Жизненный и творческий путь. Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губер­нии. Писатель происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у них было около 400 душ кре­постных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственны­ми священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и посту­пил в гетманскую канцелярию; именно он при­бавил к своей фамилии Яновский другую - Го­голь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украин­ской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Отец писателя, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей се­мьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине, замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье помимо Николая было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведы­ваясь вместе с родителями в окрестные мес­та - Диканьку, принадлежавшую министру вну­тренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была об­ширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Их дополняли исторические предания и библейские истории, в частности рассказыва­емое матерью пророчество о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором за­гробного воздаяния».

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уро­ки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 го­да поступил в только что основанную Нежин­скую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно посредственно, зато отличался в гим­назическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и прозе, преиму­щественно «в лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, как, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государст­венной службе на поприще ЮСТИЦии; такое ре­шение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время рас­следования Гоголь давал показания в пользу профессора).

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 го­да вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург. Но его ожидают лишь разочарования: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гим­назическую пору и изданная в 1829 году (под псевдонимом В. Алов), получает убийственные

отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и сжигает его); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829 года). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается поступить на службу - сперва в Департамент государствен­ного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятель­ность не приносит Гоголю удовлетворения, зато новые публикации (повесть «Бисаврюк, или Ве­чер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) об­ращают все большее внимание читающей рос­сийской общественности. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.

Осенью того же года выходит первая часть сборника повестей из украинской жизни «Вече­ра на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась вторая часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, ис­кренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» Вме­сте с тем «веселость» гоголевской книги обнару­живала различные оттенки - от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренно­сти чувств гоголевских персонажей мир, в кото­ром они живут, трагически конфликтен: происхо­дит расторжение природных и родственных свя­зей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастичес­кое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах» проявилось нео­быкновенное искусство Гоголя создавать цель­ный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Го­голь становится знаменит. Летом 1832 года его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксако­вым и его семейством, М. С. Щепкиным и дру­гими известными деятелями культуры. Следую­щая поездка Гоголя в Москву, столь же успеш­ная, состоялась летом 1835 года. К концу этого года он оставляет педагогику (с лета 1834 года занимал должность адъюнкт-профессора все­общей истории Санкт-Петербургского универ­ситета) и целиком посвящает себя литератур­ному труду.

1835 год необычайно плодотворен: выходят следующие два сборника прозаических произ­ведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях), начата работа над поэмой «Мертвые ду­ши», закончена в основном комедия «Ревизор», написана комедия «Женихи» (будущая «Женить­ба»). Сообщая о новых достижениях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836 года), Пушкин отмечал в «Со­временнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Же­лаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частно­сти как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые

художественные миры на карте гоголевской

вселенной. Тематически близкий к «Вечерам»

(«малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещи­ки», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: в ряде случаев вместо сильных и резких характеристик - пош­лость и безликость обывателей, вместо поэтиче­ских и глубоких чувств - вялотекущие, почти жи­вотные рефлексы. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстрава­гантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тара­се Бульбе» - столкновение индивидуализирую­щегося любовного чувства с общинными инте­ресами).

Мир же «Петербургских повестей» из «Арабе­сок» («Невский проспект», «Записки сумасшед­шего», «Портрет»; к ним примыкают опублико­ванные позже, соответственно в 1836 и 1842 го­дах, «Нос» и «Шинель») - это мир современного города с его острыми социальными и этически­ми коллизиями, изломами характеров, тревож­ной и призрачной атмосферой.

Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», где «сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо тради­ционного активного двигателя интриги - плута или авантюриста - в эпицентр коллизии по­ставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему проис­ходящему дополнительное, гротескное освеще­ние, усиленное до предела заключительной «не­мой сценой». Освобожденная от конкретных де­талей «наказания порока», передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (кото­рый подчеркивался символической длительнос­тью момента окаменения), эта сцена оставляла возможность самых разных толкований, вклю­чая и эсхатологическое - как напоминание о неминуемом Страшном суде.

В июне 1836 года Гоголь (снова вместе с Да­нилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не счи­тать двух приездов в Россию - в 1839-1840 и в 1841 -1842 годах. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но доль­ше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами».

Свойственная Гоголю обобщенность получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка «ревиз­ских душ» умерших людей) русская жизнь долж­на была раскрыться многообразно - не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновре­менно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и выте­кавшая СТСЮДЗ антитеза «живой-мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умер­ший крестьянин, «ревизская душа») передвига­лись в сферу переносной и символической се­мантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души и в связи с этим - общества в целом, русского мира преж­де всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначе­ние «поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль повествова­теля и позитивного авторского идеала). После выхода первого тома «Мертвых душ» (1842) работа над вторым томом (начата еще в 1840 году) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 года в тяжелом ду­шевном состоянии Гоголь сжигает рукопись второго тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, воз­рождению человеческого духа не получили до­статочно правдивого и убедительного выра­жения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы* Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847) обратился к бо­лее прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчерк­нута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие об­щественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характе­ра, самый значительный из которых - «Размыш­ления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857 году).

В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окон­чательно возвращается на родину. Многие ме­сяцы в 1848 и 1850-1851 годах он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 года наве­дывается в Петербург, в 1850 и 1851 годах посе­щает Оптину пустынь, но большую часть време­ни живет в Москве.

К началу 1852 года была заново создана редак­ция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и другим. Неодобрительно отнесся к произве­дению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в по­следний период его жизни.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса пи­сатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля, он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 году останки Гоголя были пе­резахоронены на Новодевичьем кладбище).

В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно. Для не­посредственных его продолжателей, предста­вителей так называемой натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гума­нистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже XIX и XX столетий с осо­бенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголев­ских произведений. Впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущени­ем особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелос­тью и не традиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четы­рехмерна. Его можно сравнить с его современ­ником математиком Лобачевским, который взо­рвал Евклидов мир...» - оценил творчество Го­голя В. Набоков. Все это определило особое место творчества Гоголя в современной миро­вой культуре.

20. Трагедия Пушкина «Борис Годунов». Проблема историзма.

Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма. Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия - не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сражения; даже не только Русь, но и Польша; действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия, как оно понималось классицистами. Основное столкновение в трагедии - это борьба за престол Бориса и Самозванца, борьба, в которую втянуты различные общественные силы. Сам Пушкин говорит об этом так: «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги, но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит романтическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить её необычайный характер». Любовь в трагедии лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события. В трагедии - широкий охват жизни изображаемой эпохи, результатом чего явилось необычайно большое количество действующих лиц (около шестидесяти), притом из самых различных социальных слоев: царь, бояре, дворяне, патриарх, монахи, казаки, люди разных национальностей: русские, поляки, немцы, французы. Вместо обычного деления на действия (по правилам классицизма-пять) пушкинская трагедия разбита на сцены (23), всё время меняющие место действия. Это чередование сцен дано в порядке последовательности или по контрасту. Новизной в построении, обусловленной идейным содержанием, является введение в качестве основного действующего лица народа. Поэтому-то, в противоположность трагедиям классицистов, у Пушкина трагедия начинается и заканчивается без Бориса и Самозванца, казалось бы, главных действующих лиц. Следует отметить, что, верный правде жизни, Пушкин нарушил и ещё одно правило классицизма - чистоту жанра: он соединил в своей трагедии и трагические, и бытовые, и комические сцены. По принципам реализма построены и образы трагедии. Взамен одностороннего изображения человеческого характера, свойственного писателям классицизма, Пушкин даёт широкую и разностороннюю зарисовку внутреннего мира своих героев. Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы... Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами. Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя. Место действия в пьесе меняется 17 раз: Кремлёвские палаты, Новодевичий монастырь, келья в Чудовом монастыре, палаты патриарха, корчма на литовской границе, дом Шуйского в Москве, царские палаты, дом Вишневского в Кракове, замок воеводы Мнишка в Самборе, «ночь, сад, фонтан», площадь перед собором в Москве, лес, лобное место и др. Это создаёт эффект эпического по своим масштабам художественного мира, а также серьёзные трудности для сценического воплощения пьесы. Очевидно, что в жанровом отношении «Борис Годунов» связан не только с традициями драматургии, но в немалой степени с традициями эпической поэмы. Время действия трагедии охватывает более семи лет. В жанровом отношении трагедия Пушкина является сложным образованием. Трагедия написана и стихами и прозой, русским и немецким языком, имеет и высоких и низких героев, реально существовавших и вымышленных, показывает царей и народную толпу, содержит в себе кровавые сцены смерти и фарсовый смех, похожа на драматическую поэму (по масштабу места и времени действия, по содержанию конфликта, по числу персонажей, по отсутствию списка действующих лиц с амплуа героев), на драматическую хронику, похожа на цикл маленьких трагедий. Само собой напрашивается сравнение пушкинской трагедии с трагедией Сумарокова, созданной на том же историческом материале («Димитрий Самозванец»). Различия слишком очевидны: в отличие от Сумарокова трагедия Пушкина написана и стихами (5-ти стопный белый ямб), и прозой; в отличие от Сумарокова у Пушкина огромное количество, свыше 80, действующих лиц (из-за чего традиционного списка действующих лиц у Пушкина просто нет), конфликт, развязка также существенно отличаются. Сравнение с трагедией Сумарокова небесполезно, но жанровый контекст «Бориса Годунова» гораздо шире и сложнее. Главное качество драмы, по Пушкину - правдоподобие: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот что требует наш ум от драматического писателя». Пушкин спрашивает: «Что развивается в трагедии? какая цель её?» - и отвечает, - «Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Расин велик, несмотря на узкую форму своей трагедии. Вот почему Шекспир велик, несмотря на неравенство, небрежность, уродливость отделки». Пушкин задумывает трагедию, которая была бы посвящена теме народа и человека. В «Борисе Годунове» воплотилась в лицах историческая концепция Пушкина: движущая сила в истории - мнение народное. Показав столкновение личности и народа, Пушкин никому не отдаёт предпочтения. Больше того, он показывает, что все действия героев первоначально вызваны добрыми намерениями. Борис убил царевича Димитрия не из одной лишь жажды власти, ведь Димитрий - сын Ивана Грозного, жестокого царя, Борис прерывает эту традицию и делает широкие государственные преобразования, без крови укрепляет границы и мощь России, то есть он убил младенца во благо. Лжедмитрий, свергающий Бориса Годунова за его грех по воле самого народа тоже справедлив, тоже убивает во благо. Баба, бросающая ребёнка оземь, бросает его ради того, чтобы слышать происходящее возле царского престола, то есть имеет серьёзные, государственно значимые намерения; юродивый, стремящийся избавиться от насмешек мальчишек тоже по-своему прав и понятен. Мысль Пушкина заключается в том, что добрые намерения каждого по отдельности, приходя во взаимодействие, порождают зло. У Пушкина сформировалось своеобразное представление об историческом зле - у него нет конкретного носителя, оно безлико и неуловимо. Пушкин намерен писать объективно, без перелицовки и специального усиления аналогов с современностью, но он не исключает возможных совпадений: «Все мятежи похожи друг на друга». Позднее Пушкин скажет по другому поводу: «бывают странные сближенья», но эта фраза подходит и трагедии «Борис Годунов» - события эпохи Бориса Годунова «странно» казались Пушкину похожими на ситуацию его времени.

21. Творчество и судьба Кольцова.

Алексей Васильевич Кольцов

Будущий поэт родился в Воронеже 3 октября 1809 года, в многодетной купеческой семье торговца скотом Василия Петровича Кольцова, тяжкими трудами выбившегося в люди, хозяина жесткого и упрямого, на все имевшего свое мнение и не уступавшего никому. Поневоле и Алеша, как наследник отцовых дел, перенял многие черты его характера. С детства мальчик занимался перегоном и продажей скота. Был сыт, одет, но редко обласкан; в семье царил домострой.

Алексеем никто не занимался, но он, тем не менее, освоил с помощью воронежского семинариста грамоту и в 1818 году поступил в первый класс уездного училища. Через полтора года отец Алешу из училища забрал, и для полуграмотного подростка началась трудовая жизнь, в которой была одна отрада - донская степь, да рассыпанные по ней деревни и хутора, а ночами вой волков и безмолвие звезд. Тайком, урывками читал грошовые издания - стихи И. Дмитриева, французские романы, сказки - народные и "Тысячи и одной ночи"; с 16 лет, скрывая от всех, пробовал сочинять вирши. Известно, что первое его стихотворение (затем уничтоженное) называлось "Три видения". Познакомившись с воронежским книгопродавцем Кашкиным и подружившись с поэтически одаренным семинаристом Серебрянским, Кольцов из общения с ними вынес много знаний о стихосложении. Юноша вошел в кружок молодежи, увлекавшейся литературой, кумирами которой были Жуковский, Дельвиг, Пушкин и другие русские поэты; писал подражательные стихи, к концу 1820-х годов поймав свою мелодию и нащупав новые поэтические образы.

Тогда же Алексей Кольцов полюбил жившую в их доме крепостную девушку Дуняшу, купленную его отцом у одного из соседних помещиков. Отец, не желая "мезальянса", в одну из отлучек сына продал девушку на Дон, где та вскоре вышла замуж. Душевная рана саднила у поэта всю его жизнь.

Вскоре после этого Алексей передал знакомцу Сухачеву стихи для публикации в Москве, где тот опубликовал их анонимно в 1830 году. Ряд случайностей стал закономерностью: часто бывая по делам отца в обеих столицах, Алексей познакомился с московским литератором Станкевичем, а через него - с Белинским, которые помогли напечатать ему несколько стихотворений в журнале "Листок" и в "Литературной газете". Публикацию предваряла рекомендация Станкевича "самородного поэта, который нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогой, ночью, сидя верхом на лошади". Знакомство с критиком вскоре переросло в сердечную дружбу. Две статьи Белинского "Стихотворения Кольцова" (1835 г.) и "О жизни и сочинениях Кольцова" (1846 г.) сыграли исключительную роль в творческой судьбе поэта. Великий критик увидел в своем друге великого поэта сродни Пушкину и Лермонтову. Он даже назвал его "гениальным".

В 1835 году на средства Станкевича были изданы "Стихотворения Алексея Кольцова" (18 пьес: "Не шуми ты, рожь", "Размышление поселянина", "Крестьянская пирушка" и другие), тепло встреченные публикой и критикой. Свел знакомства начинающий поэт и с В. Жуковским, П. Вяземским, В. Одоевским, Н. Полевым, А. Пушкиным, который опубликовал в "Современнике" (1836 г.) стихотворение Кольцова "Урожай". Писатели относились к молодому поэту с необыкновенной для литературного мира нежностью.

Весьма характерны слова Полевого о Кольцове как о "чистой, доброй душе" - "с ним он грелся, как будто у камина". Новые друзья помогали Алексею не только в делах литературных, но и в делах житейских. Во всяком случае, многие отцовские дела, в том числе и судебные процессы, поэт решал в столицах с их благосклонной помощью.

Засим последовала пора небывалого творческого подъема поэта. В "Отечественных записках", "Современнике", "Литературной газете", "Московском наблюдателе" выходили его думы, лирические стихотворения ("Божий мир", "Молитва", "Косарь", "Цветок"). Кольцов ревностно собирал устное народное творчество, составил сборник "Русские пословицы, поговорки, приречья и присловия", записывал народные песни. В 1837 году вышел прочувствованный "Лес", посвященный памяти Пушкина, о котором Алексей Васильевич Кольцов написал: "Прострелено солнце".

Большую часть времени поэт вынужден был проводить не в кругу новых друзей, а на родине, в Воронеже, в постоянных заботах о хлебе насущном и о большой семье, что, в конце концов, стало тяготить его. Да и с родными он из-за своих "поэтических вольностей" потерял и без того небольшой душевный контакт. "Жить дома, в кругу купцов, - признавался Алексей, - решительно я теперь не могу; в других кругах тоже... Безрадостная самая будущность у меня впереди. Я, кажется, собой одно выполню во всей точности: ворону... И, ей-Богу, я ужасно похож на нее, остается лишь сказать: она к павам не попала, а от ворон отстала. Больше этого ко мне ничего нейдет".

За два года до кончины Кольцов А.В. писал: "Я не хочу быть человеком богатым - и никогда не буду.. Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли - и сесть в горницу, читать, учиться. Мне бы хотелось теперь сначала поучить хорошенько свою русскую историю, потом естественную, всемирную, потом выучиться по-немецки, читать Шекспира, Гете, Байрона, Гегеля, прочесть астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию..." Увы, двух лет ему не хватило, чтобы осилить эти задачи, к тому же практически все это время он тяжело болел. Могучий организм был сломлен непосильными трудами, острыми переживаниями, многими неумеренностями, которые были свойственны этому человеку, чахоткой и дурной болезнью, подхваченной от одной из воронежских одалисок, в которую он был горячо влюблен.

Друзья предлагали Кольцову открыть в северной столице книжную лавку, сделаться управляющим "Отечественных записок" А. Краевского, но поэт не мог оторваться от дел семьи, от запутанных торгов и долгов отца, которыми был повязан прочнее кожаных ремней. В последнюю свою поездку в Москву и Петербург в 1841 году Кольцов хоть и выиграл в суде одно из двух дел отца, но все деньги потратил, к тому же большая часть перегоняемого им стада погибла от эпизоотии. Дома дела оказались не лучше. Стихи писались все реже и реже...

В Воронеже чахотка доконала поэта. 29 октября 1842 года он скончался, его руку сжимала в своей руке старуха-няня... Похоронен был на Митрофаньевском кладбище. На памятнике поэту его отец написал: "Просвещеной без наук природою награжден Монаршею милостию скончался 33 годов и 26 дней в 12 часу брака не имел". Сегодня того кладбища нет - это уже центр Воронежа, но "несколько могил мемориально выделено, обнесено стеной и обихожено" - в их числе и последний приют Алексея Кольцова. На памятнике вместо отцовской эпитафии строки самого поэта: В душе страсти огонь Разгорался не раз, Но в бесплодной тоске Он горел и погас...

Уже через полвека после смерти Кольцова тираж его изданий перевалил за миллион экземпляров, а число читателей за сотню миллионов. Многие "пьесы" его переложили на прекрасные песни и романсы, в которых "поет душа народа", - М. Глинка, А. Варламов, А. Даргомыжский, А. Гурилев, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов, А. Глазунов и другие русские композиторы.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.

Когда Александр Сергеевич прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ночь перед Рождеством», насыщенные юмором и мистикой, он высоко оценил талант Гоголя.

В это время Николай Васильевич серьезно увлекся историей Малороссии, вследствие чего им были написаны несколько произведений. В их числе был и знаменитый «Тарас Бульба», получивший мировую известность.

Гоголь даже писал письма своей матери с просьбами о том, чтобы она как можно подробнее рассказала о жизни простых людей, живущих в глухих деревнях.

В 1835 г. из-под его пера выходит известная повесть «Вий». В ней присутствуют вурдалаки, упыри, ведьмы и прочие мистические персонажи, которые регулярно встречаются в его творческой биографии. Позже, по мотивам этого произведения был снят кинофильм. По сути, его можно назвать первым советским фильмом ужасов.

В 1841 г. Николай Васильевич пишет очередную ставшую знаменитой повесть «Шинель». В ней рассказывается о герое, который беднеет до такой степени, что его заставляют радоваться самые обыкновенные вещи.

Личная жизнь Гоголя

С самой юности и вплоть до конца жизни, у Гоголя наблюдались расстройства. Так, например, он сильно боялся ранней смерти.

Некоторые биографы утверждают, что писатель вообще страдал маниакально-депрессивным психозом. У него часто менялось настроение, что не могло не волновать и самого писателя.

В своих письмах он признавался, что периодически слышит некие голоса, зовущие его куда-то. Из-за постоянного эмоционального напряжения и страха перед смертью, Гоголь серьезно интересовался религией и вел замкнутый образ жизни.

Отношение к женщинам у него было тоже своеобразным. Скорее он любил их на расстоянии, увлекаясь ими больше в духовном плане, чем в физическом.

Николай Васильевич переписывался с девушками разных социальных положений, делая это романтично и робко. Ему не очень нравилось выставлять напоказ личную жизнь и вообще любые подробности, связанные с этой стороной биографии.

Из-за того, что у Гоголя не было детей существует версия, будто он являлся гомосексуалистом. На сегодняшний день это предположение не имеет ровным счетом никаких подтверждений, хотя дискуссии по данной теме периодически ведутся.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича Гоголя до сих пор вызывает множество жарких споров у его биографов и историков. В последние годы жизни, Гоголь переживал творческий кризис.

Во многом это было связано с кончиной жены Хомякова, а также критикой его произведений со стороны протоиерея Матфея Константиновича.

Все эти события и душевные терзания привели к тому, что 5 февраля он решил отказаться от пищи. Спустя 5 дней Гоголь собственноручно сжег все свои рукописи, объясняя это тем, что так ему повелела некая «злая сила».

18 февраля, придерживаясь Великого Поста, Гоголь стал чувствовать физическую слабость, из-за чего слег в постель. Он избегал любого лечения, предпочитая ему спокойное ожидание собственной кончины.

Из-за воспаленности кишечника доктора предположили, что у него менингит. Было решено сделать кровопускание, которое не только нанесло здоровью писателя непоправимый вред, но также и ухудшило его душевное состояние.

21 февраля 1852 г. Николай Васильевич Гоголь умер в имении графа Толстого в Москве. До своего 43-летия он не дожил всего один месяц.

В биографии русского писателя Гоголя имеется столько интересных фактов, что из них можно составить целую книгу. Приведем лишь несколько.

  • Гоголь боялся грозы, так как это природное явление негативно действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственным дорогим предметом в его гардеробе были золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Гоголя считали странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественные вещи и постоянно рассказывала загадочные , приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».
  • нередко получал вдохновение через творчество Гоголя.
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также он любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало ему концентрироваться на мысли.
  • Гоголь болезненно относился к своей внешности. Его очень раздражал собственный нос.
  • Николай Васильевич боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Поэтому он просил, чтобы его тело предали земле только после появления трупных пятен.
  • По легенде Гоголь-таки проснулся в гробу. И у этого слуха есть основание. Дело в том, что когда его тело намеревались перезахоронить, присутствующие с ужасом обнаружили, что голова покойника повернута набок.

Если вам понравилась краткая биография Гоголя – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и просто – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Является Николай Гоголь. Книги его знакомы каждому. По его произведениям снимают фильмы и ставят спектакли. Творчество этого писателя весьма разнообразно. В нем присутствуют как романтические повести, так и произведения реалистической прозы.

Биография

Николай Гоголь родился на Украине в семье полкового писаря. Талант сатирика в нем проявился рано. Неутомимую жажду к знаниям проявлял уже в детстве Гоголь. Книги в его жизни играли большую роль. В Нежинском училище, где он получал образование, ему не дали достаточных знаний. А потому он выписывал дополнительно литературные журналы и альманахи.

Еще в школьные годы он начал составлять остроумные эпиграммы. Предметом насмешек будущего писателя были учителя. Но подобным творческим изысканиям лицеист не придавал особого значения. После окончания курса он мечтал уехать в Петербург, полагая, что там сможет устроиться на государственную службу.

Служба в канцелярии

Мечта сбылась, и выпускник лицея покинул родные края. Однако в Петербурге он смог получить лишь скромное место в канцелярии. Параллельно этой работе он создавал небольшие Но были они плохи, и почти все экземпляры первой поэмы, которая называлась «Ганс Кюхельгартен», он скупил в книжной лавке и собственноручно сжег.

Тоска по малой родине

Вскоре неудачи в творчестве и материальные затруднения повергли в уныние Гоголя. Северная столица стала вызывать в его душе тоску. И все чаще служащий мелкой канцелярии вспоминал милые сердцу украинские пейзажи. Не каждый знает, какая книга принесла Гоголю известность. Но нет в нашей стране школьника, которому было бы неизвестно произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». Создание этой книги было навеяно тоской по малой родине. И именно это литературное произведение принесло известность Гоголю и позволило получить признание собратьев по перу. Хвалебного отзыва самого Пушкина был удостоен Гоголь. Книги великого поэта и писателя в юности оказали на него решающее влияние. А потому мнение корифея литературы было особенно ценным для молодого автора.

"Петербургские повести" и другие произведения

С тех пор Гоголь был вхож в литературные круги. Он близко общался с Пушкиным и Жуковским, что не могло не повлиять на его творчество. Отныне писательство стало для него смыслом жизни. К этому делу он стал относиться весьма серьезно. И результат не заставил себя ждать.

В этот период были созданы самые известные книги Гоголя. Список их говорит о том, что писатель работал в чрезвычайно усиленном режиме и не отдавал особенного предпочтения тому или иному жанру. Его произведения вызвали резонанс в мире литературы. О таланте молодого прозаика писал Белинский, отличающийся удивительной способностью распознавать уникальные способности на раннем этапе. Реалистическое направление, заложенное Пушкиным, развивалось на достойном уровне, о чем свидетельствуют книги Гоголя. Список их включает следующие произведения:

  • "Портрет".
  • "Записки сумасшедшего".
  • "Нос".
  • "Невский проспект".
  • "Тарас Бульба".

Каждое из них уникально в своем роде. В некотором смысле стал новатором Николай Гоголь. Книги его отличались тем, что в них впервые в истории русской литературы была затронута тема Сделано это было поверхностно, но до этого судьба тысяч простых людей изображалась в художественной литературе лишь вскользь.

Но как бы ни был силен и уникален талант создателя «Шинели», особый вклад в литературу он внес все же благодаря написанию «Ревизора» и «Мертвых душ».

Сатира

Ранние произведения принесли Гоголю успех. Однако писатель был этим не удовлетворен. Гоголь не желал оставаться всего лишь созерцателем жизни. В его душе все сильнее крепло осознание того, что миссия писателя чрезвычайно велика. Художник способен донести до своих читателей свое видение современной действительности, тем самым оказывая влияние на сознание масс. Во благо России и ее народа творил отныне Гоголь. Книги его свидетельствуют об этом благом стремлении. Поэма «Мертвые души» стала величайшим произведением в литературе. Однако после выхода первого тома писатель подвергся жестким нападкам со стороны приверженцев консервативных взглядов.

Непростая ситуация, которая сложилась в жизни и творчестве писателя, привела к тому, что завершить поэму ему так и не удалось. Второй том, который был написан незадолго до смерти, писатель сжег.

Николай Васильевич Гоголь - гениальный русский писатель, человек, которого знают, в первую очередь, как автора актуального на все времена произведения «Мёртвые души», личность с трагической судьбой, которая окутана ореолом тайны до сих пор.

Краткая биография и творческий путь

Родился Гоголь 20 марта (или 1 апреля по новому стилю) 1809 года в Сорочинцах Полтавской губернии в многодетной семье помещика. В детстве Гоголя воспитывали на принципах взаимного уважения, любви к природе и литературному творчеству. После окончания Полтавского училища, юноша поступил в Нежинскую гимназию для изучения юстиции. Он интересовался живописью, вникал в принципы русской словесности, но писал в те годы не слишком мастерски.

Литературные достижения

С переездом Гоголя в северную столицу в 1828 году начался его литературный путь в качестве уникального автора. Но сложилось всё гладко не сразу: Николай Васильевич служил чиновником, занимался живописью в Академии Художеств и даже предпринимал попытки стать актёром, но ни один из упомянутых видов деятельности не приносил ожидаемого удовлетворения.

Знакомство с такими влиятельными фигурами в обществе, как , и Дельвиг помогло Гоголю проявить неординарность своего таланта. Первым его опубликованным произведением стал «Басаврюк», затем «Вечер накануне Ивана Купала», подаривший писателю первую известность. Позже мировая литература стала узнавать Гоголя по оригинальным пьесам, таким как «Ревизор», повестям («Нос») и рассказам с украинским колоритом («Сорочинская ярмарка»)

Завершение жизненного пути

Одним из последних витков биографии писателя стали путешествия за границу под влиянием отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора». В Риме он работает над «Мёртвыми душами», первый том которых издаёт после возвращения на Родину. Но, кажется, автора ничего не радует: он впадает в депрессию, духовно ломается, и накануне своей смерти, 21 февраля 1852 года, просто сжигает второй том законченного произведения.

Загадочная смерть

Удивительно, но кривотолки по поводу того, от чего именно умер великий русский писатель, не утихают до сих пор. Даже современные врачи не могут поставить точный диагноз, хотя по сообщению биографов, Гоголь с детства был болезненным ребёнком. Несмотря на разнообразие диагнозов, которые могли привести к кончине - от рака до менингита, от тифа до сумасшествия - выдвигалась даже версия отравления писателя ртутью.

Странности и чудачества

Русская и мировая литература знает Гоголя, как человека, чьи бессмертные творения призывают к доброму свету, истинному разуму и духовному совершенству. В то время как жизнь самого писателя насыщена весьма странными и неоднозначными явлениями. Некоторые исследователи уверены, что Николай Васильевич страдал шизофренией, а также приступами психоза и клаустрофобии. Писатель лично утверждал, что имеет смещенные органы в теле, некоторые из которых и вовсе размещены вверх ногами. Современники говорили, что он поражал всех нетипичными для человека его уровня привязанностями, например, рукоделием, сном в сидячем положении, а письмом, напротив, только стоя. Была у прозаика также страсть к катанию хлебных шариков.

К другим необычным фактам из биографического пути писателя можно отнести и следующее:

  • Гоголь никогда не был женат. Он делал предложение женщине всего единожды, но был отвергнут.
  • Николай Васильевич любил кулинарию и готовку, часто угощал знакомых блюдами собственного приготовления, в том числе и особым напитком с участием рома под названием «гоголь-моголь».
  • У писателя постоянно были с собой сладости, которые он не уставал жевать.
  • Он был человеком застенчивым и очень стеснялся собственного носа.
  • Особое место в жизни Гоголя занимали страхи: сильная гроза действовала ему на нервы, да и вообще, человек он был, не чуждый религиозно-мистическим и суеверным соображениям. Возможно, именно поэтому мистика всегда преследовала прозаика: к примеру, сам он говорил, что его повесть «Вий» - не что иное, как народное предание, которые он когда-то слышал и просто перезаписал. Но ни историки, ни фольклористы, ни исследователи в других областях так и не нашли об этом упоминаний.

Не только судьба и творчество, но даже смерть писателя - одна сплошная тайна. Ведь при перезахоронении, он был обнаружен повернутым набок.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Н.В. Гоголь (1809 – 1852)

Начало творческого пути. Гоголь приезжает в Петербург в 1828 г. Ни денег, ни знакомств, долго ищет работу, наконец, устраивается писцом. В 1829 издает поэму «Ганц Кюхельгартен» , написанную еще в гимназии, под псевдонимов В. Алов . В духе германского романтизма, в основе – путешествие героя в поисках счастья, а оно оказывается осталось дома – простая деревенская девушка любит его. То есть счастье рядом, но это нужно понять, его нужно обрести. Провал был страшный, ругали все. Гоголь скупил весь тираж и сжег.

Обратился к другому материалу, понятному и знакомому. Начал писать прозаические повести на украинском материале. Украина в это время далека от России, совершенно другой мир, бытовой, языковой. Занялся этой темой, но знает жизнь далеко не так хорошо, полное отсутствие реального жизненного опыта. Когда начинает писать, засыпает родных письмами с просьбой описать обычаи, традиции, национальную одежду, еду, поверья и т.д.

В это время, 20-ые годы 19 в., появилась новая мода на украинское. Сознательно сориентировался на потребность литературы в фольклоре (все сейчас пишут сказки). Интеллектуальный читатель тянется к романтизму, к экзотике. Сначала интересовала далекая экзотика (Байрон), потом заинтересовала близкая. Сначала – Кавказ, далекий и чужой, непонятный и незнакомый. Потом Украина, которая и экзотична и близка. Гоголь выступил как романтик, но особого типа не пушкинский, не германский, не байроновский, где герой – необыкновенная, исключительная личность. Гоголь не ошибся, вещь, построенная на фольклорном, украинском материале, имела бешеный успех.

Успех начался еще в типографии. Хохотали все, не только потому что смешно, но и от удовольствия. В восторге был Жуковский, Пушкин. Приняли почти все. Был, например, критик, украинец по национальности, указавший на бытовые ошибки. И все-таки небывалый успех. Дело не в мастерстве, а в способе его подачи. Сочетание сугубо литературной романтической манеры с народным сказом (просторечье, иллюзия устной речи).

«Вечера на хуторе близ Диканьки» дают массу личностей, но все они сходятся в чем-то одном. Гоголь рисует не образ личности, а образ племени, народа, народности. Гоголевский романтизм держится на понятии романтической народности. Это предполагает обязательный интерес к фольклору, а это экзотическая, то есть необычная, необыкновенная красота. Гоголь не боится преувеличений: редкая птица долетит до середины Днепра. Это фольклорное преувеличение, но этого не знают другие. Появляется фантастика, и обыкновенная жизнь вдруг выглядит необыкновенной. Характеры героев рисуются яркими красками: молодость, сила, смелость решительность, им противостоят трусость, преступность.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1-й том – 1831, 2-ой – 1832.

1 том : Сорочинская ярмарка.

Вечер накануне Ивана Купалы.

Майская ночь.

Пропавшая грамота.

2 том : Ночь перед Рождеством.

Страшная месть.

Иван Федорович Шпонька.

Заколдованное место.

Гоголь называл их былями, небылицами, болтовней, побасенками. Все повести строятся на смешении фольклорных и литературных начал. «Вечера» неслучайно открывает «Сорочинская ярмарка » , это яркая картина самобытной жизни. Мир Гоголя красочен, многоцветен, за ним – ощущение полноты жизни. Молодость, веселье, праздник наполняют повесть и разлиты по всей книги. Но уже здесь, в первой повести, появляется мотив грусти, печали: танцующие, как марионетки, механические куклы, старухи на свадьбе в конце повести.

Г.А. Гуковский замечает, что за прелестью и весельем сказки стоит тоска о том, что это только мечта. «Вечера» - светлая книга, но все же в ней есть вторая мелодия печали. Печаль по мечте неосуществимой, иллюзорной. Светлый мир построен воображением автора, а за его пределами – огромный и угрюмый мир, где нет того, что есть в книге.