Состояние василия степанова. Л

МОСКВА, 13 апр — РИА Новости. Актер Василий Степанов, сыгравший главную роль в фильме "Обитаемый остров", выпал из окна жилого дома в Москве. Сейчас артист находится дома.

Что случилось

Источник, знакомый с ситуацией, рассказал РИА Новости, что инцидент произошел еще в понедельник. По его словам, актер упал с небольшой высоты — примерно с третьего этажа.

"После падения он остался жив, от госпитализации отказался", — уточнил собеседник агентства.

Как отметил источник, Степанов сам прыгнул вниз, однако мотив этого поступка пока не известен.

Случившийся в доме на Давыдковской улице факт подтвердили в пресс-службе столичного управления МВД. Там, правда, отказались назвать имя пострадавшего.

О состоянии актера

Фильм является экранизацией фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких. По сюжету, Максим Каммерер — пилот Группы Свободного Поиска, чей звездолет совершил вынужденную посадку на планете Саракш.

Обе части были лидерами российского проката и вошли в число самых кассовых фильмов Европы по итогам 2009 года. При этом, учитывая большой бюджет (более 35 миллионов долларов), фильм так и не окупился.

"Обитаемый остров" получил премии "Золотой орел" за лучшую операторскую работу (Максим Осадчий), лучшую музыку (Юрий Потеенко) и лучший монтаж (Игорь Литонинский).

Актер Василий Степанов, который сыграл главную роль в фильме "Обитаемый остров", выпрыгнул из окна жилого дома в столице.

Что случилось

Источник, знакомый с ситуацией, рассказал РИА Новости, что инцидент произошел еще в понедельник. По его словам, актер упал с небольшой высоты - примерно с третьего этажа.

"После падения он остался жив, от госпитализации отказался", - уточнил собеседник агентства.
Как отметил источник, Степанов сам прыгнул вниз, однако мотив этого поступка пока не известен.

Случившийся в доме на Давыдковской улице факт подтвердили в пресс-службе столичного управления МВД. Там, правда, отказались назвать имя пострадавшего.

О состоянии актера

По данным телеканала "360", сейчас актер находится дома.

"До свадьбы заживет. До следующей его карьеры все будет нормально, к творчеству он будет готов", - рассказал журналистам его брат Максим Степанов, не уточнив, какие именно травмы получил актер.

"Я каждый день с ним разговариваю, но стараюсь не поднимать этот вопрос… Зачем? Я спросил, он ответил: "Вот так случилось". Жив, здоров и слава богу! Спасибо. Ангел-хранитель у него есть - видите, охраняет его. Еще бегать будет и прыгать. Все хорошо", - добавил он.

По словам Максима Степанова, его брат - "жизнерадостный и целеустремленный человек, иначе он бы не добился таких высот".

Чем известен Василий Степанов

Окончив техникум физической культуры и спорта, Степанов поступил в юридический институт, однако бросил учебу.

Одной из первых его "ролей" стало участие в рекламном ролике "Я выбираю службу по контракту". При этом сам Степанов в армии никогда не служил.

По совету друзей Степанов поступил на курсы актерского мастерства при ВГИК, а позднее окончил Щукинское театральное училище.

Наибольшую известность ему принесла роль в фильме Федора Бондарчука "Обитаемый остров", где он сыграл главную роль Максима Каммерера. Его партнерами по съемочной площадке стали такие известные актеры, как Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин, Евгений Сидихин и Алексей Серебряков.

При этом Максима Каммерера в итоге озвучил другой человек, поскольку Степанов картавил.

Кроме того, в фильмографии актера числятся еще три картины - "Страховой случай", "Поцелуй Сократа" и "Околофутбола".

Бремя славы

После роли в "Обитаемом острове" в карьере Степанова начался серьезный кризис. По мнению его бывшего агента Сергея Рублева, актер не выдержал свалившейся на него славы.

"Эта внезапно обрушившаяся слава, тяжелейшие условия съемок и нагрузки могли его надломить", - заявил он в программе "Прямой эфир", которая вышла на телеканале "Россия" в феврале 2017-го.

Брат актера подтвердил тогда, что Василий не мог найти работу и какое-то время даже мыл троллейбусы.

"Насколько я знаю, после этого фильма ("Обитаемый остров". - Прим. ред.) ему говорили, что его больше никуда не возьмут", - сказал Максим Степанов.

Серьезная травма

Кроме того, в декабре прошлого года Василий Степанов попал в больницу, сломав тазобедренную кость и два позвонка.

Реакция на последний инцидент

Новость о том, что Степанов выпал из окна, потрясла его друзей. Писательница и модель Лена Ленина подтвердила, что после успеха "Обитаемого острова" у актера начались проблемы.

"После ошеломляющего успеха своего фильма, он очень долго находился в депрессии и даже лечился от нее в психиатрическом диспансере. После травмы позвоночника (в декабре прошлого года. - Прим. ред.), он долго лежал в больнице, и состояние постоянной боли сделали его существование невыносимым", - написала она в своем Instagram (орфография и пунктуация автора сохранены. - Прим. ред.).

По словам Лениной, после падения из окна актер получил серьезные травмы.

"Очень сильно разбился. Но трудно перечислить весь вред, который он нанес себе, проще сказать, что он не сломал", - отметила она.

"Обитаемый остров"

Фильм "Обитаемый остров" состоит из двух частей, первая из которых вышла на экраны в 2008 году, в вторая - в 2009-м. Режиссером обеих картин стал Федор Бондарчук.

Фильм является экранизацией фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких. По сюжету, Максим Каммерер - пилот Группы Свободного Поиска, чей звездолет совершил вынужденную посадку на планете Саракш.
Обе части были лидерами российского проката и вошли в число самых кассовых фильмов Европы по итогам 2009 года. При этом, учитывая большой бюджет (более 35 миллионов долларов), фильм так и не окупился.

"Обитаемый остров" получил премии "Золотой орел" за лучшую операторскую работу (Максим Осадчий), лучшую музыку (Юрий Потеенко) и лучший монтаж (Игорь Литонинский).

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Первого заместителя Министра В.В. Степанова

в рамках Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2015 году и постановке задач на 2016 год

Слайд № 1

«Состояние защиты населения и территорий страны
от чрезвычайных ситуаций в 2015 году

и задачи на 2016 год »

Уважаемые коллеги!

Слайд № 2

Вопрос состояния и перспективы защиты населения и территорий в настоящее время, когда мир динамично развивается, особенно актуален.

Глобализация, экономические потрясения, проявление экстремизма, новое качество социума, развитие науки и техники, хозяйственное освоение новых арктических и других территорий, использование ресурсов мирового океана и иные факторы современности требуют реальной и адекватной оценки всех опасностей и угроз, которые сопровождают эти процессы.

Слайд № 3

Во-первых, сформирована современная законодательная основа защиты населения и территорий и механизмы последующей реализации.

МЧС России в рамках своих полномочий последовательно формирует и реализует государственную политику в области обеспечения безопасности населения.

С учетом современных социально-экономических условий МЧС России за последние годы внесены изменения в законодательство Российской Федерации. Они направлены на совершенствование системы управления, координации органов управления и сил, системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также развитие системы подготовки различных категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Проведена большая работа по оказанию методической нормативной правовой помощи муниципальным образованиям, в которой участвовали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы МЧС России. При этом акцент был сделан на индивидуальные особенности муниципалитетов, а также учитывались риски, которые существуют на их территориях.

Для реализации законодательной основы за последние годы сформированы механизмы исполнения требований нормативных документов в рамках современной Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Выполняется комплекс программ и мероприятий , рассчитанный на долгосрочную перспективу и направленный на защиту национальных интересов и приоритетов, достижение целей и решение задач в области внутренней и внешней политики. Он призван укрепить природную и техногенную безопасность, обеспечить устойчивое развитие страны.

Слайд № 4

Учитывая существующие риски и прогнозы, мы приступили к созданию новых эффективных механизмов организации современных законодательных основ. Реализуются экономические, инфраструктурные, социальные и другие проекты регионов нашей страны с учетом вектора защиты жизни и здоровья людей от различных угроз.

Слайд № 5

Развивается система антикризисного управления , в которой реализована система снижения рисков. Модернизируется система реагирования на чрезвычайные ситуации и бедствия, совершенствуются технологии спасения, сформирован качественно новый облик профессий пожарного и спасателя.

В 2015 году вновь подтвердила свою эффективность система резервирования финансовых и материальных ресурсов , которая сформирована во всех субъектах Российской Федерации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

Хочу отметить, результативность и продуктивность оказания помощи пострадавшим в Сахалинской, Волгоградской, Мурманской областях, Приморском, Хабаровском, Краснодарском, Забайкальском краях, Республике Татарстан, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках.

Именно совместная и эффективная деятельность федерального центра и регионов нашей страны позволяет нам ежегодно сокращать количество чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров и других бедствий, уменьшая при этом гибель людей и потери.

В лучшую сторону по этим показателям отмечаются Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Красноярский и Краснодарский края, Курская, Свердловская, Кемеровская, Оренбургская, Ленинградская, Московская области и г. Москва.

Целесообразно и в дальнейшем осуществлять меры по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов на федеральном уровне и в регионах.

Во-вторых , создана мощная система реагирования на чрезвычайные ситуации и пожары.

В обеспечении защиты от бедствий и катастроф важную роль играет совершенствование технической оснащенности органов управления и сил МЧС России
и РСЧС, ведение активной инновационной деятельности.

Слайд № 6

В 2015 году Россия столкнулась с рядом крупномасштабных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и пожаров . При ликвидации их последствий были задействованы все силы РСЧС.

Это сложные природные пожары в различных регионах Сибири, затопление судов в морях, обрушения зданий, крупные дорожно-транспортные происшествия
и многие другие чрезвычайные ситуации и пожары.

Слайд № 7

Беспрецедентной стала операция по реагированию в связи с крушением самолета Аэробус A-321 над Синайским полуостровом. В кратчайшие сроки была организована оперативная переброска сил и средств МЧС России со всем необходимым оборудованием, снаряжением и техникой для проведения поисково-спасательных работ в сложнейших климатических условиях . Спасателями было оказано всестороннее содействие Межгосударственному авиационному комитету и другим органам при проведении следственных мероприятий. В максимально короткие сроки была организована доставка граждан России и их багажа из Египта. Эта масштабная комплексная работа продемонстрировала результативность взаимодействия всей системы РСЧС .

Эффективность РСЧС была продемонстрирована и на территории Крымского федерального округа, где в условиях полного прекращения поставок электроэнергии была обеспечена жизнедеятельность населения и налажена работа социально-значимых объектов.

Слайд № 8

Особое внимание уделяется Арктической зоне Российской Федерации, которая практически полностью прикрыта пожарно-спасательными подразделениями МЧС России. Создаются комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России, продолжается работа по наращиванию численности и возможностей арктической группировки сил и средств МЧС России.

Слайд № 9

Хочу отметить большую работу по всестороннему жизнеобеспечению населения Юго-Востока Украины и лиц, вынужденно покинувших её территорию.

И во всей этой работе неоценимая помощь была оказана регионами нашей страны . Благодаря совместным и слаженным действиям были созданы необходимые условия для стабилизации социально-экономической обстановки , тем самым не допущена гуманитарная катастрофа в данных регионах.

Слайд № 10

Учитывая тенденции современного мира, энергично развиваются авиационно-спасательные технологии , беспилотная авиация и робототехника , перспективные средства инженерной, радиационной и химической защиты населения и территорий в ЧС, обеспечения пожарной безопасности.

При этом значительное внимание уделяется взаимодействию МЧС России с Российской академией наук, отраслевыми научно- исследовательскими организациями и национальными исследовательскими университетами по следующим направлениям:

Первое. Разработка новых средств и технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
в том числе средств коллективной и индивидуальной защиты.

Второе. Развитие и внедрение автоматизированных систем поддержки принятия решений органами управления РСЧС, комплексной системой техногенной безопасности и защиты населения и территорий Российской Федерации, системы оповещения и информирования населения, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Третье. Разработка новых образцов пожарно-спасательной техники и оборудования в рамках реализации программы импортозамещения.

Четвертое. Внедрение новейших достижений науки и техники в области создания антропоморфной робототехники, новой элементной базы, нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий для решения прикладных задач в области обеспечения безопасности защиты населения
и территорий.

Слайд № 11

Также важным направлением является активное развитие беспилотной авиации , которое позволит с высокой эффективностью осуществлять мониторинг и разведку территории субъектов Российской Федерации. В прошлом году созданы центры беспилотной авиации во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Они позволили перейти на качественно новый уровень проведения всех видов воздушной разведки, мониторинга и поисково-спасательных работ.

Ключевой задачей внедрения новых технологий и образцов техники станет сокращение времени реагирования и повышение готовности пожарно-спасательных подразделений и эффективности их борьбы за сохранение жизни и здоровья граждан, а также обеспечение безопасности самих спасателей
и пожарных.

Слайд № 12

  • реализованы современные подходы предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также оказания помощи пострадавшим.

Оценивая опасности и риски РСЧС на сегодняшнем этапе должна развиваться от принципов оперативного реагирования к принципам профилактики , управления рисками и уменьшения опасности бедствий.
Для повышения системы реагирования требуется комплексное взаимодействие и профильных профессиональных служб - МЧС России, МВД России и Минздрава России. Необходимо динамично развивать общественные организации и объединения .
Сегодня это – «Российский союз спасателей» (Россоюзспас), Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО) и сотни различных общественных организаций, которые работают в сфере безопасности жизнедеятельности населения, а также добровольцы.

Развитие РСЧС определяется использованием современных форм и методов предупреждения и реагирования на бедствия и уровнем ее технической и технологической оснащенности .

Все основные планы и программы по совершенствованию РСЧС подготовлены и реализуются в рамках утвержденной Стратегии национальной безопасности. Также выполнены положения Государственной программы защиты населения и территорий, Плана строительства сил и средств МЧС России и ряда других важных документов.

В ближайшие годы с учетом экономических условий финансовые и материальные ресурсы должны быть сосредоточены на задаче проведения эффективных мероприятий по сбалансированному развитию системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров и территориальных подсистем РСЧС.

Слайд № 13

Важно опережающими темпами развивать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наращивать систему космического мониторинга . Сегодня в этой сфере наблюдается серьезный мощный прорыв, причем работает наша отечественная техника, технологии и специалисты.

Система космического мониторинга уже показала свою эффективность в решении задач защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, паводками и другими катаклизмами.

В интересах увеличения объемов, улучшения качества и повышения оперативности получения космической информации МЧС России активно развивает межведомственное сотрудничество в этой области.
Так, в октябре 2015 г. запущен в работу совместный центр приема космической информации на базе Главного управления МЧС России в Мурманске. Аналогичные центры планируется развернуть в городах Дудинка и Анадырь, создание которых позволит контролировать Арктическую территорию Российской Федерации.

Для реализации возрастающей потребности МЧС России планируется:

создать комплексную многофункциональную систему космического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и внедрить его в систему сети наблюдения и лабораторного контроля для прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

оснастить ЦУКСы территориальных органов МЧС России аппаратно-программными средствами приема (получения) и обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса для включения в Единую территориально-распределенную информационную сеть.

провести поисковые исследования и разработать системный проект по созданию и развитию космического сегмента единой системы предупреждения и парирования астероидно-кометной опасности.

Слайд № 14

Особенно остро востребована система космического мониторинга в период весеннего половодья, летне-осенних паводков и пожароопасный период.
С его помощью осуществляется оперативный контроль более 3 тысяч паводкоопасных участков на территории России.

Опыт крупномасштабных наводнений прошлых лет показал, что одним из основных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями, является контроль состояния гидротехнических сооружений , в том числе бесхозяйных.

Организован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности бесхозяйных ГТС и сокращение их количества . В результате проделанной работы в 2015 году уменьшили число бесхозяйных ГТС на 981 сооружение (21,9%). Планируем продолжить работу по данному направлению.

Ежегодно проводятся превентивные и профилактические мероприятия, направленные на снижение риска негативного воздействия паводковых вод на населенные пункты и объекты экономики. В субъектах Российской Федерации создан весь необходимый резерв материальных и финансовых ресурсов для обеспечения этих мероприятий.

Прошлый год вскрыл ряд проблем в организации предупреждения и тушения лесных пожаров , а также ликвидации их последствий. Несмотря на предпринимаемые меры, природные пожары в Сибирском федеральном округе и ряде других регионов привели к потере жилья и объектов социальной инфраструктуры.
К сожалению, не удалось избежать и гибели людей.

Причинами этому послужили не только сложные погодные условия, но и ряд нерешенных проблем в области защиты от природных пожаров.

Обращаю внимание на положительный опыт применения нового комплексного подхода к профилактике, а там, где было необходимо к тушению природных пожаров на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с привлечением сил всех территориальных подсистем субъектов Российской Федерации.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации МЧС России продолжает проводить системную работу для устранения выявленных недостатков и направленную на соблюдение норм законодательства в области лесных отношений и выполнения профилактических мероприятий.

Благодаря комплексному подходу к существующим рискам выстроена эффективная система «непрерывности технологического цикла прогнозирования» , при которой каждый последующий вид прогноза уточняет предыдущий. Это позволит снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизировать материальный и финансовый ущерб от катастроф.

Слайд № 15

В последние годы МЧС России проведена значительная работа в области совершенствования государственных надзоров , повышения их роли в современных условиях, ориентированных, прежде всего, на профилактическую работу. При планировании государственного надзора используется система оценки рисков потенциальной опасности видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами.

В этой связи, внедрен и используется риск-ориентированный подход при осуществлении соответствующих мероприятий по надзору. Создана модель риск-ориентированного метода проведения проверок , исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности для населения и территорий.

Таким образом, мероприятия по контролю в текущем году в основном коснутся только учреждений социальной сферы, образования, здравоохранения, а также критически важных объектов для национальной безопасности страны. Примерами успешного внедрения риск-ориентированного подхода в пилотных зонах реализации новой модели контрольно-надзорной деятельности являются Республика Татарстан, Краснодарский край, где уже сегодня налицо высокие результаты повышения качества контрольных мероприятий и сокращения проверок.

Планируем продолжать мероприятия по сохранению устойчивого безопасного функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов, проработать и нормативно закрепить требования, предъявляемые к таким объектам.

Организована работа по проведению профилактических осмотров объектов защиты по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения административных процедур принудительного характера. Главным результатом таких мероприятий будет являтьсяработа
по устранению нарушений в ходе осмотра.
Важно, что в этом случае инспектор будет выступать как консультант и помощник.

Для субъектов малого бизнеса введены «надзорные каникулы» - запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на три текущих года.

Также МЧС России внедряет новые подходы институтов негосударственного контроля , таких как добровольное декларирование пожарного риска, независимая оценка риска и другие.

Внедрение новой системы государственных надзоров МЧС России позволяет снижать нагрузку на представителей малого и среднего бизнеса , региональные и муниципальные органы власти . При этом внимание акцентируется на объектах с массовым пребыванием людей, а также представляющих наибольшую опасность для граждан.

МЧС России продолжит внедрение новых подходов по профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также активно развивать и внедрять в практику систему прогнозирования опасностей и угроз.

Слайд № 16

В-четвертых, сформирована и функционирует система антикризисного управления.

Большую роль в защите населения и территории играет созданная вертикаль системы антикризисного управления , стержнем которой является Национальный центр управления в кризисных ситуациях .
На федеральном уровне он осуществляет общую координацию центров управления в кризисных ситуациях и Единых дежурно-диспетчерских служб на территориях.

НЦУКС внедряет современные технологии управления, формирует базы данных, программы.

В январе этого года индийская делегация во главе с премьер-министром Нарендрой Моди посетила НЦУКС. Сотрудничество МЧС России и МВД Индии развивается по ряду направлений. Подготовлен ряд документов, совместных планов, которые планируется обсудить и утвердить в первом полугодии 2016 года.

Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России обладают мощными ресурсами прогнозирования . Функционируют секторы космического мониторинга, моделирования и поддержки принятия решения, обеспечивается координация всех органов управления и сил РСЧС. Организовано взаимодействие и информационный обмен между федеральными структурами, органами власти регионов и местного самоуправления.

МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непрерывно совершенствует свою деятельность по развитию и оптимизации систем управления, сил и средств , предназначенных для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Созданы современные ЦУКСы в Московской и Мурманской областях, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Татарстане и Ингушетии.

Повышается значимость деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям регионов . Это управленческие структуры, обеспечивающие регулирование, взаимодействие и обеспечение энергичной работы при катаклизмах. В городе Санкт-Петербурге, Алтайском крае и в других субъектах их лично возглавляют высшие руководители региона.

Следующим шагом в этой работе мы видим консолидацию финансового, материально-технического и кадрового потенциалов , которая обеспечит дальнейшее развитие взаимодействия между МЧС России и регионами страны в новых экономических условиях.

Немаловажным аспектом является укрепление взаимодействия в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций трансграничного характера , и в этом направлении проводится большая системная работа.

В перспективе будем активно модернизировать НЦУКС и задействовать его возможности для обеспечения решений социальных, экономических и других проблем в регионах страны. Внедрять новые информационные и телекоммуникационные продукты, отечественные технологии в сферу управления.
Это придаст мощный импульс в реализации современных идей и подходов МЧС России.

Слайд № 17

В-пятых, совершенствование международной кооперации системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Прошлые годы были также отмечены переходом на новый уровень международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В 2015 годуМЧС России возглавило межведомственную делегацию от российской стороны в третьей Всемирной конференции ООН (г. Сендай, Япония). Результатом совместной работы послужило принятие Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий.

Для дальнейшей реализации основных направлений принятой программы в октябре 2015 года в Москве проведен Международный конгресс управления рисками катастроф и стихийных бедствий.

Выработанные в ходе его работы приоритетные направления задают вектор нашего развития. Это позволит России подтвердить свой статус государства-лидера в области уменьшения опасности бедствий и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на современные экономические условия и сложную геополитической обстановке Россия сохраняет тренд в гуманитарном чрезвычайном реагировании и продолжает последовательно продвигать инициативу по развитию сетей антикризисного управления. Они будут служить основой для создания международного механизма преодоления чрезвычайных ситуаций и оказания помощи людям в районах бедствий.

Планируем и в дальнейшем продвигать интересы России и внедрять современные подходы в сфере международного сотрудничества. По-прежнему основополагающим принципом остается – МЧС России приходит на помощь пострадавшим в любой точке земного шара.

Слайд № 18

В-шестых, развитие пожарно-спасательных гарнизонов, деятельность которых впервые регламентирована федеральным законодательством.

МЧС России ведет непрерывную работу по совершенствованию и развитию всех видов пожарно-спасательных подразделений . В этом году будут переоснащаться и создаваться новые подразделения на Дальнем Востоке, в Сибири, в Заполярье, в Калининграде, на вооружении которых стоят высокотехнологичные средства спасения, современное оборудование и экипировка.

Хочу отметить, что 2016 год в системе МЧС России и в целом в РСЧС объявлен Годом пожарной охраны, совместно с регионами спланированы новые масштабные шаги по развитию пожарной охраны.

В целях развития сил противопожарной службы и реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации необходимо :

Создать специализированные пожарно-спасательные части, способные выполнять задачи по тушению крупных пожаров и проведению различного вида аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации.

Завершить работу по развитию группировки сил и средств МЧС России на территории Крымского полуострова.

Прикрыть особо важные для национальной безопасности страны объекты экономики, в том числе, объекты атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической отрасли.

Сформировать аэромобильную группировку для реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиационных технологий.

Укрепить реагирующие подразделения МЧС России, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Обеспечить деятельность центров беспилотной авиации и оснастить их современными беспилотными летательными аппаратами.

Развить подразделения федеральной противопожарной службы для прикрытия объектов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, кубка конфедерации FIFA 2017 года, а также XXIX (29) Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Кроме этого, до конца года будет создан Корпус сил добровольной пожарной охраны . Каждый населенный пункт, независимо от его величины, количества жителей, удаленности от районного центра будет прикрыт подразделением пожарной охраны.

Следует отметить, что комплексный системный подход по развитию всех видов пожарной охраны позволит повысить эффективность системы реагирования на чрезвычайные ситуации, пожары и другие бедствия. Благодаря чему будет гарантировано обеспечена помощь и поддержка каждому человеку, оказавшемуся в беде или в трудной жизненной ситуации.

Слайд № 19

В-седьмых, развитие системы гражданской обороны и защиты населения.

В связи с появлением новых видов угроз и опасностей сформирована современная система гражданской обороны, продолжается работа по развитию её сил и средств, в том числе нештатных и специальных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Внедряется комплексная защита населения , направленная на реализацию принципа «защита обеспечена дома» , которая предусматривает всестороннее обеспечение безопасности людей в местах проживания и на работе.

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 июля 2015 г. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, организована переработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации с учетом современных требований.

Меры по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны рассмотрены иодобрены на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 сентября 2015 года.

Подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке проект основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года, в котором определены основные направления развития с учетом нового облика гражданской обороны .

В соответствие с современными вызовами приведены подходы к предоставлению населению средств коллективной и индивидуальной защиты, сокращены в разы требования к объемам ресурсов гражданской обороны, накапливаемых в запасах, а также эвакуации населения. Это позволяет регионам экономить сотни миллионов рублей ежегодно и внедрять новый формат гражданской обороны.

Продолжается работа по нормативному техническому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения. В ближайшее время будет выпущен Технический регламент Евразийского экономического союза по безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны. Его принятие защитит отечественного производителя.

Все это должно привести к сокращению расходов бюджетов всех уровней, повышению эффективности выполнения мероприятий по гражданской обороне, и в целом, укрепит оборонный потенциал страны и социальную защищенность населения.

Слайд № 20

В-восьмых, совершенствование системы подготовки населения.

От уровня подготовки и культуры безопасности жизнедеятельности граждан напрямую зависит обеспечение защиты населения и территории страны.

В последние годы сформирована Единая система подготовки и обучения населения . В нее входят ВУЗы МЧС России, учебные центры федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методические центры по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, курсы гражданской обороны муниципальных образований, учебно-консультационные пункты и иные образовательные организации.

В 2015 году подготовку прошли более 256 тыс . руководителей всех уровней, около 67 млн. работников организаций и неработающего населения, свыше 9 млн. учащихся.

Совершенствуются существующие и внедряются новые эффективные, формы, методы и технологии подготовки населения с учетом новых видов угроз, в том числе с использованием IT-технологий.

Особое внимание уделяется обучению подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности . На различных уровнях проведено более 24,7 тысяч тематических мероприятий , соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник». В них приняли участие более 2,7 млн. обучающихся . Всероссийские соревнования «Школа безопасности» уже не первый раз проводились на территории Липецкой области. Победителями в 2015 году в двух возрастных группах стали команды г. Москвы . Команды Республик Марий Эл и Мордовии, Вологодской области, Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа – «Югра» неоднократно выступали на международных соревнованиях юных спасателей и пожарных, занимая призовые места.

МЧС России активно участвует в подготовке и проведении ряда молодежных образовательных форумах: «Таврида» в Республике Крым, «Территория смыслов» на Клязьме, «Селигер» в Тверской области.

Еще раз обращу внимание, что подготовка подрастающего поколения – это инвестиция в безопасность нашей России. Необходимо оказывать всестороннюю практическую помощь в их становлении и формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Уважаемые коллеги!

В 2015 году мы активизировали наши внутренние резервы и обеспечили рост развития МЧС России и РСЧС. Создали хороший задел на 2016 год и перспективу, доказав свою эффективность, значимость, открытость и близость к людям. РСЧС сегодня - это высокотехнологичная современная служба страны. Она является главной резервной системой на случай крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, бедствий и катастроф. Ее силы своевременно оказывают квалифицированную помощь и поддержку каждому, кто оказался в беде, и создают условия для стабильного социально-экономического развития страны и её регионов.

МЧС России во взаимодействии с территориальными подсистемами, субъектами Российской Федерации и дальше продолжит активную работу по развитию и совершенствованию РСЧС , улучшению реагирования и созданию системы безопасности жизнедеятельности населения, повышению защищенности граждан нашей страны.

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

WWW . I - U . RU

Е. И. Степанов

Отечественная конфликтология: современное состояние и задачи

// Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. СС. 6-17

Возникнув как самостоятельное научное направление на переломе 80-х -90-х годов, отечественная конфликтология на протяжении последующего де­сятилетия развивалась весьма интенсивно и добилась весомых результатов. Побудителем к ее интенсивному развитию служило прежде всего то весьма острое противоречие, обусловленное обстоятельствами как объективно-исто­рического, так и познавательного характера, которое в то время сложилось в стране вообще и в отражающем и обслуживающем ее нужды обществознании – в частности.

С одной стороны, начавшийся переход от тоталитаризма, централизован­ным насилием глушившего проявления общественных недовольств и неурядиц, к демократической культуре, допускающей «свободную игру» разнообразных социальных и индивидуальных интересов и устремлений, резко усилил дей­ствие конфликтогенных факторов во всех без исключения жизненно важных сферах и социальных институтах российского общества– политике и экономике, международных и межнациональных, семейных и бытовых отношениях, экологии и идеологии, образовании и культуре.

Нарастание числа и интенсивности конфликтных противоборств является общим правилом для переходных периодов общественного развития и нахо­дит свое объяснение и оправдание в том, что выражает сформированность и готовность определенных социальных сил к трансформации существующих отношений и структур, к установлению нового порядка вещей .

Однако, в условиях перехода от тоталитаризма к демократии в нашей стра­не эта общая закономерность проявилась с особой остротой. Ибо эскалация социальных конфликтов приобрела здесь такой уровень и такой размах, что вплотную подвела к критической черте, делая реально возможной социальную катастрофу с такими характерными для нее чертами, как потеря управляемо­сти, распад основных государственных и общественных структур, моральная и культурная деградация.

Эту «обвальную» конфликтность к тому же усугублял идеологический кри­зис, потеря единства основных ценностных ориентиров. Происходило не только массовое дистанцирование от прежней идеологии, оправдывавшей тоталитар­ный порядок, но и «расцветали все цветы» прежде подавлявшихся идейных течений, каждое из которых предлагало свое видение сути происходящих в об­ществе событий и свое понимание перспектив и способов надлежащей его трансформации.

К тому же этот «идейный разброд и шатания» развертывались одновременно с экономическим и политическим кризисом, с обострением межнациональных конфронтации и в тесной связи с ними, что определяло не только высокую степень остроты, но и сложный, комплексный характер многих конфликтных ситуаций.

Усилению социальной конфликтности в переходный период способствовал и ряд специфических личностных качеств, в массовом масштабе сложившихся у населения за десятилетия господства тоталитарного режима: смазанность, недифференцированность и рациональная непроявленность собственных лич­ностных интересов, упрощенность внутреннего духовного мира и ограничен­ность культурного уровня, широко распространившиеся взаимная нетерпимость и недоброжелательность и т. п.

Насколько реальна и близка обусловленная всеми этими факторами соци­альная катастрофа и к каким гигантским негативным последствиям она ведет, россиянам продемонстрировал развал Союза, еще за пару лет до него казавший­ся совершенно невозможным и явившийся неожиданностью даже для квалифи­цированных зарубежных экспертов. Он же отчетливо дал понять: оправданность нарастания конфликтности имеет свои внутренние ограничения, поскольку со­держит опасность подорвать устойчивость жизнедеятельности общества, сделать нестабильным обеспечение основных ее сфер и сторон, усилить хаотичность функционирования и изменения различных социальных органов и структур, всего общественного организма в целом. Тем самым собственное существование последнего и его способность к выживанию оказываются под вопросом.

Существует, следовательно, объективная необходимость поставить нара­стающей в обществе конфликтности определенные ограничительные рамки, найдя для этого подходящие способы и средства. В соответствии с ней общество остро нуждается в средствах, предохраняющих его от чрезмерного «перегре­ва», обеспечивающих надежный и эффективный контроль за регулированием и разрешением возникающих конфликтных ситуаций.

Вместе с тем, сама общественная практика отчетливо показала, что это уже не могут быть средства, которыми пользовался тоталитаризм, стремясь справиться, а точнее – расправиться с конфликтами: репрессии, устрашение, переключение недовольства вовне или на «врагов народа», идеологическое «промывание мозгов», организация массового воспроизводства послушного и приверженного режиму типа личности и т. п. Такие средства все отчетливее обнаруживали не только свою несостоятельность (принципиально конфликты

не разрешая, а лишь подспудно их накапливая и усугубляя), но и растущую конфликтогенность, поскольку встречали все более активное сопротивление и моральное осуждение в массовом сознании и поведении. Единственно на­дежными и эффективными способами и средствами, совпадающими с задачами демократизации общественных процессов и отношений, в сложившихся условиях становились внимательное изучение и оценка настроений и поведения населения, устремлений его различных групп и слоев и адекватное их выражение в соот­ветствующих законодательных актах, управленческих решениях и политических действиях, призванных их соотнести и согласовать.

Отсюда вполне понятен тот пристальный интерес к проблеме происхождения, развертывания, регулирования и разрешения разного рода конфликтных ситуаций в обществе, который стали в этой ситуации проявлять российские обществове­ды всех «мастей» – социологи и экономисты, философы и юристы, психолога и педагоги, культурологи и специалисты по национальным отношениям. По­всеместно начали возникать ассоциации, центры, группы по конфликтологии, по разработке и внедрению «социальных технологий», нацеленных на контроль и разрешение разного рода кризисных и конфликтных положений. Их уси­лия и активность привлекали в первую очередь все те «горячие точки», где оказывалась особенно высокой общественная «температура», требуя для своей нормализации терапевтических мер и посреднического участия.

Но эта объективно обусловленная активность быстро обнаружила другую – субъективную, познавательную сторону рассматриваемого противоречия – от­сутствие развитой конфликтологической теории, которая помогала бы и облег­чала общественному сознанию и общественной практике выработку и освоение эффективных средств и способов адекватного осмысления возникающих кон­фликтных ситуаций, эффективного социального контроля за их протеканием, их предупреждения или разрешений с помощью применения соответствующей «социальной терапии». Одной из основных причин этого являлось настойчи­вое навязывание тоталитарной идеологией в предшествующий начавшемуся переходу период представления о «бесконфликтности» советского общества в противовес «вечной конфронтации» присущих капитализму антагонисти­ческих сил. Господство подобной идеологической позиции почти полностью блокировало как попытки применить конфликтологический подход к анали­зу нашей общественной жизни, так и использование для этого достижений зарубежных исследователей, поскольку выставляло и то, и другое в качестве опасного сползания на идейную почву чуждых мировоззренческих установок «буржуазного сознания».

Естественно, что в новых условиях этот существенный пробел в социаль­ном познании потребовал своего энергичного преодоления. Разработка кон­фликтологической проблематики, осмысление природы и функций социальных конфликтов, особенностей их детерминации, влияния различных объективных и субъективных условий и факторов, обоснование механизмов и методов их эф­фективного предупреждения, регулирования и разрешения приобрели поэтому большую актуальность и значимость. Тем более, что мировой опыт, в осо­бенности достижения развитых демократических стран, где конфликтологиче-ские исследования получили не только статус важного научного направления, но и прочную организационную основу, показывал: наращивание теоретиче­ского и практического потенциала конфликтологии, повышая компетентность в анализе складывающихся конфликтных ситуаций, их оценке и разрешении, спо­собно стать важным фактором стабилизации и демократизации общественных процессов и отношений.

С учетом всего этого, отечественными обществоведами с начала 90-х годов был развернут интенсивный процесс осмысления того, чем вызываются и под действием каких детерминант возникают конфликтные ситуации в различных сферах общественной жизни и деятельности. Каковы их основные типы, идео­логические, социально-психологические, культурологические, экономические и другие параметры. Какими личностными чертами, особенностями сознания и поведения отличаются их активные участники. Что содействует, а что препят­ствует предупреждению и профилактике негативных конфликтных противодей­ствий, тормозящих демократическое развитие общества. Что, со своей стороны, способно поддержать позитивные противоборства, помогающие общественно­му прогрессу. И как ввести любой конфликт, его протекание и разрешение в возможно более цивилизованные и гуманные формы, не ущемляющие прав и достоинства ни одного из его участников.

Весь этот круг проблем и составил предмет конфликтологических ис­следований. Конфликтология, как совокупность этих исследований, обеспечивая по мере их развертывания конфликтологический мониторинг важнейших обще­ственных процессов и отношений, отслеживание того, как зарождаются и раз­вертываются конфликтные ситуации, каковы их зоны и стадии напряжения, «болевые точки» и т. п. и предлагая на этой основе адекватные и действенные управленческие решения и практические меры, благодаря всему этому, заявила о себе как необходимом условии и средстве демократизации общества переходно­го периода. И вместе с тем – как основе эффективного социального контроля за состоянием связанных с этим процессом социальных конфликтов.

Это отчетливое понимание тесной связи развития конфликтологического знания и его практических приложений с задачей демократизации российско­го общества составляет важную особенность отечественной конфликтологии, которая, по существу, развивается как конфликтология переходного периода от тоталитаризма к демократии, имеющая своей основной задачей осмысле­ние присущих ему противоречий и противоборств, а также путей и средств их эффективного регулирования и разрешения.

Другой важной особенностью отечественной конфликологии, выявившей­ся на протяжении ее десятилетнего развития, можно считать одновременное, параллельное развитие трех ее основных внутренних структурных подразделов – теоретико-методологического, концептуально-отраслевого и технологического.

В принципе конфликтологическому знанию присуща глубокая социаль­ная ангажированность, придающая ему преимущественно теоретико-прикладную направленность. Она обусловлена прежде всего тем, что социальные конфлик­ты представляют собой такие ситуации, активные участники которых больше всего заинтересованы не в самих по себе объяснении или прогнозе дальней­шего развития событий, а в обосновании приемлемого выхода из создавшегося положения. Поэтому конфликтологическое исследование по самой своей внутрен­ней природе не может ограничиться объяснительной или даже прогностической функцией, а обязано довести познание до реализации конструктивной функции – предложения надлежащих мер по преобразованию конфликтной ситуации.

Тем не менее, современная конфликтология на Западе, начало становлению и развитию которой положили классические работы Л. Козера и Р. Дарендорфа, обосновавшие естественность, атрибутивный характер социальных конфликтов и их позитивные функции в жизни общества, а продолжили этот анализ попыт­ки построения общей теории конфликтов (К. Боуддинг, Л. Козер и др.), лишь к началу 80-х годов – прежде всего в лице Дж. Бертона и его последователей – обратилась к проблематике эффективных практических технологий урегулиро­вания и принципиального разрешения конфликтов как основной и приоритет­ной для обеспечения действенности всего конфликтологического знания.

Отечественная конфликтология, в силу выше изложенных специфических обстоятельств, не могла себе позволить растягивать этот процесс накопления и использования конфликтологического знания во времени, а, наоборот, выну­ждена бьша максимально его концентрировать и интегрировать, внимательно осмысливая и то, что можно взять из имеющихся за рубежом разработок приме­нительно к тому, как подходить к изучению конфликтных ситуаций, условий, детерминант и механизмов их возникновения, и то, какие применять для этого методики, модели, сценарии, технологии и т. п. А также, кстати, то, как все это творчески переработать в соответствии с нашими собственными конкретными условиями и обстоятельствами, ибо, как быстро обнаружилось, без основатель­ной проработки этого круга проблем не могло быть обеспечено широкое и пло­дотворное развитие всей отечественной конфликтологаческой проблематики.

В этом отношении весьма показательна одна из первых удачных отече­ственных работ – коллективная монография, созданная под руководством вице-президента РАН академика В. Н. Кудрявцева и состоящая из трех отдель­ных книг. Каждая из этих книг как раз и посвящена анализу проблем, входящих в один из указанных структурных подразделов конфликтологии: ч. 1 – «Вве­дение в общую теорию конфликтов» (1993), ч. 2 – «Юридический конфликт: сферы и механизмы» (1994), ч. 3 – «Юридический конфликт: процедуры разрешения» (1995). А все они вместе решают задачу выведения конфликто­логического знания в конечном итоге на технологические проблемы реального практического регулирования и разрешения конфликтов в важнейших сферах общественной жизни, в данном случае – с сфере права, охватить и осмы­слить которую призвана юридическая конфликтология как одно из самых злободневных отраслевых направлений отечественных конфликтологических исследований в целом.

Впрочем, работы столь широкого охвата за пошедшее десятилетие по­являлись в отечественной конфликтологии не слишком часто. В этом плане с названным исследованием можно, пожалуй, сопоставить лишь коллективную монографию «Конфликты в современной России» (М., 1999), в которой автор­ский коллектив также ставил своей задачей широкий охват как зарубежного опыта, так и отечественных достижений в сфере не только общих методологиче­ских проблем конфликтологии, но и появившихся к этому времени различных отраслевых конфликтологии – политической, юридической, конфликтологии этно-национальных отношений, становления рыночных отношений и пред­принимательства и т. п., а также, разумеется, – их практически-прикладных аспектов. На основе их изучения в монографии сделан, в частности, тот важный и правомерный вывод, что основная задача отечественной конфликто­логии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как:

    принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-экономи­ческих, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфликтов;

    методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных, разрушительных для общества тенденций, форм и послед­ствий;

    способы цивилизованного разрешения конфликтов, содействующие ста­билизации и развитию общественных процессов и отношений.

Соответственно этому приоритетными задачами в исследовательской дея­тельности конфликтологов на ближайшую перспективу должны быть признаны:

    анализ мировоззренчески-методологических проблем и проблем общетеорети­ческого характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата;

    проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль «про­граммного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслежива­нии и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения;

    разработка организационно-методических и технологических проблем, обес­печивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории.

Ибо именно успешная реализация этой долговременной исследователь­ской и прикладной программы в различных дисциплинарных ответвлениях конфликтологического знания (политической и юридической конфликтоло­гии, конфликтологии труда, предпринимательства, образования, межнацио­нальных отношений, семьи и т. п.) только и позволит, наряду с налаживанием мониторинга, дающего представление о состоянии и динамике конфликтных ситуаций, возникающих в переходном обществе, осуществить практическое посредничество между различными группами населения, участвующими в них, а также между администрацией и населением и вместе с тем – критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти ситуации с целью их урегулирования.

Современная отечественная конфликтологическая литература в основном демонстрирует предпочтение работающих в этом научном направлении иссле­дователей, как правило, одному-двум из ее упомянутых выше структурных подразделов и аспектов.

Так, разработке мировоззренчески-методологических и общетеоретических проблем на протяжении последних лет посвящали свои работы Е. И. Васильева, О. Н. Громова, А. В. Дмитриев, А. И. Донцов, Е. А Донченко, В. В. Дружинин, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов, Д. П. Зеркин, Б. И. Краснов, В. Н. Ку­дрявцев, П. И. Куконков, Л. А. Нечипоренко, Э. Р. Тагиров и др. В своих ра­ботах, анализируя предмет и функции конфликтологии, природу социальных конфликтов, их причины и субъектов, типологию и механизмы, методы пре­дупреждения и разрешения, они вполне правомерно используют многие идеи из работ зарубежных исследователей, в особенности тех, что признаны класси­ческими и получили в научной литературе широкий резонанс. Это прежде всего концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера, «конфликт­ной модели общества» Р. Дарендорфа, «социологии конфликта» Л. Крисберга, «общей теории конфликта» К. Боулдинга, «структурного насилия и структурных конфликтов» И. Галтунга, «коллективных насильственных действий» Ч. Тилли, «поведенческой модели фрустрации-агрессии» Д. Долларда, «разрешения кон­фликтов на основе человеческих потребностей» Дж. Бертона и др.

Вместе с тем, как представляется, в методологический анализ конфликто-логической проблематики пока недостаточно вовлечен собственный эвристи­ческий потенциал отечественной социальной философии и обществознания, накопленный в предшествующий период их развития. Было бы большой ошиб­кой и потерей оценивать его весь целиком негативно и с порога отбрасывать «за ненадобностью».

Это особенно относится к проблемам понимания социальной деятель­ности, ее детерминации, противоречивой природы, целенаправленности, со­знательности и результативности. Речь идет прежде всего об использовании эвристического потенциала субъектно-деятельностного подхода к осмыслению проблем общественного бытия и общественного сознания. Его важные осо­бенности иj роль раскрыты в работах не только философов (Л. П. Буевой, Б. А. Вороновича, М. С. Кагана,. А. В. Маргулиса, Ю. К. Плетникова, В. Н. Сага-товского, В. П. Фофанова), но и социологов (М. С. Кветного, В. И. Приписнова, Ю.Н.Козырева, В. А. Ядова, Е.А.Якубы и др.), культурологов (В.И.Иванова, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др.), представителей общей и социальной психологии (К.А. Абульхановой, Б. Г.Ананьева, А. Н. Леонтьева и др.), эконо­мистов (В. С. Короля, В. М. Левина, Э. Ф. Межинской, Б. М. Мочалова и др.). Благодаря его применению проделан весьма широкий и разносторонний соци­ально-философский и частнонаучный анализ деятельностной сущности чело­века, системы и структуры человеческой деятельности и поведения, развернуто понимание таких важных для нужд конфликтологического анализа проблем, как специфика способа социального бытия, функционирование и развитие детерминант и механизмов основных сфер жизнедеятельности общества (эко­номической, социально-политической, духовной), как образ и качество жизни, система общественных отношений и общения, особенности социальной мо­тивации активности, специфика действия социальных законов, процесс труда, управления, образования, воспитания и т. п.

Адаптация всего этого богатого методологического и теоретического ма­териала к насущным задачам отечественной конфликтологии открывает воз­можность не только поставить последнюю на прочное мировоззренческое и общетеоретическое основание, интегрирующее в себе, наряду с зарубежными достижениями в осмыслении социальных конфликтов, собственный познава­тельный потенциал, но и критически осмыслить этот потенциал и выявить те его аспекты, которые требуют корректировки и дальнейшего развития.

Косвенным подтверждением того, что весь этот материал, имеющий сво­ей методологической основой субъектно-деятельностный подход к социаль­ной реальности, сохраняег свою актуальность и значимость для современной конфликтологической теории, служит то, что он тесно перекликается с теми проблемами, важными для развития социального познания вообще, социологи­ческого – в особенности, которые поставлены в середине 80-х гг. в прекрасной книге известного французского социолога Алена Турена «Возвращение человека

действующего» (1984). Эту тесную связь с данным методологическим подхо­дом можно почувствовать хотя бы из следующего положения в первой части книги, имеющей характерное заглавие – «Новое представление об обществен­ной жизни»: «Социальная жизнь может быть прежде всего охарактеризована как деятельность самопроизводства и самотрансформации, которые она осу­ществляет посредством своих инвестиций, если дать этому понятию более широкий, а не чисто экономический смысл. Ее характеризуют, далее, кон­фликты, связанные с борьбой за управление этими инвестициями, наличие все более и более живого сознания действующего лица – субъекта, которое дистанцируется от результатов своих инвестиций, признает их своими творе­ниями, размышляет над своей творческой способностью, выбирает в качестве главной ценности осознание и опыт самого себя в качестве субъекта и видит в других сходство с собой единственно в силу их способности быть субъек­тами. Здесь коренится единство социальной системы, оно представляет собой область, где производится историчность, представляющая смысл общественных конфликтов и основанная на сознании субъекта» .

Весьма основательную проработку в отечественной научной литературе получили концептуально-теоретические проблемы анализа социальнгох конфлик­тов в различных общественных сферах. В имеющихся публикациях их авто­ры, стремясь обеспечить адекватное осмысление, надежное прогнозирование и точную оценку этих проблем, а также отбор эффективных средств и спо­собов их разрешения, большое место отводят тому, чтобы определить общие функции и место данных социальных конфликтов в обществе, в том чи­сле и находящемся на переходном этапе своего развития, раскрыть общий характер взаимодействия реальных конфликтующих структур, основные осо­бенности наличного конфликтного сознания и поведения их представителей, роль и значение в их развертывании личностных качеств их активных участ­ников, применяемых ими стратегий поведения. Специфические проявления этих функций и характерных черт социальных конфликтов в такой важней­шей сфере общественной жизни, как производственно-трудовая прослеживают Ф. М. Бородкин, А. Р. Зайцев, Н. М. Коряк, В. О. Рукавишников, Т. С. Сули-мова, В. Н. Шаленко, Ю. Шерковин и др., внутренняя и внешняя политика и правовая деятельность – А. А. Гастев, А В. Глухова, Ю. А. Головин, 3. М. Зо­това, А. В. Кинсбурский, В. А. Кремешок, В. Н. Кудрявцев, М. М. Лебедева, Л. И. Никовская, Л. Н. Тимофеева, А, Н. Чумиков, Н. В. Щербакова и др., меж­национальные и межгрупповые отношения – В. А. Авксентьев, М. Н. Губогло, Л. М. Дробижева, В. Н. Иванов, М. В. Иордан, Э. А. Паин, В. Г. Смолянский, Е. А. Солдатова, В. А. Соснин, В. А. Тишков, П. Н. Шихирев и др.

В разработке организационно-методических и технологических проблем оте­чественной конфликтологаей также предприняты значительные усилия. В по­явившихся публикациях В. И. Андреева, А. Я. Анцупова, Н. В. Гришиной, О. Н. Громовой, Н. С. Данакина, А. И. Донцова, Л. Я. Дятченко, А. А. Ершо­ва, В. И. Журавлева, Ю. Д. Красовского, И. И. Лавриненко, М. М. Лебедевой, А. И. Пригожина, В. А. Соснина, Л. С. Троновой, В. П. Шипилова и многих Других речь идет главным образом о важных социально-психологических, конкретно-социологических, политико-правовых, регулятивно-управленческих и т. п. аспектах диагностики, прогнозирования, предупреждения и профилак­тики конфликтов, в том числе связанных с перестройкой и трансформацией общественных процессов и отношений. О необходимости формирования искус­ства спора, культуры полемики, организационных условий, внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений и взаимодействий в ходе их развертывания и разрешения. О специфических требованиях к ведению переговоров, к управле­нию разнообразными общественными коллизиями в целях их приемлемого для всех регулирования и разрешения. О способах участия населения в практичес­кой политике, в позитивном изменении производственно-трудовых, политико-правовых, информационно-образовательных, бытовых и других конфликтных ситуаций, его подготовке к этому с помощью игровых ситуаций и тренинговых процедур, обеспечивающих взаимную толерантность участников, их готовность к сотрудничеству, к партнерскому общению. О формировании соответству­ющих этим требованиям и задачам конфликтологических служб и структур и целенаправленной организации их регулирующего воздействия.

Сформировавшийся к настоящему времени кадровый потенциал оте­чественных исследователей-конфликтологов (прежде специализировавшихся в самых разных направлениях обществознания и человековедения), полностью охватить и охарактеризовать масштаб, состав и труды которого уже сейчас можно только в особом объемистом и многоаспектном исследовании (нужда в котором, думается, вполне назрела), а также достигнутые их совокупны­ми усилиями научные результаты, как представляется, составляют необходи­мое и достаточное исходное условие для дальнейшего успешного развития отечественной конфликтологии в качестве нового самостоятельного научного направления. Больше того, они же выступают основой для постепенного, но не­уклонного усиления ее междисциплинарного (или, по выражению Дж. Бертона, быть может, более точному, – «адисциплинарного») характера, определяемого самой природой ее предмета – реальных социальных конфликтов, испыты­вающих на себе влияние и имеющих своим внутренним содержанием самые разные факторы и аспекты – экономические и политические, воспитательные и образовательные, идеологические и психологические, этнические и социо-культурные и т. п.

Актера Василия Степанова, похоже, преследует злой рок. Выйдя из затяжной депрессии и вернувшись к съемкам, он получил тяжелую травму.

Восемь лет назад на экраны вышла экранизация романа братьев Стругацких, снятая Федором Бондарчуком. Об исполнителе главной роли Василии Степанове заговорили как о новом секс-символе нашего кинематографа. Но карьера актера оборвалась так же резко, как и началась. И такое впечатление, что все последующие годы он только и делает, что расплачивается за яркий взлет…

После «Обитаемого острова» Василий исчез: не снимался, не выходил в свет, не общался с журналистами. Причиной тому – начавшаяся у него депрессия. Пару лет назад он нарушил молчание и дал интервью, в котором рассказал, что четыре года сидит без работы, потому что в хорошие проекты его не зовут, гонорары потрачены, он расстался с девушкой, актрисой Дарьей Егоровой, и переехал к родителям.

Но прошлой осенью в «Инстаграме» Василия появились фото с киноплощадки. Как выяснилось, он снимается в фильме Алексея Пиманова «Танкисты» о Великой Отечественной войне.

«Играю советского офицера, роль эпизодическая, ничего тяжелого, без экшена, – поделился тогда Степанов с Woman`s Day. - Приглашать на пробы стали после того, как мы с родителями выступили на телевидении. Сейчас периодически хожу на кастинги. Новых ролей, естественно, жду, но сниматься в больших проектах сильно не рвусь. Сейчас нужно освоиться в профессии. Но вижу себя только актером, я же театральное училище окончил, у меня диплом есть. Других перемен пока нет, семью создать не успел, живу с родителями».

И вот новая беда: Василий упал и получил переломом тазобедренной кости и двух позвонков, и теперь ему придется заново учиться ходить.

«Несчастье произошло в середине декабря, – рассказал изданию „СтарХит“ приятель актера Владислав. - Вася вместе с друзьями возвращался домой из гипермаркета, они покупали подарки к Новому году. На улице тогда было очень холодно, и вся слякоть заледенела. Около подъезда Вася поскользнулся, упал на спину прямо на ступеньки и встать уже не смог! Врачи приехали уже через 10 минут. Ну а в больнице после обследования и рентгена поставили диагноз».

Фото: кадр из фильма «Обитаемый остров»

В СМИ тут же записали актера в инвалиды. Однако журналистам Woman’s Day удалось дозвониться до родных Степанова.

«О какой инвалидности речь? - удивился вопросу родной брат Василия Максим Степанов. - Точно не могу утверждать, я не врач, но сам доктор особо не говорит. Но не настолько все серьезно. Да, там поврежден позвоночник, два позвонка, но они не влияют на функциональную его деятельность. И таз. На данном этапе собираются ставить корсет. Вчера говорили про операцию, но она, видимо, уже не нужна. Во вторник должна была быть операция и лечащий врач говорил нам об этом. Но все оказалось возможным без хирургического вмешательства. Узнаем точно только завтра-послезавтра».

Максим также отметил, что Василий лежит уже больше 33 дней. Все это время семья старалась сохранить случившееся в секрете.

«Лежать в больнице столько времени ему тяжело. Никакого особого настроя нет. Мы прикладываем все усилия, чтобы он больше веселился. Вроде положительно. Но у него лежачее состояние, врачи не разрешает ходить, – отмечает мужчина. - Вы не переживайте, у него хороший врач, кандидат медицинских наук. Нам звонят очень многие, предлагают помощь, спасибо им огромное! Но пока справляемся своими силами. Съемки отложены, и нельзя прогнозировать, когда он снова начнет работать. Мы регулярно приезжаем, навещаем. Невеста рядом с ним, конечно! Он нашел работу, несмотря на все эти тяжелые периоды… И тут такое…»