Кукольный театр своими руками: маленькое представление для юного зрителя. «Сказка в гости к нам пришла» Настольный театр из дисков и прищепок

Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия для развития у детей тактильных ощущений

Мастер класс: Дидактическое пособие «Тактильные дорожки»

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородской области
Мастер – класс рассчитан на воспитателей, педагогов, работающих со слабовидящими детьми, родителей.
Назначение: для активизации психических процессов у детей дошкольного возраста: мышления, внимания, воображения, восприятия.
Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного развития.
Описание: основой пособия служат CD диски, с наклеенными предметными картинками. В середине основы проходит дорожка, соединяющая предметы. Каждая дорожка выполнена из разных материалов. Дети должны с помощью пальчиков ощутить её текстуру, выбрать правильное направление, прийти к цели.

Цель: изготовление дидактического пособия для детского сада своими руками из CD дисков
Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира мы постоянно пользуемся ещё и осязанием. Это чувство дополняет наши представления о различных предметах, предупреждает об опасности. Главная роль в осязании принадлежит коже. В осязании участвуют все виды кожной чувствительности, в том числе тактильная чувствительность.
При использовании пособия у детей будут задействованы пальчики и зрительный анализатор.

Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.

(пальцы)

Зрительный анализатор является важнейшим среди других, потому что дает человеку более 80% всей информации об окружающей среде. Функцией зрительного анализатора является зрение.

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле...

(глазки)

Приступаем к изготовлению пособия.

Для работы необходимо:
Ножницы
Картинки с изображением животных, корма из интернета,распечатаны на цветном принтере
Цветная самоклеящаяся бумага
Мозаика
CD диски
Клей супер - момент
Скотч
Цветная изолента
Простой карандаш


Пошаговый процесс выполнения работы:
1. Вырежем 2-е картинки, в данном случае, будет лошадка и трава. Лучше покрыть их скотчем, чтобы картинки более долгое время сохранили свой внешний вид.


2. Для основы понадобится CD диск и самоклеящаяся бумага любого цвета.
Воспользуемся CD диском в качестве шаблона и на изнаночной стороне самоклеящейся бумаги нарисуем 2 круга.


3.Вырежем получившиеся круги.


4.Наклеим один из кругов сначала на одну сторону CD диска. Можно взять тот, который использовали, как шаблон.


Затем на другую.


5.Возьмём изоленту красного цвета, стараемся подбирать под цвет основы.
Я решила не использовать изоленту другого цвета, чтобы внимание детей на рассеивалось, чтобы они не отвлекались, а были сосредоточены на дорожке. Начинаем оформлять края в целях безопасности.


Так выглядит основа пособия с обратной стороны.


6.Возьмём картинку лошадки и наклеим её справа. Можно использовать двусторонний скотч или клей супер - момент.


Слева наклеиваем траву. Расположение картинок выбрано таким образом, потому что между ними будет проложена дорожка. И лошадка, как бы должна добраться до травы.


7. Дорожка у нас будет вымощена из мозаики. Я специально взяла мозаику в перевёрнутом виде, чтобы в игровой форме развивать тактильную чувствительность у детей, делать своеобразный массаж пальчикам.
Сначала можно выложить дорожку, как бы наметить, как она будет выглядеть, сколько штук мозаики понадобится. А затем брать по одной и наклеивать близко друг к другу. Мне удобнее было наклеивать слева направо, как впрочем, и будет происходить движение лошадки в последующей игре.


Фома дорожки может зависеть от вашей фантазии.


Длина дорожки может быть любой.


Одна заготовка для игры готова.
Можно выполнить упражнение

«Помоги лошадке добраться до травы. Накорми лошадку»


8. Можно сделать несколько вариантов заготовок. Цвет основы может быть произвольный, картинки выбраны по желанию. Дорожки могут быть сделаны из разного материала и в разном направлении (влево, вправо).

Упражнение «Помоги мышке добраться в норку».

Дорожка выполнена из узкой атласной ленточки, связана крючком, приклеена таким образом, чтобы поверхность была в виде косички.

Упражнение «Помоги щенку добраться до косточки».

Дорожка из пуговиц.

Упражнение «Помоги котёнку добраться до миски с молоком».

Дорожка из мелких, одинаково подобранных по величине скорлупок фисташек.


За счёт разнообразия заготовок игра становится интереснее.


Заготовки с обратной стороны.


Если придёт идея разнообразить дорожки, то можно сделать заготовки ещё.
Ещё у меня дорожки получились из половинок гороха, кусочка провода длиной 30 см(концы обработаны изолентой по цвету провода), из пряжи (связана цепочка из воздушных петель).


Готовый результат
Теперь можно подобрать коробку для хранения заготовок для игры. Это может быть коробка из-под конфет, обклеенная самоклеящейся бумагой.


Используя дидактическое пособие «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. У детей в ходе игры формируется понятие, кто из животных, что ест, кто, где живёт, что снесла курочка.
Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:
- проведи пальчиками по дорожке;
- проследи глазами дорожку;
- проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;
- определи направление дорожки (вправо или влево).
Я упомянула, что пособие можно использовать по развитию речи, например, с детьми младшей группы. Пока ребёнок ведёт пальчиком по дорожке, можно предложить ему использовать звукоподражание животному. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса.
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) можно предложить с закрытыми глазами провести пальчиками по дорожке и отгадать, из каких материалов она сделана.

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIII в. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник.

Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

Настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

    стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

    театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

    театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), приводятся в движение с помощью ваги – крестовина, к которой с помощью нитей крепится кукла;

    театр кукол с “живой рукой”. Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

    тростевые куклы (основа такой куклы– гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является “позвоночником” куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

    куклы системы “люди–куклы”. Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников: картонажный; магнитный; настольный; пяти пальцев; масок; ручных теней; "живых теней"; пальчиковый теневой; книжка-театр; театр кукол для одного исполнителя.

Для организации театрализованной деятельности педагоги нашего дошкольного учреждения используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. Далее мы предлагаем вам театры изготовленные руками педагогов и детей.

Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Куклы из носков

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Для того что бы что бы поддерживать интерес к театрализованной деятельности мы используем разные виды кукольного театра. Например:

Вязаный пальчиковый театр “Колобок”

Театр ложек “Три медведя”

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. А так же изготовленные педагогами: театр на дисках, театр на прищепках.

Театр на дисках “Колобок на новый лад”

Театр на прищепках “Под грибом”

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

Театр из помпонов “Заюшкина избушка”

Театр из губок “Репка”

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

Изготовление масок к сказке “Лиса и Петух”

Изготовление барельефного театра “Колобок”

Занимаясь с детьми-дошкольниками театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Литература

1.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.

2.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 1999.

3.Тарасенко С. Забавные поделки крючком и спицами. М.: Просвещение, 1992.

Кукольный театр своими руками - любимая забава для всех малышей. Для них общение с куклами, имеет такое же значение, как и отношение с живыми людьми.

Встреча детей с театральными персонажами, изготовленными своими руками, помогает им расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ детский сад « Чечек » с. Торгалыгский Мастер-класс « Кукольный театр из дисков » Воспитатель: ХОВАЛЫГ ДОЛААНА ВАЛЕРЬЕВНА 2015 Г.

Кукольный театр своими руками - любимая забава для всех малышей. Для них общение с куклами, имеет такое же значение, как и отношение с живыми людьми. Встреча детей с театральными персонажами, изготовленными своими руками, помогает им расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Актуальность:

ЦЕЛЬ: развитие речи у детей, коммуникативных, художественно-эстетических качеств, а также музыкальных и творческих способностей.

На примере будем изготавливать героя сказок ЗАЙЧИКА-ПОБЕГАЙЧИКА. Для изготовления нам понадобится: цветной картон, клей карандаш, деревянные палочки, скотч, ножницы и СD диски.

Приклеиваем деревянную палочку к диску.

Берем белый картон и нарезаем мордочку зайчика и делаем надрезы для усиков

Из серой картоны изготавливаем ушки, а из красного язык.

Из коричневого картона делаем носик.

И поочередно приклеиваем все детали, на диск, начиная с глаз, нос, ушки и рот.

Наш зайчик готов готова.

Сказка «Колобок»

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Для того, чтобы дети проявляли творчество, я стараюсь обогатить их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт детей, тем ярче будут творческие проявления.

Спасибо большое!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театр из одноразовых ложек"

Настольная игра для детей от 3- 7 лет.Развивает речь ребёнка, воображение, внимание, память.Дети с удовольствием играют придумывают свою сказку....

Мастер-класс «Театр из соленого теста»

МАСТЕР-КЛАСС. ТЕАТР ИЗ ГИПСА ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ПОКАЗА НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ

МАСТЕР-КЛАСС. ТЕАТР ИЗ ГИПСА ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ПОКАЗА НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕАвтор: Грошева Галина ИвановнавоспитательМБДОУ № 65 «Колосок»Белгородская областьг. Старый Оскол Здравствуйте, уважае...

Мастер-класс для детей "Кукольный театр из дисков" в рамках реализации программы "Одаренные дети"

Превращается рука и в котенка, и в щенка.Чтоб рука артисткой стала, нужно очень-очень мало.Специальные перчатки, ум, талант - и все в порядке!...

Способность выкладывать свое творчество для развлечения маленьких зрителей дается не каждому. Наряду с актерской игрой, ценятся также и навыки оформления сцены и персонажей спектакля. Как было бы приятно развлечь детей в привычной для них обстановке, устроив немного театрального волшебства. А самым ценным будет создание не только собственного сценария, но и оформление к нему кукольного театра своими руками.

Материалы для создания

Фундаментом кукольного театра является сцена, на которой и будет происходить все действо. Сцену и ширму можно сделать в несколько способов. Самая простая сцена – из ткани. Большим отрезком ткани завешивается дверной проем, делается в ткани горизонтальный прорез, в который и будут выглядывать куклы во время спектакля.

Также несложно построить сцену из стульев или табуретов. Два стула ставят спинками друг от друга, сиденья завешиваются до пола тканью, а по дальним краям спинок протягивается на веревочке или резинке ткань – задняя часть сцены, из-под которой и будут выглядывать куклы. Из табуретов такая конструкция складывается следующим образом: три табурета в ряд, два по бокам на этом ряду. Ткань укладывается аналогичным образом.

Сцена из картона выполняется при помощи коробок. Можно либо склеить ее из нескольких коробок, либо сделать из одной. Несколько коробок предполагают выкладывание из них, как из кирпичей, полноценного каркаса театра с окошком, которое позже завешивается тканью и занавесками. Одну большую коробку следует избавить от откидных частей и двух стенок, чтобы получился фрагмент картона с П-образными сгибами. В дне коробки следует сделать прямоугольное отверстие, а оставшиеся стенки закрепить в угловом положении, чтобы коробка могла стоять при помощи складывания и приклеивания в местах сгиба маленьких квадратных цилиндров, которые будут мешать коробке сложиться. Такую сцену легко оформить цветной бумагой или обоями.

Кукольный театр в детский сад требует более приличного вида, поэтому лучше всего его сделать из фанеры.

Сцена из фанеры

Для создания этого вида кукольной сцены с ширмой потребуются навыки общения с пилой и нарезными шурупами.

В целом нужны следующие материалы и инструменты:

  • фанера или два листа размерами 750×500 см и 500×400 см, либо один лист размером 750×900 см;
  • маленькая пила;
  • 4 петли для дверец, соответственное количество шурупов к ним, отвертка или шуруповерт;
  • молоток и несколько гвоздей;
  • ткань, резинка или шнурок, иголка с нитками.

Фанеру необходимо расчертить и распилить на детали, показанные на схеме:

Если необходимо, детали можно окрасить или оклеить обоями. После этого их нужно собрать, соединив петлями для дверец. Из ткани делаем два прямоугольных отрезка по размеру окна, из которых на резинку или шнурок цепляем и обшиваем занавес. Края веревки прибиваем на ширму гвоздями и молотком. Ширма готова.

Персонажи для театра

Куклы из бумаги чаще всего используются в пальчиковом кукольном театре или крепятся на шпажках. Тельца для пальчикового театра делаются из склеенных в конусы фрагментов бумаги, а на шпажки присоединяются плоские куклы из аппликации на картоне. Далее приведены шаблоны для бумажных персонажей сказки «Теремок»:


Для постановки с героями мультфильма «Смешарики» в кукольном театре подойдут самоделки из дисков. Для одного смешарика необходимы диск, пластиковая пробка от сладкой воды, пластилин, шпажка, шаблон, фломастеры или карандаши, клей. Шаблоны персонажей приведены ниже:







Если нет возможности распечатать на цветном принтере, нужно будет раскрасить шаблоны. Далее следует приклеить их на диск, который усаживается в специальный распил сверху пробки, внутри которой помещен пластилин. В данную пробку снизу присоединяется шпажка, и кукла готова.

Следует обратить внимание на то, что отдельные части шаблонов, такие как ушки, рожки, хвосты, лучше приклеить на картон, а уже потом на диск.

Куклы можно сделать и тканевые, даже не прибегая к выкройке их частей. Для кукол из носков лучше выбирать яркие ненужные носки из плотной ткани. Также понадобятся два ватных шарика, тонкая марля или бинт, две черные бусины или пуговицы, бубон из вязальных ниток, овальный отрезок ткани, иголки и нитки.

Ватные шарики заматываем в марлю, скручиваем на конце и завязываем узелком или нитками. На них, в противоположной от узелка стороне, нашиваем пуговицы. Так получатся глаза для куклы. Конец носка разрезаем по шву, куда, в вывернутом состоянии, пришиваем круглый отрезок ткани. Так получается тельце куклы и рот. Над ртом пришиваем глаза, узелки которых прикрываются пришитым бубоном, играющим роль волос. Можно также добавить другие декоративные элементы.

Актеры из перчаток - переход к более профессиональному театру. Для такой куклы нужна пара перчаток, ножницы, пуговицы, бубон или пушистый помпончик, нитки с иголкой в цвет перчаток, вышивальные нитки или другие контрастирующие со цветом перчаток, вата или другой набивной материал. Очень распространена кукла из перчаток в виде зайца. Из одной перчатки делаем голову, обрезав такие «пальцы», как мизинец, безымянный и большой. Оставшиеся будут ушами. Деталь формируем округлой, сшиваем на вывороте, после чего набиваем ватой. Во второй перчатке оставляем мизинец и большой палец снаружи, а остальные три продеваем в деталь головы и сшиваем вместе. После этого пришиваем зайцу глаза, чуб из бубона, вышиваем рот, и должна получитЬся кукла, как на фото.

"Сказка на столике" или настольный театр

I. Плоскостной театр.

Персонажи и декорации - картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Купили готовые альбомы, вырезали героев и декорации. Сделали настольную ширму – ящик.

II . Театр из бросового материала .(из коробок от чая, одноразовых стаканчиков...) Развивает фантазию, умение работать с различным материалом.

III. Конусный театр . Данный вид театра сделан из картона. Он ярок, интересен для детей. Легок в манипулировании.

IV. Театр из деревянных моделей. («Лиса и журавль»). Очень практичный. Не бьется. Не мнется, удобен в хранении.

V . Театр на прищепках. Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

VI. Пластилиновый театр.

VII. Театр игрушки. . Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

Они устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Стендовый театр:

1. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные фигурки и источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

2. Театр картинок на фланелеграфе . Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно выре­зать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тон­кий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель. Хотя сегодня более актуален и практичен театр на магнитах.

Театр на руке.

1. Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток, поролона. Фигурки можно сделать в виде конусов, цилиндров, колечек. Выкройка повторяет контур вы­тянутого пальца ребенка. Кук­ла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа мож­но вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, веревки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Такие игрушки могут делать самостоятельно дети старшего возраста. Играть мож­но за ширмой или при непосредственном контакте. Наличие данного вида кукольного театра позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения кукольного театра с рукавичками..

Верховые куклы

1. Театр ложек и лопаточек. Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях.

2. Театр бумажных кукол на палочке. Дети вырезают из книг – раскрасок фигурки и приклеивают к ним палочки от мороженого.

3. Театр оригами - это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки.

4. Театр на дисках.

5. Куклы на гапите или штоковая кукла. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка – одна или две. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе ребенок не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным. Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста использую куклы на одном штоке. Учу держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Театр живой куклы

Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.