Один день из жизни обломова рисунок. Подготовка школьников к исследовательской деятельности через организацию личностно-ориентированного подхода на уроках литературы

В первой части романа Гончарова « » мы знакомимся с главным героем произведения . Обломов был ярким представителем дворянства середины 19 века. Писатель показывает нам своего главного героя, как человека, у которого нет смысла жизни. Обломов был очень ленивым, а его основным занятием было лежание на диване. Свою жизнь Илья Ильич проводит в мечтаниях, представляя себе великим человеком, которого все любят и почитают. Реже он мечтает о спокойной жизни с любящей женой и детьми. В один из дней Обловом, размышляя о своем существовании, задался вопросом: «Почему я такой?». Но не найдя ответа на поставленный вопрос, Илья Ильич погружается в сладкий сон. Ему снится родная Обломовка.

Сон Обломова можно разделить на три части. В первой части мы видим главного героя маленьким мальчиком лет семи. Стоит отметить, что маленький Илюша был очень живым, любознательным и подвижным ребенком. Рос мальчик окруженный заботой и присмотром нянек, которые не давали ему самостоятельно ступить и шагу. Илюша был очень наблюдательным мальчиком, он замечал каждую мелочь. Именно эта наблюдательность за размеренной и неторопливой жизнью определила характер главного героя. Нужно сказать, что такой порядок жизни был по нраву Обломову, но такая жизнь была полна недостатков. Однообразие и скука не могут быть примером для подражания.

Одним из важнейших занятий семьи Обломова был прием пищи. Еда для них стала неотъемлемым ритуалом, повторяющимся изо дня в день. Готовили еду, как правило, крепостные, а подбором продуктов занимались родители Илюши.

Гончаров с иронией показывает нам родителей мальчика. Они тоже не были ни чем заняты, жили за счет своих крепостных и радовались каждому прожитому дню.

После обеда все имение Обломовых погружалось в сон, и тогда у маленького Илюши появлялась возможность быть самостоятельным.

Вторая часть сна переносит нас в один из зимних вечеров, когда няня Обломова рассказывала ему сказки. Илюша очень любил слушать рассказы няни. Размеренна жизнь в Обломовке, казалась ему продолжение сказки. Со временем сказка смешалась с жизнь уже взрослого Ильи Ильича, который так и остался ребенком, не умеющим жить реальной жизнью.

Третья часть сна Обломова показывает нам Илью уже мальчиком-подростком. В тот момент ему было тринадцать или четырнадцать лет. Не далеко от Обломовки было село Верхлево. Там он учился у одного немца по фамилии Штольц. Вместе с Ильей занимался сын Штольца Андрей, который позже станет лучшим другом Обломова. Возможно, Штольц бы и научил Илюшу чему-то, воспитал в нем сильную личность, но Верхлево было частью Обломовки, и там тоже царила медленная и размеренная жизнь. Беззаботные картины окружающего быта давали ложное представление о настоящей жизни. Все это в конечном итоге и показало Илюше, как «правильно» нужно жить.

Кроме того, обращает на себя внимание отношение автора к происходящим событиям. С одной стороны он негативно относится к укладу жизни семьи Обломова, он осуждает поведение родителей Илюши, которые не позволяли мальчику быть самостоятельным. Илюша учился только ради аттестата, а не знаний.

С другой стороны Гончаров тоже вырос в такой семье. Он с трепетом описывает детство главного героя, ведь оно напоминало ему свое детство. Но Гончаров сумел «вырваться» из такой «сонной» жизни, он воспитал в себе сильные черты характера и стал настоящим человеком. А маленький и любознательный Илюша стал заложником окружающей среды, при которой развиваться в ином направлении было не возможно.

Разделы: Общепедагогические технологии

Цели урока.

Образовательная:

  1. Познакомиться с 1-7 главами первой части романа И.А.Гончарова «Обломов».
  2. Продолжать осваивать культуру работы с текстом художественного произведения (понимать и интерпретировать текст, выделять основные мысли прочитанного).
  3. Расширять возможности опоры на личный опыт (соотносить личностный смысл со своими чувствами, опытом, ценностями).
  4. Формировать умения и навыки работы с текстом.
  5. Формировать умения и навыки ведения диалога и монолога.

Развивающая:

  1. Рразвивать критическое мышление.
  2. Уметь делать выводы и заключения.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать монологическую речь.
  5. Развивать навыки работы со словом.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к русской классической литературе.
  2. Уметь слушать, понимать прочитанное.
  3. Искать проблему и находить решение для её преодоления.
  4. Воспитывать уважение к мнению других людей.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 1).

Организация начала урока

В 1879 году русский классик, автор трех знаменитых романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» Иван Александрович Гончаров пишет статью «Лучше поздно, чем никогда», в которой подводит итоги своей творческой деятельности, подвергая критическому, довольно подробному анализу все три своих романа. Как вы думаете, зачем автор решился на такой шаг?

Обратить внимание ребят на доску.

ПОНИМАНИЕ:

Цель урока

Цель формулируют учащиеся:

Научиться понимать мысли и суждения писателя и учиться самим высказывать собственные мысли и суждения так, чтобы быть понятыми другими людьми.

Учитель, обобщая высказывания учеников, называет цель урока:

Учиться понимать мысли и суждения Гончарова, т.е. открывать секреты художественной манеры писателя.

Актуализация знаний

Вы прочитали 1 часть романа И.А.Гончарова «Обломов». Встречались ли вы ранее в литературе с таким героем? Что объединяет его с другими литературными героями и чем он отличается от них?

Учитель предлагает учащимся сопоставить героев литературных произведений, подчеркнуть те слова, которые характеризуют этих героев и сопоставить их. Работа с раздаточным материалом.

Чацкий

Печорин

Чичиков

Обломов

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Делаем вывод, что есть общие черты в характерах героев, но есть и различия. С чем это связано?

Как сказал Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда»: «Дело не в изобретении новых типов, - да, коренных общечеловеческих типов немного, - а в том, как у кого они выразились, как связались с окружающей их жизнью и как последняя на них отразилась».

Разъяснение и усвоение нового материала

«Пошаговый» анализ текста.

Посмотрим, как же сумел «выразить» своего героя И.А. Гончаров. Работаем в парах. Время работы 3 минуты. Учащиеся работают с опорной таблицей № 2.

Текст опорного конспекта

Ожидаемые ответы

С чего начинает свое повествование Гончаров?

С характеристики героя, именем которого назван роман.

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

Писатель дает нам четко и ясно понять, какой это человек: апатичный беспечный, изнеженный, ленивый, но при этом мягкий и добрый.

В прямом или переносном значении употребляет Гончаров ключевые слова в характеристике героя. Почему это так важно для Гончарова?

Ключевые слова в характеристике героя употреблены в своем прямом значении. При этом автор избегает всякой двусмысленности. Гончаров сразу высказывает свое отношение к герою: спокойное, без обсуждения и упреков, ближе к симпатии.

А ведь именно такого восприятия и добивается Гончаров. Посмотрите ещё раз на эпиграф нашего урока (У меня всегда есть один образ…). В статье «Лучше поздно, чем никогда» он пишет: «Мне, например, прежде всего в глаза бросался ленивый образ Обломова…» (цитата выведена).

Прежде чем работать с текстом дальше, обратите внимание на опорный лист №3. Даны три описания жилья героев литературных произведений. Как вы думаете, к какому из героев, которых мы сегодня вспомнили в начале урока, они относятся. Чем отличаются эти описания? Что сближает их? Свой ответ обоснуйте.

1 описание: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов… Внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько потасканный, показывавший, что был не первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица».

(Примерный ответ: во-первых, есть указание на губернский город, чемодан «несколько потасканный», характерная деталь, определяющая Чичикова – ларчик. Манера Гоголя – неторопливо, обстоятельно дается описание гостиницы; серьёзно, без тени улыбки сообщаются такие детали: «покойная комната с тараканами». Жизненно просты, а потому особенно комичны сравнения: «тараканы, выглядывающие, «как чернослив», из всех углов». Читаешь и сразу вспоминаешь слова Пушкина о том, как грустна Россия. Описание ведется автором.)

2 описание: « Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер. Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи, поставил в угол шашку и ружьё, пистолеты положил на стол, разостлал бурку на лавке, казак свою на другой…».

(Повествование ведется от лица героя. Перед нами «фатера», в которой «нечисто» - нет ни одного образа, морской ветер и детали, которые характеризуют военного человека: шашка, ружьё, пистолеты, бурка, казак, сопровождающий главного героя.)

3 описание: «Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковую материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, фарфор и множество красивых мелочей.… Но…задок дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно такой же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи».

(Описание квартиры Обломова: во-первых, это дом, где человек живет довольно длительное время. Он чувствует себя здесь комфортно. Детали подтверждают образ Обломова: апатичный, изнеженный, ленивый.)

Обратите внимание, как Гончаров «ведет» нас за своим образом, как «заставляет» нас принять своего героя таким, каким он его изначально задумал. Начиная с главного – с характеристики своего героя, он потом четко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «Кто?», он отвечает далее на вопрос «Где?». Попробуйте понять логику писательской мысли. Как вы думаете, ответ на какой вопрос мы найдем далее? – «Когда?».

Обратите внимание на дополнительный лист №4. С одной стороны вам предложен распорядок дня обычного человека, а с другой незаполненный распорядок дня Обломова. Заполните его.

Распорядок дня обычного человека

Распорядок дня Обломова

УТРО: Пробуждение, умывание, завтрак, сборы на работу.

УТРО: Проснулся часов в 8, хотел встать, умыться, напившись чаю, подумать, но продолжал лежать, лежа попил чаю и продолжал лежать.

ДЕНЬ: Аактивная трудовая и общественная деятельность.

ДЕНЬ: Продолжал лежать, правда несколько раз пытался вставать, но потом опять ложился.

ВЕЧЕР: Организация досуга, общение с друзьями, родными.

ВЕЧЕР: Он испытывал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване. Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам.

Подумайте, для чего писатель вводит временные образы в свое повествование? Что добавляется с их появлением к нашим представлениям о герое? Меняется ли наше мнение? (Нет, не меняется, только больше узнаем о том образе, который стоял один перед глазами автора.)

Сегодня мы говорим о секретах художественного мастерства Гончарова и учимся у писателя ясному и четкому изложению собственных мыслей и суждений.

Выработка умений и навыков

Анализ эпизода «Визитеры Обломова».

В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «Когда работа идет в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что все это носится в воздухе около меня и мне надо только смотреть и вдумываться». Давайте же и мы будем «смотреть и вдумываться».

Предлагаю вглядеться в лица визитеров, используя прием РАФТ (учащимся было предложено подготовить один из эпизодов. Приложение 2 ).

С какой целью Гончаров вводит эпизод «Визитеры Обломова», какую информацию об Обломове несет этот эпизод?

(Герой предельно сужает пространственные границы, сводя их к одному – дивану, он даже не подпускает к себе визитеров, отказываясь от рукопожатия – эпизод повторяется от одного визитера к другому, время сознательно «растягивается» за счет того, что разные эпизоды написаны по одной повествовательной схеме: описание визитера, определение его жизни в жизни Обломова, диалог с Обломовым, размышление Обломова о предмете разговора.)

Закрепление усвоенного

Итак, каков же секрет художественного мастерства Гончарова, на что мы будем обращать внимание при дальнейшем чтении романа, чтобы лучше понять мысли писателя?

После высказывания учащихся, учитель обобщает, записывает особенности художественной манеры писателя:

  1. Последовательность.
  2. Опорные точки в повествовании.
  3. Проведение героя через схожие ситуации.
  4. Неукоснительное следование художника своей манере в изображении героя, времени и пространства.

Ведь не случайно в статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «У меня всегда есть один образ… он-то и ведет меня вперед». Мы пойдем вслед за автором.

Список литературы

  1. И.В. Николаева, М.О. Кондратова Современное прочтение и интерпретация художественных произведений в процессе организации исследовательской деятельности учащихся / И.В. Николаева, М.О. Кондратова // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под редакцией П.Е. Бухаркина, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова.-В двух томах.-Т.1.Ч.2.-СПб.: МИРС, 2008.
  2. Кондратова М.О., Николаева И.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования коммуникативной компетенции / Кондратова М.О., Николаева И.В. // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. / Научный редактор Н.Ю. Русова, составитель и технический редактор Д.М. Шевцова. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008.
  3. Николаева И.В. Взаимодействие психолога и педагога как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды / Николаева И.В. // Право на детство: профилактика насилия над детьми / Материалы Международной научно-практической конференции / Нижний Новгород, Россия Октябрь, 9-11, 2007.
  4. Николаева И.В. Взаимодействие педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной среды / Николаева И.В. // «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы 4 Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007.
  5. Р.В. Овчарова. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие. – М.: Изд-во «НПФ «Амалтея», 2007.
  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.

Произведение Гончарова «Обломов» было написано в 1858, в эпоху социальных реформ и интенсивных изменений в российском обществе. Особую остроту в этот период получили вопросы сохранения либо полного искоренения мещанских устоев, традиционных для большей части российского дворянства и землевладельцев. Одним из представителей этого социального класса в произведении выступает Илья Ильич Обломов – ленивый, апатичный и мечтательный герой, который боится переступить через свои стремления к «обломовщине» и иллюзии ради полноценного будущего. Именно «обломовщина» становится причиной однообразной, полусонной жизни героя. Трагизм этого явления Гончаров отразил, прежде всего, в первой части романа, описывающий один день из жизни Обломова.

Утро Обломова

В начале произведения автор изображает перед читателем обычный день Обломова – проснувшись, Илья Ильич только думает, что пора встать с постели, однако не спешит заниматься неотложными делами. Лежа на свое широком диване в любимом халате в комнате, которая служила ему и спальней, и гостиной, и столовой, и кабинетом, Илья Ильич скучает, его одолевает досада и тоска. Выпив чаю, он уже опустил ногу к туфлям, чтобы встать, но вовремя передумал и решил позвать на помощь Захара.

В утреннем споре между слугой и барином о неубранной комнате и грядущем переезде раскрываются характеры персонажей – они оба «обломовы». Захар, как слуга, все же что-то делает, но совершает это нехотя – через силу и только по приказу, тогда как Обломову лень даже решать что-то самому. Илья Ильич всячески пытается переложить дела на слугу (а далее и на своих знакомых), лишь бы самому продолжать лежать на диване и только обдумывать, как и что он мог бы сделать.

Посетители Обломова

Однообразный день Ильи Обломова не меняет своего размеренного течения даже с приходом многочисленных посетителей. Первые три гостя – Волков, Судьбинский и Пенкин – просто знакомые Обломова. Они приходят, чтобы рассказать о своих успехах и пригласить Илью Ильича поехать с ними на прогулку либо куда-то в гости. С этими персонажами читатель встречается только в первой главе, они выступают эпизодическими образами, которых сам Обломов воспринимает как проходящих мимо и незначительных – он даже ленится встать в постели, чтобы встретить пришедших, так и оставаясь на одном месте. Волкова, Судьбинского и Пенкина по праву можно назвать представителями нового поколения людей – активных, целеустремленных, общительных. Они в чем-то похожи на Штольца и по-своему пытаются вытащить Илью Ильича из «обломовщины», однако они не интересны герою, поэтому он с ними общается скорей из вежливости, чтобы те быстрей ушли.

Совершенно другими персонажами выступают Алексеев и Тарантьев. Они интересны Обломову, так как развлекают его – Алексеев в качестве тихого, незаметного слушателя, а Тарантьев в качестве активного начала, которое, тем не менее, не мешает Обломову оставаться в своем мечтательно-аппатичном состоянии. Именно лояльное отношение Алексеева и Тарантьева к «обломовщине» делает их «приятными» Илье Ильичу людьми (даже несмотря на то, что персонажи всячески наживаются на Обломове).

Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.

Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.

Сон Обломова

Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке. Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью. Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.

Для Ильи Ильича его кровать и халат, обретающий в произведении особую символическую, «сказочную» функцию предмета «обломовщины», становятся средоточием того, ирреального мира сна и грез, с которыми герой не хочет расставаться. И пока Штольц в буквальном смысле не заставляет Обломова переодеться и встать с постели, Илья Ильич всячески держится за свой иллюзорный мир – даже обставленная, на первый взгляд, со вкусом квартира героя своей неубранностью напоминает Обломовку со старыми, ветхими вещами и остановившимся временем. Спор же Ильи Ильича с Захаром, что в комнате нужно убраться, предназначен просто для поддержания разговора – ведь любая активность, любая смена порядков и необходимость действия могла бы разрушить «обломовщину» души героя, его иллюзорный мир – и Захар это понимает.

Заключение

Изобразив в романе «Обломов» один день из жизни главного героя Ильи Ильича, Гончаров раскрыл трагизм не сколько социальной, сколько душевной «обломовки», когда человек всячески старается убежать и спрятаться от реального мира, всеми силами держась за собственные грезы, мечты и смутные воспоминания. Для Обломова планы и мечты не пересекались с реальным миром, оставаясь в кладовых его сознания, где герой проживал «полную жизнь». Илья Ильич не хочет отказываться от «обломовщины», давно разрушающей его душу и погружающей в полусонное апатичное существование – он продолжает мечтать о несбыточном, переставая развиваться.

Уже в начале произведения становится понятно, что деструкция личности героя слишком сильна, поэтому даже высокое чувство или потрясение не смогли бы изменить Обломова, окончательно вытащив из болота «обломовщины». В своем романе Гончаров изобразил неплохого, доброго, но лишнего человека, не понимающего ценностей нового общества, живущего старыми, архаичными устоями с заведомо трагичной судьбой. Илья Ильич Обломов – персонаж, напоминающий современным читателям о необходимости постоянного развития, интенсивной работы над собой и своей жизнью.

Детальное описание дня Обломова и анализ всех его составляющих пригодятся ученикам 10 классов при подготовке материалов для сочинения на тему «Один день из жизни Обломова Ильи Ильича».

Тест по произведению

В первой части произведения Гончарова “Обломов” представлена экспозиция романа и визит гостей главного героя. Илья Ильич Обломов: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Проживает он в Санкт-Петербурге на Гороховой улице. Главное в интерьере его квартиры – это роскошь и запущенность одновременно: “Комната с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, красивые ширмы. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним взглядом прочел бы желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Задок у дивана оселся вниз. По стенам, около картин, лепилась паутина, ковры были в пятнах… на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки”. Все своё время Обломов проводит в одной комнате, лежа на кровати.

Также Илье Ильичу трудно убраться в своей комнате и он все сваливает на слугу Захара, который является копией своего хозяина. Захар: “Пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Захар не любил исполнять приказы Обломова, но уважал их: “… капризах, на которые он хотя и ворчал, но уважал внутренне, как проявление барской воли. Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина”. Одной из важнейших художественных деталей, безусловно, является халат Обломова. В нем главный герой чувствовал себя защищенно: “Халат мягок, гибок, не чувствуешь его на себе”. Обломов любит свободу: “… всегда дома ходил без галстука, потому что любил простор и приволье”. Начиная со второй главы первой части начинается череда гостей Обломова, каждый из которых не может поднять его с постели. Первым был Волков: “Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него.

"Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака”.Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича «на устрицы», но не на свои деньги. Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку – «человека нет», он «рассыпается» на десять мест ежедневно.

Затем Обломова посещает Судьбинский: “Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой”. Судьбинский – бывший сослуживец Обломова.Мысли его – о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. «…По уши увяз!» - думает о нем Обломов.

Следующим к Обломову пришел Пенкин: “Обломов философствовал и не заметил, что у постели его стоял очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью”. Он писатель и литератор. Поверхностный, недалекий «маратель» бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах «божью искорку», живого человека, изображая события в черно-белых тонах. Пенкин предлагает Обломову поехать в Екатерингоф, помочь написать статью о гулянье.

Затем к главному герою приходит Алексеев: “Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Иванычем, другие – Иваном Васильичем, третьи – Иваном Михайлычем”. Алексеев, человек невыразительный, «серый», не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей. Алексеев приглашает обедать к Овчинину.

В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев: “Вошел человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном. Видно было, что он не гонялся за изяществом костюма. Не всегда его удавалось видеть чисто обритым”.Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести «жертву» к ее осуществлению. Но далее - Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот «попал в его сеть». Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы – Агафьи Пшеницыной. Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.

Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.

«Гончаров роман Обломов» - Особенности композиции. Герой скончался, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Волков. Патриархальный. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Взросление. Алексеев? Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? Агафья Матвеевна. Критика об ольге ильинской.

«Обломов Гончарова» - Комната (интерьер). Из истории создания р. Фрегат «Паллада» (1858) (очерки о кругосветном путешествии). Обрыв (1868). И.А.Гончаров. А. В. Дружинин, либеральный критик. Обломов в системе авторских рассуждений. План анализа эпизода. Обыкновенная история (1844 – 1846). Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891).

«Роман Обломов» - Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: С.М.Шор. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Кадр из фильма. Илл. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. Ю.Гершкович 1982. Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. В гостиной перед ужином.

«Обломов в романе Гончарова» - На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Штольц. Один день из жизни Обломова. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. Обломов. В 1849 году была написана первая часть романа. Обломов на диване. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.

«Роман Гончарова Обломов» - Дружинин А.В. 1859 «Обломов». Пишет литературно-критические статьи, автобиографические произведения. Секретный комитет по крестьянским делам. 1859 1868 1869 1869 1872 1878 1879 1889. Учится на словесном отделении Московского университета. Домашнее задание. Публикация романа «Обыкновенная история»в журнале «Современник» (задуман в 1844 году).

«Обломов» - А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. И. А. Гончаров «Обломов». М. Ю. Лермонтов. Семейное счастье Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа. Прочитайте 1 главу и ответьте на вопрос: Портрет как средство создания образа. Материалы к урокам. Андрей Штольц (часть2, главы 1 – 5). Ольга Ильинская.

Всего в теме 8 презентаций