Литературный вечер в старшей группе. Сценарий день поэзии в детском саду

Разработал

воспитатель Смирнова М.М.

Развлечение «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ».

Цели: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать речь. Пополнять словарь. Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке.

Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился...

(Колобок)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?..

(Буратино)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной …

(туфелька)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка ")

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»

(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,

а зýбищи - я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети повторяют описываемые движения.)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой

«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.

Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.

Сверху на перинку

Чистую … простынку.

Вот тебе под ушки

Белые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался …вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик … дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … попал!

(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по … дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она … каблучками.

(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты … ел.

(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…

Ну и я играть … не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и … сижу.

(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог

Кот лепил себе … пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог … утек!

(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал …. реветь.

(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали» (по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? - спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманит,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю–

Очень маленьких люблю!

(Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам).

Пора возвращаться нам домой. Раз, два, три, ковер, домой нас верни.

Подведение итогов.

Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? Почему?

Что вам показалось самым интересным в нашем путешествии? Что показалось трудным?

Литературный праздник в детском саду. Старшая группа

Литературный вечер, посвященный Агнии Барто

Толстопятова Ираида Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Волшебница» г. Лабытнанги, ЯНАО.
Назначение: Данный вечер знакомит детей с творчеством детской писательницы Агнии Барто.
Предназначение: данный литературный вечер предназначается для старшей группы, а также для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: Познакомить с интересным человеком, творческой личностью с детским поэтом Агнией Барто, продолжать освоение навыков выразительного чтения, монологической и диалогической речи, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
Задачи:
1. Поддержать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
2. Обогащать «читательский" опыт за счет произведений более сложных жанров фольклора.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов.

Вечер Агнии Барто
Ведущий: Добрый день, дорогие уважаемые поэты, любители поэзии и все кто сегодня присутствует в этом зале. 21 марта мы с вами отмечаем всемирный праздник «День поэзии». Я вам хочу немного рассказать об Агнии Барто. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям. Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы называется так и называется - "Найти человека".
За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь. Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.

Послушайте стихотворение в аудиозаписи «Медвежонок – невежа» (сказка для маленьких и больших)

Ведущий: Как вы думаете, кто написал это стихотворение? Послушным был медвежонок?
Дети: Агния Барто. Медвежонок не слушался родителей.
Ведущий: А наши ребята, тоже знают стихи Агнии Барто.


Фонарик
Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем-
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком –
Он с зеленым огоньком.
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.


Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Ведущий: Вова прочитал стихотворение «Караблик» - это стихотворение Агния Барто написала про игрушки и многие другие стихотворения. Вам надо разгадать кроссворд и написать в него слова названия этих стихотворений.


Ведущий: Продолжаем читать стихотворения.


Вам не нужна сорока?
Вам не нужна сорока,
Сорока без крыла?
Она у нас два срока –
Два месяца жила.
Ее нашли в июне,
Ее назвали Дуней.
Скакала как зайчонок
Сорока по траве,
Любила у девчонок
Сидеть на голове.

Она однажды ложку
Стащила со стола,
Но, поиграв немножко,
Андрюшке отдала.
Он был ее любимцем
Андрюшка челноков,
Она ему гостинцы
Носила – червячков.
Мы к ней привыкли очень,
А Дуня в тихий час,
Твердила по – сорочьи:
«Скучаю я без вас»
Но осень, осень скоро,
В саду желтеет лист,
Уже уехал в город
Володя – баянист.
И мы уедем… Осень
Но как мы Дуню бросим?
Она у нас два срока,
Два месяца жила
Вам не нужна сорока,
Сорока без крыла?


Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Гуси – лебеди»
(выбирается волк-ребенок, и мама- гусыня. После слов:
Гуси- гуси
Га-га-га
Есть хотите,
Да-да-да,
Ну, летите же домой.
Нам нельзя
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите. (Дети бегут к Гусыне – маме, а вол в это время ловит детей) (2 раза играют)


Ведущий: У Агнии Барто есть такое стихотворение, давайте его послушаем.
Гуси-лебеди
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк – Василий.
- Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
- Почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
- Раз ты волк, так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил; - Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!


Ведущий: А сейчас наши дети продолжать читать стихотворения Агнии Барто.
Башмаки
Брату впору башмаки:
Не малы, не велики.
Их надели на Андрюшку,
Но ни с места он пока -
Он их принял за игрушку,
Глаз не сводит с башмака.
Мальчик с толком,
С расстановкой
Занимается обновкой:
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки,
Сел Андрей и поднял ногу,
Языком лизнул башмак...
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг!



Резиновая Зина
Купили в магазине
Резиновую Зину.
В корзине принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.


Помощница
У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
-Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

(Подготовительные мероприятия:

Предварительно учащимся дано задание подготовить чтение наизусть стихотворения о природе поэта 19 века (на выбор)(По ходу записывать названия стихов и имена их авторов).

Вступительное слово учителя.

Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Попробуем и мы научиться по-настоящему видеть, слышать и понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны. Для этого мы познакомимся с произведениями русских художников, композиторов и поэтов, увидим их мастерство в создании образа Родины.

(Звучит музыка. Появляется Ее Величество Природа)

Природа: Здравствуйте, ребята! Я Природа.

Прекрасен окружающий нас мир. Что же составляет эту красоту? Это и дремучая тайга, и безбрежность моря, и бесконечные просторы полей, и наши кудрявые сопки, и речки и озера, в которых вы так любите плескаться летом. В простоте окружающих мест скрывается милая сердцу красота. Много красивых пейзажей изобразили в своих произведениях поэты 19 века. Кстати, напомните мне, что такое пейзаж? (ответ детей). А при помощи каких художественно-выразительных средств созданы картины природы? Давайте позовем на помощь Профессора Литерознайка.

(Выходит Профессор Литерознайка, рассказывает про эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения с примерами. Ребята сверяют свои определения в тетрадях)

Природа: У меня есть четыре поры – Времена Года. И в каждый из них я становлюсь новой и краше прежнего. Многие талантливые люди посвятили мне свои произведения. Среди них художники и композиторы, писатели и поэты.Так, Петр Ильич Чайковский и итальянский композитор Антонио Вивальди написали произведения, который так и называются «Времена года», сегодня мы с ним познакомимся. А также буду рада услышать, как мои четыре времени года изобразили в стихах поэты 19 века.

Учитель: Итак, ребята, начнем с времени года, которое еще сравнивают с пробуждением природы. Это… весна — радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.

Послушайте, как весна представляется Вивальди и (внимание на экран) художникам

(демонстрация картин и музыка)

Совпали ли представления?

Учитель: Следующее время года, которое очень любят дети. Это лето. Оно прекрасно не только каникулами, но и тем, что является, пожалуй, самым красочным. Лето — дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.

Послушайте и посмотрите.

(демонстрация слайдов и музыки)

(чтение наизусть)

Учитель: А сейчас обратимся к времени года, которое часто называют унылой порой. Осень — грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.А по праву или нет, сейчас посмотрим.

(музыка и картины)

Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы любите зиму? Почему?

(потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается)

Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений.

Сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?

(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой…)

Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что произошли ночью?

(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)

— А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».

Что изображено на картине?

Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?

Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?

Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытывают такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.

(звучит музыка. Появляется Зимушка-зима)

— Очень я по вам скучаю весь год и радуюсь, когда приходит мое время. И не скрою, многим я симпатична. А среди вас есть те, кто любит красавицу-зиму?

(ответы детей)

Учитель: Спасибо, Зимушка, что пришла! Действительно, очень ты нам нравишься. Какие ты узоры рисуешь на окнах, а какие затейливые снежинки ткешь! В благодарность за эту красоту многие поэты 19 века посвятили тебе свои стихи. Послушай-ка.

(чтение наизусть)

Зима: Спасибо, ребята, мне очень приятно! Скажите-ка, как меня называют в стихотворениях? А какие волшебные слова помогли поэта нарисовать зимние картины?

(Ребята перечисляют поэтические «прозвища» зимы, а также тропы, при помощи которых поэты 18 века изобразили зимние пейзажи)

(чародейка, волшебница, старуха)

Учитель: Давайте ответим на вопрос: какой предстаёт природа в стихотворениях разных поэтов?

(ответы детей)

(выходят Природа и Зима)

Учитель: В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слушать мелодию произведений русских поэтов, их лирика будет жить всегда. Любуйтесь родной природой и берегите ее! Наш литературный вечер подошел к концу. Спасибо, ребята.

Домашнее задание. Составить словарик эпитетов по прочитанному стихотворению.

ВОПРОСЫ К СТИХОТВОРЕНИЯМ:

В какие цвета окрашена картина?
Какими словами они переданы?
Каким показано то или иное время года?
Знаете ли в пословицы про это время года?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко» г. Усть-Илимск 2015 г.

Шаяхметова Ольга Александровна, учитель-логопед.

Затопляева Любовь Герасимовна, воспитатель.

Шкурупинская Татьяна Петровна, воспитатель.

Цель: приобщение родителей к традициям семейного чтения литературных произведений и создание единого образовательного пространства по использованию лучших образцов художественной литературы в социально-нравственном, познавательном и речевом развитии детей.

Форма проведения: литературная гостиная для родителей ДОУ.

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители детей младшей и средней групп ДОУ.

Предварительная работа:

Подготовка наглядного материала:

  • Оформление стенда для родителей: «Мир сказок Корнея Чуковского» , «Мама, папа, я – читающая семья» , «Ребенок и книга» .
  • Подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения и создание библиотечки стихов и сказок писателя.
  • Совместное с родителями изготовление костюмов сказочных героев и атрибутов к сказке «Муха-Цокотуха» .

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, разрезные и сюжетные картинки по сказкам К.Чуковского: «Путаница» , «Телефон» , «Мойдодыр» , «Бармалей;, предметы сказочных персонажей: калоша, мочалка, варенье, шоколад, воздушный шар; аудиозаписи и атрибуты к сказке «Муха-Цокотуха» .

План:

  • Информационное сообщение для родителей «Великий сказочник К.И. Чуковский» .
  • Игры с родителями:

«Доскажи словечко» .

«Знакомые странички» .

«Сказочный персонаж» .

«Корзинка сказочных находок» .

«Загадки дедушки Корнея» .

«Лишний предмет» .

  • Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» .

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас в этом уютном зале. 2015 год объявлен в России Годом литературы. И сегодняшний вечер мы посвящаем творчеству учёного, писателя, переводчика, литературоведа Корнея Ивановича Чуковского (слайд – фотография К.И. Чуковского) .

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино (слайд) , в небольшом доме много лет жил человек, которого знали все дети страны.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Айболита, Бармалея, Мойдодыра с которыми выросло не одно поколение детей.

Занимаясь литературной критикой, писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. А случилось это так. Он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…» . Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения.

Так родилась сказка «Крокодил» . Интересна и история создания «Мойдодыра» .

Работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр» .

Интересный факт. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Своё литературное имя великий сказочник придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

Мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились. Необходимо разделиться на команды. При входе в зал, вам давали цветные фишки. Участники с фишками красного цвета – 1-ая команда, с фишками синего цвета – 2-ая команда. А судить нас будет справедливое жюри (представление жюри) . Ответы оцениваются по бальной системе. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. У какой команды их будет больше всего, та получит звание знатока произведений К.И. Чуковского. В пути вам пригодятся смекалка, юмор, эрудиция и взаимовыручка.

Игра «Доскажи словечко» (слайд)

Простота фразы, чёткость и звонкость рифмы, яркие и запоминающиеся персонажи, искрометный юмор, – вот особенности стихотворных сказок Корнея Чуковского, которые так легко и быстро запоминаются. Как говорят малыши, «сами лезут с языка» . Даже взрослые люди, теперь уже сами отцы и матери, бабушки и дедушки помнят с детства звонкие строчки:

«Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня».

А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» . Закончите начатую мной фразу и назовите произведение Корнея Чуковского. Ответ будет приниматься по первой поднятой руке.

У тебя на шее Вакса,
У тебя под носом … клякса. («Мойдодыр» )

Пошла муха на базар
И купила … самовар. («Муха – Цокотуха» )

И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера проглотил
он морского … ежа. («Телефон» )

Загляни-ка ты в кадушку
И увидишь там - … лягушку. («Федорино горе» )

Со слонами на ходу
Поиграли в … чехарду. («Бармалей» )

Море пламенем горит,
Выбежал из моря … кит. («Путаница» )

Стыдно старому реветь
Ты не заяц, а … медведь. («Краденое солнце» )

Но как черная железная нога
Побежала, поскакала …кочерга. («Федорино горе» )

Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как … оса. («Мойдодыр» )

И пришла к Айболиту лиса:
- Ой, меня укусила …оса. («Айболит» )

Итог. Молодцы!

Игра «Знакомые странички» (слайд)

Ведущий. Едва ли найдется хотя бы один взрослый, не знакомый с детства с добродушным и смелым доктором из сказки «Айболит» или с грязнулей Федорой из истории «Федорино горе» . Итак, игра «Знакомые странички» , нужно собрать из частей картинки и назвать сказки Корнея Чуковского. За правильный ответ – 1 балл.

Сказки для 1-й команды: «Мойдодыр» , «Бармалей» .

Сказки для 2-й команды: «Путаница» , «Телефон» .

Итог. Класс! Вы быстро справились с предложенным заданием. Молодцы!

Игра «Сказочный персонаж» (слайд)

Ведущий. Персонажи, придуманные Корнеем Чуковским - яркие, самобытные и запоминающиеся. Они учат малышей добру, находчивости и справедливости. Назовите героя сказки (слайд) .

  • Человек, оказывающий зверям и птицам медицинскую помощь – это... Айболит.
  • Безжалостный пират и людоед, промышлявший на территории Африки, обожающий есть маленьких детей - это... Бармалей.
  • Отважный лилипут, одолевший колдуна и чародея Брондуляка - это... Бибигон.
  • Говорящий умывальник, умывальников начальник и мочалок командир - это … Мойдодыр.
  • Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха-Цокотуха» - …Комар.
  • Бабушка, от которой сбежала посуда – это… Федора.

Итог. Супер! Здорово!

Вбегает бабушка Федора.

Бабушка Федора. А вот и я – бабушка Федора (слайд) ! Ох, я расстроена. В век современных технологий очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети мало знают произведений детских писателей. Поэтому, не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения и четко выражать свои мысли. Уважаемые родители, а вы-то своим малышам книги читаете, а сказки рассказываете? Вот я проверю сейчас.

Игра «Корзинка сказочных находок» (слайд)

Бабушка Федора. У меня в корзинке находятся предметы, которые потеряли сказочные герои К.Чуковского. Отгадайте, что это за предмет? За правильный ответ – 2 балла.

  • Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» .

Это…? (Калоша)

  • Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр» .

Это? (Мочалка)

  • Чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха» .

Это? (Варенье)

  • Чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит» .

Это? (Шоколад)

  • На чем ехали комарики в сказке «Тараканище» .

Это? (Воздушный шар)

Итог. Молодцы!

Загадки дедушки Корнея (слайд)

Бабушка Федора. Корней Иванович Чуковский очень любил сочинять для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо

(Яйцо и цыплёнок)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы)

Хожу – брожу не по лесам
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

(Расчёска)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Итог. Браво! Порадовали меня своей смекалкой!

Игра «Лишний предмет» (слайд)

Бабушка Федора.

Ну и последнее задание! На столах лежат предметы из разных сказок К.И. Чуковского. Нужно отобрать только те вещи, которые подходят к сказке вашей команды.

1-ая команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа) .

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка) .

Итог. Молооодцы! Хорошие родители, сказки знаете и детям своим читаете. А вот и наши любимые малыши!

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» (музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина) , в зал приглашаются дети.

Ведущий. Дорогие ребята, а сейчас – сюрприз! Мы посмотрим сказку «Муха-Цокотуха» , которую приготовили для вас родители. А пока они готовятся к выступлению, давайте поиграем в веселую игру на внимание «Я - нет Я» . Если согласны с моим утверждением – говорите «Я» , если нет, говорите - «не Я» .

Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто не моет уши?
- Кто любит гранат?
- Кто любит виноград?
- Кто любит урюк?
- Кто не моет рук?
- Кто любит мороженое?
- Кто любит пирожное?
- Кто любит ириски?
- Кто лакает из миски?
- Кто любит помидоры?
- Кто жарит мухоморы?
- Кто любит кино?
- Кто разбил окно?
- Кто любит печенье?
- Кто любит варенье?
- Кто любит мед?
- Кто все время врет?
- Кто хочет пельмени?
- Кто хочет банан?
- Кто упрямый, как баран?
- Кто хочет «Кока - колу» ?
- Кто вымоет всю школу?

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» (слайд)

А Муха, Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

(Под музыку «Полет шмеля» вылетает Муха-Цокотуха, сервирует стол, ставит самовар на стол) .

М Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!

(Входят 2 таракана, 2 букашки, 1 бабочка)

Бабочка-красавица, кушайте варенье!

Или вам не нравится наше угощенье?

(Звучит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля» , все разбегаются, прячутся)

А Вдруг какой-то старичок – паучок
Нашу муху в уголок поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

(Звучит музыка из фильма «Человек-Паук 3» , паук крадется по залу, в руках веревка)

М Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он мне веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у меня выпивает.

(Звучит музыка А.И. Хачатуряна «Танец с саблями» , вылетает комарик с саблей)

А Вдруг откуда-то летит маленький комарик.
И в руке его горит маленький фонарик.
К Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей (срубает голову пауку) .

Я злодея зарубил,
Я тебя освободил.
А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!

Все персонажи, держась за руки, выходят к зрителям - Слава, слава Комару – победителю!

Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского (слайд) . Мы очень рады, что вы хорошо знаете сказки этого замечательного автора. Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь» .

Подведение итогов и награждение победителей.

Сценарий литературного вечера для старших дошкольников «В мире поэзии»

Гостева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ Б «Светлячок», филиал « Сказка», Благовещенский район.
Описание: предлагаю вашему вниманию сценарий литературного вечера, совместного мероприятия детей, родителей и педагогов для методического районного объединения по теме « Развитие речи дошкольников".
Публикация может быть полезна методистам, педагогам дополнительного образования, воспитателям. Все стихотворения, которые читали дети – авторские, сочиненные родителями вместе с детьми.
Цели: формирование читательской и музыкальной культуры, формирование у детей запаса литературных художественных впечатлений
Задачи: представить вниманию слушателей стихотворения, сочиненные детьми, вместе с родителями о временах года, о семье, о дружбе. Способствовать развитию актерского мастерства, создавать радостный. Эмоциональный настрой.
Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный работник.
Оборудование: картины русских поэтов, проектор, мультимедийная доска, аудио-записи.
Подготовка: идея проведения литературного вечера в детском саду была очень необычной и оригинальной, но эта идея недолго смущала нас своей неординарность. Был разработан проект « В мире поэзии».
Работа по воплощению проекта в жизнь велась месяц. Детей знакомили со стихотворными произведениями русских поэтов, проводились беседы по темам: « Что такое поэзия?», « Что такое рифма?», проводились различные дидактические игры на развитие образной речи, были представлены консультации для родителей «Нужно ли учить стихи?», « О пользе книг».Подключили родителей, для помощи своим детям в сочинении стихотворений. Разучивали эти стихотворения с детьми. Мною была продумана обстановка для проведения вечера и сделаны слайды для каждого стихотворения. Совместно с детьми (к каждому стихотворению был нарисован рисунок) была сделана книга авторских стихотворений «Дом, где живут стихи».
Было скомпановано музыкальное сопровождение и чтение стихотворений в один гармонично и логически построенный сценарий.
Что из этого получилось, решать вам, уважаемые коллеги.

Ход мероприятия

(Слайд№1)
Ведущий:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые зрители!
Мы рады видеть Вас в нашем зале!
Сегодня у нас необыкновенный день. Дети, я приглашаю вас, в удивительный мир поэзии. Вы знаете, что такое поэзия?
Дети:
Да, поэзия- это стихи.
Ведущий:
Правильно, стихи. Это слова, сложенные в рифму. Стихами можно рассказать обо всем: о теплом солнышке, о веселом дождике, о зеленой травке, о своей семье, о друзьях и, еще о многом, многом другом, обо всем на свете, ведь недаром говорят, что поэзия похожа на солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающими весь мир.

Ребенок читает стихотворение:
Поэзия - чудесная страница,
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок.
Мир-любой!
Подвластно все поэзии,
Попробуй!
И дверь в ее страну открой!
Шорох листьев под ногами, капелька дождя,
Радуга на небе, трели соловья, -
Вот мороз рисует на стекле узор…..
Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.
(Е. Некрасова.)
Ведущий:
Действительно, поэзия – это удивительный огромный, волшебный мир. Дети, скажите, откуда же берется поэзия, кто пишет стихи?
Дети:
Поэты пишут стихи.
Ведущий:
Каких вы знаете поэтов?
Дети:
Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Александр Пушкин.


Ведущий:
Молодцы, ребята, знаете поэтов. Мы с вами знакомились с их стихотворениями. Вы сами, также как поэты, тоже уже пробуете сочинять свои стихотворения.
И сейчас, стихи, которые вы сочинили сами или с помощью своих родителей вы прочитаете нашим гостям.
А, помогать мне, объявлять выступления наших чтецов, сегодня будет Александра. Давайте поприветствуем ее.
(Слайд № 2-3)
Первое наше стихотворение о зиме. Зима - это замечательное время года. Зимой на землю спускается снежная королева, и все вокруг напоминает сказку. В это время прекрасно все без исключения! Даже лютые морозы, и те, хороши, ведь именно они учат любить и ценить тепло и уют родного дома. И сейчас Наташа прочтет нам об этом свое стихотворение.
(Слайд № 4)
Ветер грозно завывает,
Снег колючий рассыпает,
Мы глядим в свое окно,
А нам в комнате тепло.
Затопила мама печку,
Не пойдем мы на крылечко.


(Слайд № 5)
Ребенок:
Зима иногда бывает очень суровой. Нашим пернатым друзьям-птицам непросто: и голодно и холодно и поэтому, чтобы птичкам жилось веселее их нужно подкармливать. А как это сделать нам расскажет в своем стихотворении Никита.
На морозе мерзнет птичка,
Голубь, воробей, синичка.
Ты кормушки им построй,
Будет сытно им зимой.
(Слайд № 6-7)
Ведущий:
Представьте себе, как сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. Лера подготовила стихотворение о чудных зимних картинках и сейчас нам его прочтет.
Красивыми бывают зимние картинки,
Деревья украшают чудные снежинки,
Они колдуют нежно на зеленой елочке,
Украсили прилежно все ее иголочки.


(Слайд № 8-9)
Ведущий:
Саша, а тебе нравится падающий снег, такой красивый и переливающийся?
Ребенок:
Да, я очень люблю снег, люблю, когда он идет, от него везде светло и нарядно, как будто кто- то наверху взбивает свою огромную пуховую подушку. Смотришь на снежинки, и, кажется, что они летят не вниз, а вверх.
Ведущий:
Да, чудно. Они такие маленькие и хрупкие, что даже страшно дотрагиваться до них, кажется, что они вот- вот сейчас рассыпятся. Именно о таких нежных снежинках Есения прочтет свое стихотворение.
Белая снежинка упала мне в ладонь.
Тихо прошептала: «Ты меня не тронь».
Я легкая и хрупкая, на солнышке блестя,
Яркими цветами радую тебя.


(Слайд № 10)
Ведущий:
Зимний лес укутан снегом, замело, запорошило все дорожки, кажется, что вокруг никого нет.
Ведущий: А у Сони стихотворение о том, как животные весело проводят зиму.
Выпал беленький снежок на крутой на бережок.
Белка спрыгнула с сосны, кувыркнулась у реки.
Зайчик вынырнул с сугроба,
Пробежало мышек много.
Вот веселье! Вот зима!
Всем зверятам красота!
(Слайд № 11-12)
Ребенок:
Зимой не нужно долго думать, как весело провести время: можно просто выйти во двор и слепить с друзьями снеговика и поиграть в снежки, покататься на санках, на коньках, на лыжах. Наша Настя очень любит зимние развлечения, и ее стихотворение именно об этом.
Снежок идет на улице, снег как пух летит.
Чудесная погода, все кругом блестит.
Выйду я на улицу, слеплю снеговика,
Рядом будет зайка, мишка и лиса.
(Слайд № 13-14)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете какой старинный, русский солнечный праздник бывает в конце зимы? Правильно, масленица. Ее любят все: и старый и малый. Все выходят на праздник, чтобы повеселится и пожелать друг другу: веселья, смеха, достатка, хорошего года! О таком веселом празднике стихотворение у Максима.
Отшумели метели,
Отступили морозы.
Растопило солнце последний лед.
Широко весну встречая,
Выходит на праздник веселый народ!
(Слайд № 15-16)
Ребенок:
И вот на смену суровой зиме приходит долгожданная весна. Как же мы ее ждем, когда за окном бушуют метели и трещат морозы! Уходит она, и за окном начинает сиять весеннее солнышко, наполняя сердце радостью и вдохновением! Тают сосульки. Весело чирикают воробьи. Об этом стихотворения у Саши и Насти.
Погляди на улицу.
Солнце в небе высоко,
Детям улыбается.
Зачирикал воробей
Весело на ветке.
Приглашает всех друзей
Веселится вместе.
(Слайд №17)
Небо голубое, зеленая трава.
Солнце золотое, к нам пришла весна.
Свежий ветер дует нам с тобой в лицо.
На душе спокойно, радостно, светло.
(Слайд № 18, 19,20)
Воспитатель:
После весны наступает лето. Лето-пора солнца, жары, ярких красок, радости. И вот наступает разгар летнего царствования. Давайте мы сейчас вспомним эту прекрасную пору, хоть и ненадолго….. А Сания поделится с нами своими впечатлениями о лете!
Я очень люблю лето……
Оно жарким дыханьем солнца согрето,
Я очень люблю купаться,
Нырять, в песке кувыркаться.
Мне нравится так развлекаться!
Ребенок:
Дима, Богдан и Игорь подготовили стихотворения о животных, так как они их очень любят, давайте их послушаем.
(Слайд № 10)
Воспитатель:
Дима представляет себя в своем стихотворении
мудрым и справедливым ежиком.
Шел по лесу ежик серый,
Нес на спинке грибок белый.
Угостить хотел он мышку,
Зайку, ежика, мартышку.
Ведь в лесу между зверей
Есть закон всего мудрей:
Меж собою всем дружить
Дружбой крепкой дорожить.
(Слайд № 11)
Воспитатель:
У Богдана стихотворение о веселой и озорной обезьянке.
Обезьянка – попрыгушка
Обскакала все верхушки!
Повалили чемоданчик,
Сладкий скушала бананчик,
Оборвала одуванчик,
Опрокинула стаканчик.
Ох, и шкодница, какая!
Веселушка озорная!


(Слайд № 12)
Ребенок:
Игорь пришел к нам со своей подружкой- веселушкой и прочтет нам о ней стихотворение.
Зелененькое пузо,
Зелененький бочок,
Зелененькие лапки,
И прыгает скок – скок.
И знает все болото
Лягушку зеленушку,
Ведь песенку веселую
Поет она всегда: ква – ква – ква.
(Слайд № 12)
Воспитатель:
Саша, почти все дети уже прочитали нам свои стихотворения, а ты расскажешь нам свое?
Ребенок:
Конечно, я прочту вам стихотворение о своем любимом петушке.
Петушок, петушок,
Золотистый гребешок,
Очень я его люблю,
Каждый день его кормлю,
И за это мой дружок
Мне все песенки поет.
(Слайд № 13)
Воспитатель:
Ребята, вы прочитали нам сегодня свои стихотворения: о снежинках, о солнце, о животных – это все стихотворения о том, что нас окружает, о природе.2017 год объявлен в России годом экологии и Илья подготовил свое стихотворение о том, как сохранить природу.
Зеленый лес и свежий воздух
Нам сохранить совсем непросто.
Чтоб на планете мирно жить
Должны природу мы любить!

(Слайд № 14, 15)
Ведущий:
Саша, мы сегодня услышали много стихотворений о природе. А вот у Сережи стихотворение о самом дорогом, самом важном, что у нас есть, как ты думаешь, о чем?
Ребенок: Я думаю самое дорогое – это семья.
Да верно, а если семья еще и дружная – это настоящее счастье! Пожалуйста, Сережа, прочти нам свое стихотворение.
У нас дружная семья,
Мы любим путешествовать,
Вместе время проводить
И друзей приветствовать.
Любим спортом заниматься,
Любим песенки попеть,
На машине покататься,
На крылечке посидеть.
(Слайд № 16)
Ведущий:
Семья – это самое важное, но очень хорошо, когда у человека есть еще и друзья.
Саша, а как ты думаешь, кто такие друзья?
Да, казалось, бы ответ прост, это те люди, которые всегда придут к нам на помощь. Но друзья, это еще и те, с кем никогда не бывает скучно, с кем все делишь пополам. Вот именно о таком друге стихотворение у нашего Кирилла.
У меня есть друг мой Сашка,
Дружим мы давно!
Не деремся, не шалим,
Ходим мы в кино.
Вместе строим мы ракеты,
Вместе делим мы конфеты.
Нам вдвоем совсем не скучно,
Потому что дружим дружно.
Ребенок:
А сейчас Ольга Александровна прочитает нам свое стихотворение, оно о нас, о детях.
Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит бог.
Дети как ни странно тоже испытанье.
Дети как деревья сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети - это время, дети - это труд.
(Слайд № 17)
Ведущий:
Где же всегда много детей, конечно в детском саду. Ведь детский сад - это страна детства, где всегда царят радость, детский смех и веселье. У Данила об этом стихотворение.
Садик «Сказка» просто чудо!
Все мы любим здесь друг друга.
Дружим, бегаем, играем,
Про обиды забываем.
Вместе делаем зарядку,
Вместе прыгаем в кроватку,
Вместе кушаем, гуляем
Детский садик уважаем!
Ведущий:
Ребята, вы все прочли нам свои прекрасные стихотворения!
За ваше творчество, за прекрасное прочтение своих стихотворений я хочу вручить вам грамоты на память об участии в нашем мероприятии.(детям вручаются грамоты) .


Ребята вы все сегодня получили грамоты, но посмотрите, что у меня еще есть для вас?(ведущий показывает книгу, внутри нет страниц)
Дети:
Это книжка.
Ведущий:
Правильно, это книга, но она не простая, а волшебная и чтобы ее открыть, нужно придумать рифмы к слову книжка. Давайте подберем их к этому слову.


Дети подбирают рифмы.
Ведущий:
Молодцы, ребята, много рифм подобрали. Теперь, давайте попробуем, откроется ли книга. Вот и открылась! А что же здесь? Да здесь для вас сладкий сюрприз - ведь вы сегодня это заслужили, подобрали рифмы, подготовили к сегодняшнему вечеру такие красивые и интересные стихотворения.