Основной конфликт пьесы м горького на дне. Драматургия М.Горького и поэтика "новой драмы"

В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Главный конфликт, положенный в основу Пьесы «На дне», - это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована. Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей - капиталистов и рабочих - мы видим в Пьесе «Враги». Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.

Конфликт в Пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес - в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», - писал Горький.

Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,- учил великий художник.

Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям. Но отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях. В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.

«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

С этим связано высокое Мастерство речевой характеристики в Драматургии Горького . Знаменательно, что в Пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и Актера. Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет., сегодня- добрый, завтра - злой». «По-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все прыгают».

В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии. «…По сцене мое имя - Сверчков-Заволжский… - говорит он, - никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите- он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.

Так же сложна и выразительна речевая характеристика Барона. В прошлом аристократ, а теперь искалеченный жизнью бездомный босяк, он соединяет в своей речи барскую спесь и подавленность выбитого из жизненной колеи бродяги. Отсюда повелительный тон в его репликах, отсюда же и бессвязные фразы растерянного, не понимающего жизни человека.

Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова. Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина - определенный и патетический: «Человек- это звучит гордо!», «Ложь - религия рабов и хозяев» и т. д. Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле - лишние…»

Таким образом, Пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитии Драматургии , выявив новые возможности изображения человека в драме.

Скачать критическую статью »Драматургическое мастерство Горького»

В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Горький был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», - это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована. Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей - капиталистов и рабочих - мы видим в пьесе «Враги». Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес - в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», - писал Горький.

Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,- учил великий художник.

Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям. Но отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях. В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.

«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького . Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и Актера. Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет., сегодня- добрый, завтра - злой». «По-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все прыгают».

В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии. «…По сцене мое имя - Сверчков-Заволжский… - говорит он, - никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите- он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.

Так же сложна и выразительна речевая характеристика Барона. В прошлом аристократ, а теперь искалеченный жизнью бездомный босяк, он соединяет в своей речи барскую спесь и подавленность выбитого из жизненной колеи бродяги. Отсюда повелительный тон в его репликах, отсюда же и бессвязные фразы растерянного, не понимающего жизни человека.

Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова. Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина - определенный и патетический: «Человек- это звучит гордо!», «Ложь - религия рабов и хозяев» и т. д. Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле - лишние…»

Таким образом, пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитии драматургии , выявив новые возможности изображения человека в драме.

«НА ДНЕ»

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое -социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут,по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер(обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ,слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 года),Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб,крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука,жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее.Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д.Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера,то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности,отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов(резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-тогнилые…» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла.Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает,что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь,надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит«правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник,утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае,именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке,который он произносит, подражая голосу своего оппонента(принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив,почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном.Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека»

В начале 900-х годов Горький обращается к драматургии. Интересу Горького к ней во многом способствовало и его сближение в это время с труппой Московского Художественного театра. Влияние было взаимным. Первым произведением Горького-драматурга была пьеса «Мещане» (1901). Основной конфликт пьесы Горького – столкновение мира мещан-собственников с противостоящим ему лагерем Нила, буржуазной идеологии и этики с новыми взглядами на мир и человека, формирующимися в среде передовой демократической интеллигенции. Разделение сил происходит в пьесе не по признакам поколений, а по признакам социальным и идейным. Конфликт отцов и детей отодвинут на второй план более того, он несущественный, временный. Горький подчеркивает внешний, комический его характер. Горький утверждал, что критика мещанства с позиций индивидуализма на данном этапе развития русской демократии и русской демократической мысли, в сущности, включалась в борьбу против освободительного движения, против подлинного социального раскрепощения личности. Пьеса «Мещане» обычно сопоставляется с «Тремя сестрами». Тема мещанства и напряженного ожидания будущего – в центре обеих пьес. Но если в пьесе Чехова мещанство наступает, то в горьковской пьесе складывается другая ситуация: активно наступает на весь уклад жизни новая сила – новые люди, у которых мечта о будущем опирается уже на реальные основания в настоящем. В области драматургической формы Горький, автор «Мещан», следует за Чеховым: отказывается от интриги, необычных ситуаций. Конфликты в пьесе зреют в повседневном течении самой жизни. Но Горький обнажает расстановку социальных сил, противостояние идейных концепций. Основной конфликт «Мещан» отчетливо выражен в идейной борьбе. В образе Нила Горький хотел показать тип русского рабочего человека, который жадно тянется к знанию, участвует в кружках, читает газеты и книги. Действующие лица пьесы характеризуются Горьким в связи не только с их общественной позицией, но и с их философскими и эстетическими взглядами. Нил исполнении радостного мироощущения, оптимизма. Он верит в человека, в его разум, созидательные возможности. Оригинальная фигура виделась критику Михайловскому лишь в Тетереве, ибо, по мысли Михайловского, Тетерев ближе всего сердцу автора.

Вторая пьеса Горького «На дне». Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравственные проблемы времени. Идеологическая злободневность сразу привлекла к пьесе внимание русской общественности. Тематически пьеса завершает цикл произведений Горького о босяках. Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 90-900-х годов. Горький утверждал, что общество, исказившее человеческое, существовать не может. С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе уже политическое звучание, органически связана основная проблема пьесы и одна из «сквозных» во всем творчестве Горького – проблема гуманизма. Горький всегда выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. Носителем идее утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. В пьесе «На дне» проявилось драматургическое новаторство художника. Использую традиции классического драматургического наследства, прежде всего чеховскую, Горький создает жанр социально-философской драмы, вырабатывая свой драматургический стиль с его ярко выраженными характерными особенностями.

Горький создал драматическое произведение нового типа. Особенность пьесы в том, что движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события пьесы определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке, вопросу, вокруг которого и происходит спор, столкновение позиций. Поэтому центр действия в пьесе не остается постоянным, он все время смещается. Возникла так называемая «безгеройная» композиция драмы. Структурная особенность горьковской драмы состояла в перенесении акцента с событий внешнего действия на постижение внутренней содержательности идейной борьбы. Поэтому узел внешних событий развязывается Горьким не в последнем, четвертом акте, а в третьем.

В 1904-1905 гг. Горький пишет пьесы «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905). Центральная проблема пьес – интеллигенция и народ, интеллигенция и революция . Вновь, как и впьесе «Мещане», Горький противопоставляет в «Дачниках» два лагеря русских интеллигентов: в одном – «дачники», в другом – люди трудовой психологии, наследники гражданских идеалов революционного прошлого. Проблема отношений интеллигенции и народа, интеллигенции и революции стала ведущей в другой пьесе Горького этого цикла – «Дети солнца». Здесь изображена другая прослойка русской интеллигенции – это люди науки и искусства, искренне преданные своему делу и искренне заблуждающиеся в общественных вопросах жизни. Летом того же 1905 года Горьким написана третья пьеса этого цикла – «Варвары», в которой драматург на новом материале разработал тему, намеченную еще «Фоме Гордееве», - тему противоречий буржуазного прогресса и цивилизации.

«На дне» М.Горького как социально-философская драма .

В пьесе «На дне» важна не философская проблематика, а социально-бытовая картина, запечатлевшая отдельные стороны русской действительности начала 900-х годов. «На дне» - философская драма, и в ней все имеет значение постольку, поскольку помогает решению философских проблем. «На дне»: ее основная тема – правда и ложь. Ее главные герой – странник Лука, «старец лукавый». Он является, чтобы обольстить обитателей «дна» утешительной ложью о существующем где-то царстве добра. При нем легче не только жить, но и умирать. После его таинственного исчезновения жизнь опять становится злой и странной. Горький противопоставлял Луке некоего Сатина, олицетворяющего пробуждение пролетарского сознания. Сатин и есть, так сказать, официальный резонер пьесы. Положительный герой менее удался Горькому, нежели отрицательный, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям.

Ночлежка Костылева – это не столько ночлежка, сколько тип жизни. Раскрывая важнейшую особенность подобного типа жизни, Горький отмечал, что босяк страшен невозмутимым отчаянием своим, тем, что он сам себя отрицает, извергает из жизни. Отчаяние порождено безверием.

Сатин во многом является разрушителем. Он внушает Пеплу мысль об убийстве Костылева. Препятствует попыткам Актера уйти из ночлежки. В «философствующем шулере» ярко выражены мефистофельские начала. Сатин резок, груб, насмешлив, самоуверен, дерзок, скептичен до цинизма, порой жесток по отношению к окружающим и не выдвигает никаких позитивных идей вплоть до последнего акта. Таким образом, Костылевская ночлежка, «дно – это мир, созданный другим богом. Творцом, «идеологом» этого мира и является Сатанаил-Сатин.

Явление Луки во втором акте композиционно связывает второй акт с третьим. Здесь «явление» Луки закономерно, идейно оправдано: именно в третьем акте излагается суть его философии. Причем свои взгляды, убеждения Лука выражает при помощи ярких афоризмов, притч, что подчеркивает распространенность, популярность данных убеждений, их близость к учению Христа. Лука призван, чтобы рассеять мрак ночи, наполнить костылевскую ночлежку добротой, верой, теплом и светом. Однако приход Луки, как пытается убедить автор, не увенчался успехом: он не спас Актера, не уберег Ваську Пепла от преступления. Тем самым Горький стремится доказать несостоятельность оздоровления буржуазного мира средствами гуманизма, добра, духовной гармонизации каждого человека.

Пьеса Горького благодаря своему выразительному финалу, вызывает особое духовное просветление. Этот финал наполнен приветствием новой жизни, обогащенной опытом трагедии. Он показал не столько ощутимые в собственном ряду результаты, сколько потенциальные возможности будущих перемен, их предпосылки в области духа.

Лука борется не с причинами зла, а с их последствием. Другое дело Сатин – Сатана. Выражая многие взгляды Горького, он стремится к истине. Истина же для него – Человек, который становится выше Бога.

Мечта в пьесе часто понимается как ложь, но и ложь может пониматься по-разному. Открываются разные степени веры и безверия (веры в людей, в их способность избавиться от несчастий и найти дорогу к настоящей жизни – и неверия в них).вера персонажей пьесы имеет ряд последовательных градаций – от веры в бога, в загробную жизнь, в религиозные чудеса до веры в Человека.

В пьесе дана многообразная галерея обитателей «дна», попавших сюда буквально со всех социальных этажей – из аристократии, из трудовой интеллигенции, из ремесленников, крестьян, пролетариев.

«На дне» - прение о правде. Здесь все – разные люди, мировоззрения идут на штурм правды. И здесь критерием истины является человеческое существование. Человек – в центре всего. Это под влиянием идей ницшеанства. Поэтому у каждого человека есть своя правда, он сам себе закон – он – в центре всего. Лука лишь помогает людям осознать, что они сверхлюди, и их истина – есть истина главная, единственная. Правда, у каждого своя. «Сама постановка вопроса о том, что у мышления истин и фактов есть фундамент, сразу сбивала спесь с царства самоудовлеющей логики, ибо решительно заявляла о том, что не истина существует, с к-й должно человечество и люди сверяться и искать ее, - но человечество в своей жизни творит и свергает истины, подобно тому, как оно творит и свергает все факты, всех богов и ценности». Человек – венец истины. И Лука здесь представлен как идея, его ставят в центр, потому что он принес веру в человека и его логику, ведь человек – мерило всего.

Поэтому Гачев считает, что главный конфликт НЕ между Лукой и Сатином. И в этом его новаторство.

Проблема, конфликт: логика вещей и логика человека .

Логика вещей – Костылев, Василиса (им требуются документы, подтверждение статуса).

Логика человека – Лука и Сатин (Лука – странник, он не принадлежит миру вещей, он свободен, в этом его истина). В логике человека – опора на ницщеанство.

Ложь же – религия рабов и хозяев, религия логики вещей. Т. К. в ней человек не самоценен, он подменяется своим положением, статусом, документами. Правда – религия истины, логики. Поэтому Сатин и Лука одно целое (речь Сатина в поддержку Луки после его исчезновения).

Мир «Дна» - мир голого человека. Здесь не действует логика вещей. И человек свободен – он истинен. «Дно» - «царство не от мира сего, царство свободы». Жители дна живут как небожители – играют, пьют, размышляют. У героев нет имен, только клички, потому как имя привязывает человека к логике вещей.

Клещ дан в процессе эволюции. Он считает всех ниже его, хочет работать, чтобы принадлежать логике вещей. Работать, чтобы зарабатывать – рабство. Работать для удовольствия – свобода (Сатин).

В притче о Праведной земле выявилось бессилие логики вещей понять бытие человека.


Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение «человека и народа», отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности. Кроме того, в произведениях Горького присутствуют черты, характерные для жанра философской драмы. Наиболее яркое свое отражение они нашли в пьесе «На дне», которая была написана в 1902 году.

Именно в этом произведении Горькому удалось соединить реальные судьбы людей и отвлеченные философские понятия.

За внешним конфликтом произведения четко прослеживается конфликт внутренний, который становится основным и помогает наилучшим образом раскрыть характеры героев, а, кроме того, способствует наиболее глубокому восприятию основного смысла пьесы. Внешний конфликт показан через любовный треугольник (Наташа – Пепел – Костылевы). Но эта интрига является лишь фоном для развития действия, основанного на внутреннем философском конфликте (Лука – ночлежники - Сатин). Именно внутренний конфликт становится основой драматургического действия. Основан этот конфликт на философских рассуждениях обитателей ночлежки о Человеке и его возможностях.

Писателя очень глубоко волновала мысль о том, каким должен быть настоящий Человек, кем он является на этой планете. Однажды в своем письме к Чехову Горький заметил, что очень сложно любить, помогать и жалеть «дрянных мошек с кишками», каковыми являются все люди. Но вместе с тем, в Горьком жила непоколебимая вера в Человека, а также в его силу духа. Писатель называл Человека самым лучшим, сложным и интереснейшим существом на Земле. Авторские размышления о сущности Человека, об его нравственности и духовном мире стали основой внутреннего конфликта пьесы.

В произведении запечатлено пробуждение человеческой души, пускай частичное, совсем несмелое. Высказываясь в резкой форме, Бубнов говорит о себе и о других ночлежниках, выражая их общую особенность: оказавшись на «дне», люди лишаются всех атрибутов цивилизованной жизни, остается «один голый человек», такой, какой он есть. Может быть, именно поэтому босяков тянет к каким-то общим принципам и понятиям. Автор называет их «философами поневоле», эти несчастные люди еще способны мечтать о более светлом будущем. Клещ хочет добиться успеха трудом, Настя мечтает о любви, как о спасении, Наташа ждет героя, Анна молится Богу. В простых и наивных суждениях босяков скрываются ответы на самые сложные вопросы о природе и судьбе человека.

Есть в пьесе и другой тип персонажей. Сатин, Барон и Бубнов смирились с собственным положением шулеров и не стремятся что-то менять в своей судьбе. Они глубоко рассуждают о смысле жизни, тоскуют по правде и воле. Эти герои от природы наделены живым умом, но не стремятся к действию.

В конце второго акта пьесы появляется старец Лука. Это умный и незаурядный человек, имеющий громадный опыт и живой интерес к людям. Он стремится понять каждого человека, видит не только ошибки других людей, но способен разглядеть и их светлые качества. Лука не просто жалеет людей, он верит в них, искренне хочет помочь каждому.

Однако позиция Луки такова, что он готов принять любую жизненную ситуацию и приспособиться под нее. Лука пассивно ждет блага, не пытаясь исправить конкретное положение вещей. Он предлагает ночлежникам свою помощь, которая просто помогает им приспособиться к нужде и несчастьям. Лука дарит людям призрачную надежду на то, что все само собой наладится. Когда же происходит крах этих иллюзий, старик незаметно исчезает.

В последнем действии пьесы раскрываются все последствия пережитого. Горького особенно интересует брожение ленивых мыслей ночлежников, поэтому с особой силой в последнем действии ставится вопрос о Человеке. Конечно, герои пьесы не стали другими в один момент, просто автор показал их болезненные раздумья, которые, между тем, ничего не изменят в их жизни. Однако значение их слов от этого не уменьшается, ведь они так долго копились в людских душах.

Особенным образом звучат слова Сатина о Человеке. Это своеобразный гимн человеческим возможностям и достоинству. Несмотря на то, что Сатин обычно равнодушен к людям и их несчастьям, он твердо убежден, что Человек – это сильное и мудрое существо, достойное уважения. Сатин выступает против спасительной лжи, которой пользовался Лука. Он считает, что правда – это единственный Бог свободного человека. При этом Сатин понимает, что его слова не относятся к конкретным обитателям ночлежки, ведь эти люди не способны бороться за свою честь и достоинство. Для Сатина Человек – это абсолютно все люди на планете.

В этом заключается основной нравственный смысл пьесы. Порой жизнь бывает жестока к людям, вынуждая их подчиняться и терпеть унижение. Но изначально человек создан был высоким и гордым существом. Только ему по силам изменить мир к лучшему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-11-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.