Табу как социальный феномен. Табу - откуда пришло это слово

Все мы любим путешествовать и узнавать что-то новое о традициях и обычаях других народов. Мы любуемся архитектурными памятниками, природой, совершаем экскурсии и, конечно же, пробуем блюда национальной кухни. Однако мало кто знает о том, чего не стоит делать во время еды. Сейчас мы вас познакомим с табу, о которых должен знать каждый.

1. Италия

В Италии считается невежливым принимать приглашение отобедать в первый раз. Сначала бы должны отклонить его, и только после второго раза предложение принимается.

Если вы решите поужинать в ресторане и вам покажется, что в заказанное вами блюдо положили недостаточно сыра, то вам лучше не заявлять об этом во всеуслышание. Это будет расцениваться как признак вашего недовольства кулинарными способностями повара, что является величайшим оскорблением.

2. Китай

В Китае нельзя разрезать лапшу. Это считается дурным предзнаменованием, так как китайцы верят, что чем длиннее лапша, тем дольше вы будете жить. А перерезание лапши символизирует уменьшение длительности жизни.

Также нельзя направлять палочки в сторону ваших сотрапезников.

3. Япония

Табу с палочками существуют и в Японии. Например, нельзя передавать ими пищу, потому что, внимание, ими передают пищу во время похорон. И, таким образом, если вы передадите еду этими палочками, то выразите свое неуважение.

На этом запреты с палочками не заканчиваются. После окончания трапезы не оставляйте их в пище в вертикальном положении. Сделав это в кафе или другом заведении общественного питания, вы оскорбите хозяина.

4. Танзания

В нашей стране принято приходить на ужин вовремя, а придя раньше, вы можете помочь хозяйке в приготовлении пищи, чем принесете ей удовольствие. А вот в Танзании лучше опоздать к ужину минут на 20. В противном случае вы нанесете оскорбление хозяину.

5. Корея

Согласно традициям Кореи, трапезу должен начинать самый старший из присутствующих за столом, а потом уже все остальные.

6. Южная Корея

А в Южной Корее во всем питья нужно повернуть голову и смотреть куда-то в сторону.

7. Чили

В Чили, если вы будете употреблять любую пищу руками, это посчитают плохим тоном.

8. Россия

В России считается плохой приметой, если вы оставляете опустошенные бутылки из-под водки на столе. Поэтому их всегда ставят на пол.
А слизывание еды с ножа свидетельствует о плохом воспитании.

9. Великобритания

Интересная традиция присутствует в культуре Великобритании. Когда вы едите суп, то тарелку следует наклонять от себя, так же нужно орудовать и ложкой.

10. Индонезия

В Индонезии ваши руки во время трапезы должны находиться на столе.

11. Ямайка

На Ямайке маленьким детям не разрешают употреблять блюда, содержащие куриное мясо. Согласно верованиям, если ребенок отведает такое мясо, прежде чем начнет разговаривать, то он вообще не научится говорить.

12. Нигерия

Интересное поверье, связанное с курятиной, существует и в Нигерии. Здесь население верит, что если детей кормить яйцами, то они вырастут ворами.

13. Франция

Во Франции нужно тщательно пережевывать пищу. Быстрый темп приема трапезы считается грубым и некультурным.

Также заказывайте столько, сколько вы сможете скушать. Если вы не доедите пищу, это признак того, что вам попросту не нравится еда.

Если вы идете в кафе или ресторан с компанией, помните, что во Франции не принято делить счет. Вы должны заплатить за всех, или не заплатить вовсе. Другого варианта не существует.

14. Мусульманские страны

Во всех мусульманских странах нужно употреблять пищу исключительно правой рукой. Левая же рука предназначена для подмывания, то есть ее задействование во время трапезы считается неприемлемым.

15. Германия

В Германии, также как и в Чили, нельзя ничего кушать с использованием пальцев. Исключением является только хлеб.

16. Казахстан

В Казахстан лучше ехать со своей большой чашкой, потому что там чай наливают только до половины чашки. Если же хозяин нальет полную чашку, это намек на то, что вам пора идти.

17. Афганистан

В Афганистане, так же как и у нас, просыпанная соль считается плохой приметой, так как это может привести к ссоре. Поэтому, чтобы этого не произошло, нужно наверх посыпать сахар.

18. Египет

В Египте, если вы попросите солонку, вы нанесете повару оскорбление.

19. Эстония

В Эстонии, если у вас упал на землю хлеб, нужно его поцеловать, перед тем как выбросить.

Он пробирался сквозь густые заросли, беспокойно озираясь по сторонам. Он чувствовал, как что-то неуклонно приближалось, что-то готовое поглотить его, и унести туда, откуда не возвращаются. Острая боль внезапно пронзила сердце, и он упал замертво. - Обряды и обычаи надо соблюдать - сказал старый шаман, и бросил сломанную фигурку в костёр. - А что он сделал? - полюбопытствовал человек, сидящий рядом с ним. - Произнёс имя нашего погибшего брата...

Вера в табу оказывает очень на человека, в сознании которого прочно закреплена некая установка. Так, например, у некоторых народов под запретом табу - произносить имя умершего человека. Вера в этот запрет, как и во множество других обрядов и обычаев сформировывалась на протяжении многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушителя - ведь он знает, что за ним "явится" дух умершего.

Обряды и обычаи друидов. Что запрещено "повелителям леса"

Всемогущие кельтские жрецы и мистики - друиды - также были должны подчиняться определённым законам. К примеру, им запрещалось записывать свои знания на бумаге - ведь друиды обладали Истинным Могуществом, и если бы такие сокровенные знания попали в руки невежд, то это привело бы к глобальной катастрофе.

Для друида власть - это в первую очередь искусство владеть собой. Друиды считали бессмысленной жестокостью причинять страдания живым существам, но, тем не менее, довольно сурово относились к нарушителям табу. Для нарушителя порядка исполнялась "злая песня" - своего рода на друидский манер. В зависимости от тяжести проступка эта "песня" могла иметь различные последствия - от заболевания жертвы до её смерти. У друидов существовал некий кодекс поведения, названный законом трёх требований, он включал в себя следующие непреложные Истины:

Три сущности человека:

Каким он себя считает.

Каким его считают другие.

Каков он на самом деле.

Три духовных правила, направляющих человека:

Владение собой (самоконтроль).

Владение миром.

Владение неведомым (магией).

Три вещи, которые всегда нужно контролировать:

Три признака жестокости:

Пугать без нужды животное.

Обрывать без нужды растения.

Гнаться без нужды за привилегиями и милостями.

Три ключа власти друида:

Обладать знанием

Хранить молчание.

Множество обрядов и обычаев друидов были связаны с натуральной магией. Поэтому "хранители леса" трепетно относились к природе, и человека, причиняющего ей вред, ждало наказание.

Обычаи и обряды Африки - вера в табу

Строжайше запрещалось охотиться на тотемных животных. У разных племён были разные тотемы - быки, крокодилы, львы, голубые антилопы. В некоторых случаях запрещалось не только убивать и есть тотемное животное, но даже и смотреть на него. В Африке живёт племя арара, его территория расположена северу от племён аравете и паракана. Мужчины этого племени охотятся только на обезьян. Интересный факт - название каждого из трёх племён можно перевести, как "настоящие люди" или просто "люди", а, следовательно, своих соседей они считают не совсем людьми.

Нубийцы, проживающие в восточной Африке, верят, что они умрут, если войдут в дом королевского священника. Избегнуть этой опасности можно одним способом - для этого нужно обнажить левое плечо при входе, и склонить короля прикоснуться к нему рукой. Отсюда пошло суеверие, что прикосновение королей обладает целебной силой, и . Большинство аналогичных обрядов и обычаев также было сформировано под воздействием суеверных представлений.

Следует отметить, что больше всего дикари опасаются колдовства, поэтому зачастую новоприбывшим европейцам строго запрещается контактировать с местными жителями, вступать с ними в общение. Сначала африканские колдуны должны исполнить все обряды и обычаи, чтобы чужеземцы не смогли принести с собой болезни и бедствия.

У некоторых племён существовали любопытные табу на убийства. В соответствии с ритуалом, они приносили головы убитых на войне врагов в своё поселение. Но чтобы духи убитых не мстили, у голов следовало попросить прощения. При этом произносился примерно следующий текст: "Не обижайся, ведь и наши головы могли сейчас находиться в твоей деревне, будь мы менее удачливы. Зачем ты стал нашим врагом? Нам следовало оставаться друзьями, и тогда твоя кровь не была бы пролита".

Человечество нелегко расстаётся с древними обрядами и обычаями. Одни традиции полностью изживают себя, а другие трансформируются в причудливые . И всё же вера в табу - совершенно неприемлемый пережиток прошлых времён, ограничивающий свободную волю человека.

В России говорят: "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Знать традиции других народов нужно не только для того, чтобы не нарушить закон, но и чтобы случайно не нарушить один из запретов, которые там до сих пор существуют.

Табу в Сибири

У современных бурятов, эвенков и хакасов сохранилось множество архаичных табу, часто связанных с тотемизмом и старым укладом быта. Так, в Южной Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как он является тотемом группы, то есть – прародителем этого народа. Другие эвенки не трогают медведя, так как в тотемической терминологии он является их «амиканом», то есть, дедом. Если все же медведя приходится убивать, они говорят: «Это не я убил – это вот этот человек, который изображен на дереве», рисуя на дереве схематическое изображение, или попросту «Это не мы убили – это русские».

Нужно отметить, что русское население Сибири тоже часто соблюдают эти же табу эвенков: поедая мясо медведя охотники говорят слово «кук», напоминающее по смыслу русское «чур меня». Табу эвенков часто связаны с боязнью примет, и поэтому яйца не берут с собой в поездку, а свиней и кур до недавних пор не ели – так как те ходят по земле.
У бурятов табу сильно зависит от пространственной магии. Считается, что горы святы, и от этого женщинам запрещено подниматься на самые высокие из них, так как в религиозных поверьях женское олицетворяет земля, а мужское – небо. Аналогично некоторые места становятся табу для посещения бурятскими мужчинами. Символические верх и низ систематизируют и пищевые запреты бурятов. К примеру, мужчине всегда достается верхняя часть туши животного, а женщине – ее низ.

Законы бушменов

Проживающие в Африке племена бушменов считаются одними из самых древних людей в мире – неслучайно именно они по составу ДНК более всего приближаются к изначальному Homo Sapiens.

Современные бушмены продолжают чтить запреты отцов – например, нельзя называть имена умерших людей. Очевидно, что бушмены боялись влияния своего рода симпатической магии – то есть, в данном случае, передачи свойств умершего на произносящего его имя. Той же логике поддается возможное объяснение еще одного табу – на поедание сердца шакала, считавшегося у бушменов трусливым животным.

Еще одно пищевое табу – запрет на выбрасывание еды, связанный с бедностью бушменов. Достаточно обыденным выглядит табу на эндогамные браки – однако инцестуальным считается союз не только между членами одной семьи, но и, к примеру, с женщиной, носящей имя сестры или матери жениха.

Таким образом, носители одного имени отождествляются и символически становятся одним лицом. В Африке, как и в Индии, считается неприличным и даже запретным передавать что-либо левой рукой, так как она мыслится нечистой. При передаче денег левой рукой бушмен может попросить переложить их в правую.

Негласный закон евреев

Не только религия может порождать запреты – одним из важных поводов к возникновению табу может стать война. Именно последствиями Хрустальной ночи, Второй Мировой и Холокоста объясняется негласное правило евреев, запрет на игру музыки Вагнера.

Причин к этому несколько: считается, что Вагнер был антисемитом, а также его музыку очень почитал Гитлер, видя в ней выражение истинного арийского духа. Музыка Вагнера часто играла в концентрационных лагерях. Первая попытка израильского дирижера исполнить музыку Вагнера в 1981 году породила шквал угроз и волнений, и дело кончилось судебным иском. Дальнейшие попытки игры музыки Вагнера в израильских театрах и еврейскими оркестрами приводили к негативной реакции еврейской публики и общественности.

Запрет на поцелуи

Франция известна своими свободолюбивыми законами, большинство из которых были приняты после Великой Французской Революции. Однако даже в самом демократичном обществе могут существовать запреты, и Франция – не исключение.

Странно, но в одной из самых романтичных стран мира запрещено целоваться на перронах вокзалов. История возникновения этого табу такова: в далеком 1910 году пассажиры во Франции часто опаздывали на свои поезда. Во избежание досадных опозданий, зачастую случающихся по причине слишком долгих сентиментальных прощаний, свойственных любвеобильным французам и француженкам, был издан закон, согласно которому поцелуи на вокзалах Франции строго запрещены.

Увы, табу действует до сих пор, но с течением времени буква закона стала немного мягче: целующихся уже не ожидает штраф, и их только вежливо попросят прекратить противоправное действие.
Похожий запрет существует с недавних пор и на вокзале города Уоррингтон в Англии: целующиеся пары могут создавать заторы в движении пассажиров. Для целующихся выделили особые зоны, подобным уже существующим курительным зонам, а в прочих местах повесили знаки, запрещающие поцелуи. В Дубае, Малайзии и Индонезии, как в странах с более строгими нравами, один поцелуй может стать причиной солидного штрафа или даже тюремного срока.

Запрет необычных имен

Недавно православные активисты в России возмутились тем, что некая молодая русская пара назвала своего ребенка Люцифером, и даже предложили лишить их родительских прав. Несмотря на абсурдность ситуации, имя Люцифер попало бы под запрет во многих странах мира на законодательном уровне.

К примеру, в Новой Зеландии это имя входит в список из более чем ста имен-табу, среди которых также Гитлер и имена из цифр. Подобный закон есть и в Испании: вы не найдете в этой стране людей с именем Каин или Иуда. Германские дети должны обладать таким именем, которое обязательно указывает на их пол, а в Китае имена и вовсе ограничены возможностями идентификационной техники: если имя не распознает специальный считывающий сканер, придется задуматься о его смене.

Закон по запрету сложных имен, «состоящих из названий неодушевленных предметов, вымышленных персонажей, географических названий, обозначений флоры и фауны, титулов, болезней», хотят в этом году ввести в Украине, а в Азербайджане существует негласное правило не называть детей Ататюрком, дабы сделать единственным и уникальным имя великого турецкого правителя. Несмотря на это, в стране насчитывается порядка двадцати Ататюрков.

Запреты на продукцию

Табу в современном мире часто регулируются на законодательном уровне – и вполне успешно. Например, в Китае, по соображениям безопасности запрещен импорт игровых приставок. Целью этого закона является ограждение подростков от вредного влияния видеоигр.

Также в Китае после жасминовой революции в Тунисе запрещена символика, использующая этот цветок. Жевательная резинка запрещена в Сингапуре – так как часто застревала в дверях вагонов метро и прилипала к подошвам прохожих. Запрещено не только жевать резинку, если вы не турист, но и просто покупать или продавать ее. С 2004 года в Сингапуре разрешили продавать жевачку в аптеках.

В Иране родители не могут приобрести своим детям куклы Барби – эти несоответствующие традиционному исламскому облачению игрушки недавно запретили к продаже. Несмотря на то, что скоро в магазинах появились Барби в закрытой одежде и платке, кукла утратила былую популярность.

В Азербайджане недавно было введено полуофициальное табу, запрещающее ношение кепок и футболок с надписями имен национальных меньшинств, а также весьма популярных в стране кепок с аббревиатурой FBI, обозначающей Федеральное Бюро Расследований США. По мнению некоторых азербайджанцев, эта продукция может инспирировать национальную дискриминацию. Даже демократические западные страны демонстрируют склонность к табуированию продажи некоторых продуктов: к примеру, во Франции в столовых запрещено подавать блюда с кетчупом, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни и национальную кухню.

ПЛАН

1. Табу как социальный феномен.

2. Виды табу 3. Тотемизм как составляющая культуры первобытного общества. Тотемизм и религия.

4. Мифы нерелигиозные и религиозные в жизни первобытного общества.

Литература.

  • Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М., 2000
  • Семенов Ю. История первобытного общества. – Режим доступа: www.scepsis.ru
  • Фрейд З. Тотем и табу. – Режим доступа: www.pseudology.org

ТАБУ - первобытный социальный институт, представляющий собой запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово «табу» - полинезийского происхождения и означает «запретное» в смысле «священное» и «неприкосновенное». Английский путешественник Джеймс Кук завез это слово в Европу, описав в 1771 г. обычай табуирования на островах Тонга.

Табу - отрицательная сторона «маны», сверхъестественной силы, которой может быть наделен как человек так предмет или дух. Поскольку человек, обладающий маной, или вещь, которой сообщена мана, считаются опасными для окружающих, то прикосновение к ним, а порой даже взгляд на них, превращается в табу. Иногда снять табу можно посредством религиозно-магических обрядов. Страх перед «сверхъестественной силой» табу подкрепляется реальным наказанием (часто смертью) за его нарушение. После обнаружения института табу у полинезийцев, затем у меланезийцев, оказалось, что понятия аналогичные понятию табу существовали во всех обществах:

Дж. Фрейзер показал, что табу существовало у всех первобытных народов. У.Робертсон-Смит использовал слово табу для обозначения запретов, налагаемых на «произвольное использование человеком обычных вещей и подкрепляемых угрозой сверхъестественной кары». Ф. Ратцель, обративший внимание на случаи использования табу «в социально-политических целях», считал табу явлением религиозного происхождения. Согласно Э.Дюркгейму, социальными последствиями соблюдения табу является объединение социальной группы вне обычных ритуалов и чувственных проявлений. Табу является символом членства в группе. 3. Фрейд рассматривал табу как первую в истории нравственную норму. Согласно его концепции, этот моральный запрет стал результатом договора, заключенного сыновьями, убившими своего отца, вожака первобытного человеческого стада, для того чтобы обладать его женами, своими матерями и мачехами. Испытывая жгучее чувство стыда за содеянное, сыновья договорились между собой наложить табу на убийство родственников и брак с матерями (и мачехами), а жен брать вне своего рода. Эти два запрета стали первой социальной нормой, с которой и начинается история человечества. Б. Малиновский, рассматривая табу как регулятивный социальный институт, не сумел обнаружить «эдипов комплекс» у первобытных народов Океании и решил отнести его к более позднему «патриархальному» периоду A.P. Радклифф-Браун считал табу вневременной нравственной нормой, регулирующей поведение членов общества в соответствии с принятыми в нем нормами и ценностями. К.Леви-Стросс определяет табу как сообщение, символическую системы, представляющую собой обмен между природой и культурой, животным миром и обществом. М.Дуглас рассматривает табу в контексте исследования бинарных оппозиций грязное/чистое.



"Цели табу разнообразны: цель прямого табу состоит в: а) охране важных лиц, как-то: вождей, священников, предметов и т. п. от возможных повреждений; b) в защите слабых - женщин, детей и вообще обыкновенных людей против могущественного Маnа (магической силы) священников и вождей; с) в защите от опасностей, связанных с прикосновением к трупам или с едой известной пищи и т. п.; d) в охране важных жизненных актов, как-то: родов, посвящения взрослого мужчины, брака, сексуальной деятельности; е) в защите человеческих существ от могущества или гнева богов и демонов; f) в охране нерожденных и маленьких детей от разнообразных опасностей, угрожающих им вследствие их особой симпатической зависимости от их родителей, если, например, последние делают известные вещи или едят пищу, прием которой мог бы передать детям особенные свойства. Другое применение табу служит защите собственности какого-нибудь лица, его орудий, его поля от воров" и т. д. Наказание за нарушение табу первоначально предоставляется внутренней действующей автоматически организации. Нарушение табу мстит за себя. Если присоединяется представление о богах и демонах, имеющих связь с табу, то от могущества божества ожидается автоматическое наказание. В других случаях, вероятно, вследствие дальнейшего развития понятия, общество само берет на себя наказание дерзнувшего, преступление которого навлекает опасность на его товарищей. Таким образом, первые системы наказания человечества связаны с табу. Источником табу считают особенную чародейственную силу, имеющуюся в людях и духах, которая от них может быть перенесена при помощи неодушевленных предметов. Лица или вещи, являющиеся табу, можно сравнить с предметами, заряженными электричеством, они являются вместилищем страшной силы, проявляющейся при прикосновении в виде опасного влияния, когда организм, вызвавший разряд, слишком слаб, чтобы противостоять ему. Результат нарушения табу зависит поэтому не только от интенсивности магической силы, присущей табу-объекту, но также и от силы Маnа, сопротивляющейся этой силе у преступника. Так, например, короли и священники обладают могущественной силой, и вступление в непосредственное прикосновение с ними означало бы смерть для их подданных, но министр или другое лицо, обладающие Маnа в большем чем обыкновенно размере, могут безопасно вступать с ними в общение, и эти посредники могут в свою очередь разрешать близость своим подчиненным, не навлекая на них опасности. Так же переданные табу по своему значению зависят от Маnа того лица, от которого они исходят; если табу налагает король или священник, то оно действительнее, чем если оно налагается обыкновенным Человеком. 2. Виды табуа) Обращение с врагами. Если мы проявили склонность приписывать диким народам безудержную и безжалостную жестокость по отношению к врагам, то с большим интересом узнаем, что и у них после убийства Человека требуется выполнить ряд предписаний, относящихся к обычаям табу. Эти предписания легко разделить на четыре группы; они требуют: во-первых, примирения с убитым, во-вторых, самоограничений, в-третьих, покаянных действий, очищения убийцы, и, в-четвертых, совершения известного церемониала. Насколько такие обычаи табу у этих народов общи или выполняются только в отдельных случаях, - нельзя уверенно решить, с одной стороны, вследствие неполноты наших сведений. Все же нужно думать, что здесь речь идет о широко распространенных обычаях, а не об отдельных странностях. Обычаи примирения на островах Timor, по возвращении домой победоносного военного отряда с отрубленными головами побежденных врагов, представляют особый интерес, потому что вождь экспедиции подвергается сверх того еще тяжким ограничениям. При торжественном вступлении победителей приносятся жертвы, дабы умилостивить души врагов; в противном случае пришлось бы бояться несчастий для победителей. Устраивается танец, и при этом поются песни, в которых оплакивается убитый враг и испрашивается у него прощение. Другие народы нашли средство превращать своих прежних врагов после их смерти в друзей, стражей и защитников. Средство это состоит в нежном обращении с отрубленными головами, как этим хвалятся некоторые дикие народы в Борнео. Если они приносят с похода домой голову, то в течение целого месяца с этой головой обращаются с самой изысканной любезностью и называют ее самыми нежными именами, какие только существуют в их языке. Ей всовываются в рот лучшие куски пищи, лакомства и сигары. Ее постоянно упрашивают ненавидеть своих прежних друзей и подарить свою любовь своим новым хозяевам, так как теперь она уже вошла в их среду. Дикари прямо сознаются в своем страхе перед духами убитых врагов и объясняют этим страхом обычаи табу. На Lоgea, острове возле Новой Гвинеи, мужчины, убившие или принимавшие участие в убийстве врагов, в течение недели скрываются в своих домах. Они избегают всякого общения со своими женами и друзьями, не прикасаются руками к пище и питаются только растительной пищей, приготовленной для них в особой посуде. Как на причину этих последних ограничений, указывается на то, что им нельзя чувствовать запаха крови убитого; в противном случае они могли бы заболеть и умереть. У племени Toaripi или Motumotu на Новой Гвинее мужчина, убивший кого-нибудь, не смеет приближаться к своей жене и прикасаться пальцами к пище. Его кормят посторонние и особой пищей. Так это длится до ближайшего новолуния. b) табу властителей. Отношение примитивных народов к вождям, королям и священникам руководствуется двумя основными принципами, которые как будто скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Нужно их бояться и оберегать их. И то и другое совершается при помощи бесконечного числа предписаний табу. Нам уже известно, почему нужно остерегаться властителей: потому что они являются носителями таинственной чародейственной и опасной силы, передающейся через прикосновение, подобно электрическому заряду, и приносящей смерть и гибель всякому, кто не защищен подобным же зарядом. Поэтому следует избегать всякого посредственного и непосредственного соприкосновения с опасной святыней, и в тех случаях, где этого нельзя избежать, найден был церемониал, чтобы предупредить опасные последствия. Нубийцы в Восточной Африке думают, например, что они умрут, если войдут в дом священника-короля, но что они избегнут этой опасности, если при входе обнажат левое плечо и склонят короля прикоснуться к ним рукой. Таким образом, перед нами тот замечательный факт, что прикосновение короля становится целебным и защитным средством против опасности, вытекающей из прикосновения к королю. Следующее свидетельство может служить доказательством страшного действия прикосновения, при котором, хотя бы и не преднамеренно, проявляется активность, направленная против короля или того, что ему принадлежит. Вождь высокого положения и большей святости на Новой Зеландии забыл однажды на пути остатки своего обеда. Тут пришел раб, молодой, крепкий, голодный парень, увидел оставленное и набросился на обед, чтобы съесть его. Едва только он кончил еду, как видевший это с ужасом сказал ему, что он совершил покушение на обед вождя. Раб был крепким и мужественным воином, но, услышав это сообщение, он упал, с ним сделались ужасные судороги и к вечеру следующего дня он умер. Женщина Maori поела каких-то плодов и затем узнала, что они взяты с места, на которое наложено табу. Она громко вскрикнула, что дух вождя, которого она таким образом оскорбила, наверное, убьет ее. Это произошло около полудня, а к двенадцати часам следующего дня она была уже мертвой. Нечему удивляться, что явилась потребность изолировать от других таких опасных лиц, как вождей и священников, воздвигнуть вокруг них стену, за которой они были бы недоступны для других. У нас может зародиться мысль, что эта воздвигнутая первоначально из предписаний табу стена существует еще и теперь в форме придворного церемониала. Но, может быть, большая часть этого табу властелинов не объясняется потребностью защиты от них. Противоположная точка зрения в обращении с привилегированными лицами, потребность защиты их самих от окружающей их опасности, принимала явное участие в создании табу, а следовательно, и в развитии придворного этикета. Некоторые из табу, которым подвержены короли у варваров, живо напоминают меры пресечения против разбойников. В Shark Point при Кар Рadгоn в Нижней Гвинее (Западная Африка) живет король-священник Kukulu один в лесу. Он не смеет прикасаться к женщине, не смеет оставлять своего дома, ни даже вставать со своего стула, в котором обязан спать сидя. Если бы он лег, то ветер стих бы и мореплавание приостановилось бы. На его обязанности лежит сдерживать бури и вообще заботиться о равномерном здоровом состоянии атмосферы. Чем могущественнее король Lоangо, говорит Bastian, тем больше он должен соблюдать табу. с) табу мертвецов. Нам известно, что мертвецы представляют собой могучих властителей; мы, может быть, с удивлением узнаем, что в них видят врагов. У Maori всякий, прикасающийся к трупу или принимавший участие в погребении, становится крайне нечистым, ему почти отрезано всякое сообщение с другими людьми, он, так сказать, подвергается бойкоту. Он не смеет входить ни в один дом, не может приблизиться ни к какому Человеку или предмету без того, чтобы не заразить их такими же свойствами. Больше того, он не смеет прикасаться руками к пище, и его руки благодаря своей нечистоте становятся для него негодными для употребления. Ему ставят пищу на землю, и ему ничего другого не остается, как хватать ее губами и зубами, поскольку это возможно в то время, как руки он держит за спиной. В каждой деревне имеется какое-нибудь опустившееся изгнанное из общества существо, живущее скудными подаяниями, получаемыми таким жалким образом. Только этому существу разрешается приблизиться на расстояние вытянутой руки к тому, кто выполнил последний долг перед умершим; когда время изоляции проходит и ставший нечистым, благодаря трупу, получает возможность снова войти в круг своих товарищей, то разбивается вся посуда, которой он пользовался в течение опасного времени и сбрасывается вся одежда, в которую он был одет. Обычаи табу после телесного прикосновения к мертвецам одинаковы во всей Полинезии, Меланезии и в части Африки; постоянную часть их составляет запрещение прикасаться к пище и вытекающая из него необходимость, чтобы кормили другие. Замечательно, что в Полинезии или, может быть, только на Гаваях таким же ограничениям подвержены священники-короли при выполнении священных действий. При табу мертвецов на Tonga ясно проявляется постепенность уменьшения запрещений, благодаря собственной силе табу. Кто прикоснулся к трупу вождя, тот становится нечистым в течение десяти месяцев, но если прикоснувшийся был сам вождем, то делался нечистым в течение трех, четырех или пяти месяцев, в зависимости от ранга умершего; если же дело шло о трупе обожествляемого верховного вождя, то даже самые большие вожди становились табу на десять месяцев. дикари глубоко верят в то, что всякий, нарушивший такие предписания табу, должен тяжело заболеть и умереть; и эта вера их так непоколебима, что, по мнению одного наблюдателя, они еще никогда не осмеливались сделать попытку убедиться на деле в противном. Одним из самых странных и поучительных обычаев табу, касающихся оплакивания мертвеца у примитивных народов, является запрещение произносить имя умершего. Оно чрезвычайно распространено, осуществлялось различным образом и имело значительные последствия. Обыкновенно запрет произносить имя умершего выполняется очень строго. Так, у некоторых южно-американских племен считается самым тяжелым оскорблением оставшихся в живых, если в их присутствии произнести имя умершего, и полагающееся за это наказание не менее строго, чем наказание за убийство. Нелегко понять, почему произнесение имени так пугает, тем не менее, связанная с ним опасность вызвала ряд предупредительных мер, интересных и значительных во многих отношениях. Так, Masaua Африке нашли выход в том, что меняют имя умершего непосредственно после смерти; его без боязни можно называть новым именем, между тем, как все запрещения связаны с прежним именем. При этом предполагается, что духу неизвестно его новое имя и он его никогда не узнает. 3. Тотемизм как составляющая культуры первобытного общества. Тотемизм и религия. Вопреки общему мнению, тотемизм в своей изначальной форме религией не был. Мифы тоже первоначально возникли вне какой-либо связи с религией, не были религиозными. Перед нами вполне самостоятельная линия эволюции одной из сфер духовной жизни людей первобытного (а затем и более позднего) общества, которая лишь позднее пересеклась с линией развития религиозных представлений и серьезно сказалась на ней.

Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива (первоначально - праобщины, позднее - рода) с особями одного определенного вида животных (медведями, волками, оленями и т.п.). Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов. В своей сущности тотемизм был не чем иным, как осознанием реального единства человеческого коллектива, фундаментальной общности всех его членов и одновременно столь же фундаментального их отличия от членов всех других существующих на земле человеческих коллективов. Если иные формы религии, исключая политеизм, были отражением господства над людьми слепой необходимости природы, то тотемизм был отражением господства над человеком сил общественного развития, отражением не природного, а общественного бытия. И это отражение, так же, как и отражение в магии, оменализме и т.п. господства над людьми объективных природных сил, было не адекватным, а иллюзорным, фантастическим. Поэтому тотемизм, как и магия, оменализм, фетишизм и т.п., был верой. Все это и дало основание трактовать тотемизм как одну из форм религии. Однако согласиться с таким пониманием тотемизма нельзя.

Понятия иллюзии и религии далеко не тождественны. Всякая религия есть иллюзорное отражение действительности, но не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. Могут существовать и существуют различного рода нерелигиозные иллюзии. Религией является только такая иллюзия, которая включает в качестве неотъемлемого момента веру в сверхъестественную силу, от которой зависят ход и исход человеческих действий, веру в сверхъестественное влияние на судьбу человека. Если подобного рода вера отсутствует, иллюзия не может быть охарактеризована как религиозная, сколь бы фантастическими ни были составляющие ее представления.

Животные, являвшиеся тотемом, никогда не наделялись в воображении людей способностью сверхъестественным образом влиять на их дела. Поэтому тотемизм в его исходной форме не был религией.

В процессе своего оформления и развития тотемизм оброс значительным числом всевозможных ритуальных действий. В частности, возникли особые празднества, во время которых люди облекались в шкуры тотемных животных и подражали их действиям. Но эти тотемистические пляски не представляли собой религиозного культа. Люди, их совершавшие, не ставили своей целью добиться от тотемных животных благоприятного воздействия на ход и исход их деятельности. Суть тотемистических плясок заключалась в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животных тотемного вида. В последующем некоторые из действий, совершаемых во время такого рода празднеств, приобрели характер магических обрядов. В тотемистическую обрядность вплелись и новые, чисто магические, действия. Тем самым тотемизм оказался связанным с магией, но формой религии он при этом не стал.

Тема:

Цель:

Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вступление.

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

(

Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к

  1. слайд

наказания за его нарушение .

  1. Экологические запреты.

Тема: Табу (ойоро) как средство воспитания в марийской культуре

Цель:

  1. Познакомить учащихся с табу-запретами марийского народа, как средство воспитания в народной среде.
  2. Формирование духовно- нравственных качеств личности.
  3. Воспитание любви к окружающему миру и бережное отношение к нему.

Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вступление.

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

Ребята, оглянитесь вокруг: на улице, в транспорте, в лесу, дома и просто в школе, в классе своем. И везде сталкиваемся с проблемами. Проблемами экологического, нравственно-этического, санитарно-гигиенического характера: небрежное отношение к природе, неуважение старших, друг друга, падение нравственных ценностей, распространение алкоголизма, табакокурения и наркомании, резкое возрастание неизлечимых болезней.

Что же может спасти природу и каждого из нас? (ответы)

Есть еще одно средство в народной педагогике - это табу-запреты или ойоро.

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

Табу или ойоро, что же это такое? В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Н.Комаровой, это полинезийское слово переводится как религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и.п., нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. (понятия «табу» записать в тетрадь ) эти неписаные законы почитания и обожествления окружающего мира привели к бережному отношению к нему. Были выработаны определенные правила, главный смысл которых запрет, предостерегающей от опасности.

Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к . табу обычно сопровождается предупреждением: если посмеешь вступить запрещенную зону, если возьмешь запрещенный предмет или произносишь неприличное к месту слово, тотчас появляются таинственные силы, скрытые в предметах, словах и покарают тебя свойственным им способом.

У марийского народа в реальной действительности до нашего времени широко используется система табу.

  1. слайд

4. Табу состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания за его нарушение .

1 .Табу можно разделить на несколько групп

  1. Экономический. Связан с хлебом.

Нельзя пинать хлеб- бог накажет. Нельзя кидать хлеб- бог накажет.

Нельзя оставлять кусок хлеба- силы оставляешь.

Нельзя стол оставлять без хлеба - достатка в доме не будет.

Нельзя отказывать тому, кто попросил хлеба,- даже если в доме последний кусок: тогда в доме всегда будет еда.

А вы какие пословицы о хлебе знаете?

Хлеб-главный продукт питания, без него не обходится ни один обед в жизни человека. Вот перед вами буханка хлеба. Мы часто покупаем и никогда не задумываемся о том,сколько труда вложено, чтобы эта буханка появилась на столе. Марийцы по - особому относились к хлебу.

На столе всегда должен лежать каравай хлеба и соль- это показатель достатка. Стол не должен быть пустым. Дальше, как пекли хлеб, когда замешивали тесто, говорили самые добрые слова. Чтобы человек, покушав хлеб, стал добрее. Провожая в дальнюю дорогу, хлеб клали на стол, целый каравай.

Как вы думаете это сейчас сохранилось?

  1. Запреты, связанные священными рощами или святыми рощами

Что такое священные рощи? (молитвенные места)

Что делают в священной роще?

В святых рощах нельзя рубить деревья, косить траву, собирать ягоды, пасти скот - руки-ноги отсохнут.

Нельзя отказываться от верований предков - ангел-хранитель отвернётся от тебя.

Священные рощи до сих пор есть и взяты под охрану. В Марий Эл около рощ. Например: в Башкирии, где живут некрещеные марийцы,

до сих пор всё это сохранилось и ни один человек не сломает ни одну веточку в этой роще.

  1. Экологические запреты.

Нельзя плевать в родник, в колодец - на языке выскочит болячка.

Нельзя осквернять чистую воду в колодце, в речке, в озере- иначе с тобой,с членами семьи или в твоём хозяйстве может случиться что-либо страшное и непоправимое.

Марийцы очень почитали воду. Случай из жизни. Нельзя в незнакомом месте купаться, не подарив подарок воде, не подарив подарок роднику - брать воды.

Нельзя разорять птичьи гнёзда - твоя семья распадётся.

Если сорвёшь ветку цветущей яблони- руки отсохнут

Когда выходили из леса кланялись и благодарили.

История с берёзовыми вениками. Никогда не оставлять голой берёзу, срубив все ветки

4)Нравственные запреты (ЧИТАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ)

На этих нравственных запретах воспитывали детей:

Нельзя другим желать зла- оно вернётся к тебе.

Нельзя грубить родителям - не будет тебе счастья в жизни.

Нельзя грубить людям старше себя - может случится несчастье.

Нельзя избивать старых- руки будут трясти.

Нельзя смеяться над старостью - сам тоже состаришься, может ещё хуже.

Воспоминание человек, который посетил Дом престарелых:

«Я побывал в одном из Домов для престарелых в российской глубинке.

Обстановку описывать не стану- всё чисто и более-менее благоустроено.Интересно другое- люди и их истории. А ёщё заслуживают внимание цифры. Они показывают состояние нравственного здоровья общества, в котором мы живём. В этом Доме для престарелых и инвалидов живут 28 человек, и только 8 из них абсолютно одиноки.»

  1. Запреты, связанные с борьбой за самосохранение и техникой безопасности.

Нельзя есть с ножа - к злодеянию.

Нельзя новорожденного оставлять одного - дьявол заменит своим ребёнком.

Нельзя нож передавать острой стороной- желаешь зла.

Нельзя дразнить собаку - собачей жизнью будешь жить.

Среди двух сотен табу есть и такое: «Не поблагодаришь за доброе дело - жди беды. Одно «спасибо» спасает от сорока напастей».

Как вы понимаете это выражение, объясните.

2) У марийцев - всё живое имеет душу. Марийцы почитали лес как божество. Марийский народ поклонялся природе. Он любил и почитал её, но и боялся, считал её явлением божьим