План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина. Литературный час «Художник веселый и добрый» с проведением мастер-класса «Метод рисования Евгения Чарушина

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

«Областной социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

Литературный час

«Художник веселый и добрый»

с проведением мастер-класса

«Метод рисования Евгения Чарушина»

Подготовила и провела:

социальный педагог

отделения социальной реабилитации

Златова Валентина Евгеньевна

Белгород, 2016 г.

Цель: воспитание духовной культуры читателя.

Задачи:

Расширить литературный кругозор детей, пробудить интерес к личности и творчеству Е.И. Чарушина, познакомить детей с особым способом изображения животных в нетрадиционной графической технике – методом рисования Е. Чарушина;

Воспитывать интерес к чтению, любовь и бережное отношение к живой природе, наблюдательность, ответственность;

Развивать самостоятельную читательскую активность, познавательный интерес, творческие способности.

Оборудование: выставка книг с произведениями Е.И.Чарушина, портрет Е.И.Чарушина, презентация «О творчестве Е.Чарушина», шаблоны, коричневая и черная гуашь, жесткие кисточки по количеству детей.

Предварительная работа: знакомство с произведениями и иллюстрациями Е.Чарушина.

Ход занятия:

Звучит музыка леса, звуки природы.

1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на необычное занятие, посвященное 115-летию со Дня рождения замечательного, известного во многих странах мира, писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которое называется «Художник веселый и добрый». Сегодня мы вспомним удивительные произведения Чарушина-писателя и научимся рисовать животных в нетрадиционной графической технике, придуманной Чарушиным-художником. (Слайд 1.)

2 ведущий: Давайте вспомним, о ком в своих рассказах писал Е.Чарушин? (о животных, их жизни и повадках) Верно, искусство Чарушина посвящено миру животных. Евгений Иванович Чарушин – писатель-натуралист. Натуралист – человек, который занимается изучением природы, а писатель-натуралист – это писатель, который в своих произведениях точно изображает мир природы. Герои произведений Чарушина – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в движении – бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам. «Когда я смотрю на животное, то меня, поражает, что это существо живое, как человек, но живёт по-особому, и смотрит по-особому, и что-то думает»,- писал Евгений Чарушин. Произведения Чарушина учат своих читателей любить волшебный мир зверей и птиц.

1 ведущий: Рассмотрим с вами книги с произведениями Е.Чарушина. Чем же замечательны его маленькие рассказы, эти простые, незамысловатые рассказы, которые иной раз даже пересказать трудно? Развернем наудачу одну из книжек Чарушина. (Слайды 2-5.)

Чтение рассказа «Томка».

2 ведущий: А теперь обратите внимание на рисунки в книгах. (Рассматривание иллюстраций. Слайды 6-8.) Эти иллюстрации делал сам автор. Сначала напишет рассказ, а потом обязательно нарисует картинки к нему. Художников, которые рисуют только животных, называют «анималистами», от английского слова «энимал» - животное. Чтобы правдиво изобразить животных, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Евгений Чарушин был прекрасным художником-анималистом.

1 ведущий: Давайте с вами выясним, почему же писатель так любил животных?

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901г в городе Вятке, ныне это город Киров. Замечательные там места, необыкновенно красивая природа. Отец Чарушина был архитектором – художником. Он любил своё дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мальчик наблюдал, как отец раскрашивает акварельными красками чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или для приятелей. «Я вырос с карандашом и кистью в руках», - вспоминает о своём детстве Чарушин.

2 ведущий: Отец часто уезжал из дома по своим делам. И сына брал всегда с собой. Мальчик любил дальние поездки по лесным дорогам Вятского края. «Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю погоду, - вспоминает писатель – И волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище, и глухарей вспугивали с вершин сосен. Случалось, что и в болоте тонули. И восходы солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе, - всё это я с детства полюбил и пережил».

1 ведущий: Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик принимал участие во всех её работах. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил в загородке кроликов. Случалось иногда, что из поездок по губернии отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у писателя с животными, которых он «сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них». Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…»

2 ведущий: Звери и птицы были лучшими друзьями Жени Чарушина. Звук «р» научился мальчик выговаривать, подражая крику вороны, а плавать в 11 лет - перебравшись через реку вместе со стадом коров и держась за хвост одной из них. «Я приучился с детства, - пишет Чарушин, - понимать животное – понимать его движения и мимику. Мне и сейчас даже как–то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное».

1 ведущий: Дом Чарушиных с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов - любимое дело матери». А ещё в доме жил Бобка - трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал о своих детских огорчениях».

2 ведущий: Рисовать Чарушин начал рано. На его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи, и прочие замечательные звери. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа….Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже», - говорил о себе Е.И. Чарушин. Первые его книжки - это книжки-картинки без текста.

«Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель»), - вспоминал товарищ. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

1 ведущий: Женя рос озорной, но неизбалованный и некапризный. Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают – ботинки на месте, а Жени нет!

Вырос мальчик, закончил Академию художеств в городе Петербурге. Но рисовать ему хотелось только птиц и зверей. Вот и обратился Евгений Чарушин в редакцию петербургского издательства, печатавшего книги для детей. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками художника. Он иллюстрировал книги В.Бианки, М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. В 1930-е годы стал одним из лучших художников детской книги.

1 ведущий: Труд талантливого художника и писателя высоко оценён, - в 1945 году Евгению Ивановичу Чарушину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Евгений Иванович Чарушин умер в 1965 году.

2 ведущий: Прожил Е.Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек- хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

1 ведущий: А теперь мы немного поиграем и вспомним произведения Е.И.Чарушина. Как интересно наблюдать за животными, такими непосредственными и любопытными, особенно если это малыши. Давайте вспомним, как зовут звериных детёнышей. Я буду называть маму или папу, а вы детёныша.

Игра.

Кот – котёнок.

Лис – лисёнок.

Корова – телёнок.

Медведь – медвежонок.

Кабан – поросёнок.

Олень – оленёнок.

Белка – бельчонок.

Лошадь – жеребёнок.

Собака – щенок.

Тигр – тигрёнок.

2 ведущий: О природе нужно всё знать, кто как живёт, у кого какой дом. Я буду называть животное, а вы должны вспомнить, как называется его домик.

Лиса-нора.

Медведь-берлога.

Сорока-гнездо.

Дятел-дупло.

Бобр-хатка.

Волк-логово.

1 ведущий: Молодцы! Следующее задание - внимательно послушайте описания животных из книги Чарушина Е.И. «Моя первая зоология» и назовите их.

1. « Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез (…). Сонный ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Поест, попьёт, почавкает - да и тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору». (Барсук)

2. «У (…) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти (…) кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется - ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам (…) охотится, а днём спит». (Сова)

3. « …Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает - ищет, чего бы съесть». (Кабан)

4. "Проснулся (…) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (…) крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядется". (Журавль.)

5 " (…) мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит, где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть снег шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!" (Лиса).

2 ведущий: Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо знаете рассказы Чарушина! А теперь немного отдохнём и похлопаем в ладоши. Игра так и называется «Ладошки», услышите правильный ответ, хлопайте в ладоши:

1. У этих животных есть рога:

Корова, бык, козёл, кошка, жираф, носорог, бегемот, баран, заяц, олень, лось, белка.

2.Эти птицы умеют плавать:

Утка, лебедь, пингвин, воробей, пеликан, гусь, дятел, аист.

1 ведущий: Молодцы, вы очень внимательны! А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

Слайд 9. Викторина «Ребятам о зверятах».

Слайд 10. Какой зверь свалился на голову охотника?

Слайд 11. Ответ.

Слайд 12. Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?

Слайд 13. Ответ.

Слайд 14. Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?

Слайд 15. Ответ.

Слайд 16. Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание.

Слайд 17. Ответ.

Слайд 18. Как называется книга Е.Чарушина «Тюпа, Томка и….

Слайд 19. Ответ.

Слайд 20. Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?

Слайд 21. Ответ.

Слайд 22. Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»?

Слайд 23. Ответ.

Слайд 24. Долго выбирал себе Е.Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?

Слайд 25. Ответ.

Слайд 26. Какой лесной зверек подружился со щенком Огарком?

Слайд 27. Ответ.

1 ведущий: Молодцы! А сейчас мы с вами проведем мастер-класс, на котором освоим метод рисования Евгения Чарушина. Он называется «метод тычка жесткой полусухой кистью». Такой метод позволяет художнику изобразить животных, очень похожих на живых. Давайте познакомимся с правилами рисования «тычком жесткой полусухой кистью». Во-первых, кисть надо держать вертикально. Во-вторых, при работе тычком, кисть в воду опускать нельзя.

2 ведущий: Сначала рассмотрим с вами иллюстрацию Е.И. Чарушина «Медвежата».

Что вы можете о них сказать ? (Они маленькие, пушистые, глазки как бусинки, забавные и беззащитные, они выглядят как живые.)

Вот какими их нарисовал художник. Ребята, а вы хотите стать художниками? (ответы детей)

Давайте представим, что мы художники, мы пришли в лес и увидели медвежат, и нам захотелось их нарисовать. Приступаем к рисованию, мысленно представим наши действия:

1. На листе бумаги простым карандашом рисуем контуры предметов, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях.

2. Начав рисовать, сначала делаем тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашиваем поверхность внутри контура.

3. Остальные необходимые детали (нос, глаза, усы, лапы и т. д) дети рисуют концом тонкой кисти.

2 ведущий: Начнем наш мастер-класс с упражнения-разминки с кисточкой (без краски, проговаривая вместе с детьми следующие слова):

Кисточку возьмём вот так:

Это трудно? Нет, пустяк! (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)

Вверх-вниз, вправо-влево (Выполнять движения кистью руки по тексту)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, два….

(Во время работы звучит тихая музыка. Необходимо подойти к каждому ребенку, проследить за правильностью его действий.)

Рефлексия. Демонстрация детских работ. Попарно приглашать детей для показа своих рисунков и размещения их на стенде.

Ребята, какие вы все молодцы! Вы настоящие художники!

(Отметить старание каждого ребенка, похвалить за работу)

1 ведущий: Вот и подошло к концу наше интересное занятие! Доброе искусство Е.И. Чарушина учит своих читателей любить волшебный мир зверей и птиц, вглядываться в природу, прислушиваться к шуму леса и щебету птиц, ощущать яркость её красок. Будьте внимательны и добры к миру природы! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

Вручение памятных призов за активное участие.

Интеграция образовательных областей. “Речевое развитие”, “Социализация”, “Художественное эстетическое развитие”, “Физическое развитие”,

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-анималиста и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Задачи: В области “Речевое развитие”:

  • Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.
  • Воспитывать любовь к книге, к чтению, к животным.
  • Расширять представления детей о художественных и иллюстрациях писателя и художника.

В области “Социализации”:

  • Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяже-нии всего занятия.
  • Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отве-чать, слушать ответы других.

В области “Художественное творчество”:

  • Продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной графической технике -тычком жесткой полусухой кистью
  • Учить детей правильно держать кисточку.
  • Развивать чувство фактурности и объемности.
  • Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изо-бражение образов.

В области Физическое развитие”:

  • Поддерживать двигательную активность во время физминутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

Наглядный материал:. Иллюстрации и книги русского писателя и художника Е.И. Чарушина, Портрет Е.И. Чарушина,

Мольберт с картинками животных по рассказам, Е.И. Чарушина, Показ презентации по рассказам Е.И. Чарушина, Плюшевый медвежонок, Акварельная бумага с контурным изображением животного, Кисти с жесткой щетиной, Гуашь, коричневая, черная, Музыкальное сопровождение, «Весна просыпается. ”

Ход занятия.

Организационный момент.

Сейчас становитесь дети, в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте девочки,
Здравствуйте мальчики!
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.

Основная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята! Наше занятие сегодня будет не обычным, потому что к нам сегодня пришло много гостей.

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня утром я получила посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты) .

У меня для вас есть загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга) .

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на книжную выставку к Евгению Ивановичу Чарушину,

Ребята сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.

Сейчас я вам немного расскажу о нем. Е.И. Чарушин Писатель и художник известный своими добрыми рассказами и рисунками о животных.

Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. ‘Отец Е.И. Чарушина был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мать учила ребенка “смотреть и удивляться красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию”В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Женя любил рисовать и стал Евгений Чарушин рисовать иллюстрации, т.е картинки к детским книгам. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками к народным сказкам, понравилось ему история про лису и зайца. И вот написал он сказку, “Теремок”, ”Лиса и заяц”. Особенно Чарушин любил рисовать звериных малышей, забавных и беспомощных. ”Посмотрите ребята, какие они маленькие и милые.

Воспитатель: Нравятся вам животные в рисунках этого художника?

Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

Дети: Медвежата.

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

Воспитатель: Какие они? (Рассуждения детей:, дикие, пушистые, как живые,)

Воспитатель: Где они должны жить.

Дети: На воле.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте немного отдохнем с вами.

Физминутка: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. повороты головой. Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мед искал, Руки верх. Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили Ходьба на месте, изображая медвежат. И из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Поочередно поднимать то левую, то правую руку. Вот так, вот так, Лапы дружно поднимали..

Воспитатель: Молодцы ребята.

Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получили самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.

Е.И. Чарушина призывает учиться понимать и ценить родную природу.

Е.И. Чарушина художник – анималист.

Художник который рисует животных, Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Ребята давайте представим, что мы художники, мы пришли, в лес и увидели медвежат и нам захотелось, их нарисовать.

Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:

Кисть надо держать вертикально. При работе тычком кисть в воду не опускают.

Игра с кисточкой: Кисточку возьмем вот так. Это трудно? Нет, пустяк!

Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. Мы рисуем раз, раз, раз. Все получится у нас!

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Анализ детских работ. При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос:

Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

Итог занятия. Наше занятие подошло к концу.

Художник стремится распахнуть этот мир так широко, как это возможно, во всех измерениях: по горизонтали - сколько охватывает глаз, по вертикали- от земли до облаков, в глубину - от травинок перед глазами до горизонта. Зверь и птица у него - обычно только часть этого насыщенного жизнью пространства, деталь во всеобъемлющей картине природы, и они не могут при этом хоть немного не утратить в своей единичности, значительности неповторимого. Для Чарушина главным и единственным предметом всегда были животные. Недаром он обычно вообще пренебрегал изображением среды, и не очень проницательные критики попрекали его этим едва ли не на протяжении всей его творческой жизни, начиная еще с «Охоты на медведя», и заботливо рекомендовали ему «расширить фокус», давать «картины природы», а он, по доброте, а может быть, и искренне соглашаясь с ними, оправдывался, что у него «видение какое-то комковатое», что объем он передает, а вот с пространством у него труднее и что пейзаж у него получается «импрессионистический», не так, как он сам его воспринимает (и снова поминал дурным словом своих профессоров, которые его плохо учили). Словом, оправдывался как мог, и время от времени делал попытки изобразить лес, поляну, поле, реку - и попытки эти были тем удачнее, чем тактичнее и ос­торожнее он их предпринимал, скажем, в иллюстрациях к собственному рассказу «Про сороку» (1937) или к рассказу М. Пришвина «Ярик» (1936), или к «Дерсу Узала» В. Арсеньева (1936) - где он бережно сохранял белую плоскость бумаги, скупо размещая на ней деревья, травы, куст. Конечно, была правда и в его объяснениях, потому что его пластическое мышление противилось передаче пространства. Но все-таки главная правда была в том, что в животном для Чарушина заключался весь интересный ему мир, и мир этот для него был неизмеримо богат и уже не нуждался в дополнении чем бы то ни было. За это его тоже время от времени упрекали, да и сам он порой (особенно к концу жизни) вдруг начинал как бы не доверять себе, стесняться своего призвания и возмущался: «Почему это я - анималист? Я - художник!» - и рисовал пейзажи. Но стеснительность и оправдания эти шли от лукавого. Он был анималист и ничего больше, и пейзажи, которые он старательно рисовал, были так себе, и изображение человека ему не очень давалось, и неспроста часть рисунков в книжке 1941 года «Охотничьи рассказы» он передоверил своему другу Василию Кобелеву. Если сопоставлять доступный ему угол зрения с полнотой окружающего мира, его призвание в самом деле покажется узким, но на своей узкой площадке он разрешил такие задачи, которые до него никто и не ставил, и задачи не «звериные» или «птичьи» (потому что искусство таких не знает), а че­ловеческие.

Е.И. Чарушин-художник и писатель. Пластика внешнего вида и зоопсихологизм в рисунках и рассказах Чарушина. Анализ иллюстраций.

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.

На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре.

Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь в его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка — «героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы. Так и хочется его пожалеть, защитить. Еще один наглядный пример — иллюстрации к книге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке». Удивительное слияние стихотворного текста и иллюстраций. Детеныши животных на обложке книги, на первом развороте... Как живые! И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькой зебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас о чем-то. На развороте все заняты своим делом — бегают, играют, с любопытством смотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения. Каждый живет своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают у детей — чувство радости, добра и... стремление защитить малыша. Обратите внимание, как реалистичны звери в обрисовке. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна — тонко сочетающиеся черные, коричневые, желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений.

Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного — только для того, чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особенно запоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции в развороте), третья часть которого — толстый кряжистый ствол. Левую часть занимает обозначенное черно-рыжими штрихами гнездо и в нем — орущие воронята.

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. Не поленитесь, найдите иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишка большим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) — тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес — две елочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка...

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта — педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы... Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


Список использованной литературы

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.-Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»