Константин паустовский - мещорская сторона. Вечер прекрасная пора день догорает закат

День догнал, (догорал), его и убил, зарезал,
(нож вонзил?) (в грудь?) повернул два раза?
(до упора?) (до утра?) бросил тело его (ура),
на землю, будет (и у тебя пора?) брешь
(благословил или проклял?) меж,
кровь собрал в таз, (аккуратный), создал ак-
каунт, (выложил видео в инстаграмм?)….
***
соловей заливал, заливался? песню пел,
удивлял, удивлялся?……

День догорал
И догорало лето,
Умытое грозою на рассвете.
Нежданно улицу прохлада обняла
И мимоходом лето прогнала.

Совсем недавно
Воздух полон был тепла,
А нынче зябнет нос,
И грозовой раскат, и лужи вдоль бордюра,
И под зонтом печальная фигура.

Уж не по-летнему лохматы облака.
Земля чиста и грусть легка.
Незримою вуалью паутинка на траве,
Деревья - в золоте, а лужи - в серебре.

Чтоб убедить себя и всех вокруг,
Что время летнее иссякло,
Сентябрь вновь дождём унылым
Мир...

Догорает день, пролетает ночь,
Где же ты теперь, как тебе помочь?
Как найти тебя средь туманной мглы.
Как сберечь любовь от чужой игры?

Крылья обретя в небо поднимусь,
Теплым ветерком к тебе дотянусь.
Я коснусь щеки солнечным теплом,
Заслоню тебя от беды крылом.

Ты поймешь теперь-ангел за спиной,
И взглянув на мир-скажешь он иной.
Небеса чисты, солнца ярок свет,
Ручеек журчит, стужи больше нет.

Я с весной войду в твой далекий мир,
Подарю тебе песнь нежнейших лир.
И отступит...

Догорает свеча, догорает.
И чадит, и в глаза дым седой.
И дрожит огонёк и мигает,
Воск в подсвечнике мутной слезой.

Догорает свеча, догорает.
Пляшет пламя, а тень из углов,
Ему чёрной рукой в такт махает,
Словно просит о чём-то без слов.

Догорает свечой, догорает,
Фитиля жизнь в огне вместе с ней.
У огня время жизнь забирает,
У огня свечи жизни моей.

Догорает свеча, догорает.
Мутной лужицей воск под огнём.
И свеча вся в него оплывает,
Догорит - с ней своё отживём...

Догорает свеча, отдавая свой свет,
Кто её за огонь пожалеет?
Когда вновь за окном синеглазый рассвет
Неба краешек солнышком греет.

Кто заплакал навзрыд, когда ночь умерла
Раздарив свои сны и надежды?
Просто ножиком воск соскребли со стола,
Снова день, жизнь прекрасна как прежде.

И кто вспомнит меня, когда время уйти
Остановит на вдохе мечтанья?
Нет конца и начала на вечном пути,
Лишь слеза и минута молчанья.

Догорает на небе зарница,
Ветер тихо шелестит листвой,
Перелистывая по страницам,
Книгу жизни, прожитую мной!

И мелькают, словно на экране,
В памяти картины прошлых лет,
Бередя ещё живые раны
О друзьях, которых уже нет!

Наши судьбы жизнь не поменяла –
Кому пряник, а кому и плеть,
Но в одном она нас уравняла,
В том, что каждый должен умереть!

И жалеть не надо о прошедшем,
В этом смысла никакого нет.
Будет вечная память ушедшим,
А живущим – надежда и свет!

День и ночь порой не спится
В этом хмуром сентябре.
Сердце мучится, томится,
То, что помню о тебе.

Не забыть ту встречу тоже,
Как мы клялись под сосной.
Мне сентябрь душу гложет
С этой жёлтою листвой.

Снова вечер догорает,
Мне не спится, как всегда.
Даже месяц позевает
Посмотрев в мои глаза.

В них утрата и усталость,
И угрюмость от тоски.
Не приносит осень радость,
Оттого что льют дожди.

Сердце мучится, томится,
Мы не встретимся уже.
С расставанием смерился
В этом...

Каждая школа в первую субботу февраля открывает свои двери. После долгой разлуки в школу спешат выпускники разных лет. Данный сценарий поможет организовать праздник встречи учителей и выпускников.Атмосфера мероприятия располагает к общению.Старшеклассники берут в свои руки проведение праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вечер встречи – 2012

Песня «Семейный альбом » Э. Пьехи в исполнении ученицы школы

(презентация о выпускниках 1977 , 1982 года )

Ведущий №1

Школа, как цветов букет,

В ожиданье часа встречи.

Так пускай на много лет

Мы запомним этот вечер.

Через несколько минут

Озарится светом сцена.

В этот вечер всех вас ждут

В школьном зале неизменно.

Ведущий №2

Здравствуй, здравствуй, вечер встреч!

Нам традиции беречь.

День выпускников сегодня,

И о вас ведем мы речь.

Ждет вас шквал аплодисментов,

Поздравлений, комплиментов-

Здравствуй, здравствуй, Вечер встреч!

На сцене появляются малыши с альбомами выпускников.(на фоне музыки)

Мальчик Ой, а что это у тебя? (спрашивает, обращаясь к девочке)

Девочка (пожимает плечами). А я не знаю. Давай спросим это у наших выпускников 2012 года.

Ведущий1 Это - школьные альбомы. В нашей школе вот уже несколько лет существует такая традиция: Каждый выпуск, покидая стены школы, оставляет на память о себе такие альбомы. 1 сентября 2009 в нашей школе была открыта комната в музее «Летопись школы», в которой и вы были на экскурсии, только выносить из музея ничего нельзя (берет у ребенка альбом, открывает его). В музее уже хранится 42 альбома выпускников. Вы видели там и знамена, галстуки, барабаны, атрибуты, которые памятны многим присутствующим выпускникам в зале. Наш музей - это история школы, история прошлого, мы пишем её настоящее, а те, кто придёт после нас напишут её будущее.

Мальчик А кто это на фотографиях?! (открыв альбом, показывает на фото)

Ведущий2 Это наши выпускники, которые пришли сегодня к нам на вечер встречи.

Ведущий1: Ребята, если вы хотите, можете присутствовать на нашем мероприятии и узнать ответы на все ваши вопросы: Кто такие выпускники? Что такое вечер встречи?! И многое другое…пройдите в зал и внимательно всё слушайте

Ведущий1 Когда учишься в школе, то время неуловимо идёт вперёд. Но когда возвращаешься в школу и встречаешься со своими одноклассниками, то кажется, что и не было этих лет, что все такие, же школьники, и вас всё также ждут ваши учителя. И сегодня как раз такой день, когда наши школьные часы помогут вам возвратиться вам в ваши школьные годы. Думаю, стоит попробовать.

(презентация о выпускниках 1987, 1992. 1997, 2002года )

Ведущий №2 И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд

Ведущий № 1 Чистые классы пусты и тихи,

Странствует солнечный зайчик по карте.

Белые с досок не стёрты стихи

И разрисованы старые парты...

Вновь облетела листва с тополей,

Время без школы стремительно мчится –

Школьное детство с годами милей,

Как бы хотелось к нему возвратиться

Ведущий №2 Слово предоставляется директору школы Заслуженночу учителю Российской Федерации…….

(выходит хор выпускников под музыку «Когда уйдешь со школьного двора»)

Выпускник Ах, школьное детство! Вернемся все вместе

Всего лишь на миг в золотые деньки…

Как добрая сказка, как светлая песня,

Живут в вашем сердце и в школе они.

Песня «Школьный корабль »

Выпускник 1 Родные классы, окна, стены

И милый старенький звонок,

Зовущий нас на перемены

И возвращавший на урок.

Неразрешимая загадка –

Урок без края, без конца...

И чей-то нос, разбитый в схватке

Вот здесь, у школьного крыльца...

Нет, времени того не скроешь,

Хоть год и месяц позабыт,

И всё же иногда порою

О прошлом сердце защемит

Выпускник 2 Так пусть хотя бы один вечер в году отступит неумолимое время, и память вернет вас в прошлое, для кого-то далекое, для кого-то не очень, в ту пору ученичества, которую с теплотой вспоминают все собравшиеся здесь, вернет кого – то из вас на эту сцену, на это место, кого – то в свой класс с большими окнами, за свою парту.

Выпускник 3 И пусть вам будет хорошо

Сегодня с нами в этом зале,

Чтоб отдохнули вы душой,

Свою юность вспоминая.

Песня «Девочки, мальчики» (Выпускники под музыку покидают сцену)

(На сцене появляются Царь с царицей. У нее в руках вязание, длинный носок, у него - очки, карта мира)

Царь Так, матушка, бери перо, пиши летопись. Сегодня я открыл на карте мира новую землю под названием (смотрит на карту) Россия. Земля эта велика и прекрасна. Ой, сколько там лесов, рек, гор и озер. Отныне тут я заложу великую державу. Вот здесь у меня будет Государственная Дума, там, возле лесочка, Государственный банк, вот тут Министерство внутренних дел, а там….

Царица Погоди, погоди, батюшка, да откуда у тебя возьмутся министры, банкиры и думовцы?

Царь А из других держав выпишем

Царица Так может и там тоже не хватает?

Царь И правда, где же их взять? Ты, матушка, у меня Премудрая, давай дельный совет

Царица А надо тебе, батюшка, школу сначала заложить, тогда и держава твоя процветать будет.

Царь Так тому и быть. Пойдем строителей искать.

Ведущий 1 Так и началась великая история

Ведущий2 Со школы.(музыка на школьную тему прошлых лет)

Ведущий3 В далеком 1934 родилась наша школа и была она такой маленькой, что не видно было ее с высоты птичьего полета.

Прозвали ее в народе Тютиковой, по имени первого директора Василия Арсентьевича Тютикова.

Ведущий 4. Шли годы, увеличивалось количество учащихся. В 1951 году было принято решение о строительстве второго школьного здания. А в 1974 году произошло событие, которого с нетерпением ждали, и учителя, и ученики, и родители – школа получила статус средней. В 1977 году состоялся второй выпуск десятиклассников.(выносится куб с цифрами 1977) Из стен школы вышли 62 выпускника.

Ведущий3 Первые их учителя – Зеленская Жанна Федоровна, Серикова Валентина Родионовна. Классные руководители этого выпуска Бойко Маргарита Васильевна, Штокаленко Ольга Ивановна, Фатеева Вера Федоровна

Ведущий 4 Выпускники 1977года, поздравляем вас с 35 – летним юбилеем Вам наши аплодисменты. Просим вас встать.

Ведущий3 Ва ми прожито на белом свете

Уж немало славных лет.

Лет, что вспомнить трепетно, приятно,

лет, что память славно бережет,

Что ж перелистаем их обратно,

Пусть к вам юность школьная придет.

Ведущий4 30 – летний юбилей отмечают сегодня 36 выпускников1982 года, (Выносится куб с цифрами 1982) Первые учителя этого выпуска - Чистякова Александра Александровна, Верзунова Зоя Александровна. Классные руководители – Зарубкина Раиса Ивановна, Колесникова Нина Ильинична Приветствуем вас, выпускники.

Ведущий 3 В 1977 году первый раз в первый класс вы пришли

Вы цветы на линейку несли

Вам красивую форму надели. А сегодня вы, выпускники 1987 года, отмечаете 25 – летний юбилей. (выносится куб с цифрой 1987)

Ведущий 4 Первые учителя Серикова Валентина Родионовна, Гаврюшенко Евгения Яковлевна, Зеленская Жанна Федоровна. Классные руководители – Серова Лариса Ивановна, Боброва Надежда Сергеевна. Просим выпускников 1987 года встать, вам наши аплодисменты.

Ведущий 3 Школьные годы – незабываемые.годы. Были радости, были невзгоды. Ваш учитель и первый урок –

Начинались так, начинались так школьные годы.

Ведущий 4 20 – летний юбилей отмечает сегодня 31 выпускник 1992года (выносится куб с цифрами 1992) Первые учителя –Терехова Надежда Николаевна, Пригаева Валентина Алексеевна, Дубенкова Нина Ивановна. Классные руководители- Бологова Любовь Назаровна, Тережина Ольга Алексеевна. Приветствуем вас, юбиляры!

Ведущий 3 Детство пулей пролетело,

Много лет назад,

Но увидеть с кем учился,

Ты сегодня рад.

Ты вспомни свою юность, умчались годы прочь,

Ты вспомни звук гитары,

И первую любовь.

Ведущий 4

26 выпускников проводила школа в большую жизнь в 1997 году. (выносится куб с цифрами 1997) Это были питомцы Зыряновой Зои Михайловны, Черной Галины Николаевны. Классные руководители - Голубева Ольга Артуровна, Леухина Вера Ивановна. Вам наши аплодисменты, юбиляры.

Ведущий 3

Сто тысяч вновь открывшихся дорог,

Поверьте, никогда нам не заменят

Одной, что мимо будней и тревог

Приводит нас в родные стены.

Сто тысяч новых, самых ярких встреч,

Те от которых никуда не деться

Нам не заметят, как тут не перечь,

Одной, но долгожданной встречи с детством.

Ведущий 4 Десятилетний юбилей отмечают сегодня 52 выпускника 2002года выпуска (куб с цифрами 2002 ) Первые учителя Серикова Валентина Родионовна, Беркутова Тамара Васильевна.

Классные руководители – Межин Анатолий Иванович, Судоргин Михаил Афанасьевич, Шевцова Наталья Викторовна. Приветствуем вас, юбиляры. Ведущий 3 Самые молодые юбиляры 2007 года выпуска отмечают свой пятилетний юбилей. (выносится куб с цифрами 2007) Ностальгия по детству сильна,
Как тоска по родным местам,
Школьный двор и родительский дом,
Все, что дорого стало вам.
Если веришь ты в чудеса,
Место в классе свое найди,
На секунду закрой глаза,
В детство сразу вернешься ты.

Ведущий 4 Первые учителя выпуска – Ермолаева Татьяна Васильевна, Дубоделова Нина Ивановна. Классные руководители – Михеева Наталья Витальевна, Гичкина Тамара Петровна, Бондаренко Светлана Витальевна. Приветствуем вас, юбиляры!

Ведущий 3 Круговорот жизни собрал сегодня нас в стенах школы. Для кого – то из вас это до боли родное, близкое, для кого – то щимяще -далекое. Через 5 лет уже и мы будем находиться в зале по ту сторону сцены. Школа – это вечное, школа – это – бесконечное! (выносится треугольник со знаком бесконечности и ставится на кубы, получается символическое здание)

Ведущий 3 Мы рады приветствовать всех гостей, выпускников разных лет, всех, кто пришел сегодня на встречу с друзьями.

Для вас танцует….

Ведущий4 Эти строки написаны выпускницей 2007 года Игнатьевой Надей

Ведущий 3

Вся наша жизнь – один большой листок,

А на листке следы карандаша,

Окончив школу, ты берешь перо,

Макаешь в тушь и чертишь, не спешишь.

Ты чёрной тушью чертишь на листке

Уютный дом, любовь, свой идеал…

Да только это всё в карандаше,

На том листе ты раньше рисовал

Ты вспомнишь праздник сентября,

Улыбку солнца на песке…

Спасибо школе, вам, учителя

За след карандаша в душ е

Ведущий 3 Памяти тех, кого нет рядом с нами, Ушедшим из жизни выпускникам, учителям, классным руководителям мы посвящаем…..

Песня «Снег»

Ведущий 4 Краткий миг, задержись на чуток!

Подожди, подожди, не спеши.

Память, сделай над школой виток,

Уведи нас в прошедшие дни.

Прокрути пленку жизни назад,

Чтоб увидеть еще хоть разок.

Как когда –то толпой пацанят

Здесь встречали мы школьный звонок. (без музыки выходят первоклассники, мальчик держит девочку за руку в руках у девочки большой звонок с красным бантом. Делают круг по сцене, звонят, останавливаются на середине сцены).

Первоклассники Что творится в нашей школе?!

Я никак не разберу!

Говорят, что нынче в гости

Дяди-тёти к нам придут.

Называют их так странно

ВЫ-ПУСК-НИК… А почему?

Впрочем, поздно или рано

Это тоже я пойму.

Вот вы. Дядя, мне скажите,

И душою не кривите.

В школу вы зачем идёте?

Что от встречи этой ждёте?

(Передаёт микрофон. Звучит ответ выпускника)

Дайте микрофон той тёте.

В школе вы, не на работе.

Вы на мой вопрос прямой

Дайте свой ответ простой.

(Ответ выпускницы)

Мне понравились ответы,

Передам сейчас приветы.

Про себя мы всё расскажем,

Если что-то не поймёте,

Всё на пальцах вам покажем. (девочка уходит, выходит второй мальчик)

1-й: В школу с другом я пришёл

И спросил: Алёха, что такое

«хорошо» и что такое «плохо»?

2-й: Обьясню я, брат, тебе честно без подвоха,

Что же в школе хорошо,

Что же в школе плохо.

Вот, к примеру, ты пришёл

С крысою в портфеле-

Это очень хорошо: будет всем веселье!

1-й: Коль не струсил педагог

Не прервал урока.

Значит зря прошёл урок,

Это очень плохо!

2-й: На уроке шум большой,

Все вокруг болтают.

Это очень хорошо:

Все и так всё знают.

1-й: Но учитель не ушёл,

А сказал со вздохом:

«Быстро дневники на стол!»

Это очень плохо.

2-й: Со шпаргалками пришёл

На урок ты сложный-

Это очень хорошо,

Будь лишь осторожней!

1-й: Если ж выгнали меня

С грохотом с урока,

Дома получу ремня-

Это очень плохо!

2-й: В перемену гвалт большой,

Все бегут покушать-

Это очень хорошо,

Ничего нет лучше!

1-й: вывод сделал я такой,

Друг ты мой, Алёха!

Перемены- хорошо,

А уроки плохо!

Хором: А у вас тоже так было?

№ Художественной самодеятельности.

Вед5: Первый раз, школьный звонок,

Первый раз в жизни ваш урок.

Предлагаем, господа,

Вновь вернуться вам туда. Мы предлагаем нашим выпускникам юбилейных выпусков викторину на школьную тему

Вед6: Первый вопрос выпускникам 1982года. Второй- выпускникам 1977 года. И так поочередно. Кто быстрее и четче отвечает? Какой выпуск лучше знает свою школу?

Викторина:

  1. В каком году был первый выпуск средней школы? (1976)
  2. Сколько учебных кабинетов было в здании №1 (6)
  3. В каком кабинете занимались историей? (1)
  4. Каким предметом занимались в кабинете №10? (химией)
  5. В каком году был заложен фундамент новой школы, в 86 или в 84? (84)
  6. Сколько этажей в новой школе? (3)
  7. В каком здании находилась школьная библиотека? (№2)
  8. Какая статуя находилась в центре школьного цветника? (пионеры с горном)
  9. В каком году школьная форма стала необязательной? (93)
  10. В каком классе принимали в пионеры? (3)
  11. Сколько копеек стоила школьная тетрадь в клеточку?
  12. Фамилия директора школы в 1977году?

Вед5 Аплодисменты выпускникам 1977года. А теперь аплодисменты выпускникам 1982года.

Для вас танцует … .

Ведущий4, 5 проводят игровые программы для юбилейных выпусков

Ведущи й 6 11 лет – всего лишь миг

Сточки зрения бесконечного,

Школа, учитель, ученик –

Это понятия вечные.

Вед. 5 Дорогие выпускники 92 , 97 года , вас всегда с теплотой вспоминают ваши учителя. Для вас танцует Скачкова Ульяна, ученица 1а класса

Вед.5 Поклонимся родному очагу,

Здесь дали нам бесценное наследие,

У школы будем вечно мы в долгу

От первого звонка и до последнего

Выпускники 2002года, сегодня вы – первый юбилейный выпуск 21 века. Для вас поет группа «Веселые ребята »

Вед 6. Средь суматохи будней бесконечных,

Средь важных дел и мелочных хлопот

В мир возвратиться юности беспечной

Дарует шанс наш школьный вечер.

(презентация фильма о 2007 года выпуске

Вед.5 Для вас в исполнении группы «РЭЙ» , учащихся 10б класса звучит песня «Хит зэ роуд джек»

Вед. А теперь, дорогие юбиляры, мы передаем микрофоны в ваши руки. Кто первый?

(Выступления юбиляров)

Вед. Давайте прощаться, друзья,

Чтоб к этому не возвращаться

Зовут нас к себе домочадцы,

Чтоб вновь собралась вся семья.

Но, даже, дожив до седин,

Мы гоним с усмешкою осень:

«Мадам, мне всего 48,

А вам уже – 21»

Вед. Давайте прощаться, друзья!

Кто знает – представится ль случай.

Чтоб без суеты неминучей

В глаза поглядеть, не скользя?

Давайте прощаться, друзья!

Песня «Желаем счастья»


Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 2 > .. >> Следующая
18. День догорел.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня. А вечером блеснёт, наконец, озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит вего темную воду, -ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, ина мшарах бормочут ивозятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (К. Паустовский.)
Пылает (несов. в., 1 спр.).
Старинной (ж. р., Т. п.).
У подножия (ср. р., на -ие, Р. п.).
Непонятный (м. р., И. п.).
Черное (ср. р., И. п.).
Смотрит (несов. в., 2 спр., искл.).
Ночь (ж. р., Зскл., В. п.).
Разгорается (несов. в., 1 спр.)
Тип речи - повествование, стиль речи - художественный. В лесах - сущ. (Где?) в лесах.
Лес; нариц., неодуш., 2 скл., м. р.; во мн. ч., П. п.
В.лесах
6
19. 1) существительные: речка (И. п., ед. ч.), по долине (Д. п., ед. ч.), по лугу (Д. п., ед. ч.), берега (И. п., мн. ч.), местами (Т. п., мн. ч.), лозняком (Т. п., ед. ч.), вербою (Т. п., ед. ч.), ольхой (Т.п., ед. ч.), осокой (Т. п., ед. ч.), травами (Т. п., мн. ч.), дно (И. п., ед. ч.), глубина (И. п., ед. ч.);
2) прилагательные: по ровной (ж. р., ед. ч., Д. п.), по широкому (м. р., ед. ч., Д. п.), извилистые (мн. ч., И. п.), береговыми (мн. ч., Т. п.), ровно (кратк., ед. ч., ср. р.), гладко (кратк., ед. ч., ср. р.), одинакова (кратк., ед. ч., ж. р.);
3) глаголы: бежит (несов. в., наст. вр., 3 л., ед. ч.), обрастают (не-сов., в., наст. вр., 3 л., мн. ч.).
20. Красота поздней осени.
Есть прелесть ив самой поздней осени - вэтом безнадёжном дожде, вэтих острых, одуряющих запахах тления, вэтих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля.
Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют всвоей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад, лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шорохов леса. (Л. Пантелеев.)
,Поздн]ёй1 МохП
21. Вясную погоду, в необъятном просторе, на маленькой елочке, отправимся по Волге, в ярком зареве, в благородном порыве, входишь в рощу, над синим прудом, в неподвижном небе, кближ-нему лесу, в позднюю осень, от острого холодка, из лесной чащи, гонит облака, услышишь шаги.
22. Корни дерева служат ему две службы. Они кормят, питают дерево пищей, которую сосут из земли. Они прикрепляют дерево к матери-земле ислужат ему опорой против бурь и непогод. Отнимите у дерева его корни, ионоумрет.
Ствол дерева служит ему также две службы. Он несет на себе сучья с ветвями, листьями и плодами ив то же время проводит к ним пищу из земли.
7
Сучья иветви несут на себе листья, цветы иплоды и передают те соки, которые получают через ствол от корней.
(Д. Кайгородов.)
План.
1. Для чего дереву корни?
2. Для чего служит ствол дерева?
3. Зачем нужны сучья иветви?
23. 1) над туманной землей, бледным светом, влесу зеленом, по стройным кленам, влажным теплом; 2) приносит.
Влажным (теплом) - прилаг.
Теплом (каким?) влажным.
Влажный; качеств., вср. р., ед. ч., Т. п.;
Влажным.
Приносит.
24. Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром иобхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... Солнце село; звезда зажглась идро-жит в огнистом море заката... Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, визбу, где вы ночуете. (И. Тургенев.)
25. Сочинение.
Памятный день летних каникул.
26. Крупный дождь, влесу зеленом, по стройным кленам, по лесным цветам, влажным теплом, весенняя ночь; прошумел по кленам, прошумел по цветам, прошумел влесу, веет теплом, веет над селом, приносит сполей, приносит аромат, слабо алеет, алеет за степью.
27. 1) главное слово - сущ.: вьющееся растение, заросли ежевики, устойчивый циклон, сучья акации, на циферблате часов, киносъемка в павильоне, ребячьи пальцы, беспокойный характер, выращенный цветок;
8
2) главное слово - глагол: расположиться уручья, расфасовать продукцию, подъехать к станции, выложить из сумки, раздвигать ветки, прилагать усилия, разжечь костер.
28. Приближаться (кчему?) к аллее, ориентироваться (вчем?) в обстановке, нуждаться (вчем?) в поддержке, беспокоиться (оком?) отоварище;
опушка (чего?) рощи, книга (откуда?) из библиотеки, обложка (чего?) книги, красный (от чего?) от стыда, полезный (для чего?) для здоровья, багровый (от чего?) от натуги;
(каким?) поздним вечером, на (какой?) проезжей дороге.
29. Дорогие юные друзья! Лес входит в понятие Отечества. Све-ками все меньше становится даровых благ не земле, и, чтобы не знать горя впереди, надо разумно тратить, аиногда и возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы. Думы о зелени -думы о будущем. Вам бесконечно долго жить вэтой стране. Присоединяйтесь же к походу взащитузеленого друга! (Л. Леонов.)

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричи г выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного летнего дня.

Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой – этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

В Мещоре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.

В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озер все же – черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер – чем старее торф, тем темнее вода.

Я упомянул о мещорских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

Луга

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга,

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Один плес на этой реке мы назвали "Фантастической Прорвой", потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, – травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром – это голубой туман, днем – белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, Донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их я собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них – это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь "летучая мышь" висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго – на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь – луна подымается в настороженной тишине. Она появляется как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.

Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались "сенью". Под сенью ив… И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово "полночь", которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное, – все это полночь. Где-то далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно – двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход.

Ночь тянется медленно: кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо – узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.