которое мы находим в книжках или в словарях, смущает нас тем, что в нём не соблюдается главное правило, то правило, которое чётко соблюдается в математике, физике, химии, биологии, правило тождества. Так вот, чёткого определения литературы, как например, что такое математика, биология или физика, не существует. Литературой, как мы выясняем, каждый называет что-то своё. Литература - это то, что с картинками и где есть разговоры, или же, наоборот, то, что совершенно без картинок и нет никаких разговоров. Каждый определяет это сам.

Кроме слова «литература», мы должны обратиться к явлению, называемого литературой, так как значение слова и явления не всегда совпадает. Слово «литература» было совершенно не понятно для того человека, который предшествовал появлению этих самых литер. Это тот человек, который существовал до литературы, ещё раннее, чем десять тысяч лет назад. Именно в те года люди начали передавать при помощи слов, при помощи речи те вещи, те мысли, те чувства, которые позволяли им договориться и вместе осваивать мир. Охотиться на зверей, воевать с врагами, дружить и передавать опыт от одного поколения к другому. Первые книги появились в тот момент, когда не существовало другого материала для их изготовления, кроме камня. Неандерталец, который держит камень в руках, в сущности держит тот материал, из которого появились первые книги. Это были каменные скрижали.

Высекать на них тексты было необыкновенно трудно. Это могли позволить себе только цари, вожди, колдуны, священнослужители. Поэтому книга, сама по себе, оказывалась священным предметом, который приблизительно в XIII веке до н. э., когда жил царь Моисей, послужил для возникновения первой книги - Библии.

Судя по всему то, что начинает Библию, и есть первым текстом, который свидетельствует о появлении литературы. Здесь сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Если бы сказочная Алиса прочитала эти слова, то она смогла бы оживить в своём воображении те разговоры и картинки, которые хотел передать Моисей. Но дальше, рассказывая о происхождении мира, Моисей всё время, как раз о том, о чём мечтала Алиса, говорит: «И увидел Бог, что это хорошо». И дальше самая первая книга, которая существует в истории нашей цивилизации, начинается с благословения. То, что несла в себе Библия, было благословением. Всевышний Господь Бог благословил всё существующее. Вот первая книга, которая являлась священной, воспринималась как благословение Всевышнего. Так возникла литература и она существовала лишь в устной форме. В течении нескольких тысячелетий люди наизусть помнили каждое слово, существующее в Библии.

Рис. 7. Библия на пергаменте

Письмо было изобретено гораздо позже, и надписи, высеченные на камне, были перенесены на пергамент. На пергаменте были написаны книги, возникшие уже на втором этапе появления литературы. Если XIII век до н. э. мы можем считать временем возникновения литературы, то литература в современном её понимании появляется уже в I веке н. э. Появляется она в тот самый момент, когда другой библейский автор (автор уже другой части Библии - Нового завета) , Иоанн Богослов, в своём Евангелие (Евангелие - благая весть) начинает со слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Совершенно очевидно, что слово начинает отделяться от того предмета, которое оно выражает. Во всяком случае, Иоанн уже понимает, что между словом и тем предметом, которое оно выражает, есть некоторая дистанция. Довольно точно датируется этот момент - между 85 и 95 годами нашей эры - момент начала второго этапа возникновения современной литературы.

Слово и вещь, которое это слово выражает, начинают мыслиться отдельно друг от друга. Книга начинает жить своей жизнью. Вокруг Евангелия и вокруг всех книг Нового завета начинаются ожесточённые споры, какие из них правильные, а какие еретические. Четыре образцовых признака Евангелия и ещё большое количество Евангелий непризнанных, те, по поводу которых учёные и богословы спорят и никак не могут смириться с тем, что некоторые неканонические, непризнанные церкви Евангелия, являются исторически более точными и более правдоподобными. Но это уже другое отношение к литературе и это уже другая литература, которая существует в рукописном виде.

Третий этап связанный с появлением книгопечатанием. Благодаря тому, что появились книжки, доступные маленьким деткам, нам с вами, литература становится не уделом избранных царей, которые могут себе позволить каменные скрижали и не уделом отдельных мудрецов, которые способны на очень дорогом пергаменте очень дорогим способом записывать какие-то тексты. Книга становится массовой и она начинает издаваться сотнями, тысячами, десятками тысяч, а потом и миллионными экземплярами. И вот когда появляется массовая книжка, вместе с ней меняется смысл того, что мы вкладываем в понятие «литература». Литература - это то, по поводу чего мы с вами можем спорить, соглашаться или возражать. Книжка - это то, что является не священным атрибутом, а заурядным, привычным явлением нашей жизни.

Четвертый этап начинается тогда, когда на смену бумажной книги приходит электронная книга. Это тот этап, который мы сейчас переживаем, на наших глазах осуществляется сдвиг истории и всей мировой культуры. Люди переходят с бумажных на электронные носители информации. Это значит, что книга перестала носить на себе отпечаток святости, сохранившейся со времён каменных скрижалей, пергамента, книгопечатания. Каждый человек, пользующийся интернетом, чувствует себя в рамках равной степени и читателем, и автором. Это сокрушительное падение авторитета слова, при котором печатное слово перестало быть источником истины, привело к тому, что современный человек к литературе относится приблизительно также, как к ней относился человек эпохи Неолита десять тысяч лет назад. Но у современного человека есть это право, право покушаться на авторитет книги, право сомневаться, что книга несёт в себе окончательное и бесповоротное изложение истины.

Мы видим четыре этапа развития литературы, от момента её возникновения, в XIII веке до н. э., когда каменная книга служила основанием для устной книги. Мы видим второй этап, возникший в I веке, когда культура книги каменной священной, которая передаётся устным путём, заменилась на книгу, переписываемую от руки на пергаменте. Мы видим третий этап, когда в XV-XVI веке распространилось книгопечатание, и книга на бумаге стала доступной всем. Четвёртый этап, который рождается на наших глазах, когда на смену каменной, пергаментной, печатной приходит электронная книга. И всё это охватывает самые разные явления. Каменные скрижали вы увидите на картинках в интернете, тексты каменных скрижалей расшифровываются и выкладываются в открытом доступе. В течение тысячелетий эти священные книги были уделом мудрецов. Сегодня одним нажатием кнопки вы становитесь обладателем знаний, которые были доступны только избранным людям в прошлые времена.

Это позволяет говорить о том, что мы не нашли в книжках определения слова «литература». И это гораздо важнее и интереснее, чем если бы мы лёгким нажатием кнопки нашли точное исчерпывающее определение литературы. Мы с вами занимаемся литературой живой, которая продолжает развиваться, которая меняется на наших глазах.

Домашнее задание сводится к тому, что Вы должны прочитать последние четыре строчки стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина, записать на видео или на аудиофайл, который Вы пришлёте нам. И в нескольких строчках, может в двух-трёх предложениях, напишите, какой смысл Вы вкладываете в эти четыре строчки. Дело в том, что у Пушкина есть два самых разных и принципиально противоположных толкований Господь мог благословить пророка, отправив его проповедовать, но Господь мог и наложить проклятие на пророка, отправляя его проповедовать. И если же господь благословляет пророка, он вселяет в него душу, радость, а если Господь проклинает его, он вселяет в него горе. Вот два варианта концовки, которые мы могли бы предложить, но у Вас могут и должны быть свои собственные варианты, собственные прочтения Пушкина. Как понимаете Вы финал Пушкинского пророка. Те из вас, кто пришлёт нам самые интересные, лучшие видеофайлы, будут приглашены в студию и примут участия в наших будущих видеоуроках.

Итак, первое слово, которое мы с вами попытались объяснить для того, чтобы научиться понимать смысл нашего предмета, оказалось необычайно интересным и полезным, так как мы не нашли чёткого и определённого толкования. Но мы нашли что-то другое, возможность не столько изучать литературу, а сколько её осваивать, переживать заново, мы получили возможность добавлять разговоры и картинки в те мёртвые камни, какими для нас становится литература в наши дни.

Мы приходим к выводу о том, что литература - это способ речевого оформления взаимодействия людей. То есть, дальше мы будем не изучать литературу, а осваивать её.

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.

1. Что такое литература?

2. Какими терминами заменялось понятие «литература»?

3. Опишите этапы развития литературы.

4. * Поразмышляйте над тем, каким будет дальнейшее развитие литературы.

В этой статье пойдет речь о том, что такое литература, каковы ее основные особенности, типы и жанры.

Определение термина

Каждый знает, что такое литература. В широком смысле это - совокупность всех текстов, когда-либо написанных человеком. Но чаще всего под литературой подразумевается вид искусства, основная задача которого - написание Однако это слишком узкое понимание термина. Литература бывает публицистической, научной, философской, религиозной. Образованные современники Гомера, например, с одинаковым удовольствием зачитывались «Энеидой» Вергилия и трактатом «О природе вещей» Лукреция. А критики в 1820 годы признавали лучшими образцами русской прозы «Опыт теории налогов» Н. Тургенева и «Историю Государства Российского» Н. Карамзина. Оба эти произведения в современном понимании к не относятся, но это не мешает им оставаться шедеврами.

Понятие «Литература» обладает несколькими свойствами, которые на протяжении многих лет остаются неизменными.

Авторство

Литературой считаются только авторские тексты. Они могут быть и анонимными (созданными неизвестным автором), и коллективными (написанными определенной группой лиц). Этот момент важен потому, что наличие автора обеспечивает тексту завершенность. Человек ставит точку и тем самым определяет границы созданного произведения, которое отныне будет жить само по себе. Иначе дело обстоит, например, с фольклорными текстами. Любой человек может что-то добавить в него от себя, внести изменения, сочинить подробности. И никто в мире не может поставить под этим произведением подпись. Что такое литература? Это текст, принадлежащий определенному автору.

Письменный текст

К литературе относятся только письменные тексты. Устное творчество к этому виду искусства отношения не имеет. Фольклор всегда передавался из уст в уста, его можно зафиксировать на бумаге, но это будет всего лишь авторская версия нелитературного текста. В современном мире существуют исключения из этого правила, так называемые переходные случаи. Они существуют в национальных культурах тех народов, у которых с появлением письменности еще сохранились сказители, чье творчество, созданное в устном виде, тут же подвергается письменной фиксации. Такие тексты считаются литературными. мы подходим к более широкому пониманию того, что такое литература. Это письменный текст, созданный определенным автором.

Использование слов

Литературными считаются тексты, которые созданы с использованием слов человеческого языка. К ним не относятся тексты синкретические и синтетические, в которых словесный компонент не может быть отсоединен от визуального, музыкального или какого-нибудь другого. Опера или песня - не часть литературы. Однако в наше время часто бывает так, что музыка и слова в произведении создаются одним и тем же автором. Насколько правомерно считать литературой, например, стихи Высоцкого к собственным песням - сказать сложно. С другой стороны, сказку «Маленький принц» Сент-Экзюпери тоже непросто назвать исключительно литературным произведением из-за того, что важную роль в ней играют авторские иллюстрации к тексту.

Социальное значение

Для того чтобы окончательно прийти к пониманию того, что такое литература, мы должны рассмотреть еще один критерий. Он относится уже не к а к его функции. Литературными произведениями считаются записи, имеющие социальное значение, то есть школьные сочинения, личные дневники, служебная переписка отношения к литературе не имеют. Это правило имеет исключения. Если письма или дневники написаны значительным автором (писателем, ученым, политиком и др.) и проливают свет на его творческую деятельность, то со временем они получают статус литературного произведения. Например, дневник Сергея Есенина давно стал достоянием общественности и публикуется наравне с другими произведениями поэта.

Основные виды

Литература бывает художественной, документальной, мемуарной, научной или научно-популярной, а также учебной, технической и справочной. Художественная литература, в отличие от других ее видов, имеет явно выраженную эстетическую направленность. Путем художественного вымысла автор стремится донести до читателя свои умозаключения, а иногда и просто развлечь его.

Еще в античности древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике» разделил все произведения на три рода: драму, лирику и эпос. В позднейшую европейскую литературу перешли многие жанры: роман, элегия, сатира, ода, поэма, трагедия, комедия. Драма появилась только в XVIII веке. Жанровое развитие литературы никогда не прекращается. В современном мире мы читаем детективы, фантастику, триллеры, боевики, "ужасы" и другие интересные книги. Литература в наши дни распространяется не только на бумаге, но и посредством компьютерных файлов на электронных носителях.

Русская литература

Литература имела большое значение для общественно-политической жизни России. В государстве, где просвещенное общество не могло свободно выражать свои идеи и мысли, этот вид искусства стал своеобразной отдушиной. Например, в XIX веке русский язык и литература носили вынужденный публицистический характер. Самыми читаемыми авторами были документалисты и журналисты. Критик В. Г. Белинский, не сочинивший за свою жизнь ни одного романа, повести или пьесы, сделался знаменитым и весьма читаемым писателем.

Как только вождя или монарха в России каким-то образом оказывалась ограниченной, в стране объявлялось о «великом окончании литературы» (В. В. Розанов). Так было в 1910 году, когда в России впервые появилась нечто подобное страна пережила в 1990 годах, после распада СССР.

Русская классическая литература - одна из самых интересных и читаемых в мире. Л. Толстой, Н. Гоголь, А. Пушкин, Ф. Достоевский - признанные мастера художественного слова.

«Что написано пером, то не вырубишь топором». Эту старую пословицу вполне справедливо применить к литературе – одному из самых древних и всеобъемлющих видов искусства.

Литературу можно назвать самым универсальным искусством. Она может существовать в различных внешних формах, то есть её можно

  • прочитать,
  • прослушать,
  • даже «прощупать» (имеются в виду книги для слепых).

И она пронизывает большинство других видов искусства:

  1. музыку, куда входят:
  2. живопись и графику,
  3. кино и театр:
    • сценарии,
    • либретто.

Что такое литература? Определение этого в разные эпохи давалось различное.

Например, в древности так называемую «художественную литературу» не отделяли от других видов авторских текстов: например, сочинение Лукреция «О природе вещей» не противопоставляли «Энеиде» Вергилия. Да и сама эта научно-философская работа (как и большинство других античных сочинений) написана в форме поэмы. Разделяя древнюю литературу на художественную и нехудожественную, мы пытаемся проецировать наше понимание этого явления на античное искусство, что не является верным.

Даже в XIX веке резкие отличия «художественной» и «нехудожественной» словесности ещё не установились, и лучшими образцами русской прозы критики считали, например,

  • «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (не путать с И.С. Тургеневым),
  • «Историю государства Российского» Карамзина.

Тем не менее, различие устанавливалось в ином аспекте. Так, художественную литературу примерно до середины XIX века преимущественно считали простым развлечением дворянского сословия, и только позднее было окончательно признано её полноценное духовное значение.

Художественная литература — прежде всего это автор

Один из главных атрибутов художественной литературы – авторство. В отличие от фольклора, художественное произведение всегда имеет конкретного автора и строго определённую (в основном единственную) версию. Если произведение пересказано «своими словами» кем-то другим, то этот пересказ, как правило, относят к фольклорному явлению.

Конечно, существуют литературные произведения, авторы которых либо легендарны (например, Гомер), либо точно установленного автора на данный момент не найдено («Эпос о Гильгамеше»). В последнем случае версий произведения может быть несколько, каждая из которых создана отдельным безвестным переписчиком. Однако и такие тексты принято относить к художественной литературе, а не к фольклору.

Духовный код человечества

И всё-таки, каково же определение (что такое литература) и важна ли она для тех, кто привык вести иной, более «деятельный» образ жизни? Множество людей считают литературу

  • совсем уж бесполезным делом,
  • бессмысленной тратой времени,
  • устаревшим явлением,

которое давно пора «дискредитировать». Однако в той или иной форме литература продолжает существовать и не сдаёт своих позиций, лишь видоизменяясь в духе времени. Литература – искусство, цель которого заключается в изучении человека и общества, раскрытии его, если можно так выразиться, духовного кода.

“Язык появился, когда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. А литература появилась, когда у людей возникла потребность сказать друг другу что-то чрезвычайно важное”.

Возможно, что своеобразие и некая притягательность литературы во все времена заключается в её своеобразном устройстве. Литературное произведение

  • создаётся одним человеком,
  • в одиночестве и наедине с самим собой,
  • однако непременно предназначается для публики.

Видео: О литературе за одиннадцать минут

Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени , как Гегель или Рассел .

Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Документальная проза — вид литературы, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза включает биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.


Мемуары — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована. Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в т.ч. их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий. В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия).

В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс рецензирования призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации. С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. В связи с этим, одним из самых главных носителей научной литературы в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет.

Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются. Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова . Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.

Справочная литература. Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу.

Основные виды справочной литературы:

Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;

Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);

Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.

В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий советской эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них идеологически окрашены.

Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей социалистической и коммунистической ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи.

Учебная литература , делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.).

Если ты, читатель, задавался вопросом: "Литература - что это такое?" и хотел бы получить ёмкий ответ, но всё равно верный и научный, то ты обратился к нужному тексту. Итак, в этой статье я кратко рассмотрю, что такое литература, а также расскажу о двух её основных формах - устной и письменной.

Академический словарь, составленный РАН, определяет литературу как «всю совокупность научных, художественных, философских и тому подобных произведений». Недостаток этой формулировки в том, что под предметом можно усмотреть нелитературное, например, графические иллюстрации. Я могу предложить своё определение, более подходящее статье: литература (латинское litteratura - написанное) - это совокупность речевых конструкций, запечатлённых в устной и письменной форме. Литература является объектом изучения литературоведения (подробнее смотри статью "Основы теории литературы"). Литература одновременно особая деятельность человека и также продукт этой деятельности, где основным инструментом, посредством которого происходит создание продуктов, является язык и его единица - слово.

На определениях и кратком пояснении можно было бы, на первый взгляд, ограничиться, однако есть существенные "но", обыватель нередко воспринимает литературное произведение, как запечатлённое только в письменной форме, но на самом деле существует форма устной литературы, к рассказу о которой я и приступлю далее.

Устная литература

В-первых, да, существует устная литература и даже с появлением письменности она не исчезла. А если затрагивать период, когда человечество, став пусть разрозненными, но общностями разумных существ, принялось формировать свою культуру, но не имело письменности, тогда устная литература является важным инструментом передачи созданных продуктов. Последнее без письменности особенно важно, так как если автор, создав литературное произведение, запечатлённое в письменной форме, более мог не прилагать особых усилий по его сохранению (с известными допущениями, разумеется), то продукт в устной литературной форме требовал от него ряд дополнительных усилий, например:

  • Точно запомнить то, что он создал. Ведь мало что-то придумать, важно точно сохранить это в памяти, чтобы верно, как изначально задумано, воспроизвести в устной форме. Да, нередко постоянное переосмысление созданного идёт ему на пользу, но бывают случаи, когда наоборот – в вред, но это следствия здесь лишние к рассмотрению;
  • Самостоятельно сообщить созданное другим. Если продукт письменной литературы читатель мог самостоятельно изучить, то с устной формой автору для начала необходимо было передать своё произведение кому-то ещё, презентовать при непосредственном контакте устно, говоря проще – рассказать, поведать;
  • Трудности многоступенчатой передачи. В том случае, если автору удавалось точно воспроизвести им же придуманное, то его должно было беспокоить следующее: как слушатель понял услышанное, насколько он хорошо запомнил и сможет ли в свою очередь верно это воспроизвести (частично проблема из пункта один).

В общем, устная форма передачи и сохранения информации далеко не лучший инструмент развития культуры. Однако влияние и роль устной литературы на формирование и развитие культуры, как отдельных социальных групп, так и народов, или даже всего человечества, переоценить сложно. Более того, устная форма сохраняется до сих пор и, по всей видимости, никуда не исчезнет в ближайшем будущем, потому что человек сохраняет и потребность в вербальной коммуникации, и в том, что в ряде ситуаций удобнее пользоваться устной формой, нежели писать друг другу эссе. Только следует уточнить, что само по себе устное общение не является литературой, если в нём не создаётся и не сохраняется для последующего воспроизведения некая речевая конструкция. Например, если двое обсуждают, какое сегодня ясное небо, а автобус задерживается на семь минут, то это не литература. Если же в устном общении создаются, передаются (рассказчиком) или воспроизводятся конструкции, подходящие под признаки литературного произведения, например, сочиняется анекдот или под ситуацию декламируется поэма, то да – это устная литература. Понятное дело, что данная тема освещена кратко и она куда глубже, но для такового её изучения следует обратиться к исследованиям соответствующего размера, а я перейду к письменной форме литературы.

Письменная литература

Возможности письменной литературы обеспечила, как нетрудно догадаться, письменность, и чем более эффективной становилась последняя, тем более лучшими были продукты литературы. Да, развитие письменности происходило не сразу, этот процесс был очень длительным, занявшим несколько тысяч лет и по сути своей обусловленным тем, что у человечества была постоянная потребность делать вневременными продукты своего умственного труда, то есть, как вариант, записывать их, желательно подробнее и в деталях. Так сметливые представители человечества и совершенствовали этот столь нужный инструмент, в том числе его графемы: от пиктографии через иероглифы к буквенному письму.

Письменная литература предоставила возможность не только сохранять произведения в их точном виде, но и давала возможность лёгкого воспроизводства сохранённого, постепенно она сокращала сложность трактовки, например, одно дело, когда нужно понять смысловое значение послания в рисунках и приходиться гадать, а другое, когда оно составлено в слоговом или буквенном письме. В настоящее время каждый цивилизованный человек может освоить письменную составляющую своего языка и создавать литературные произведения; и да, не только эссе или повесть являются литературным продуктом, но и краткие почтовые письма или даже записки или сообщения, передаваемые с помощью «службы коротких сообщений»(SMS).

Надеюсь, что из статьи стало понятно, что это такое – литература, а также, что последняя имеет не только письменную, но и устную форму, и насколько каждая из них полезна и попросту необходима современному человеку независимо от его профессиональной, досуговой или учебной деятельности. И ещё я надеюсь, что ты, читатель, сможешь самостоятельно отличать в устной речи создание или презентацию литературного продукта от таковым не являющимся.

февраль 4715