Доказать что литература искусство слова. Выразительное чтение стихов

Художественная литература как искусство слова

Литература (от латинского litera - буква, письменность) - вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово .

Художественная литература - вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Слово - неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного.

Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. Сила слова в художественной литературе в способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность. И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства.

Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ.

Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения.

Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Фальконе.

Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.

Произведения искусства производят потрясающее впечатление на человеческую личность, заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Нужно сказать и об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее. Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение.

Роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось.

Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи – цвета и линии, в скульптуре - формы, в танце – движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение. Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством ее создания является слово. Умение при помощи слов «оживлять» образы людей, «рисовать» картины природы, погружать в атмосферу разных событий и вызывать при этом отклик в душе читателя мы и называем литературным талантом.

Во все времена люди знали о великой силе слова, способной ранить и исцелить, побудить к совершению великих дел, утешить и ободрить. С помощью слов происходит львиная доля обмена информацией между людьми. Словами мы научились выражать наши самые важные чувства. Словами же мы можем нанести вред, солгать, напугать. Возможности слова безграничны, их воздействие на человека бесспорно, именно поэтому литература как искусства слова способна оказывать глубокое воздействие на людей, доносить до нас новые идеи, заставлять задумываться, сочувствовать, сопереживать.

С помощью слов литература создает целые миры, погружаясь в них на какое-то время, мы абсолютно четко ощущаем, что они реальны. Мы будто идем вместе с героями литературных произведений по их дорогам, переживаем их приключения, разделяем их чувства. Так обычная жизнь наполняется новыми событиями, впечатлениями, переживаниями.

Отдельно хочется выделить поэзию. С помощью ритма она сплетает слова в музыку. В поэзии присутствует музыкальная гармония, с помощью которой удается передать такие оттенки и нюансы смысла, неподвластные произведениям в прозе. Здесь слова имеют высоту и длительность, тона и полутона, именно в поэзии в полной мере раскрывается их художественный потенциал.

Литература как искусство слова определенным образом обобщает в себе возможности многих других видов искусства. Только литература, кроме повествования, способна рисовать словами картины и играть мелодии, вытачивать формы и передавать динамику. Все огромные выразительные возможности слова она щедро и мастерски использует для создания своих шедевров.

Дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература как искусство слова.

Цель: дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

"Прекрасное пробуждает доброе".

Д.С. Лихачев.

Прекрасное пленяет навсегда.

К нему не остываешь. Никогда

Ему не впасть в ничтожество…

С.Наровчатов.

Пролог: Звучит инструментальная композиция И.Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”>.

− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, бушуют космические вьюги, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля. Здесь шумят леса, текут реки. Зима сменяет осень, а вслед за весной всегда приходит лето. И вслед за днем наступает ночь, а вслед за ночью неизменно наступает день.

На этой огромной голубой планете есть один день. В этот день на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья. А сердце материнское тебе пожелало доброго пути. И материнские руки благословили твои первые шаги по этой земле. И загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Твоя звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. Это твое право. Право человека. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда осветит его. И только от тебя зависит, не погаснет ли она раньше времени.

Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!

Постановка проблемы:

Г. Свиридов “Время, вперед!”; слайдовый ряд “МЫ”>

XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: "Я утоплю вас в крови!". Когда другой политик обещает: "Я подниму Россию с колен!"

А где-то там, в сибирской глуши, районный детский врач выписывает рецепт. Он выписывает рецепт… на яблоко, на молоко. Так было. Так есть. Так будет?!

XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?

Разработка I. Ввод.

Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451 ◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то нах одят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…

Экспресс-анкета:

С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:

  1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
  2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
  3. с теми, кто уничтожал книги.

Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)

(Обработка результатов экспресс- анкеты и подведение итогов).

Разработка 1I. Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Словарь литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

(Запись определений в словарик)

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Разработка III. “Литература – учебник жизни”.

Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.

− Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.

− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?

− Да, я раз курил, это верно.

− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!

− Ах, да-а, - вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: """" Папа, расскажи сказку".

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…

У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить…”

Беседа с учащимися:

− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

Релаксация

− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).

“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.

– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

Разработка IV. “Мир спасет красота”

Что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде? -

Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Эпилог.

Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской.

В твоем распоряжении отныне

Прекрасный мир прекрасного, людской

Трагедией построенный в пустыне.

И на тебе горит его тавро

Ответственности, действия и слова.

В нем многое из нового старо,

И старое – значительно и ново.

Входи в него хозяином смелей!

Он ждет тебя и требует ответа.

Согрей его трагедией своей,

Прибавь ему ещё любви света!





Познавательные перспективы литературы: С помощью слова реальность постигается не только с чувственной, но и с умственной, мыслительной стороны; С помощью слова литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором; Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль


Роберт Рождественск ий Я в глазах твоих утону - Можно? Ведь в глазах твоих утонуть - счастье! Подойду и скажу- Здравствуй! Я люблю тебя очень- Сложно? Нет не сложно это,а трудно. Очень трудно любить- Веришь? Подойду я к обрыву крутому Падать буду- Поймать успеешь? Ну,а если уеду- Напишешь? Только мне без тебя трудно! Я хочу быть с тобою- Слышишь? Ни минуту,ни месяц,а долго Очень долго,всю жизнь- Понимаешь? Значит вместе всегда- Хочешь? Я ответа боюсь- Знаешь? Ты ответь мне,но только глазами. Ты ответь мне глазами- Любишь? Если да,то тебе обещаю, Что ты самым счастливым будешь. Если нет,то тебя умоляю Не кори своим взглядом,не надо, Не тяни за собою в омут, Но меня ты чуть-чуть помни Я любить тебя буду- Можно? Даже если нельзя...Буду! И всегдя я приду на помощь, Если будет тебе трудно!


Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли (фольклор), однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер.


Литература один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография Слово выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Вначале было слово... Так Библия говорит о сотворении Вселенной. Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.


Строительный материал скульптуры, живописи, кино глина, краска, кинопленка предварительно социально обработан, «очеловечен». Строительный материал литературы слово Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только что пойманная рыба. Слово вербальный знак.


И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах. От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"? Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"? С. А. Есенин


Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; Пушкин в «Медном всаднике» скульптурный образ Фальконе.


В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить




Жанры литературы: Структурные Роман Повесть Поэма Стихотворение Трагедия Комедия Мелодрама Водевиль Тематические Исторический роман Психологический роман Приключенческий роман Функциональные Ода Эпиграмма


Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами: Эпос Лирика Драма Эссе Жанры Эпический Драматический Трагический Лирический Стили


Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе подразумевает свободу творчества и выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссе может носить историко-биографический, литературно- критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой с философским трактатом.


Формы эссе письмо слово открытое письмо речь очерк Адресаты читатели аудитория друг собеседник человек, с которым спорят


Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А.Эльяшевич


ЛЮБОВЬ То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. 24 ноября 1911, Царское Село А.Ахматова


Задание: Написать эссе. Примерные темы литературно- публицистического эссе: «Говорят, что любовь - это дар божий. Так ли это?» «Тот, кто и никогда не искал ни дружбы, ни любви, в тысячу раз беднее того, кто их обеих утратил» (Жан Поль) «Любовь- это желание жить» (М.Горький) «Любить глубоко-это значит забыть о себе» (Ж.Ж Руссо) «Самое большое счастье в жизни-это уверенность,что тебя любят» (В.Гюго). «Любовь придаёт благородство даже и тем,которым природа отказала в нём» (В.Шекспир).


Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам... А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки. За это можно все отдать, и до того я в это верю, что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери Вероника Тушнова


Художественн ый образ в литературе


Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур


« Вечные образы» художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI начало XVII в.), нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека


Основные средства художественной выразительности ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)


СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) Основные средства художественной выразительности


МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По другим признакам… В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.


Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя


Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?


Придумать и записать Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры. Придумать и записать Придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову солнце; метафору к выражению ветер дует)


Вывод: Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческое. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души


Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. А.Ахматова Презентация подготовлена для урока МХК в 9 классе по программе Г.И. Даниловой учителем ИЗО и МХК Петровой Оксаной Викторовной МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ

Конспект урока по теме: « Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека»

Составила: Евдокимова С.В.,

Учитель русского языка

и литературы

г. Симферополь

Вид урока : урок усвоения новых знаний.

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

    обучающая: определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, дать обзорную характеристику литературных направлений и провести краткий обзор курса литературы 9 класса

    Развивающая: развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников.

    Воспитательная: воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей страны.

Технологии: урок с применением ИКТ и игровых технологий

Оборудование: мультимедийная презентация; компьютер, мультимедиапроэктор.

Межпредметные связи : литература, изобразительное искусство.

Опережающее задание. За один день до урока 3 ученика получают индивидуальные задания:1) подготовить выступление о видах искусства;

2) найти и подготовить выразительное чтение стихотворений о слове.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

I I . Актуализация опорных знаний в форме беседы

    Задумывались ли вы, для чего существует искусство?

    Что вы понимаете под словом искусство? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.) Слайд №4

    Какова роль искусства в формировании человека? (Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим).

III . Восприятие и усвоение учебного материала

    Слово учителя

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. - это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его.

Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий.

Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.

Виды искусства.

Искусство распределяют на два вида:

тонические (поэзия, музыка);

образные (архитектура, скульптура, живопись с его областями).

Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущий лишь ему средствами и на соответствующем материале:

а) в изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек,
точек, пятен, красками разных цветов на полотно, бумагу, доску;

б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе;

в) музыкальный - соединением звуков разной высоты, силы, тембра.

Вопросы классу:

    Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?

    Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

    Продолжение беседы по вопросам.

    Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература».

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы?( С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущении, внутреннем миру, веровании; описывается природа).

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героический эпос и др.

Литература - это то, что создано писателями и записано на бумаге.

    Обратимся к словарю литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии. (Запись определений в словарик) Слайд№4

Запись в тетрадь

Эпос, лирика, драма – основные роды литературы. Слайд №5

Какие вы знаете жанры художественной литературы? Слайд №6

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

Какова роль слова в художественном произведении?

Основным средством литературы является слово . Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного.

Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.

-В чем же сила слова в художественной литературе? (В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность).

И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.

Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.

    Выразительное чтение стихов (звучит «Лунная соната» Л. Бетховина).

Слайды №7,8

1 ученик

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!" Э. Асадов

2 ученик

Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.

Бьется жилка, вьется живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,

И уж если ты поэт,

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,

Опасайся предсказаний,

Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,

Пленка жребиев людских,

На тебя любая строчка

Точит нож в стихах твоих. А. Тарковский

Художественная литература - вид искусства, которое отображает действительность средствами слова в образной письменной форме. Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание за судьбы героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

Потрясения от произведений искусства основ человеческой личности заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Здесь, нужно говорить об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее. Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение

Итак, роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось и, наконец, спастись в переживаемом настоящем .

6 . Учитель об основной задаче курса и его программе .

В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами. Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.

-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)

Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради:

Основные разделы курса литературы 9 класса: Слайд№9

    1. Древнерусская литература. Слайд 10

      Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм. Слайд №11-13 (Демонстрация картины эпохи классицизма Д.Г. Левицкого «Портрет Екатерины II ).

      Литература XIX века. Романтизм. Реализм. Слайд №14-17

(Демонстрация картин эпохи романтизма И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Итальянский пейзаж» и реализма И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», В.Г. Перова «Тройка», «Ученики – мастеровые везут воду»).

    1. Литература XX века. (знакомство по учебнику)

Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 и 20 века.

IV . Закрепление учебного материала. Игра «Кто кого?»

(Часто провожу эту игру в конце урока. Она интересна ученикам, захватывает их, а нам помогает проверить учебный материал).

Класс делится на 3 команды, и каждая команда придумывает 2 вопроса (вопрос каждой команде-сопернице) по материалу урока.

Задача команды: задать такой вопрос, который вызывает затруднение при ответе. Выигрывает та команда, чей вопрос остался без ответа. (Все ученики этой команды получают «5»).

V. Итог урока Слайд №18

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали стихи поэтов, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.

VI . Рефлексия. Определение уровня учебных достижений учеников. Комментирование оценки. Слайд № 19

VII . Домашняя задача . Прочитать «Слово о полку Игореве».