Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая

Какое влияние оказал ислам на развитие архитектуры и изобразительного искусства мусульманских народов?

Охарактеризуйте разнообразие стилей мусульманской архитектуры средневековья. Перечислите названия знаменитых архитектурных памятников

Какое место в искусстве мусульманских народов занимает орнамент? Назовите его основные виды

Какую роль в художественной культуре играла поэзия? Каковы ее характерные черты?

В чем особенность поэзии Омара Хайяма? Почему его стихи и сегодня не потеряли своей притягательности?

Ислам в Башкортостане

Как проходило распространение ислама в Башкортостане, и как долго оно продолжалось? В чем состоят особенности этого процесса?

Какое влияние мусульманская религия оказала на развитие письменности и образования башкирского и татарского народов?

Как ислам повлиял на архитектуру, изобразительное искусство и литературу Башкортостана?

Какое место наряду с исламом в сознании и образе жизни башкир занимало язычество? Назовите конкретные примеры

Как развивались государственно-исламские отношения в Башкортостане с XVI по начало XXI века?

Темы сообщений

1) Книга М. Уотта «Влияние ислама на средневековую Европу»

2) Ислам и экономика

3) Шариат – закон жизни мусульманской общины

4) Мусульманский этикет

5) Жизнь и творчество великого ученого и поэта Омара Хайяма

Контрольные тесты

1. Заповедями, или столпами ислама, не являются…

а) пятикратная молитва

б) посещение мечети

г) паломничество в Мекку и Медину

д) война за веру

2. Арабеской является…

а) один из мусульманских праздников

б) тончайший орнамент в искусстве мусульманских стран

в) иноверец принявший ислам

г) культовая башня, с которой мусульманский священнослужитель призывает верующих на молитву

3. Рифмованными четверостишиями в арабской поэзии называются…

г) хадисы

4. Ибн Сина (Авиценна) был…

а) халифом, который покровительствовал науке и искусству

б) пророком

в) философом, врачом, поэтом и государственным деятелем

г) известным средневековым архитектором

5. Видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, получившими развитие в странах мусульманского Востока в средние века являются…

а) скульптура

б) портретная живопись

в) книжная миниатюра

г) каллиграфия

д) графика

е) орнамент

6. «Сунна» - это…

а) ритуал приема пищи

б) мусульманский праздник

в) мусульманский календарь

г) священное предание мусульман

7. Особенностью мусульманского искусства является…

а) единый для всех исламских государств стиль

б) запрет на изображение Бога и живых существ

в) признание человека центром Вселенной

г) аскетизм, простота, однообразие

8. Шариатом является…

а) жертвоприношение

б) религиозная секта

в) мусульманский суд

г) свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама

9. К характерным чертам исламского менталитета относится…

а) индивидуализм и рациональность

б) мистицизм и оккультизм

в) общинность и религиозность

г) аскетизм и фатализм

10. К основным типам мусульманской архитектуры относятся…

а) мечеть

б) медресе

в) пирамида

г) мавзолей

д) минарет

е) зиккурат

11.Характерной чертой арабо-исламской научной мысли является…

а) атеизм

б) мифологичность

в) энциклопедичность

г) антропоцентризм

12.Памятниками мусульманской архитектуры на территории Башкортостана являются…

а) мавзолей Хусейн-бека

б) поселение Аркаим

в) Первая соборная мечеть в Уфе

г) мавзолей Тадж-Махал

КУЛЬТУРА ЗАПАДА

Первое занятие

Античная культура и ее роль в становлении

Основ западной цивилизации

Назовите и охарактеризуйте систему ценностей античной культуры. Какой фактор оказался самым важным для ее развития?

В чем различия между культурами Древней Греции и Рима? Каковы особенности менталитета древних греков и римлян?

Назовите особенности древнегреческой религии и мифологии. Каково их место и роль в европейском искусстве?

Перечислите наиболее известные памятники культуры античного мира.

Какие ценности античности унаследовала индустриальная цивилизация Запада?

Приведите примеры освоения античного наследия в культуре России

Культура европейского средневековья. Христианство как духовная основа культуры

Когда появился термин «средние века»? Каковы хронологические рамки европейского средневековья?

Какие факторы определили своеобразие культуры средневековой Европы?

Назовите и охарактеризуйте основные догматы христианства и покажите их влияние на менталитет европейцев

Какова сущность нравственного учения христианства? Какая главная идея лежит в основе этого учения? Вспомните известные библейские истины, которые касаются человеческой нравственности

Какое влияние христианская религия оказала на менталитет и образ жизни европейцев? Как христианство и Римско-католическая церковь повлияли на развитие науки и образования?

Кратко охарактеризуйте первые общеевропейские художественные стили - романский и готический

Какое место занимает христианство в современной западной культуре?

8.3 Культура Возрождения (Ренессанса)

Что такое Возрождение? Назовите его характерные черты и ценности

Что привлекало деятелей Ренессанса в культуре античности?

Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись?

Какова роль идеологии гуманизма в становлении и развитии современной западной цивилизации?

Назовите имена наиболее известных архитекторов, скульпторов и художников Итальянского Возрождения. Перечислите их знаменитые творения

Что такое Северное Возрождение? Назовите его основные центры. Каковы отличительные черты культуры Северного Возрождения?

Темы сообщений

1) Религия и мифология Древней Греции

2) Роль зрелища в античной культуре

3) Бытие и ментальность средневекового европейца

4) Титаны Возрождения: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи

Второе занятие

Реформация идеологическая база

Современной западной культуры

Дайте определение Реформации, кратко охарактеризуйте ее ход и итоги

Какие новые представления о церкви и мирской жизни выработал протестантизм? В чем состоит сущность протестантской трудовой этики?

Каково влияние протестантизма на культуру личности Нового времени?

Приведите доказательства в пользу того, что протестантизм способствовал утверждению индустриальной цивилизации Запада.

Просвещение как важнейший этап в развитии

Индустриальной цивилизации Запада

Что такое Просвещение? Назовите и охарактеризуйте его идеи и ценности. Перечислите имена наиболее известных просветителей.

Какое воздействие идеи Просвещения оказали на развитие науки и образования? Как они повлияли на художественную культуру Запада?

Какие фундаментальные принципы и ценности современной западной цивилизации утвердились благодаря идеям Просвещения?

8.3 Постиндустриальное (информационное) общество:

Тенденции изменения культуры

Что такое постиндустриальная (информационная) культура? Назовите ее черты.

Какие изменения наблюдаются в таких сферах постиндустриального общества, как производство и управление, наука и образование?

Какую роль в современном мире играет информация?

Как стандартизация, унификация быта и условий труда отражается на культуре?

Как изменяются мировоззрение и духовный мир человека?

Темы сообщений

2) М. Вебер о протестантской этике

3) Роль науки и техники в культуре ХХ – ХI вв

4) Постмодернизм в культуре XX – начала XXI в

5) Авангард и традиции в современной культуре

Контрольные тесты

1. Характерной чертой западного типа культуры является…

а) фатализм

б) рационализм

в) коллективизм

г) стремление к постоянству и стабильности

2. Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, называется…

а) европоцентризм

б) антропоцентризм

в) западничество

г) социоцентризм

3. Характерной чертой культуры античной Греции является…

а) элитарность

б) агональность

в) символизм

г) догматизм

4. Индульгенцией называется…

а) процесс реформирования католической церкви

б) религиозный обряд в католичестве

в) бумага, дарующая отпущение грехов

г) борьба против реформирования католической церкви

5. Библию с латыни на немецкий язык перевел…

а) Цвингли

б) Ж. Кальвин

в) М. Лютер

6. Представителями протестантизма являются…

а) люди, протестующие против церковной реформы

б) люди, протестующие против чего-либо

в) представители средневекового искусства

г) приверженцы ветви христианства

7. Учением деизма является…

а) учение о Божественном предопределении человеческой жизни

б) учение М. Лютера и Ж. Кальвина

в) направление в средневековой церковной живописи

г) учение о Боге, как о творце, после чего, он не вмешивается в земную жизнь

8. Доминирующая роль христианской церкви характерна для…

а) античной культуры

б) средневековой культуры

в) культуры эпохи Просвещения

г) культуры Ренессанса

9. Барокко - это…

а) течение в модернизме

б) архитектурное направление 20-х гг. ХХ в., разработавшее принципы постройки общественных зданий с помощью железобетонных конструкций, строго геометрических, упрощенных форм

в) основное стилевое направление в художественной культуре Европы конца ХV1-середины ХV111 вв., тяготеющее к торжественности, пышности и многообразию форм

10. Классицизм - это:

а) направление в художественной культуре начала ХХ в. противостоящее модернизму

б) стиль в живописи

в) направление в художественной культуре ХVII - начала X1Х в., обращенное к античному искусству как к эстетическому эталону

11. Художественное направление в культуре XIX века, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей её полноте и разнообразии называют…

а) романтизмом

б) экспрессионизмом

в) реализмом

г) барокко

12. Для культуры постмодернизма характерны… (не менее двух вариантов)

а) отрицание традиционной культуры

б) эклектика, смешение и сосуществование всех жанров, стилей и направлений

в) отрицание массовой культуры

г) регулирование культурных процессов со стороны государства

Художественная культура мусульманского Востока. Творцу молитесь; он могучий, Он правит ветром, в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень. Он милосерд; Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету. И да падет с очей туман. А.С. Пушкин.


Мусульманский Восток. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.


Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. С этого года начинаются мусульманские летописи. С этого года начинаются мусульманские летописи.


Арабский халифат. Первый руководитель – Мухаммед. Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.


Коран («чтение»). Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.


Общие положения Корана Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний и главный пророк – Мухаммед. Последний и главный пророк – Мухаммед. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.


Практические обрядовые заповеди ислама. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.


Какие течения выделились в исламе? Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Сунниты (от араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым. Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины. Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный мусульманин.




Мечеть Омара была построена в гг, в период правления халифов из рода Омейя. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.


Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Мавританский стиль. Соборная мечеть в Кордове. Соборная мечеть в Кордове. Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.



Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация ,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • книжная выставка по теме,
  • структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

1 из 24

Презентация - Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2 части)

Текст этой презентации

Художественная культура Исламского Востока: ЛОГИКА АБСТРАКТНОЙ КРАСОТЫчасть 1.
Амурская область, Бурейский р-он
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МХК МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Рогудеева Лилия Анатольена составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г. 2015 год

Арабский халифат
После того, как был написан Коран, распространение ислама по Аравийскому полуострову происходило чрезвычайно быстро и уже к 30-м годам VII века привело к созданию единого феодально-теократического арабского государства - Арабского Халифата. Пророк Мухаммад и его последователи, "четыре праведных халифа" сосредоточили в своих руках всю религиозную и светскую власть и создали небывалых размеров теократическую державу.

УЧЕНИЯ ОБ АЛЛАХЕ
Пророк Мухаммед (570-632 г.г.)– основатель новой религии. Ислаам – покорность, подчинение, вера мусульман в бога Аллаха. Мусульмане – предавшие себя Аллаху. Каран – чтение вслух – запись откровений, полученных Мухаммедом от бога. Сунна – сборник рассказов о жизни Мухаммеда Арабский язык – язык международного общения Шариат – правила поведения мусульман Хадж – паломничество мусульман в Мекку Кааба – главная святыня мусульманского мира Политеизм – многобожие, язычество Монотеизм – единобожие Калиф – глава мусульманского государства Эмир – управляющий определённой областью халифата. Сирия, Иран, Ирак, Афганистан, Южная Испания

Пять столпов ислама
исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост

Арабская архитектура
Мечети - Минареты - Медресе - Мавзолей Дворцы Крытые рынки

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Мечеть Куббад ас Сахра. Иерусалим

Мечеть
Кул Шариф

Бандар Сери Багаван
В этих сооружениях воплощено чувство покоя, равновесия с природой, единения с вечностью.

Мечеть Джумейра: Известная мечеть ОАЭ
Огромное значение для формирования художественного образа мечети имело само пространство, не заполнен ное рукотворными предметами.

Мечеть шейха Зайеда в Абу-Даби
Эти «божественные пустоты» символизировали присутствие духовного начала в помещении храма. Цветные изразцы, сверкающие чистыми красками на стенах мечети, придавали ей изысканную красочность.

Минарет Ислам-Ходжа
Башни, с которых верующих призывали к молитве

Минарет
Минарет Аль- Мальвия

Медресе

Дворец Альгамбра

Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам.

Ее основные постройки (XIV в.) сгруппированы вокруг открытых дворов - Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.

Ниша с орнаментом.
Миртовый двор дворца Комарес

Арабская архитектура

Шедевры Исламской архитектуры
Тадж - Махал

Биби - Ханым

Шедевры Исламской архитектуры
Кааба – главная святыня мусульманского мира

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Охарактеризуйте памятники мавританского искусства, которые вам запомнились. Составьте сообщение о поэзии Рудаки, Фирдоуси, Хаяма, Саади, Хафиза и Низами. Расскажите о высокоразвитом декоративно-прикладном искусстве мусульманского Востока. Сохранилась ли эта традиция в наши дни? Почему в художественной культуре мусульманского Востока ценилась книжная миниатюра? Каковы канонические установки, служащие ориентирами исламской архитектуры? Расскажите о мечетях и минаретах. Почему орнамент получил в исламском искусстве столь глубокое развитие? Что он выражал?

краткое содержание других презентаций

«Культура мусульманского Востока» - Рамадан – месяц священного поста. Шахадатайн 2. Намаз 3. Закят 4. Сыям 5. Хадж. Символом ислама многие считают изображение полумесяца и пятиконечной звезды. Персидские ковры. Купол мечети. Мусульманский Восток. Медресе Улугбека и мавзолей Тимура стал одновременно учебным заведением. И да падет с очей туман. Мечеть султана Ахмеда. (Голубая мечеть) Стамбул. Стена и балкон мечети Омара. В цепи человек стал последним звеном, и лучшее все воплощается в нем.

««Куликовская битва» 10 класс» - Более поздние исследователи. Войско Мамая. Эпизод с благословением войска Сергием. Схема Куликовской битвы. Память. Полк правой руки, сформированный в Коломне во главе с Владимиром. Татары смешались и обратились в бегство. Ход сражения. В XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена. Последствия. Была предложена концепция об участии в сражении конных соединений. После битвы. Куликовская битва (1380).

«Владимир Красное Солнышко» - Крещение. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно. Содержание. Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк. Происхождение и воспитание. Владимир «красное солнышко». Семья и дети. Княжение в Новгороде. Последние годы. Киевское княжение.

«Русская культура второй половины 19 века» - 3. Литература. С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Левитан. ("Алеко", "Утёс"). Основоположник русской драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). 1.Назовите фамилии учёных. ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"). Менделеев. 2. Просвещение. 2.Назовите фамилии учёных. 5. Театр и Музыка. Географ. Яблочков. ("Снегурочка", "Садко"). Ответ: 3.Назовите автора картин. ("Жар-птица", "Петрушка").

«Переселение греков из Крыма» - Библия, привезённая из Крыма (из фондов Мариупольского музея). Митрополит Игнатий – вдохновитель и организатор переселения. Причина необходимости переселения. Одиссея крымских греков. Карта переселения греков из Крыма в Приазовье. Мариуполь. Знаете ли вы. Крымские греки. Скульптура гречанки (из фондов Мариупольского музея). Цель работы.

«История Раннего Средневековья» - Рим и варвары. Церковь раннего Средневековья. Папское государство. Мир варваров. Периодизация. Чехия. Государства раннего Средневековья. Средние века. Раннее Средневековье. Возвышение Карла.