Произведения лиона фейхтвангера. Лион фейхтвангер - биография, информация, личная жизнь

Тонкий, ироничный и забавно-пикантный исторический роман об удивительной судьбе образованнейшей и экстравагантнейшей женщины позднего Средневековья - герцогини Маргариты по прозвищу Маульташ (Большеротая) - и о многолетней войне двух женщин - жены и фаворитки, в которой оружием одной были красота и очарование, а оружием другой - блестящий ум и поистине божественный талант плести изощренные интриги.

Роман написан Фейхтвангером в Америке и впервые опубликован в английском переводе в 1943 г. издательством "The Viking Press" под названием "Double, double, toil and trouble" (слова припева песни ведьм из "Макбета" Шекспира). В рукописи роман назывался "Чудотворец", однако уже в первом немецком издании, вышедшем в 1944 г. в Лондоне (издательство Гамильтон), книга носит заглавие "Братья Лаутензак".

Лион Фейхтвангер - мастер немецкоязычной прозы XX века, чей вклад в литературу можно сравнить лишь с творческим наследием Генриха и Томаса Маннов и Стефана Цвейга. Писатель, перу которого в равной степени были подвластны семейная сага, социальная драма и публицистика.

Лион Фейхтвангер (1884-1958) - выдающийся немецкий писатель и драматург. В своих произведениях, главным образом исторических романах, обращался к острым социальным проблемам. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Лион Фейхтвангер написал свыше десяти исторических романов и несколько пьес, действие которых происходит в разные эпохи и в разных странах. Наряду с этим он создал четыре романа на темы современной ему германской действительности - "Успех", "Семья Опперман" (в первых изданиях - "Семья Оппенгейм"), "Изгнание" и "Братья Лаутензак".

"Испанская баллада" - поэтическая повесть о любви кастильского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели. Сюжет романа, взятый из староиспанских хроник, вдохновлял многих писателей и поэтов, но только Лион Фейхтвангер обозначил тесную связь судьбы влюбленных с судьбой их страны. Рассказывая о прошлом, Фейхтвангер остается актуальным, современным писателем.

Увлекательная и удивительно точная хроника одного из самых сложных и неоднозначных периодов истории Римской империи -изначально обреченной на поражение отчаянной борьбы за независимость народов Иудеи, - войны, в которой мужеству повстанцев противостояла вся сила римского оружия...

В 1998 г. исполнилось 40 лет со дня смерти Лиона Фейхтвангера, выдающегося романиста 20-го века. В своих произведениях Фейхтвангер коснулся множества событий - от глубокой древности до современной ему эпохи, и все эти события найти в его романах блестящее отображение. Его "еврейские" романы составляют значительную часть творчества писателя. Это не случайно.

Лион Фейхтвангер (нем. Lion Feuchtwanger). Родился 7 июля 1884 года в Мюнхене - умер 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе. Немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.

Родился 7 июля 1884 г. в Мюнхене в семье фабриканта Зигмунда (Арона-Меера) Фейхтвангера (1854-1916), унаследовавшего маргариновое производство от своего отца Элькана Фейхтвангера (1823-1902), уроженца Фюрта, сына Зелигмана Фейхтвангера и Фейгеле (Фанни) Вассерман. Мать - Йоханна Боденхаймер (1864-1926). Родители поженились в 1883 году и Лион был старшим из девяти детей. Получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал «Зеркало», который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912-1914 путешествовал.

Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба.

В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений, невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Лагерникам, среди которых было так много противников гитлеровского режима, грозила опасность попасть в руки фашистов, и тогда было решено перевести интернированных в другой лагерь, в Ним. Бежав оттуда и, получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США. С ноября 1943 года он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались фашизм и его идеология.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Писатель умер в 1958 году от рака желудка.

В настоящее время вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Главный вопрос творчества Фейхтвангера - о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», - говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» - вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии - «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным. Книга «Москва 1937», рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР (Фейхтвангер лично присутствовал на Втором Московском процессе).

Книга была издана в Москве массовым тиражом. Причём, В. С. Молодцову пришлось, по заданию Сталина, обеспечить за одни сутки организацию печати книги.

Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко клеветанным и отвергнутым: прогресс».

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм» - процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.

Семья

Брат - Людвиг Фейхтвангер (Ludwig Feuchtwanger, 1885-1947), немецкий юрист и литератор.
Племянник - Эдгар Фейхтвангер (Edgar Feuchtwanger, род. 1924), британский историк, мемуарист.
Брат - Мартин Фейхтвангер (Martin Feuchtwanger, 1886-1952), немецкий писатель, журналист и издатель.

Романы:

«Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (нем. Die häßliche Herzogin, 1923)
«Еврей Зюсс» (нем. Jud Süß, 1925)
«Зал ожидания» (нем. Wartesaal, 1930 - 1939) «Успех» (нем. Erfolg, 1930)
«Семья Опперман» (нем. Die Geschwister Oppermann, 1933)
«Изгнание» (нем. Exil, 1939)
«Иосиф Флавий» (нем. Flavius Josephus, 1932 - 1945)
«Иудейская война» (нем. Der jüdische Krieg, 1932)
«Сыновья» (нем. Die Söhne, 1935)
«Настанет день» (нем. Der Tag wird kommen, 1945)
«Лже-Нерон» (нем. Der falsche Nero, 1936)
«Братья Лаутензак» (нем. Die Brüder Lautensack, 1943)
«Симона» (нем. Simone, 1943)
«Лисы в винограднике» (нем. Die Füchse im Weinberg, 1947)
«Гойя, или Тяжкий путь познания» (нем. Goya oder der arge Weg der Erkenntnis, 1951)
«Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (нем. Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952)
«Испанская баллада (Еврейка из Толедо)» (нем. Die Jüdin von Toledo, 1954)
«Иеффай и его дочь» (нем. Jefta und seine Tochter, 1957).


Давно уже не читала я книгу так - с чувством, с толком, с расстановкой. И хотя это было не специально, а просто так получилось, но именно так и нужно читать эту книгу, с погружением в эпоху, с возможностью осмыслить и подумать о каждом герое, провести параллели с творческим путем самого писателя и согласиться, или не согласиться с идеей нравственной ответственности художника перед современниками и потомками. Мы же со своей стороны должны задать себе вопрос - имеем ли мы право судить людей прошлого, стали ли мы лучше их, цивилизованнее их? Или и в каждом из нас сидит до поры варвар и злобный демон?
Мы попадаем в Испанию, на дворе конец 18 века, во Франции произошла революция, в науке одно за одним происходят значительные шаги вперед, во всех Европейских странах время сильно ускорилось, но в Испании словно навеки средневековье. Инквизиция проводит свои мрачные аутодафе, уничтожая людей за малейший проблеск ума и свободомыслия, в то время как гранды во главе с королевским двором не знают как еще извратиться в пороках, и думают лишь как упрочить свое положение. Народ тоже не особо страдает нравственностью (в нашем понимании, конечно), да и что можно ожидать, если церковь официально продает отпущение грехов и разбойник, отдавая часть награбленного, искренне верит, что он благороден и чист. Человек из народа тоже считает за честь обмануть и надуть, и живет простыми животными удовольствиями, иногда развлекаясь кровавыми корридой, публичными казнями и сожжениями еретиков. И,впрочем как во все времена, лишь горстка людей искренне озабочена судьбой своей страны и верит в такие вещи, как просвещение и прогресс, и желают вмешиваться в политику не для своего обогащения.
Гойя в начале своего пути познания очень далек от подобного, он хочет лишь писать и зарабатывать на этом, ему нравится богатая жизнь, внимание и почет. Но хочешь-не хочешь, а приближаясь к власть имущим невозможно остаться непричастным. Словно сказочному герою предстоит пройти ему огонь-воду и медные трубы, потерять иллюзии, близких и любовь, здоровье и душевный покой. Дорого достается познание себя, своего времени и терзающих их пороков. Сам Фейхтвангер проделал похожий путь от искусства ради искусства до критического реализма и исторических романов, осмысливающих опять же его современность. Но осмысление это, как и офорты Гойи, доступны не всем. Не зная реалий времени написания можно многое пропустить. Послевоенное переосмысления своей роли в трагедии второй мировой и осуждение пособников фашизма, когда многие люди с совестью спрашивали себя - а все ли я сделал, что мог? и мог ли я что-то сделать? В книге мы тоже можем спросить себя, кто были правы - осторожные друзья Гойи, что говорили, что талант поможет лучше, если будет жив или те, кто гнили в застенках, но не предавали высоких идеалов? Гойя выбирает третий путь - иносказательный путь "всеобщего языка" своих картин, предсказывающих конец старого мира и обличающий его пороки.
В книге нет деления на хороших и плохих, каждый персонаж выписан как живой человек, со своей правдой, со своей болью и своей душевной грязью и чистотой, потому что в каждом есть и то и другое. Мы живем в совсем другое время, но средневековье и нас подстерегает (не потому ли эта тема так популярна в последнее время, что люди неосознанно понимают, что вновь ходят по краю?). Не так важно правдива ли история любви герцогини Альба и Гойи (на мой взгляд нет, по крайней мере не с ее стороны) и прочих исторических моментов, в этой книге главное не кто с кем спал и хороший ли художник и человек Гойя, а возможность поставить себя в подобную ситуацию и задать вопросы к своей совести. Герои книги выбирают различные варианты жизненной программы и мы можем вслед за ними выбрать себе вариант.

ФЕЙХТВАНГЕР ЛИОН

(род. в 1884 г. – ум. в 1958 г.)

Немецкий писатель. Романы «Еврей Зюсс», «Безобразная герцогиня», «Лже-Нерон», «Лисы в винограднике», «Гойя, или Тяжкий путь познания »; «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», «Иеффай и его дочь», «Братья Лаутензак», «Симона»; роман-трилогия: «Иудейская война», «Сыновья», «Настанет день»; роман-трилогия «Зал ожидания»: «Успех», «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), «Изгнание» и др.; пьесы «Сны Симоны Машар», «Вдова Капет» и др.; литературоведческие статьи и эссе.

Немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру на своем веку пришлось многое повидать и через многое пройти. Он побывал во многих странах, встречался с разными людьми, радовался успеху и переживал неудачи, перенес арест и эмиграцию, у него бывало и тяжелое, и благополучное материальное положение. Тем не менее, писатель не считал, что внешние обстоятельства оставили глубокий след в его творчестве. И хотя он пробовал свои силы в разных литературных жанрах – поэзии, драме, эпическом романе, комедии, политической сатире, все же настаивал на том, что всегда писал одну книгу – книгу о человеке, вынужденном выбирать между действием и бездействием, между добром и злом, властью и духовностью.

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, в семье богатого еврейского промышленника, человека религиозного и политически консервативного. Лион всегда любил Мюнхен горькой и страстной любовью и не случайно сделал его местом действия своих романов «Успех» и «Семья Опперман» (первоначальное название «Семья Оппенгейм»). Этому же городу, богатому культурными событиями, суждено было стать колыбелью германского фашизма, и это превращение Фейхтвангеру довелось увидеть и пережить лично.

После окончания гимназии Лион учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал немецкую филологию и историю литературы, овладел латынью и санскритом, древнегреческим и древнееврейским языками, а также английским и французским. Знание древних и современных языков, творчества античных классиков помогло ему позднее находить материал для исторических романов и пьес. В студенческие годы Фейхтвангер занимался и журналистикой, которую не оставлял в течение всей жизни.

В 1908 году Фейхтвангер основал литературный журнал «Шпигель», а в немецкой периодике тех лет все чаще стали появляться его литературно-критические заметки и рецензии на театральные постановки. Особенно плодотворно было его сотрудничество с журналом «Шаубюне».

Будучи большим приверженцем театра, Фейхтвангер переводил и обрабатывал трагедии Эсхила и комедии Аристофана, переносил на современную сцену произведения древнеиндийских поэтов Шудраки и Калидасы. Пробовал он свои силы и в качестве постановщика. Его друг, крупнейший немецкий драматург XX в. Бертольт Брехт, считал Фейхтвангера одним из своих «немногих учителей». И конечно же, Лион сам сочинял пьесы. Публика ими восхищалась, а властей они пугали. В годы Первой мировой войны цензура запрещала его пьесы «Уоррен Гастингс» и «Военнопленные» за пацифистские мотивы, звучащие в них, – Фейхтвангер был убежденный пацифист и противник всякого военного насилия. Правда, сам писатель не придавал своим драматическим произведениям большого художественного значения, считая их лишь ступенькой к созданию многоплановых эпических произведений.

Летом 1914 года Фейхтвангер отправился в Тунис для сбора материалов к историческим пьесам, но с началом Первой мировой войны был интернирован как германский подданный. С помощью друзей ему удалось вернуться на родину, где его ожидал призыв в кайзеровскую армию. Но воевать Фейхтвангеру не пришлось, по состоянию здоровья он был вскоре демобилизован. Этот период жизни стал переломным моментом в творчестве писателя. Он оставил на время драматургию и приступил к написанию первых романов.

Фейхтвангеру-прозаику повезло гораздо больше, чем драматургу. Его романы «Еврей Зюсс» – о событиях начала XVIII в., и «Безобразная герцогиня», действие которого происходит в XIV в., принесли писателю широкую известность, и хотя их героев (герцогиню Маргариту и Иосифа Зюсса Оппенгеймера) отделяют четыре столетия, у них удивительно много общего. И прежде всего это чувство бесконечного одиночества. Потерпев поражение в попытках устранить зло и жестокость, оба приходят к выводу, что силы добра, разума и силы подлости, мрака и невежества существуют в жизни на всех этапах ее истории в трагическом равновесии. И единственный достойный выход – отказаться от активных действий, уйти в себя, быть «над схваткой», а это означает одиночество.

В 1930 году был опубликован роман «Успех» – первое антифашистское произведение писателя. Прототипом одного из главных героев Руперта Кунцера, ловкого демагога и политикана, начисто лишенного моральных устоев, послужил Гитлер. Роман «Успех» явился первой частью трилогии, объединенной антифашистской темой. В нее вошли также романы «Семья Оппенгейм» и «Изгнание».

Волновала Фейхтвангера и проблема расизма, который проявился в фашистской Германии в обличье антисемитизма, преследования и физического истребления евреев. Герой трилогии Фейхтвангера «Иудейская война», «Сыновья» и «Настанет день» Иосиф Флавий, принявший на себя миссию мирного посредничества между Иудеей и Римом, противопоставлен шовинизму и национальному эгоизму.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фейхтвангер эмигрировал из Германии и жил во Франции. Он активно участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Брехтом издававшийся в Москве в 1936–1939 годах журнал «Слово». А летом 1936 года в Амстердаме был опубликован его «Лже-Нерон». В нем автор, пользуясь историческими реалиями Древнего Рима, сатирически изобразил приход к власти гитлеровской верхушки, ее кровавый террор и неизбежность бесславного краха.

В конце 1936 года писатель приехал в СССР, где пробыл несколько недель. В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в нем единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, – говорил Фейхтвангер, – значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

Фейхтвангер встречался и со Сталиным, их беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам писателя, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937», изданная летом 1937 года в Амстердаме и вскоре по личному указанию Сталина переведенная и изданная в СССР.

Но популярным Фейхтвангер был не только в СССР, его любили и в Англии, и в США. По свидетельству Т. Манна, в этих странах «если хотели особо похвалить какую-то книгу, о ней говорили “почти как у Фейхтвангера”». А между тем, в отличие от творческого, жизненный путь писателя никак нельзя было назвать безоблачным. В незавершенной книге «Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического сочинительства», над которой писатель работал в последние годы и которая была издана после его смерти, в 1961 году, он так говорил о себе: «Я познал… много горя и радости, большие успехи и тяжелые поражения, пережил преследования гитлеровских лет, изгнание, сожжение в Германии и бойкот моих книг в некоторых странах, каверзы бюрократии…»

В июле 1940 года войска гитлеровской Германии вторглись во Францию и оккупировали Париж. Фейхтвангер вместе с другими немецкими антифашистами был арестован, ему грозила отправка в Германию и гибель в концлагере. В сентябре 1940 года писатель с женой Мартой пешком перешли через Пиренеи границу с Испанией. Оттуда по фальшивым паспортам они перебрались в Португалию и сумели сесть в Лиссабоне на греческий пароход, на котором в октябре прибыли в Нью-Йорк.

Да, Фейхтвангеру через многое пришлось пройти. Но все же ему было легче, чем, скажем, Зегерс, Цвейгу, Брехту и другим известным немецким писателям, которые испытали в эмиграции горечь унизительных материальных лишений. В отличие от них Фейхтвангер был богат, он имел счета в иностранных банках, его книги продолжали выходить и раскупаться даже тогда, когда немецкие издательства от него отказались. Американского подданства он так и не дождался, но свой американский быт наладил отменно: выстроил настоящий замок в живописном уголке Калифорнии, на самом берегу океана, имел прекрасную библиотеку и роскошный кабинет.

В Америке писатель продолжал упорно и плодотворно работать. В 1942 году он завершил свою трилогию об Иосифе Флавии романом «Настанет день». Через год вышла в свет сатирическая повесть «Братья Лаутензак» – о жизни в Германии перед приходом Гитлера к власти. Событиям Великой французской революции XVIII в. посвящены романы «Лисы в винограднике» и «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо». В 1952 году был написан знаменитый роман «Гойя, или Тяжкий путь познания», а через три года издана «Испанская баллада» – поэтическая повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к еврейской девушке, красавице Ракели.

Как у всякого писателя, у Фейхтвангера встречались разные по силе художественного изображения романы. Но вместе взятые они выше отдельных произведений и создают общую картину примерно такую же, как в «Человеческой комедии» Бальзака. И по аналогии с ней фейхтвангеровскую прозу можно назвать «Исторической комедией». Уровни обеих эпопей, естественно, разные, но слово «комедия» применительно к Фейхтвангеру имеет тот же смысл, какой в него вкладывал и великий французский романист.

Лион Фейхтвангер скончался 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе в 74-летнем возрасте. С тех пор прошло около полувека, но писатель по-прежнему популярен, его исторические романы читаются и будут читаться во все времена. Лучшее объяснение популярности Фейхтвангера дал его соотечественник Томас Манн, назвавший его произведения «серьезными и развлекательными, глубокими и доступными, занимательными и изящными при всей чистоте их исторического фундамента».

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

Л. ФЕЙХТВАНГЕР ИЗ СТАТЬИ «ЛЕНИН И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ» Гуманизм - это совокупность всех благ, возвышающих человека до уровня Человека. Понятие гуманизма неотделимо от таких понятий, как образование, справедливость, мир, демократия, свобода. Но гуманизм также тесно

Из книги Эра Лобановского автора Аркадьев Дэви Аркадьевич

Глава 11. Лион. Май. Победа! Речь пойдет о второй в истории киевского «Динамо» замечательной победе в Кубке кубков. В воспоминания об этом событии всегда наряду с радостью невольно вторгаются и горькие раздумья. Ведь финал Кубка был сыгран в самом начале мая 1986 года, когда

Из книги Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия(Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной автора Георгиевский Митрополит Евлогий

Из книги Воспоминания автора

Из книги Фанера над Парижем. Эпизоды автора Анненский Александр

2000-е годы. Бавария (Германия), Лион (Франция), Москва (Россия) Однажды он мне реально пригодился. Я разослал несколько своих резюме и как-то, спустя месяцев пять после одного из них, мне позвонили. Мужской голос говорил по-русски и представился Петром Федоровым, руководителем

Из книги Фурье автора Василькова Юлия Валерьевна

БОРДО, ЛИОН, ПАРИЖ, МАРСЕЛЬ… Очередная командировка в Бордо нарушала все его планы: закупка новой партии товаров заставила отложить надежды на поездку в Париж.Бордо испокон был Меккой крупных купцов и мошенников. Сюда стекались колониальные товары, казалось, со всего

Из книги Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле – и не только о нем автора Пирожкова Антонина Николаевна

СНОВА ЛИОН Почта от Мюирона продолжала регулярно приходить и после переезда Фурье в Париж. В начале 1824 года он получил сообщение, что его последователь окончил работу над книжечкой «Краткое обозрение индустриальных методов». Это был своеобразный конспект теории

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

Лион Фейхтвангер и другие Лион Фейхтвангер приехал в Москву и пришел к Бабелю в гости. Это был светло-рыжий человек небольшого роста, очень аккуратный, в костюме, который казался чуть маловатым для него.Разговор шел на немецком языке, которым Бабель владел свободно. Я же,

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

Путешествие в Лион По дороге в Лион была сделана остановка в Экс-ан-Провансе. 6 ноября 1600 года Марии Медичи представили почти неизвестного поэта Франсуа Малерба. Он подарил государыне Оду на счастливое прибытие королевы во Францию: Народы, наденьте на головы Венки из всех

Из книги автора

Лион Измайлов Лион Моисеевич – человек душевный, открытый, верящий в своё писательское предназначение, и ему хорошо удаётся всегда быть на плаву. Выражу субъективное мнение: недостаток писательского таланта он компенсирует талантом административным. Мне это близко,

Лион Фейхтвангер

(Lion Feuchtwanger, 1884—1958)

Лион Фейхтвангер вошел в историю немецкой литературы как мастер социального и исторического романа. Он был выходцем из буржуазной интеллигентной среды. Учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал филологию и философию. Большой интерес проявлял к историческим проблемам, особенно к истории Иудеи, в чем проявилось влияние семейных традиций.

Первые литературные опыты Фейхтвангера относятся к началу века. Первый сборник его рассказов «Одинокие» (Die Einsamen) вышел в 1903 г., но успеха не имел. Затем Фейхтвангер увлекается театром, пишет пьесы, театральные рецензии, статьи о театре и драматургии. В эти годы известное влияние на него "оказала модернистская литература.

Первая мировая война и сопутствовавшая ей атмосфера шовинистического и милитаристского угара не сразу вызвала отрицательную оценку писателя. В самом начале войны он не свободен от некоторых шовинистических иллюзий, но довольно быстро приходит к пониманию бессмысленности войны и становится пацифистом.

Фейхтвангер приветствовал революцию 1918 г. в Германии, хотя понимал ее по-своему.

В драмах, созданных в 10—20-е гг., писатель разоблачает колониальные захваты, капиталистические грабежи. Таковы его пьесы «Калькутта, 4 мая» (Kalkutta, 4. Mai), «Нефтяные острова» (Die Petroleum-Inseln), «Будет ли амнистирован Хилл» (Wird Hill amnestiert). Позиция автора в этих пьесах весьма противоречива: с одной стороны, он разоблачает буржуазных хищников, а с другой — восхищается их деловитостью и энергией.

Широкую писательскую известность Фейхтвангеру принес исторический роман.

В 1923 году появляется «Безобразная герцогиня» (Die hapliche Herzogin), а в 1925 г. — «Еврей Зюсс» (Jud Süß), вышедший несколькими годами раньше как драматическое произведение.

В основу романа «Безобразная герцогиня» положено жизнеописание Маргариты Тирольской, жившей в XIV в. Она изображается автором вначале прогрессивной исторической деятельницей, задумавшей ряд разумных и полезных реформ. Однако все ее добрые начинания терпят неудачу, натолкнувшись на противодействие темных сил феодализма. Будучи некрасивой, она несчастна и в личной жизни.

В трактовке личности Маргариты писатель исходил из концепции, позднее изложенной им в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа» (1935). Согласно этой концепции история есть арена борьбы двух извечных начал — разума и неразумия. Носителем разума выступают одиночки, меньшинство, и поэтому они терпят поражение в борьбе с превосходящими силами мрака.

В романе «Еврей Зюсс» Фейхтвангер усиливает разоблачение сил варварства и неразумия. Главный герой его Зюсс Оппенгеимер — министр финансов герцога Вюртембергского в XVIII в. Писатель создает правдивый образ этого временщика, который, потакая герцогским прихотям, нажил огромное состояние и располагает почти неограниченной властью. Отмечая высокое повествовательное искусство первых исторических романов Фейхтвангера, нельзя пройти мимо некоторых их особенностей. Автор намеренно модернизировал, осовременивал историю, перенося в прошлое проблемы, характеры, взятые из современности. Исторические герои нередко наделялись сложной психологией людей XX в. Это можно сказать и о Маргарите, и о ряде других персонажей. Историзм романа в данном случае страдал, но зато они выигрывали в актуальности и злободневности. В упомянутой работе Фейхтвангера об историческом романе он говорит об этом: «Я писал и современные романы и исторические. И могу по совести заявить, что всегда стремился вложить в мои исторические романы такое же содержание, как и в современные. Я и думать не думал писать историю ради истории; костюмы, исторические одеяния всегда были для меня только средством стилизации, средством простейшим образом создать иллюзию».

Приведенные слова не следует понимать буквально. В них чувствуются отзвуки полемики, которую Фейхтвангер вел против реакционных писателей, стремившихся отгородить литературу от острых проблем современности. Фейхтвангер всегда тщательно изучал исторические материалы изображаемой им эпохи.

Известно, что Фейхтвангер был одним из первых крупных писателей Европы, который увидел опасность фашизма в Германии и выступил с гневным осуждением его. Это было сделано им в романе «Успех» (Erfolg, 1930), изображавшем современную Германию.

Сюжетную основу романа составляет история борьбы за освобождение из тюрьмы несправедливо посаженного в нее искусствоведа Мартина Крюгера. Честный интеллигент и свободомыслящий человек, он был упрятан властями в тюрьму, так как его откровенные и довольно смелые взгляды считались опасными.

Частный случай нарушения права давал писателю возможность показать разложение буржуазно-демократического государства, в котором на смену закону пришли произвол и беззаконие. Так началась постепенная фашизация Германии, связанная с попранием элементарных правовых норм и утверждением культа насилия.

Писатель обвинял баварское правительство в том, что оно расчищало дорогу фашизму. Фашистское движение в романе именуется движением «истинных патриотов». Оно возглавляется демагогом и авантюристом Куцнером, в котором нетрудно угадать его прототип — Гитлера, также начинавшего свою деятельность в Баварии. Писатель показывал огромную опасность нацистского движения для судеб человечества и его культуры.

Борьбу за освобождение Крюгера начинает его возлюбленная Иоганна Крайн. В эту борьбу включаются разные люди — коммунист Каспар Прекль, журналист Жак Тюверлен и другие. Прекль — талантливый инженер, честный, принципиальный человек, для которого история с Крюгером представляет удобный повод для борьбы с буржуазным правительством. Однако при всех его положительных качествах Прекль изображается автором человеком узких, догматических взглядов, мешающих ему понять сложную и разнообразную картину современного мира.

Преклю в романе противопоставлен гуманист и скептик Жак Тюверлен, наиболее близкий автору образ. Он не верит в возможность переделки мира с помощью действия, насилия. Силой, могущей изменить мир к лучшему, он склонен считать слово, убеждение, воспитание. В трактовке образа Прекля и Тюверлена проявилась буржуазная ограниченность Фейхтвангера.

Хотя в этом романе писателю удалось преодолеть некоторые иллюзии относительно буржуазной демократии, которая на его глазах перерождалась в ненавистную нацистскую диктатуру, то, что представлялось ему справедливым государственным устройством будущего, было не чем иным, как все той же, несколько улучшенной, упорядоченной буржуазной демократией.

Писатель задумал «Успех» как исторический роман. В соответствии с этим замыслом Фейхтвангер стремится быть документально точным. Он дает в книге краткие исторические и социально-экономические справки, описания обстановки.

Документальность сочетается с яркими психологическими характеристиками персонажей, причем психологизм носит целенаправленный характер. Автор выделяет те черты, которые характеризуют социальную сущность того или иного героя.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов, Фейхтвангер эмигрировал во Францию, где он включился в активную антифашистскую деятельность. В 1937 г. он посетил Советский Союз. Результатом поездки по нашей стране явилась его книга «Москва, 1937» (Moskau, 1937), в которой он с большой симпатией пишет о нашей стране.

В эмиграции Фейхтвангер создает ряд крупных антифашистских романов, и прежде всего «Семью Оппенгейм» (Die Geschwister Oppenheim, 1933), впоследствии названную им «Семья Опперман». В центре внимания писателя —трагическая судьба буржуазной еврейской семьи, которая всегда стояла в стороне от политики и не видела фашистской опасности, надвигавшейся на Германию.

Показывая страдания обреченной на гибель семьи Оппенгейм, автор призывал к борьбе против нацистских вандалов. Сила слова, убеждение, которые он недавно рекомендовал в качестве средства улучшения общественной жизни, признаются сейчас явно недостаточными, чтобы противодействовать нацизму. Лишь активная борьба, революционное насилие способно уничтожить фашизм.

Однако антифашистская тема сужена в романе, она сводится главным образом к разоблачению антисемитизма нацистов.

Мысль о необходимости активной борьбы с фашизмом становится главной в романе «Изгнание» (Exil, 1940), где на первом плане уже не пассивный созерцатель творящегося зла, не беззащитный страдалец, а человек, убежденный в необходимости борьбы с фашизмом. Таков Зепп Траутвейн, талантливый композитор, антифашист.

Траутвейн уже сделал выбор между действием и пассивным созерцанием. Для него вопрос стоит иначе — как действовать, с кем идти, ибо борьба в одиночку не может принести успеха.

После мучительных поисков, колебаний он приходит к выводу, что лишь социализм, освободительная борьба народов открывают перспективу счастливого будущего. Признание этой истины было чрезвычайно важным шагом в идейном развитии Фейхтвангера.

Проблема выбора пути стоит и перед знаменитым историком древности Иосифом Флавием, главным героем трилогии «Иосиф» (Josephus-Trilogie), в которую вошли романы «Иудейская война» (Der judische Krieg, 1932), «Сыновья» (Die Sohne, 1935) и «Настанет день» (Der Tag wird kommen, 1942).

Иосиф Флавий вначале выступает одним из руководителей восстания иудейского народа против Рима, покорившего Иудею. Со временем его взгляды меняются. Он приходит к выводу, что Рим является носителем более высокой цивилизации. Рим может помочь Иудее преодолеть ее националистическую ограниченность и замкнутость. Иосифу становятся ненавистными религиозный фанатизм и нетерпимость руководителей еврейской общины. Он сторонник дружбы народов, взаимного духовного обогащения различных наций.

Иосиф порывает с иудейством и переходит на сторону Рима. За это его проклинают соплеменники, презирают римляне. И судьба его складывается трагически.

В разработке темы Иосифа Флавия писатель верен своей концепции исторического романа. Как обычно, он стремился к сравнительно точному воспроизведению фактов, подробностей, «исторических костюмов», но трактовка этих фактов давалась исходя из современных задач борьбы с националистической, шовинистической идеологией фашистов. Картина Древнего Рима в романе явно модернизирована.

С таких же позиций Древний Рим освещен в сатирическом романе «Лже-Нерон» (Der falsche Nero, 1936). На материале древнеримской истории в нем разрабатывается современная проблематика. Это очень острый, злободневный роман, написанный большим мастером-сатириком.

В романе рассказывается вымышленная история горшечника Теренция, внешне похожего на умершего императора Нерона. Находятся влиятельные люди, заинтересованные в своеобразном воскрешении покойного императора. На короткий срок судьба возносит Теренция—Лже-Нерона на вершину государственной власти. Марионетка становится могущественным человеком. Он приходит к власти с помощью обмана, беспардонной демагогии и авантюризма. Внимательный читатель невольно сравнивал судьбу римского авантюриста с судьбой правителя фашистской Германии. В приближенных Лже-Нерона (Кнопсе, Треббоне) можно было узнать приближенных Гитлера — Геббельса, Геринга.

Цикл антифашистских романов замыкает роман «Симона» (Simone, 1944), посвященный борьбе французских патриотов против немецких оккупантов. Олицетворением борющейся Франции выступает юная девушка, сирота Симона Мошар, образ которой сравнивается с национальной героиней французского народа Жанной д"Арк. Симона мужественно вступает в неравную борьбу с поработителями ее родины. Она возмущена действиями буржуа, которые, желая сохранить свои капиталы, предают национальные интересы и сотрудничают с оккупантами.

В 40-е гг. Фейхтвангер был свидетелем огромных исторических событий — разгрома фашизма, победы Советского Союза в Отечественной войне, приведшей к усилению притягательной силы идей социализма, возникновения социалистического лагеря. Все эти коренные социальные перемены нашли своеобразное отражение в идейной эволюции писателя, который проявляет все больший интерес к проблемам революции, народа, его роли в истории. Он создает такие значительные произведения, как «Лисы в винограднике» (Die Füchse im Weinberg, 1947), «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952), посвященные изображению французской буржуазной революции 1789—1794 гг.

В «Лисах в винограднике» изображается Франция накануне революции 1789 г., ее одряхлевший режим феодального абсолютизма. Королевскому двору, знати, являющимся выразителями отжившего мира, автор противопоставил тех, кто идейно подготовил французскую революцию — просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше.

Наиболее полно и многосторонне раскрыт в романе образ Бомарше. Он представлен во всей сложности и противоречивости своего характера. Это и просветитель, воодушевленный идеалами свободы, комедиограф, создавший остроумную сатирическую трилогию о Фигаро, и ловкий человек и делец, не забывающий о своих личных интересах. Он искренне хочет помочь освободительной войне американцев и снабжает их оружием, одновременно питая надежды нажить на этом изрядный капитал. Образ Бомарше исторически правдив и убедителен.

Но с наибольшей симпатией автором изображен Б. Франклин— мудрый политик, писатель, ученый и дипломат, представляющий американских повстанцев при дворе французского короля. Он понимает неизбежность революционного насилия в деле завоевания свободы. По его словам, свободу и лучший порядок нигде нельзя установить без насилия.

Еще более четкое понимание революции и роли народа появляется в романе «Мудрость чудака».

В этом произведении писатель создает яркий образ Руссо и показывает влияние его идей на подготовку французской революции. Вокруг его имени велась ожесточенная борьба. Силы старого мира подвергли просветителя гонениям и преследованиям. Он остается в одиночестве, даже близкие ему люди, в том числе жена Тереза Левассер, плохо понимают его. Но это временное одиночество человека, который опередил свое время, и люди лишь до поры до времени не понимают его. Скоро этому одиночеству придет конец. Идеи Руссо о равенстве и народовластии будут подхвачены его учениками, а затем и широкими слоями французского народа и станут большой силой.

Если в ранних романах Фейхтвангера гуманист-одиночка страдал, до конца оставаясь непонятым неразумным большинством, то сейчас писатель по-другому рассматривает проблему взаимоотношения выдающейся личности и народа: прогрессивные идеи великих людей рано или поздно дойдут до народа. Так, крестьянский юноша Мартин Катру вначале не понимал Руссо и смотрел на него как на чудака: «Я считал Жан-Жака юродивым. Я смеялся над ним», — признается он. С годами Катру начинает постигать мудрость идей великого просветителя, становится страстным поборником его «Общественного договора» и деятельным участником революции. Он превратится в известного революционного деятеля, человека смелого, решительного, принципиального, верного защитника народных интересов.

Катру — сторонник решительных мер в отношении врагов революции. Но он достаточно осмотрителен и понимает, что не было смысла подвергать аресту Фернанда, который, вопреки своему дворянскому происхождению, стал искренним сторонником революции.

Своеобразным руссоистом предстает и один из вождей революции—Робеспьер. В молодости он посетил Руссо, высказав ему свое восхищение демократизмом его идей. Он дал клятву служить делу свободы, претворить эти идеи в жизнь.

Роман завершается торжеством революционного народ триумфом идей Руссо. Недаром в последней главе рома изображено перенесение праха философа в Пантеон, усыпальницу великих людей Франции.

В «Мудрости чудака» Фейхтвангер во многом преодолел свою ошибочную историческую концепцию. Общий характер деятельности Руссо, значение его идей для французской революции изображаются в основном в соответствии с исторической правдой. Впервые Фейхтвангер с такой силой подчеркнул значение народа в свершении исторических событий. Великие перемены, по мысли автора, могут совершаться только снизу, народными массами. Однако в процессе коренной переоценки проблемы взаимоотношения личности и народа Фейхтвангер впал в известную крайность и намеренно принизил своего героя, выпятив мелкие черты его характера. Он изобразил Руссо не только мудрым, добрым, искренним человеком, любящим людей, но и чудаком, «блаженным», которого обманывает собственная жена.

К лучшим страницам романа относится описание французской революции, показанной событием огромного исторического значения. С большой симпатией нарисованы ее вожди Робеспьер, Сен-Жюст. Они не походят на фанатиков, какими раньше выглядели революционеры у Фейхтвангера.

Широкой известностью пользуется исторический роман писателя «Гойя, или Тяжкий путь познания» (Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis, 1952), посвященный жизни великого испанского художника конца XVIII — начала XIX в. Из задуманных двух романов Фейхтвангер успел написать лишь один. В нем изображена жизнь Гойи в период с 1793 по 1806 г.

В подзаголовке романа заключено указание на идейный замысел произведения. В книге показан не только путь Гойи к достижению вершин изобразительного искусства, но и трудные искания смысла жизни и места в ней художника.

Гойя был талантливым выходцем из народа, личностью самобытной, сильной. Став знаменитым художником, президентом королевской Академии художеств, он не утратил плебейской гордости и независимости. Но путь его к познанию роли художника поистине мучителен. Лишь после долгих поисков, ошибок и заблуждений приходит он к пониманию подлинного призвания художника, обязанного своим искусством служить народу.

Вначале он поглощен искусством, которому страстно предан. Ничего другого, кроме искусства, он знать не хочет. Он ослеплен придворной жизнью и далек от понимания своих обязанностей по отношению к народу.

Тяжелые испытания, выпавшие на его долю — несчастная любовь, болезнь, гибель жены и ребенка, — сделали его более восприимчивым к народному страданию. Решающую роль в его превращении в художника-гражданина сыграла революционная эпоха, идеи французской революции, современником которой он был. Гойя находит единомышленников в среде испанских вольнодумцев, добивавшихся изменения прогнившего королевского строя. Он создает свои знаменитые «Капричос», явившиеся беспощадной сатирой на королевский двор, придворную знать, духовенство.

Характерной особенностью романа является органическое сочетание в нем художественного произведения и искусствоведческого исследования. Многие страницы книги посвящены тонкому, проникновенному анализу картин Гойи. Это дает автору возможность глубже раскрыть характер художника, его взгляды на окружающий мир, на искусство и его задачи.

Фейхтвангер издавна проявлял глубокий интерес к творчеству испанского художника-реалиста. Он посвятил ему немало страниц еще в «Успехе».

Если в ранних исторических романах писателя в сильной мере ощущалась модернизация прошлого, то в «Гойе» проявляется стремление к сохранению исторического и национального колорита. Много места в романе уделено описанию национальных обычаев, одежды, танцев, песен. Ко всему этому внимательно присматривается Гойя. Здесь он находит материал для своего искусства.

Запоминается яркий образ матери Гойи, простой, умной и чуткой женщины, которая напоминает ему о принадлежности к народу.

В последние годы жизни Фейхтвангер писал теоретические статьи и эссе. Неоконченную критическую работу «Дом Дездемоны» (Das Haus der Desdemona, 1961) он посвятил своему любимому жанру — историческому роману. Она написана на весьма обширном материале литературных произведений на исторические темы.

В этой работе писатель подводит итоги своим раздумьям над историческим романом, пересматривает некоторые свои идеи, высказанные им в свое время в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа».

Фейхтвангер прослеживает основные вехи в развитии исторического романа начиная с античности. Подлинным творцом этого жанра он вполне обоснованно считает В. Скотта. Его романам присущ подлинный историзм, который, по мысли автора, должен иметь место при изображении прошлого. Тем самым Фейхтвангер отходил от своей ошибочной точки зрения, провозглашавшей право писателя на модернизацию прошлого. Благотворные изменения во взглядах писателя в сторону более реалистического изображения прошлого стали возможными под влиянием участия Фейхтвангера в антифашистском движении народов Европы.