Пьяный посетитель попытался уничтожить картину ильи репина в третьяковской галерее. В третьяковской галерее рассказали о повреждениях картины репина

Полиция задержала мужчину, который накануне повредил в Третьяковской галерее картину Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына". Об этом сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.

Накануне вечером в пятницу в полицию поступило сообщение от сотрудника охраны Государственной Третьяковской галереи о повреждении картины.

Прибывшими на место сотрудниками полиции был задержан гражданин, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно, - сказала Волк.

Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама.

Как сообщают в пресс-службе Третьяковской галереи, по счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали. По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий, реставраторы музея провели неотложные аварийные работы. Были извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего картина была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.

По словам Ирины Волк, по данному факту возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 Уголовного кодекса "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей)".

Эта статья предусматривает ответственность от штрафа до 3 миллионов рублей, до лишения свободы на срок до 3 лет.

Третьяковская галерея выпустила официальное заявление по поводу с картиной "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".

В нем отмечается, что 25 мая 2018 года в 20:55, прямо перед закрытием музея, мужчина из числа последних посетителей прорвался в уже пустой зал И. Е. Репина сквозь группу сотрудников Третьяковской галереи, которые проводили плановый осмотр залов перед их закрытием, и нанес по застекленному полотну картины "Иван Грозный и сын его Иван…" несколько ударов металлической стойкой ограждения. Картине нанесены серьезные повреждения: в результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали.

Музейные смотрители вместе с сотрудниками службы безопасности Третьяковской галереи обезвредили вандала, задержали и передали правоохранительным органам. С ним ведутся следственные действия.

Генеральный директор Третьяковской галереи находится в заграничной командировке, но владеет оперативной информацией, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону, сообщает о происходящем руководству Министерства культуры РФ.

Для принятия неотложных мер по спасению картины на место происшествия прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства.

После первичных оперативно-следственных мероприятий реставраторы музея провели неотложные аварийные работы: извлекли осколки стекла, произвели демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.

Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий - проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны.

Специально для прессы в понедельник в 14.00 будет проведен питчинг, где сотрудники музея расскажут, как будет проходить реставрация картины.

26 мая в одном из залов Третьяковской галереи житель Воронежа Игорь Подпорин разбил ограждающим столбиком защитное стекло картины кисти Ивана Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Затем мужчина три раза полоснул ножом по полотну. Порезы остались на изображении туловища царевича, самые важные части картины - лица главных героев и руки Ивана Грозного - не пострадали.

Подпорин признался, что изначально собирался просто посмотреть на полотно, но спустился в буфет и выпил водки. Водкой жажду справедливости Игорь утолить не смог. Ранее он утверждал, что повредил холст из-за «недостоверности изображенных на полотне исторических фактов».

Игорь Подпорин

Эксперты считают, что на восстановление картины не должно уйти много времени. Мы решили вспомнить еще два случая и разобраться, чем же не угодило вандалам и прочим переживающим произведение Репина.

Причина первая: слишком много крови

Происшествие в Третьяковке - не первое «ножевое ранение» для картины. В далеком 1913 году на творение Репина совершил покушение иконописец Абрам Балашов.

«Он неоднократно бывал в Третьяковской галерее, смотрел картины, но никто не подозревал, что он человек ненормальный, так как он вел себя всегда скромно и вполне корректно. Пройдя несколько залов, он смотрел картину «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится картина Репина «Иоанн Грозный», вдруг с неистовым криком бросился к картине, перескочил через барьер и шнур, ограждающие картину, и со словами: «Довольно крови» - три раза полоснул картину ножом. Все это совершилось так быстро, что служитель, который следил за Балашовым и тут же бросился на него, не успел предотвратить удар ножом по картине, а только успел его обезоружить, когда разрезы были уже сделаны».

Абрам Балашов и поврежденный фрагмент картины

От «вопиющего акта вандализма» пострадали лица обоих героев картины. Тогда Балашова отправили в психиатрическую клинику, откуда его спустя три недели забрал отец. Картину приехал восстанавливать реставратор Богословский. Восстановление заняло 4 недели.

Иллюстрация процесса реставрации в 1913 году

Картину Репина обвиняли в излишнем натурализме - утверждали, что, используя этот стиль для изображения ужасного, художник не дает оценку событиям, а просто копирует их.

Причина вторая: художник оболгал царя

Второй раз на полотно Репина начались нападки спустя век после первого покушения. В 2013 году группа православных активистов обратилась к Третьяковской галерее с требованием убрать картину из экспозиции. Помимо галереи, обращение адресовали министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

«В замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»».

Отрывок из обращения

Третьяковская галерея отказалась выполнить требования активистов, а ее прежний директор Ирина Лебедева отметила, что Репин не историк, а прежде всего художник, который имеет право на собственную интерпретацию исторических событий.

Что теперь будет с теми, кто захочет «пырнуть Репина»

После происшествия Министерство культуры и Третьяковская галерея попросили Госдуму ужесточить наказание за порчу произведений искусства. Для Игоря Подпорина, который совершил нападение на картину 26 мая, Владимир Мединский уже потребовал «максимально сурового наказания». Сейчас нанесенный картине ущерб реставраторы оценивают в 500 тысяч рублей, а против Подпорина уже возбудили уголовное дело. Ему грозит штраф до 3 миллионов рублей или лишение свободы до трех лет.

Но есть и хорошие новости.

Вечером в пятницу, 25 мая, посетитель Третьяковской галереи нанёс по застеклённому полотну картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» несколько ударов металлической стойкой ограждения. В пресс-службе музея отметили, что полотно получило серьёзные повреждения, однако самые ценные элементы картины, по счастливой случайности, не пострадали. Как сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк, повредивший полотно мужчина был оперативно задержан сотрудниками полиции.

«Картине нанесены серьёзные повреждения. Холст прорван в трёх местах в центральной части работы, на фигуре царевича. От падения стекла . По счастливой случайности... изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали», — приводит Интерфакс сообщение пресс-службы.

На место прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы, работающей с произведениями искусства. Были проведены неотложные аварийные действия. Специалисты извлекли осколки стекла, а также произвели демонтаж картины и рамы. Затем работу перенесли в реставрационную мастерскую музея.

По данным пресс-службы, будет созван расширенный реставрационный совет, куда пригласят ведущих российских специалистов.

Всему виной алкоголь

Академик Российской академии художеств, заместитель председателя Союза художников России Сергей Заграевский в разговоре с RT напомнил, что картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в прошлом вызывала неоднозначную реакцию. В частности, Минкультуры предлагали убрать произведение, которое, по мнению некоторых, порочит изображение русского царя, в запасник.

Именно предполагаемая недостоверность исторических фактов, изображённых Репиным, якобы побудила 37-летнего жителя Воронежской области на совершение преступных действий, передаёт ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

По данным МВД России, в отношении мужчины по ч. 1 ст. 243 УК России («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»). Наказание по этой статье варьируется от крупного денежного штрафа и обязательных работ до тюремного заключения на срок до трёх лет.

По словам самого задержанного, он осознаёт тяжесть содеянного. Вандал объяснил свой поступок влиянием алкоголя.

«Стойкой нанёс (удары. — RT ), приехал посмотреть на неё (картину. — RT ). В восемь вечера зашёл, уже хотел уходить, зашёл в буфет, выпил 100 г водки и что-то... Водку не пью, вот и накрыло», — заявил мужчина.

«Реставрация сродни медицине»

Реставрация картины займёт от месяца до года, заявил в разговоре с RT искусствовед и художник-реставратор Юрий Ланглебен.

«В Третьяковской галерее очень сильный отдел реставрации. В частности, есть отдел реставрации масляной живописи, там свои специалисты. Если их квалификации недостаточно, то по решению реставрационного совета будут привлечены какие-то более мощные силы. Но я думаю, что они своими силами вполне справятся», — заявил искусствовед.

По его словам, в московском музее есть всё оборудование, необходимое для проведения реставрационных работ. Эксперт подчеркнул, что специалисты стараются применять материалы, аналогичные использованным автором произведения.

«Все методики, которые будут предложены реставраторами, должны быть утверждены на реставрационном совете. Может быть, как в медицине, несколько вариантов. У каждого профессора свой подход, когда собирается консилиум, один медик предлагает один ход лечения, а второй — другой. Точно так же и в реставрации. Есть несколько подходов, и из них выбирают оптимальный, который менее травматичен. Такой же принцип, как в медицине: не навреди», — заключил Ланглебен.

«Нападение спустя век»

Между тем Сергей Заграевский заметил, что это уже второй случай нападения на картину Ильи Репина — первый произошёл более 100 лет назад. Тогда полотно было порезано ножом из идеологических соображений, а художник-живописец Георгий Хруслов, хранитель Третьяковской галереи, покончил с собой после известия о повреждении произведения.

«Данная картина вошла в историю русского искусства как первое полотно, подвергшееся нападению. Это произошло в 1913 году, когда некий старообрядец из идеологических соображений (мол, русский царь так показан) разрезал картину ножом в нескольких местах. Тогда ещё стекла не было, и картина оказалась очень серьёзно повреждена. Лица царя и царевича были сильно испорчены. Реставрация шла много лет. Так что сейчас уже второй случай», — заявил эксперт.

По его словам, необходимо установить степень повреждений, нанесённых картине, чтобы точнее определить сроки реставрации, которая может растянуться на несколько лет.

«Работа предстоит большая. Возможно, мы не увидим эту картину несколько лет, если будет решено, что надо делать комплексную реставрацию. Поскольку прорван холст, в любом случае предстоит достаточно кропотливая работа по его сшиванию, а также восстановлению красочного слоя», — пояснил собеседник.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна как «Иван Грозный убивает своего сына») написана Ильёй Репиным в 1885 году. Полотно изображает знаменитый эпизод из жизни царя, когда он, по одной из версий, в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну — царевичу Ивану.

В Государственной Третьяковской галерее рассказали об инциденте, в ходе которого вандал повредил одну из самых известных картин великого русского живописца Ильи « и сын его Иван 16 ноября 1581 года», датированную 1885 годом.

«Вечером 25 мая прямо перед закрытием музея, во время комиссионного обхода постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке мужчина из числа последних посетителей музея прорвался в уже пустой зал И.Е. Репина сквозь группу сотрудников Третьяковской галереи, которые проводили плановый осмотр залов перед их закрытием, и нанес по застекленному полотну картины «Иван Грозный и сын его Иван…» несколько ударов металлической стойкой ограждения», — говорится в пояснении музея.

В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито.

«Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича.

От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали. Благодаря профессиональным и самоотверженным действиям музейных смотрителей и сотрудников службы безопасности Третьяковской галереи вандал был обезврежен, задержан и передан . С ним ведутся следственные действия», — указывается в сообщении галереи.

Для принятия неотложных мер по спасению картины на место происшествия прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. По словам представителей музея, генеральный директор Третьяковки находится в заграничной командировке, но владеет оперативной информацией, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону, сообщает о происходящем руководству .

«По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий, реставраторы музея провели неотложные аварийные работы — извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения.

Среди первоочередных действий — проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», — резюмируется объявление музея.

Картину повредил безработный мужчина. Игорь Подпорин приехал из Воронежской области. В Москве он нигде не живет. Вандал пришел в галерею, где решил напасть на картину из-за «недостоверности изображенных исторических фактов», передает ФАН . Впрочем, вскоре в ходе допроса в полиции вандал привел уже другую версию, сообщает РЕН-ТВ .

«Приехал посмотреть на картину. В восемь вечера хотел было уходить, но зашел в буфет. Выпил 100 грамм водки. Я водку не пью. И меня накрыло что-то», — пояснил Подпорин.

Академик Российской академии художеств, заместитель председателя Союза художников России Сергей Заграевский рассказал, что атака на полотно происходит не в первый раз, передает RT .

«Данная картина вошла в историю русского искусства как первая, когда-то подвергшаяся нападению. Это произошло в 1913 году, когда некий старообрядец из идеологических соображений, что русский царь так показан, разрезал ее ножом в нескольких местах. Тогда еще стекла не было, и картина оказалась очень серьезно повреждена. Лица царя и царевича были сильно испорчены. Реставрация шла много лет. Так что сейчас это уже второй случай», — рассказал специалист.

«Все зависит от того, какие повреждения нанесены. Как правило, реставрация — это заодно и повод не только какие-то повреждения исправить, но и полностью отреставрировать картину: восстановить краски, лак, если он был, раму, потому что в произошедшем вчера инциденте пострадала и она. Работа предстоит большая. Возможно,

мы не увидим эту картину несколько лет,

если будет сейчас решено, что надо делать комплексную реставрацию. Ну и поскольку прорван холст, то это в любом случае достаточно кропотливая работа по его сшиванию, а также восстановлению красочного слоя», — отметил эксперт.

Заграевский также подчеркнул, что картина вызывала и продолжает вызывать у людей неоднозначные эмоции. Он напомнил, что несколько лет назад общественные активисты даже обращались в Министерство культуры России с просьбой убрать в запасники, по их мнению, порочащее русского царя изображение. В связи с этим эксперт предположил, что целесообразнее было бы держать картину под бронированным стеклом.

Почему в обновленной версии правил музея упоминается экскурсионная группа, состоящая из одного человека.

«Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека. Это мера вынужденная - есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в Галерею посетителей и предлагать именно такую «частную» экскурсию для одного-двух человек. А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями», - сообщили в пресс-службе и отметили, что сотрудники галереи обладают достаточной компетентностью, чтобы отличить компанию друзей от лиц, ведущих незаконную коммерческую деятельность.

Сотрудники Третьяковской галереи стали выгонять из музея группы людей, которые просто переговариваются друг с другом, комментируя увиденные картины. О нескольких таких случаях «Медуза».

Третьяковская галерея активно борется с так называемыми нелегальными экскурсиями. 15 июня к историкам из МГУ Олегу Айрапетову, Максиму Шевченко и Федору Гайде и нескольким аспирантам и студентам, которые пришли на выставку художника Василия Верещагина, подошел охранник со словами «экскурсии без аккредитации запрещены». Посетители ответили, что не проводят экскурсий, а просто делятся впечатлениями от картин друг с другом. Они пытались выяснить у сотрудника галереи, что является экскурсией, однако охранник уклонился от ответа, сказав лишь, что в музее запрещается громко разговаривать. После этого группа перешла на шепот.

На выходе их встретил старший лейтенант МЧС и музейный сотрудник, которые пытались им доказать, что их действия незаконны. Историкам ответили, что в случае прохода в галерею группой от одного до 20 человек они обязаны запрашивать разрешение у музея по электронному адресу Третьяковки. На вопрос о том, что такое экскурсия, состоящая из одного человека, ответа не последовало. Вся эта история изложена в открытом письме в министерство культуры. По итогу 19 июня директор Департамента музеев Юрий Евтюхин направил письмо генеральному директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой с просьбой разобраться в данной ситуации.

Второй подобный случай в Третьяковской галерее произошел 20 июня с главным редактором журнала Fashionograph Тимом Ильясовым. Он вместе с пятью друзьями пришел в здание музея в Лаврушинском переулке и прокомментировал им элементы одежды на картинах. Реакцией на его объяснения стало возмущение музейных сотрудников, которые отметили, что экскурсии могут проводить только штатные экскурсоводы музея. На слова Ильясова о том, что он не проводит экскурсий и лишь общается со своими друзьями, сотрудники ответили: «Ничего не знаем, нельзя». Затем у Ильясова потребовали бейдж гостевого гида, о котором он ничего ранее не слышал.

Такую же просьбу предъявили и пользователю фейсбука с ником Tnargime Rǝnni (в других соцсетях он зарегистрирован под ником Innər Emigrant) на той же выставке Верещагина 2 июля. Он, так же как и остальные потерпевшие, просто переговаривался с приятелями, рассказывая «далеким от искусства» друзьям биографию художника. Пользователь отметил, что на сайте Третьяковской галереи в положении об экскурсионном обслуживании не сказано, что именно подразумевается под словом «экскурсия».

Заместитель директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер объяснила, что с 15 мая 2018 года в музее действует новое правило. Согласно ему человек, рассказывающий группе людей информацию о картине, должен заранее уведомить галерею о своем намерении и получить бейдж «гид-гость». При этом за проведение такой «экскурсии» необходимо заплатить 7,5 тыс. рублей, если размер группы не превышает пяти человек, и 25 тыс. рублей за группу до 20 человек. Она добавила, что такая мера была предпринята в рамках борьбы с «нелегальными экскурсиями». По ее словам, нередко в Третьяковской галерее появляются гости, добровольно рассказывающие группе людей неверную информацию о произведениях искусства.

Отвечая на вопрос конкретно о случае историков из МГУ, Эльзессер пояснила: изучение записей с камер видеонаблюдения показало, что преподаватели МГУ «стояли сплоченной группой и рассказывали своим студентам про картины». Именно поэтому руководство решило, что группа людей проводит занятие, за которое по новому регламенту музея необходимо заплатить 7,5 тыс. рублей.

Однако «Афиша Daily» нашла несоответствие в словах Эльзессер: положение о выдаче разрешения на проведение учебного занятия в Третьяковской действительно существует, но в Новой Третьяковке на Крымском Валу, где проводится выставка Верещагина, занятие проводится бесплатно, а не за отдельную плату. В галерее в Лаврушинском переулке стоимость билета для группы не более 20 человек 5310 рублей.

Такие нововведения посетители музея встретили с неодобрением. Под постом в фейсбуке Tnargime Rǝnni оказалось множество гневных комментариев. Некоторые пользователи отмечали общее несоответствующее поведение сотрудников Третьяковки, другие рассказали о схожих случаях в Пушкинском музее, соборе Василия Блаженного и Александро-Невской лавре. Однако многие отметили, что участникам происшествия просто попалась неудачная смена и других людей в схожих ситуациях никто с выставки не выгонял.