Нация основывается на кровном родстве. Различие и связь между понятиями рода, племени, народа и нации

Семья - это то, что окружает каждого человека с момента появления на свет. Чуть повзрослев, ребенок узнает о таких понятиях, как народность, нация. Со временем он начинает понимать, к какому роду и нации принадлежит, знакомится с их культурой. Однако часто как у детей, так и у взрослых возникает путаница между такими похожими терминами, как народность, нация, этнос, племя, род. Несмотря на то что их часто считают синонимами, значение у них разное.

Значение понятия «этнос»

Само слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ». Раньше под этим термином подразумевали сообщество людей, объединенных родством по крови.

Сегодня понятие этноса стало гораздо шире.


Теперь этносы выделяют не только по родству, но и по общей территории проживания, языку, культуре и другим факторам.

Основные виды этносов

Кланы, семьи, племена, народности, нации - это виды этносов. Одновременно они являются и этапами исторической эволюции этноса.

Согласно иерархии этносов, существует шесть их видов:

  • семья;
  • клан;
  • племя;
  • народность;
  • нация.

Все они существовали в определенный исторический период, однако позже изменились под воздействием внешних и внутренних факторов. При этом такие виды, как род, клан и племя в цивилизованном обществе давно исчезли или остались в качестве традиции. В некоторых местах на планете они до сих пор существуют.

Большинство ученых полагают, что наиболее важными этапами развития этноса являются племя, народность, нация. Это связано с тем, что данные этносы уже не зависели от кровного родства, их общность основывалась на культурной и экономической почве.

Стоит отметить, что иногда современными учеными выделяется и седьмой вид этноса - межэтническая нация граждан. Считается, что современное общество постепенно движется к этому этапу.

Семья, род и клан

Самой маленькой этнической общностью является семья (объединение людей, связанных между собою кровными узами). Примечательно, что до формирования такого общественного института, как семья, был распространен групповой брак. В нем родство велось от матери, так как установить, кто отец конкретного ребенка, было почти невозможно. просуществовал недолго, так как частыми стали кровосмешения и, как следствие, вырождение.

Чтобы избежать этого, со временем сформировалась этническая общность - род. Роды формировались на основе вступивших в родственный союз между собой нескольких семейств. Долгое время родовой уклад был наиболее распространенным. Однако с увеличением численности представителей рода снова возникала опасность кровосмешения, требовалась «свежая» кровь.

На основе родов начали формироваться кланы. Как правило, они носили название либо известного предка-основателя, либо почитаемого в качестве покровителя и защитника. Кланам, как правило, принадлежала земля, передаваемая по наследству. Сегодня клановая система сохранилась в качестве традиции еще в Японии, Шотландии и у некоторых племен индейцев в Южной и Северной Америке.

Кстати, понятие «кровная месть» получило свое распространение именно при существовании этой

Племя

Вышеперечисленные виды этносов довольно небольшие по количеству их представителей, основывались на родственных связях. В то же время племя, народность, нация - это более крупные и развитые этносы.

Со временем этносы, основанные на кровном родстве, стали эволюционировать в племена. В состав племени входило уже несколько родов и кланов, так что не все члены его были родственниками. Кроме того, с развитием племен общество начинало постепенно делиться на классы. По сравнению с родами и кланами племена были очень многочисленны.

Наиболее часто племена были объединены необходимостью защищать свои территории от чужаков, хотя со временем у них начали формироваться свои верования, традиции, язык.

В цивилизованном обществе племена давно перестали существовать, однако во многих менее развитых культурах сегодня играют главную роль (в Африке, Австралии и Полинезии, на некоторых тропических островах).

Народность

На следующем этапе эволюции, которой подвергся этнос (племя, народность, нация), появились государства. Это было связано с тем, что численность членов племени росла, кроме того, обустройство этого вида этноса с годами все совершенствовалось. Ближе к периоду рабовладельческого строя появилось такое понятие, как народность.

Народности возникли в первую очередь не из-за родственных связей или необходимости защищать свои земли, но на основе сформировавшейся культуры, законов (появились вместо племенных обычаев), экономических общностей. Иными словами, народность отличалась от племен тем, что не просто существовала постоянно на какой-либо территории, но и могла создать собственное государство.

Нация и национальность

Формирование нации стало следующим и наиболее совершенным на сегодняшний день этапом эволюции этноса (племя, народность).

Нация - это не просто группирование людей по общей территории проживания, языку общения и культуре, но и по схожим психологическим особенностям а также исторической памяти. Нация отличается он народности тем, что ее представители смогли создать общество с развитой экономикой, системой торговых отношений, частной собственностью, правом,

С понятием «нация» связано возникновение национальности - принадлежности к или государству.

На протяжении истории большинство наций прошло все этапы эволюции этноса: семья, род, клан, племя, народность, нация. Это способствовало появлению известных всем сегодня наций и стран.

Примечательно, что, согласно идеологии фашизма, существовала избранная нация, призванная со временем уничтожить все остальные. Вот только, как показала практика на протяжении всей истории, любой этнос без взаимодействия с другими вырождался. Поэтому если бы остались одни чистокровные арийцы, то через несколько поколений большинство представителей этой нации страдало бы от многочисленных наследственных заболеваний.

Встречаются этносы, развивающиеся не по общей схеме (семья, род, племя, народность, нация), - народ израильский, например. Так, несмотря на то что евреи именовали себя народом, по укладу они были типичным кланом (общий предок Авраам, кровное родство между всеми членами). Но при этом всего за несколько поколений они сумели обрести признаки нации с четкой системой правовых и экономических взаимоотношений, а чуть позже сформировали государство. Однако при этом они сохранили четкую клановую систему, в редких случаях допускающую родственные связи с другими народностями. Интересно, что если бы не возникло христианство, разделившее евреев на два противоборствующих лагеря, а также то, что их государство было разрушено, а сам народ рассеялся, евреев ждало бы вырождение.

Сегодня люди живут в обществе, состоящем из наций. Принадлежность к одной из них определяет не только мышление и сознание человека, но и его уровень жизни. Интересно, что наиболее развитые страны сегодня - многонациональные, так что вероятность возникновения межэтнической нации граждан очень высока.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, пре-жде всего в том, что в отличие от этногра-фии, имеющей ярко выраженный исторический и описа-тельный харак-тер, в социологии этнические общности рассматриваются как элемен-ты социаль-ной структуры общества, в тесной связи с другими соци-альными группами - классами, стратами, территориальными общностя-ми и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этнич-ность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным пока-зателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этни-чес-кие группы и отношения анализируются в рамках принятой в социоло-гии концептуаль-ной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках сис-темно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социаль-ными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом при-стального изучения этнографов. В социологии эт-нографический материал используется уче-ными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относи-лись к области так называемых «социальных про-блеем», имеющих сугу-бо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За по-следние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокуль-турных, психологических, демографических и др. во-просы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели та-кую ак-туаль-ность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследова-ний. Волна национально-этнических конфликтов, прока-тившихся по миру в последние деся-тилетия, побу-дила социологов, как впрочем, и представите-лей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических от-ношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс об-разования национальных государств в веду-щих странах мира был завершен. Обострение на-ционально-этнических про-цессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как состав-ное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народ-ность и нацию, различаю-щихся между собой по уровню развития куль-туры, экономики, знаний и др.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кров-нородственными связями между людьми. Племя формируется на ос-нове нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего раз-говорного диалекта, зачатки политической власти (совет старей-шин, вожди и др.), общая тер-ритория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой ис-торической сту-пени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономи-ческого уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сфор-мировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, рели-гиозным сознанием, инсти-тутами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально за-креплен-ных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Россий-ской Феде-рации.

Процесс создания нации , как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее зани-маемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого эт-нического самосознания. Обо-собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капитали-стической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского кон-тинента - Франции, Германии, Ис-пании и др.. В России подобный процесс образования на-ций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного за-вершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой наци-ональный вопрос стал решаться с пози-ций марксистско-ленинской иде-ологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первосте-пенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе тер-мины «этнический» и «национальный» часто используются как си-нонимы или в словосочетании «национально-этнический».

Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей тер-ритории существенным признаком этнической общ-ности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда прожи-вают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этниче-ских групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего эт-носа - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители од-ного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных госу-дарств - Франции, Герма-нии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различ-ных этносов. Гра-фа «национальность» во многих западных странах вообще не исполь-зуется, го-ворят о французском, немецком, амери-канском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и поли-тическая ха-рактеристика этнической общности здесь совпадают. -Тер-мин «американец», например, озна-чает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

Исторические формы общности людей.

Этнос - истор слож группа людей. Этнический- связ с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич коллектив доклассового О., облад общностью происх, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экон основой рода была первобытно- общинная соб-ть и уравнительное распред продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появл управленческая верхушка. Родоплеменная общност создавала благоприятнве усл-я для накопления произв-ного опыта, раз-тия языка и культуры, но кровно - родств связи сдерживали рост населения. Под воздействием разв ПС племя распад на парные семьи. Дальнейшее раз-тие ОРТ приводит к возникн частной соб-ти, а вмете с ней появл новая форма общности людей - народность, такая форма общности, при к-рой люди, проживая на одной территории связ особенностями культуры, норм жизни, к-рые закреплены в обычаях и традициях. Народность склад как правило в рабовлад об-вах. Раз-тие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация - устойчивая совокупность людей, к-рые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепл в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.

СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы.

КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития ~ в нации.

НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собо языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой при-верженны общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеалогия (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив господствующие народы стремятся подавить такие желания.

В разных мастах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п. Важны и формы поддержки национальных особенностей

Семья - важнейший элемент соц. структуры. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для соц. развития. Чтобы укрепить позиции семьи правительствами многих стран принимаются спец. Меры. Они вкл. В себя различн рода пособия и финансовые льготы, отпуска для ухода за маленькими детьми, создание дошкольн детских учереждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей.

Этнические общности занимают видное место в социальной жизни. Этнос — это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним , ᴛ.ᴇ. самоназвание (русские, немцы).

Этнические общности называют также кровнородственными . К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы

Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя .

Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших стадиях развития- в нации .

Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют из себяязыковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.

Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.

Итак, в истории сложились следующие этнические общности: племя, народность и нация.

Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединœения людей. При этом, затем образуются диаспоры (рассеяние), хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания.

Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общество-это взятые в устойчивых, регулярных иинституциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Οʜᴎ объединœены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей.

Этнические общности - это исторически сложившиеся социальные группы, обладающие общим языком, культурой и историческим самосознанием. Социологи эти группы называют также социально-этническими общностями и относят к одной из групп, составляющих социальную структуру общества .

Основные признаки этнической общности :

  1. Ее члены осознают свою принадлежность к ней.
  2. Члены общности имеют общее происхождение.
  3. Ее представители говорят на одном языке и имеют общую культуру.
  4. Внутри нее есть социальная организация в той или иной форме.

В социальной философии выделяют три типа этнических общностей :

  1. Племя. Этот тип присущ, в основном, первобытно-общинному строю, делится, как правило, на роды и кланы; источник власти- вождь или совет старейшин. Это самый примитивный тип этнической общности.
  2. Народность. Народности состоят из племен. В отличие от них, основаны не на кровном родстве, а на территориальном единстве. Народности стали складываться тогда, когда появились первые государства. Здесь уже более высоко развита культура, экономика и структура власти.
  3. Нация. Высший тип этнической общности - объединение по национальному признаку. Ее представители имеют, кроме общей культуры, языка и территории, еще и общую экономику, и общие особенности психического склада людей (менталитет ).

Ключевые особенности нации:

  • общая историческая память;
  • развитое национальное самопознание.

Не следует путать термин «нация » с «национальностью».

Национальность - более узкое понятие, означает принадлежность к какой-либо нации относительно гражданства (например, гражданство - украинец, национальность - русский).

Для более глубокого понимания термина «нация» в дальнейшем мы рассмотрим такие темы, как межнациональные отношения, национальные и социальные конфликты.

Дополнительные материалы по теме: Этнические общности.

Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народности – объединения людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.

26. Предмет этносоциологии. Типы этносов – племя, народность, нация. Признаки нации.

Социальный институт –см. главу Общество. Главный социальный институт – семья.

Функциясемьи как социального института : детопроизводство.Семья также малая группа. Функции семьи : воспитательная, социализации, досуговая, создание чувства безопасности, хозяйственно-экономическая.Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская. Нуклеарная семья – состоящая из 2 поколений.

V. Социальная культура – социальных норм и социальных ценностей, на основе которых формируются социальные отношения.

VI. Социальные ценности – цели, к которым стремятся люди в обществе. Базовые ценности – жизненно важные для общества (здоровье, благополучие, семья и т. д.)

VII. Социальные нормы – правила социального поведения.

Социальные нормы (бывают писаные и неписаные):

Нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы.

Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.

Конформистское поведение – соответствующее принятым нормам.

Поведение, не соответствующее социальным нормамотклоняющееся.

Отклоняющееся поведение:

Девиантное поведение – нарушение, не соответствующе нормам.

Девиация может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы)

Делинквентное поведение – совершение преступлений.

Соблюдение норм обеспечивается применением санкций – реакция общества на поведение индивида или группы.Функция санкций – социальный контроль.

Санкции:

Позитивные (поощрительные)и негативные (наказывающие)

Официальные и неофициальные.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

НАРОДНОСТЬ

общность людей, исторически складывающаяся из племенных союзов (добровольно или в результате завоевания одних племен другими). Возникновение народностей связано с процессом расширения межплеменных хозяйственных и культурных контактов на основе общей территории и языка. Первые народности сформировались в период разложения первобытнообщинных отношений и складывания рабовладельческого общества (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе период завершения формирования народностей совпал с периодом становления феодальных отношений (французская, русская, польская и др.). Процесс складывания народностей способствовал появлению у них единого языка и самосознания, а также упрочению государственности.

Источник: Тематический философский словарь

Народность

по — «одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появления и развития классов. Для народности характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков — единым языком наряду с существованием ряда диалектов.

Каждая народность имеет свое собирательное название, внутри нее возникают элементы общей культуры».

Определение достаточно невнятное, но во второй части несколько соответствует тому образу, который позволяет размышлять на «народные темы». Особенно — то место, которое касается общей культуры.

Превращению племени в народность, народности в нацию и народ способствует накопление духовных, материальных и общественных ценностей, а также масштабный и временной факторы.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

НАРОДНОСТЬ

одна из форм общности людей, к-рая исторически следует за родо-племенной общностью и формируется в процессе слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появления и развития классов. Для Н. характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Каждая Н. имеет свое собирательное название, внутри нее возникают элементы общей культуры. Н. типична как для рабовладельческого (древнеегипетская. древнегреч. и др. Н.), так и для феодального строя (древнерус., фр. и др. Н.). С развитием капиталистических отношений возникает новая историческая форма общности людей - нация. Процесс этот сложный и осуществляется в различных формах и разными темпами. К тому же он охватывает не все Н.; нек-рые из них, преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости, не смогли завершить процесс консолидации в нации. Существующие в социалистическом об-ве Н. органически включаются в общий процесс развития национальных отношений.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАРОДНОСТЬ,

исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономич. и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племен, замене прежних кровнородств. связей территориальными. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования Н. завершился в основном в период феодализма (древнерус., польск., франц. и др. Н.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Н. обычно складывались из неск. племен, близких по своему происхождению и языку (польская — из слав. племен: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская — из галльских племен, рим. колонистов и герм. племен: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. ее частями, язык одного из этнич. компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык Н., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хоз. общность с общим самоназванием. Становление гос-ва способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не совпадать с гос-вом ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистич. отношений и усилением экономич. и культурных связей Н. превращаются в нации. Н., оказавшиеся разделенными на части гос. границами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.), Древнерус. Н. явилась общим корнем рус., укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации. Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. В СССР нек-рые Н. (туркменская, киргизская и др.) превратились в нации, минуя капиталистич. стадию развития. Многие Н. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своем развитии, могут и не превратиться в нации; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.

Распад колон. системы империализма и завоевание мн. странами Азии и Африки гос. независимости ускорили процессы этнич. консолидации и рост нац. самосознания. Из племенных территориальных этнич. групп формируются новые Н. и нации.

Источник: Советский философский словарь

НАРОДНОСТЬ

исторически сложившаяся на базе рабовладельч. и феод. строя языковая, территориальная, экономич. и культурная общность людей, предшествующая нации. Определяющим критерием для различения этнич. общностей является характер экономич. строя. Образование союзов племен, сопровождавшееся усилением межплеменных хозяйств. и культурных связей, военные столкновения, миграции населения, вызванные увеличением его численности, возникновением частной собственности и классов, – все это приводило к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородств. связей территориальными связями и появлению новой формы этнич. общности – Н. Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных союзов. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). Процесс образования Н. в Европе завершился в основном в период феодализма (древнерус. польская, франц. и др. Н.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующую эпоху. Н. обычно складывались из неск. племен, близких по своему происхождению и языку (польская – из слав. племен: полян, вислян, мазовшан и др.; немецкая – из герм. племен: швабов, баварцев, алеманов и др.), или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская – из галльских племен, римских колонистов и герм. племен: франков, вестготов и бургундов и т.п.). В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. частями ее, язык одного из этнич. компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык H., a остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и экономич. общность, не имеющая зачастую устойчивого характера. Одним из показателей новой общности является собирательное имя, под к-рым Н. становится известной соседям. Становление гос-ва способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не совпадать с гос-вом ни территориально, ни по языку. На востоке Европы, где создание централизованных гос-в происходило в феод. эпоху, в их состав был включен целый ряд Н.; руководящую роль в этих гос-вах играли наиболее развитые в политич.

и эконо-мич. отношении Н. (напр., русская). С развитием капиталистич. отношений усиливаются экономич. и культурные связи, ликвидируется хозяйств. раздробленность данной Н., происходит ее превращение в нацию. Все признаки, характеризующие Н., получают новую качеств. форму. Нации обычно являются дальнейшим этнич. развитием тех или иных Н. и сохраняют их названия, однако территориальные рамки тех и других могут не совпадать. Н., оказавшиеся разрезанными на части гос. границами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). Древнерус. Н. явилась общим корнем рус, укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации; не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. (так, индонезийская нация формируется из яванцев, сундов, мадурцев и др. Н.). Мн. Н. при капитализме не успели стать нациями; с победой социализма они складываются в социалистич. нации. Процесс превращения Н. в нацию не универсален. Мн. Н. (и особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своем развитии, могут и не превратиться в нации. С течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру др. народов, воспринимают их язык и постепенно сливаются с ними. Такие ассимиляционные процессы имеют место во многих районах земного шара. Распад колониальной системы империализма и нац.-освободит. борьба в колониальных и зависимых странах, получение ими гос. независимости, освобождение нац. экономики от иностр. зависимости, рост городов, мероприятия по переводу кочевых племен на оседлость – все это способствует ускорению процессов этнич. консолидации и росту нац. самосознания. Из племенных и локально-территориальных этнич. групп формируются новые Н. и нации. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 137–38; Вопросы формирования рус. народности и нации. Сб. ст. под ред. H. M. Дружинина и Л. В. Черепнина, М.–Л., 1958; Сатыбалов?. ?., Историч. типы общности людей, Л., 1959; Москаленко В. ?., Племя, народность, нация как историч. формы общности людей, М., 1960; Минуя капитализм (О переходе к социализму республик Средней Азии и Казахстана). [Сб. ст. ], М., 1961; Алексеев В., Род, племя, народность, нация (Историч. формы общности людей), М., 1962; Численность и расселение народов мира, под ред. С. И. Брука, в серии: Народы мира. Этнографич. очерки, под общ. ред. С. П. Толстова, М., 1962. С.

Что такое этнос – понятие, примеры, этнические отношения

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Вставьте пропущенное слово, выбрав его из представленных:

Племена, народности, нации - это стадии разви­тия _______ .

1) демоса 2)этноса 3) консенсуса 4) стратификации

2. Вставьте пропущенное слово. Под влиянием особенностей природной среды, со­циальных и экономических факторов складывались характерные для _______ черты культуры, быта, обычаев, нравов.

1) класса 2) касты 3) этноса 4) общности

3. К наиболее типичным для большинства лю­дей относятся роли:

1) труженика 2) гражданина 3) семьянина 4) по­требителя.

4. К малым группам, в отличие от больших, относится:

1) мелкие предприниматели в стране

2) директора предприятий региона

3) бригада рабочих на крупном заводе

4) рабочие страны

5. Какое слово лишнее в перечне норм семей­ной этики:

2) взаимное уважение

3) государственная регистрация брака

4) уважение к старшим

6. К основным направлениям социальной по­литики относятся:

1) выплата государственных пенсий и социальных пособий

2) государственная поддержка семьи, мате­ринства, детства;

3) охрана труда и здоровья людей;

4) ус­тановление гарантированного минимума заработной платы.

Варианты: 1) 1,2 2) 2,3,4 3) 2,4 4) 1,2,3,4

7. В отличие от метода избегания социального конфликта метод переговоров:

1) не устраняет причин конфликтов

3) означает уход из конфликта одной из сторон

4) позволяет избежать применения насилия

8. К причинам межнациональных конфликтов не относится:

1) произвольно установленные национально-терри­ториальные границы

2) ограничения в использовании национального языка

3) многообразие экономических связей нации с другими народами

4) несовершенство правовой защиты чести и досто­инства людей той или иной национальности в много­национальном государстве

9. Вставьте пропущенное слово. Превращение народностей в … обуслов­лено усилением экономических связей внутри народ­ностей.

10. К малым группам относятся:

1)парламент 2) политические партии

3) избиратели 4) музыканты оркестра

11. Из суждений А и Б верно:

1) только А 2) только Б 3) и Аи Б 4) ни А, ни Б

А. Социальные отношения - это отношения меж­ду группами людей и индивидами, которые занимают определенное положение в обществе.

Б. Социальные отношения - это отношения меж­ду людьми и техникой.

12. Из суждений А и Б верно:

А. Социальные отношения - это связи в обществе, отличающиеся широтой, устойчивостью, длительно­стью.

Б. Отношения межличностные, межклассовые, межнациональные и др. - все это социальные отно­шения.

13. Из суждений А и Б верно:

1)только А 2) только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б

А. Социальные отношения включают в себя отно­шения между обществом и природой.

Б. Личность и разнообразные группы людей явля­ются участниками всей совокупности общественных отношений.

14. К показателям достигаемого статуса личнос­ти относится:

1) социальное происхождение 2) возраст 3) образование 4) пол

15. К показателям предписанного статуса лич­ности относится:

1)связи 2)возраст 3) образование 4) квалификация.

16. Вставьте пропущенное слово. На основе усиления межплеменных связей скла­дываются народности, а из родственных и неродст­венных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли _______ .

1) этносы 2) классы 3)сословия 4)нации

17. К показателям достигаемого статуса личнос­ти относится:

1) пол 2) социальное происхождение 3)возраст 4) материальное положение

18. Из суждений А и Б верно:

1) только А 2) только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б

А. Семья - это малая группа, включающая всех родственников.

Б. Семья - это малая группа, основанная на от­ношениях между мужем, женой, родителями и деть­ми.

19. Из суждений А и Б верно:

1) только А 2) только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б

А. Семья осуществляет моральное регулирование поведения членов семьи.

Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

20. Из суждений А и Б верно:

1) только А 2) только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б

А. Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и мораль­ной ответственностью.

Б. Семья включает в себя родителей и детей, братьев и сестер, даже если они взрослые люди, создали собст­венные семьи и постоянно живут отдельно от родителей.

21. Вставьте пропущенное слово. Многие ученые считают _______ типом этноса,

сформировавшимся в условиях капитализма.

1) народность 2) племя 3) нацию 4) род

22. Семья как социальная общность не харак­теризуется:

1) составом, полнотой

2) наличием приусадебного хозяйства

3) уровнем доходов

4) местом жительства

60. Понятие этнических общностей. Типы этносов.

Согласно Семейному кодексу РФ не являет­ся верным утверждение:

1) семья является добровольным союзом мужчины и женщины, заключивших брак

2) семья представляет собой союз, в котором на ма­тери лежит большая часть ответственности за воспи­тание детей

3) муж и жена принимают равное участие в семей­ном воспитании детей

4) семья находится под защитой государства

24. Вставьте пропущенное слово. Чем больше распространен данный социальный статус в обществе, тем … его ранг.

1) выше 2) ниже 3) стабильнее 4) не стабильнее

25. В отличие от метода переговоров метод ар­битража в социальном конфликте:

1) означает строгое следование нормам законов

2) позволяет прийти к согласию

3) позволяет рассмотреть альтернативные решения

4) дает возможность разрешить конфликт

26. Какое положение не относится к правовым основам брака:

1) порядок заключения брака

2) права и обязанности супругов

3) установление правил свадебного обряда

4) права детей и родителей

27. Что из перечисленного не относится к пра­вовым основам брака:

1) порядок заключения брака 2)брачный контракт

3) порядок расторжения брака 4) выбор супругами места регистрации брака

28. Из суждений А и Б верно:

1) только А 2) только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б

А. В результате расширения межнационального вза­имодействия происходит преодоление национальной замкнутости и обособленности.

Б. Межнациональное взаимодействие обостряет противоречия между народами.

29. Из суждений А и Б верно:

1) только А 2) только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б

А. Чем выше уровень производства, тем интенсив­нее взаимодействие между народами.

Б. Межнациональные экономические связи способ­ствуют решению проблем жизнеобеспечения народов.

30.Вставьте пропущенное слово. Условием возникновения _______ является общность территории и общность языка.

1) касты 2) демоса 3) этики 4) этноса

31. Межнациональное сотрудничество не ха­рактеризуется:

1) взаимовлиянием и взаимообогащением наци­ональных культур

2) преодолением национальной ограниченности

3) усилением национализма и шовинизма

4) углублением знания языков межнационального общения

32. Вставьте пропущенное слово. Исторически сложившаяся устойчивая этническая общность, возникшая в процессе образования внут­реннего рынка, называется _______ .

1)племенем 2) классом 3)народностью 4)нацией

33. К малым группам относится:

1) интеллигенция

2) выпускники университета

3) делегация на международный конгресс

4) преподаватели высших учебных заведений стра­ны

34. В отличие от метода арбитража метод избе­гания социального конфликта:

1) дает возможность разрешить конфликт

2) позволяет прийти к согласию

3) не означает ликвидацию конфликта

4) позволяет рассмотреть альтернативные решения

35. В отличие от больших социальных групп к малым группам не относятся:

1) крестьяне страны 2) бригада полеводов

3) работники фермы 4) ученики класса

36. Вставьте пропущенное слово. Люди, принадлежащие к одному (ой) ________, гово­рят на одном языке, объединены общностью экономи­ческих связей, территории, культуры.

1) этносу 2) классу 3)сословию 4)нации

37. К причинам межнациональных конфликтов не относится:

1) неудовлетворенность нации, не имеющей собст­венной государственности

2) произвольно установленные национально-терри­ториальные границы

3) опасность размывания этноса в результате при­тока иноязычного населения

4) развитие культурных связей нации с другими народами

38. Суть гуманистического подхода к решению этнических проблем подразумевает:

а) поиск консенсуса (согласия)

б) допустимость применения насилия

в) развитие демократии, правовых начал в жизни общества

г) приоритет прав личности над правами государства и нации

Варианты: 1) б, г; 2) а, в. г; 3) б, в, г.

39. Понятие "этнос" включает в себя

а) род б) племя в) класс г) слой д) нация

Варианты: 1. а. б. д; 2. в, г, д; 3. а, б, в

40. Приобретенный социальный статус личности определяется:

а) полом б) происхождением в) профессией г) образованием д) семейным положением е) расой

Варианты: 1. а, б, г; 2. б, д, е; 3. в. г. д

41. Говоря о социальной стратификации, социология в сущности описывает:

1. Монолитность (единство многообразного) общества.

2. Поведение личности и ее мотивационную структуру.

3. Социальное неравенство.

4. Самую общую социальную структуру общества.

42. Социальный статус личности — это:

1. Совокупность юридических прав и обязанностей человека.

2. Общепризнанное влияние какого-либо лица.

3. Имущественное положение личности.

4. Определенное (права, обязанности, роли) положение человека в системе общественных отношений.

5. Значимость или привлекательность отдельного человека для той или иной социальной группы, общества в целом.

43. Что из нижеперечисленного является причиной межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР?

А. Незнание национального языка и культуры.

Б. Нерешенность социально-экономических проблем.

В. Принижение нации, нарушение ее прав.

Г. Культурная интеграция,

Д. Территориальные проблемы.

Е. Корыстные интересы местных злит.

Варианты: 1. А, В, Г 2. Б, В, Г, Д, Е 3. Б, В, Д, Е 4. А, Б, Г, Д

44. Социальная структура общества — это

1. совокупность социальных общностей людей

2. совокупность классов и наций

3. совокупность классов и слоев.

45. Какие из перечисленных социальных групп существуют в современном российском обществе.

А. Рабочий класс.

Б. "Теневики" (мафия, рэкет, контрабанда, спекуляция).

В. Колхозное крестьянство.

Г. Средний слой (представители малого и среднего бизнеса, фермеры, менеджеры).

Д. Техническая и гуманитарная интеллигенция.

Е. Земельная аристократия.

Варианты: 1. А, Б, Г, Д, Е 2. А, Г, Е 3. А, Б, В, Е 4. А,Б, Г, Д

46. Назовите основные тенденции в развитии наций и межнациональных отношений.

А. Дифференциация. Б. Ассимиляция. В. Развитие культуры. Г. Слияние Д. Интеграция

Е. Развитие национального самосознания

Варианты: 1. А, В, Д, Е 2. Б, Г, Д 3. А, Д 4. А, Б, В, Г, Д, Е

47. Для гуманистического подхода к этническим проблемам характерно:

А. Поиск консенсуса (согласия).

Б. Развитие демократии, правовых начал в жизни общества.

В. Отказ от национального насилия во всех формах и проявлениях.

Г. Приоритет прав личности над правами нации.

Варианты: 1. А, В, 2. А, Б, В, Г 3. В, Г 4. Б, Г

48. К основным признакам нации относятся (выберите правильное сочетание)

1. Единство происхождения.

2. Общность территории.

3. Общая культура (символы, ценности, традиции).

4. Общее гражданство.

5. Национальное самосознание.

6. Общие права и обязанности по отношению друг к другу.

А. Все ответы правильны; Б. 1, 2, 3; В. 1, 2,3, 5; Г. 2,3, 4.

49.Объективным критерием социальной страты является…

1.место жительства 3. место рождения

2.престиж 4. богатство

50.Неравенство в доходах, власти, престиже — это:

1)дискриминация 2) стратификация

3) классификация 4) структурализация

51. Совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения составляет содержание:

1) социальной роли 2) социального статуса

52.Оосновная идея гуманистического подхода к решению национальных проблем — это:

1) обеспечение прав и свобод национальных меньшинств

2) признание приоритета прав личности над правами государства и нации

3) право наций на самоопределение

4) культурно-национальная автономия

53. Обеспечение определенных социальных гарантий для трудоспособных, малоимущих и безработных слоев населения реализуется государством за счет:

1)налогово-бюджетного перераспределения доходов в обществе

2)предоставления предпринимателям полной свободы действий в рамках закона

3)поддержания в обществе высокого уровня занятости, создания новых рабочих мест в государственном секторе

4)установления минимальной оплаты труда

12345678910111213141516Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2692 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.012 с)…

Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация.

Исторические формы общности людей.

Этнос — истор слож группа людей. Этнический- связ с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич коллектив доклассового О., облад общностью происх, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экон основой рода была первобытно- общинная соб-ть и уравнительное распред продуктов. Племя — более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появл управленческая верхушка. Родоплеменная общност создавала благоприятнве усл-я для накопления произв-ного опыта, раз-тия языка и культуры, но кровно — родств связи сдерживали рост населения. Под воздействием разв ПС племя распад на парные семьи. Дальнейшее раз-тие ОРТ приводит к возникн частной соб-ти, а вмете с ней появл новая форма общности людей — народность, такая форма общности, при к-рой люди, проживая на одной территории связ особенностями культуры, норм жизни, к-рые закреплены в обычаях и традициях. Народность склад как правило в рабовлад об-вах. Раз-тие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация — устойчивая совокупность людей, к-рые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепл в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.

СЕМЬЯ — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы.

КЛАН — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

ПЛЕМЯ — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших стадиях развития ~ в нации.

НАРОДНОСТЬ — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собо языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

НАЦИЯ — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой при-верженны общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах — самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр.

А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеалогия (обоснование) этих отношений — национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и — напротив господствующие народы стремятся подавить такие желания.

В разных мастах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др.

Исторические виды этноса

Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п. Важны и формы поддержки национальных особенностей

Семья — важнейший элемент соц. структуры. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для соц. развития. Чтобы укрепить позиции семьи правительствами многих стран принимаются спец. Меры. Они вкл. В себя различн рода пособия и финансовые льготы, отпуска для ухода за маленькими детьми, создание дошкольн детских учереждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Род и племя. Первой, специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену стадному образу жизни, был род. Род представлял объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общими обычаями и верованиями. Род являлся первым социальным образованием в истории общества, так как развивался на двух уровнях - этническом и социальном, что обусловливало зарождение семьи, воспроизводство человека, обучение и воспитание детей, заботу о престарелых. Род был многофункционален, заложив основы ремесла в процессе занятия охотой и рыбалкой, придумывая и изготавливая приспособления для них, осуществляя обработку добытого, обустраивая места проживания. Необходимыми условиями существования рода являлись общинное владение определённой территорией с охотничьими (рыболовными) угодьями и защита их от внешних посягательств. Распределение в роду было уравнительным, производительность труда примитивная. Более высокой формой общности людей в то историческое время явилось племя. Племя - объединение нескольких родов. Как и род, племя основывалось на кровнородственных связях. Однако появление племён положило начало расчленению единой многофункциональной родовой общности. Племя несло лишь часть общественно значимых функций, связанных с поддержанием обычаев, укреплением веры, защитой территории, языком общения, а хозяйственной ячейкой оставалась родовая община. Этот факт положил начало обособлению этнической социальной общности - племени, от непосредственно хозяйственных функций. С возникновением семьи (парным проживанием), проявилась тенденция обособления семейных отношений, тенденция отделения кровнородственных связей от этнических. Народность - более высокая форма социального объединения, чем племя, представляющая собой исторически сложившуюся языковую, территориальную, хозяйственную и духовную общность. Необходимость межплеменных хозяйственных и духовных связей, миграция населения, борьба за территорию способствовали образованию союза племён. Зарождалась частная собственность, более сильные племена диктовали свои условия слабым, начиналось сословное разделение, кровнородственные связи уступали место территориальным и появлялась новая социальная общность - народность. Народность складывалась исторически достаточно долго. Её основой был более высокий способ производства, хозяйственная, духовная, языковая и территориальная общность жизни. Становление государств также способствовало упрочению народности, хотя в процессе исторического развития они могли не совпадать как территориально, так и по языку. Например, Франция - Бельгия, Швеция - Норвегия, Русь - Белая Русь - Малая Русь. У народности не было целостности экономической жизни, преобладало натуральное хозяйство. Нация. Становление нации исторично. Она складывалась посредством взаимосвязанных процессов по формированию собственной территории, установлению и развитию экономических отношений, национального языка, правовой базы, государства, менталитета, культуры. С развитием общества и государства постепенно происходило усиление экономических и духовных связей, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность и разрозненные элементы отдельной народности объединялись в единое социальное целое: народности развивались в нации. Исторически возникновение наций не имеет единого основания. Некоторые нации на планете возникли в результате трансформаций внутри одной народности (шведы, англичане и некоторые другие европейские народы), другие - путём сплочения в нацию ряда народностей в целом близких по языку и культуре (французская нация сложилась в результате слияния северофранцузской и провансальской народностей). Для европейских наций характерно формирование их в рамках централизованных государств на базе одной или нескольких этнически близких народностей, однако некоторые из них сложились в условиях политической раздробленности (итальянцы, немцы). На Востоке и Юго-Востоке Европы формирование наций происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской). Нация - уникальное историческое образование человечества. Уникальность нации обусловлена географической и исторической средой, менталитетом, своеобразием экономического развития, бытом, традициями, культурой, государственным устройством. Формируется свой особый облик духовности, нравственности, национального характера и самосознания. Однако схожих во всех отношениях наций на планете не существует, хотя они и могут находиться в непосредственной территориальной близости, как русские и белорусы, венгры и австрийцы, турки и болгары, чехи и словаки. Но географическая близость только подчёркивает национальные особенности, а не стирает их. Признаки нации. Первый признак - общность территории. Общность территории - важный признак нации, так как территория является тем формальным пространством для людей, в котором они исторически проживают и осуществляют деятельность. Такие понятия как «родина», «отчизна», «страна», «государство» являются сущностными в территориальном единении нации, но со своей понятийной спецификой. В то же время проживание людей на одной территории само по себе не консолидирует их в единую нацию. Уникальный пример в Новейшей истории, демонстрирующий декларативность территориального единства - это Союз Советских Социалистических Республик (СССР), а также Союз Независимых Государств (СНГ) - неконфедеративное объединение части республик бывшего СССР. «Советский народ», «единая нация», декларированные советской политической системой, её компартией, так и не стали ими, а государства СНГ, после распада СССР, до сих пор не находят общего понимания по многим параметрам общественного устройства и жизни, хотя конституционно проживали на одной территории. Уместно напомнить и тот факт, что восточно-славянские племена, а затем и народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование российской и украинской наций произошло лишь в последние столетия, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в 20-х гг. XX в. Второй признак - общность языка. Национальный язык - это речевой и административный язык людей, понятный для всей нации, закрепившийся в литературе и юриспруденции. Только языковая общность обеспечивает полноценную экономическую, управленческую, научную, педагогическую, оборонную и иную жизнь страны. Однако надо иметь в виду, что язык может быть одинаков у нескольких народов, но они не составляют нации: Австрия - Германия, Испания - Аргентина, Франция - частично Бельгия и Канада. Общность языка рассматривается в совокупности с другими признаками нации. Третий признак - общность экономической жизни. Это сущностной признак нации. Дело не в том, чтобы нация производила какой-либо единый продукт, а в том, что промышленно-хозяйственная специализация регионов страны, упрочение финансовых и торговых отношений внутри государства способствуют единению нации, упрочению её международного положения, укреплению обороноспособности и т.п. В состав России согласно её Конституции входило 89 субъектов Российской Федерации. В настоящее время происходит процесс укрупнения субъектов Федерации. По результатам общенародных референдумов в субъектах Федерации произошли объединения Пермской области и Коми- Пермяцкого автономного округа в Пермский край; Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Иркутскую область; Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край, в стадии решения находятся ещё несколько федеральных объединительных процессов. Каждый субъект Федерации имеет свои экономические особенности, позволяющие им участвовать в планомерной хозяйственно-экономической жизни страны. Специализация регионов в экономической сфере общественной жизни позволяет государству выстраивать единую экономическую политику, отвечающую общенациональным потребностям и интересам. Четвёртый признак - общие черты менталитета и культуры. Менталитет нации явление историческое, он является отражением в сознании народа особенностей его бытия и всей системы отношений. Менталитет представляет меру духовных ценностей нации. Он проявляется в особенностях её национального характера, государственного устройства, нравах, обычаях, традициях, привычках, наклонностях; отражается в музыке, в песнях, в танцах, в живописи, в литературе, в архитектуре, в языке, во всех родах и видах деятельности. Особая роль принадлежит национальному самосознанию, которое формируется в течение всей истории становления и развития нации, позволяя людям с гордостью идентифицировать себя в общенациональном «Мы». Самосознание нации ценностное по сути - это любовь к своей Родине, внутренняя гражданская позиция, готовность с доблестью служить Отечеству и защищать его, главное же - это удовлетворённое чувство самоотличия себя от других наций: например, у немцев - педантизм, у американцев - превосходство, у норвежцев - основательность. У нас, у россиян - непреклонность, граничащая с покладистостью, возрождающейся православностью, исторической соборностью. В отношении культуры необходимо отметить тот факт, что она отражает всё лучшее в нации. Культура нации - это то ценностное, что создано ею за свою историю во всех сферах общественной жизни и достойно передаётся от поколения к поколению. В России в этом плане есть чем гордиться: мы первыми покорили космическое пространство, осуществили термоядерную реакцию, создали ледокольный флот, разработали ракетную технологию и технологию производства в невесомости, развили гидросамолётостроение, осуществили лазерную локацию, основали ведущие в мире школы балета, шахмат, фигурного катания, спортивных танцев на льду и т.п. Пятый признак - единство правовых норм, государственность. Право в своей сущности - историческое явление. Оно зарождалось вместе с зарождением общества, становлением государства и развивалось по мере формирования национальной самостоятельности, сообразуясь с национальными особенностями, государственным устройством и правлением. Право включает два уровня - естественный и позитивный. Естественное право объективировано триадой: формальное равенство, свобода и справедливость. Позитивное право представляет юридическую догму или закон. Нация - сложное историческое образование, требующее предметной правовой и государственной обеспеченности, без которых её становление и развитие представляется весьма проблематичным. На первый план выходит естественное право людей, национальная принадлежность которых закреплена в границах государства. С точки зрения установления формального равенства, каждый представитель нации имеет одинаковую возможность реализовывать свои потребности и способности. Равенство - это правовой принцип государственного становления нации, национального устройства государства, норма поведения свободных индивидов. В отношении свободы - второго критерия естественного права, это общенациональное осознание людьми меры необходимого. Свобода - форма государственного устройства нации, форма национального устройства государства. В плане справедливости - третьего критерия естественного права, каждая личность, каждый субъект национальной общности, нация в целом используют это свойство права для закрепления ценностного и значимого в национально-государственном устройстве. Государство должно выступать гарантом формального равенства, свободы и справедливости для всей нации. Естественное право находит своё отражение в позитивном праве - правовых нормах, юридических актах государства: конституции, законах, указах, постановлениях, которые способствуют как всестороннему национальному развитию, так и целостному функционированию сфер жизни общества: экономики и экологии, управления и педагогики, науки и искусства, медицины и физической культуры, обороны и общественной безопасности, включая широкий спектр внутринациональных отношений. Вывод: нация - это социальная общность, исторически возникающая на основе общности экономической жизни, языка, территории, государственного устройства, правовых норм, менталитета, культуры. Отличие нации от народности в том, что это более устойчивая социальная общность, причём устойчивость ей придают, прежде всего, государство, экономические и правовые факторы.