Личность и общество. Отношения личности и общества

А.В. и В.А. Петровские выделяют три составляющие структуры личности :

    внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема – систем­ная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека;

    межиндивидная (интериндивидная) подсистема структуры личности, находящаяся в «пространстве» вне органического тела индивида. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия;

    метаиндивидная (надындивидная) подструктура – «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности; продолжение себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами.

Персонализация – процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них.

Становление личности

В процессе развития личности культура выступает как система объективных значений (понятий, норм, образцов), а общество, окружающие люди – как носители этих образцов. Развитие личности невозможно без включения человека в систему социальных отношений, где происходит:

    усвоение социального опыта;

    производство собственных смыслов, целей, ценностей.

Сформировавшуюся личность характеризует :

    способность к опосредованному поведению , предполагающая наличие иерархии в мотивах человека, то есть его способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых, заданных обществом мотивов. Становление этих качеств относят к дошкольному возрасту;

    способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов,предполагающая наличие самосознания. Становление этой способности начинается в подростковом возрасте и представляет собой сложную внутреннюю деятельность оценивания собственных побуждений и поступков, соотнесения отдельных ситуаций, актов поведения с более широким контекстом жизни. Особую роль в этом процессе играют ситуации конфликта мотивов, критические жизненные ситуации. Результат этого процесса – осмысление жизненных целей, становление системы ценностей.

Личность как система регуляции деятельности

Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности .

Личностные подсистемы регуляции деятельности

Подсистема

Мотив поступка

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.



То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Понятие личности Человек - представитель специфического биологического вида. Понятие указывает на качественное отличие людей от животных (мужчины и женщины, старики и дети, чернокожие и белые. Различия между людьми социально не обусловлены). Индивид - единичный представитель человеческого рода, обладающий психофизиологическими особенностями (темперамент, характер, специфика памяти, чувств, способности, склонности). Качества личности социально обусловлены, они формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой.

Личность - целостная система социальных качеств индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми Социальные качества личности – обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, т. е. в деятельности и продуктах этой деятельности.

Наиболее значимые социальные качества личности: Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей среды, осознание себя как «Я» , противостоящего другим и неразрывно связанного с ними. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Активность – способность личности самостоятельно и интенсивно производить социально значимые действия. Интересы – побудительный механизм познания и деятельности личности.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности; устремленность к достижению определенной цели. Убеждения – идеи и принципы, определяющие отношение индивида к действительности. Установки – готовность индивида к активной деятельности в определенной сфере социальной деятельности. Ценностные ориентации – значимые для индивида цели жизни и основные средства их достижения. Идентичность – результат самоотождествления с другими людьми, социальной общностью или иным идеалом.

Социальные качества в своей совокупности образуют сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится в постоянном взаимодействии. Особенности личности как системы: целостность открытость динамичность самопознание саморегуляция саморазвитие

Социализация - многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом, позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта социальных отношений.

Формы социализации направленная – специально разработанная система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в обществе идеалами и ценностями; ненаправленная – стихийное формирование определенных социальных качеств в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении. Эти формы социализации могут согласовываться, гармонировать или противоречить другу. В случае противоречия возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей процесс социализации.

Процесс социализации Существуют разные подходы к классификации этапов социализации. По мнению Дж. Мида, социализация включает 3 стадии, связанные с принятием на себя ролей других людей: имитация; игровая; коллективная игра. З. Фрейд также анализирует этапы социализации в детстве и выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости. Э. Эриксон выделил 8 стадий социализации, в основе которых лежит специфический кризис. Переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса.

Ряд авторов неоправданно рассматривает процесс социализации, как происходящий только в детские и юношеские годы. В юные годы создается фундамент духовного развития личности, но лишь вступив во взрослую жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно как и для чего жить В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформулированы в предыдущие годы ресоциализация. Десоциализация - утрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Агенты социализации – индивиды, группы и социальные институты, воздействующие на индивида в процессе социализации: семья группа сверстников образование трудовой коллектив средства массовой информации другие социальные институты

Структура личности По основанию деятельности в структуре личности можно выделить 6 подсистем: система общего ориентирования (направляет поведение человека во времени и пространстве); система мотивации (стимулирует поведение); система целеполагания и волевого решения, (обеспечивает устойчивые ориентации личности соответствующие решениям); технологическая система (обеспечивает реализацию ориентации необходимыми способами и средствами деятельности); поведенческая система (весь потенциал субъекта в поведенческой сфере); рефлексивная система (регулирует и контролирует все стадии деятельности).

По 3. Фрейду личность состоит из 3 основных систем: Ид – оно (врожденные состояния и инстинкты человека), эго - я (исполнительный орган личности - посредник между инстинктами и условиями среды; разум, рассудок), суперэго – сверх-я (ценности, нравственность, духовность, самоконтроль). Личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид - как биологическую, эго - как психологическую и суперэго - как социальную составляющие.

Социологическое изучение структуры личности связано с представителями ролевой и поведенческой концепций. В ролевой концепции личности (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) структура личности рассматривается с точки зрения строения человеческого Я. Согласно теории «зеркального Я» Ч. Кули личность состоит из 3 элементов: представления о том, как нас воспринимают другие люди; представления о том, как они реагируют на наше поведение; представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Дж. Мид характеризует личность как Я, состоящее из 2 частей: I - Я-сам (реакция личности на воздействие других людей и общества в целом) Me - Я-меня или Я-другой (осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей). На этом основании строится образ обобщенного другого, благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми.

В отечественной социологии принято рассматривать структуру личности по основанию социальных отношений или как производную от социальной структуры общества. В объективном смысле социальная структура - сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами, которые предполагают: наличие статусов, которые занимают участники взаимодействия относительно друга и всей системы в целом, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, обусловленные статусом и нормативным требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли).

Ролевая теория личности - результат синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Ч. Кули, Дж. Мид и Р. Линтон заложили ее теоретические предпосылки и сформулировали основные положения. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» впервые ввел в научный оборот в 30 -е гг. XX в. американский культурный антрополог Р. Линтон. Социальный статус – позиция человека в обществе или группе, наделенная определенными правами и обязанностями и связанная посредством них с другими позициями.

Каждый человек занимает несколько социальных позиций, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Положение личности может быть обусловлено социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Статусный набор – вся совокупность статусов отдельного индивида.

В статусном наборе не все позиции одинаковы. Интегральный (главный) статус – статус, с которым индивида отождествляют окружающие; тот, который определяет основное содержание его деятельности.

Виды социальных статусов 1. Предписанный (аскриптивный) – позиция, занимаемая индивидом благодаря наследуемым признакам; задается индивиду от рождения независимо от его желания и деятельности. Можно разделить их на: прирожденные и приписываемые (величина не постоянная, но биологически определяемая, не зависящая от воли человека) 2. Достигаемый – приобретается индивидом в ходе жизни благодаря усилиям, желаниям, деятельности (или их отсутствию). 3. Смешанный – обладает чертами обоих типов; приобретается в ходе жизни, но благодаря усилиям, воле, деятельности других людей.

Социальная роль - модель поведения, в соответствии с которой должна вести себя личность, обладающая определенным социальным статусом. Человек выполняет множество ролей, связанных с его социальным статусом. Ролевой набор – совокупность ролей, характерных для индивида в определенных ситуациях.

Типы социальных ролей представляемая роль – ожидания индивидов и социальных групп, ориентированные на субъекта ролевого поведения; субъективно воспринимаемая роль – ожидания, который индивид – субъект ролевого поведения – приписывает самому себе; играемая роль – реальное воплощение поведения индивида, обладающего определенным статусом

Дж. Морено различал: психосоматические роли психодраматические роли социальные роли. Т. Шибутани выделял: конвенциальные роли межличностные роли. По мнению И. Гофмана, роли бывают: сценические закулисные.

Различие между статусом и ролью заключается в следующем: статус определяет место индивида в социальной системе, а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса; понятие «статус» подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

Для характеристики отношений между статусами и ролями ученые ввели целый ряд понятий: «противоречивость статуса» и «статусная кристаллизация» - разная мера согласованности между собой различных статусов личности (Ж. Ленски), «ролевая дистанция» - отдаленность индивида от исполняемой им социальной роли (И. Гоффман); «ролевые напряжения» - факты несоответствия внутренних установок личности (готовности действовать определенным образом) требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. «ролевой конфликт» - ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей (Р. Мертон); «ритуалы перехода» и др.

Ритуалы перехода - специальные процедуры и практики перехода от одного статуса к другому. А. Геннеп рассматривал ритуалы как средство, облегчающее сложности освоения нового статуса и комплекса ролей. В структуре ритуала он выделял 3 стадии: долиминальная (отделение), лиминальная (переход) постлиминальная (воссоединение). Эти процедуры сохранили свое значение по сей день.

Типологии личности В психологии наиболее известны типологии Э. Шпрангера, К. Хорни, К. Юнга и Э. Фромма. Э. Шпрангер - автор книги «Типы людей» , в которой описаны 6 типов личности с разным видом активности: - теоретический - экономический - эстетический - социальный - политический - религиозный. Среди отечественных авторов можно выделить типологическую модель личности К. А. Абульхановой. , которая опирается на различия в уровне активности, характере притязаний, а также характеристиках саморегуляции.

Среди представителей социальной и культурной антропологии наиболее известны типологические модели личности Р. Линтона, А. Кардинера, М. Мид. Р. Линтон (1893- 1953) - автор концепций базисной и статусной личности. Базисная личность - особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Этот тип личности передается из поколения в поколение посредством культуры. Статусная личность - совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом, свойственная большинству индивидов данного общества с данным статусом. Общие элементы статусных личностей того или иного общества - базисный тип личности.

По мнению А. Кардинера, изменения в социальной организации неизбежно ведут к радикальной перестройке базисного типа личности. В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик было введено понятие «модальная личность» . Ее авторами считают Ф. Боаса и К. Дюбуа. Модальная личность - наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не базисная структура, разделяемая членами данного общества.

Р. Мертон разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам: 1)конформист - лояльный член общества, принимающий одобряемые культурные цели и средства; 2)новатор - член общности, достигающий своих целей неинституциональными средствами; 3)ритуалист - человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели, ради которых осуществляется деятельность, 4)изолированный тип - личность, которая отходит как от культурных целей, так и от институциональных средств; 5)мятежник - личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.

Р. Дарендорф, рассматривая личность как продукт развития культуры, выделял 4 типа: человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага) человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением) человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности) человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).

Человек является субъектом, т. е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности.

Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи. В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности. Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Идеология, или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными науками помогает личности правильно ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций. На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. Следовательно, отражение личностью материальных и политических условий жизни опосредовано идеологией и психологией больших и малых социальных групп, при социализме всего общества в целом. Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разнообразнее ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Человек в системе социальных отношений. Личность. Личность как объект и как субъект общественных отношений:

  1. 27. Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
  2. 28 Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
  3. 55. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история.
  4. 66. Журналистика как объект и субъект товарно-денежных отношений в Европе 19 века. Профессионализация журналистики

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.