День балалайки международный праздник музыкантов народников. История и традиции праздника

Одним из самых ярких, звонких и запоминающихся народных инструментов России является балалайка. Она по праву считается неотъемлемой частью культуры российского народа.

Появление Дня балалайки - заслуга народных музыкантов. Это торжество создано для символического почтения труда и творчества музыкантов-народников, которые вносят особый вклад в становление и развитие богатой русской культуры.

В этот день поздравления заслуживают профессиональные музыканты и любители, которые играют на «трехструнной» для души. Этот праздник является международным, так как его отмечают во многих странах мира.

История

Создатель этого праздника - основатель клуба народных музыкантов Дмитрий Белинский. Он был одним из самых выдающихся музыкантов-виртуозов того времени.

В 2008 году 23 июня День балалайки впервые отпраздновали в РФ. День празднования совпал одновременно с двумя существенными событиями в деятельности музыкантов-народников: 320 лет от первого упоминания об этом музыкальном инструменте и 125 лет от того как на нем начал играть основатель Русского клуба народных музыкантов Василий Андреев. Именно этот оркестр в красках раскрыл миру искусство музыкантов-балалаечников. Свое мастерство и талант они представили в разных странах и городах,получив признание народа и небывалый успех. С этого и началось развитие и усовершенствование мастерства игры на народных музыкальных инструментах.

Традиции

Традиционно в праздник посвященный балалайке, проводят масштабные концерты, где выступают лучшие энтузиасты Российской Федерации и заграничные звезды балалаечники.

В музыкальных школах и профильных университетах устраивают тематические мероприятия, где поздравляют преподавателей и всех специалистов которые связаны с игрой на «трехструнной». Кроме этого профессионалы проводят мастер-классы и учат игре на балалайке всех желающих.

В этот день на улицах можно встретить музыкантов-виртуозов в русских народных костюмах, которые играют на музыкальных инструментах и приятно удивляют прохожих своим творчеством.

Не смотря на то что данный праздник не утвержден официально, в нашей стране ему уделяют огромное внимание. Не забудьте 23 июня поздравить всех знакомых, которые связали свою жизнь с этим замечательным инструментом. Независимо кто это - профессиональный музыкант или виртуоз, который играет «для души».


Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России?

…Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.

А.С.Пушкин, "Путешествие Онегина"

Конечно же, балалайка. Вспомним всем известную народную песню «Во поле берёза стояла». Есть там такие слова: «Сделаю с берёзы три гудочка, а четвёртую – балалайку».


А в другой народной песне «Ах! Улица, улица широкая» поётся: «Как войду, войду я в сени новые, заиграю я на балалаечке!». Есть и загадки про балалайку: «В лесу выросло, из лесу вынесено, на руках плачет, а кто слушает - скачет». Есть и другая загадка:
По брюху — дорога,
Между ног — тревога,
Посередине — дыра,
И пойдет игра,
Не будет дыры —
Не будет игры.

Сергей Зимин "На ярмарку", 2010 г.
Пословицы и поговорки оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поступки того или иного человека.

Наш брат Исайка - без струн балалайка.
На словах - что на гуслях, на деле – что на балалайке.


Многочисленные частушки и припевки исполнялись чаще всего под балалаечный наигрыш.
Балалаечка гудит,
Жалко милого будить…
Балалаечка - гудок
Разорила весь домок.

Как на эту балалаечку
Навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Играла про любовь.


Юрий Корчагин "Бродячие музыканты" 1983 г.
Чаепитие

Балалайка, струны медны,
Чтой-то запылилася,
Выпить что ли для беседы,
Ох, как накопилося.

Заиграла балалайка,
«Трынди-брынь» затренькала,
Ну, давай-ка наливай-ка
Чаю с карамелькою!

Что-то как-то надоело
Мне с тобой чаёвничать,
Балалайка запотела,
Водку пить мне что ль начать?

Балалайку я украсил
Звёздочками, блёстками,
Привязался дядя Вася,
Мол, сыграй Чайковского.

Павел Малов

Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.

Я весь свет обошел
С песнею летучей,
И сказать вам пришел
Я на всякий случай:

По душе, может, вам
Роль моей хозяйки?
Я всю жизнь вам отдам,
Кроме балалайки.
У подружки моей
В струнах есть мечтания.
Я хожу вместе с ней
К милой на свидание.

Играй, играй, балалаечка,
Звезда висит над лесочком.
Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка -
России удивительная дочка!

Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского.


Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года, в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве «в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили».

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».


Считают, также, что впервые упоминается балалайка во времена правления Петра I (конец XVII века). Тогда балалайка была распространена среди крестьян. На ней играли скоморохи, веселившие народ на ярмарках. Это были не совсем такие балалайки, какими мы привыкли их представлять сегодня. Они сильно различались по форме и строю, тем более что ещё не существовало какого-либо стандарта и каждый мастер делал инструмент на свой лад. Поэтому балалайки могли быть и круглыми, и треугольными, и четырёхугольными. Струны на них были также в разных количествах - от 2 до 5.


Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки. Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»
Игорь Сидоров "Семен"
Вера Ватага "У самовара", 2007 г.
В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку». Популярность балалайки в народной среде была настолько велика, что многие известные русские писатели и поэты отмечают в своих произведениях этот факт как далеко не рядовое явление в культурной жизни России. Вспомним: Н.В. Гоголь "Мёртвые души", Ф.М. Достоевский "Записки из мёртвого дома", Л.Н. Толстой "Война и мир", А.Н. Островский "Не было ни гроша, да вдруг - алтын" и "Правда - хорошо, а счастье - лучше", М.Ю. Лермонтов "Русская мелодия", сочинения Пушкина, Майкова, Тургенева, Герцена и др.

Русский народный инструмент неоднократно звучал и в аппартаментах императорских дворцов (например, балалаечные номера были включены в торжества по случаю коронации Екатерины II; орловский помещик инкогнито играл при дворе Николая I народные песни и наигрыши; по свидетельству историка Н.Эйдельмана, Павел I сам поигрывал на балалайке). В Амстердаме под нее танцевала даже курфюрстина Софья Ганноверская с дочерью Софьей Шарлоттой, курфюрстиной Бранденбургской, и сыном, кронпринцем Георгом Людовиком, августейшим наследником английского престола...


Андрей Болконский был настоящим виртуозом в игре на балалайке, а научился он этому искусству игры у своего отца графа Болконского... ("Война и мир", Лев Николаевич Толстой)

Однажды к Льву Толстому в Ясную Поляну приехал известный балалаечник Борис Трояновский, у них состоялась интересная беседа, записанная секретарем писателя Д. П. Маковицким: «...В перерывах, между игрой, вели беседы, Лев Николаевич говорил, что есть преимущества скрипки и голоса и есть преимущества балалайки. В скрипке и голосе — тон, главное попасть в самую точку тона; в балалайке — техника и ритм. Потом Лев Николаевич заметил Трояновскому, что в его переложениях русских песен на балалайку - например, «Барыни» - есть изменение темпа, а этим нарушается характер. На это сыграли ещё раз «Пивную ягоду». Когда играли «Светит месяц», Лев Николаевич сиял улыбкой...».

К началу XIX века относится сочинение для балалайки - вариации на тему русской народной песни "Ельник, мой ельник", написанные большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н.В. Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены […] композитору А.А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трёхструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трёхструнного инструмента". Таким образом, сочинение Н.В. Лаврова пока, является первой оригинальной пьесой письменной традиции в истории балалайки.

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит "разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать" (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домры. По версии М.И. Имханицкого, балалайка пришла в народный быт на замену исчезнувшей домры: "Народу нужен был струнный щипковый инструмент и прежде всего - для сопровождения плясовой музыки. Необходим был струнный тамбуровидный инструмент со звонким, подзадоривающим к пляске, ритмически точным звучанием. И главное - инструмент максимально простой в изготовлении […]. Балалайка ХVII - ХVIII веков явилась не чем иным, как фольклорным вариантом профессионального инструмента - домры […]. Именно в любительской сущности изготовления балалайки, условиях её бытования крылось и отношение к ней: она стала атрибутом несерьёзного исполнительства, балагурства. С таким отношением и пришлось на протяжении долгого времени вести тяжёлую борьбу В.В. Андрееву". Интересна еще одна из версий того, как появилась балалайка: "...Когда к нам завезли из Индии ситару, этот инструмент вначале не получил широкого распространения. Большой, неудобный, 18 струн. Но со временем наши народные умельцы его усовершенствовали. Во-первых, уменьшили размеры для удобства ношения под тулупом в зимние морозы. Во-вторых, убрали много лишних струн. Стало возможным быстро настраивать, одновременно похмеляясь. Кто не успевал опохмелиться, придумали стиль игры "трясущаяся рука". А чтобы удобнее было драться в клубе на танцах, изобрели 2 острых угла. Так появилась балалайка". В народе же балалайка вошла в обиход после того, как по указу царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» были уничтожены все народные русские музыкальные инструменты: домры, гусли, дудки и свирели...

Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь рассказывает, что в ход шли «…молдованские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня…»

Более полутора столетий балалайка занимала достойное место в жизни русского человека, скрашивая его нелегкую судьбу. Она была созвучна своему времени, придя на смену гуслям, гудку, волынке, уступив впоследствии свои позиции сперва гитаре, а затем гармонике. "Развитие гармонного производства интересно так же, как процесс вытеснения первобытных народных инструментов и процесс создания широкого, национального рынка; без такого рынка не могло бы быть детального разделения труда, не достигалась бы дешевизна продукта. Благодаря дешевизне гармонии почти повсеместно вытеснили первобытный струнный народный музыкальный инструмент - балалайку" (Ленин В.И. Полн.собр. соч. 5-е изд. Т.18 - М.,1961. - С.158).


К концу XIX столетия в эволюции русского народного инструментария наступили значительные перемены. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю, сыну небогатого тверского помещика Василию Васильевичу Андрееву, который обучался в Петербурге игре на скрипке у знаменитого скрипача Галкина, а услышав, как его работник Антип играет на балалайке, стал искренним поклонником этого инструмента (даже бросив скрипку) и виртуозно владел им, и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Весной 1886 года Василий с помощью с петербургского скрипичного мастера В.В. Иванова создал первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Андреев с большим успехом давал концерты в Петербурге, играя на балалайке, и таким образом поспособствовал росту популярности этого инструмента.

Ходит легенда, что Василий Васильевич сконструировал усовершенствованную концертную балалайку и принес свои чертежи известному петербургскому скрипичному мастеру В.В. Иванову. Иванов почувствовал себя оскорбленным и наотрез отказался делать «мужицкую балалайку». Тогда Андреев достал свою старую балалайку, купленную на базаре за 35 копеек, и виртуозно сыграл на ней народную песню. Иванов сдался, но согласился делать балалайку только на условиях полной секретности. Вот с этой-то концертной балалайкой и покорил Василий Андреев петербургскую публику. Через два года Андреев создал «Кружок любителей игры на балалайках», превратившийся впоследствии в «Великорусский оркестр» - первый оркестр русских народных инструментов, снискавший мировую славу.

В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создал хроматическую балалайку приму и её разновидности. В его руках балалайка приобрела тот вид в котором она дошла до наших дней. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.


Впервые в истории музыки, со сцены звучала балалайка в декабре 1886 года. И было это в зале Дворянского собрания. Успех был полным. На следующий день «Санкт–Петербургская газета» с удивлением писала: «великолепная игра В. Андреева на балалайке заставляет забыть о низменном происхождении этого инструмента»... Осенью 1918 года Андреев предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чапаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался...

Когда грек создавал арфу, он думал о женщине.
Когда итальянский мастер создавал скрипку, он думал о женщине.
Когда испанский мастер создавал гитару, он думал о женщине.
А о чём думал русский мастер, создавая балалайку?

Diego Rivera Still-Life with Balalaika. 1913 г.
Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.
В.В. Андреев
Рассказывают, что летом 1883 года, путешествуя по своему марьинскому имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал, как его дворовый Антип исполнял на примитивной балалайке "Вдоль по Питерской". Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов: "Я помню, что тогда же как калёным железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства. Не знаю, что сильнее руководило мной - инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца". И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам научился играть, потом заметив, что инструмент таит в себе огромные возможности, задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить.


Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он пригласил мастеров: Пасербского и Налимова, и они совместно разработали целое семейство балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...».


В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Из балалаек только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей».


Впрочем, в США до сих пор действует запрет на продажу русских балалаек. История вопроса восходит еще к предвоенному времени, когда Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. Это случилось в 1940 году и с тех пор декрет регулярно продлевается. С 2000 года указом Клинтона запрет распространен и на Аляску, которая являлась единственным местом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. 2 октября 2010 года президент США Барак Обама продлил запрет на продажу балалаек в США еще на одно десятилетие. Причиной запрета формально стал тот факт, что балалайка была запрещена в царской России православной церковью и государством ибо "позволяет глумиться над властью". Разумеется, в СССР запрет был снят, но в в США сей экстремистский инструмент остался под запретом. На самом деле запрет на продажу балалаек - это ответ США на демарш тогда еще СССР, который запретил продавать ковбойские шляпы. В 1954 году шляпы в СССР продавать разрешили, а запрет продажи балалаек в США так и остался. На сегодняшний день является составной частью поправки Джексона-Вэника. В наши дни запрет сохраняется в неполной форме. Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и промышленное изготовление. Одиночные частные продажи разрешаются. Вот поэтому Книга Дж. Флинна "Как изготовить балалайку", увидевшая свет в 1984 пользуется фантастической популярностью и выдержала уже 9 переизданий. Для простого американца, желающего насладиться звуками балалайки, нет иного пути, как изготовить ее самому...

Популярна балалайка и у евреев. В фольклоре восточноевропейских евреев (ашкеназов) есть даже песня "Тум-балалайка" (на идише טום־באַלאַלײַקע - "звучи балалайка") — одна из любимых песен евреев на идиш. Известна в Польше, России, а последнее время — также в Израиле. В этой песне парень задаёт девушке вопросы (загадки), а та, в свою очередь, отвечает на них. Загадки традиционно ассоциируются с любовью и ухаживанием. Народные варианты песни существовали уже давно, но текст (загадки в песне, например: «что выше дома? (труба)», «кто проворней мыши? (кошка)» и т. д.) — был весьма разнообразным. Но что долго рассказывать? Лучше 1 раз послушать:
Известна балалайка и в Японии.

До превращения Андреевым балалайки в концертный инструмент, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.


Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.
группа "Белый день" - один из первых "народных" коллективов, кто в начале 90-х начали активно исполнять на русских балалайках "фирменную" музыку. Сейчас "Белый день" сделал "перезагрузку" старой программы "Балалайка ин Рок", придав ей больше драйва, эксцентрики, шоу и проч.


День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Беларуси, Казахстана и, конечно, России.



Начиная с 2010 года в Крыму проходит фестиваль в честь праздника. В течение июня здесь организуются выступления музыкантов-народников, которые завершаются большим гала-концертом 23-го числа.



В марте 2013 офицеры попросили Шойгу убрать из воинских частей балалайки, так как ни разу не получали ни балалаек, ни домр.

Согласно приложению к штатам воинских частей, принятому еще 1990-е годы и до сих пор не утратившему силу, в каждой ротной комнате досуга должны находиться музыкальные инструменты, которых на практике уже давно нигде нет. Однако инспекторы при желании всегда могут наказать командиров за невыполнение директивы.

В Главном организационно-мобилизационном управлении (ГОМУ) Минобороны заявили, что по итогам учебного 2012 года получены сотни предложений помощников командиров частей по работе с личным составом об отмене устаревших приложений: «В конце учебного года, а это ноябрь–декабрь, командиры бригад, их заместители, в том числе помощники по работе с личным составом, а также начальники родов войск и служб обязаны представить предложения по оптимизации штата бригад и их подразделений. В этот раз особенно много жалоб на балалайки с домрами».

Любопытно, что даже историки армии затрудняются сказать, когда и почему в приложениях появились балалайки и домры. Скорее всего этот пункт в приложениях к штату служит средством держать на коротком поводке неугодных офицеров.


Сногсшибательный клип Оли Поляковой – это кич-пародия на ставшее трендом в мировом шоубизе видео корейца PSY «Gangnam Style», на современную рекламу и на традиционные стереотипы в представлениях западного мира о русской культуре.
- Это наш ответ Ким Чен Ыну! - говорит Оля, забывая, а скорее всего не зная, что внук Великого Чучхе не имеет никакого отношения к PSY и вряд ли знает о его существовании, впрочем как и о самой Оле...
- Пока одни пытаются подражать «Gangnam Style», мы покажем всему миру, на что способен настоящий «Russian Style» - бесмысленный и беспощадный!» - заявляет певица.

Установка 23 сентября 2011 года памятник балалайке в городе Бежецке Тверской области, в начале липовой аллеи, была приурочена к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, В.В. Андреева.


В сентябре 2014 в Хабаровске установили скульптурную композицию, подаренную китайским Харбином в честь 20-летия установления побратимских связей. Красная пипа и желтая балалайка замечательно смотрятся вместе. Особенно на фоне мирного синего неба.

А еще балалайку любят девушки:


Богданов-Бельский Николай Петрович.Деревенские друзья.

Istvan Macsai, Woman with balalaika
Кевин Байлфусс "Девушка с балалайкой"
Рюрик Васильевич Тушкин "У самовара" 1991 г.
Ляпкало Виктор. Музыкальная дама с балалайкой

Украинская телеведущая и певица Веста Сенная
безбашенные девчонки из самой сумасшедшей норвежской группы "Katzenjammer".


Можно еще добавить, что существует коктейль, называемый "Балалайка" Этот классический коктейль был придуман еще в 30-е годы ХХ века Аленом Невером. Рецепт его очень прост. 50 мл водки, 25-30 мл апельсинового ликера (Трипл-сек или Куантро), 20-25 мл сока лимона (желательно свежевыжатого и отфильтрованного) налить в шейкер со льдом и взболтать. Процедить в коктейльный бокал. Украсить цедрой лимона или апельсина. Также можно украсить долькой апельсина или лимона. "Водка и апельсиновый ликер с терпким лимонным соком создают этот простой нордический коктейль".

Есть еще вариант этого коктейля. В широкой водочной рюмке без ножки соединить коньяк и водку (1:1), наполнив ¾ её объёма. Наполненную рюмку поставить в чашку или другую посуду с горячей водой, чтобы края рюмки на несколько миллиметров превышали края чашки. Оставить на несколько минут для прогревания, накрыв рюмку лимоном. Поджечь пары спирта в рюмке на несколько секунд, затем накрыть рукой. Из-за быстрого остывания паров рюмка прилипает к руке. Вытащить её из чашки, выпить коктейль залпом, закусить лимоном. Коктейль Балалайка – алкогольный напиток на основе подогретых коньяка и водки. Довольно крепкий, яркий, истинно мужской напиток, интересный по способу приготовления и употребления. А любители «Балалайки» неформально называют себя «братством кольца» по кольцевому ожогу на ладони от горящей рюмки.


В истории балалайки были взлеты и были падения. Вот и сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Но она продолжает жить и не зря является олицетворением русской культуры.

Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского. Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.

Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.

День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Белоруссии, Казахстана и, конечно, России.

История балалайки

«Трехструнная», к которой жители нашей страны всегда проявляли особое уважение, существует не одно столетие. Если углубиться в историю, то окажется, что никакой и не русский этот инструмент. По одной версии балалайка является прототипом домбры – национального инструмента киргиз-кайсаков, по другой – идея создания музыкальной «игрушки» была удачно позаимствована у татар. В любом случае, это очень древний атрибут, ведь о нем упоминалось еще в арабских источниках от 921 г.: автор – историк Ибн-Фацлан - описывает в своем труде подсмотренные похороны русского князя в Волжской Болгарии.

В числе традиционных предметов, положенных в могилу хозяину подданными, оказался и музыкальный инструмент «eine Laute» (с точки зрения А. Котляровского – собственно, балалайка). Неизвестно, насколько этот факт достоверен, ведь отечественные историки называют совсем другую дату происхождения инструмента – 1715 год, и склоняются к тому, что создателем его являются крестьяне. От них балалайка попала в руки к скоморохам и распространилась благодаря народным весельчакам по всей стране.

Однако радость народная была недолгой. Царь Алексей Михайлович, наблюдая все это «безобразие», приказал уничтожить любые музыкальные инструменты, в том числе и «трехструнную», а тех, кто посмеет ослушаться, - высечь либо вовсе сослать в Малороссию. После смерти правителя национальный инструмент вернулся, но уже через некоторое время снова попал под запрет. Лишь в середине XIX века балалайка окончательно «влилась» в ряды отечественных музыкальных инструментов. Вышло так благодаря дворянину Василию Андрееву, случайно услышавшему звуки «трехструнной» у своего дворового Антипа. И так ему пришлась музыка сия по душе, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Удалось это Андрееву – балалайку полюбили заново и стар, и млад.

К сожалению, подобной актуальности игра на народном русском музыкальном инструменте в наше время не получила. Регулярно организуемые балалаечные концерты интересны только узкому кругу лиц. Известны имена прославленных современных музыкантов-балалаечников: Кузнецова В.А., Захаров Д.А., Болдырева В.Б., Горбачева А.А.

Немного фактов

Почему своеобразный музыкальный инструмент назвали так странно – балалайкой? Оказывается, изначально его наименование звучало несколько иначе – балабайка. Близкие по значению и словесной конфигурации выражения: «балагурить», «балабонить». Слов много, а смысл один – разговаривать о праздном. В итоге получается, что сей музыкальный инструмент предназначен для забав, увеселений.

Балалайку следует хранить в сухом жилом помещении. Сырость приводит к тому, что инструмент испортится и выйдет из строя. Проветривать комнату, где находится балалайка, когда за окном дождь или просто повышенная влажность воздуха, категорически запрещено.

Обратная сторона медали – зной и яркий солнечный свет – также нежелательна. Дело в том, что под воздействием целенаправленного тепла, будь то даже не дневное светило, а любой источник, например, батарея системы отопления, балалайка непременно рассохнется, кузов лопнет, а играть на ней станет невозможным.

В свое время по инициативе дворянина Василия Андреева – того самого, что много сделал для популяризации балалайки, был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра.

О других инструментах

Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Идея такой скрипки возникла у Виденфалка, когда он оформлял большими диабазовыми блоками одно из зданий, и обрабатываемый молотком и стамеской камень красиво «пел». Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире - скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

Бельгийский мастер Адольф Сакс, который изобрёл саксофон, изначально назвал его совсем по-другому - мундштучный офиклеид. Только через два года его друг композитор Берлиоз назвал новый инструмент в журнальной статье саксофоном, и это название прижилось гораздо охотнее.

Гитару с семью струнами и строем «d¹, h, g, d, H, G, D» во всём мире называют русской гитарой. У нас больше принято её называть просто семиструнной, или же цыганской гитарой.

В американском штате Вирджиния находятся Лурейские пещеры, где установлен уникальный музыкальный инструмент - орган из сталактитов. 37 разных по тону сталактитов подключены к трубочной системе традиционного органа и управляются с обычной органной клавиатуры.

Реклама

Вы когда-нибудь слышали про такой праздник как День балалайки? Он существует, пусть даже и неофициально и празднуется в России сегодня, 23 июня. Несмотря на то, что балалайка считается исконно русским инструментом, эта дата отмечается и за рубежом.

В России праздновать День балалайки начали с 2008 года, а предложил эту идею Дмитрий Белинский — заслуженный артист России, президент Клуба музыкантов-народников и балалаечник-виртуоз.

Самое раннее документальное упоминание о балалайке относится к 1688 году.

День балалайки впервые был отмечен в 2008 году. В этот день исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию этого инструмента, а также 125 лет с тех пор, как она попала в руки к великому мастеру – Василию Андрееву, молодому российскому дворянину, которому была небезразлична русская музыка и русская культура.

Во 2-й половине 80-х годов XIX века Андреев создал кружок, объединивший тех, кто любил играть на балалайке – потом из этого кружка вырос целый оркестр. До этого мир почти не знал о балалайке, но в 1889 году кружок Андреева выступил в Париже, на Всемирной выставке, и получил признание и небывалый успех. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.

Популярность балалайки в России росла быстро, и из народной среды выходили настоящие великие музыканты, талантливые и виртуозные исполнители-балалаечники. Это тем более удивительно потому, что конструкция инструмента крайне проста: в XVIII-XIX веках купить балалайку можно было в любой лавке, да и сделать её самому, приложив немного усилий, тоже не составляло особого труда – поэтому балалайка и получила столь широкое распространение в народе.

Современный вид инструмент приобрел благодаря музыканту-просветителю В. Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому и С. Налимову. А произошел он от азиатской домбры — струнного щипкового музыкального инструмента, который используют тюркские народы и жители Средний Азии.

Широкое распространение балалайка получила в ХVIII веке: ей хорошо владели скоморохи и пастухи. Но балалайка сохранила свою популярность и в наши дни. Она стала сольным, концертным, ансамблевым и оркестровым инструментом, который оживает в руках современных балалаечников-виртуозов, таких как Михаил Рожков или Алексей Архиповский.

Сегодня игре на балалайке обучаются в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

«Трехструнная чаровница» может использоваться для обработки народных песен, переложения классических произведений и создания авторской музыки.

День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Белоруссии, Казахстана и, конечно, России.

Начиная с 2010 года в Крыму проходит фестиваль народной музыки «Самородки» в честь праздника. В течение недели, перед 23 июня, здесь организуются выступления музыкантов-народников.

Возможно, что и в вашем городе есть любители и почитатели этого народного инструмента, поспешите на их концерт сегодня!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Балалайка - исконный русский инструмент и самый узнаваемый символ России, который пользуется заслуженной популярностью не только среди наших соотечественников, но и почитается музыкантами-народниками из других уголков планеты. Неудивительно, что праздник в честь «трехструнки» отмечается ее ценителями на международном уровне.

Когда отмечают светлую дату?

День балалайки ежегодно отмечают в разгар лета - 23 июня. Хоть дата и не вписана в реестр официальных событий страны, но праздник все равно любим русским народом. Музыкальная братия и энтузиасты, которые не мыслят жизни без народных мотивов, ежегодно отмечают событие, организуя масштабные выступления и принимая участие в концертах.

Впервые стали отмечать дату в 2008 году с подачи Дмитрия Белинского - президента российского клуба музыкантов-народников. Вместе с командой энтузиастов он давно планировал создать день, когда объединятся под одним крылом «балалайщики» из разных уголков страны. Для этого коллектив регулярно писал прошения в вышестоящие органы с тем, чтобы дню Балалайки был предоставлен статус государственно значимой даты.

При выборе дня празднования заслуженный артист руководствовался фактами исторического документа «Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ», датируемого 23 июня 1688 года. В этом документе и содержится первое упоминание о «трехструнной» в контексте, что «стрельцами были арестованы двое игравших на балалайках крестьян».

Вторым поводом к выбору даты стало отмечание 125-ой годовщины со дня, когда со струнным щипковым инструментом впервые познакомился талантливый дворянин Василий Андреев. В начале творческого пути он организовал «кружок любителей игры на балалайке». После триумфа на всемирной выставке в Париже неутомимый пропагандист неустанно совершенствовал полюбившийся инструмент, постепенно превращая его роскошную красавицу, которая покорила красотой своего звучания и удивительным тембром звука весь мир.

Позднее Андреев в роли дирижера возглавил первый «Великорусский оркестр народных инструментов». Это памятное событие по существу и положило успешное начало развитию искусства виртуозной игры на популярных в то время народных инструментах, позволив балалайке проникнуть в самую толщу народных масс.

Чей это профессиональный праздник?

Дата празднования была учреждена с целью отметить и уважить творческую деятельность музыкантов-народников, которые делают неоценимую лепту в популяризацию русской культуры. Сегодня почти в каждом городе страны есть ансамбли и оркестры народных русских инструментов.

В этот день лета профессиональный праздник отмечают все, кто имеет отношение к музыке вообще:

  • Профессиональные творческие коллективы;
  • Балалайщики-самоучки;
  • Мастера-изготовители народных инструментов,
  • Студенты музыкальных учебных заведений…

День балалайки отмечают как профессиональные артисты, способные продемонстрировать всю красоту и могущество звуковой палитры, так и любители пощипать струны изящного инструмента, имеющего треугольную немного изогнутую форму, «чисто для души».

Праздник объединяет музыкантов со всех уголков планеты: России и Белоруссии, Украины и Казахстана, Австралии и Латинской Америки, США и ЮАР. В Японии создан ансамбль под названием «Токийская балалайка». Несмотря на то, что его прототипом является российский ансамбль, участниками токийского оркестра могут быть исключительно японские исполнители. В США официально зарегистрирована даже ассоциация любителей игры на балалайке.

Интерес иностранцев к инструменту, издающему такой чудный и прозрачный звук, подкрепляется тем, что виртуозы умудряются благодаря широкому тональному диапазону с помощью всего трех струн играть не только незатейливые народные, но сложные в исполнении классические произведения.

Подтверждением этому является тот факт, что книга Д.Флинна «Как изготовить балалайку» пользовалась фантастической популярностью и потому переиздавалась рекордные 9 раз.

Традиции народного праздника

На протяжении нескольких дней в преддверии даты во многих городах страны в концертных залах и музыкальных учебных заведениях можно наслаждаться выступлениями опытных творческих коллективов и юных исполнителей народного творчества. Желающие в эти дни могут участвовать в проводимых мастер-классах и изучать под руководством профессионалов азы игры на «трехструнной».

Работники музеев к памятному событию организуют тематические выставки. А музыканты прямо на улицах городов радуют отдыхающих виртуозным исполнением народных мелодий, которые так непривычно слушать на фоне ультрасовременной попсы.

В эти дни принято устраивать:

  • Яркие и зажигательные народные праздники;
  • Организовывать ярмарки ремесленников;
  • Проводить время на природе.

В честь этого праздника в Крыму, начиная с 2011 года, ежегодно организовывают фестиваль народной музыки со звучным названием «Самородки». В самый разгар июня музыканты выступают с концертами. В последний вечер фестиваля 23-го числа устраивается масштабный гала-концерт.

Изначально щипковый трехструнный инструмент, прототипом которого служила киргизская домбра, именовался как «балабайка». По одной из версий такое название было дано ему в подражание бряцания струн при извлечении звуков во время музыкальной игры. По другой - слово происходит от «балагурить» и «балабонить», что в простонародном наречии обозначает «пустозвонить» «и болтать».

В умелых руках скоморохов инструмент прекрасно справлялся с поставленной задачей - веселил и забавлял людей. Он был неизменным спутником празднеств, свадеб и гуляний. Ведь в его звучании слышна истинная русская душа - то задумчивая и печальная, то разудалая и неуемная. Даже грустные мелодии на этом чудном инструменте с прозрачным звуком всегда получаются не такими печальными.

Игру на этом балалайке любили слушать великие люди: Толстой, Лермонтов, Пушкин, Гурилев, Горький, Римский-Корсаков и Чайковский.

Примечательно, что времена царской России «трехструнная» была запрещена священниками православной церкви. Балалаечников даже приравнивали к разбойникам. Главный аргумент такого решения - «она позволяет глумиться над властью». Тех, кто посмеет ослушаться, наказывали ссылкой в Малороссию. В период советского союза этот запрет был снят.

Возраст самой старой балалайки, сохранившейся до наших дней, достигает 120 лет. Этот экспонат служит украшением музея Ульяновска.

Сегодня балалайка - не только элемент музейной истории и народных традиций, но инструмент, который реагирует на современность и развивается. А потому день, посвященный ей, точно не утратит актуальности еще в течение ближайших сотни лет.