Схема комплексного анализа литературного произведения. Целостный анализ текста по литературе

План комплексного анализа текста

(9-11 классы)






7. Определите тему текста.





14. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы? К Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9-11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста.
1.
- сюжета или мотива
- образной системы
- лексики
- изобразительных средств
- синтаксических конструкций
- других параметров, пдсказанных самими текстами.
2.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в произведениях одного и того же автора;
-
-
-
- другими причинами.
б)
-
- если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного рзвития;
-
4. Уточнить интерпретацию каждого изанализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

Примерная схема анализа стихотворения

1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

2.Жанровые особенности стихотворения.

3.Темы и основные мотивы.

4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.

5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.

7.Лексический строй текста.

8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

9. Приемы звукописи.

10. Особенности строфики и рифмовки.

11. Смысл названия произведения.

Предварительный просмотр:

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;

2. Найти различия на тех же уровнях.

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б) в произведениях разных авторов:

АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;
  • других параметров, подсказанных самими текстами.

2. Найти различия на тех же уровнях.

3. Объяснить выявленные различия

а) в произведениях одного и того же автора:

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б) в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;
  • если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.

Предварительный просмотр:

Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

Литературные направления эпохи;
место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
творческая история произведения;
оценка произведения в критике;
своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания – что хотел сказать автор и план выражения – как ему удалось это сделать).

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения
1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.


Анализ художественного произведения

Примерный план сравнительной характеристики героев:

  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающая жизненная обстановка
  • отношение с близкими ему людьми, с социумом
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива
  • образной системы
  • лексики
  • изобразительных средств
  • синтаксических конструкций
  • других параметров.

2. Найти различия на тех же уровнях.

3. Объяснить выявленные различия:

а) в произведениях одного и того же автора;

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами.
  • различием художественных миров;
  • различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

План анализа стихотворения

1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

4. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

5. Главные образы стихотворения.

6. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.

7. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. С какой целью использует их автор?

8. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении? ).

9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Словарь настроений

Положительное (хорошее) настроение: торжественное, восторженное, поэт с восторгом описывает…, поэт испытывает восторг…, восторженно-радостное, поэт очарован…, поэт восхищается…, радостное, веселое, легкое, светлое, нежное, поэт с нежностью пишет о…, игривое, умиротворенное, теплое, спокойное, приподнятое.

Отрицательное (плохое) настроение: грусть, поэт с грустью говорит о…, поэт тоскует по …, печаль, поэт жалеет о …, сожаление о…, поэту жаль …, поэт переживает за …, поэт негодует… , поэт расстроен…, поэту больно от …, с болью в сердце поэт пишет о…, поэт с волнением говорит о…, поэт испытывает чувство горечи…

Подробный план анализа стихотворения

2. Жанр стихотворения. Какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится.

3. Анализ тематики (любовь, ненависть, природа, свобода и т.д.) и проблематики стихотворения. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.

4. Анализ сюжета и композиции.

5. Лирическое «я», лирический субъект, образ автора. Совпадает ли образ лирического героя и лирического субъекта, как реализуется образ автора, присутствует ли он вообще.

6. Формальные признаки стихотворения. Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику.

7. Стилистика. К стилистическим средствам традиционно относят: тропы, фигуры, звукопись. Приведите слова одной тематической группы, которые играют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.

8. Ваше личное отношение к прочитанному

План анализа эпизода эпического произведения

1. Место и роль эпизода в композиции произведения. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог

2. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)

3. События, описанные в эпизоде

4. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев

5. Художественные выразительные средства

6. Особенности использования в эпизоде внесюжетных элементов: описание, пейзаж, портрет, интерьер

7. Роль данного эпизода в произведении. Характерологическая . Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. Психологическая . Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. Поворотная . Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. Оценочная . Автор даёт характеристику персонажа или события.

1. Время создания сказки.

2. Основная тема сказки. Проблема. Основная мысль (идея).

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

4. Сходство с народными сказками (с примерами).

5. Художественное своеобразие сказки (с примерами).

6. Особенности языка (с примерами).

7. Значение сказки.

План анализа роли эпизода в тексте

Вступление

1. Что такое эпизод? Дать определение.

2. Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).

Основная часть (аргументы и примеры).

1. Сжатый пересказ данного фрагмента.

2. Место эпизода в композиции текста (Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?)

3. Место эпизода в сюжете произведения (завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

5. Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.

6. Каков предметный мир произведения (Пейзаж, интерьер, портрет)? Почему именно это в данном эпизоде?

7. Мотивы эпизода (встреча, спор, дорога, сон и тому подобное). Ассоциации (библейские, фольклорные, античные).

8. От чьего имени ведется повествование: автор, рассказчик, герой (от 1 или 3 лица)? Почему?

9. Организация речи (повествование, описание, монолог, диалог). Почему?

10. Языковые средства (тропы и фигуры).

Заключение (вывод)

1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).

2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

Примерный план анализ эпизода драматического произведения

1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, завязка, эпизод развития действия всего произведения, кульминация, развязка?)

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить, кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические).

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.

6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога; сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев); выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

9. Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Анализ песни

План:

1. Смысл названия песни

2. Кто и когда мог её исполнять?

3. Каким чувством проникнута песня?

4. Из каких частей она состоит?

5. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Художественные особенности народной песни

1. Постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синее море», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое»;

2. Краткие формы прилагательных: добра молодца, (чарка) зелена вина, на добра коня, мил сердечный друг, на ворона коня, по чисту полю;

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «нежная ветка», «пшеничка», «носик», «дружочек», «солнышко», «дороженька»;

4. Отрицательные сравнения: «не кукушечка во борочке скуковала», «не пером-от пишет, не чернилами, а пишет горючими слезами»;

5. Психологический параллелизм - уподобление явлений природы состоянию героя;

6. Звукопись - прием создания музыкальности произведения. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк.

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

Литературные направления эпохи;

Место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

Творческая история произведения;

Оценка произведения в критике;

Своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

Оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения

(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

В прямой хронологической последовательности событий;

С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в

В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

Вставные эпизоды;

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

Характеристика героя другими действующими лицами;

Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению:

Время (место) написания, история создания;

Жанровое своеобразие;

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;

Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

Определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

Определить организацию (композицию) лирического произведения;

Определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...);

Определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

Определить звуковой рисунок;

Определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

Выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

Определить своеобразие и активность использования тропов

ЭПИТЕТ - художественное определение;

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

ИРОНИЯ - скрытая насмешка;

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА - художественное преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис

(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

Повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

Антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

Аллитерация – повторение согласных звуков;

Ассонанс – повторение гласных звуков;

Анафора - единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо:

Определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

Выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

Определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

Определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

Выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

Основной конфликт, этапы его развития;

Характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

Внешность героя,

Поведение,

Речевая характеристика

Манера /как?/

Стиль, словарь

Самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

Роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

Для литературного анализа следует очень внимательно прочитать литературное произведение, чтобы разобраться, как автор доносит свои ключевые идеи. Начните делать примечания к тексту и читайте произведение с максимальной концентрацией, после чего сформулируйте свои доводы и составьте план. Напишите анализ в соответствии с планом и отредактируйте свою работу, чтобы сдать чистовой вариант текста.

Шаги

Делайте заметки и формулируйте доводы

    Записывайте идеи, когда читаете текст. При первом знакомстве с текстом делайте записи о тех аспектах, которые обращают на себя внимание, - основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования и место действия.

    • Выделяйте отрывки текста , которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. В одном из абзацев автор делает важное заявление? Текст внезапно стал философским? Выделяйте или отмечайте такие отрывки.
    • Например, одна из главных цитат романа Джорджа Оруэлла 1984 , которая часто повторяется: «Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила». Поскольку это слоган Партии (одной единственной политической партии государства), нам становится понятно, что данный текст будет важен для сюжета. Можно использовать цветной маркер, чтобы выделять этот отрывок текста при каждом его упоминании. Так вам будет проще найти утверждение, чтобы проанализировать, когда, где и зачем Оруэлл повторяет эти строки.
  1. Замечайте литературные приемы. Автор использует литературные приемы, чтобы доказать свою точку зрения или рассказать историю. В литературных произведениях используется аллитерация, художественные образы, метафоры, аллюзии, аллегории, повторения, ретроспектива, различные предзнаменования и другие приемы.

    • Например, художественные образы - это живой язык автора, который помогает сформировать мысленное представление. Они могут задавать тон всего текста. Рассмотрим пример из романа 1984 Джорджа Оруэлла, который встречается в четвертом абзаце:
      • «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным - кроме расклеенных повсюду плакатов».
    • Этот короткий отрывок позволяет представить суровый мир, очень холодный и лишенный цвета.
  2. Сосредоточьтесь на ключевых темах. Темы - это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Темой может быть религия, правительство, борьба добра и зла, власть, социальный строй, взросление, война, образование, права человека и многое другое. Определите темы как можно раньше, чтобы вам было проще выписывать примеры таких тем в процессе чтения текста.

    • Среди главных тем романа 1984 можно назвать войну, власть и социальный строй.
  3. Обратите внимание на форму произведения. Форма - это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. В стихотворении обращайте внимание на переносы строк, порядок куплетов, внешний вид и даже задействованное негативное пространство. Почему автор выбрал именно такую форму и как она помогает лучше представить ключевые идеи?

    • Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия?
    • Например, в стихотворении часто содержится меньше информации, чем в романе, в связи с чем автор может использовать форму, чтобы привлечь внимание к скрытому или вопросам без ответа.
  4. Учитывайте исторический контекст. Произведения не создаются в вакууме, так что время и место, в котором работал автор, всегда влияют на произведение. Узнайте, где жил автор, когда написал роман, что происходило в это время в мире.

  5. Определите цель автора. При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача - определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Если вы способны подтвердить свои идеи доказательствами из текста, то можно выбрать любую цель на свое усмотрение.

    • Чтобы определить цель автора, проанализируйте исторический контекст книги, а также важные темы автора. Также можно прочитать другие анализы и рецензии, включая интервью автора.
    • Например, одной из главных целей Оруэлла при работе над романом 1984 было показать, что ждет граждан, если не контролировать работу собственного правительства - тоталитарный режим, который следит за каждым шагом и мыслью людей.
    • Так, слоган «Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила» становится введением к цели автора. Он позволяет читателю представить, что произойдет дальше: представителей такого общества заставляют молча проглатывать противоречивые утверждения правительства. В романе этот концепт получил название «двоемыслие».
  6. Сосредоточьтесь на теме, чтобы определиться с доводами. Сосредоточьтесь на одном элементе сюжета, который олицетворяет собой выбранную вами главную цель произведения. Чем именно вас затронула эта конкретная тема. Почему она кажется важной?

    • Например, вы хотите сосредоточиться на том, как художественные образы задают тон в романе 1984 . Почему это важно? Без таких образов роман воспринимался бы иначе, а Оруэллу было бы трудно показать читателю убедительный мир.
  7. Проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте читателям, что ваши доказательства связаны с утверждением.

    • Например, завершите абзац с цитатой следующим образом:
      • Этот мир жесток к своим обитателям, от него веет «холодом» и предчувствием беды, а будни не чередуются с радостными днями. Даже яркий солнечный день не помогает забыть о мрачности и унынии. Посредством таких описаний Оруэлл демонстрирует, что мир романа может оказаться и нашим будущим, суровой реальностью без возможности найти отраду в фантазиях или веселье.
1. Анализ художественного произведения 1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/; 4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения; 5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка; 6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание : по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:
1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.
3. Развернутое обоснование выводов. 2. Анализ прозаического литературного произведения Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду
литературные направления эпохи;
место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
творческая история произведения;
оценка произведения в критике;
своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
оценка произведения в контексте современного прочтения; Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать). Концептуальный уровень художественного произведения
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения. Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.) Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.) Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...). Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое. Основные средства композиции: Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов. Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта; Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко); Экспозиция - введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее; Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает. Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:


В прямой хронологической последовательности событий;
С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в
будущее;
В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:


Вставные эпизоды;
Лирические (иначе - авторские) отступления. Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»: 1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается; 2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции); Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения); Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий; Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл; Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др. Уровень внутренней формы произведения Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя). 1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
Внешние черты - лицо, фигура, костюм;
Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;
Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
Наличие или отсутствие прототипа. 2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:
Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
Прямая авторская характеристика;
Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;
Характеристика героя другими действующими лицами;
Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы); 3) Виды образов-персонажей: лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии); драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях); эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках). 4) Система образов-персонажей; Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения. Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения). Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором. Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным; Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи). Позиция автора и способы ее выражения:
Авторские оценки: прямые и косвенные.
Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом). Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора. Речь повествователя - оценка событий и их участников Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов). Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз). Анализ поэтического произведения
План анализа стихотворения 1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств. 4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые). 5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 6. Дополнительные (свободные) размышления. Анализ поэтического произведения
(схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство; Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); - определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная); - определить организацию (композицию) лирического произведения; - определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...); - определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение); - определить звуковой рисунок; - определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику. Поэтическая лексика Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов ЭПИТЕТ - художественное определение; СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ - скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА - художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; - антитезы – противопоставления; Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.) - Аллитерация – повторение согласных звуков; - Ассонанс – повторение гласных звуков; - Анафора - единоначалия; Композиция лирического произведения Необходимо: - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Анализ драматического произведения Схема анализа драматического произведения 1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика. 2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/ 3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений. 4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа. 5. ВЫВОДЫ : Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие. Драматическое произведение Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины). 1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения. 2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы. 3. Система действующих лиц , их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи. 4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. 5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности. 6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др. 7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. 8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.) 9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) . 10. Проблема интерпретаций и сценическая история.