Патриотизм и космополитизм в современном мире. Патриотизм в разных социальных моделях

Некоторые люди считают, что истинный патриотизм исключает космополитизм. Это ошибка. Каждый истинный патриот является космополитическим и каждый подлинный космополитический патриот. Космополиты служить своей стране и стремятся поднять его интеллектуально, материально, и морально. Они обучают лучших представителей человечества и облегчить их благополучие общества. Если каждый человек должен быть поднят отдельно, поэтому должны каждый народ быть поднят в своем собственном пути, если человечество хочет полностью реализовать свой потенциал. Каждый человек должен знать о сакральности своей национальной и индивидуальной идентичности. Кроме того, каждый народ должен уважать и развивать свои уникальные традиции. Когда нации научиться уважать свои традиции, они будут в своих собственных отдельных способов повысить коллективную силу и красоту всего мира.

Каждый патриот чести обязан служить своей стране со всей своей силой. Его работа состоит в том, чтобы думать о благополучии своих сограждан. В той степени, что его идеи основаны на реальности, его работа будет приносить свои плоды на своей родной земле, и принесет пользу всему человечеству. Томас Эдисон, американский ученый, но и весь мир пользуется плодами его изобретений. Шекспир британский насквозь, но его труды подсластить весь мир и по сей день. Точно так же, Гете, Сервантес и других гениев писал для своего народа, но их работы сделали их дети всей земли.

Каждый гений питается своей родной земли. Гении те, кто могут быть получены другими странами, как своих родных сыновей. родина гения превышает пределы своей родной земли; такой человек относится ко всему миру. Тем не менее, работа гения может найти свое наиболее полное выражение только на своей родной земле.Гамлет и король Лир никогда не будет звучать как сладко, как они делают для ушей образованного англичанина, который читает пьесы на своем родном языке. Точно так же, независимо от того, как отлично перевод, Knight Руставели в тигровой шкуре никогда не будет звучать так сладко, как это происходит, когда читал на языке, на котором оно было написано. Даже если читатель понимает грузинский, а также родного грузинского спикера, нюансы будут всегда скрыты от тех, кто не родное ухо, которые не были подняты на музыку красоты стихотворения. Поскольку они являются человеческими, гении есть родные земли, что они любят и лелеют. Но их произведения суждено подняться выше таких ограничений, потому что их письмо принадлежит, как и любая другая работа науки или философии, к миру.

Наука и гений показать нам путь к космополитизма, но только с помощью патриотизма и национального чувства. Если каждая страна стала осознавать ее экономической, политической и социальной ситуации, если экономическое расслоение, которая доминирует в современном мире были уничтожены, народы будут прекратить пытаться покорить друг друга. Грабежи и войны, которые править землей придет к концу.

Патриотизм зависит и черпает вдохновение из жизни. Ровесник с человеческим существованием, она содержит в себе силы, что ни один здравомыслящий человек не может свести на нет: язык, история, герои, родную землю, и литературные традиции.

Из второго, что ребенок видит свою родину, он ищет средства к существованию от него; он нужен кто-то, чтобы ухаживать за ним, молоко и пищу, чтобы кормить его, и колыбельные, чтобы дать ему покой. Ребенок начинает любить свою родную землю в пространстве, где он родился и вырос, под руководством своей матери. Таким образом, патриотизм рождается: молодежь чувствует себя соединено с теми, чьи голоса он привыкает, от которого он получает свои первые впечатления. Вот почему он любит язык, через который он пришел, чтобы познать самого себя, и через которую он научился считать тех, кто говорит и поет на своем языке в качестве своего собственного народа.

неясный говор своей деревни, которая мало пользы для остальной части мира, для него суть его существа, самый ценный элемент в его культурное наследие, и основой его самосознания. Когда он встречает своего соотечественника в другой части мира, независимо от того, является ли он вор или иной вид преступника, его сердце неизбежно ликует. До тех пор пока ребенок не начинает видеть больше мира, его душа связана с деревней, в которую он родился и где он провел детство.

Невозможно представить себе вменяемого человека, для которого одна маленькая часть мира, не означает, что больше, чем все другие места во Вселенной, вместе взятых. Зачем? Потому что никто не может любить десять тысяч мест одновременно. Мы только родились один раз, в одном и неповторимое место, в одну семью. Человек, который утверждает, что любит каждый народ в той же степени, и таким же образом, является лжецом. Либо он лицемер, или сумасшедшим, или он запрещено говорить правду доктринами его политической партии. Даже брошенный ребенок, воспитывался в детском доме, у которого есть сотни людей, чтобы ухаживать за ним, и кто слышит тысячи языков, на которых говорят вокруг него, будет, как он обретает самосознание, в конце концов выбрать только один язык и учитывать только одну страну, как его родина.

Патриотизм это скорее вопрос чувства, чем интеллекта, хотя люди почему-то всегда лелеял свою родину. Космополитизм это вопрос лишь мозга; она не имеет никакого отношения к чувствам, которые происходят в сердце. Тем не менее, она является основой решения о трагедии, которая преследует человечество сегодня, ибо только через космополитизма мы можем спасти мир от этнической ненависти и саморазрушения.

Мы должны понимать космополитизм следующим образом: прислушиваться к потребностям вашей страны, прислушаться к мудрости вашего народа, посвятить себя их благосостояния, не ненавидеть другие народы и не завидую их счастью, не мешают другим странам от достижения своих целей. Работа по день, когда никто не будет подчинить себе свою нацию и работать для его прогресса, пока она не сравняется ведущих стран мира. Тот, кто отрицает свою страну в то время как он называет себя космополитом будет изувечен иллюзий. Несмотря на то, что он представляет себя как любитель благородных чувств, такой человек бессознательно врагом человечества. Пусть Бог защитит нас от этого псевдо-космополитизма, что потребует, чтобы все отрицать его место рождения. Такого рода космополитизмом означает отказ свою самого себя. Каждая нация стремится свободу и средства, чтобы управлять собой независимо друг от друга. Отдельное развитие наций является условием для развития всего человечества

в переводе с грузинского Ребекка Гулд

Важа-Pshavela (1905), Txzulebata sruli krebuli at tomad (Тбилиси: Sabchota Sakartvelo 1964), 9: 252-254.

Космополитизм как идеология и образ мышления «старше» патриотизма. Первым космополитом историки склонны признавать Диогена Синопского – того самого, который один в бочке жил, умел обходиться самым малым и при этом чувствовал себя вполне счастливым. Однажды, на вопрос о том, откуда он родом, этот странный человек не без гордости объявил себя «гражданином мира». Впрочем, потом промчались века, прежде чем эта философия вновь дала о себе знать.

Сегодня космополитом быть модно. Пусть даже для этого и требуются определенные условия. Прежде всего, условие, при котором, как говорится, денег куры не клюют. Другое условие – стойкое стремление забыть о «малой родине», о месте, где ты когда-то родился и вырос. Так бывает нередко, что греха таить. Особенно по молодости. Молодость ведь связана с максимализмом, с амбициозностью, с самоутверждением любыми путями. И глухая провинциальная глубинка, конечно, не устраивает – подавай весь мир, который, кажется, можно перевернуть, изменить, переделать под себя. Когда молодость проходит – сам себя не узнаешь: сколько дров наломал, сколько было, совсем по Есенину, «изломанных и лживых жестов ».

Космополит склонен жить по нехитрому принципу: «где хорошо – там и родина». Причем слово это – «родина» — вполне можно писать и с маленькой буквы, ибо никто или почти никто сегодня не культивирует патриотизм с младенчества, не учит ему со школы. Еще бы – когда ты уже к тридцати годам добиваешься всего того, чего раньше добивались разве что к пенсии – материального благосостояния, устойчивой репутации, семейного счастья, — то, как дальше жить, уже непонятно. Остается только «прожигать» дни в развлечениях. Дом в Бостоне, дом в Москве, вилла, предположим, где-нибудь в Черногории – что еще желать? Жизнь удалась! Либо, наоборот, проиграна вчистую. Но это не нам решать – потомки рассудят…

Словом, космополитизм приобретает и, конечно, продолжит приобретать все большее число приверженцев. Это идеология «среднего класса», а в него входят те, кто добился многого исключительно сам, ни перед кем не прогибаясь и никому не кланяясь. Человек среднего класса дорожит тем, что имеет, и ни за что не хочет его терять. Именно по этой причине средний класс даже консервативнее, нежели пенсионеры.

Чем опасен космополитизм по большому счету? Прежде всего, утратой чувства патриотизма. Однако последнее понятие настолько оказалось «затаскано» и обесценено в последние годы, что есть смысл остановиться на нем подробнее.

Когда возник патриотизм – сказать сложно. Скорей всего, произошло это в ту пору, когда возникли национальные государства в Западной Европе, когда чувство принадлежности к конкретному этносу стало наполнять отдельного человека гордостью за свою державу. Это эпоха Нового времени, XVI-XVII вв.

Для русского человека это слово исполнено совершенно особого смысла. Ведь с незапамятных времен у нас не было принято «высовываться», указывать свое имя на том или ином изделии. Мастер рассуждал примерно так – не я это сделал, моими устами или моими руками руководил весь народ, нация. Вот и не знаем мы, и, похоже, не узнаем уже никогда имя автора «Слова о полку Игореве » — по той же самой причине. Фраза писателя о том, что «без меня – народ неполный» все-таки, стоит признать, плохо укладывается в наш национальный менталитет. Всё было с точностью до наоборот: личность была обязана жертвовать всем, вплоть до собственной жизни, во имя национального единства, безопасности, спасения. Как там еще у одного автора? «Единица – вздор, единица – ноль…»

В советские времена патриотизм насаждался во многом искусственно. Иначе как объяснить, что с наступлением перестройки, гласности и демократизации федерация «братских» народов вдруг затрещала по швам: Тбилиси, Карабах, Сумгаит, Прибалтика… Как раз не вдруг!.. Пока был жив Сталин, всё держалось на страхе и его личном авторитете. А стоило отпустить вожжи, ослабить повода, дать республикам право голоса – пиши пропало! Возникает ощущение, что «советский патриотизм» — один из многочисленных мифов эпохи. Пусть это и не вполне так.

Настоящим испытанием для патриотизма стали 90-е годы. Правление Ельцина для истинных патриотов своей страны обернулось настоящим кошмаром. И нельзя сказать, что это наследие «проклятого прошлого» успешно преодолено на сегодняшний день. Стоит только назваться «патриотом» — следи за реакцией! Среди определенных кругов либерал-демократов начинается самая настоящая истерика, сыплются обвинения в национализме и шовинизме, в умалении значимости других народов. Возможно, что и небеспочвенно. Ведь для слишком ретивого патриота народ заменяет икону. В своем народе патриот не желает замечать никаких изъянов, отстаивает идею национальной самобытности с пеной у рта.

В то же время патриоты, идущие до конца, становятся неудобны, мозолят глаза. Им могут подстроить автомобильную катастрофу, другой несчастный случай, напоить до бесчувствия и спровоцировать сердечный приступ с летальным исходом. Вариантов множество.

Правление Путина словно позволило патриотам обрести второе дыхание. Но что понимается под патриотизмом? Гордость за подвиги предков («я помню, я горжусь» или «спасибо деду за Победу») – не самый плохой вариант, хотя уже отдает изрядной пошлостью. Радость от спортивных побед? Пошлость вдвойне или втройне. Обычный подростковый поросячий «гон», когда всю ночь можно «колбаситься» и отмечать. А настоящий патриотизм, как и настоящая вера, — он внутри, он в чем-то даже интимный, не тот, который нужно демонстрировать напоказ «граду и миру».

Таким образом, каждая из идеологий имеет свои «за» и «против». У нас имеется возможность выбора. Космополитизм выбирает преимущественно молодежь, а к патриотизму приходят спустя годы, перебесившись и многое переоценив в себе и вокруг себя. И было бы странно, если иначе. Ничего не следует торопить или вызывать в душе искусственным образом. Если суждено – произойдет. Если нет – тебе не дано. Вот и всё.

Павел Николаевич Малофеев

К числу других политических ценностей гуманизма относятся такие общественные чувства и состояния, как патриотизм, национальная безопасность, космополитизм и международная безопас­ность. Эти ценности гуманизм склонен рассматривать в единстве и балансе, так, чтобы ни одна из них не доминировала над другими.

Патриотизм, т.е. любовь к родине, чувство особой близости к тому народу, которой является непосредственным лоном и сферой бытия личности, естественен и ценен, поскольку обогащает ее и облагораживает многие социальные поступки человека. Каждый порядочный и разумный человек хочет видеть свою страну процветающей, защищенной, прочной, безопасной.

Понятие национальной безопасности, строго говоря, дале­ко выходит за рамки политической ценности. Национальная безопас­ность подразумевает и политическую, экономическую, правовую, военную, экологическую, медицинскую, идеологическую, нравственную, научно-техническую, информационную и культурную. Нет необходимости доказывать, как существенны для каждого члена общест­ва достойный образ жизни, преуспевающая экономика, правовое государство, адекватные мировым стандартам военная доктрина, армия и вооружения, нормальная экология, здоровье народа, не загрязненность общественного сознания идеями расизма, фашизма и тоталитаризма, высокая культура и уро­вень общественных и межличностных нравов, благоприятные условия для развития гуманитарных, естественных, технических и всех других наук, расцвет искусства и иных видов человечного ценностного твор­чества.

Патриотизм и забота о национальной безопасности важны не только сами по себе как ценности гуманистического мировоззрения. Их важно как можно лучше осознавать и культивировать, поскольку они предохраняют нас от порой незаметного, но весьма опасного соскаль­зывания в сферы национализма, ксенофобии (недоверия ко всему чужому) и изоляционизма. Во всех этих социальных феноменах заключены семена ненависти, раздора, фанатизма и, в конечном счете, они вполне могут обернуться геноцидом, в том числе и собственного народа. Когда эти семена начинают давать дружные всходы в обще­ственном сознании и психологии, то это означает, что общество встало на рельсы, ведущие к национальной катастрофе.

Иногда говорят о «здо­ровом национализме» или необходимости «национальной идеи». Тут кроется большое заблуждение и риск. Можно говорить о здоровом патриотизме, а не национализме, который по сути своей –- своего рода эпидемия. Скорость и широта распространения этой эпидемии иногда вводит политиков в соблазн. Они используют «национальную идею» для мобилизации народных сил, быстрого решения той или иной социальной проблемы: политической консолидации и достижения видимого гражданского мира, решения экономических или других реальных проблем. Между тем, джинна национализма легко выпустить из бутыл­ки, но слишком трудно контролировать или обратно загнать в нее, не оказаться раздавленным и порабощенным им, особенно в многоэтнических и многоконфессиональных обществах.

Надежными противовесами национализму и балансирами пат­риотизма являются ценности космополитизма и международной без­опасности. В русской истории, особенно ее советского периода, космо­политизм (вопреки официальному лозунгу «пролетарии всех стран, соединяйтесь») находился под большим подозрением. Космополиту припи­сывалась нелюбовь к родине или даже ее предательство. Слово «космополит» было ругательным, «космополитов» преследовали и репрессировали.

Вплоть до начала реформ в России космополитизм рассматри­вался как «реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая го­сударственный и национальный суверенитет, служащая целям государств, добивающихся мирового господства» (Советский энциклопе­дический словарь. М., 1985. С. 636).

Такая ложная и недоброжелательная трактовка космополитизма кажется не только недоразумением, но и загадкой, поскольку космополитические идеи и чувства глубоко укоре­нились в русской культуре и психологии россиянина, а официальная идеология СССР, марксизм-ленинизм, исповедовала интернационализм и рассматривала себя как выражение взглядов самой передовой части человечества.

Многие гении отечественной культуры: А. Пушкин, М. Ломо­носов, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев, Л. Толстой и др., – умели гармо­нично сочетать чувство патриотизма с ощущением целостности и единства человеческого рода, причастности национального междуна­родному, мировому. Так, например, Достоевский считал русского че­ловека «всечеловеком», способным понять и полюбить любую другую национальную культуру.

По своему первоначальному историческому смыслу космополитизм (от греческого kosmopolites – космополит, гражданин мира) был стремлением расширить и обогатить сферу социаль­ного и духовного бытия человека. И это стремление, если оно не было лицемерным, не служило прикрытием целям империалистического господства и корысти, всегда было гуманистической ценностью. Само это понятие родилось в античной Греции вместе с первыми ростками идей гуманизма.

«Космополитизация» или, что, по сути, то же, глобализация социального бытия – неизбежный естественноисторический процесс. Он отражает позитивные потребности в укреплении экономических, культурных, научных и иных связей в мировом сообществе. Интеграционные и гло­бальные процессы не только демонстрируют научно-технические и куль­турные достижения человечества, но и дают личности много новых возможностей для самосовершенствования, реализации своей человечности. Разумеется, космополитизм существует в мире реальных междуна­родных планетарных противоречий, в том числе и в атмосфере соперничества стран за влияние и господство. Возможно, эта геополитическая борьба и является естественным выражением воли к жизни любого общественного организма, однако она не связана с идеей мирового гражданства, куда более существенной для человечества, и лишь обостряет нужду в гуманистической ценности космополитизма.

Социальными индикаторами космополи­тизма как вполне зрелого стремления личности к расширению социального и культурного пространства своего существования стали сегодня формирование глобального сознания, глобальной этики, глобальной экономики и глобального информационного пространства, глобальной политики, глобальных социальных движений, одним из которых является гражданский или светский (секулярный, т.е. нерелигиозный) гуманизм. Наше время – это формирование и деятельность гло­бальных социальных институтов, наиболее значительным из которых является Организация Объединенных Наций или глобальное информационное пространство, символом которого служит интернет.

Космополитическое сознание включает умение любить и уважать не только ближнего, но и дальнего, умение осознать, что ценностью является не только наше я, другая личность, семья и нация, но и человечество, которое поверхностному мышлению пред­стает как абстракция, а может и должна быть усмотрена как конкрет­ная реальность.

Этот процесс в чем-то аналогичен переходу нашего представ­ления о Земле, как планете, от теоретического и абстрактного к конкретно­му и эмпирическому. Раньше мы только знали, что Земля есть космическое тело, а теперь с помощью достижений космоплавания можем увидеть нашу прекрасную планету непосредственно. Нечто по­добное должно произойти и в осознании реальности мирового сообщества. Ка­жется, что ощутить его как нечто целостное и реальное едва ли возможно. Но отдельные признаки, приметы жизни человечества как целого уже являются зримыми. Мы можем различить их и в атмосфере Генераль­ных ассамблей ООН, и в телепрограммах мировых новостей, и в гло­бальных информационных и коммуникационных системах, и в дея­тельности международных гуманитарных или миротворческих миссий.

Укрепление и культивирование любви к реальностям дальним и общим – главный шаг к тому, что гуманизм назы­вает мировым гражданством. Стремиться к такому мировому гражданству должен каждый, и притом быть гражданином мира в полной мере – исключи­тельная честь и ответственность. Большинство величайших гуманис­тов: А. Эйнштейн, А. Швейцер, Л. Толстой, М. Ганди, Б. Рассел, А. Сахаров и другие, – были такими гражданами. Их подвиг состоял как в том, что они расширили границы гуманистического сознания и показали нам подлинные возможности человечности, так и в том, что они имели силы и мужество взять на себя ответственность за судьбы мира, за судьбу всего человечества. Они смогли возвыситься до такого зрелого уровня гуманности, на котором проблемы и заботы челове­чества становятся личными проблемами и заботами.

Космополитизм и международная безопасность находятся в та­ких же тесных отношениях между собой, как и патриотизм и нацио­нальная безопасность. Космополитизм – один из внутренних гумани­стических мотивов созидания системы международной безопасности, основанной на сумме национальных безопасностей. Это в свою очередь создает наиболее благоприятную среду для космополитизма как гуманистической ценности. Вместе с тем еще большее значение имеет связь между космополитизмом и меж­дународной безопасностью, с одной стороны, и патриотизмом и на­циональной безопасностью – с другой.

Идеальной является гармония и баланс этих ценностей как на уровне личного сознания, так и на уровне общественного мнения. Самое трудное здесь не выяснение приоритета ценностей: они здесь не конкурируют и не должны конкурировать между собой, а складываются и умножаются друг на друга.

Важно правильно оценить тот явный факт, что сам объективный ход истории, ее глобализа­ция ведет к доминированию глобальных, космополитических ценностей, тогда как удельный вес национальных, частных и локальных социальных ценно­стей имеет тенденцию к снижению. Оптимальным решением этой проблемы является не искусственный и окрашенный ксенофобией протекционизм в защите национальных ценно­стей, и тем более не использование объективных процессов космополитизации теми или иными странами для культурной, экономической и полити­ческой экспансии. Необходимы естественность и органич­ность процессов сочетания национального и глобального.

В мировом сообществе нет и не может быть монополистов. Вся­кая претензия на представительство глобальных интересов одним государством или группой отдельных государств – это ложь и извращение самого смыс­ла мирового сообщества, попытка подорвать его изнутри.

Так или иначе, несмотря на огромные различия в культурном, техно­логическом, социальном и политическом развитии стран и регионов, процесс гуманизации мирового сообщества очевиден. Так, например, системы коллективной глобальной безопасности, разрабатываемые под эгидой ООН, способствуют укреплению национальной безопасности каждой отдельной страны. Системы мирового экономического, политического и культурного со­трудничества укрепляют и обогащают национальные культуры и на­циональные экономики. Формирование международной антитеррористической коалиции также выражает потребность мирового сообщества в консолидации перед лицом мировых проявлений зла.

Вопросы к лекции

1. Почему национальные и планетарные ценности нужно рассматривать в единстве?
2. Каковы корни национальных ценностей и чувств?
3. Почему возник космополитизм и его ценности?
4. В чем ценность патриотизма?
5. Каков позитив космополитизма, почему возрастает его роль в жизни людей?
6. Необходимы ли современному мировому сообществу глобальные институты управления, безопасности и т.д.?

Вопросы для размышления

1. Почему националистов большинство, а космополитов меньшинство?
2. Существуют ли границы национальных и планетарных ценностей?
3. Каковы пути разрешения противоречий между глобализацией общества и человеческой жизни и традиционными ценностями национальной культуры и психологии?

БЕЗРОДНЫЙ КОСМОПОЛИТИЗМ VS НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМ

Во времена СССР идеология государства была. И была на высоте! Речь не о том, хороша она была или плоха, а о её наличии и внедрении в жизнь всеми доступными способами. А это делалось (не определялось, но проводилось в жизнь) людьми далеко не глупыми и своё дело знающими. Идеологизированным было буквально всё, аж до конфетных фантиков…
Вот в эти времена, для нынешней молодежи почти что былинные, и возникло в СССР выражение "безродный космополит", применявшееся в основном к диссидентам, уезжающим из Союза евреям, и немногочисленным правозащитникам, апеллировавшим к мнению "прогрессивной мировой общественности".
Однако, в противоположность космополитизму, насаждавшийся столь же активно патриотизм не совсем был тем, который принято называть "квасным" – патриотизм был не великорусским (хотя и таковой тоже наличествовал, но не был официальным), а именно общесоюзным, и реальным. А не только провозглашавшимся. Были ли в те времена проявления бытового национализма? – естественно, были, но они есть всегда и везде, в любой многонациональной стране, и характер носили скорее беззлобного подтрунивания друг над другом. Дискриминация была только по пятой графе для евреев при приеме в некоторые ВУЗЫ, организации и режимные объекты. И то не стопроцентная – талантливые ребята пробивались и принимались и туда…

Сейчас же, в период оголтелой демократии, в России имеется немалое количество как космополитов, так и патриотов – причем всех мастей и оттенков. Дерутся друг с другом в СМИ, Инете и реале охотно и яростно. Иногда даже с летальным исходом. И законно возникает вопрос (даже два!):
Космополитизм – это всегда плохо?
Патриотизм – это всегда хорошо?

Начнем, как это принято среди серьезных людей, с дефиниций – сиречь, определений значения слов (терминов). Иначе каждый читающий будет иметь своё их понимание. ИТАК:

КОСМОПОЛИТ
1) Космополитизм – реакционная буржуазная идеология, которая под прикрытием лозунгов "мирового государства" и "мирового гражданства" отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедует отказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма (Словарь Ожегова)
2) КОСМОПОЛИ;Т, космополита, муж. ( греч. kosmopolites от kosmos - вселенная и polites - гражданин) ( книж.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. (словарь Ушакова)
3) Космополиты (биол.), виды, роды, семейства или более крупные группы животных или растений, обитающие по всему (или почти по всему) земному шару. Строго космополитических видов животных или растений, по-видимому, не существует. Примеры К. высшего ранга - семейства злаков, отряд воробьиных птиц. К. противопоставляются эндемики - растения или животные, встречающиеся только на ограниченной территории. (БСЭ)

Так что 100%-ного совпадения в определении термина нет и у авторитетов… поэтому придется самому думать!
Насчет "реакционной буржуазной идеологии" я умолчу, нет такой. Есть идеология "PAX AMERICANA", но это пропаганда американского образа жизни и американских ценностей по всему миру, а не космополитизм. Толкование Ушакова понятнее и ближе к истине, как мне кажется. Вот его и возьму за основу.

ПАТРИОТ
ПАТРИО;Т, а, м. [греч. patriot;s - земляк].
Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики, разоблачая роль социал-патриотов в войне 1914-1918 гг., указывали, что они, социал-патриоты, социалисты на словах и патриоты империалистического отечества на деле. ; Квасной патриот - человек, преисполненный квасного (см.) патриотизма. (словарь Ушакова)
ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. (словарь Даля)

С патриотом дело проще, тут почти нет расхождений. Но это с "просто патриотом", а ведь есть и национал-патриоты, и см. ниже:
полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах); о нем не будем, мы же не древние греки!
имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству; это было, да и есть немного…
этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему этносу; а вот тут не одна собака порылась.
государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству.
квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу. А вот этого нынче в России с огромным избытком!!!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ – вещь, безусловно, необходимая, поскольку на земле не одно государство, кроме нашего, и далеко не все из них – наши друзья…
КВАСНОЙ ПАТРИОТИЗМ – вот это то самое, что напрочь дискредитирует само понятие патриотизма!
ЭТНИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ – об этом поговорим, так как он напрямую связан с появлением НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМА, приводящего прямехонько к нацизму и, по широко известному выражению, является "последним прибежищем негодяев".

Начнем с КОСМОПОЛИТИЗМА, пожалуй… Что в нем плохого и есть ли в нем что-то хорошее?
Основной чертой нашего века… черт, прошлого века и нынешнего, 21-ого, является прогрессирующая ТОТАЛЬНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Средства связи и транспорт сделали немыслимое ранее: можно почти мгновенно узнать что угодно о событиях, имевших место быть где угодно, и поехать (при наличии возможностей) куда угодно – хоть на отдых, хоть так просто, хоть на ПМЖ. Всё больше людей в мире перестают быть привязанными к месту проживания, работе, учебе… и многие из них искренне считают себя гражданами всего мира. Да и являются ими: родились в одной стране, учились в другой, работали ещё в нескольких, а живут вообще где захотят. Много ли таких? По отношению к основной массе населения Земли, не так уж много, даже в развитых странах. В основном это либо успешные бизнесмены, либо высокооплачиваемые специалисты – словом, люди далеко не бедные в финансовом плане. Становится ли их больше? Да. Кроме того, начавшийся в прошлом веке и набирающий силу процесс миграции мало- или вовсе необеспеченных людей в поисках работы и более пригодной для проживания страны (из стран третьего мира в развитые страны Европы, в Америку) также порождает космополитов: оторванные от корней, особенно в детском возрасте, впитавшие традиции и привычки нескольких культур, они уже частенько не могут быть патриотами ни страны отцов своих, ни страны, где родились. Да, исключения имеются, и не столь уж редкие – но только в том случае, если люди где-то осели ПРОЧНО – тогда они могут стать патриотами новой родины.
Но вот вопрос: БЕЗРОДНЫЕ ли это космополиты? Если посмотреть внимательнее, то – НЕТ. Классический пример: "наши" евреи, уехавшие кто в Израиль, кто куда, не теряют полностью связей со страной, откуда уехали! И новостями интересуются, и на сайтах присутствуют (язык и ментальность враз не поменяешь!), и детям рассказывают … вот дети уже могут эту связь прервать, а они – нет. Такое же положение не только у "русских евреев". Иммигранты "третьего мира, бродя по европам и америкам, часто вовсе не желают отказываться ни от родного языка, ни от ментальности – вообще не желают ассимилироваться в новые общества! По сути – космополиты, а по ментальности – носители многих, далеко не самых лучших черт своей нации, своей бывшей родины. Более того, в той же Америке на юге, в Калифорнии и особенно во Флориде, латиносы вообще стали третировать англосаксонское население: американский английский там стал ВТОРЫМ языком после испанского, на работу принимаются преимущественно латиносы, и латино-кубино-мексиканский национализм цветёт буйным цветом! Аналогичное положение намечается и во Франции (североафриканцы и другие арабы, примерно 6 млн.), даже в Германии (турецкая община, примерно 4 млн.). Безродными их явно не назовешь…

По-настоящему БЕЗРОДНЫМИ КОСМОПОЛИТАМИ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЛАДЕЛЬЦЕВ И ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ (и членов их семей) КРУПНЫХ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ, для которых понятие родины (пусть даже бывшей) давно вытеснено денежными интересами, сфера которых – весь земной шар. Их общение происходит в кругу таких же, как они сами, людей.
Их не волнует положение страны, где они временно живут: у них есть жилье в разных странах. Есть и паспорт не один. Единственное, что их реально интересует и заботит – состояние их состояния (пардон за каламбур) и власть, скрытая, но оттого не менее реальная и мощная. Пример – Бильдербергский и Римский клубы (см. кратко тут: http://www.patriotica.ru/actual/skara_milliard.html).
Их вообще не волнует человечество в целом! Поскольку исповедуют они теорию "золотого миллиарда", то и судьба мировой цивилизации, человечества, интересует их исключительно в этом разрезе. Такие люди без всяких угрызений совести воплотят в жизнь идею фантаста Г. Уэллса ("Машина времени", элои и морлоки). Вот они-то и представляют реальную опасность для человечества, поскольку в их руках реальные рычаги власти – деньги и влияние на правительства любых стран.

А что есть хорошего в космополитизме? И есть ли?
Да, таки есть! И вот что: нравится нам это или нет, но прогресс человечества постепенно нивелирует культурные различия наций, а смешанные браки стирают постепенно и национально-расовые различия. В геосоциальном плане это фактор положительный: меньше причин для конфликтов и войн. Прогресс не есть прямой, как луч света, и широкий, как Волга в разлив, хайвэй: могут быть и временные отступления в обратную сторону, но в целом процесс идет именно в этом направлении. Да, теряются национальные особенности; да, исчезают неповторимые культурные памятники (мифы, сказки, предметы быта, песни, диалекты – много чего). Но много ли мы знаем и помним о жизни Киевской Руси? Большинство – только само имя "Киевская Русь". И ничего, живем, однако… Зато не режемся с многочисленными приграничными соседями, имеем высокую техническую и гуманитарную культуру, и наш патриотизм стал гораздо больше старого, родоплеменного.
Так и в будущем (не сильно уж и далеком, если не будет Третьей Мировой) культурно-технологическое единство многих народов и стран создаст на базе космополитизма ОБЩЕПЛАНЕТНЫЙ патриотизм, скорее всего. Разве это плохо? Вот только при этом сохранить бы и не забывать культуру уходящих в небытие народов и наций – как мы сегодняшние помним и античные Грецию и Рим, и культуру и философское наследие Востока, и многое другое. Прогресс цивилизаций постоянно делает из сплавов разных племен и культур нечто новое, так было всегда и всегда будет, это закон природы, а не прихоть человеческая.

ПАТРИОТИЗМ – каким ему быть должно?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. До всемирного братства нам пока ещё как до Китая рак… пешком! А поскольку в мире есть государства, и их интересы сильно пересекаются вплоть до военных действий, то и государственный патриотизм быть обязан: защищать свою страну (не правительство!) – долг каждого нормального гражданина. А обязанность государства в том, чтобы этот патриотизм в гражданах всемерно поддерживать и воспитывать. Чем? – заботой о своих гражданах: есть рабочие места; строго соблюдается закон; промышленность на подъеме; доступное хорошее образование и медпомощь; народ живет пусть не очень богато, но главное – НЕ БЕДНО, зажиточно. А если государство к своим гражданам повернуто вовсе не лицом, то откуда высокому патриотизму взяться? Нет, "если грянет война, если враг нападет", тогда конечно… а так, как у нас сейчас дела обстоят, гордиться как-то нечем, при всём нашем желании. Ну, не тем же, что у нас второе место в мире по количеству долларовых миллиардеров (114) а при этом 70 процентов населения живет НА грани или ЗА гранью бедности?! Или тем, что наше правительство, силовики и чиновники "до мелкого самого" насквозь коррумпированы? Или нашими "лучшими в мире братками" ("Брат", "Брат-2", "Бригада", ворами в законе, ворами в Думе и т.д.)? Или тем, что за последние 20 лет нет никакого подъема промышленности, не построено практически ни одного высокотехнологичного нового предприятия, а дороги так и остаются притчей во языцех? Про образование, медицину, детсады и квартирный вопрос и говорить нечего.

"Квасной патриотизм" для умных людей смешон. К сожалению, умных всегда меньше, чем хотелось бы! Громогласно и повсюду говорить о любви к своей "многострадальной отчизне" легко. Гораздо труднее ДЕЛАТЬ реальные дела для того, чтобы отчизна стала такой, которую нужно и можно любить и УВАЖАТЬ. Уважать за то, что людям – обычным людям, а не олигархам, чиновникам и всевозможному ворью и жулью – в ней живется хорошо. За мощь страны – экономическую и военную, за её науку и культуру; за славное прошлое, которое не скрывает ни светлые, ни темные стороны её истории. Но такой псевдопатриотизм и ещё опасен тем, что фальсифицируя прошлое и настоящее, закрывая глаза на недостатки в стране – а то и хуже, ВОЗВОДЯ ИХ В РАНГ ДОСТОИНСТВ – эти патриоты оказывают своей "горячо любимой родине" медвежью услугу: не дают возможность стране стать лучше. Поощряют ошибки правителей. Глушат здоровую критику подлинных патриотов, обвиняя их в отсутствии патриотизма, в том же космополитизме, продажности и в прочих смертных грехах.

Есть у нас немало представителей как безродного космополитизма, так и квасного и национал-патриотизма. Скажем, Злобин Николай Васильевич – ярый и яркий тип "безродного космополитизма", и Проханов Александр Андреевич – "патриот из патриотов", причем совершенно искренний!

Н. В. Злобин – потомственный интеллигент, прекрасное образование, убежденный демократ, недюжинный ум: российский, американский политолог, историк и публицист, проживающий и работающий в городе Вашингтон (США). Автор множества книг и публикаций по политике, истории, российско-американским отношениям, которые публиковались в разных странах а также, в частности, в The New York Times, Los Angeles Times, International Herald Tribune, Chicago Tribune. В прошлом - профессор МГУ. Часто выступает по ТВ в различных ток-шоу, отстаивая "демократические ценности". При этом он совершенно искренне убежден, что демократия есть самоценность, и совершенно неважно, КАКОЙ СТРАНЕ, КАКОМУ НАРОДУ её "дарят" - добром или силой; а патриотизм есть возврат к дикости, разобщенности и вообще тормоз мирового прогресса.
Но весь мировой опыт говорит, что демократия в неподготовленных для неё странах становится ширмой для вождей с диктаторскими устремлениями, как это имеет место в Африке (например, президент ЦАР Бокасса вообще был людоедом!) и банановых республиках Южной Америки (например, Мануэль Норьега в Панаме, Сомоса в Никарагуа и т. д.). Практически ВСЕ африканские республики, являясь демократическими по форме, стали рассадником коррупции, разграбления национальных богатств… это вам ничего не напоминает? Даже Либерия, будучи под боком США, образованная выходцами из США (афроамериканцами), при помощи США – и та так и не стала процветающей демократической республикой. НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ РЕБЕНКУ СПИЧКИ!

А.А. Проханов – родился в семье молокан (разновидность христианства), верующий, окончил МАИ, работал в НИИ, позже стал профессиональным литератором – журналистом, талантливым писателем. Убежденный сторонник СССР, социализма как общественного строя. Истовый патриот России, притом именно в её имперской форме. Также принимает активное участие в ток-шоу и дискуссиях на ТВ и в прессе. Но в отличие от Злобина, оперирующего массой фактов (не всегда верно толкуемых им, точнее, толкуемых в нужном ему духе), апеллирует в основном к эмоциям аудитории, не утруждая себя подборкой фактов, и совершенно некритично относясь к собственной истории России – для него в ней всё прекрасно! Короче, образец пламенного трибуна с почти полным отсутствием критического отношения к предмету обожания – родине.
Однако слепая, некритичная любовь – неважно к чему: к детям, нации, родине, Богу – к добру, как известно, не приводит! Теряется чувство реальности, и дети становятся эгоистами, тиранами в семье и кончают плохо; гордость за нацию и родину переходит в фашизм или нацизм – как это было у Муссолини и Гитлера; любовь к Богу переходит в воинствующий фанатизм, как это было в христианстве в средние века и у ислама в нынешнее время, вкупе с террором. Во всем нужна мера, а мера предполагает ТРЕЗВОЕ, КРИТИЧНОЕ отношение ко всему. Желаешь добра своей отчизне – тогда трезво оцени, где и в чем её недостатки и искореняй их. При гангрене отрезают больной орган, а не любуются им…
СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ УБИВАЕТ ПРЕДМЕТ ЛЮБВИ!

*******************************
Истоки патриотизма чрезвычайно древние, на уровне инстинктов заложены в наше сознание ещё во время перехода от человекоподобной обезьяны к человеку: борьба с "чужими" за территорию обитания, за сохранение своего рода, племени, позже нации от уничтожения в ходе многочисленных войн… пережиток? – да, но который и в наше время является отнюдь не бесполезным! Пока есть разделение на страны, есть столкновение интересов, есть опасность войн – патриотизм ОБЯЗАН БЫТЬ. Какой – вот это уже другой вопрос. Истинный патриотизм не предполагает исключительности нации (типа, "мы лучше других, потому что родились русскими" (татарами, арабами, евреями и т.д.). Родиться славянином, а не негром – вовсе не ваша заслуга! Не предполагает, что нас должны уважать за славные деяния наших предков – это их деяния, их достижения. Мы можем (и должны!) уважать наших пращуров, но заставить другие нации и народы уважать нас мы обязаны сами, своими делами, а не "славным прошлым", в котором НАШЕЙ ЗАСЛУГИ НЕТ. Оглянитесь вокруг себя, посмотрите в зеркало собственного разума: вас есть за что уважать? За что именно? Достойно ли это уважения в глазах других?
Сильного, но злобного и недоброго человека, нацию, страну могут бояться и вроде бы уважать. За силу. Пока эта сила есть, конечно! Когда сила пропадает, тут и припомнят ему соседи и другие, им обиженные, "всё хорошее", добивая бывшего гиганта, а впоследствии стирая даже саму память о былом величии. Но СИЛЬНОГО И СПРАВЕДЛИВОГО, доброго но не добренького и беззащитного, будут не только искренне уважать, но ещё и любить и стараться с ним подружиться, стараться быть на него похожим. И после его гибели память будет долгой. Ну, а в жизни каждый (человек, нация, страна) выбирает то, что ему больше подходит, не так ли?

Космополитизм есть итог развития мировой цивилизации, в ходе которой (если человечество не погубит само себя или "подсобят" в этом стихийные бедствия) неизбежно образование мирового правительства в ходе ДОБРОВОЛЬНОГО объединения всех государств. Это будет очень нескоро, но предпосылки уже есть: Бывшая Лига Нации, нынешняя ООН, местные объединения типа ЕС, ВТО, и другие. Глобализация, господа и товарищи, не прихоть отдельных правителей, а неизбежная закономерность развития системы, цивилизационного пути человечества. Весь ход мировой истории это подтверждает. Но тот, кто забегает впереди паровоза, рискует быть раздавленным! Поэтому космополитизм "вообще" может обернуться для отдельного человека отнюдь не лучшей своей стороной: его, как говорил Д"Артаньян, плохо примут там, и о нем дурно подумают здесь…
Нормальный космополитизм не предполагает полный отказ и забвение всех своих исторических корней ("безродность"), равно как и отчаянное хватание за них, когда покинул родную почву (полный отказ от ассимиляции в новом обществе). Можно быть "гражданином мира", и равно уважать законы и обычаи других наций, среди которых находишься. А если не уважаешь по какой-либо причине, то зачем там и пребывать? – "Vaya con Dios!", как говорят латиносы в таких случаях. Но уважение предполагает ПОНИМАНИЕ того, почему эти законы и обычаи такие, а не иные. Можно понимать и НЕ ПРИНИМАТЬ, тогда уж уважения не будет, а будет борьба с этими явлениями в той или иной форме. Борьба не всегда справедливая, как, скажем, борьба США "за демократию" в Косово, Ираке, других странах. Или наоборот, не уважать но принимать, если это политически ВЫГОДНО В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Словом, и то и другое – и космополитизм и патриотизм – имеют право на жизнь, если это не крайние формы. Глупо спорить о том, нужны ли природе ТОЛЬКО травоядные или хищники… только рыбы или наземные, или птицы. Крайние формы всегда нежизнеспособны и сами отомрут со временем.
Правда, появятся другие крайние формы…

История

Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген . В то время космополитизм развивался в учении киников, сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война, приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов. В дальнейшем теоретическое обоснование развивали стоики, особенно в римскую эпоху, чему способствовал универсальный характер империи.

В средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении католической церкви создать папскую теократию, но не развивался в теоретическом плане. Начиная с XVI века космополитизм носит преимущественно светский характер. В 1544 году Гийом Постель заново изобретает термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого. Тем не менее, космополитизм находился ещё в стадии становления, развиваясь в тайных обществах алхимиков и герметистов.

Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию . Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев, это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями. На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека.

Возрождение космополитизма происходит в XX веке на волне сильных общественных потрясений, связанных с мировыми войнами и революциями. В самом начале столетия появляется в размышлениях марксистской интеллигенции как оппонент интернационализму, но признаётся в сравнении с ним безличным и неподходящим для социализма . Однако отмечают, что Владимир Ильич Ленин развивал идеи об уничтожении в далёкой перспективе, «после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе», не только «раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближения наций, но и слияния их» . Подобная мысль развилась в Европе с движением безнационализма, который можно считать радикальной ветвью космополитизма, в 1921 году Эжен Ланти основывает Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входит способствовать исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. В 1931 году публикуется основной документ ассоциации - «Манифест Безнационализма».

После Второй мировой войны космополитизм в капиталистических странах выражается в ряде успешных проектов: 10 декабря 1948 года принимается «Всеобщая декларация прав человека», закрепившая в международном законодательстве естественные права каждого жителя Земли, а в 1954 году Гарри Дэвис основывает «Всемирное Правительство Граждан Мира» (World Service Authority), некоммерческую организацию, известную выдачей «Паспорта гражданина мира». Продолжает развиваться философская платформа в трудах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса.

Хотя философ идеологического коммунитаризма Майкл Уолцер рассматривал коммунистическую идеологию CCСР как «извращённый космополитизм», в это же время в СССР происходил и обратный процесс, известный как «борьба с космополитизмом» - идеологическая кампания, проводившаяся в 1948-1953 годах, направленная против части советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций. Кроме того, фактически, хотя это официально отрицалось, под космополитами обычно понимались представители еврейской национальности. Вследствие политической пропаганды появляется представление о якобы не имеющем отношения к космополитизму самих «родовитых» коммунистов «безродном космополите», человеке, для которого родина находится там, где «брошен лежак», а космополитизм в целом трактуется как стремление империализма к мировому господству.

В XXI веке космополитизм продолжает своё развитие на волне всеобщей глобализации. Часть либертарианцев и даже коммунитаристов в противостоянии нигилизму и индивидуализму рассматривает космополитизм как один из важнейших столпов свободы человека . Ярким сторонником космополитизма является Стив Харвиц . Также космополитизм нашёл своё место в работах немецкого социолога и политического философа Ульриха Бека, в частности в его книге «Космополитическое мировоззрение».

Часто космополитизм подвергается критике со стороны сторонников патриотизма, как отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей.

Высказывалось также и другое мнение, известным выразителем которого был Лев Николаевич Толстой. В соответствии с этой концепцией патриотизм - пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:

«ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма-войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся»

«Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы »

Таким образом, космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» - вот главная его идея.

Космополитизм и патриотизм

Крайний космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» - вот главная его идея. Весьма часто космополитизм берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.

По мнению космополитов, современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных самодостаточных единиц. Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в своё время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать чем-то ради неведомых им интересов государства.

Бранное выражение «безродный космополит» появившееся в конце 1940-х годов в советском партийном и пропагандистском лексиконе и применявшееся к интеллигентам, сочтённым представителями антипатриотических влияний (отнюдь не только к евреям). Его автор - А. А. Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из инициаторов преследования А. Ахматовой и М. Зощенко). В январе 1948, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, он говорил:

«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом.»

Год спустя в газете «Правда» появилась редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», отредактированная лично И. Сталиным. В ней говорилось:

«Эти критики утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят её движение вперёд. Им чуждо чувство национальной советской гордости.»

В статье космополитизм подразделялся на «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм» и «безродный космополитизм», но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин. В СССР кампания борьбы с антипатриотизмом стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». В дальнейшем термин «антипатриотизм» был заменён на термин «космополитизм ».