Урок по литературному чтению "устное народное творчество". Литературное чтение "устное народное творчество"

1. Русские народные потешки и прибаутки.

2. Сборник народных потешек и прибауток "Радуга - дуга"

3. Заря-Заряница. Русские народные песенки-потешки и загадки

Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Устное народное творчество". Воспользуйтесь тематическим каталогом.

1. Путешествие по русским народным сказкам

2. Курочка Ряба

3. Колобок

4. Народные русские сказки в обработке Афанасьева

5. Морозко

Собери пословицы

1. Какие труды, такие и плоды.

2. Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Терпенье и труд все перетрут.

6. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

7. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни ее смысл.

Мне понравилась пословица "Нужно наклониться, чтоб с ручья воды напиться".

В ней заложен глубокий смысл – чтоб чего-то добиться, надо приложить усилия.

Не нужно ждать манны небесной, нужно действовать!

Ведь только так можно достичь успеха.

Возможно, путь к цели будет долгим и трудным.

Но, даже передвигаясь маленькими шажочками, ты все-таки двигаешься вперед.

Как говорится в другой пословице: "Терпение и труд все перетрут".

Поэтому нужно забыть о лени, не ждать, что кто-то сделает все за тебя. Чем сложнее будет путь, тем слаще победа.

В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:

1. В интернете

2. В сборнике "Пословицы русского народа"

3. у мамы или бабушки.

Прочитай русские народные песни в учебнике "Литературное чтение" на странице 16. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Белая и кудрявая

Опиши березу

Береза белая, плакучая, кудрявая, юная, молодая, нежная, романтичная, скромная, смущенная, прекрасная, задумчивая, нарядная, белоствольная, косматая, ветвистая, поникшая, белобокая.

Обсудите с другом, почему именно береза является символом России.

Есть несколько причин того, что береза – символ нашей любимой России.

Многие считают, что символом это дерево сделали именно поэты и живописцы, в особенности Сергей Есенин, который очень любил и воспевал березу.

Но есть и опровержения этого мнения.

Несомненно, культурные деятели сделали немало для прославления прекрасной березы, но символом она стала гораздо раньше.

Береза является одним из самых распространенных деревьев в России.

Насчитывается более сотни видов этого дерева.

Славянские народы веками использовали дерево для строительства различных зданий и изготовления бытовых предметов.

Востребованными были, как древесина, так и берест, кора, березовый сок.

Последний используется в медицине и имеет невероятный вкус.

Наши предки активно использовали лучину березы, ведь прекрасно знали, что она создает больше всего света и тепла.

К тому же, горит намного дольше других, не создавая копоти.

Березовые дрова лидеры по силе своего жара и дают ровное пламя. Д

аже, если береза сыровата, пламя ничуть не «стреляет».

Еще одно применение березы – веник для бани.

Слово «береза» походит от «обережа», а уже оно от «оберег».

Поэтому береза считалась берегиней человеческого духа.

Она всегда была символом юности, чистоты, красоты и возрождения.

В образ берез славяне закладывали то, к чему стремились.

Поэтому она и мила всем поистине русским сердцам.

Какие слова часто используют в колыбельных песенках? Допиши.

Спокойной ночи, спать пора, мой маленький, малыш, младенец (доченька, сыночек), ангел, дитя родное, мамина радость, пора засыпать, глазки закрывай, ночька темная, настала ночь, поздний час, месяц ясный, будет день, песенку спою, люли-люли.

Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.

Люлю-люли-люленьки,

Спят уже Николеньки.

Улеглись и Машеньки,

Тетеньки и дяденьки.

И ты, маленький, усни.

Ведь погасли все огни.

Ночка темная настала,

Солнца красного не стало.

Поздний час уже настал.

Всем детишкам спать сказал.

И мы глазки закрываем,

Сладенькие сны встречаем.

Будут сниться нам зайчата,

И лесички, и утята.

Тетя-фея в сон придет,

Много счастья принесет.

Завтра будет новый день,

Засыпай малыш скорей.

А я песенку спою

Баю-баюшки-баю!

Маму слушает малыш,

Завтра будет он крепыш!

Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.

Потешки - это произведение устного народного творчества, короткие, рифмованные, предназначенные для того, чтобы играть с маленьким ребёнком.

Прибаутки - произведения устного народного творчества, небольшие по размеру, имеющие рифму и ритм, произносятся во время каких-либо действий с маленьким ребёнком.

Придумай сам потешки про щенка задиристого, спящего, игривого

Наш задиристый щенок

Замолчать никак не мог.

Чем-то недоволен вечно,

На всех лает бесконечно.

Его надо воспитать –

В школу шкодника отдать!

Устал к вечеру щенок

Больше бегать он не мог.

Ослабел, много зевал,

То ложился, то вставал.

Теперь сны он наблюдает,

Сил на завтра набирает!

Миленько щенок сопит,

Сладенько он, видно, спит!

Наш щенок очень игривый,

Бегает такой счастливый

Он веселый и задорный,

Бойкий, умный и проворный.

Радостно на всех он лает,

Поиграть с ним призывает.

Ищет маленьких друзей,

Подружись с ним поскорей!

Сначала подбери слова, которые помогают увидеть, например, игривого щенка.

Щенок игривый: … счастливый, умный, поиграть, подружись.

Щенок задиристый: недоволен, лает, надо воспитать, шкодник.

Щенок спящий: устал, ослабел, зевал, сны наблюдает, сил набирает, сопит, сладенько спит.

Вспомни, с какой целью сочиняются потешки. Начни потешку, например, со слов "Весёлый щенок громко косточку грызёт". Подбери к последнему слову рифму.

Весёлый щенок громко косточку грызёт,

И трогать ее никому не дает.

Жонглирует с ней, бросает и бежит,

На месте щенок никогда не сидит.

Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?

Небылица – это один из жанров устного народного творчества.

Может быть, как в прозаическом, так и стихотворном виде.

Как правило, имеет небольшой объем.

В ее основе - события, которых на самом деле не было и даже не может быть.

Поэтому и название этого жанра походит от слова «небыль».

Написана в шуточной форме и направлена развивать логику и фантазию ребенка.

На различных Интернет-ресурсах я нашел интересную мне информацию о небылицах, которую раньше не знал.

Один из исследователей выделил интересный факт о небылицах – чтоб достичь юморного эффекта, авторы могли просто менять порядок слов.

Например, вместо «мальчик смотрит телевизор», говорится: «телевизор смотрит мальчика».

Также есть мнения, что небылицы являются своеобразными пародирующими произведениями на волшебные сказки. Но в этом жанре сказочные события характеризируется абсурдом и бессмыслецей.

Еще я узнал, что каждые 2 года одна из международных организаций проводит конкурс по ораторскому искусству.

Одним из этапов является рассказ небылицы.

На это участникам выделяется 2-3 минуты, затем жюри оценивают их.

В 20-м веке стало популярно изображать небылицы на почтовых открытках.

Многие известные писатели также включают небылицы в свои произведения.

Обсудите с другом, от какого слова произошло слово небылица.

Слово " небылица" произошло от слова "не бывает", потому что небылица - это то, чего не может быть в реальном мире.

Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

Я считаю, что это произведение является небылицей.

Ведь в нем рассказывается о событиях, которых на самом деле не происходило, они нереальны и абсурдны.

Ведь коты петь и разговаривать не умеют, да и покупают их не на птичьем рынке.

Марсиан не существует, а если и существуют, то мы этого не знаем.

И сидеть на небе тоже невозможно.

К тому же стихотворение имеет небольшой объем, что также характерно для небылиц.

Владимир Даль. Пословицы русского народа,
Заря-зарница. Русские народные сказки, песенки-потешки, загадки,
Русские народные потешки, прибаутки,
Радуга-дуга.

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Устное народное творчество». Воспользуйтесь тематическим каталогом.

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

  • Собери пословицы

Какие труды, такие и плоды.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

  • Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

Терпенье и труд всё перетрут. Смысл: терпенье и настойчивость победят все препятствия и преграды. Говорят, когда хотят кого-то ободрить перед трудностями, напомнить, что всё случается не вдруг. Надо не отступать и не сдаваться, а продолжать упорно добиваться своего.

  • В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:

в Интернете;
в сборнике “Пословицы русского народа”;
у мамы или бабушки;
в толковом словаре (в качестве примера)

  • Прочитай русские народные песни в учебнике «Литературное чтение» на странице 16. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая ,
Берёза кудрявая !
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки ;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные ;
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая…

  • Прочитай стихотворение Ф.Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Люблю березу русскую,
То светлую , то грустную ,
В белёном сарафанчике ,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками .
Люблю ее нарядную ,
То ясную , кипучую,
То грустную , плакучую .
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется – но не ломится !

А. Прокофьев.

  • Опиши берёзу.

Берёза белая, плакучая, кудрявая , ясная, кипучая, грустная, светлая.

  • Обсудите с другом, почему именно берёза является символом России.

Берёза — это дерево истинно русской природы. Красота её так поражает, что люди, думая о России, представляют сразу белую берёзку.

  • Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

Баю-баю-бай, усни, солнышко встаёт, угомон тебя возьмёт, спят усталые игрушки, баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок, спать пора, глазки закрывай, спокойной ночи, смотрит месяц ясный.

  • Попробуй сам сочинить колыбельную песенку. Не забудь про слова, которые в колыбельныхпесенках часто используются. Окончания слов должны совпадать по звучанию, рифмоваться. Колыбельные песни звучат мягко, напевно.

Люли-люли-люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели, посидели,
Песенку пропели:
«Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Будешь очень крепко спать —
Станем часто прилетать».

  • Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.
    Попробуй воспользоваться Интернетом.
    В любой поисковой системе (Rambler, Yandex, Mail) набери интересующие тебя слова ПОТЕШКА, ПРИБАУТКА. Прочитай об этих произведениях устного народного творчества.

ПОТЕШКА — небольшое стихотворение или песенка, позволяющее в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения. («Сорока-ворона»).

ПРИБАУТКА — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему малышу («Сова — большая голова»).

  • Придумай сам потешки про щенка ЗАДИРИСТОГО, СПЯЩЕГО, ИГРИВОГО.

Игривый щенок

Мой щенок со мной играет,
Звонко, радостно он лает.
Ищет он себе друзей —
Поиграйте с ним скорей!

Спящий щенок

Вот устал щенок играть —
Важно всем нам отдыхать!
Лёг, уткнулся носом в лапы.
— Спи, Дружочек мой, лохматый.

Задиристый щенок

Мой задиристый щенок
Завертелся, как волчок.
Громко, радостно залаял,
Всех играть с собой заставил.

  • Сначала подбери слова, которые помогут увидеть, например, игривого щенка.

Игривый: Весёлый, бойкий, ищет друзей, радостно лает.
Спящий: Устал, важно отдыхать, уткнулся в лапы, спи, Дружочек.
Задиристый: Завертелся волчком, залаял, играть заставил.

Вспомни, с какой целью сочиняются потешки.
Начни потешку, например, со слов «Весёлый щенок громко косточку грызёт». Подбери к последнему слову рифму.

Весёлый щенок громко косточку грызёт,
Громко косточку грызёт, а котёнку не даёт.
Ты, щеночек, не скупись
И с друзьями поделись.

        • Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?
          Обсудите с другом, от какого слова произошло слово НЕБЫЛИЦА.

НЕБЫЛИЦА — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого заключена несуразность.
Мне раньше было неизвестно, что «небылицы» по-другому называют «небывальщины».
Интересные факты помогают найти словари, справочники, Интернет.
Слово «небылица» произошло от слова «небыль», то чего не было, не могло произойти в действительности.

ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Расширять знания детей о русском устном народном

творчестве.

2. Способствовать развитию интереса к изучению этих

произведений.

3. Развивать творческие способности детей, их память,

внимание.

4. Способствовать воспитанию патриотических чувств,

прививать любовь к русскому устному народному

творчеству.

ХОД УРОКА.

    ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА.

(Урок начинается с исполнения детьми русской народной песни «Калинка-малинка»).

Так необычно, чудесной русской народной песней «Калинка-малинка» начинается наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.

Русское устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно включает в себя разные виды произведений: обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, былины, частушки, потешки, скороговорки, - да всего и не перечислишь. Все эти произведения называются фольклором.

Так что же такое «фольклор»? что об этом слове говорится в толковом словаре Ожегова? (Дети читают толкование слова в словаре)

Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?

Из поколения в поколение передается народная мудрость, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Сегодня мы с вами наполним вот этот чудесный короб замечательными творениями русского народа.

    ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

На книжной выставке и на ваших столах я вижу много книг, из которых вы, наверное, с интересом и удивлением узнали, что оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.

И в самом деле – вы родились и над вашей колыбелью зазвучали колыбельные русские песни.

(Девочки качают своих кукол и поют):

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Котя,-котинька, коток,

Котик, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать!

Дитя потягивается и ему приговаривают:

Тяги, тяги, потягушеньки!

На дочку подрастушеньки,

Ты расти здоровая все времечко,

Как пшеничное тестечко.

Заболит пальчик:

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы!

Купают ребенка – приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба –

На пустой лес, на чистую воду,

Под гнилую колоду!

Строго разговаривают:

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи во потьмах –

Ходит страх во кустах.

Ласкает дочку:

Ах, ты, моя девочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

А как играют с детьми? Вы, наверное, и не знали, что это, оказывается, всё народные песенки, потешки, прибаутки.

Ладушки, ладушки!

Испечем оладушки.

На окно поставим – остывать заставим.

Воробышки прилетели, все оладушки поели.

Кыш! И улетели! На головку сели.

А помните потешку про сороку-воровку? Ну-ка, все вместе!

Сорока-воровка!

Кашу варила, деток кормила:

Этому дала, этому дала,

А самому маленькому – шишок под носок.

А с каким удовольствием маленькие дети заучивают наизусть такие песни-потешки:

Водичка, водичка!

Умой мое личико!

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Много народных песенок посвящено животным:

Кисонька – мурысенька,

Ты где была?

На мельнице!

Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

Прянички!

Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

Одна!

Не ешь одна!

Не ешь одна!

А как задорно звучит песенка про коровушку. А ну-ка, ребята, спойте ее.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью!

Кушай досыта, Буренушка моя,

Чтобы сливочек ты детушкам дала!

Подрастают детки, начинаются игры с товарищами во дворе. А как обойтись в игре без считалочки? Ну-ка, детки, в круг!

Раз-два-три-четыре-пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал!

Серый зайчик убежал.

А в какие замечательные русские народные игры играли ваши бабушки: лапта, горелки и многие другие.

Поиграли, детки, отдохнули, а теперь давайте порассказываем небылицы, прибаутки, шутки.

Здорово, кума!

Да на рынке была.

Никак ты глуха?

Купила петуха!

Прощай, кума!

Пять рублей дала!

Федул, чего губы надул?

Да кафтан сжег!

Зашить можно.

Иглы нету.

А велика ли дыра-то?

Один воротник остался.

А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ! Давайте их почитаем.

(Дети читают скороговорки)

Ну что ж, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Пора и за дело браться. Ведь тяжелая работа на Руси издавна сопровождалась песнями.

(Девочки поют русскую народную песню «Уж я сеяла, сеяла ленок»,

сопровождая ее движениями)

Ух, устали! А теперь шире круг! Веселые частушки! Смоленские! Тверские! Костромские! Рязанские!

Эх топни нога, топни правенькая.

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать

И ребят стеснялася.

А гармошка заиграла –

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Я плясал в три ноги,

Потерял сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои лежат!

Сидит ежик на березе,

Белая рубашка,

На головке сапоги,

На ноге – фуражка!

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

На окошке два цветочка

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ты не стой у ворот,

Не маши картузиком.

Все равно гулять не буду

С таким карапузиком.

А сколько пословиц, загадок, поговорок придумал русский народ. Давайте вспомним их.

( Дети называют русские народные пословицы, поговорки,

загадывают друг другу загадки)

Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде:

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Русский народ всегда отмечал свои календарные праздники обрядовыми песнями. В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях и пожилые крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках различных животных. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с колокольчиком изображал коляду. Они шли гурьбой по селу и пели:

Уж и ходим мы, Щедрый вечер, Уж и будем брать,

Уж и бродим мы Добрый вечер, Будем брать – скупать –

По проулочкам, Добрым людям Все калачики, все горячие.

По заулочкам. На весь вечер!

Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев:

Уж ты, тетушка, подай,

Ты, лебедушка, подай.

Ты подай-ка пирог –

С рукавичку широк.

Подавай, не ломай

И начинку не теряй.

Уж ты не скупись,

Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, - им желали в Новом году счастья, благополучия:

Счастья вам хозяин с хозяюшкой!

С Новым годом! Со всем родом!

А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Какие русские народные сказки принесли вы с собой?

А давайте вспомним сказки, которые вы сами сочиняли. Ведь они тоже являются русскими народными сказками. (Дети читают свои сказки).

Вот этот сборник «Чудесный короб», из которого мы брали очень много полезного и интересного материала, составил Георгий Маркович Науменко, причем многие произведения он записал в Смоленской области.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Вот и полон наш чудесный короб. Чем же мы его заполнили? (Русскими песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, пословицами, загадками, небылицами).

Как же назвать одним словом все эти произведения?

Многим из вас, я думаю, захочется прочитать произведения, услышанные вами на уроке. Эти книги перед вами на книжной выставке и на партах. Читая их, вы узнаете историю русского народа, почувствуете красоту русского фольклора.

Обратите внимание на слова русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: « Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.»

Пронесите любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь. Подарите ее не только своим младшим братьям и сестрам, но и своим детям и даже внукам.

Урок окончен.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 в

Тема урока: « Русское устное народное творчество»

Тип урока: комбинированный урок общеметодологической направленности, УРОК – игра,

Учитель: Кормилина Ирина Николаевна

Оборудование : презентация, клей, модели, схемы, наглядность (цветок), раздаточный материал с заданиями.

Цель:

    наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми новыми жанрами);

    развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;

    способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;

    совершенствовать коллективные формы работы.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения : развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения : развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Ход урока

I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент.

Что необычного вы заметили в начале нашего урока?

Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок.

Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло) Слайд 1 (солнышко)

Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо…

II. Вступительная беседа.

1.(открываю доску, слово «фольклор» закрыто) -

Ребята, от нашего хорошего настроения в нашем классе распустился волшебный цветок.

Давайте вместе прочтем название лепестков.

Что объединяет все то, что написано на лепестках цветка? (Это УНР, а именно малые жанры УНТ)

- Что вы знаете об УНТ)

Абахин С. Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

2. - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. «Устное народное творчество» Слайд

Как можно одним словом назвать все эти произведения ? (Фольклор) открываю сердцевину цветка.

- Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.

Так как работать вы будете в группах и в парах, давайте обговорим правила совместной работы.

Обговаривание правил совместной деятельности:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

Итак, второй раздел нашего учебника посвящен народной мудрости.

Стр.15 (чтение по учебнику «Обрати внимание»)

Как вы понимаете слово «народная мудрость»?

Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?

Трофимова Д. Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Вот поэтому мы сегодня и постараемся напомнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.

III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.

Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Кирьянова П. Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слайд

Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Какие колыбельные песенки знаете вы?

Давайте исполним эту колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!

Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

2. Киса, кисонька, коток,

Киса - серенькийхвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Как называются те песни, которые сочинил народ?

А когда люди использовали эти песни? (на работе, в быту, на отдыхе)

IV . Работа по учебнику

1). Знакомство с произведением

Одним из произведений фольклора, а именно одним из малых жанров УНТ является песня.

Слушание народной песни (читает учитель, дети следят по тексту). А потом мы поиграем в игру «Художники-музыканты»)

2) Работа с текстом произведения. Чтение песни по частям.

    Выполнение заданий в учебнике 1и 2 задание.

    Работа с иллюстрацией

    Как художник показал, что это русская народная песня?

    Какие краски выбрал? Почему?

Выборочное чтение: Какие строчки подходят к иллюстрации? (1-4)

    Моделирование обложки

Иллюстрация у нас есть, а чего еще нам необходимо сделать? (модель)

Выберите нужную фигуру и наклейте её на чистый лист бумаги.

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

А) авторская принадлежность

Б) заголовок

В) жанр, тема

(Взаимопроверка) – работа в парах.

Слайд проверка

Я С ГОРЫ НА ГОРУ ШЛА…

_Покажите смайлики

(у кого правильно, неправильно!

5)Работа в тетради (словарная работа)

    Как вы понимаете слово шелковая?

    Говорим ли мы так в обиходной речи?

    Почему употреблено ударение в такой позиции? (это песня)

3) Задание в тетради с. 3 №2 Взаимопроверка.

Физминутка. Музыкальная.

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, колыбельная песня, русская народная песня «Я с горы на гору шла…» Все это устное народное творчество. Эти песни мы положим в наш короб.

Слайд - Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки.

А ещё, например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Задания по рядам. Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Подумайте, какие жесты можно добавить.

Обсуждение: Для чего использовались потешки и приговорки?

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными. Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.

. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.

Ой что это я сказала?

1. Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.

Терпение и труд –

Ученье свет, а не ученье –

Не спеши языком – торопись делом…

2. Следующее задание (Задание в парах) – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. (по 4 человека – 2 парты)

Труда – пруда

Время – потехе

Броду – воду

Дело- Смело

Кататься - возить

100 рублей-100 друзей

Читает-знает

Молодцы, пословицы знаете хорошо.

Ребята, так что такое пословица? Сделайте вывод.

Лященко Д. Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Мы их тоже положим в наш короб.

Слайд Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие. Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».

Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай. Он становится в круг. Все ребята говорят:

Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.

Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.

(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).

Проигрываем 2 раза.

Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.

Слайд Поиграли, отдохнули, а теперь давайте вернемся к нашему цветку.

А сколько скороговорок придумал русский народ.

Кто знает какие-нибудь скороговорки?

А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а

    с удивлением, Подумайте, как человек удивляется.

    с радостью, Подумайте, как человек радуется

    с грустью. Подумайте, как человек грустит.

Наш короб постепенно пополняется!

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Что такое загадка?

Слайд - Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

??? Соревнование по рядам «Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)

Слайд -А какие чудесные сказки сочинил русский народ!

Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.

Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

1. Красна девица грустна…

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2. А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

3. Отворили дверь козлята

И … пропали все куда-то.

(Волк и семеро козлят)

6. Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

(Колобок)

Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием.

1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.

Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….»

2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.

Помогу: «Иду или гуляю я как-то по лесу...»

3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой

Помогу: «Вот вижу я…»

??? Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Для этой работы вы можете объединиться по две парты. Вам необходимо будет за 5 минут изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать, для кого вы этот домик «построили».

IV. Творческое домашнее задание.

Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике.

V. Подведение итогов.

Мы постарались наполнить наш чудесный короб.

Чем же мы его заполняли?

Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Игра «Я знаю» Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.

VI .Итог урока. Рефлексия.

1) Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я…

2) При помощи кружков смайликов покажите, какое у вас настроение…

3) На доске цветок, украсьте его своими цветочками, но для этого раскрасьте их в разные цвета:

Красный – мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием

Зеленый - урок понравился, но я работал не в полную силу

Желтый – работать на уроке было трудно

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут .

Благодарю всех за урок.