Положительные и отрицательные персонажи горе от ума. В комедии «Горе от ума» важную роль играет…

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные - совсем наоборот.

Виды Персонажи комедии Грибоедова "Горе от ума"
Персонажи комедии Грибоедова "Горе от ума"

Чацкий Александр Андреевич - главный герой комедии, молодой дворянин.

>Софья Фамусова - возлюбленная Чацкого

>Молчалин Алексей Степанович - секретарь, возлюбленный Софьи

>Фамусов Павел Афанасьевич - отец Софьи

>Скалозуб Сергей Сергеевич - молодой полковник, кандидат в мужья Софьи

>Горичи - молодая дама Дмитриевна и её муж Платон Михаилович. Оба старые знакомые Чацкого

Лиза - служанка и поверенная в делах дочери хозяина дома, Софьи Павловны Фамусовой.

Тугоуховские - эти супруги приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей. В их поле зрения попадает и Чацкий, но так как тот не богат, они быстро теряют к Чацкому интерес. Князь Тугоуховский, следуя логике фамилии, глух. Почти все его реплики - междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня отличается злым нравом и язвительностью.

>Хрюмины - бабушка и внучка. Внучка - злая старая дева. На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.

>Загорецкий - завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор».

Старуха >Хлёстова, свояченица Фамусова - второстепенный персонаж комедии "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова. Она - живая руина прошлого, остаток екатерининского века, типичная барыня екатерининского времени.

Репетилов - способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия.

>Петрушка - Слуга в доме Фамусова. К нему обращается Фамусов со словами, ставшими крылатыми: "Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой."

Уильям Белл - персонаж сериала "Грань"

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай...

Дубровский Андрей Гаврилович - второстепенный герой романа Пушкина "Дубровский"

Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира А...

Троекуров Кирила Петрович - герой романа Пушкина "Дубровский"

Троекуров Кирила Петрович - один из основных героев романа Пушкина Ду...

Евгений Базаров - герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...

Евгений Онегин - характеристика героя

Герой романа в стихах А. С.Пушки...

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме... Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Персонажи комедии Грибоедова «Горе от ума» . И в закладках появилось готовое сочинение.

В начале XIX века главной задачей комедиографа было развлечение публики, но Грибоедов ставил перед собой совсем другие цели. Положительным для идейного просвещение духовное обогащение людей современности было написание комедии «Горе от ума». Для понимания целей Грибоедова необходимо обратиться к смыслу названия пьесы. Оно, безусловно, отражает главную мысль, идею произведения. Центральный вопрос, поставленный автором в его произведении можно сформулировать так: «Почему умный человек оказывается отвергнутым и обществом, и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания?» Это вопрос глубоко философский и психологический.

Проблема ума - это идейно-эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера.

Положительно для современности рассмотрение значимости проблемы, вследствие этого вокруг вопроса образуется полемика. Так, М.А.Дмитриев считал, что Чацкий лишь умничает, презирая других, и в своей претенциозности выглядит комичнее всех. С иных позиций, но также критически оценил пьесу А.С. Пушкин. Не отрицая глубины мыслей, высказанной Чацким, поэт утверждал: «Первый признак умного человека - с первого взгляда знать с кем имеешь дело». В.Г.Белинский вначале согласился с оценкой М.А.Димитрова, но позже пересмотрел свою точку зрения, увидев в словах Чацкого желчь и негодование. Таким образом, наметился коренной переворот в оценках ума главного героя, что отразилось во взгляде Д.И.Писарева. Подобная точка зрения нашла окончательное отражение в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний», где Чацкий называется самым умным лицом комедии. Гончаров говорит об удивительной способности Чацкого распознавать людей, способность излагать свои взгляды в обществе Фамусова. И, тем не менее, ум Чацкого оказывается не в ладу, и это обстоятельство приводит к драматическому столкновению.

Также, следует обратить внимание, на позицию самого Грибоедова, к тому, что он сам вкладывает в понятие ум. Назвав Чацкого умным, а остальных героев глупцами, драматург выражает свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов. Таким образом, образуются два понимания ума. Ум Фамусова и персонажей его круга представляет собой умение приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимальную материальную выгоду. Это отрицательный момент в комедии Грибоедова. В пьесе автора присутствует разносторонний взгляд на понятие «ум». Ум Фамусова - это жизненный успех, выражающийся в количестве крепостных крестьян, в получении титула или чина, в выгодной женитьбе или замужестве, в деньгах, в предметах роскоши. В это заключается практическая направленность личности. Тот, кто сумел достичь этого почитается умным. Но в тоже время можно рассматривать как положительное тот факт, что Грибоедов обращается к читателям рассматривая дихотомию Фамусов-Чацкий. Это можно рассматривать как опубликованное обращение к разуму людей, выраженное в проблематике противопоставления двух идеологий различной направленности. Фамусов - носитель практической и Чацкий - идеологической направленности. Противопоставление идеологической мысли востока и запада.

Примеры «умного» поведения выказывает и Софья, и Молчалин, и Скалозуб. С их точки зрения, человек, не желающий держать крестьян в крепостной зависимости, отказавшийся от должности и карьеры, не желающий лукавить, открыто высказывающий взгляды, идущие вразрез с общепринятыми, наживший себе за один вечер столько недругов, не может считаться умным - так может поступить лишь безумец. Вместе с тем, многие представители Фамусовского общества прекрасно осознают, что взгляды Чацкого не безумны, а построены на совсем другой логике, отличающиеся от их собственной таящей в себе угрозу для их привычного состояния самоуспокоенности. Логика умного человека, по Чацкому предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность, но способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они не соответствуют здравому смыслу. В этом можно рассмотреть и отрицательные моменты. Не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», находясь во главе ученого комитета. Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но и действительно глупо выменивать на слуг, которые во время драки спасали жизнь и честь барина. Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя к ним никакого доступа народу, который только что спас Россию от Наполеона. Невозможно удержаться при дворе используя принципы Максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить - теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры четко выражают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупость. Это и есть отрицательное в комедии - глупость, а положительное же - ум Чацкого.

Суть проблемы, по Грибоедову в том, что большинство мыслит стереотипно и стандартно. Вывод, имея ввиду ситуацию начала XIX века, может звучать следующим образом: дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Если признать за этими взглядами право на существование, на них необходимо будет реагировать: либо, осознав их правоту, меняться в соответствии с ними, либо бороться, тогда, как объявление героя сумасшедшим позволяет не обращать внимание на его речь.

Чтобы осветить проблему всесторонне, драматург обращается к другим философским, социально-политическим, нравственно-этическим, национально-культурным и семейно-бытовым аспектам. Таким образом, содержание проблемы представляет собой сложный комплекс философских, социально-политических, нравственных и национально-исторических проблем. К числу философских помимо проблемы ума можно отнести проблему смысла жизни, проблему счастья, проблему личной свободы личности. Очень широко представлены социально-политические проблемы. Прежде всего, следует выделить проблему глубокого размежевания внутри дворянства - это одно из того, что можно отнести к проблематике отрицательного в комедии драматурга. Большинство дворян устраивает та жизнь, которой они живут и которую они не хотят менять. Меньшинство, же напротив, стремиться преобразовать практически все общественные устои - это можно рассматривать как положительное в комедии «Горе от ума». Необходимо обратить внимание на то, что Грибоедов не сводит конфликт только к противостоянию между поколениями. Например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее века будущего, а второй при всей его молодости, - «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга. Следовательно, можно сделать вывод, что суть не только в том, что бы самоутвердиться, а, скорее, в том, что веками складывающиеся основы жизни дворянства фактически изжили себя и наиболее дальновидные люди уже это поняли, тогда, как другие, ощущая общее неблагополучие, всеми силами стремятся эти основы сохранить.

Таким образом, становится понятной та острота противоречий, которая проявляется в отношении Чацкого и его оппонентов к крепостному праву, к государственному устройству, службе, к общественному воспитанию, к истории, к положению и роли женщины в обществе, к общепринятому семейно-бытовому укладу.

Грибоедов придавал особое значение вопросам правды и лжи, а также чести и бесчестья, поставленным в «Горе от ума», как на общественном, так и на межличностном уровне. Писателем рассматривается вопрос, должен ли умный человек быть еще и честным, или ему достаточно лишь создать о себе общественное мнение. Положительным, с точки зрения автора будет бытие честного человека.

Национально-исторические проблемы, затронутые в комедии очень значительны: война 1812 г., национальная самобытность, культура, язык. Соотнесение русского и западноевропейского типов сознания происходит за счет сопоставления книг, одежды бытового уклада, языка, принципов воспитания и образования. Писатель выявляет серьезные расхождения типов сознания. Актуальной становиться проблема заимствования: ощущая чужеродность многих западноевропейских жизненных принципов, русское дворянство в большинстве своем тем не менее стремиться следовать их форме. Заимствуется, таким образом, лишь внешняя сторона - наряды, моды, манеры, речевые обороты. Подобное несоответствие содержания и формы рассматривается Грибоедовым как внутренний конфликт пьесы, как проявление отрицательного. Возникают два взаимоотталкивающих полюса восприятия двух культур: полное и безоговорочное их копирование и столь же полное их отталкивание (гости на балу - Фамусов). Грибоедов в целом противостоит обеим крайностям: он считает необходимым увидеть мир и воспринять лучшие образцы мирового опыта, но видит, что общественное сознание оказывается способным воспринять лишь второсортные суррогаты через посредство тех иностранцев, которые у себя дома ничем не смогли себя проявить. В этом вопросе писатель также сумел уловить не только характерную черту своего времени, но и общенациональную проблему.

Нельзя не обратить внимание на абсолютный характер противостояния противоборствующих сил по всем вопросам: ни одна из сторон не только не способна на компромисс, но, напротив, совершенно убеждена в том, что истина принадлежит только ей. В переломные эпохи русской жизни общество раскалывается на тех, кто стремится изменить все устои сразу, и тех, кто всеми силами пытается эти основы сохранить. Особенность национального сознания в подобные моменты срабатывает таким образом, что люди оказываются не способны поставить себя на противоположную точку зрения.

P>Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов - писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века.
Несмотря на жесткие требования классицистических канонов - наличие 5-8 действующих лиц, в “Горе от ума”, по словам самого автора, “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”.
В основу образной системы комедии положен реалистический принцип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.
Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство - Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в “Горе от ума” находит место социальная и психологическая типизация героев.
Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны. Например Фамусов - он не только московский барин, отстаивающий патриархальные устои, но и любящий отец:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! С колыбели!
Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери:
Ведь экая шалунья ты, девчонка...
Ой! Зелье, баловница.
К тому же он обладает чувством юмора:
Дался им голос мой, и как себе исправно
Всем слышится и всех сзывает до зари!
Его дочь Софья способна на глубокое чувство (“Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!”) и на подлость. Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: “Он не
в своем уме!”
Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрицательных, есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Платон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в “мужа-мальчика, мужа-слугу”). Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные.
С точки зрения любовной интриги образная система “Горя от ума” в основном соответствует классицистической системе амплуа. Сюжет комедии основан на любовном треугольнике (Чацкий - Софья - Молчалин). Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горничная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи.
Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви:
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел!. дрожал!
Вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
С другой стороны, Чацкий - герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах! Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение “второй любовник”, ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой. Софья тоже не является идеальной героиней.
Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи. Лиза, горничная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события:
Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;
Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы...
Фамусов - не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог “века минувшего”.
Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза - Молчалин - буфетчик Петруша и Лиза - Фамусов - Петруша.
С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с “веком минувшим” неизбежным. Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом “века нынешнего”.
Пародией на Чацкого является Репетилов, член “секретнейшего союза”, претендующий на звание идеолога своего круга:
Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня
В приличьях скованы, не вырвемся из ига...
Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива. Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в “его лета не должно сметь свое суждение иметь”. Не доверяет своему мнению и Репетилов:
Частенько слушаю, не разжимая губ;
Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий:
Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся
Другой вам услужить...
Загорецкий - истинный носитель таких черт, как угодничество и подхалимство.
С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).
Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чацкий) или им подражают (Репетилов). Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.
Во время своего монолога о “французике из Бордо” Чацкий оглядывается и замечает: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.
Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых “галерея типов” фамусовской Москвы была бы неполной.
Свояченица Фамусова Хлестова - типичная московская барыня, “остаток Екатерининского века”. Шесть княжон и графиня-внучка представляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов. Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих дочерей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника. Платон Михайлович Горич - “муж-мальчик, муж-слуга”, осознающий нелепость своего положения, говорит с женой “хладнокровно”, “глаза к небу”, “со вздохом ”.
Полковник Скалозуб - типичный представитель военщины, мечтающий только о том, чтобы ему “досталось в генералы”. Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе. Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва.
Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Среди них есть и представители “века нынешнего” и “века минувшего”, разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера служит аргументом в споре с “веком нынешним”, они являются идеалом для фамусовского общества. Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что “был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”. К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший “при трех министрах начальник отделенья”, и Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников. Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.
В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостников, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это помещик-театрал, который “сам толст, его артисты тощи”, помещик-балетоман, “Нестор негодяев знатных”, сестра Хлестовой Прасковья.
К “веку минувшему” относятся и иностранцы, прибывшие в Россию “на ловлю счастья и чинов”: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, “подбитый ветерком”, “французик из Бордо”.
Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуальны как и сценические, они дополняют последние. Это тетушка Софьи, “фрейлина Екатерины I”, Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна.
Внесценические персонажи “века нынешнего” показывают, что Чацкий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Представители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича. К ним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил”” и “в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического института, объявленные упражняющимися “в расколах и безверьи”. В своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий выступает от имени целого поколения:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей найдется - враг исканий...
Пародией на “век нынешний” являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, “ночной разбойник, дуэлист”, который “крепко на руку нечист”.
Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного конфликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии.
Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их общественных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогранны. Это живые типы русских людей.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала редчайшим образцом обличительного, сатирического направления литературы. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, а отрицательные высмеивались и терпели поражение. У Грибоедова персонажи распределены совершенно другим образом.

Чацкий - смелый и непримиримый борец за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшийся с обществом реакционеров и крепостников, оболганный и оскорбленный этим обществом, но не смирившийся перед ним. Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее стороны.

Он с удивлением замечает, что "век минувший" характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это в начале комедии герой еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 1810-х начала 1820-х годов.

Фамусов испуган речами Чацкого: "Он вольность хочет проповедать!" Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

"Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", Чацкий противопоставляет молодое поколение, идущее другим путем. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета - вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Он вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Образ Молчалина противостоит образу Чацкого. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина, получивший воспитание в дворянском доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды".Молчалин. не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Софья Павловна наделяет Молчалина несуществующими добродетелями, не замечая его низости.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

И между прочим

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем;

А он с ними целый день засядет, рад не рад,

Играет…

Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин терпит фиаско совершенно случайно. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то Молчалин любым способом устроит свои дела и карьеру. Столкновение между Чацким и Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Комедия заставляет нас размышлять о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью - или "не сметь свое суждение иметь". Развиваться, расти - или "твердить одну и ту же песнь"? Как относиться к своему народу, России? История доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий. "При резких переходах из одного века в другой, - писал И.А. Гончаров, - чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."

    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...

    «Грибоедов - «человек одной книги», - заметил В.Ф.Ходасевич. - Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....

    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...

    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...