Сокровенный Гоголь: призвание писателя. Сочинение по литературе на тему Герой Российской Федерации — Паньков Михаил Анатольевич (5 класс)

СОЧИНЕНИЕ

« Как хорошо проснуться до рассвета,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что вертится планета,
Как хорошо на свете без войны!»
А. Меньшиков

В селе Слобода живет семья Паньковых: Паньков Анатолий Михайлович – единственный ныне здравствующий в нашем поселении ветеран Великой Отечественной войны и Панькова Ольга Павловна - ветеран педагогического труда. Имя их сына известно на всю страну. Паньков Михаил Анатольевич носит высокое звание Герой Российской Федерации. Родился он двадцатого июля тысяча девятьсот пятьдесят второго года. Окончил школу в селе Буй. По воспоминаниям учителей Буйской школы Анатолий был спокойным,отзывчивым учеником. После окончания школы работал в совхозе. От отца и матери унаследовал здоровье, трудолюбие, ум и человечность.
Он прошел все ступени нелегкой военной карьеры. В тысяча девятьсот семьдесят третьем году закончил Саратовское высшее военное училище ВВ МВД СССР, после чего работал на должностях командира взвода, роты, батальона, полка и дивизии Внутренних войск. Закончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, а затем – Военную академию Генерального штаба. С тысяча девятьсот девяносто пятого года работал первым заместителем начальника Главного штаба внутренних войск МВД РФ. Одновременно с тысяча девятьсот девяносто пятого по тысяча девятьсот девяносто шестой годы был командующим группировки внутренних войск в составе группы федеральных войск в Чечне. Принимал участие в Первой Чеченской войне. С тысяча девятьсот девяносто восьмого года был заместителем Главнокомандующего ВВ МВД РФ по чрезвычайным ситуациям.
После вторжения банд Басаева и Хаттаба в Дагестан в августе тысяча девятьсот девяносто девятого года был назначен командующим группировки Внутренних войск на Северном Кавказе. Лично руководил операциями войск, в том числе в Новолакском районе Дагестана, где Внутренние войска освободили четырнадцать сел, уничтожили в боях триста тридцать семь боевиков, захватили в плен сорок восемь боевиков. Были захвачены четырнадцать минометов, восемь зенитных установок, четыре склада боеприпасов и еще два склада были уничтожены. С октября тысяча девятьсот девяносто девятого года воевал уже на территории Чеченской республики. До конца года подразделения Внутренних войск МВД заняли в Чечне восемьдесят сел и провели сто тридцать шесть спецопераций. В бою за освобождение села Знаменское четырнадцатого октября тысяча девятьсот девяносто девятого года командный пункт подвергся атаке крупных сил боевиков и был окружен. Анатолий Михайлович лично руководил боем по отражению атаки, в котором бойцы вынудили противника к бегству. В декабре тысяча девятьсот девяносто девятого – январе двухтысячного года участвовал в штурме Грозного.
За проявленное мужество в боях и умелое руководство восками в борьбе с террористическими формированиями на Северном Кавказе Указом исполняющего обязанности президента Российской Федерации от одиннадцатого января двухтысячного года генерал-лейтенанту Панькову Михаилу Анатольевичу присвоено звание героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». В феврале двухтысячного года Михаилу Анатольевичу Панькову присвоено звание «генерал-полковник».
Имеет ордена « За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» третьей степени, « За военные заслуги».
Далеко забрасывал его служебный долг. Несколько лет тому назад приезжал на свою малую родину, навестил родную школу, встретился с учителями и учениками. Малая родина - частичка нашей большой необъятной страны. Михаил Анатольевич – Сын с большой буквы своего отца. И цель отца и сына одна: защищать нашу родину. Преемственность поколений продолжается…Мы гордимся тем, что рядом с нами живут такие герои. И пока на земле есть такие люди, как наши земляки, никакой враг нам не страшен.
«Пусть победили мы когда-то,
Но у войны кровавый след,
И отмечая наши даты,
Мы новых не хотим побед.
Такой была большой цена…
России не нужна война!»
Петр Давыдов
Администрация МО «Бичурский район»
МБОУ «Посельская средняя общеобразовательная школа»
Сочинение
«Герой Российской Федерации - Паньков Михаил Анатольевич»

Номинация: Лучшее литературное творчество
2015


Приложенные файлы

Повесть Гоголя «Портрет » делится на две части. В первой говорится о неком молодом художнике Чарткове, увидевшем портрет старика в каком то захолустном магазинчике, и этого живописца зацепили глаза старика, они были настолько выписаны, что казались просто живыми. На последние деньги он купил этот портрет, и принеся его домой ему показалось, что старик, изображенный на портрете, сам полностью живой и вот-вот вылезет из портрета. Между тем у Чарткова была мечта - разбогатеть и стать модным живописцем. И в эту же ночь ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. На следующее утро он и вправду находит деньги. И после этого момента его дела идут в гору, он и вправду становится модным художником, но его работы лишаются индивидуальности, и как последствие, художник лишается таланта. Однажды его просят раскритиковать картину одного молодого художника, и Чартков видит талант молодого художника и в ужасе понимает, что променял талант на деньги. И тут он начинает скупать все картины талантливых художников с целью уничтожить их. Все это время ему мерещатся глаза старика. Вскоре он умирает ни оставив после себя ничего.

Вторая часть рассказывает об аукционе на котором продается эта картина. Многие хотят ее купить, но один человек говорит, что портрет должен достаться ему, так как он давно его искал. Человек, купивший портрет рассказывает невероятную историю. Давным-давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Однажды ростовщик попросил художника, отца покупателя, изобразить его. Но чем дольше художник рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

. «Портрет» – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека . Автор использует традиционный мотив: деньги, богатство в обмен на душу . Повесть затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое) . В этом произведении мы встречаемся с тремя живописцами: это молодой Чартков , иконописец и его сын.

О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Герой повести «Портрет» - молодой одаренный художник Чартков - беден. Гоголь рисует неприхотливый быт художника, скудную обстановку его жилья, ветхое платье. в его характере, как проницательно подметил профессор живописи, учитель Чарткова, есть нетерпение, он склонен поддаваться чарам, соблазнам

В обычной жизни слабости принимают иной вид: его «уже начинает свет тянуть», на шее повязан «щегольской платок», а на голове красуется «шляпа с лоском». Ему хочется кутнуть, щегольнуть. Но до поры до времени «он мог взять над собою власть», пока не произошел случай, круто повернувший его судьбу.

Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько "картинок" и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности. И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку. Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия.

Почему же деньги оказались сильнее таланта художника То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает.

Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру . Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса. Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода. Он, получив от отца просьбу найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион.

В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона. Мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором - путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые» . Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» .

Гротесковое, фантастическое начало присутствует и в повести «Портрет», которая вошла в сборники «Арабески» и «Петербургские повести» и считается наиболее романтической. В ней встает несколько проблем: нравственной ответственности художника перед собой и искусством, зависимости таланта от моды и денег , а также дьявольской сущности искусства .

Выразительной параллелью, проясняющей мысль Гоголя, служит один эпизод из второй части. Пришедший к художнику (отцу рассказчика) ростовщик сказал ему: «Нарисуй с меня портрет. С необыкновенным рвением он принялся за работу, но, нарисовав глаза, не мог докончить портрета, почувствовав «тревогу непостижимую». С тех пор он изменился. Однажды он принялся писать новое полотно. Все единодушно предрекали ему победу в конкурсе, как «вдруг один из присутствовавших членов, если не ошибаюсь, духовная особа, сделал замечание, поразившее всех. «В картине художника, точно, есть много таланта,- сказал он,- но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Все взглянули и не могли не убедиться в истине сих слов».

Овладевшее душою дьявольское наваждение непроизвольно и как бы незаметно для самого художника (и человека) проникает в его произведения. И никакой талант не может изменить кощунственного содержания. Напротив, талант всемерно раскрывает смысл нечистых побуждений, хотя для неопытного или «околдованного» взгляда такой смысл может оставаться непроясненным. Сама по себе одаренность еще ничего не говорит о человечности или бесчеловечности искусства. Гуманность, по мысли Гоголя, содержится в сердце, в чувствах, в натуре художника. Но вследствие этого трудно различить человеческое (на языке Гоголя - христианское, Божественное) и нечеловеческое, дьявольское, демоническое: то и другое может быть изображено искусно и мастерски.

Художник превратился в ненавистника искусства, уничтожающего произведения своих талантливых собратьев. Демоническое (Гоголь сравнивает взгляд Чарткова со взором василиска, а его с гарпией, отравляющей все вокруг, с демоном, ненавидящим и презирающим мир) начало растет и ширится, приобретая фантастические размеры: портрет «двоился, четверился в его глазах: все стены казались увешаны портретами, вперившими в него свои неподвижные, живые глаза». Довершают разрушение личности болезнь, припадки бешенства и ужасная смерть.

Фантастическое, выявляющее страшную власть демонического начала, служит у Гоголя предупреждением о необходимости хранить духовность, серьезно и ответственно относиться к нравственным достоинствам и гуманистическому содержанию личности.

Итак, начав писать ради денег светские портреты и став тем самым модным художником, Чартков преисполнился злобой и завистью ко всему прекрасному и в припадках безумия начал уничтожать произведения искусства.

Таким образом, социальная проблема золота, которое губит художника, осложняется в повести собственно эстетической проблемой: цели и назначения художника. Поэтому Гоголь прибегает к приему «сравнительного жизнеописания», дав, по контрасту с историей Чарткова, историю художника-схимника, осознавшего высокую религиозную сущность искусства и наставляющего в финале своего сына: «Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского, во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны, во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства».

По контрасту к истории Чарткова развертывается предыстория портрета. С другим художником происходят те же превращения: он тоже почувствовал зависть к ученику. Но, в отличие от Чарткова, он понял тайные причины своего падения и освободился от власти портрета. Причину он отыскал в себе самом, хотя она пришла к нему извне вместе с ростовщиком, заказавшим свое изображение. Однако художник принял заказ, как бы впуская демонское начало в свою душу, и, следовательно, возложил на себя полную ответственность за необдуманный поступок.

ИДЕТ УРОК… Н.А. Толстых «КТО ЗАКЛЮЧИЛ В СЕБЕ ТАЛАНТ, ТОТ ЧИЩЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУШОЮ» ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ» В 8-ОМ КЛАССЕ 1 Программа по литературе для 8-ого класса, составленная А. Кутузовым, отводит на изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет» два часа. Это одно из ключевых произведений, в котором автор высказывает свои самые сокровенные мысли, но, к сожалению, довольно часто внимание восьмиклассников бывает сосредоточено лишь на фантастичности завязки и занимательности сюжета. Именно поэтому необходима серьезная и глубокая работа с текстом, аналитическое чтение должно стать ведущим на этих уроках. Урок первый. «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил». (Судьба художника Чарткова). В начале урока даются общие сведения о произведении: повесть была написана в 1835 году и вошла в сборник «Арабески». Позже, в 1842 году, Н.В. Гоголь возвращается к ней, вносит изменения, и появляется ее вторая редакция. Эти семь лет работы над повестью отразили напряженные раздумья автора о предназначении художника и мере его ответственности за талант. На первом уроке обращаем внимание учащихся на двухчастную композицию повести и работаем над первой частью. Задавая вопросы по ее содержанию, мы постепенно выстраиваем представление о главном герое – художнике Чарткове (портретная характеристика, среда, образ жизни). На этом этапе урока учащиеся хорошо справляются с заданиями, привлекают текст, делают верные выводы: творческий человек, талантливый художник Чартков живет в бедном районе, терпит нужду, материальные лишения. К чему это ведет? Он вынужден думать не о творчестве, а о том, как расплатиться с долгами и что завтра есть. Постоянная нехватка денег ограничивает его свободу. – Каким образом Чартков становится богатым? Совершенно фантастическим способом он получает тысячу червонцев. (Здесь достаточно ограничиться простым пересказом эпизода одним из учеников). – Как же герой распоряжается полученным богатством? «Горячая юность» хочет «получить от жизни все», и Чартков тратит деньги на модную одежду, вкусную еду, переезжает в новую квартиру на Невском проспекте… Вряд ли такое поведение молодого человека заслуживает категорического осуждения. Но в доступности многого, что можно приобрести за деньги, кроется огромное искушение. И вот Наталья Анатольевна Толстых – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 163 (г. Екатеринбург). уже Чарткову кажется, что можно купить все, даже известность, не прикладывая к этому особых усилий. Зачем работать, испытывать муки творчества, мечтая о славе? Ведь и она является предметом купли – продажи. – Как Чартков приобретает известность? За деньги в «ходячей газете» появляется заказная статья «О необыкновенных талантах Чарткова». Чтение статьи на уроке помогает учащимся почувствовать такой художественный прием, как авторская ирония, без которой невозможно представить Гоголя. Иронией пронизана похвала художнику, который вынул «счастливый билет из лотереи». И вот уже Чартков в одном ряду с другим «модным» художником по фамилии Ноль. – Какова дальнейшая судьба героя? Он теряет чудесное зрение художника, живопись для него становится ремеслом, она перестает быть чудом. И вот уже вместо человеческой души он видит «только мундиры, да корсет, да фрак». За деньги он исполняет любое желание заказчика: «Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот». – Благодаря чему происходит прозрение Чарткова? Спасло ли оно его? Благодаря картине, привезенной из Италии, «стало ясно даже непосвященному, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы». Понял это и Чартков, но прозрение было слишком поздним. «Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще… все это обратилось в самую ужасную болезнь…» Бешенство, безумие – это расплата за предательство своего таланта. «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывая ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья. Бесчисленные собранные им богатства доставляли ему все средства удовлетворять этому адскому желанию. Он развязал все свои золотые мешки и раскрыл сундуки. Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель». Вот на что потратил он свои богатства. – Кто же виноват в таком трагическом исходе? Некоторым восьмиклассникам ответ на этот вопрос кажется очевидным: загадочный портрет. Ведь и художник Чартков так думает: «Как вспомнил он всю странную его историю, как вспомнил, что некоторым образом он, этот странный портрет, Н.А. Толстых был причиной его превращенья, что денежный клад, полученный им таким чудесным образом, родил в нем все суетные побужденья, погубившие его талант, – почти бешенство готово было ворваться к нему в душу. Он в ту же минуту велел вынести прочь ненавистный портрет». Чартков возненавидел портрет, но не себя самого. Невольно возникает аналогия с романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (роман прочитан учащимися к уроку внеклассного чтения). Пытаясь уничтожить портрет, на котором прекрасное лицо Дориана с каждым омерзительным его поступком становится все ужаснее и безобразнее, герой убивает себя. В романе Уайльда портрет олицетворяет совесть. В повести Гоголя портрету отводится другая роль – роль искусителя, испытывающего человека: сможет ли устоять, сумеет ли сохранить свою душу? Да портрет ли всему причиной? Не сам ли художник виноват в том, что не сложилась его творческая судьба так, как он мечтал в юности? По мысли Гоголя, герой не выдержал испытания богатством и растерял свой талант, разменял его на комфорт, удовольствия и купленную славу. Не устояв перед искушением, он предал талант, которым был одарен, и расплата за предательство – позднее раскаяние, когда ничего уже поправить нельзя, и безумие от осознания непоправимости содеянного. Урок второй. «Талант есть драгоценнейший дар Бога… Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». (Тема призвания художника и роли искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет»). Вторая часть повести оказывается гораздо сложнее для восьмиклассников в плане восприятия, понимания и интерпретации. Здесь не обойтись без комментариев учителя, который должен подвести учащихся к постижению идеи художественного произведения. – Итак, кто же изображен на портрете? Этот вопрос не вызывает затруднений, но следует обратить особое внимание на реплику, характеризующую изображенного на портрете ростовщика: «Дьявол, совершенный дьявол!» Случайна ли эта параллель? Как тот, так и другой способны завладеть человеком безраздельно. – Почему ростовщик обращается к художнику с просьбой нарисовать его портрет? Ростовщик объясняет это нежеланием «умереть совершенно», тем, что «ему нужно присутствовать в мире», то есть сохранить над людьми былую власть. Не означает ли это, что он истово верит в магическую силу искусства, способного подарить бессмертие? – Как идет работа над портретом? Рисуя портрет ростовщика, художник «чувствовал какое-то тягостное, тревожное чувство, непонятное себе самому», «с отвращением писал его, не чувствовал в то время никакой любви к своей работе». Он говорит сыну: «Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив все, быть верным природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, – не 49 чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем». «В душе его возродилось такое странное отвращение, такая непонятная тягость», что «ему сделалось страшно», он бросил кисть и наотрез отказался закончить работу. Но от портрета избавиться не удается: «поутру он получил от ростовщика портрет, который принесла ему какая-то женщина, единственное существо, бывшее у него в услугах, объявившая тут же, что хозяин не хочет портрета, не дает за него ничего и присылает назад». Намерению художника «изрезать его в куски и сжечь» помешал приятель, случайно зашедший в гости. Нет, не так-то просто уничтожить то, что уже существует, чему живописец дал жизнь. Портрет начинает жить своей собственной жизнью, он «ходит по рукам и рассеивает томительные впечатленья, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья». – Как складывается дальнейшая судьба художника? «Ощутительная перемена в характере», зависть к ученику, участие и поражение в конкурсе картин «для вновь отстроенной богатой церкви», смерть близких людей, монашество, пустынничество. – Какую роль сыграл портрет ростовщика в судьбе художника? Работая над портретом, художник ощущает, как «демонское чувство зависти» овладевает им самим. У всех фигур на картине, нарисованной для церкви, «нет святости в лицах; есть даже… что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Значит, не только художник творил портрет, но и портрет творил художника. Создавая портрет в состоянии полного разлада с самим собой, художник взял на душу грех, а грешник не может написать святого. Даже в монастыре, где живописец «строгостию жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил изумил всю братию», на требование настоятеля «написать главный образ в церкви» он отвечает отказом, объясняя это тем, «что он недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу». Ни на кого не взваливая собственной вины за то, что стал орудием зла, художник приходит к пониманию необходимости покаяния. И только поэтому в конце повести перед читателем предстает «прекрасный, почти божественный старец». (Здесь можно сопоставить портреты двух художников: старца монаха и Чарткова перед смертью. «Взор василиска», «чудовище невежества, «свирепый мститель», «страшный демон», «подобно гарпии», «адское намерение» – вот далеко не полный набор изобразительно-выразительных средств, которые помогают понять авторское отношение к Чарткову. Совсем не случайно в начале работы над повестью герой Гоголя носил говорящую фамилию Чертков). – Как композиция повести помогает понять главную идею произведения? В самом начале работы над повестью мы уже отмечали, что она состоит из двух частей, которые связаны таинственными свойствами и историей за- 50 гадочного портрета. Но этого явно недостаточно для того, чтобы объяснить замысел писателя. Две части повести – это не только и не столько рассказ о портрете, это прежде всего антитеза, противопоставление жизненных позиций двух художников, не сумевших устоять перед соблазном. Один из них, Чартков, не был лишен таланта и в молодости подавал большие надежды: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе». Глубоким смыслом наполнены слова профессора, не раз предостерегавшего Чарткова: «…У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь». И художник трудился до полного самозабвения: «Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна». Но он стал союзником дьявола, поддавшись искушению: «Казалось, в нем олицетворился… страшный демон». Ему не удалось спасти свою душу, а искусство без души перестает быть искусством. Гоголь пишет о своем герое: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Но целью и страстью настоящего художника может быть только искусство. Духовная гибель героя предшествовала смерти физической. Другой же живописец, о котором повествуется во второй части повести, пойдя на поводу у дьявола и поняв греховность своего поступка, совершает духовный подвиг, позволивший ему обратиться к евангельскому сюжету Рождества Иисуса. Значит, по мнению автора, человек может оступиться, поддавшись искушению, поскольку он слаб, но это не самое страшное преступление. Человек сам решает, добру он будет служить или злу, и решение это никому не дается легко. Особая же мера ответственности лежит на художнике, который должен нести в мир свет, добро, гармонию, а не разрушать их. В конце повести художник наставляет сына: «Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в ис- Филологический класс, 22/2009 кусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского, во сколько раз творенье выше разрушенья… – во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью… Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса. И уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаешь пятна…» Миссия художника в этом мире сродни миссии божественной, поскольку настоящее искусство исцеляет душу. Религиозное служение искусству – это нравственный подвиг. Повесть Н.В. Гоголя дает богатый материал для размышлений. Автор словно искушает читателя: да не ускользнуло ли от него что-то главное, не увидел ли он лишь то, что лежит на поверхности? Конечно, это так, но не настолько еще велик жизненный и читательский опыт учеников 8-ого класса, чтобы они в полной мере осознали всю сложность и глубину этого писателя. Главный разговор о Гоголе еще впереди. Наша задача состояла в том, чтобы создать на уроке ситуацию необходимости обращения к тексту при ответе на вопросы, решение которых жизненно необходимо как для писателейклассиков, так и для сегодняшних читателей. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос в форме сочинения-рассуждения (на выбор): 1. В финале первой редакции повести страшный портрет ростовщика исчезает у всех на глазах. Во второй редакции портрет оказывается украден. В чем смысл такого финала? 2. Какова, на ваш взгляд, роль искусства в современном мире?

Толстых Наталья Анатольевна 2009

ИДЕТ УРОК..

Н.А. Толстых

«КТО ЗАКЛЮЧИЛ В СЕБЕ ТАЛАНТ, ТОТ ЧИЩЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУШОЮ»

ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИН.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ.» В 8-ОМ КЛАССЕ

Программа по литературе для 8-ого класса, составленная А. Кутузовым, отводит на изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет» два часа. Эго одно из ключевыгх произведений, в котором автор высказывает свои самые сокровенные мысли, но, к сожалению, довольно часто внимание восьмиклассников бытает сосредоточено лишь на фантастичности завязки и занимательности сюжета. Именно поэтому необходима серьезная и глубокая работа с текстом, аналитическое чтение должно стать ведущим на этих уроках.

Урок первый. «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил». (Судьба художника Чарткова).

В начале урока даются общие сведения о произведении: повесть была написана в 1835 году и вошла в сборник «Арабески». Позже, в 1842 году,

Н.В. Гоголь возвращается к ней, вносит изменения, и появляется ее вторая редакция. Эти семь лет работы над повестью отразили напряженные раздумья автора о предназначении художника и мере его ответственности за талант.

На первом уроке обращаем внимание учащихся на двухчастную композицию повести и работаем над первой частью. Задавая вопросы по ее содержанию, мы постепенно выстраиваем представление о главном герое - художнике Чарткове (портретная характеристика, среда, образ жизни). На этом этапе урока учащиеся хорошо справляются с заданиями, привлекают текст, делают верные выводы: творческий человек, талантливый художник Чартков живет в бедном районе, терпит нужду, материальные лишения. К чему это ведет? Он вынужден думать не о творчестве, а о том, как расплатиться с долгами и что завтра есть. Постоянная нехватка денег ограничивает его свободу.

Каким образом Чартков становится богатым?

Совершенно фантастическим способом он получает тысячу червонцев. (Здесь достаточно ограничиться простым пересказом эпизода одним из учеников).

Как же герой распоряжается полученным богатством?

«Горячая юность» хочет «получить от жизни все», и Чартков тратит деньги на модную одежду, вкусную еду, переезжает в новую квартиру на Невском проспекте... Вряд ли такое поведение молодого человека заслуживает категорического осуждения. Но в доступности многого, что можно приобрести за деньги, кроется огромное искушение. И вот

Наталья Анатольевна Толсты1х - учитель русского языжа и литературы! МОУ СОШ№ 163 (г. Екатеринбург).

уже Чарткову кажется, что можно купить все, даже известность, не прикладывая к этому особых усилий. Зачем работать, испытывать муки творчества, мечтая о славе? Ведь и она является предметом купли - продажи.

Как Чартков приобретает известность?

За деньги в «ходячей газете» появляется заказная статья «О необыкновенных талантах Чарткова». Чтение статьи на уроке помогает учащимся почувствовать такой художественный прием, как авторская ирония, без которой невозможно представить Гоголя. Иронией пронизана похвала художнику, который вынул «счастливый билет из лотереи». И вот уже Чартков в одном ряду с другим «модным» художником по фамилии Ноль.

Какова дальнейшая судьба героя?

Он теряет чудесное зрение художника, живопись для него становится ремеслом, она перестает быть чудом. И вот уже вместо человеческой души он видит «только мундиры, да корсет, да фрак». За деньги он исполняет любое желание заказчика: «Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса, кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот».

Благодаря чему происходит прозрение Чарт-кова? Спасло ли оно его?

Благодаря картине, привезенной из Италии, «стало ясно даже непосвященному, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы». Понял это и Чартков, но прозрение было слишком поздним. «Припадки бешенства и безумия начали оказытаться чаще. все это обратилось в самую ужасную болезнь.» Бешенство, безумие - это расплата за предательство своего таланта. «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывая ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья. Бесчисленные собранные им богатства доставляли ему все средства удовлетворять этому адскому желанию. Он развязал все свои золотые мешки и раскрыл сундуки. Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель». Вот на что потратил он свои богатства.

Кто же виноват в таком трагическом исходе?

Некоторым восьмиклассникам ответ на этот

вопрос кажется очевидным: загадочный портрет. Ведь и художник Чартков так думает: «Как вспомнил он всю странную его историю, как вспомнил, что некоторым образом он, этот странный портрет,

был причиной его превращенья, что денежный клад, полученный им таким чудесным образом, родил в нем все суетные побужденья, погубившие его талант, - почти бешенство готово было ворваться к нему в душу. Он в ту же минуту велел вынести прочь ненавистный портрет». Чартков возненавидел портрет, но не себя самого. Невольно возникает аналогия с романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (роман прочитан учащимися к уроку внеклассного чтения). Пытаясь уничтожить портрет, на котором прекрасное лицо Дориана с каждым омерзительным его поступком становится все ужаснее и безобразнее, герой убивает себя. В романе Уайльда портрет олицетворяет совесть. В повести Гоголя портрету отводится другая роль - роль искусителя, испытывающего человека: сможет ли устоять, сумеет ли сохранить свою душу? Да портрет ли всему причиной? Не сам ли художник виноват в том, что не сложилась его творческая судьба так, как он мечтал в юности? По мысли Гоголя, герой не выдержал испытания богатством и растерял свой талант, разменял его на комфорт, удовольствия и купленную славу. Не устояв перед искушением, он предал талант, которым был одарен, и расплата за предательство - позднее раскаяние, когда ничего уже поправить нельзя, и безумие от осознания непоправимости содеянного.

Урок второй. «Талант есть драгоценнейший дар Бога... Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». (Тема призвания художника и роли искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет»).

Вторая часть повести оказывается гораздо сложнее для восьмиклассников в плане восприятия, понимания и интерпретации. Здесь не обойтись без комментариев учителя, который должен подвести учащихся к постижению идеи художественного произведения.

Итак, кто же изображен на портрете?

Этот вопрос не вызывает затруднений, но следует обратить особое внимание на реплику, характеризующую изображенного на портрете ростовщика: «Дьявол, совершенный дьявол!» Случайна ли эта параллель? Как тот, так и другой способны завладеть человеком безраздельно.

Почему ростовщик обращается к художнику с просьбой нарисовать его портрет?

Ростовщик объясняет это нежеланием «умереть совершенно», тем, что «ему нужно присутствовать в мире», то есть сохранить над людьми былую власть. Не означает ли это, что он истово верит в магическую силу искусства, способного подарить бессмертие?

Как идет работа над портретом?

Рисуя портрет ростовщика, художник «чувствовал какое-то тягостное, тревожное чувство, непонятное себе самому», «с отвращением писал его, не чувствовал в то время никакой любви к своей работе». Он говорит сыну: «Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив все, быть верным природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, - не

чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем». «В душе его возродилосы такое странное отвращение, такая непонятная тягосты», что «ему сделалосы страшно», он бросил кисты и наотрез отказался закончиты работу. Но от портрета изба-витыся не удается: «поутру он получил от ростовщика портрет, который принесла ему какая-то женщина, единственное существо, бывшее у него в услугах, объявившая тут же, что хозяин не хочет портрета, не дает за него ничего и присылает назад». Намерению художника «изрезаты его в куски и сжечы» помешал приятелы, случайно зашедший в гости. Нет, не так-то просто уничтожиты то, что уже существует, чему живописец дал жизны. Портрет начинает житы своей собственной жизныю, он «ходит по рукам и рассеивает томителыные впечатле-ныя, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производиты гоненыя и угнетеныя».

Как складытается далынейшая судыба художника?

«Ощутителыная перемена в характере», зависты к ученику, участие и поражение в конкурсе картин «для вновы отстроенной богатой церкви», смерты близких людей, монашество, пустынничество.

Какую ролы сыграл портрет ростовщика в судыбе художника?

Работая над портретом, художник ощущает, как «демонское чувство зависти» овладевает им самим. У всех фигур на картине, нарисованной для церкви, «нет святости в лицах; есты даже, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Значит, не толыко художник творил портрет, но и портрет творил художника. Создавая портрет в состоянии полного разлада с самим собой, художник взял на душу грех, а грешник не может написаты святого. Даже в монастыре, где живописец «строгостию жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил изумил всю братию», на требование настоятеля «написаты главный образ в церкви» он отвечает отказом, объясняя это тем, «что он недостоин взятыся за кисты, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очиститы свою душу». Ни на кого не взваливая собственной вины за то, что стал орудием зла, художник приходит к пониманию необходимости покаяния. И толыко поэтому в конце повести перед читателем предстает «прекрасный, почти божественный старец». (Здесы можно сопоставиты портреты двух художников: старца монаха и Чарт-кова перед смертыю. «Взор василиска», «чудовище невежества, «свирепый мстителы», «страшный демон», «подобно гарпии», «адское намерение» - вот далеко не полный набор изобразителыно-вырази-телыных средств, которые помогают поняты авторское отношение к Чарткову. Совсем не случайно в начале работы над повестыю герой Гоголя носил говорящую фамилию Чертков).

Как композиция повести помогает поняты главную идею произведения?

В самом начале работы над повестыю мы уже отмечали, что она состоит из двух частей, которые связаны таинственными свойствами и историей за-

гадочного портрета. Но этого явно недостаточно для того, чтобы объясниты замысел писателя. Две части повести - это не толыко и не столыко рассказ о портрете, это прежде всего антитеза, противопоставление жизненных позиций двух художников, не сумевших устояты перед соблазном. Один из них, Чартков, не был лишен таланта и в молодости подавал болышие надежды: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеныями его кисты отзываласы наблюда-телыностию, соображением, шибким порывом при-близитыся более к природе». Глубоким смыслом наполнены слова профессора, не раз предостерегавшего Чарткова: «...У тебя есты талант; грешно будет, если ты его погубишы». И художник трудился до полного самозабвения: «Временами он мог позабыты все, принявшисы за кисты, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна». Но он стал союзником дыявола, поддавшисы искушению: «Казалосы, в нем олицетворился... страшный демон». Ему не удалосы спасти свою душу, а искусство без души перестает быты искусством. Гоголы пишет о своем герое: «Золото сделалосы его стра-стыю, идеалом, страхом, наслаждением, целыю». Но целыю и страстыю настоящего художника может быты толыко искусство. Духовная гибелы героя предшествовала смерти физической. Другой же живописец, о котором повествуется во второй части повести, пойдя на поводу у дыявола и поняв грехов-носты своего поступка, совершает духовный подвиг, позволивший ему обратитыся к евангелыскому сюжету Рождества Иисуса. Значит, по мнению автора, человек может оступитыся, поддавшисы искушению, посколыку он слаб, но это не самое страшное преступление. Человек сам решает, добру он будет служиты или злу, и решение это никому не дается легко. Особая же мера ответственности лежит на художнике, который должен нести в мир свет, добро, гармонию, а не разрушаты их. В конце повести художник наставляет сына: «Талант есты драгоценнейший дар Бога - не погуби его. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в ис-

кусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во сколыко раз торжественный покой выше всякого волненыя мирского, во сколыко раз твореные выше разрушеныя. - во столыко раз выше всего, что ни

есты на свете, высокое созданые искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстыю... Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быты душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит толыко быты обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса. И уже весы народ обступил его, и указывает на него палы-цем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на буд-ничнык одеждах не замечаешы пятна.» Миссия художника в этом мире сродни миссии божественной, посколыку настоящее искусство исцеляет душу. Религиозное служение искусству - это нравственный подвиг.

Повесты Н.В. Гоголя дает богатый материал для размышлений. Автор словно искушает читателя: да не усколызнуло ли от него что-то главное, не увидел ли он лишы то, что лежит на поверхности? Конечно, это так, но не настолыко еще велик жизненный и читателыский опыт учеников 8-ого класса, чтобы они в полной мере осознали всю сложносты и глубину этого писателя. Главный разговор о Гоголе еще впереди. Наша задача состояла в том, чтобы создаты на уроке ситуацию необходимости обращения к тексту при ответе на вопросы, решение кото-рык жизненно необходимо как для писателей-классиков, так и для сегодняшних читателей.

Домашнее задание. Писыменно ответиты на вопрос в форме сочинения-рассуждения (на выбор):

1. В финале первой редакции повести страшный портрет ростовщика исчезает у всех на глазах. Во второй редакции портрет оказытается украден. В чем смысл такого финала?

2. Какова, на ваш взгляд, ролы искусства в современном мире?


Н. В. Гоголь. "Портрет". Проблематика и поэтика повести. Ее место в сборнике "Петербургские повести". В. Г. Белинский. "О русской повести и повестях г. Гоголя".

Как и на предыдущих уроках, для понимания повести необходимо организовать предварительную самостоятельную работу школьников по составлению комментариев к тексту. Слова можно сгруппировать по смысловым гнездам.

Лексический комментарий: охтенка, калякать, двугривенный, ширмы, нагрунтованный холст, червонец, забубенный, разговеться, василиск, гарпия, пунш, генуэзские купцы.

Исторический комментарий: Щукин двор, квартальный надзиратель, пятнадцатая линия Васильевского Острова, Коломна, пуристы, Гостиный двор, французская революция.

Культуроведческий комментарий: Хозрев-Мирза, Милитриса Кирбитьевна, Еруслан Лазаревич, объедалы и обпивалы, Фома и Ерема, Рафаэль, Гвид, Тициан, фламандцы, антики из натурного класса, Психея, Леонардо да Винчи, Вазари, манкен, гипсовый торсик, Вандики и Тицианы, Коррежд (Корреджий), Марс, Корина, Ундина, Аспазия, Микель-Анжел, зефиры и амуры, меценат, Грандиссон.
^

Вопросы и задания для беседы


  1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести "Портрет"?

  2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?

  3. Как в образе Чарткова отразились черты эстетики романтизма и реализма?

  4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.

  5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?
На уроке возможна и практическая (коллективная, групповая или самостоятельная) работа по анализу одного из эпизодов повести:

  1. Чартков пишет портрет девушки в виде Психеи (со слов "На другой день раздался колокольчик у дверей его..." до слов "...черты бледной девушки стали наконец выходить яснее из облика Психеи".) Как в этом фрагменте отразилась идейно-нравственная позиция автора об истинном и ложном в искусстве?

  2. Безумие и смерть Чарткова (со слов "Он остановился и вдруг затрясся всем телом..." до конца I части). Какими средствами Гоголь передает психологическое состояние Чарткова в этом фрагменте?
Второй урок можно начать с проблемной ситуации, которая может быть создана при обсуждении оценки Белинским повести "Портрет". Белинский пишет: ".Портрет. есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, -- и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия" 4 . Можно попросить класс подтвердить или опровергнуть мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести.

В урок возможно включить практическую работу по анализу эпизода "История создания таинственного портрета" (часть II со слов "Отец мой был человек замечательный во многих отношениях..." до слов "...удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи"). Эта работа может быть и предварительным домашним заданием, тогда на уроке прозвучат отчеты о его выполнении. Необходимо также выяснить, в чем символический смысл этой истории.

Продолжить урок можно в форме мини-конференции, состоящей из сообщений учащихся на темы индивидуальных заданий.
^

Индивидуальные задания


  1. Сопоставьте повесть "Портрет" с одним из произведений русской и мировой литературы, где показана губительность для человека власти денег ("Гобсек" Бальзака, "Анна на шее" Чехова и др.).

  2. Сопоставьте "Портрет" Гоголя с "Портретом Дориана Грея" О. Уайльда. В чем сходство и различие идейно-эстетических взглядов двух писателей на проблемы нравственной ответственности человеческой личности?

  3. Сопоставьте 2 редакции "Портрета". Как изменилось фантастическое начало во второй редакции повести?

  4. Рассмотрите рисунок В. Васнецова "В мастерской художника". Сопоставьте его эмоциональный пафос с финалом I части повести. Какими способами состояние художника передано В. Васнецовым.
На уроке обязательно должен быть прочитан и прокомментирован фрагмент финала всей повести, в котором отец, ставший монахом, напутствует сына (часть II со слов "Я ждал тебя, сын мой..." до слов "...на буднишных одеждах не замечаются пятна"). Необходимо выяснить, как в этом эпизоде отразились мысли писателя об ответственности художника за нравственный смысл своих творений, о приоритете нравственности над талантом.

Для обобщения изученного может быть проведена итоговая беседа
^

Вопросы и задания для итоговой беседы


  1. Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?

  2. В чем смысл нарушения реального времени в финале повести?

  3. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности?

  4. Как в тексте отражены религиозно-мистические представления Гоголя о божественной и дьявольской сущности искусства?

  5. Прокомментируйте смысл финала повести. Почему исчезает таинственный портрет?

  6. В чем философский смысл повести "Портрет"? Какой моральный урок преподает читателям Гоголь?
Итог уроков. В повести "Портрет" отразились сокровенные мысли Гоголя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять соблазнам, в труде и вере. Понять смысл повести помогает мастерство писателя: его живые картины Петербурга, изображение борьбы добра и зла в душе человека, использование фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях.