Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение! Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.

Дети 5–6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других поэтов).

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X.К. Андерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева "Малыш и Жучка"; А. Гайдар "Чук и Гек"; Л. Толстой "Косточка"); произведения о взаимоотношениях в мире людей и животных (Л. Толстой "Лев и собачка"; Г. Снегирев "Отважный пингвиненок" и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С. Георгиев и др.).

Уже в средней группе вводится чтение "толстой" книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к "толстой" книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков "Волшебник Изумрудного города"; Т. Александрова "Домовенок Кузька"; Л. Пантелеев "Рассказы о Белочке и Тамарочке" и т. п.).

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы.

В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова "Крупеничка" предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами-семенами).

Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения о содержании книги. Например: "Новая сказка Бориса Заходера называется "Серая звездочка". Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?"

Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.

Вопросы воспитателя.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.

Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова "Серебряное копытце". Затем он показывает рисунок. "Это не он, – говорят дети, – у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток". Воспитатель еще раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящх фантиков (комочки).

Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.

Чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:

– рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: "Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы" (К. Паустовский "Кот-ворюга");

– рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: "Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты… (краса ее прибавлялась) " ("Финист – Ясный сокол", русская народная сказка). Или: "Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся… (добрым людям на радость) ! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты… (всем людям на угоду) !" (Н. Телешов "Крупеничка");

– драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александровой "Домовенок Кузька").

Домовенок . Дряпать тоже не будешь?

Наташа . А что такое дряпать?

Домовенок (смеется, прыгает, веселится) . Дряпать – это царапаться.

Наташа . Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.

Домовенок . А свориться не будешь?

Наташа . Свориться – это что?

Домовенок (прыгает, пляшет, причитает) . Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – все попусту, что ни спросишь – все без толку!..

Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное от занятий время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: "Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется "Заяц-хвастун"?" (русская народная сказка, обработка О. Капицы).

Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.

Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: "Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…"

Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

И я там был,

Мед, пиво пил,

По усам бежало,

В рот ни капли не попало.

Или концовкой из сказок А. Пушкина: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!"

Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).

В списках литературы много стихотворений, посвященных природе. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседневной жизни (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом облака.

И. Бунин "Первый снег"

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

А. Пушкин "Евгений Онегин"

В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания и для чтения в лицах.

Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3–5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.

Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример.

"Чудесное стихотворение, не правда ли? – спрашивает педагог, прочитав стихотворение И. Сурикова "Зима". – Что в нем необычного, что вам особенно запомнилось?

Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.

Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: "Всю ночь падал снег, и под утро снегом… (поле забелело, точно пеленою все его одело) ".

Три-четыре ребенка повторяют отрывок.

Педагог читает стихотворение полностью.

Третье четверостишие – самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием "Спрашиваю – отвечай!": "Темный лес, что шапкой принакрылся чудной"? Вопрос адресуется 3–4 детям, запоминающим стихи медленнее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.

Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: "Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?"

Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: "Волшебные сказки", "Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!", "Книги любимого писателя", "Эти удивительные животные!", "Небывальщина да неслыхальщина", "Веселые стихи" и т. д.

В планы занятий можно включить:

Викторины ("Из каких произведений эти отрывки?");

Драматизации небольших отрывков из 1–2 произведений (готовятся заранее);

Выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, русская народная сказка

Мойся, Ворчунишка,

Косолапый Мишка,

Чтобы Мишка чистым был,

Надо, чтобы Мишка мыл

Коготки и пятки,

Спинку, грудь и лапки.

Т. Энгер "Приключения в лесу Елки-на-Горке"

Чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);

Конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского "Муха-цокотуха" детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

Появляется Муравей.

Муравей . Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха… Она… Муха…

Все . Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!

Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.

Муравей . Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.

Все . Что? Эка невидаль – муха по полю пошла. Пусть идет.

Муравей . Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.

Все . Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое – денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!

Муравей . Пошла муха на базар и купила самовар.

Все . Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!

Муравей . А вон и она.

Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.

Муха . Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.

Все . Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.

Планирование занятий

"Программа воспитания и обучения в детском саду" в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.

В таблице указаны номера занятий, на которых решаются конкретные программные задачи.

Планы занятий

В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Викторовна Гербова
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа по приобщению детей к художественной литературе печатается по тексту книги "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. "Дети раннего возраста в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие "Приобщение детей к художественной литературе" продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

Программа

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа
(от двух до трех лет)

Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста .

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа ("Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп").

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

Для чтения детям

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки. "Наши уточки с утра…"; "Пошел котик на Торжок…"; "Заяц Егорка…".

Сказки. "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского

Фольклор народов мира "Три веселых братца", пер. с нем. Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый", лит., обр. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. "Мишка", "Грузовик" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит"; В. Берестов. "Большая кукла"; Г. Лагздынь. "Петушок"; С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; Э. Мошковская. "Приказ" (в сокр.); Н. Пикулева. "Лисий хвостик"; К. Чуковский. "Федотка".

Проза. Л. Толстой. "Спала кошка на крыше…", "Был у Пети и Миши конь…".

Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. "Все спят", пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. "Наша Маша маленька…"; "Чики, чики, кички…", "Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу".

Сказки. "Теремок", обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира "Котауси и Мауси"; англ., обр. К. Чуковского; "Ой ты заюшка-по-стрел…"; пер. с молд. И. Токмаковой.

Консультация для родителей:

"ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей напрямую связано с получаемой ими духовной пищей .

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.

Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу.

Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Грамотного читателя-слушателя выделяют познавательные интересы, образная речь, умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом. У таких детей лучше развиты память, внимание и воображение.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Приобщая ребенка к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст свои плоды.

В процессе общения с детской литературой взрослые заметят, Как меняются их взгляды на природу детства, как все то, что раньше казалось незначительным, наполняется глубоким смыслом.

Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от усидчивости ребенка, его интереса к читаемому.

Как обычно детям нравится небывальщина, нелепицы, потому что им по душе юмор, а еще им доставляет огромное удовольствие перевертывать события, восстанавливая реальные связи и отношения.

В этом очень помогает книга «Звуки на все руки» Иванковой. Такие небылицы как «Донья Ерундина», «Во саду ли в огороде». Дети слушают, к удивлению быстро запоминают, используют в общении между собой.

Слова легко ложатся на знакомые детям мелодии, поэтому дети их могут напевать. Этот прием помогает детям, у которых еще нет чистого произношения, присутствуют паузы в речи, заикание.

Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель, родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение не должно быть скучным, а наоборот занимательным.

Если дети уже знают стихи русских поэтов – можно предложить послушать записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов, поговорить о чем стихи, какие слова описания подобрал поэт.

Чтобы дети внимательно слушали друг друга, используется прием-рассказывание цепочкой. В этом случае каждый ребенок проживает происходящее событие от начала до конца. Знакомые рассказы, сказки для повторения можно предложить детям в форме игр-драматизаций, инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа: изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание увидеть результат.

В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко их перенося на другое содержание. Все эти мероприятия обязательно повысят интерес к художественной литературе.

литературе.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Предлагаем методическую разработку педагогического совета по теме “Ребенок и книга”. В приложении представлен план тематической проверки “Ознакомление дошкольников с художественной литературой”, анкета для родителей, кроссворд для педагогов.

Педагогический совет “Ребенок и книга”

Подготовка к педагогическому совету:

Консультации для педагогов “Уголок книги в детском саду”, “Организация чтения художественной литературы”.

Тематическая проверка “Ознакомление дошкольников с художественной литературой”. (Приложение 1 )

Консультация для родителей “Литературное воспитание ребенка в семье”.

Анкетирование родителей “Воспитание интереса и любви к книге”. (Приложение 2 )

Открытый просмотр занятия по ознакомлению с художественной литературой в выпускной группе “Цыплята” по теме “Путешествие по страницам книги”.

Подбор вопросов и составление кроссворда для деловой игры.

Оформление мультимедийной презентации к педсовету.

Домашнее задание” (педагогам для самостоятельного изучения).

Изучить раздел “Художественная литература” в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;

Подобрать высказывания великих людей (педагогов, писателей, ученых) о значении книги в развитии и воспитании человека;

Изучить вопросы: “Круг детского чтения. Принципы его формирования”, “Анализ художественного текста”, “Как сформировать книжный уголок”, “Как рассказать детям биографию автора”.

Повестка дня

Вступительное слово.

Об итогах тематической проверки “Ознакомление дошкольников с художественной литературой”.

Дискуссия по результатам анкетирования родителей “Воспитание интереса и любви к книге”.

Деловая игра “Эрудит”.

Ход педагогического совета

Часть 1

Вступительное слово заведующего детским садом.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Часть 2

Об итогах тематической проверки “Ознакомление дошкольников с художественной литературой” рассказывает старший воспитатель. План тематической проверки представлен в (приложении 1).

Часть 3

Дискуссия по результатам анкетирования родителей “Воспитание интереса и любви к книге”. Воспитатели каждой возрастной группы делятся впечатлениями о результатах анкетирования родителей “Воспитание интереса и любви к книге” (приложение 2 ).

Участникам педсовета предлагается познакомиться с ответами родителей каждой возрастной группы.

Часть 4

(Проводится деловая игра с педагогами “Эрудит”. Педагоги делятся на две команды, каждая из которых расположена за своим игровым столом.)

I. Представление команд: название, девиз, эмблема.

II. Разминка.

“Кто больше”. Команды поочередно называют высказывания выдающихся людей о книге. Определяется команда, подобравшая больше количество высказываний.

Варианты ответов:

Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А.Флерина )

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В.А. Сухомлинский)

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаков, нар. худож. России)

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)

IV. Задание: прочтите программные задачи, определите возрастную группу. (Задание составлено на основе “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным. (Средняя группа)

Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. (1 младшая группа)

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок. (2 младшая группа)

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (Подготовительная группа)

Учить определять жанр произведений. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. (Старшая группа)

V. Задание “Цепочка”.

Команды выполняют задание поочередно. Представители первой команды выстраиваются в шеренгу, им предлагается ответить на вопрос “Книжный уголок в детском саду”. Все члены команды по цепочке раскрывают заданную тему.

Вторая команда отвечает на вопрос “Как рассказать детям биографию автора”

VI. Задание на выразительное чтение произведения. Капитанам команды предлагается прочитать выразительно литературный текст.

Б.Житков “Дым”

И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу.

Старший пожарный крикнул:

- А ну, посчитайте, все ли? Одного жильца не хватало.

И мужчина кричал:

- Петька-то наш в комнате остался!

Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошел в комнату.

В комнате огня еще не было, но было полно дыму.

Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску:

- Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос. Но никто не отвечал.

Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушел. Тогда старший пожарный рассердился:

- А где Петька?

- Я все стены обшарил,- сказал человек.

- Давай маску! - крикнул старший.

Человек начал снимать маску. Старший видит - потолок уже горит. Ждать некогда.

VI. Задание: разгадать литературный кроссворд. (Приложение 3 )

VII. Задание: расставить ударения в словах.

Поднялся ветер

Много хлопот

Говорят о туфлях

Шел по лесу

Кладовая природы

Был виден издали

Провести досуг

В воротах

Лиса была голодна

VIII. Задание: составить вопросы для беседы по литературному произведению.

Проект решения:

Спланировать и провести ряд мероприятий (праздники, литературные вечера) посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов.

Провести мини-семинар для молодых педагогов “Анализ художественного текста”.

Провести с детьми “Книжкину неделю”.

Провести родительские собрания во всех возрастных группах по теме “Ребенок и книга”.

Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.

Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128

Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.

Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.

В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга

1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей

5. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах

Заключение

Список литературы

Введение

Просвещение, 2002. 64 с.

4. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного Консультация для педагогов

« Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии»

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок» Бойцова Л.Н.
Цель - изучить и проанализировать особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.

Поставленные задачи:

Проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей;

Изучить методику чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях;

Рассмотреть структуру занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии;

Изучить методику предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения;

Проанализировать особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах.


1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста - это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе - развитие детского художественного творчества.

Культура речи - умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть . Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно коротко) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Книгу с картинками можно дать за несколько дней до чтения, чтобы вызвать интерес к тексту, либо картинки рассматриваются, организовано после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Одним из приёмов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объёму произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

*выразительное чтение воспитателя;

*беседа о прочитанном;

*повторное чтение;

*рассматривание иллюстраций;

*объяснение незнакомых слов.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.

3. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии

Одна из задач занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.

Рассказываются только прозаические произведения -- сказки, рассказы, повести. Заучивание воспитателем наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения - важная часть профессиональной подготовки воспитателя.

Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.

Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок; но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки: перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренируется в чтении вслух.

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.

Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям - эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой , с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Текст художественного произведения прозы или стихотворения воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания.

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться:

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения

Беседа по произведению. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения. Не следует, однако, делать эти приемы обязательными. Работа над художественным произведением может протекать и следующим образом.

После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично и рассматривает с детьми иллюстрации. В младших и средних группах такой работы по новому произведению часто бывает достаточно.

Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему?

В старших группах нужно привлекать внимание детей к языку произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста, использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений.

Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы сюжет, последовательность действий персонажей, так как в произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.

Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой, от излишних объяснений и в особенности от морализирующих выводов.

На занятиях по художественной литературе применяются и технические средства обучения. В качестве приема может быть использовано прослушивание в грамзаписи исполнения артистом знакомого детям произведения (или фрагмента), записей на магнитной пленке детского чтения. Повышает качество учебного процесса показ диапозитивов, слайдов или коротких диафильмов на сюжеты произведений.

Заключение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М.; Академия, 2008. 400 с.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. 220 с.

3. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004. 223 с.

5. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.

"Познавательное развитие детей через художественную литературу" Хлынова С.Ю.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Раздел «Приобщение детей к книжной культуре» программы «Радуга» Т.Н.Дороновой в соответствии с ФГТ, реализуемый мною в ДОУ, знакомит с лучшими произведениями для детей и решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.

vНаучить правильно подбирать художественную литературу;

Я подготовила и провела с родителями консультации:

1. Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника.

2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.

4. Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.

2. Книжки в вашем доме.

3. Мы – читающая семья.

4. Стихи к Дню книги.

5. Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т.д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой «Радуга» Т.Н.Дороновой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

· Работа с социумом

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку им. Чехова, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч» и другие.

Так же постоянно посещаем областной художественный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга».

В 2013-2014 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей. Например: «Профессии 19 века». Детей познакомили с забытыми профессиями, их социальном значении, почему они не востребованы в современном мире.

Также мы с детьми посещали библиотеку СОШ№43, где библиотекарь рассказала детям о назначении библиотеки, способах её использования, познакомила с новинками книжной продукции.

Дети нашей группы постоянно участвуют в конкурсе чтецов и театральных фестивалях «Дельфийские игры», «Театральная капель».

· Взаимосвязь с педагогами.

В своей работе я использовала опыт работы педагогов нашего детского сада Фалалеевой Натальи Александровны «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» и Исрафиловой Светланы Владимировны «Заучивание поэтических текстов как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации «Развивающие функции художественной литературы», «Методические рекомендации по проведению книжной выставки». Показала открытые мероприятия «Прогулка с элементами исследовательской деятельности», «Литературная викторина «По следам сказок». Провела второе занятие семинара практикума для педагогов «Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой». Была ответственной за проведение выставок из природного материала «Золотой дождь» и «Фантазии с огородной грядки».

Результатом моей работы стало:

vПовышение у детей интереса к книге, художественной литературе,

vРазвитие познавательных интересов детей,

vСтремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.

vУмение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

vБережное отношение детей к книге.

vПовышение читательской культуры в семьях воспитанников.

xУбрать копирайт

В период 24 по 28 февраля 2014 г. на основании годового плана работы МБДОУ «Детский сад Теремок»на 2013 -2014 учебный год в первой, второй младшей, средней и старшей и подготовительной группах был проведен тематический контроль

Приобщение детей к художественной литературе .

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способ­ность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать худо­жественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, воз­мущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким обра­зом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и по­знавательные возможности дошкольников). Детская литература способ­ствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его ми­ровоззрения.

В круг детского чтения входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира;

Классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

Современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение на­циональной культуры каждого народа. Высокое художественное со­вершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возрас­та сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетли­вой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они нена­вязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бы­товых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковский и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высо­кой поэзии - стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майко­ва, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тема­тике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, а в других- экологические, в третьих - «подвиги» детей, выдумщиков и фан­тазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у до­школьников интереса к книге, на постепенное пополнение их литера­турного багажа, обогащение литературного опыта, который проявля­ется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрирован­ные книги.

Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах.

(Педагоги рассказывают о проделанной работе в своей группе.)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.»

Задачи

Познакомитьдетейсданной тематикой по художественной литературе.

Углубитьзнаниядетейо выбранной вами тематике.

Формироватьудетейэмоционально-образноевосприятиепроизведений черезхудожественноеописаниеоб­разов.

Воспитыватьспособностьнаслаж­датьсяхудожественнымсловом, уместностьупотребленияеговсоб­ственнойречи(поговорки, загадки, метафоры, народныевысказывания, звукоподражание). Учитьчувствовать ипониматьобразныйязыкпрочитанных произведений.

Посредствомпроизведенийспособствоватьу детей оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо, воспитаниюдобрых чувств, интереса к художественным произведениям. Вос­питыватьумениеудивлятьсякрасоте

Учитьдетейдоговариваться, делить­ся, помогать, оказыватьподдержку вработе, проявлятьинтересквы­полненномузаданию.

Расширятьпредставленияродителей о детскойлитературе.

Приобщитьродителейксемейно­мучтениюдетских художественных произве­дений.

Проект состоит из 3 этапов:

1 этап-подготовительный(одна неделя). Исходяизинтересовдетей,

Анкетированиеродителей, обсуждение цели и задач проекта с детьми, созданиеусловий, необходимыхдляреализациипроекта.

II этап-основной(1 месяц). Реализацияосновныхвидовдеятель­ностипонаправлениямпроекта. Пре­зентация.

III этап-итоговый(однанеде­ля). Включаетвсебясбориобработку методических, практическихматериалов, соотнесениепоставленныхипрогно­зируемыхрезультатовсполученными, обобщениематериаловпроекта.

Приусловииреализацииданного проектаможнопредположитьследующие результаты.

1. Созданиевгруппенеобходимых условийпоознакомлениюдетейсвыбранной тематикой

а) созданиебиблиотеки

б) подборфонотеки

в) созданиеуголкаразвивающих игр;

г) оформлениеальбомарисунков

д) выполнение самого проекта в виде композиции (поделки).

2. Отношение80% детейккниге нетолькокаккразвлечению, акакк источникупознавательныхинтересов.

3. Активноеучастиепредположитель­но80% родителейвреализациипроекта.

4. Умение25% детейвысказывать идеиипредположения.

5. Созданиесистемы- работыпо ознакомлениюдетейс детской художественной литературой.

Оценкаэффективностипоитогам работыпроводитсяпотремнаправле­ниям: дети, родители, педагоги.

Оценказаинтересованностидетей, ихуспешностивобщемделеотсле­живаетсячерезнаблюдениеианализ детскойдеятельности, занятий, бесед сдетьми.

Оценказаинтересованностииучастия впроектеродителейпроисходитчерез ихучастиевмероприятиях, помощь в осуществлении проекта (домашнее задание с детьми, помощь в оформлении книжного уголка по выбранной группой тематике).

Оценкаактивизациидеятельности педагоговотслеживаетсяпокачеству проведенияработысдетьмиврамках проекта

Оборудование и материалы:

  1. Консультации для родителей
  2. Сводная по анкетам своей группы
  3. Рисунки по произведениям (дома с родителями, в саду с воспитателями, со специалистами –психологом, логопедом)
  4. Фотоматериал в группе (занятия с детьми, работа в книжном уголке 5-6 фотографии)
  5. Фотовыставка «Мама, папа, я- читающая семья» в своей группе.
  6. Книжный уголок по данной тематике.
  7. 1 конспект комплексного занятия.
  8. Сам проект (в объеме), + заполнение таблицы «Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».
  9. Итоговое занятие (в виде викторины, досуга, можно объединиться с другой группой, подключить педагогов доп. образования)
  10. Папку с проделанной работой для методического кабинета.

Анкета для родителей по теме:

« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».

  1. Приобщает ли Вы ребенка к чтению детской литературы, если «да», то каким образом________________________________

_____________________________________________________

  1. Кто читает ребенку книги?

Мама____ Папа___ другие____

  1. Где берете детские книги?

Дома библиотека____ В детской библиотеке____

Покупаете____ Другое_____

  1. Как часто читаете ребенку?

1-2 раза в неделю_____ каждый день____ чаще____

  1. Кто выбирает чаще, что читать ребенку?

Ребенок____ Взрослый____

  1. Какую тематику читаете наиболее чаще, почему?

Сказки волшебные, о животных _____

Поэзию (о животных, времена года, о детях, прочее)_____

Детские рассказы (о животных, о детях, о природе)________

Фольклорный жанр (песенки, потешки, пословица, др.)_______

Потому что____________________________________________

  1. Каких писателей предпочитаете читать детям?

Отечественных____ Зарубежных______

  1. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное, если да, с какой целью?

Да_____ Нет_____

Цель_________________________________________________

  1. Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)? ____________________________________________

P.S. Поставьте галочку возле выбранного Вами ответа.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ.

«Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».

I Этап

Мероприятие

Цели

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

Подбор библиотеки

Развить у детей интерес к дет. худ. литературе

Акция «Подари книгу детскому саду» (по данной тематике)

Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы

Оформление родительского уголка

Просвещать родителей

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала для занятий

Создать условия для демонстрации произведений

II Этап

Мероприятие

Цели

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям

Развить у детей интерес к книгам

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развить интерес к книгам

Чтение произведений выбранной тематики

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе.

Учить понимать идею произведения, развивать умение оценивать поступки героев (для детей ст. д. возр.), выполнять действия, инсценировать (для детей мл. д. возр.)

Продуктивная деятельность (указать какая)

Досуг по данной тематике (указать)

Игры –драматизации

Домашнее задание

Коррекционная работа. Психогимнастика, настрои

Поддержать эмоционально-психологическое состояние детей

Придумывание различных вариантов продолжения произведений (для ст. д. возр.)

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения произведений. Развивать коммуникативные навыки.

Конкурсы, выставки (указать)

Оформление альбома

Оформить альбом по данной тематике

Что провели, обведите в кружок.

В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Викторовна Гербова
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа по приобщению детей к художественной литературе печатается по тексту книги "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. "Дети раннего возраста в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие "Приобщение детей к художественной литературе" продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

Программа

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа
(от двух до трех лет)

Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста .

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа ("Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп").

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

Для чтения детям

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки. "Наши уточки с утра…"; "Пошел котик на Торжок…"; "Заяц Егорка…".

Сказки. "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского

Фольклор народов мира "Три веселых братца", пер. с нем. Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый", лит., обр. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. "Мишка", "Грузовик" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит"; В. Берестов. "Большая кукла"; Г. Лагздынь. "Петушок"; С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; Э. Мошковская. "Приказ" (в сокр.); Н. Пикулева. "Лисий хвостик"; К. Чуковский. "Федотка".

Проза. Л. Толстой. "Спала кошка на крыше…", "Был у Пети и Миши конь…".

Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. "Все спят", пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. "Наша Маша маленька…"; "Чики, чики, кички…", "Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу".

Сказки. "Теремок", обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира "Котауси и Мауси"; англ., обр. К. Чуковского; "Ой ты заюшка-по-стрел…"; пер. с молд. И. Токмаковой.