Первобытный общинный строй. Первобытно-общинный строй и его характеристика

Одной из первых ступеней развития человечества является первобытно-общинный строй. Это самый длительный который длился около 650 тысяч лет. Расселение первобытных людей происходило неравномерно. Первоначально они населяли некоторую часть Африки, Южную Азию и южную часть Европы. Затем люди стали занимать и другие территории Земли. Первобытно-общинный строй - это важная часть развития человечества.

В период появления первобытных людей климат был намного теплее и мягче. Растительность, покрывающая планету, была разнообразной и очень богатой. Люди селились малочисленными группами. Они собирали плоды, занимались охотой, искали корни растений, пригодные для употребления в пищу. Питание людей в этот период нельзя назвать регулярным. Добыча пищи зависела от случайностей и всегда сопровождалась опасностью и риском.

Не всегда удавалось найти пропитание, поэтому люди часто голодали. Ко всему прочему, большую опасность для них представляли хищные животные.

Человек - это существо разумное. Поэтому люди стали изготавливать орудия и приспособления, которые помогали им охотиться на животных, добывать пропитание и делать жизнь более легкой. Изначально это были примитивные инструменты, сделанные из камня или дерева.

Не будет полной, если не упомянуть о том, что в этот период люди познали огонь. Они наблюдали за природными явлениями (молнии, и хранили огонь, появившийся в этом случае. Однако еще много времени прошло, прежде чем люди научились самостоятельно добывать огонь. С появлением огня люди могли приготовить пищу, согреться или отпугнуть зверей.

Первобытно-общинный строй уже выявил задатки образования общества. Люди селились группами. В одиночку никто бы из них не выжил. Совместно добывалась пища и осуществлялся весь основной труд. Это увеличивало эффективность, повышало навыки и, как следствие, улучшало жизненный уровень.

Общение друг с другом привело к развитию речи. Общее дело заставляло людей договариваться между собой и делиться опытом. Речь способствовала более плодотворному труду и являлась главным отличием человека от животных.

Первобытно-общинный строй не знал разделения на классы, государства и страны. Человечество проходило этап развития элементарных навыков, речи и мышления. Этот период длился около 400 тысяч лет. Развитие проходило медленно, но постоянно. Совершенствовались орудия труда, а с ними и навыки людей. Постепенно образовывались коллективы. Вместе с людьми менялась и окружающая природа, которая влияла на их быт. Можно сказать, что труд создал человека.

Постепенно возникло родовое общество. Однако запрещалось вступать в внутри рода. Так возникла необходимость контакта с другими родовыми общинами.

Собственность на землю, орудия труда и предметы, созданные в результате этого труда, была общая. Первобытно-общинный строй характеризуется наличием матриархата. Женщина-мать стояла во главе клана.

Несмотря на то, что общество еще было сформировано не полностью, в нем имелись свои традиции и определенные нормы поведения. Особенно можно выделить обычаи и запреты, иначе табу.

Общества - это в основном скульптурные сооружения. Большая их часть была найдена в Западной Европе. Эти экспонаты отображают первые впечатления человека об окружающем его мире, жизнь первобытных людей и их быт. Многие из них связаны с мифологическими представлениями о явлениях природы и других событиях. Но именно они дали нам более полное представление об этом периоде развития человеческого общества. Появление искусства стало новым этапом первобытно-общинного строя, сделавшим жизнь людей более гармоничной и организованной.

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ

(общиннородовой, первобытно- коммунистический) - первая в истории человеческого общества социально-экономич. формация. Охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеч. общества до становления клас. отношений, археологически - в основном эпохи палеолита, мезолита и неолита. В отличие от последующих клас. формаций, П. с. характеризуется коллективизмом в произ-ве и потреблении, обусловленным крайне низким уровнем развития производит. сил. "Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 404).

История П. с. восстанавливается гл. обр. по археологич., антропологич. и этнографич. источникам. Археология и антропология представляют прямые, но ограниченные по значению данные: они, напр., мало что говорят об обществ. организации первобытных людей. Данные этнографии шире, но они, как правило, относятся не к подлинно первобытным, а к отсталым народам нового времени и тем самым имеют лишь косвенное значение. В наших представлениях о П. с., наряду с твердо установленными осн. положениями, есть еще много пробелов, гипотез и спорных моментов. Марксистская наука строит периодизацию П. с. на материалистич. основе, исходя из уровня развития производит. сил и соответствующих им производств. отношений.

Большинство сов. исследователей подразделяют эту эпоху на 3 осн. периода: "первобытное человеческое стадо", расцвет родового общества и его разложение. М. О. Косвен выделяет периоды "первобытного человеч. стада", родового строя с подразделением на матриархат и патриархат и воен. демократии; А. И. Першиц - периоды "первобытного человеч. стада", первобытной родовой общины и первобытной соседской общины. С точки зрения Ю. И. Семенова, эпоха "первобытного человеч. стада" является временем формирования человека и человеч. общества, а вся последующая история, начиная с родового строя, представляет период развития уже сформировавшегося общества; грань, отделяющая эти периоды, является более глубокой, чем рубежи между обществ.-экономич. формациями. В соответствии с этой точкой зрения история человечества прежде всего делится на 2 осн. этапа: историю "первобытного человеч. стада" и историю готового, сформировавшегося общества, а в качестве первой обществ.-экономической формации выступает родовое общество.

Временем существования "первобытного человеч. стада" был ранний или нижний и средний палеолит. Начальный период нижнего палеолита, включающий эпохи дошелль, шелль, ашель, был временем существования таких типов формирующихся людей, как питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и, очевидно, также каких-то еще не открытых предшествовавших им форм (см. Антропогенез). Ареал расселения этих людей был сравнительно невелик и ограничивался р-нами с теплым климатом. Они жили в Африке, на Ю. Европы и Азии. Осн. занятием первых людей была охота и особенно коллективная охота на крупных животных. Оружием для охоты служили дубины и рогатины. Немалое значение имело также собирательство (М. И. Урысон, Начальные этапы становления человека; С. А. Семенов, Очерк развития материальной культуры и хозяйства палеолита. Обе работы в сб. "У истоков человечества", (М.), 1964). Осн. кам. орудиями в дошелле были оббитые с одного конца гальки, а в шелле и ашеле - грубые ручные рубила, отщепы и нек-рые др. (см. Каменный век). В эту эпоху люди, по-видимому, уже пользовались огнем, но еще не умели его добывать. Ф. Энгельс писал об этом начальном этапе существования человечества: "Какими люди первоначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю: еще как полуживотные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшими еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности" (там же, т. 20, с. 183). Следующий этап палеолита, включающий поздний ашель и мустье, знаменуется появлением человека "более совершенного физич. типа - неандертальца. Люди осваивают р-ны с суровыми климатич. условиями, охотятся на мамонтов и медведей, совершенствуют обработку кремневых орудий и расширяют их ассортимент (остроконечники, скребки), начинают обрабатывать кость (ретушеры, острия).

О социальных отношениях в "первобытном человеческом стаде" неизвестно ничего определенного. Ясно лишь, что это было время борьбы зарождающихся социальных начал с животными началами и постепенного вытеснения вторых первыми. Большинство сов. исследователей считает, что в процессе становления человека и человеч. общества было два качественных скачка. Первый ознаменовался появлением питекантропа и началом изготовления орудий, второй - становлением "готового" человека homo sapiens и возникновением родовой организации (Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин, Антропология, М., 1963). Однако нек-рые ученые отрицают второй качественный скачок, полагая, что уже питекантроп был "готовым" человеком, жившим в сформировавшемся человеческом обществе (А. Я. Брюсов). Другие (Б. Ф. Поршнев) отрицают первый качественный скачок. Они считают питекантропов и ранних неандертальцев - животными, а их стадо - биологическим объединением.

Но как бы то ни было, в конце нижнего палеолита, видимо, возник запрет половых сношений между членами стада, и оно стало превращаться в экзогамный (см. Экзогамия) род. Имеется ряд гипотез о том, как это произошло, но в целом этот вопрос остается пока "еще до конца нерешенным.

В дальнейшей истории первобытного общества довольно отчетливо выделяется эпоха, охватывающая поздний палеолит, вероятно мезолит и начало неолита. В это время продолжалось расселение людей по земной поверхности: человек проник через Индонезийский архипелаг в Австралию и на о-ва Меланезии, через р-н Берингова прол. - в Сев.-Зап. Америку и затем постепенно заселил все Зап. полушарие.

Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развития специфич. средств труда, к-рые становятся все более разнообразными. Наряду с кам. орудиями появляются орудия из кости, рога, дерева. Преобладающим занятием людей и гл. источником средств существования была охота, рыболовство, а также собирательство. Общественную организацию этих людей можно в общих чертах реконструировать по этнографич. данным. Осн. производств. коллективом в ту эпоху была, вероятно, материнско-родовая община (материнский род). Характерными ее чертами были коллективизм сородичей в трудовых процессах, общеродовая собственность на осн. средства произ-ва и уравнительное или равнообеспечивающее распределение продуктов охоты, рыболовства и собирательства. Большинство сов. историков первобытности придерживается мнения, что производственные отношения этой поры выступают как отношения между кровными родственниками - членами материнско-родовой общины (М. О. Косвен, А. М. Золотарев, С. П. Толстов, Ю. П. Аверкиева, А. И. Пер-шиц, Ю. И. Семенов, Л. А. Файнберг). Согласно другой точке зрения, производств. отношения никогда не совпадали с родовыми, и, соответственно, экономич. ячейка общества (родовая община) не совпадала с родом (Н. А. Бутинов и др.).

Важной чертой материнско-родовой общины было равноправие ее членов и отсутствие какой-либо отделенной от коллектива власти. Единственным регулятором поведения членов материнского рода была воля коллектива, родовая мораль, выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях. Отдельные члены коллектива обладали влиянием на сородичей лишь в силу своих личных качеств и постольку, поскольку они выражали волю и интересы коллектива в целом. Существование человека вне рода было невозможно. Поэтому каждый человек родового общества мог мыслить себя лишь как частичку коллектива.

Как экзогамный коллектив род не мог существовать изолированно. Он составлял часть системы, состоявшей из двух взаимобрачующихся родов, - дуально-родовой организации. Брачные связи возникали как отношения не между индивидами, взятыми сами но себе, а между коллективами, родами. Поэтому и первонач. брак, очевидно, был групповым; мужья и жены принадлежали к разным родам и имели раздельную собственность. Два или несколько родов вместе составляли племя. Однако вопрос о времени появления племени не вполне решен. Нек-рые сов. ученые (А. А. Формозов) относят его возникновение к мезолиту, тогда как другие (М. О. Косвен) полагают, что начальные формы племени появляются в верх. палеолите, т.е. одновременно с родом.

Обусловленные низким уровнем развития производит. сил первобытнокоммунистич. отношения были крайне ограниченными и замкнутыми в пределах рода как отдельного производств. коллектива. Соответственно такой же характер носила и родовая мораль. Действие ее норм, предписывавших заботу о каждом члене коллектива, распространялось на членов своего рода и отчасти племени, когда последнее возникло. Как писал Ф. Энгельс: "Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга, они не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности" (там же, т. 21, с. 99).

Очень сложен и не вполне ясен вопрос о мировоззрении людей первобытного общества, о их верованиях. По-видимому, у людей типа питекантропов отсутствовали какие-либо религ. верования. Более спорен вопрос о существовании или отсутствии религ. верований у неандертальцев. Археологами открыто несколько неандертальских погребений в гротах и пещерах (Мустье, Ла-Шапель-о-Сен, Ла-Ферраси во Франции, Киик-Коба в Крыму и др.). Одни считают, что эти погребения свидетельствуют о возникновении веры в загробное существование души или в сверхъестеств. свойства трупа (Г. Обермайер, М. Эберт, А. П. Окладников). По мнению других (И. И. Скворцов-Степанов, С. А. Токарев), в этих погребениях проявлялась просто забота об умерших. Может быть о возникновении религ. верований у неандертальцев (охотничьей магии или зачатков тотемизма) свидетельствуют находки черепов и костей пещерного медведя (пещеры Драхенлох и Петерсхеле и др.), по условиям залегания напоминающие захоронения.

В отличие от мустье, археол. памятники верх. палеолита определенно свидетельствуют о наличии религиозных верований. В погребения клались вещи умерших, украшения. Очевидно, появились какие-то представления о загробной жизни. Возникает магия, развивается тотемизм (рисунки людей в звериных масках). По-видимому, в верхнем палеолите как отражение материнско-родовых отношений формируется культ матерей - прародительниц (П. П. Ефименко) - или, по другой точке зрения, хозяек огня (С. А. Токарев). На это указывают находки многочисленных женских статуэток (Виллендорф, Костепки, Мальта и др.). До сих пор неясны религиозные верования людей неолита. Скорее всего в это время существовало почитание женских божеств (см. С. А. Токарев, Религия в истории народов мира, 1964, с. 15). Начиная с верхнего палеолита получает значит. развитие иск-во: реалистич. полихромные изображения животных в пещерах Юж. Франции и Сев. Испании и др., статуэтки из кости, рога и глины.

Развитие производит. сил особенно заметно в эпоху неолита, когда возникают скотоводство и земледелие и начинается переход от присвоения продуктов природы к их произ-ву. Наиболее рано земледелие и скотоводство возникли, по-видимому, на Бл. Востоке, где, возможно, уже в конце мезолита произошел переход от сбора дикорастущих злаков к выращиванию их (натуфийская культура, Карим-Шахир). В 5-4-м тыс. до н.э. земледельч. племена жили в Египте. В Европе земледелие и скотоводство получили развитие в неолите и раннем бронз. веке под сильным влиянием культур Бл. Востока. В Америке земледелие, по-видимому, возникло ок. 4-2-го тыс. до н.э. и в дальнейшем стало экономич. основой для развития высоких культур древней Америки (майя, инки, ацтеки). В это же время совершенствуются орудия труда, появляются шлифованные топоры, костяные серпы, молоты, глиняные сосуды; создаются такие средства передвижения, как лодка и лыжи.

Однако в то время как во многих местах земного шара уже возникли земледелие и скотоводство, на периферии этих развитых культур в Европе, Азии, Африке и Америке продолжали еще жить племена охотников, рыболовов и собирателей (Сев. Сибирь, амер. север и др.). С неолита усиливается неравномерность развития отдельных культур, впервые обозначившаяся еще в конце палеолита. Культуры, отставшие в своем развитии, начинают испытывать все большее влияние со стороны передовых. Отделение скотоводческих племен от земледельческих и установление регулярного обмена между ними было первым крупным общественным разделением труда (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 160). Позднее "... произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия" (там же, с. 163). С развитием производит. сил возрастает хоз. значение мужчин. Они стремятся передать создаваемую ими собственность своим сыновьям. Так, у племени гереро в Юго-Зап. Африке в период перехода от материнского рода к отцовскому козы оставались в материнском роде, тогда как коровы и овцы наследовались по отцовской линии.

Происходит смена материнского рода отцовским, а род перестает быть осн. хоз. ячейкой общества, ею становится большая патриархальная семья. Обычно она жила не изолированно, а рядом с др. такими же семьями, вместе с к-рыми она образовывала соседскую общину. Род и его подразделения в это время выполняют в основном функции защиты своих членов, а также брачно-регулирующие и религиозно-обрядовые функции. С переходом к патриархальной семье парный брак сменяется моногамией, возникает моногамная, или малая, семья, воплощающая в себе развившиеся начала частной собственности.

Ускорению развития частной собственности на заключит. этапе П. с. способствовало возникновение военной демократии; накопление богатств вызвало к жизни частые грабительские набеги и воен. столкновения, а воен. предводители, опираясь на свои дружины, стали захватывать власть над собственным народом. Возникает социальное и экономич. неравенство внутри общины, а с ростом производит. сил и появлением избыточного продукта зарождается рабство. Сначала в рабство обращаются военнопленные, затем начинается закабаление беднейших сородичей. Итак, имущественные различия внутри одного и того же рода постепенно превратили общность интересов в антагонизм между его членами (см. К. Маркс, Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941, с. 153-54). Общество распадается на классы. Возникновение клас. общества у разных народов относится к различным эпохам, а сам процесс становления клас. строя шел в разных странах в зависимости от конкретно-историч. условий по-разному. Но, как правило, в нем были всегда две стороны: появление рабов и разделение свободных на богатое и знатное меньшинство и на массу простых общинников. В Египте, Индии, Месопотамии оно возникло в эпоху медно-каменного (энеолит) века (4-3-е тыс. до н.э.), в Малой Азии, Греции, на Кипре, Крите, в Китае - в эпоху бронз. века (конец 3-го - нач. 1-го тыс. до н.э.) и у целого ряда др. народов - в эпоху раннего жел. века (сер. 2-го - 1-е тыс. до н.э.).

Расслоение общества, выделение из среды ранее равных членов рода и племени богатой и знатной верхушки находит свое отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из его среды более или менее равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов. Окончательно оформившийся с возникновением классового общества политеизм освящает эксплуатацию человека человеком.

Историография. В антич. мире сформировались и развились 2 представления о начальном состоянии человечества. Согласно одному из них, первобытные люди жили почти как животные, непрерывно борясь друг с другом за добычу и власть. Согласно другому, детство человеч. рода было золотым веком, когда люди, питаясь дарами щедрой природы, жили беззаботно, весело и дружно. Сторонником 1-й точки зрения был, напр., Демокрит, полагавший, что первые люди на земле вели "грубую" и "звериную" жизнь и постоянно кочевали, питаясь "естественными кормами" земли и плодами деревьев. Идеи о золотом веке придерживался, напр., Сенека. Лукреций Кар одним из первых предложил периодизацию общества, разделив историю на 3 века: каменный, медный и железный. Однако все эти общие построения о начальном состоянии человечества были, как правило, умозрительными. В то же время антич. авторы (Ксенофонт, Страбон, Тацит) собрали немало этнографич. данных об обществ. отношениях (в т. ч. о матриархальных порядках) у многих народов древности.

В ср. века господствовала т.н. патриархальная теория, выдвинутая еще в антич. время Платоном и Аристотелем. Согласно ей, в основе общества лежит патриархальная семья, из к-рой в конечном счете вырастает гос-во. Видным глашатаем этой теории был Фома Аквинский (1225-74). Однако продолжалось накопление фактич. материала об отсталых народах, не укладывавшегося в рамки патриархальной теории. Оно ускорилось со времени Великих географич. открытий и особенно в 18-19 вв. (напр., сведения Диего де Ланда об индейцах Мексики, Д. Ливингстона о народах Африки, Л. Моргана об индейцах Сев. Америки, Л. Файсона и А. Хауитта об австралийцах, H. H. Миклухо-Маклая о народах Океании); много этнографич. данных о народах Сибири и Сев.-Зап. Америки собрали рус. ученые 18 и 1-й пол. 19 вв. (С. П. Крашенинников, Г. В. Стеллер, Г. Ф. Миллер, Ю. Ф. Лисянский, И. Е. Вениаминов и др.). В 1767 в "Опыте истории гражданского общества" (рус. пер., ч. 1-3, СПБ, 1817-18) шотландский философ А. Фергюсон (1723-1816) первым широко использовал этнографич. материал для довольно подробной характеристики П. с. Он определил его как первобытнокоммунистич. с коллективным произ-вом и потреблением. В 1861 И. Бахофен развил идею о матриархате, как универсальном и предшествующем патриархату этапе в развитии человеч. общества. Однако причину развития первобытного общества Бахофен видел не в условиях материальной жизни, а в смене религиозных представлений. Вскоре после этого Дж. Мак-Леннан связал матриархат с родом, указав при этом, что род предшествует семье. В 1877 Л. Г. Морган в своем труде "Древнее общество" положил начало научной материалистич. истории первобытного общества. Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактич. материале теория об универсальности родовой организации и о едином пути развития первобытного общества, прогресс к-рого он объяснял успехами в развитии произ-ва средств существования.

Марксистская теория развития первобытного общества, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, наиболее полно была сформулирована в книге Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Сов. исследователи, творчески развивая марксистскую теорию первобытного общества, внесли в нее существенный вклад. В 1930-х гг. П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. М. Золотарев, С. П. Толстов ввели в научный оборот значительный материал, доказывающий универсальность общинно-родового строя и опровергающий попытки подменить ее различного рода "тотемическими обществами" или "семейно-родственными группами". В 1930-50-х гг. был проведен ряд работ, выявивших пережитки материнского рода у многих народов СССР, а также зарубежных стран и тем самым подтвердивших универсальность этого института (А. М. Золотарев, Родовой строй и религия ульчей, Хабаровск, 1939; К. В. Вяткина. Пережитки материнского рода у бурят-монголов, "СЭ", 1946, No 1; М. О. Косвен, Матриархат. Этнографические материалы, "Уч. зап. МГУ", 1940, в. 61, и др.). В ходе полевых исследований 1930-40-х гг. у многих народов Сибири, Ср. Азии и Кавказа была выявлена дуальная организация, характерная черта раннеродового общества (С. П. Толстов, Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен, "Проблемы истории докапиталистических обществ", 1935, No 9-10; В. Чернецов, Фратриальное устройство обско-угорского общества, "СЭ", 1939, в. 2, и др.). Сов. и зарубежные исследования по вопросам дуальной организации были обобщены в конце 1930-х гг. А. М. Золотаревым (А. М. Золотарев, Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964). Много сделали сов. этнографы и в изучении патриархального рода и форм разложения первобытнообщинного строя (Л. П. Потапов, Разложение родового строя у племен Северного Алтая, Л., 1935; М. О. Косвен, Распад родового строя у удмуртов, "Уч. зап. н.-и. ин-та народов Сов. Востока", в. 2, М., 1931). В ходе конкретных исследований был накоплен большой материал для постановки и решения многих теоретич. проблем, напр. - становления патриархальных отношений (М. О. Косвен, Переход от матриархата к патриархату, в сб.: Родовое общество, М., 1951; Д. А. Ольдерогге, Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.-Л., 1936, с. 851-69), разложения рода (Б. О. Долгих и M. Г. Левин, Переход от родоплеменных связей к территориальным в истории народов Северной Сибири, в сб.: Родовое общество, М., 1951; М. О. Косвен. Семейная община и патронимия, М., 1964).

Накопление нового фактич. материала и теоретич. разработка вопросов истории первобытного общества позволили сов. исследователям уточнить ряд положений Моргана (напр., большинство сов. исследователей отказалось от гипотезы о существовании кровнородственной семьи и пуналуалъной семьи и др.) и внести значит. вклад в решение таких проблем П. с., как периодизация первобытной истории, происхождение экзогамии и т.д. Весь накопленный этнографич., археологич. и антропологич. материал подтвердил основные положения материалистич. концепции первобытноисторич. процесса - о едином в своих главных чертах пути развития человеч. общества, о поступательном развитии производительных сил как основе историч. процесса, о коллективном характере первобытной экономики.

Бурж. критика марксистской истории П. о. ведется гл. обр. с позиций теории многолинейной эволюции (Дж. Стюард), культурно-исторической школы в этнографии (В. Шмидт, В. Копперс), диффузионизма, функционализма (см. также ст. Этнография).

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, М., 1941; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Рецензия. А. Богданов, "Краткий курс экономической науки", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4 (т. 4); его же. Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, О государстве, там же, т. 39 (т. 29); его же, Письмо к А. М. Горькому, вторая половина ноября 1913 г., там же, т. 48 (т. 35); Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки, М., 1961; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.-Л., 1957; Бутинов Н. A., Происхождение и этнический состав коренного населения Новой Гвинеи, Тр. Института этнографии, нов. сер., т. 80, М.-Л., 1962 (рец. и ответы см. "СЭ", 1963, No 3, с. 200-05; 1965, No 3, с. 180-90); Ефименко П. П., Первобытное общество. К., 1953; Кнышенко Ю. В., История первобытного общества и основы этнографии, Ростов н/Д., 1965; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М., 1948; его же. Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; его же, О периодизации первобытной истории, "СЭ", 1952, No 3; Морган Л. Г., Древнее общество..., пер. с англ., 2 изд., Л., 1934; его же, Дома и домашняя жизнь американских туземцев, пер. с англ., Л., 1934; Никольский В. К., Семья и брак в прошлом и настоящем, М., 1936; Семенов С. A., Первобытная техника, М.-Л., 1957; Першиц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, в сб.: Проблемы истории первобытного общества, М.-Л., 1960; Поршнев Б. Ф., Материализм и идеализм в вопросах становления человека, "ВФ", 1955, No 5; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962 (рец. в "СЭ", 1963, No 5; "ВФ", 1964, No 8; "ВФ", 1965, No 6); его же, О периодизации первобытной истории, "СЭ", 1965, No 5; Токарев С. A., Происхождение общественных классов на островах Тонга, "СЭ", 1958, No 1; Толстов С. П., Военная демократия и проблема "Генетической революции", "Проблемы истории докапиталистич. обществ", 1935, No 7-8; его же, Некоторые проблемы всемирной истории в свете данных современной исторической этнографии, "ВИ", 1961, No 11; Формозов A. A., Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке, М., 1959; Childe V. G., Social evolution, L., 1951; Essays in the science ot culture, N. Y., 1960; Hawkes J., Wolley С. L., History of mankind, v. 1 - Prehistory and the beginnings of civilization, L., 1963; Leach E., Rethinking anthropology, L., 1961; Leacock E., Montagnais "Hunting territory" and the fur trade, Menasha, 1954; L"homme avant l"écriture, P., 1959; Sellnow I., Grundprinzipien einer Periodisierung der Urgeschichte, В., 1961; Steward J. H., Theory of culture change, Urbana, 1955.

Ю. И. Семенов. Рязань,

Л. А. Файнберг. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

иериод в истории, охватывающий эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества и государства. Характеризуется низким уровнем развития производительных сил, общей (коллективной) собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением. Процесс разложения первобытно-общинного строя в разных регионах и у разных народов происходит неодновременно.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Первобытно-общинный строй

самый ранний и продолжительный период в истории человечества. Вопрос о его периодизации дискуссионен. Принята археологическая периодизация, которая основывается на различиях в материале и технике, применяемых при изготовлении орудий труда. При этом в первую очередь учитывается преобладание того или иного материала (например, в эпоху бронзы, наряду с орудиями труда из бронзы, использовались орудия из камня). Таким образом, периодизация принимает следующий вид: каменный век, бронзовый и железный век. Другим критерием для периодизации первобытнообщинного строя служат изменения физического типа человека. Различают эпоху существования древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа) и современного человека (неоантропа). Существование древнейшего человека относят к 2 – 2,5 млн. лет назад. Значительно ближе к облику современных людей был неандерталец (35 – 200 тыс. лет назад), относящийся к палеоантропам. Современный человек – (homo sapiens – человек разумный) появился 35 – 40 тыс. лет назад. Люди к тому времени не только научились добывать огонь, но и изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться. В позднем палеолите на смену «первобытному человеческому стаду» (непостоянная группа древних людей, объединенная в поисках средств существования) приходит родовой строй с материнской общиной (матриархат) и общей собственностью на средства производства. Постепенно родовая община переходит в соседскую. Рост производительных сил, разделение труда привели к возникновению обмена, а затем частной собственности, выделению индивидуального хозяйства и распаду первобытно-общинного строя. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Археологические и письменные источники о древнейшем населении Восточной Европы »)

Конспекты лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука, ее объект

Этапы развития педагогической науки

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только. Более подробное определение педагогики нам предстоит вывести чуть позже, а пока интересно проследить историческое развитие и становление педагогики, как на протяжении веков менялось значение и отношение к воспитанию, образованию, какие цели преследуются и средства применяются.

Педагогика – очень интересная наука. Интересна история ее развития, становления, с ошибками, заблуждениями, драматическими судьбами, с прозрениями и открытиями, а также заслуживает отдельного внимания предмет изучения педагогики. Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.

Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции. Необходимо добавить, что уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.

Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита (460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики.


Первобытно-общинный строй

На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в

приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Первобытнообщинный строй (общиннородовой, первобытно-коммунистический) — первая в истории человеческого общества общественно-экономическая формация . Он охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеческого общества до становления классовых отношений, археологически — в основном эпохи палеолита, мезолита и неолита.

В отличие от последующих классовых формаций, первобытнообщинный строй характеризуется тем, что уровень развития производительных сил был крайне низок, орудия труда были примитивными, недостаточно развитыми и совершенными, труд людей носил коллективный характер, собственность выступала в форме общинной собственности, производство было по своему характеру и форме натуральным, господствовало уравнительное распределение продуктов, не существовало социального деления общества.

Появление человека, выделившегося из животного мира, явилось качественным скачком в развитии живой природы, и одной биологической эволюции было недостаточно для такого качественного скачка. Для того чтобы появился человек в общественном смысле слова, необходимо было новое условие и новый решающий фактор этого появления. Биологические предпосылки стали исходным базисом для перехода от животного, зоологического состояния к человеческому, общественному состоянию не сами по себе, а благодаря труду .

Труд сыграл решающую роль в возникновении человека, в становлении и формировании человеческого общества. Именно трудовая деятельность человека с помощью изготовленных им орудий труда позволила ему выделиться из животного мира и утвердить своё качественно новое общественное состояние.

Труд представляет собой исключительное достояние человека. «Труд, - писал Ф. Энгельс, - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он ещё и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» .

Труд начинается с изготовления орудий труда. Переход от случайного применения в качестве орудий труда предметов, данных самой природой, к изготовлению орудий труда путём незначительной, примитивной обработки тех же предметов для достижения более значительных результатов и представлял собой тот самый качественный скачок в развитии живой природы, который знаменовал выделение человека из животного мира, превращение человекообразной обезьяны в человека.

Изготовление орудий труда обязательно предполагает наличие заранее намеченной цели и логическую последовательность действий для её осуществления. Следовательно, переход к изготовлению орудий труда означал, что трудовая деятельность людей стала деятельностью действительно осознанной и целеустремленной, т. е. специфически человеческой деятельностью.

В процессе развития и совершенствования трудовой деятельности совершенствовался и сам человек - главная производительная сила возникшего общества.

3. Производительные силы и производственные отношения первобытного общества

3.1. Производительные силы первобытного общества

Характеризуя в целом производительные силы первобытного общества, следует прежде всего отметить, что развиты они были крайне слабо, орудия труда носили примитивный характер. Первыми орудиями труда человека были заострённая палка и грубо обитый, заострённый камень. Сотни тысячелетий создание и использование главным образом каменных орудий труда было характерной чертой производства. Эпоха преобладания в производстве каменных орудий труда получила в науке название каменного века. Эпоха каменного века делится в соответствии с уровнем производства каменных орудий на три крупных исторических периода: древний каменный век, или палеолит, среднекаменный век, или мезолит, и новый каменный век, или неолит. Лишь значительно позднее человек научился изготовлять орудия труда из металла, сначала из самородного, в первую очередь меди, затем из бронзы, представляющей собой сплав меди и олова, и, наконец, из железа. В соответствии с этим то время, когда появились и в течение которого применялись наряду с каменными орудиями труда орудия труда из меди, получило в науке название медно-каменного века, а время появления и использования орудий труда из бронзы - бронзового века. С переходом к производству людьми орудий труда из железа началась эпоха, получившая название железного века.

Первыми основными видами производственной деятельности древнейших людей были простое собирательство пищи, совместная охота, рыболовство. Крупнейшим достижением первобытного человека в деле подчинения сил природы явилось открытие способов добывания огня искусственным путём.

Новую эпоху в развитии производительных сил первобытного общества составило происшедшее в период мезолита изобретение лука и стрел, что делало более устойчивым источником существования охоту. Постепенно, по мере совершенствования охоты, люди начинают не только убивать зверей, но и ловить и приручать их.

Переход к неолиту ознаменовал настоящую своеобразную революцию в первобытном обществе. Более усовершенствованные орудия труда позволяют перейти от простого собирательства съедобных растений к возделыванию отдельных культур. Возникает земледелие. Наиболее древними из современных культурных растений являются пшеница, рис, рожь, кукуруза, лук, капуста, лён, хлопок.

На базе приручения животных развивается скотоводство. Приручение животных обеспечило переход от примитивного мотыжного земледелия к пахотному земледелию с использованием тягловой силы животных.

На основе совершенствования орудий труда, в процессе развития производительных сил первобытного общества произошёл переход от хозяйства собирателей и охотников, которые преимущественно присваивали продукты природы в готовом виде, к хозяйству скотоводов и земледельцев, которые, видоизменяя своим трудом предметы природы, сами производят продукты, необходимые для потребления. Постепенное накопление людьми производственного опыта и навыков к труду, совершенствование этих навыков, выработка новых методов труда, повышение уровня умелости человека как производителя играли огромную роль в развитии первобытного производства.

3.2. Коллективный труд первобытных людей. Простая кооперация труда. Естественное разделение труда

Первобытный человек, вооружённый примитивными орудиями труда, не был в состоянии добывать средства к жизни в одиночку. Чтобы выжить, людям приходилось соединяться в группы, совместно защищаться от хищных зверей и совместно добывать средства существования. Трудовая деятельность первобытных людей с самого начала выступала как совместная, коллективная деятельность.

Первой формой организации труда первобытных людей была простая кооперация , т. е. такая форма, при которой более или менее значительное число работников совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Простое объединение индивидуальных сил первобытных людей создавало новую производительную силу, бо́льшую, чем простая сумма составляющих её единиц.

«Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства, - указывал К. Маркс, - был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства» .

Труд первобытных людей развивался от форм простого сотрудничества, ограниченного первоначально взаимной поддержкой, взаимопомощью в охоте и рыболовстве, между людьми данного первичного коллектива производителей — к проявлению разделения труда между ними на первых порах в примитивной половозрастной, т. е. естественной, форме.

3.3. Производственные отношения первобытного общества

В соответствии с состоянием и характером производительных сил первобытного общества, общим, коллективным по своему содержанию и форме трудом первобытных людей складываются и развиваются коллективистские первобытнообщинные производственные отношения.

Коллективный характер труда предопределил и коллективный характер присвоения производимых продуктов. Поскольку все трудились сообща, постольку и все средства производства и произведённые блага становились достоянием всего коллектива и использовались по его усмотрению на его нужды.

Первичным коллективом, объединяющим первобытных людей на основе их общего коллективного труда, осуществляемого в целях получения продуктов, необходимых для существования, являлась первобытная община.

Первобытнообщинные производственные отношения складывались в процессе производства как отношения общего, коллективного присвоения членами первобытной общины средств производства и предметов потребления.

Объединённые воедино в процессе производства, находившиеся в одинаково равном положении и выступавшие поэтому как совокупный работник, члены общины соединялись в своих собственных интересах с принадлежавшими им всем средствами производства.

Это соединение представляло собой по своему характеру органическое единство работников производства и средств производства. Характеризуя собственность на средства производства в первобытном обществе, основоположники марксизма указывали, что первоначально это была прежде всего движимая собственность. Вместе с тем они подчёркивали, что собственность на движимые предметы предполагает собственность на землю. Такую собственность К. Маркс называл общей земельной собственностью .

Общая, групповая, коллективная собственность первобытных людей на основные средства производства характеризует собой содержание производственных отношений первобытного общества как отношений общественной собственности , хотя и выступающей в ограниченной групповой форме.

Первобытнообщинные производственные отношения характеризовались равенством первобытных людей, одинаковым в общественно-экономическом смысле слова положением их в процессе производства, совместным обладанием и использованием средств производства, составлявших общественную коллективную собственность.

4. Надстройка первобытнообщинного строя

В процессе практической деятельности людьми родового общества было накоплено немало знаний об окружающем мире и о себе, в которых, однако, было много неверного, иллюзорного. Возникает религия как порождение определённой ступени общественного развития. В эту эпоху существовали такие формы религии, как магия, фетишизм, тотемизм и демонизм, одной из разновидностей которого был анимизм. Археологический и этнографический материал свидетельствует о существовании в это время различного рода охотничьих и иных плясок и танцев, развёртывавшихся иногда в настоящие инсценировки, о появлении примитивных музыкальных инструментов.

В родовом обществе существовала родовая мораль. Обусловленные низким уровнем развития производительных сил первобытнокоммунистические отношения были крайне ограниченными и замкнутыми в пределах рода как отдельного производственного коллектива. Соответственно такой же характер носила и родовая мораль. Действие её норм, предписывавших заботу о каждом члене коллектива, распространялось на членов своего рода и отчасти племени, когда последнее возникло. Как писал Ф. Энгельс: «Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчинённой в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга, они не оторвались ещё, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности» .

Процесс разложения родового строя и превращения его в классовое нашёл отражение в общественном сознании. Последнее приобрело классовый характер. Единая мораль родового общества постепенно исчезла, уступив место классовой морали.

Расслоение общества, выделение из среды ранее равных членов рода и племени богатой и знатной верхушки находит своё отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из его среды более или менее равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных — богов. Окончательно оформившийся с возникновением классового общества политеизм освящает эксплуатацию человека человеком.

7. Разложение первобытнообщинного способа производства

Рост производительных сил общества, качественно новый этап в их развитии, обусловленный использованием металлических орудий, вызвал значительное повышение производительности труда во всех областях хозяйственной деятельности первобытного общества - земледелии, охоте, рыболовстве, скотоводстве. С ростом производительных сил человек стал создавать своим трудом большее количество продуктов, чем это было необходимо для непосредственного поддержания жизни, т. е. определённый излишек над необходимым продуктом.

Так появляется принципиально новое явление в экономическом развитии общества - прибавочный продукт , а труд производителей, результатом которого является этот прибавочный продукт, выступает как прибавочный труд . Рабочее время начинает делиться на необходимое и прибавочное время.

Появление прибавочного продукта, знаменовавшее собой новый этап в развитии производства, оказало огромное воздействие на всё экономическое развитие общества. Прибавочный продукт стал стимулом дальнейшего роста и совершенствования трудовой деятельности людей, надёжным источником удовлетворения общих потребностей всей общины и расширения масштабов первобытнообщинного производства. Вместе с тем создалась возможность присвоения прибавочного продукта непосредственного производителя другими людьми, т. е. эксплуатации человека человеком.

7.1. Возникновение и развитие общественного разделения труда и обмена товаров

По мере дальнейшего развития производительных сил общества труд становится всё более специализированным. Разделение труда между людьми, носившее ранее натуральную форму, выходит за рамки первобытной общины, рода и племени. Возникает и складывается общественное разделение труда.

В процессе развития первобытнообщинного производства наряду с земледелием всё большее значение приобретало скотоводство. Там, где имелись для этого благоприятные условия, скотоводство становится основным видом трудовой деятельности. В некоторых случаях, особенно в степных районах, племена даже оставляют земледелие и постепенно переходят исключительно к скотоводству.

Так, скотоводство отделяется от земледелия как самостоятельная отрасль хозяйства. С выделением скотоводческих, пастушеских племен из общей массы первобытных племён произошло первое крупное общественное разделение труда .

Возникновение общественного разделения труда и появление в общинах прибавочного продукта в виде определённых излишков тех или иных продуктов создаёт необходимость и возможность обмена продуктами между родовыми общинами и племенами.

Распространение и улучшение изготовления орудий труда, оружия, посуды, украшений из металлов, изобретение ручного ткацкого станка, позволяющего производить ткани и одежду, приводит к дальнейшей специализации труда, повышению его производительной силы. В общинах стали постепенно выделяться люди, занимающиеся ремеслом, а их изделия всё чаще начали поступать в процесс обмена. Выделение ремесла представляло собой второе крупное общественное разделение труда .

Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к тому, что появляется производство продуктов для обмена. Обмен, носивший до этого в основном эпизодический характер, становится теперь всё более регулярным.

Продукт труда, производимый не для личного потребления данного производителя, а для обмена, называется товаром . Обмен же продуктов труда приобретает характер обмена товаров, или товарного обмена. Первоначально этот обмен происходил не между отдельными лицами, а между общинами в местах соприкосновения одной общины с другой или одного племени с другим.

Количественное соотношение обмениваемых продуктов вначале было случайным. Постепенно стало складываться такое положение, что товары начинают обмениваться по их стоимости, т. е. в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. В процессе дальнейшего развития товарного обмена возникают деньги - особый товар, в котором выражают свою стоимость все остальные товары и который становится всеобщим эквивалентом и выступает как средство обмена.

Так возникают и складываются товарно-денежные отношения, превратившиеся в один из важнейших факторов разложения первобытнообщинного общества.

7.2. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства

По мере того как труд людей стал более производительным и отдельные члены общины получали возможность производить необходимые им продукты своими силами без помощи коллектива, появилась тенденция к индивидуализации труда. Коллективизм первобытных производственных отношений начал превращаться в тормоз дальнейшего развития производства, так как ограничивал инициативу отдельных людей.

Специфическая узость первобытнообщинного коллективизма, ограничившая его возможности рамками родовой общины или племени, не только связывала инициативу людей, но и мешала расширению экономических связей между людьми и увеличению масштабов кооперации труда производителей.

Если совместный коллективный труд первобытных людей требовал в своё время коллективной собственности, то возникший и развивающийся индивидуальный труд производителей требует теперь уже частной собственности на средства производства. Так назревает и обостряется конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Огромное значение для возникновения и развития частнособственнических отношений имел товарный обмен. Первоначально, когда товарный обмен существовал между родовыми общинами и племенами, в качестве их представителей в меновых сделках выступали родовые старейшины и племенные вожди.

Так, на основе индивидуализации производства и развития товарного обмена возникает частная собственность на средства производства, а с её появлением начинает складываться имущественное неравенство между людьми - как между родами, так и внутри рода, появляются богатые и бедные. Лица, занимавшие в родовой общине должности старейшин, военных вождей, жрецов, начинают постепенно использовать своё положение в целях личного обогащения.

7.3. Распад родовой общины

С развитием производства и изменением его характепа в составе большой родовой общины - большой патриархальной семьи созревает и постепенно выделяется новая общественная ячейка - индивидуальная, или относительно малая, семья, состоящая из родителей и детей. Продукты, создаваемые членами этих отдельных индивидуальных семей, перестают поступать в общее пользование и распределяться между всеми членами родовой общины. Они превращаются, следовательно, постепенно в собственность индивидуальных семей. Позднее в собственность отдельных индивидуальных семей переходит и земля.

Происходит распад родовой общины; основной хозяйственной ячейкой общества становится индивидуальная семья.

7.4. Сельская или соседская община

На месте распадающейся родовой общины складывается сельская или соседская община. У земледельческих народов она развивается как сельская земледельческая община, а у скотоводов - как соседская кочевая община. Процесс образования сельской или соседской общины был в то же время процессом разложения и окончательного распада родовой общины и перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

Характерной особенностью сельской или соседской общины являлась её двойственность, вытекавшая из сочетания элементов коллективной и частной собственности. На смену распадавшимся кровнородственным родовым связям приходили связи территориальные, соседские. Семьи, принадлежавшие ранее к различным родам, стали поселяться вместе и перемешиваться. Новая первичная экономическая ячейка общества - индивидуальная семья имела свой дом и своё обособленное хозяйство. Вместе с тем до поры до времени сохраняется ещё коллективная общинная собственность на землю: даже пахотные участки находятся первоначально лишь во временном пользовании индивидуальных семей. Каждая индивидуальная семья либо по числу работников, либо по числу едоков получала от сельской общины в пользование земельный надел, который обрабатывается силами этой семьи.

В процессе дальнейшего развития сельской общины вначале приусадебная, а затем и пахотная земля стали переходить в собственность отдельных индивидуальных семей, другая же часть земли - сенокосы, выгоны, пастбища и разные угодья - долго ещё используется сообща и представляет коллективную собственность общинников. Позднее всё более значительная часть и этих общинных земель также переходит в собственность индивидуальных семей, становится частной собственностью.

Коллективная общинная собственность на землю постепенно вытеснялась. Этот процесс представлял собой экономическую основу становления классового общества, пришедшего на смену бесклассовому обществу.

Значительными особенностями отличался процесс развития, а затем разложения общинных отношений и перехода от бесклассового первобытного общества к классовому у ряда азиатских, африканских и американских народов, где частная собственность на землю в течение довольно долгого исторического периода не получала большого развития.

Определённое своеобразие в переходе от родоплеменных общинных отношений к отношениям сельской общины и последующем разложении сельской общины имелось также у ряда народов Восточной, Центральной и Северной Европы, где на экономическое развитие особенно в условиях низкого ещё тогда уровня производства оказывали значительное влияние такие факторы, как суровые природные условия и редкое население.

От различий в формах существования и развития сельской общины у разных народов, от особенностей разложения этой общины зависело то, каким образом и в каких формах начинали складываться новые, классовые общественно-экономические отношения, приходившие на смену первобытнообщинным отношениям.

Характеризуя сельскую общину, К. Маркс указывал: «…община носит в своих собственных недрах элементы своей гибели. Частная земельная собственность уже проникла в неё в виде дома с его сельским двором, который может превратиться в крепость, откуда подготовляется наступление на общую землю…

Земледельческая община, будучи последней фазой первичной общественной формации, является в то же время переходной фазой ко вторичной формации, т. е. переходом от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности» .

7.5. Появление эксплуатации человека человеком и классового деления общества

В условиях разложения первобытнообщинных отношений появились первичные формы эксплуатации человека человеком. Возникший на основе роста производительных сил прибавочный продукт побуждал стремление и обусловливал возможность использования большого числа работников производства для создания прибавочного продукта с целью последующего его присвоения теми, кто сосредоточивал в своих руках средства производства.

Возникает рабство , т. е. открыто насильственное принуждение к труду людей, лишённых свободы и находившихся в собственности тех, кто владел средствами производства. Первым источником рабства были межплеменные столкновения, войны. В рабов стали превращать захваченных в плен. В условиях, когда труд человека приобрел способность создавать излишек продуктов, сверх необходимых для его собственного существования, стало более выгодным не убивать людей, взятых в плен, как это делалось раньше, а заставлять их работать в качестве рабов.

Рабство впервые появилось еще в эпоху патриархата. Рабство той эпохи принято называть патриархальным. В силу того, что труд раба не приносил такого количества прибавочного продукта, которое позволило бы владельцу раба не участвовать в процессе производства, основу производства ещё составлял труд свободного человека и членов его семьи, а труд рабов играл подсобную роль.

Однако применение труда рабов уже и тогда способствовало обогащению тех, кто их имел.

Позднее рабство разовьётся во всеохватывающую систему общественных отношений, станет основой существования нового общественно-экономического строя, зародившегося в недрах старого.

Применение труда рабов приводило к дальнейшему росту неравенства: хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В связи с ростом имущественного неравенства те, кто был богаче, начали превращать в рабов не только пленных, но и своих соплеменников, обедневших и оказавшихся в долговой зависимости. Так стало складываться первое классовое деление общества на свободных и рабов, на рабовладельцев и рабов.

Появилась эксплуатация человека человеком. Начиная с этого времени, вся история человеческого общества вплоть до построения социализма есть история борьбы классов .

8. Пережитки первобытнообщинного способа производства

После разложения и гибели первобытнообщинного способа производства остатки и пережитки его в той или иной степени и форме длительное время сохранялись и сохраняются у многих народов.

Так, в ряде районов России остатки сельской (или соседской) общины, а в ряде случаев и остатки родо-племенных отношений существовали вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В этих районах леса, луга, степные пастбища, а иногда и часть пахотных земель находились в общинной собственности.

Остатки и пережитки патриархальных, а иногда и матриархальных родо-племенных отношений сохранились до наших дней у некоторых народов Азии, Африки, Австралии и Океании, а также у некоторых индейских племен, живущих во внутренних районах Латинской Америки. Остатки и пережитки родо-племенных отношений и отношений сельской общины сохраняются у некоторых племен индейцев и эскимосов Аляски, Канады и Гренландии. Необходимо отметить, что общинные формы используются этими народами, а также индейцами, живущими в созданных для них государственными властями резервациях в США, в ряде случаев для того, чтобы противостоять угнетению и иметь возможность, опираясь на племенное единство, отстаивать свои права.

Пережитки матриархата всё ещё наблюдаются, например, в некоторых районах Индии. Здесь до сих пор встречаются большие объединённые семьи матриархального типа. Имеются остатки и пережитки родо-племенных отношений сельской и кочевой общин в ряде районов стран Юго-Восточной и Южной Азии, на Аравийском полуострове, в пустынных и полупустынных районах Западной Азии и Северной Африки. Широко распространены остатки материальных и патриархальных отношений у многих племён, живущих на острове Новая Гвинея, а также у племён, живущих во внутренних районах Австралии и других местах.

До сих пор весьма значительны остатки и пережитки первобытнообщинного способа производства во многих странах, освободившихся из-под ига колонизаторов и вступивших на путь самостоятельного развития. Широкое распространение имеет в этих странах натуральная форма производства, которая характерна для остатков и пережитков докапиталистических способов производства вообще, и особенно первобытнообщинного способа производства.

В ряде развивающихся стран, например в странах Тропической Африки, существуют еще довольно широко распространенные остатки родо-племенных отношений. Например, в Танзании в настоящее время проживает до 130 различных племён, в том числе кочевое племя масаев, занимающихся пастушеством и кочующих по саваннам, расположенным не только на территории Танзании, но и соседней Кении. В ряде стран Центральной и Западной Африки сохранились в некоторых районах родовые общины, а в других районах широко распространены сельские общины. Во многих странах Африки отношения трибализма, т. е. семейной или племенной принадлежности, до сих пор оказывают огромное влияние на общественно-экономическую жизнь.

В связи с наличием значительных остатков и пережитков первобытнообщинного способа производства в развивающихся странах в многоукладной социально-экономической структуре этих стран большое место занимает общинный уклад