Комитет по памятникам архитектуры. Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия

Введение

Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

Цель настоящей работы – рассмотреть сущность охраны культурного наследия и музейного дела.

Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть организационные основы охраны национального культурного наследия

2. Проанализировать правовые основы охраны культурного наследия.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, трех основных частей, заключения и списка используемой литературы.

1. Организационные основы охраны национального культурного наследия

Общественное состояние современной России можно охарактеризовать как переходное. На наших глазах формируется гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих мировым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для этого необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достижения человечества в сфере культуры.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

Другими словами, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры. Лучшие произведения отечественного искусства не только продолжают участвовать в жизни человечества, но в них художественная культура не знает старения.

К этому следует добавить и две особенности российского менталитета, аналога которым практически нет в истории западноевропейской художественной культуры.

Первая особенность заключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.

Вторая особенность заключается в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественные вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в современной.

Поэтому столь важно понимать преемственность художественных ценностей не как механическое использование культурного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокультурную ситуацию. Как справедливо писал Ю.М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру – культуру человечества».

Охрана национального культурного наследия России осуществляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.

В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976 г.). Результатом принятия Конвенции стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит составление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.

За годы существования комитета в Список всемирного наследия были внесены некоторые памятники отечественной культуры: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лавра; «Золотые ворота», Успенский и Дмитровский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Боголюбово; Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, Рождественский собор, архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на о. Кижи и центр Санкт-Петербурга.

Внесение памятника культуры в Список всемирного наследия означает, что он становится объектом особой защиты и в случае необходимости могут быть организованы международные акции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изучении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т.д.

Рекомендация по сохранению исторических ансамблей дополняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных актов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.

В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников – ИКОМОС. Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою деятельность на охране культурно-исторических ценностей, их реставрации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой специалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятниками считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.

По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совершенствованию охранного дела в мире. Среди них – Флорентийская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.), Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная Хартия по охране и использованию археологического наследия (1990 г.).

Среди негосударственных организаций, занимающихся вопросами всемирного историко-культурного наследия, особо выделяется Международный центр исследований в области консервации и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра – ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются представители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распространяет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и реставрации памятников, организации подготовки специалистов.

В нашей стране функции охраны историко-культурного наследия выполняют: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы «Русская усадьба», «Российский некрополь, «Храмы и монастыри», «Русское зарубежье»; Российский фонд культуры, финансирующий ряд программ, в том числе и программу «Малые города России». Постановлением правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Основная деятельность института состоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популяризации национального и природного наследия.

2. Правовое регулирование охраны культурного наследия

Отношение к культурному наследию приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.

Памятники – ориентиры формирования нашей исторической памяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Память – основа не только культуры, но и мировосприятия. Сбереженная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. Исторический опыт всегда интегрирует в современность, в современную живую культуру, как составная сфера ее, обусловливающая общие представления о связи времен, настоящего с прошлым и будущим. Отношение к реликтам прошлого всегда показатель уровня современной культуры. Каково общество, таковы и его памятники, т.е. то, что признается достойным сохранения в памяти, а также зашиты и охраны государством.

В центральной части Восточно-Европейской равнины между Окой и Волгой находится замечательный город Москва - столица нашей необъятной Родины. В этом мегаполисе сосредоточена масса интересных мест и объектов культурного наследия. Москва ежегодно посещается десятками тысяч туристов, многие из которых лишь ради них и приезжают. Что же это за места?

История Москвы

Интересным фактом является то, что до сих пор историками не установлена точная дата образования будущей столицы. В своё время учеными было выдвинуто предположение, что постройка Москвы относится к IX веку и основал город князь Олег, но документального подтверждения этой версии нет.

Поэтому условно считается, что город был основан в XII столетии Юрием Долгоруким (сыном Владимира Мономаха).

Воздвигнутая в 1147 году Москва (впервые упоминается город в древнерусских летописях) начала свое бурное развитие. Причиной являлось выгодное географическое расположение объединенных поселений, в которых проживали сначала финно-угорские племена, а через некоторое время представители восточнославянского племенного союза (вятичи).

В период царствования Ивана Грозного поселение получило статус города и стало столицей Российского государства.

В 1682 году царем Всея Руси, а впоследствии императором России, становится Петр I, который столицей империи узаконил построенный на Петербург.

Таким образом, с 1712 года и на протяжении 206 лет, Москва была обыкновенным городом. А С 1918 и по нынешнее время - столица.

Происхождение названия

Прежде чем перечислять объекты культурного наследия Москвы, стоит пару слов сказать и о происхождении названия города. Одно из предположений гласит, что слово произошло от языка финно-угорского племени: «маска» (медведь), «ава» (мать). Это мнение основывается на том, что в древние времена на территории обитало много медведей.

Наиболее достоверная теория сводится к тому, что слово «Москва» произошло от древнего языка народов коми: «моска» (корова), «ва» (река). Этот вариант подтверждается тем, что природные условия данной местности содействовали развитию скотоводства и, наверное, на берегах реки всегда паслось стадо коров.

Мегаполис в наше время

Сейчас Москва представляет собой всемирно известный мегаполис с численностью населения более 12 миллионов человек и занимающий площадь 2560 кв. км.

Местные жители гордятся историческими памятниками: 566 памятников и 415 зданий, связанные с историей России.

Кроме этого, в городе функционируют более 60 музеев, 105 театров разных направлений и много других уникальных объектов.

Старейшая часть города занимает 27 гектаров и поражает красотой башен, соборов и дворцов, которые привлекают туристов из многих стран мира.

Памятники истории и культуры

Руководство Российской Федерации уделяет большое внимание объектам культурного наследия Москвы.

Председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым 30 июня 2012 года был утвержден их перечень. Туда вошли объекты, имеющие значимую историческую ценность.

Перечень формировался при участии художников, историков, представителей реставрационных служб и общественности. Он состоит из отдельных зданий, сооружений, дворцово-парковых ансамблей, монастырей, храмов, и занесён во все путеводители для гостей столицы.

Среди туристов популярностью пользуются посещения ансамбля Московского кремля, Собора Василия Блаженного, Новодевичьего монастыря, Арбата, Останкинской башни, усадьбы Царицыно, Кусково.

Кремль

Это не просто наиболее известная достопримечательность российской столицы, а объект культурного наследия Москвы и самая древняя постройка, сохранившаяся до нашего времени.

В XII столетии на берегу реки Неглинная, по указанию Юрия Долгорукова, началось строительство оборонительного сооружения, которое впоследствии стало одной из эмблем столицы.

Вокруг Кремля, возведённого из брёвен, начал разрастаться будущий город. Первыми деревянными постройками, согласно историческим документам, стали церковь Николы, храм Даниила Столпника (христианский аскет, святой в лике преподобных).

Все эти сооружения не сохранились из-за неоднократных пожаров.

В 1326 году московский князь Иван Калита начал возводить каменное фортовое укрепление. Первым храмом на его территории был Успенский собор.

Кремль неоднократно перестраивался. Территория его расширялась по причине возведения новых сооружений. К концу XVI столетия комплекс обретает почти современный вид.

Кстати, Кремль, как и Красная площадь, входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В Москве настолько значимых мест три - ещё Церковь Вознесения в Коломенском и Ансамбль Новодевичьего монастыря.

Собор Василия Блаженного

Главную украшает сооружение, привлекающее внимание всех туристов мира - Собор Василия Блаженного. Начало постройки относится к 1555 году по распоряжению Ивана Грозного.

В тот период времени в Москве было много людей, причисленных церковью к лику святых.

Среди странствующих отшельников особое почитание имел юродивый Василий, к которому с уважением относилась царская знать и сам Иван Грозный.

Умер в 1552 году. Через шесть лет над его могилой воздвигли церковь. Считается, что эта постройка дала название храму, построенного в честь победы над Казанским ханством.

Религиозный комплекс, сохранившийся до наших дней без изменений, представляет собой храмовое сооружение из восьми церквей, символизирующие восемь дней сражения за Казань.

Новодевичий монастырь

Ещё одно сооружение, включённое в реестр объектов культурного наследия Москвы. Находится этот ансамблевый комплекс неподалеку от Лужников (станция метро «Спортивная»).

Существует предание, которое гласит, что во время монголо-татарского порабощения Руси, на этом месте производился отбор красивых русских девушек для Золотой Орды. Это поверье объясняет название действующего женского православного монастыря.

Строительство храмового комплекса относится к середине XVI столетия (1524 год) по указанию Государя Всея Руси Василия III (отец Ивана Грозного). Возведение его было приурочено возвращению Смоленска в состав Московского княжества.

Храм неразрывно связан с историей России: в свое время здесь находилась под стражей легендарная личность - боярина Морозова, кроме этого, по указанию Петра I в монастырских стенах провела 15 лет (под именем Сусанны) царевна Софья, не желавшая добровольно отдать власть своему брату.

Сейчас туристы располагают возможностью посетить церковную службу, осмотреть храмовый интерьер и провести время в тишине монастырского парка.

Посещение туристами Новодевичьего некрополя, расположенного на территории храма, разрешено только в составе экскурсии, где можно осмотреть захоронения знаменитых людей. Как уже говорилось, это третий объект культурного наследия ЮНЕСКО в Москве.

Старый Арбат

Это известное место для прогулок также включено в реестр объектов культурного наследия Москвы.

В центре города находится самая знаменитая пешеходная улица длиною примерно 1,5 км - Старый Арбат.

Исторические документы свидетельствуют, что в XVI- XVII веках на месте современной улицы располагалась Колымажная слобода (ремесленный поселок) по изготовлению повозок и телеги - арбы.

Более убедительной версией считается, что слово произошло от краткой формы «горбат», которое характеризует рельеф местности: кривая часть дороги.

В XVIII столетии Арбат, в основном, заселяли ремесленники и купцы.

В середине XIX века здесь начала селиться дворянская знать, и улица постепенно стала представлять собой тихую и спокойную часть города, где строились каменные и деревянные особняки, окруженные садами.

В разные времена здесь проживали Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Лев Салтыков-Щедрин и много других известных людей России.

Сейчас Старый Арбат является пешеходной зоной. Множество сувенирных магазинов среди музеев разного направления, уличные художники, музыканты, певцы создают у туристов неизгладимые впечатления.

Останкинская башня

Она считается современным уникальным сооружением. Останкинская
радиотелевизионная вышка, несмотря на свою сравнительно молодую историю, включена управлением управление государственной охраны объектов культурного наследия в реестр.

В 1963 году (начало строительства) сооружение считалось самым высоким в мире.
Сейчас это башня числится одним из высоких сооружений в центральной части Европы.

Телевышка, построенная в течение четырех лет, начала транслировать телепередачи 7 ноября 1967 года.

Туристам предоставляется возможность осмотреть Останкинскую конструкцию в составе экскурсии, где гид расскажет, что высота сооружения составляет 540 метров, а полный вес вместе с фундаментом 51400 тонн.

Гости города могут подняться на скоростном лифте на смотровую площадку, расположенную на высоте 340 метров, а также посетить ресторан «Седьмое небо». Особенностью этого питейного трехэтажного заведения является вращение вокруг своей оси со скоростью одного оборота за 45 минут.

Особняк «Царицыно»

Управление государственной охраны объектов культурного наследия внесло в перечень исторически значимых мест 21 особняк.

Самым посещаемым считается дворцово-парковый комплекс Царицыно (станция метро «Царицыно»).

Дворец был сооружен в XVIII столетии и предназначался как загородная резиденция Екатерины II. После полной реставрации объекта культурного наследия в Москве (завершена в 2007 году) данное здание используется под музей «История Царицыно».

На территории дворца находятся Царицынский пруд и пейзажный парк, прогулка по которому доставит удовольствие туристам любого возраста.

Особняк «Кусково»

Одним из излюбленных мест отдыха москвичей и гостей столицы считается усадьба Кусково. Адрес объекта культурного наследия Москвы - улица Юности (станция метро «Новогиреево»).

В течение 400 лет дворцовое сооружение принадлежало Шереметевым (представителям древнего боярского рода).

После окончания реставрационных работ, в здании открыты два керамики и Музей усадьбы Кусково. Туристам будет интересно совершить прогулку по Французскому парку, который считается самым живописным и старым парком столицы Российской Федерации.

Можно ещё долго рассказывать об исторически значимых местах этого чудесного города. Департаментом охраны объектов культурного наследия Москвы был составлен внушительный их список. Но выше были перечислены те, которые действительно нужно посетить хоть раз в жизни каждому человеку, интересующемуся историей нашей страны.

Вышло в свет приложение к журналу «Приход» на компакт-диске «Обустройство, сохранение и строительство храма. Архитектурные, строительные и инженерные решения».

Компакт-диск включает статейные и иллюстративные материалы, посвященные обустройству, сохранению, восстановлению и строительству новых храмов. Материалы предназначены для настоятелей и членов приходов, в круг обязанностей которых входят эти вопросы.

Автором большинства статей и составителем данного издания является архитектор М.Ю. Кеслер, под руководством которого Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» разработан Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99).

Многие материалы были опубликованы автором на страницах журнала «Приход» и в настоящее время уже стали труднодоступными. В диск также вошли другие статьи, взятые из иных открытых источников и более полно раскрывающие круг обсуждаемых вопросов, в том числе духовные основы и традиции православного храмостроительства. Для желающих получить подробные сведения по рассматриваемым вопросам приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часовен. Для подбора готового проекта прилагаются каталожные листы с указанием авторов, к которым можно обратиться для использования проекта.

Полная информация о диске приведена на сайте журнала «Приход» www.vestnik.prihod.ru .

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

  • памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
  • ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
  • достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Однако многие из зданий и сооружений находятся в разрушенном состоянии, и их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О невозможности государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.

В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.

Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви.

Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетные поступления.

На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» выделяется 1,2-1,4 млрд. руб. в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд. руб. Патриарх Кирилл подчеркнул, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями», однако если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).

Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам — культурное наследие страны находится под угрозой. Причина — в несовершенстве законодательства. Согласно федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятому в 2005 г., должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка уменьшают сроки работ, занижают цены.

Объекты культурного наследия - это недвижимые объекты, имеющие культурную ценность для населения России, а также входящие во всемирное культурное наследие.

Понятие о рассматриваемых объектах

Данные объекты имеют особый правовой статус. К рассматриваемой категории объектов относятся:

  • недвижимость с неотъемлемой от нее частью живописи;
  • научно-технические объекты;
  • объекты декоративно-прикладного искусства ;
  • скульптуры;
  • другие предметы культуры, которые имеют ценность с позиции различных наук, техники и социальной культуры, представляют собой памятники и служат свидетельствами изначального рождения культуры и ее последующего развития.

К объектам культурного наследия принадлежат: встроенная недвижимость (мемориальные квартиры), постройки, расположенные отдельно, а также ансамбли и комплексы различных зданий, сооружений и иных построек. При этом данные объекты могут быть полностью сохранившимися, а могут быть частично разрушенными или являться неотъемлемой частью объектов более позднего периода.

Правовая база рассматриваемых объектов

К законам об объектах культурного наследия, действующим в нашей стране, относятся:

  • ФЗ №73-ФЗ.
  • Закон РСФСР, принятый в 1978 г. в части, не противоречащей современной законодательной базе РФ.
  • Положение СовМина СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1982 г. в той же самой части.
  • Инструкция №203 Минкультуры СССР от 1986 г., в той же части.

Признаки рассматриваемых объектов

Объекты культурного наследия Российской Федерации должны обладать следующими признаками:

  1. Недвижимость. Таким образом, движимое имущество априори не относится к рассматриваемым объектам.
  2. Историко-культурная ценность. Если учитывать только признак «недвижимость», то к рассматриваемым объектам можно отнести все квартиры, дачи, гаражи, которые имеются в стране. Поэтому к интересующему нас предмету относятся объекты, которые имеют определенный научно-технический интерес (ценность) для разных наук и социальной культуры. Эта ценность определяется в процессе осуществления историко-культурной экспертизой, которая проводится по инициативе государства.
  3. Возраст. Кроме мемориальных квартир и домов, которые были признаны рассматриваемыми объектами в результате того, что там проживали выдающиеся личности, остальные памятники включаются в реестр объектов культурного наследия по прошествии минимум 40 лет с момента их создания или наступления событий, представляющих историческую ценность.
  4. Особый статус. Этот статус приобретается в определенном порядке путем включения в госреестр и госсписок по решению определенных исполнительных властных органов.

Наличие данных 4 признаков в комплексе дает возможность говорить о рассматриваемом объекте как об объекте культурного наследия.

Классификация

Все рассматриваемые историко-культурные памятники подразделяются на достопримечательные места, ансамбли и памятники.

Ансамбли представляют собой группу объектов культурного наследия, возникнувшие в одно и то же время или же дополнившие друг друга в процессе исторического развития на одной территории, в результате объединения которых образуется единая композиция.

К ансамблям относятся памятники и сооружения, находящиеся в местности, которая может быть однозначно локализована на территориях, сложившихся исторически, в том числе с религиозным назначением, а также фрагменты различных поселений (застроек и планировок), которые относятся к градостроительным ансамблям; парки, бульвары, скверы, сады, а также некрополи.

К достопримечательным местам относятся:

  • творения, которые были созданы антропогенно или с участием природы;
  • те же фрагменты, которые могут быть отнесены к ансамблям;
  • центры исторических поселений;
  • различные места, связанные с формированием этносов на территории нашей страны;
  • руинные остатки древних населенных пунктов и стоянок;
  • места, где совершались различного рода обряды, связанные с религией;
  • заповедники, признанные объектами культурного наследия.

Разновидности памятников

У памятников более сложная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Памятники как объекты культурного наследия возникли в результате определенных исторических событий. На настоящий момент они представляют собой свидетельство цивилизаций, эпох, когда культура начинала зарождаться и развиваться.

В данном виде выделяются следующие подвиды:

  • отдельно стоящие различные постройки с территориями, на которых они расположены исторически;
  • отдельные помещения различных религиозных направлений;
  • отдельные захоронения и мавзолеи;
  • следы существования человека под землей или водой, которые могут быть скрыты полностью или частично, а также движимые объекты, относящиеся к ним;
  • научно-технические объекты, в том числе военные;
  • произведения монументального искусства;
  • мемориальные квартиры.

Помимо этого, памятники классифицируются на памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии. Их принадлежность к одной из разновидностей определяется во время составления документов госучета данных объектов и устанавливается во время утверждения списка о принятии данных объектов к охране.

Категории

Все рассматриваемые объекты, в зависимости от своей ценности, классифицируются на категории:

  • федеральные объекты — имеющие особое значение для культуры и истории нашей страны, сюда же относятся объекты, принадлежащие к археологическому наследию;
  • региональные объекты культурного наследия - имеющие особое значение для культуры и истории определенного региона страны;
  • муниципальные (местные) объекты — имеющие соответствующее значение для определенной местности или муниципального образования.

Помимо этого, выделяют особо ценные культурные объекты, часть из которых включается в наследие ЮНЕСКО.

Примеры рассматриваемых объектов в мире

Примерами объектов культурного наследия являются города (Афины, Рим, Венеция, Прага, Иерусалим, Мехико), древнейшие дворцы, храмы, религиозные центры (например, Тадж-Махал), Великая Китайская стена, египетские пирамиды, Стоунхендж, Олимпия и Карфаген (их руины).

Российское национальное культурное наследие

Федеральных объектов в нашей стране насчитывается огромное количество. Сюда относятся, например, дом Лихачевых в Татарстане, Владимирская церковь в Чебоксарах, комплекс санатория «Кавказская Ривьера» в Сочи, здание женской гимназии в Красноярске, народный дом во Владивостоке, здание Госбанка в Хабаровске, Троицкая церковь в Брянске, Иваново, Кирове, ансамбль Воскресенской церкви во Владимирской области, множество жилых домов в Вологодской области и Иркутске, Лютеранская кирха в Воронеже, ансамбль церкви Василия Блаженного в Калуге и огромное множество других, расположенных, в том числе и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Региональных и местных объектов тоже немало. В каждом субъекте федерации имеется свой собственный реестр объектов культурного наследия, в котором они перечислены.

Объекты всемирного культурного наследия в нашей стране

В России находятся 16 объектов, определенных ЮНЕСКО.

Этих объектов не так много, поэтому рассмотрим их более подробно.

Один из них — трансграничный: Геодезическая дуга Струве (прибалтийские государства, Молдова, РФ, Беларусь, Норвегия, Швеция, Украина, Финляндия).

Центр СПб, сохранивший исторический облик с группой памятников, связанных с ним. Сюда относятся множество каналов, мостов, Адмиралтейство, Эрмитаж, Зимний и Мраморный дворцы.

Кижский погост расположен в Карелии на островах Онежского озера. Здесь находятся две деревянные церкви XVIII в. и деревянная колокольня XIX в.

Красная площадь с расположенным на ней Кремлем в Москве.

Памятники истории В. Новгорода и пригорода с множеством средневековых памятников, монастырей, церквей.

Комплекс истории и культуры Соловецких островов. Здесь расположен крупнейший на севере монастырь, построенный в XV в., а также церкви XVI-XIX вв.

Памятники, сделанные из белого камня и расположенные в Суздале и во Владимире, состоящие из множества культовых зданий XII-XIII вв.

Троице-Сергиевая Лавра (архитектурный ансамбль) — монастырь с чертами крепости. В Успенском соборе расположена гробница Б. Годунова. В лавре расположена икона А. Рублева «Троица».

Церковь Вознесения (Коломенское, Москва) — одна из первых церквей, в которой шатер сделан из камня, что повлияло на последующее развитие церковной архитектуры в России.

Кремль в Казани — комплекс истории и архитектуры. Здесь расположены несколько исторических зданий XVI-XIX вв. Гражданские сооружения соседствуют с православными и мусульманскими храмами.

Ферапонтов монастырь (ансамбль) - монастырский комплекс XV-XVII вв. в Вологодской области.

Дербент с крепостными стенами, Старый город и Цитадель — был стратегически важным объектом до XIX в.

Новодевичий монастырь (ансамбль) — был создан в XVI-XVII вв. и входил в оборонную систему Москвы. Относится к шедеврам русского зодчества, сюда помещались представительницы Романовых, где были пострижены и затем погребены, а также представительницы знатных боярских и дворянских родов.

Геодезическая дуга Струве включает геодезические «треугольники», были заложены Струве, который с их помощью впервые измерил большую дугу земного меридиана.

Ярославль (исторический центр) — множество церквей XVII в., Спасский монастырь XVI в.

Булгарский комплекс — расположен на берегах Волги южнее Казани. Представляет собой свидетельство существования в VII-XV вв. города Булгар. Здесь прослеживается историческая преемственность и отличие различных культур.

Херсонес Таврический с хорой — расположен на территории Крыма, был уничтожен в XIV в., после чего был скрыт под землей, в XIX в. начались раскопки.

Управления по охране объектов культурного наследия

В различных субъектах нашей страны эти управления называются по-разному. Так, в Орловской области оно называется Управление по госохране объектов культурного наследия, Минкультуры и национальной политики - в Башкортостане, Департамент культуры и искусства - в Кировской области и т. д.

В целом же, все они являются учреждениями (или в том числе выполняют функции управлений) по охране объектов культурного наследия.

Данные органы являются региональными, которые осуществляют исполнительную, распорядительную и контролирующую функции в области охраны вышеназванных объектов, способствуют не только их сохранению, но и популяризации.

В заключение

Рассматриваемые в статье объекты включают различные памятники, которые могут быть расположены одиночно или собраны в ансамбли, а также достопримечательные места. В нашей стране имеются федеральные, региональные и местные по отношению к национальным объектам, помимо этого, в разных уголках страны находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Работы по сохранению объектов культурного наследия возложены на соответствующие управления, департаменты, комитеты в регионах, а за федеральными объектами — Минкультуры РФ с его территориальными представительствами.

Здесь в первую очередь имеются ввиду памятники материальной культуры, хотя многие духовные ценности культуры зачастую тоже нуждаются в охране (например, проблема чистоты русского языка). В чем же состоит проблема охраны памятников культуры?

· физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за тем или иным памятником

· реставрация - один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать

· консервация - сохранение памятника в том виде, в котором он дошел до нас

· возведение "новоделов", т.е. создание копий некогда разрушенных памятников или частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера и т.д.

· музеефикация, т.е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом.

Каждая эпоха имеет свои проблемы и свой собственный взгляд на охрану культурного наследия. Так в 17-18 вв. нет понятия "памятник истории и культуры". Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) - это грех.

Одни из первых указов Петра (18 в.) касается предметов искусства - "куриозные вещи" или "что зело старо, то необыкновенно". Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись.

В 1869 г. возникает "Проект положения об охране памятников". В нем памятники делятся на следующие группы:

1. памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы)

2. памятники письменные (рукописи, старопечатные книги)

3. памятники живописи (иконы, стенопись)

4. памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа

А в 1877 г. появляется понятие "исторический памятник".

После октябрьской революции появляется ряд декретов об охране памятников, тогда и прижилось понятие "исторический памятник", в эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей. ® исторический и мемориальный - такие же важные критерии для памятника как временной и художественный.

С 1924 г. памятники разделяют на две категории:

1. движимые, т.е. экспонаты музеев, произведения искусства;

2. недвижимые, т.е. скульптурные ансамбли.

Но как показало время, иногда в случае крайней необходимости и недвижимые памятники могут стать движимыми.

В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

1. памятники археологии (раскопки)

2. памятники истории (дома)

3. памятники архитектуры (любые памятники до нач. 19 в.)

4. памятники искусства (в основном движимые)

5. документальные памятники (требуют особых условий хранения)

И наконец появляется новый термин "наследие" или "историко-культурное наследие" (70-е гг.) - это любой вид памятника, который представляет из себя значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни. Существуют также и более абстрактные понятия: "памятное место" или "духовный памятник", к примеру, это могут быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений, места религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в контексте социальном, экономическом, политическом. Главной гарантией сохранения памятника является его постановка на учет.

До нач. 90-х гг. из 10 тыс. кладбищенских памятников на учете состояло " 450 могил, причем все они принадлежали деятелям революции, умершим в 20-е, 30-е гг. А могилы и надгробия др. великих людей, церковные могилы на учете не состояли, и их можно было сносить, переносить и т.д.

И еще одно понятие - "патина времени". Если объект очень старый, древний, то независимо от того, что он собой представляет, его нужно сохранить. Для Москвы большая редкость допожарный памятник.

Для охраны и изучения памятников культуры необходим комплексный подход, т.е. сохранение и изучение в контексте среды. Поляков М.А. Охрана культурного наследия России.

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. А. Моруа

Что же думают студенты и учащиеся о проблеме культурного наследия и культурной памяти?

Учащийся на факультете лингвистики Либеров Стас:

«Может быть я слишком груб, но считаю что большинству людей в нашем городе, да и вообще в стране, неважно их духовное развитие. Конечно, я имею в виду наше поколение, более старшие люди все еще ценят то, что осталось от истории. К примеру, те же самые музеи. Кто в них ходит? Думаешь молодежь? Нет. Не вся конечно, но большинству это не надо. Я считаю это поколение, наше поколение, пропащими в духовном плане.»

Учащийся международной гимназии Петрищев Всеволод:

«Если судить по последним решениям нашего правительства, то через несколько десятков лет, нам нечем будет гордиться, и у нашего государства не будет того богатого культурного наследия, какое мы еще имеем сейчас. Например, различные музеи - поместья, квартиры. В моей родной новгородской области есть несколько таких усадеб. Суворовское-Кончанское, Онег, Державинская усадьба. Из всех этих усадеб в «живых» осталось только одна: усадьба, в которой отбывал ссылку Суворов. И самое обидное то, что восстанавливать эти усадьбы никто не хочет. Новгородское правительство отвечает: Нам не хватает средств. Хотя если судить по их состоянию материальному, не скажешь, что «не хватает средств»!»

Ученица международной гимназии Жаббарова Лола:

«Проблема культурного наследия в России очень актуальна, есть множество доказательств тому, что исторические памятники находятся в ужасном состоянии. Один из примеров этому является старая церковь 17 века, это огромное, красивое здание с колокольней и иконами, но оно давно подлежит срочной реконструкции. Эта церковь находится в подмосковной деревне, где я провожу лето. Уже много лет администрация города закрывает глаза на проблему сохранения исторических памятников и в близлежащих деревнях есть огромное количество церквей и храмов, подлежащих ремонту».

Проведя социальный опрос среди учащихся и студентов, я пришла к выводу:

53 % считает, что проблема культурного наследия актуальна.

Они искренне переживают за судьбу многих исторических памятников.

28% считают, что данная проблема появилась из-за незаинтересованности нашего государства.

12% считают, что сами люди не принимают участия в решении этой проблемы.

2% считают, что уже давно пора начинать мыслить шире, и думать о будущем, а не о прошлом.