Традиции: это что такое? Виды традиций - национальные, социальные, культурные, религиозные и другие. Семейные приемы пищи

Традиция (от лат. traditio - передача) , элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Понятие «традиция» восходит к лат. traditio , к глаголу tradere , означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция - это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.

    Это основное отличие часто отходит в сознании на задний план, уступая место другому, тоже значимому, но производному. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

    Традиции в европейской культуре

    Вплоть до Нового времени латинское понятие «традиция» (traditio) ассоциировалось только с тем, что связано с прошлым культуры, утратило новизну и символизирует некий застой . Понимание традиции в рамках европейской культуры, начиная с Нового времени отмеченное этим сдвигом, в целом базируется на историческом подходе. Динамический характер такого понимания, позволяющий увидеть и оценить роль и значение традиции в свете происходящих социальных изменений, проявляется, однако, и в возникновении общей тенденции к инфляции понятия. Если изначальное значение понятия «традиция» включало в себя аспект особого уважения к переданному как к дару и, соответственно, к самому процессу передачи, то в дальнейшем этот аспект в светской культуре постепенно утрачивается. Уже в поздней античности развитие понятия традиции в центральную категорию христианской теологии привело, с одной стороны, к его нормативному расширению, а с другой - к возникновению концептуальных затруднений в связи с конституированием противопоставления традиции и ratio.

    В дальнейшем становление светского мировоззрения и сопряженный с ним рост авторитета индивидуального критического разума стимулировали углубление этого противостояния. Критическое отношение к традиции как таковой и прежде всего к церкви как её опорному достигло апогея в эпоху Просвещения ; понятие «традиции» тогда являлось синонимом слова «отсталость» . В это время и формируется собственно историческое понимание традиции как ограниченного временными рамками и изменчивого феномена .

    Эпоха Просвещения

    В эпоху Просвещения понятие традиции находилось в центре дискуссий, связанных с проблемой социально-политической эмансипации третьего сословия. Поскольку последняя понималась и рассматривалась как освобождение человека вообще, как эмансипация индивидуального разума и преодоление принуждающей силы традиции, понятие традиции стало элементом социально-антропологического дискурса. При этом интерпретации его были самыми разнообразными, от требования критического переосмысления границ признания традиции до полного отрицания всякой традиционности как главного препятствия на пути личности к своей аутентичной самости. Как считали впоследствии авторы-традиционалисты, в частности, Ж. де Местр, именно ожесточенное неприятие традиции мыслителями Просвещения послужило идеологическим обоснованием Французской революции .

    XIX век

    Реакцией на тотальное отвержение традиции Просвещением стало восторженно-апологетическое отношение к ней консервативного романтизма. Тем самым к началу XIX века в европейской культуре сложилось амбивалентное отношение к традиции, включавшее и понимание её универсальной исторической роли, нашедшее отражение в оценке И. Г. Гердера , считавшего традицию главной движущей силой истории и в то же время называвшего её «духовным опиумом », усыпляющим индивидуальную инициативу и критическое мышление . Однако в ходе дальнейшего развития ментальности модерна отношение к традиции в целом неуклонно становится все более и более негативным, что усугубляется успехами научного познания и технико-технологическими достижениями, ориентирующими на новацию как противоположность традиции.

    Это можно проследить на философских системах и макросоциологических теориях первой половины XIX века (Г. В. Ф. Гегель , О. Конт , К. Маркс). Если у Гегеля традиция занимает важное место в процессе всемирно-исторической объективации духа, то в концепции Маркса она трактуется как выражение классовых и групповых интересов, как составляющая идеологии, а сквозь призму тотальной критики религии и церкви - как орудие манипулирования массовым сознанием. Негативные коннотации понятия традиции заметны и у Ф. Ницше , для которого последняя есть квинтэссенция обывательской косности, мешающая становлению сверхчеловека и подлежащая отрицанию.

    XX век

    «Фундаментальная политизация» социальной жизни, по выражению К. Мангейма , составляющая основную характеристику первой половины XX века , проявилась, в частности, и в том, что почти все многочисленные возникшие в этот период политические направления и массовые движения, базируясь на критическом отрицании наличных социальных традиций, обнаружили, тем не менее, стремление измыслить и увековечить новые, собственные традиции. На эту общую для них черту указывал Э. Хобсбаум , видевший в этом стремлении потребность подвести историческое обоснование под свои взгляды. Сам по себе этот факт, впрочем, только неопровержимо свидетельствует об атрибутивном характере традиции для социальной реальности. Осмысление этой идеи в современном социально-философском дискурсе повлекло за собой конституирование ряда различающихся концептуальных подходов к пониманию сущности и социальной значимости традиции.

    Понятие традиции в интегральном традиционализме

    Термин «традиция» (зачастую с большой буквы) является центральным в интегральном традиционализме .

    В нём понятие традиции относится исключительно к цепи эзотерических знаний и практик, обладающих онтологическим статусом канала восхождения, и к совокупности основанных на сакральном опыте форм культуры и социальной организации .

    «У традиции нет ничего общего ни с местным колоритом, ни с народными обычаями, ни с причудливыми действиями местных жителей, которые собирают изучающие фольклор студенты. Это понятие связано с истоками: традиция - это передача комплекса укоренённых способов облегчения нашего понимания сущностных принципов универсального (вселенского) порядка, так как без посторонней помощи человеку не дано понять смысл своего существования» - писал лидер новых правых Ален де Бенуа .

    Проблематика

    Концептуальные подходы к пониманию сущности и социальной значимости традиции можно сгруппировать соответственно их общей направленности. В группу подходов, которую можно условно обозначить как модернизм и прогрессизм , входят концепции традиции как отмеченной негативным знаком «диалектической пары» новации. В парадигме прогрессизма традиция - это то, что в конечном счете отступает под натиском нового, это обреченное и исторически относительное. Такое понимание просматривается у многих, совершенно разных авторов. По мнению, к примеру, Ханны Арендт , традиционность как характеристика социума полностью исчерпывает себя в эпоху модерна, поскольку логика индустриального развития требует замены традиции как социального ориентира ориентацией на общечеловеческую рациональность. Наиболее отчетливо эта идея была сформулирована Максом Вебером , впервые на концептуальном уровне противопоставившим традиционный и рациональный способы социальной организации. Традиция и рациональность в универсуме прогрессизма составляют два полюса, между которыми существует напряженность, определяющая направленность социальной динамики.

    Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них - полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.

    Отсюда вытекает признание тесной связи между традицией и стереотипом . По сути, если ограничить рассмотрение поведенческим ракурсом, очевидно, что следование традиции предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями. Социальный стереотип составляет механизм реализации традиции. На это обращает внимание известный отечественный исследователь Э. С. Маркарян, определяя традицию следующим образом: «Культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путём пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» .

    Основной проблемой, связанной с традицией, в таком случае становится проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций, а также проблема природы самих инноваций. Согласно Э. С. Маркаряну, «динамика культурной традиции - это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых», а инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции. В таком понимании, как отмечает С. П. Иваненков , нивелируется качественная разница между традиционным и инновативным моментами социальности. Для более глубокого проникновения в проблему необходимо, считает он, «найти категориальное основание определения, в котором традиция будет положена как иное для инновации и обратно». Таким основанием, по его мнению, может быть только отношение двух реалий - традиционной и инновационной - ко времени как атрибутивному параметру социального бытия.

    В настоящее время все большую актуальность приобретает сохранение традиций в народном искусстве. Профессиональное образование в области традиционного декоративно-прикладного искусства с 1928 года ведется в Московской школе художественных ремесел . Широкое исследование данной темы проводит Международный Фонд Аполлон - Союз, США.

    Обычаи и традиции обладают общими чертами . И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру . В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, они в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей . Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции – в более короткое время . В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т. е. финансирование, поддержку какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций

    иерей
  • прот. Евгений Шестун
  • В.Н. Духанин
  • прот. Евгений Горячев
  • Дарья Баринова, Валерия Михайлова (Посашко)
  • диакон Андрей
  • Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — способ передачи ценностей из поколения в поколение.

    При слове «традиция» современные люди, особенно молодые, нередко выражают недоумение и даже скептицизм. «Традиция», «традиционалист», «традиционный» связаны с чем-то давно прошедшим, ненужным, мешающим. На самом деле традиция - это ведь не воспоминание о прошлом, а традиция - это способ передачи ценностей из поколения в поколение. Ведь даже самый радикально настроенный в отношении традиции студент открывает учебник, написанный не его сверстниками, а человеком, которого, может быть, и в живых нет. Он возрастает на мыслях, на знаниях, на опыте тех, кого уже нет. А как перешли эти знания, опыт, мысли, идеи? Они достались нам по традиции. Традиция - это способ сохранения и передачи ценностей из поколения в поколение. Это не значит, что традиция призвана сохранять все, что принадлежало прошлому. Ведь мы не сохраняем мусор, мы его выкидываем. Человек, живя и работая, производит много ненужного для сохранения на будущее. Но подлинная ценность передается не иначе, как по традиции. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    Традиция - 1) исторически сформировавшиеся, устоявшиеся, передаваемые из поколения в поколение знания, обычаи, воззрения, нормы поведения, способы и приемы осуществления творческой, трудовой, образовательной деятельности и пр., 2) способ сохранения и передачи опыта, знаний (и пр.) от одних лиц другим.

    Если опирается на древние традиции, то не следует ли из этого, что она отстала от жизни?

    В рамках своей жизнедеятельности Вселенская Православная опирается на множество разных традиций, уходящих корнями к раннехристианским временам. В первую очередь приверженность нашей Церкви древним традициям касается основ подлинного христианского вероучения. Поэтому можно сказать, что, по строгому счёту, современные верующие исповедуют ту же , которую исповедовали ученики Господни.

    Твердое и неуклонное следование Церкви учению веры, вверенному ей , не раз и не два служило поводом для представителей протестантских общин артикулировать её как окаменевшую, застывшую.

    Эта оценка не соответствует действительному положению вещей. Несмотря на строгую приверженность Православной Церкви древнеапостольскому учению веры, Православное богословие развивалось на всём протяжении её жизненного пути. Правда, оно развивалось не в направлении перетолковывания догматов или изобретения новых догматических «истин», как это свойственно инославным «христианским» деноминациям, а в направлении более полного их обоснования, и раскрытия, а также в направлении борьбы с заблуждениями и .

    В этом смысле о Православной Церкви следует говорить не как об окаменевшей, а как об утвержденной на камне: на камне веры, на Христе ().

    В своей внутренней жизни опирается на множество частных традиций. Помимо связанных с - это: литургические, иконографические, архитектурные (касающиеся проектирования и строительства ), монашеские, педагогические и пр. При этом ни одну из перечисленных нельзя сблизить по смыслу с понятием окаменелости или застылости.

    И православное , и православная иконография, и архитектура, и христианская , и формы монашеской жизни не являются абсолютно незыблемыми, совершенно недоступными изменениям и развитию. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить ранние и поздние священные изображения, архитектуру древних и современных храмовых зданий, ранние и сегодняшние методы преподавания богословских дисциплин, древние и современные формы монашеской жизни.

    Что и действительно не меняется в рамках церковных традиций: соответствие их . В этом, конечно, и можно, и нужно видеть постоянство.

    Что такое обычай? Это правила поведения, которые закрепились в сознании народа благодаря многократным повторениям. Какие обычаи бывают, откуда берутся и куда исчезают, обо всем этом читайте ниже.

    Что такое обычай

    Как уже говорилось выше, правила поведения, которые стали для людей нормами благодаря многократному повторению. Сюда входят обычаи, которые совершаются на праздники, а также те, которые превращаются в ежедневную рутину. В основном люди следуют им по привычке, не особенно вдумываясь в смысл действий. В каждом обществе есть свои обычаи. Некоторые из них регламентированы государством, другие же соблюдаются в рамках одной семьи. Сколько времени должно пройти, чтобы привычка превратилась в обычай? По крайней мере несколько лет, не меньше 3-4.

    Чем традиция отличается от обычая

    Лучше всего понятия познаются на сравнении. Что такое обычай, мы уже знаем, а теперь давайте поговорим о традиции. Что это такое? Традиции - это комплекс всевозможных действий, которые передаются от поколения к поколению с целью сохранения и развития культуры. Причем здесь играет роль масштабность. Традицию можно рассматривать как местное явление, но все-таки чаще она создается и поддерживается в масштабах страны. Никто не заставляет людей соблюдать устоявшиеся традиции, это дело добровольное.

    А теперь давайте посмотрим на различия. Традиция намного шире обычаев, так как чаще всего имеет больший территориальный размах. Люди выполняют различные ритуалы, наборы действий, часто не задумываясь о том скрытом смысле, который в них заложили предки. Но такие традиции поддерживает государство, так как оно считает их неотъемлемой частью культуры. А вот народные обычаи часто меняются под влиянием времени, правительства, образа человеческого мышления. Но в большинстве своем люди не видят большой разницы в этих понятиях.

    Как возникают обычаи

    Человек - сложное существо. И чтобы лучше понять, что такое обычаи, нужно узнать, как же люди их создают. Изначально такие ритуалы, или повторяющиеся действия, производились человеком для того, чтобы выжить. Это была своеобразная реакция на дискомфорт. Люди заводили обычай раз в неделю убивать мамонта, чтобы не ходить голодными. Девушки шили одежду из шкур зверей раз в месяц, чтобы не умереть от холода. Таких небольших локальных обычаев было много в любом обществе, есть они и сегодня. Правда, выживать нашим современникам не приходится, поэтому ритуалы направлены не на биологические потребности человека, а на создание душевного комфорта. Если вдуматься, многие бессознательные ритуалы, которые заведены в нашем обществе, не имеют никакой логической основы под собой. Такие обычаи-приметы распространены среди суеверных людей. Зачем студенты едят счастливые билетики из автобуса перед зачетом?

    Почему люди, возвращаясь домой, если они что-то забыли, обязательно смотрятся в зеркало? Объяснения этим обычаям когда-то были, но сегодня их найти невозможно. Жизнь слишком переменчива. Каждый человек имеет возможность создавать собственные обычаи. Как? Он может перед важным мероприятием выработать привычку гулять час на улице, для того чтобы освежить голову, или ввести в свой вечерний ритуал подведение итогов дня.

    Как исчезают обычаи

    Время идет, все меняется. Человеческая жизнь очень непостоянна. Сегодня одна работа, завтра другая, сегодня одна любовь, а завтра можно встретить новую. Поэтому и приходится менять обычаи. Пример таких изменений: исчезновение свидетелей на свадьбах.

    Раньше эти люди играли такую же важную роль, как жених и невеста. Но со временем обычай приглашать свидетелей потерял свою актуальность. Сегодня молодожены отлично обходятся без них, а значит, нет надобности назначать друзей на эту роль.

    Другой пример - это крещенские гадания. Раньше девушки занимались этим делом каждый год. Сегодня этот обычай потерял популярность. Молодым особам не хочется проводить время в темной бане в обществе свечей и зеркал. У них есть более увлекательные занятия. Получается, обычаи умеют умирать благодаря смене общественных интересов.

    • жизненно важные;
    • жизненный уклад;
    • навязанные извне;
    • ритуалы и обряды.

    Зачем нужны обычаи

    Сегодня идет американская глобализация всех стран. Большая часть товара и услуг, которые мы привыкли потреблять каждый день - это продукт не нашей культуры. Нравы и обычаи необходимо знать и соблюдать, чтобы не потерять свои корни и национальность. Ведь Россия - эта страна со своей самобытной культурой, речью и искусством. Конечно, необходимо модернизировать страну, обновляя обычаи и традиции, но это не значит, что нужно заимствовать их из других стран. Почему же так плохо заимствовать чужую культуру, ведь раньше это было нормой жизни и при захвате одной страны другой культура навязывалась против воли граждан. Но сегодня это кажется ужасным, так как, забывая свою историю, люди перестраивают свое мышление. И в итоге может получиться такой вариант, когда обществом будет править один человек, навязывая всем единственный возможный образ жизни. Стоит прочесть хоть одну антиутопию, чтобы понять, как плохо будет житься при таком раскладе.

    Примеры обычаев

    Сегодня много ритуалов, которые люди выполняют на автомате, даже не задумываясь над их сутью. Источники обычая - это народные предания, передаваемые в письменной форме или из уст в уста. Примеров можно привести много.

    При встрече на улице мужчины снимают перчатки для рукопожатия. Кажется, это знак учтивости и внимания, но этот обычай имеет длинные корни. Раньше мужчины перчатки снимали для того, чтобы показать, что там они не спрятали оружие, и как следствие, их намерения чисты.

    Еще один пример обычая - это Масленица. Точнее, ритуалы, связанные с этим праздником. Например, сжигание чучела. Этот обычай тоже имеет длинные корни, уходящие в стародавние времена. Сжигая чучела, люди провожают зиму и приветствуют весну.

    Прыгать через костер считается еще одним российским обычаем. Правда, в последнее время мало кто это делает. А вот раньше такая забава пользовалась популярностью. Парень и девушка прыгали через костер, взявшись за руки. Если они не расцепляли рук и удачно преодолевали препятствие, считалось, что их совместная жизнь будет долгой и счастливой. А вот если молодые люди отстранялись друг от друга в процессе прыжка, это означало, что им не суждено быть вместе.

    Необычные обычаи

    Нам, россиянам не кажется странным жечь чучело на Масленицу или украшать елку на Новый год. А вот для тайцев совершенно нормально спускать по реке лодки, в которые люди кладут цветы, ставят свечи и зажигают благовония. Происходит это все в начале ноября в день, посвященный духам воды.

    Нормы обычаев определяются обществом, в котором мы живем. И в других странах дела обстоят так же. В Турции, например, есть обычай: прежде чем мужчина возьмет себе вторую жену, он должен подарить своей первой избраннице украшения на 10 тыс. долларов. Это должно доказать женщине, что ее муж - состоятельный человек и вполне сможет прокормить и ее, и вторую женщину.

    В Кении есть обычай, по которому молодой супруг должен в течение месяца выполнять всю работу жены. Считается, что после этого приобретенного опыта он не будет всю жизнь упрекать женщину в том, что она ничего не делает, занимаясь работой по дому.


    Жизнь людей, так или иначе, тесно переплетена с традициями и обычаями. Празднование дня рождения или Нового года, поздравление с восьмым марта – это обычаи или привычка? А как же черная кошка или стук птицы в окно? И кто сказал, что старшим нужно уступать в транспорте место? Все перечисленное это обычаи и традиции. Но как понять где обычай, а где традиция? В чём их главные отличия?

    Определение «традиции» и «обычаи»

    Традиции – это, те знания, что передаются с уст в уста , с поколения в поколение, это те знания, которые будут актуальны в любой сфере жизни человека: быт, общество, культура, работа, семья и так далее. Основная особенность традиций заключается в универсальности и отсутствии привязанности к территории.

    Обычаи – это стереотипы о правилах и нормах поведения людей в обществе , тем не менее, они относительно устойчивые в обществе. Они так же передаются с поколения в поколение. К ним относят определенные правила, сформированные в определенной сфере жизнедеятельности человека.

    Основные отличия традиции от обычаев

    Объём распространения в обществе традиций и обычаев . Обычаи относятся к чему то определенному: народу, племени, территории. Традиция в свою очередь относится к семье, профессии и так далее.

    Например, существует традиция праздновать Новый год, это отражает связь между старым и новым годом. Люди столетьями провожают старый год и встречают новый. Тем не менее, всем привычное действие – украшение ёлки это уже обычай. Стоит заметить, что обычай украшать елку и дом у каждой нации имеет свои особенности.

    Уровень влияния . Обычай другими словами обычай – это привычка, люди уже автоматически повторяют ее ежедневно. А традиция – это направленность деятельности, более сложная и многогранная. Например, обычаем является положение женщины в семье, отношение к ней и её обязанности по дому. А к традиции можно отнести празднование дня рождения или субботний поход семьи в парк, театр, кино и так далее.

    Укоренение в сознании человека . Со временем обычай становится традицией. Его продолжительность меньшая, чем традиции. А традиции проходят десятки лет и столетий. Обычай уважать старших в семье стал традицией – уважать родителей, заботится, навещать их и так далее.

    Направление . Обычай направлен на практичность в жизни каждого человека. А традиция в свою очередь направлена информировать людей.

    Обычаем является ухоженный вид домочадцев, а традиция информирует людей, что они должны быть ухоженными и следить за своим внешним видом.

    Основная суть . Обычаи и традиции сами по себе очень схожие. Можно сказать, что традиция это глубокий обычай. Но если рассматривать более детально можно заметить определённую разницу. Белое платье на свадьбе у невесты – это обычай, а празднование этого праздника – традиция.

    Влияние на жизнь . Обычаи связывают современного человека со своими предками, преследуя обычаи человек, выявляет свое уважение предыдущему поколению. Традиции отображают жизнь народа и его развитие. Через обычаи люди учатся, приобретают навыки и опыт, а с помощью традиции человек приобщается к обществу.

    Например, в семье есть традиция готовить на воскресный ужин индейку, а вот по какому рецепту и какие семейные секреты приготовления – это обычай.

    Изменение во времени . Обычаи со временем меняются, преследуя модные тенденции и не несут особый смысла. В первобытно-общинном строе обычаи выступали как нравственный закон. Они зависят от мнения общества, как можно делать, а как нельзя. Традиции же неизменны во времени.

    Другие отличия

    1. Функция .Традиция имеет информационные функции. Каждый положительный опыт передается с поколения в поколение как традиция. Обычай выполняет служебные, регулятивные и социальные функции.
    2. Возникновение . Обычаи возникли на основе одних и тех же повторяющихся действий человека. Традиции возникли благодаря поддержки многих людей, какого либо образца. Например, выпускники встречаются каждый го од в один и тот же день.
    3. Характер правил поведения . Традиции содержат в себе только общие правила того или иного действия. Обычай всегда детально спланирован и имеет свой план действий, зависящий от мнения общества. К примеру определенные национальности имеют ряд обычаев как муж должен вести себя с супругой, как вести себя в обществе, как относится к пожилым людям.
    1. Сфера действия . Не смотря на то что сегодня многие сферы жизни связаны, обычай можно больше отнести к семье и быту. Традиции больше привыкли относить к политике, философии, производству и так далее.
    2. Мотивы соблюдения . Люди придерживаются различных обычаев, потому что так привыкли уже делать. А традиции соблюдаются только на основании, каких либо своих личных убеждений. Ведь не каждый человек празднует Крещение или ходит в церковь.
    3. Масштаб соблюдения . Как ранее упоминалось обычаи это правила, регулирующие поведения общества, поэтому обычаев может, придерживается целая нация или большая группа людей. Традиций же придерживается небольшая группа людей, например, семья.
    4. Отношение общества . Можно сказать, что к обычаям относятся нейтрально или даже негативно. Традиции всегда уважались в обществе.
    5. Содержание . Обычай это всего лишь образец, как можно или нужно поступить в ситуации. Традиция это все унаследованное от предков.

    ТРАДИЦИЯ

    ТРАДИЦИЯ

    (лат. traditio ). Предание, способ, которым передаются из года в год различные происшествия, события и догматы.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

    ТРАДИЦИЯ

    лат. traditio , от tra , trans , через, и dare , давать. Предание.

    Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

    ТРАДИЦИЯ

    предание; законченные формулы общественной жизни, литературы, искусства и пр., принятые данной эпохой от предшествующей.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

    ТРАДИЦИЯ

    предание; к.-н. исстари существующий обычай, взгляд, перенесший к потомкам от предков прочно установившиеся, переданные из прошлого отношения и проч.

    Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

    Тради́ция

    (лат. traditio передача; повествование)

    1) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;

    2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту;

    3) устный рассказ, передающийся от поколения к поколению, предание.

    Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

    Традиция

    традиции, ж. [латин. traditio, букв. передача ]. 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.). 2. Обычай, укоренившийся порядок в чем-н. (в поведении, быту и т.д.). Традиция встречи Нового года.

    Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

    ТРАДИЦИЯ

    и, ж.

    1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр., вкусы, взгляды, идеи и т.п.). Давняя т. В соответствии с национальными традициями.

    2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Войти в традицию.

    Традиционный - 1) сохранившийся от старины, основанный на традиции (традиционные обряды); 2) существующий в силу традиции, установившегося обычая (традиционный сбор выпускников школы).

    Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "ТРАДИЦИЯ" в других словарях:

      - (от лат. traditio передача) анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все… … Философская энциклопедия

      - (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу… … Литературная энциклопедия

      Традиция - ТРАДИЦИЯ (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По … Словарь литературных терминов

      традиция - и, ж. tradition f. < лат. traditio передача, предание. 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение опыт, практика в какой л. области общественной жизни, действительности и т. п. Национальные традиции. Революционные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      Обычай, обыкновение; наследие, принято, установление, ценность, повелось, так повелось, неписанный закон, так принято, так заведено, норма, заведено Словарь русских синонимов. традиция см. обычай Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов

      традиция - (от лат. traditio передача, повествование) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Т. скла … Большая психологическая энциклопедия

      ТРАДИЦИЯ, традиции, жен. (лат. traditio, букв. передача). 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.). Традиции… … Толковый словарь Ушакова

      Мертвые правят живыми. Огюст Конт Традиция это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме. Эндрю Марр Традиционалисты пессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому. Льюис Мамфорд Традицию нельзя … Сводная энциклопедия афоризмов

      - (traditio, передача) установление фактического господстванад вещами со стороны их прежнего владельца в пользу нового,приобретающего их в собственность или владение. Юристы думают, что дляприобретения вещного права, т. е. для установления… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      Традиция - (Всеволожск,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Армянский переулок 2, Всевол … Каталог отелей

    Книги

    • Традиция Грааля , Джон Мэттьюз. Издание 1997 года. Сохранность хорошая. Предания, связанные с Граалем, его посвящениями и испытаниями, являются частью традиции, восходящей к королю Артуру, и подводят к постижению…