Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований. «Сцена с раненым бизоном»

Комбарель, стоянка эпохи верхнего палеолита в пещере (Комбарель, близ Лез-Эзи в департаменте Дордонь (Франция). На стенах в глубине пещеры узкого коридора длиной 237 м в 1901 обнаружено свыше 400 изображений различных животных (мамонты, носороги, лошади, зубры, олени, альпийские львы и т.д.), а также антропоморфных фигур. Техника нанесения рисунков преимущественно гравировка.



Зараут-Сай, ущелье в юго-западных отрогах Гиссарского хребта. На скальных навесах З.- С., в нишах и маленьких гротах найдены нанесённые охрой рисунки. Исследовались Г. В. Парфеновым в и А. А. Формозовым в Основной сюжет наскальной живописи охота людей с собаками на диких быков, джейранов, козлов, кабанов; охотники вооружены луками и стрелами и облачены в маскирующие одежды; есть др. изображения. Возможная дата рисунков неолит мезолит. Найдены и более поздние изображения. Зараут-Сай, ущелье в юго-западных отрогах Гиссарского хребта. На скальных навесах З.- С., в нишах и маленьких гротах найдены нанесённые охрой рисунки. Исследовались Г. В. Парфеновым в и А. А. Формозовым в Основной сюжет наскальной живописи охота людей с собаками на диких быков, джейранов, козлов, кабанов; охотники вооружены луками и стрелами и облачены в маскирующие одежды; есть др. изображения. Возможная дата рисунков неолит мезолит. Найдены и более поздние изображения.неолитмезолитнеолитмезолит













Беломорские петроглифы компактны – площадь их распространения не превышает 1,5 кв.км. Известно 10 пунктов на больших (Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин) и маленьких безымянных островах. Рисунки выбиты на прочных кристаллических сланцах серого цвета. В древности они находились у самой воды. Большинство выбивок небольшие (20-50 см.), но есть и гиганты 3-3,5 м длиной; присутствуют и очень маленькие – менее 5 см.










Кобустан. Наскальные изображения. В пределах Кобустана, в бассейне р. Джейранкечмаз, известно свыше 4 тысяч древних наскальных изображений (силуэтные и контурные гравировки, живопись), среди которых сцены жатвы, жертвоприношения, танцев, изображения лодок с гребцами, людей и различных животных (датируются временем от мезолита до средневековья). Рядом с наскальными изображениями, в пещерах и подскальных убежищах, обнаружены стоянки каменного века. Кобустан. Наскальные изображения. В пределах Кобустана, в бассейне р. Джейранкечмаз, известно свыше 4 тысяч древних наскальных изображений (силуэтные и контурные гравировки, живопись), среди которых сцены жатвы, жертвоприношения, танцев, изображения лодок с гребцами, людей и различных животных (датируются временем от мезолита до средневековья). Рядом с наскальными изображениями, в пещерах и подскальных убежищах, обнаружены стоянки каменного века.наскальных изображенийнаскальных изображений









Наскальное искусство Тассили Слон (Уэд Джерат) относящийся к «периоду буйвола». Сюжет очень распространен в наскальном искусстве Сахары начиная с «периода буйвола» до настоящего времени, особенно в Аире, где слоны обитали еще менее ста лет назад. В уэде Джерат насчитывается 96 изображений, относящихся к разным периодам. Представленный на снимке слон вырезан на вертикальной плите; квадраты, которыми расчерчено ухо, должны изображать складки кожи на его внешней стороне. Ширина 1,8 м.



Рисунок «периода буйвола» на горизонтальной плите (уэд Джерат) представляет двух зверей из семейства кошачьих; один, по-видимому, собирается вцепиться другому в спину; нижний напоминает гепарда, верхний может изображать псовую гиену или пятнистого волка, единственное животное этого семейства, обитающее в саване, но способное делать вылазки в пустынные районы, размером оно с гиену. Длина см.



Баран со «шлемом» (Бу Алем, Южный Оран); над ним человеческая фигура со щитом; высота около 1,5 м. Это один из лучших рисунков «периода буйвола» как с точки зрения прекрасной передачи формы и деталей, так и с точки зрения исполнения правильным штрихом и превосходно отполированной поверхностью. Поскольку на голове барана диск, долгое время считалось, что он имеет связь с египетским богом-бараном Аммоном, Но теперь уже известно, что это не так и что рисунок гораздо старше, чем все изображения барана в Египте.



Древний буйвол со спиралью на вертикальной плите (уэд Джерат), высота около 2 м. Bubalus antiguus это ныне вымерший вид буйвола, вероятно исчезнувший еще в неолите. Он играет в Сахаре роль «окаменелости-определителя» для рисунков древнего периода, которому в силу самого этого факта и присвоено его название. У этого животного были огромные рога, расстояние между которыми могло достигать 3 м. В данном случае его изображение сопровождается вырезанной на корпусе двойной спиралью; этот символ очень часто встречается в наскальных рисунках уэда Джерат, но смысл его остается загадочным. На той же плите есть и другие рисунки; многие из них отполированы, среди этих последних можно различить лошадь. Есть также рисунки, контур которых нанесен точками, например, жираф между рогами буйвола и человеческая фигура слева от них.



Наскальная роспись (уэд Джерат), изображающая пальмы и колесницу, колеса которой были с росписи стерты. Относится к «периоду лошади», что соответствует приблизительно 1200 г. до н. э. Видно, что старые засохшие деревья спилены, - следовательно, пальма культивировалась. В руках у людей нечто вроде серпов на длинных ручках, служивших, может быть, для срезания финиковых гроздей. Это самое древнее изображение финиковой пальмы, найденное в Северной Африке и Сахаре, в данном случае оно современно колесницам с лошадьми «в летящем галопе».



Роспись (стоянка Такедедуматин, Тассили), изображающая пастухов крупного рогатого скота. Овалы слева означают хижины; в первой никого нет; перед другими видны женские и детские фигуры; это отражение быта полигамной семьи, такой, какую мы и сейчас можем наблюдать у пастухов фульбе в злаковых степях к югу от Сахары. Перед хижинами стоят на привязи телята, а за ними пасется остальное стадо быки, но больше коров, с выменем, полным молока. У некоторых людей прически в виде шлемов, у других в виде небольших колпаков, как у нынешних фульбе.



Изображение человека в головном уборе «мирового судьи». Фигура имеет высоту 2 м и с точки зрения декоративной замечательна, хотя пострадала от времени и частично разрушена. Профиль мясистый, негроидный; нижняя часть лица, кажется, прикрыта маской; волосы переданы белыми, густо нанесенными штрихами, а лицо покрыто мелкими вертикальными штрихами и белыми точками. Правее маленькая человеческая голова в том же стиле, но лицо прикрыто маской, а в прическу вплетена лента с вертикальными разноцветными полосами, написанными красной, желтой и белой охрой.



Деталь большого панно «периода полорогих», получившего название «Сцена суда». Одетые в парадные одежды люди имеют на голове колпаки, украшенные то точками, то горизонтальными и вертикальными линиями; большие плащи спускаются от шеи до пят, покрывая спину. Они движутся вправо, округлив спины и слегка согнувшись, изображая как будто пожилых почтенных людей, свершивших акт правосудия; последний из них в одной руке держит лук. Над ними человек помоложе и проще одетый держит другого.


Урок 4. Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о возникновении искусства и религиозных верований;

Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;

Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.

Задачи урока:

    развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика приёмов охоты древнейших и древних людей, их образа жизни) умений и навыков;

    формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;

    сформировать у учащихся знания о возникновении искусства, древнейших памятниках на территории нашей страны;

    сформировать у учащихся знания о возникновении религиозных представлений и обрядов;

    формирование понятий: наскальная живопись, душа, «страна мертвых», колдовской обряд, религиозные верования.

Тип урока: комбинированный

Подход к обучению : проблемно-деятельностный личностно ориентированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.

Понятия и термины: наскальная живопись, душа, «страна мертвых», колдовской обряд, религиозные верования.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока : учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint .

Структура и ход проведения урока:

      Оргмомент

Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие. Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.

II. Проверка изученного материала.

1 Фронтально, устно, краткие ответы с места на вопросы учителя

Когда первые люди поселились на территории нашей страны?

Какие изменения произошли у них по сравнению с древнейшими людьми?

Как менялся климат?

Почему стало возможным проживание людей в местах с холодными морозными зимами?

Как выглядело жилище людей того времени?

2. Развёрнутый ответ у доски

Охота. Изменения в охоте.

После ответа ученику предлагается сравнить

3. Сообщение учащегося «Мамонт». Учащиеся слушают, затем задают вопросы по теме сообщения. Оценивается и работа докладчика, и качество задаваемых вопросов.

При необходимости другие ученики или учитель помогает докладчику, дополняет его ответ. Уточняется, что мамонты были разных видов. Самые маленькие до 2 м ростом и до 900 кг весом, а самые крупные виды высотой около 5 метров и весом 12 тонн, что вдвое тяжелее самого крупного современного наземного животного – африканского слона. Предлагается сравнить мамонта по размерам с какими-то современными объектами.

4. Развёрнутый ответ у доски

Родовые общины.

Дополнительный вопрос . Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки слово «родовая»?

5. Выполнение тестового задания.

Устно, ответы с места

Выберите правильный вариант и закончите предложение

Появление новых орудий труда было связано с

III . Подготовка к изучению нового материала

Постановка проблемного вопроса.

IV . Изучение нового материала

Фронтально, устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация PowerPoint ).

1 Открытие пещерной живописи

В 1878 г. в Испании археолог Саутуола и его дочь отправились в пещеру Альтамира. Когда Саутуола зажег факел, они увидели картины, нарисованные на стенах и своде пещеры. Позднее были открыты и др. пещеры с рисунками древних художников. Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством. Встречались изображения животных с большим количеством ног - так художники пытались передать движение

Археолог, который открыл пещерную живопись, предположил, что её создали первобытные охотники много тысяч лет назад. На чём было основано его предположение? 1) изображены бизоны – животные, которые давно вымерли; 2) рядом найдены кости другого вымершего зверя - пещерного медведя и обломки каменных орудий труда; 3) художники пользовались не современными красками, а цветной глиной - охрой, залежи которой найдены в той же пещере. Но почти никто из ученых-современников не поверил в то, что изображения бизонов были созданы первобытными людьми. Как выдумаете, почему. Какие возражения возникли у ученых? Некоторые учащиеся могут высказать правильные догадки («ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»), которые учитель помогает обосновать.

2. Загадки древних рисунков

Работа с иллюстрациями учебника.

Посмотрите на изображения наскальных рисунков на стр 17-19 учебника. Что вы на них видите?

Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии, похожем на скафандр. Но самое главное - мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах

3. Рисунок и магический ритуал

Как вы думаете, почему первобытные люди часто рисовали умирающих, пораженных копьями и стрелами животных? 30 тыс. лет назад люди все еще находились в зависимости от сил природы; они не умели бороться с лесными пожарами, наводнениями, болезнями, часто страдали от голода. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, отчего люди болеют и умирают, от чего зависят урожай плодов и ягод в лесу, удача на охоте. Порой лес был полон дичи, река изобиловала рыбой, но вдруг и то и другое пропадало. Куда исчезли звери? Почему не ловится рыба?

Знаний для правильных ответов не хватало, людям начало казаться, что природой управляют сверхъестественные силы. Возникает вера в то, что сверхъестественные силы можно привлечь себе на помощь, например заколдовать зверя, изобразив его раненым и издыхающим , а если изобразить такого зверя в пещере, он обязательно попадет в ловушку.

Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты. Посмотрите на рисунок на стр 24

4. Возникновение религии

В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Люди стали обожествлять явления природы. Не умея объяснить природу появления снов, древний человек стал верить в существование души. Страх перед природными стихиями, невозможность объяснить явления окружающего мира привели к возникновению религиозных представлений .

5. Древние каменные сооружения

От первобытных времен до нас дошли огромные сооружения, называемые мегалитами. Самым знаменитым из них является комплекс Стоунхендж в Англии. Древние строители построили сооружение из сорока каменных плит весом в десятки тонн каждая. Над загадкой Стоунхенджа ученые бьются несколько десятилетий.

По одной из версий комплекс является астрономическим календарем, поскольку многие плиты ориентированы на наиболее важные звезды, а через проходы в ключевые дни года видны Солнце, Луна и звезды.

V . Закрепление

1 Параллельное в ходе изучения нового материала.

2 Обсудить с учащимися и ответить на вопрос Чем было вызвано появление искусства и религии?

3 Посмотрите на рисунок «Сцена с раненым бизоном и охотником» стр 19. Как вы думаете, что хотел показать этим изображением художник? Что могло предшествовать такому изображению?

4 Беседа по вопросам :

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, лошадей, оленей?

Какую роль играли эти животные в их жизни?

Что называется религией, религиозными верованиями?

Всегда ли существовала религия?

Когда она возникла?

Почему возникли религиозные верования?

Какие древнейшие религиозные верования вам известны?

        Каким словом можно заменить следующие выражения:

Вера в богов и духов - ... (религия).

Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).

Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).

5 Опишите рисунок «Колдовской обряд перед охотой». Что делают эти люди? Зачем и почему? О каком явлении свидетельствует данный рисунок?

V . Задание на дом

VI . Подведение итогов

1. Рефлексия. Рефлексивный круг .
1) Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.
2) Педагог задаёт алгоритм рефлексии:

что нового узнали?

что почувствовали?

каковы причины этого?

как вы оцениваете своё участие в занятии?
3) Все участники высказывают своё мнение.
4) Педагог завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.

2. Итог урока

3. Оценка урока

Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «стра­на мёртвых», религиозные верования.

  • Пещерная живопись - изображения в пещерах, выполненные древними людьми, один из видов первобытного искусства.
  • Колдовство - занятие магией как ремеслом, при котором колдун заявляет о контакте со сверхъестественными силами (демонами, духами предков, природы и другими).
  • Душа - согласно религиозным и некоторым философским верованиям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека.
  • «Стра­на мёртвых» - по религиозным верованиям это загробный мир, куда отправляется душа умершего человека.
  • Религиозные верования - появившиеся у первобытных людей верования в колдовство, в душу, в жизнь после смерти.

Проверьте себя

1. Как была открыта пещерная живопись?

В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.

2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лоша­дей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади - быстрыми и стремительными, мамонты - массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы - в качестве крепежного материала, кости - для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры - для изготовления одежды.

3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?

Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.

4. Как первобытные люди представля­ли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?

Первобытные люди представляли себе жизнь душ предков в «стране мертвых» аналогичной собственной жизни. Души предков переселяются в далекую «страну мертвых», живут там родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в его могилу все необходимое для путешествия в «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, оружие, украшения.

Подумайте и обсудите

1. О чём хотел рассказать художник, создав­ший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 19)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.

Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.

2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.

3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 19.)

Первобытные люди верили, что, умирая, душа сородича отправляется в далекую «страну мертвых», где продолжает жить, охотиться и наслаждаться плодами охоты и собирательства. Чтобы путь души в «страну мертвых» и загробная жизнь была хорошей, люди клали в могилу все, что может понадобиться умершему на этом пути: одежду, оружие, украшения. Археологи раскапывают древние могилы, чтобы больше узнать об умершем человеке. По костям можно определить кем был человек, как он выглядел, как он жил, как умер. А по вещам в могиле ученые могут описать быт и уровень развития общины. Совокупность таких данных позволяет узнать, где и как появились предки современного человека, определить путь, который прошло человечество в своем развитии.

Подведём итоги и сделаем выводы

Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?

Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilius), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).

Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilius) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).

Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.

Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.

Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.

Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных лю­дей?

Древние художники изображали в пещерах, в которых они жили, животных, людей и сцены охоты. Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; единого мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Некоторые ученые предполагают, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Другие ученые, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считают, что пещерная живопись - часть шаманских верований первобытных людей, и что рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы.

Первобытные люди имели собственные религиозные верования. Они верили в охотничью магию, проводя ритуалы перед охотой. Также они верили в существование души человека, которая вылетала из тела, пока человек спал, и жила собственной жизнью. А когда человек умирал, его душа отправлялась в далекую «страну мертвых», где продолжала жить и охотиться. Для того, чтобы обеспечить долгий путь души в загробный мир, древние люди клали в могилу умершего все, что ему могло понадобиться в жизни после смерти: одежду, оружие, украшения и т.д.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ

Филиал Московского государственного университета культуры и искусств

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по курсу: «История изобразительного искусства»

тема: Специфические особенности искусства первобытного общества

Выполнил:

студентка II курса

группа 802

Алеева Ю. Р.

Проверила:

Руднева Я.Б.

Набережные Челны, 2010

Введение………………………………………………………………………3

Искусство палеолита…………………………………………………………4

Искусство мезолита…………………………………………………………..9

Искусство неолита……………………………………………………………10

Искусство эпохи бронзового века…………………………………………...15

Искусство в начале железного века…………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………...25

Введение

Удивительная способность человека воспринимать и воссоздавать образы окружающего его мира своими корнями уходит вглубь тысячелетий. Первобытное искусство развивалось в течение очень длительного времени, а в некоторых частях света – в Австралии и Океании, ряде регионов Африки и Америки – оно существовало вплоть до XX в. под условным названием «традиционное искусство».

Специфика первобытного искусства заключается в его слитности с другими формами общественного сознания. В нем отражаются все сферы жизни общества – экономическая, социальная и религиозная. Чаще всего древнюю скульптуру находят в специальных культовых местах или в погребениях. Это говорит о ее неразрывной связи с религиозными представлениями и обрядами. Сознание древних людей представляло собой сложное переплетение реалистического и иллюзорного начал, и этот синкретизм первобытного мышления оказал решающее воздействие на характер творческой деятельности.

Первобытное изобразительное творчество с самого возникновения развивалось по двум направлениям. Первое из них включает в себя монументальные формы (рисунки в пещерах и на скалах, мегалиты), второе представлено памятниками искусства малых форм : мелкой скульптурой, глиняной пластикой, художественной резьбой по камню, кости и дереву.

Целые области древнего художественного творчества бесследно исчезли в глубине тысячелетий. Даже дерево сохраняется только в особых условиях – в крайне влажной почве торфяников, а такие материалы, как береста, мех, ткани, чрезвычайно недолговечны и в археологических раскопках встречаются крайне редко. Этнографические же наблюдения говорят о том, что они широко использовались первобытными людьми для изготовления предметов искусства. Но те немногие памятники первобытного искусства, которые дошли до нас, чрезвычайно разнообразны и выразительны.

Искусство палеолита

Палеолит (древнекаменный век) – самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Причем искусство зародилось лишь в позднем (верхнем) палеолите, то есть около 40 тыс. лет до н.э., когда, по данным археологов, появились все виды изобразительного искусства.

В основе своей искусство палеолита наивно реалистично. Ему свойственны могучее стихийное чувство жизни, мужественность и простота. При этом, проявляя зоркость по отношению к отдельным предметам, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира, обобщить и связать явления между собой и природой. Он не владел композицией, не давал развернутого сюжета, не чувствовал пространства.

Памятники эпохи палеолита в большом количестве найдены в Европе, Южной Азии и Северной Африке. Выдающееся место в этом ряду занимают росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротов. Ранние рисунки примитивны: контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещеры Ла-Ферраси, Пеш-Мерль во Франции); беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами – так называемые «макароны» или «меандры»; оттиски человеческих рук, обведенных краской – так называемые, «позитивные» или «негативные» отпечатки рук.

Отпечатки рук первобытного человека. 30-21-е тыс. до н. э.
Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец, уголь и белая известь.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (25-12 тыс. до н.э.). В наскальных росписях образ зверя приобретает конкретные черты, животные изображаются в движении. В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи, с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы. Наиболее характерные образцы мадленского периода связаны с пещерными росписями – единичные изображения почти в натуральную величину, но не связанные действием в единую композицию: Альтамира (Испания), Ласко, Ньо (Нио), Фон-де-Гом (Франция), Капова пещера (Россия) и др.

В конце XIX в. пещерная живопись еще была неизвестна. В 1877 г. в Испании, в провинции Сантандер, археолог Марселино де Савтуола обнаружил изображения на стенах и потолке Альтамирской пещеры. Открытие было опубликовано, но материал оказался до такой степени неожиданным и сенсационным, что археологическое сообщество сочло это подделкой. Лишь в 1897 г. французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность изображений, обнаруженных им на стенах пещеры Ла Мут (Франция). К настоящему времени в результате целенаправленных поисков только во Франции найдено около ста пещер с изображениями и другими следами пребывания в них первобытного человека.

В сентябре 1940 г. совершенно случайно была открыта одна из самых знаменитых первобытных пещер – Ласко (Ляско) во Франции. Эта пещера, которую современные исследователи называют «доисторической Сикстинской капеллой», была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева.

«Сцена с раненым бизоном». Наскальная живопись. Верхний палеолит. Пещера Ласко. Департамент Дордонь. Франция.


«Быки». 15-11-е тыс. до н. э. Роспись пещеры Ласко. Франция

Ласко превращена теперь в первоклассно оборудованный музей. Живопись Ласко принадлежит к числу самых совершенных художественных произведений эпохи палеолита. Ее древнейшие изображения датируются приблизительно 18 тыс. до н.э. Пещерный комплекс состоит из нескольких «залов». Самой совершенной частью по качеству живописи и превосходной сохранности считается «Большой зал» или «Зал быков».

Пещера Шульган-Таш, более известная как Капова, расположена на Южном Урале в долине реки Белая на территории одноименного заповедника (Республика Башкортостан). Изображения животных на стенах Каповой пещеры были открыты в 1959 г. Они представляли собой контурные и силуэтные рисунки, выполненные красной охрой на основе животного клея. В настоящее время исследователями-спелеологами обнаружено 14 рисунков животных. Среди них – мамонты, лошади, носорог и бизон. Большинство изображений сосредоточено в «Зале рисунков», кроме того, позже были найдены изображения на южной стене в «Зале хаоса». Помимо идентифицированных изображений животных на стенах пещеры отмечены геометрические знаки, антропоморфные изображения и нечеткие контуры, затушеванные охрой.

В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных – медведей, львов, лошадей, мамонтов, змей, птиц – отличаются точным воспроизведением основных объемов, фактуры шерсти и т.д. Возможно, эти фигурки создавались как вместилище душ, что хорошо согласуется с данными этнографии, служили амулетами-оберегами, защищавшими людей от злых духов.

Образ женщины – один из основных сюжетов в искусстве эпохи позднего палеолита – был вызван к жизни спецификой первобытного мышления, необходимостью отразить в «осязаемой» конкретно-образной форме представления о единстве и родстве первобытных общин. Одновременно этим изображениям приписывалась и особая магическая сила, способность повлиять на удачный исход охоты. Фигурки одетых и обнаженных женщин того периода – «палеолитические Венеры» – по совершенству форм и тщательности обработки свидетельствуют о высоком уровне развития косторезного мастерства у охотников ледникового периода. Выполненные в стиле наивного реализма в период матриархата, фигурки с предельной выразительностью передают основную идею этого обобщенного образа – женщины-матери, прародительницы, хранительницы домашнего очага.

Если для Восточной Европы характерны изображения полных женщин с гипертрофированными женскими формами, то женские изображения Сибири верхнего палеолита не имеют таких преувеличенных моделированных форм. Вырезанные из бивня мамонта, они представляют два типа женщин: «худощавых» с узким и длинным туловищем и «массивных» с коротким туловищем и намеренно утрированными бедрами.

«Женщина с кубком». Известняковый рельеф (из Лосселя, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей изящных искусств. Бордо.

Т. н. Виллендорфская Венера. Известняк (из Виллендорфа, Нижняя Австрия). Верхний палеолит. Естественноисторический музей. Вена.

Искусство мезолита

В эпоху мезолита (среднекаменного века) и неолита (новокаменного века) развитие населения юга и севера пошло различными путями. Особенно ярко это различие проявилось в хозяйственной деятельности, теснее всего связанной со специфическими природными условиями каждой из двух зон. Вступил в силу закон неравномерного развития разных районов. И если в южных областях в этот период люди начинают вести оседлый образ жизни – появляются племена земледельцев и скотоводов, то на севере по-прежнему продолжали развиваться традиционные формы хозяйства – охота, собирательство. С отступлением ледников в Европе начинается потепление.

Глубокие изменения климатических условий привели к значительным переменам флоры и фауны. Северный олень, служивший основной добычей мадленских охотников, окончательно исчезает в Южной и Центральной Европе. Предметом охоты становится лось, благородный олень, зубр, кабан, мелкие животные, водоплавающая птица. Интенсивно развивается рыболовство. Совершенствуется обработка каменных орудий труда, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться весьма обширные пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Появление патриархата усложняет отношения между людьми.

Усиливается роль магии, наивное восприятие природы исчезает.

Эти изменения отразились в искусстве, прежде всего в наскальной живописи. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из отдельных, не связанных между собой фигур, то в наскальной живописи мезолита преобладают многофигурные композиции, живо воспроизводящие различные эпизоды из жизни охотников. Красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии демонстрируют отчетливо выраженный новый подход к решению сюжетной сцены, обусловленный обращением к композиционному принципу организации изобразительного материала, на основе которого создается выразительно-смысловое целое, развивается повествовательное начало.

Центральное место, как по количеству, так и по качеству изображений, принадлежит сценам охоты и сражений. «Сражающиеся лучники» – одна из самых ярких мезолитических композиций (Восточная Испания). Содержание изображения связано с человеком. Само сражение воспроизведено с помощью восьми человеческих фигурок. Они являются вариантами единого мотива: человек в стремительном движении изображен несколько зигзагообразными плотными линиями, слегка расширяющимися в верхней части «линейного» туловища, и округлым пятнышком головы. Основной закономерностью в расположении фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга.

Искусство неолита

Существенные изменения в жизни первобытного общества дали возможность назвать этот период развития истории «неолитической революцией». Таяние ледников, оставившее след в памяти человечества в виде легенды о всемирном потопе, привело в движение народы, начавшие интенсивно заселять новые пространства. Самым значительным изменением был переход к производящему хозяйству, которое предполагает оседлый образ жизни с постоянными поселениями. Человек научился возводить новые типы жилища – на сваях, сооружения из высушенного на солнце кирпича (сырца), научился защищать свое поселение. В искусстве того времени все более значительную роль начинают играть изображения людей, деятельность коллектива становится центральной темой искусства.

Изобразительное творчество населения Евразии в эпоху неолита представлено двумя направлениями: монументальными наскальными рисунками

«Леопарды». Наскальный рельеф

в Феццане (Ливия). Неолит. Схематические изображения человеческих фигур. Наскальная живопись. Неолит. Горы Сьерра-Морена. Испания.

и памятниками искусства малых форм – деревянной, каменной и костяной скульптурой, глиняной пластикой и изображениями на керамике.

Ковш из Горбуновского торфяника (Свердловская область, РСФСР). Дерево. Неолит. Исторический музей. Москва

Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм

Орудия, украшенные рельефами. Кость (из пещеры Истюриц, департамент Нижние Пиренеи, Франция). Неолит. Частное собрание. Париж.

Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала – глины – обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла. Первоначально, еще в палеолите, основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном. Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины. В глину, чтобы она не трескалась при обжиге на открытом огне, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.

В эпоху неолита человечество впервые научилось искусно выделывать глиняную посуду. Богатство форм (кувшины, миски, чаши), орнаментация сосудов неолита позволяют рассматривать их как художественно оформленные произведения искусства. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров (так называемого ямочно-гребенчатого типа), покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралей, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т.д. Узоры часто были многоцветными. Использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.

Неолитические мастера знали и ценили четкий ритм, симметрию в расположении узора, соразмерность форм и строгую орнаментальную композицию. Именно керамика в своем более или менее массовом производстве благодаря своей однотипности и замедленной эволюции декоративных элементов дает археологам надежные хронологические ориентиры и позволяет говорить о той или иной археологической культуре чаще всего одного региона.

К наиболее ранним образцам относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии. Все знаки росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности, крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце или луну.

Трипольская керамика (село Триполье, Украина) знаменует собой следующий этап развития керамики, датируемый концом III тыс. до н.э. В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображены волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные – другими словами, множество элементов. При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река, бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени, ромбы – символы женского божества, посылающего на земля «небесную влагу», крест – солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» – растение или злаковый колос.

Керамическая роспись представляла собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многогранности и многоликости. В центре внимания человеческого сознания уже не единичное явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого общества (сражение, охота, танец и т.д.), а многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания (в том числе абстрактного мышления) первобытного человека.

Отдельно необходимо сказать о развитии орнамента, который появляется не только на глиняных сосудах, но и на других предметах быта. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем появляются геометрические узоры (параллельные полосы, двойные спирали, зигзаги, концентрические круги и т.д.), растительные мотивы, имеющие разнообразное смысловое значение.

В древней скульптуре неолитических охотников-рыболовов нашли свое воплощение две главные темы: человек и зверь. Особенно отчетливо продолжение традиций палеолитического искусства прослеживается в зооморфной скульптуре. Для нее характерны реалистическая трактовка образа, тщательность моделирования морды зверя, устойчивость изобразительных приемов при передаче отдельных деталей. В скульптуре преобладают изображения отдельных голов животных, что является одной из особенностей первобытного анималистического искусства. В глазах древнего охотника голова олицетворяла саму суть зверя. Специфика первобытного мышления вынуждала его выразить это представление наглядно, и поэтому голова делалась непропорционально большой, а ее детали выписывались особенно тщательно. Эта закономерность наблюдается и при изображении полной фигуры животного.

Антропоморфные фигурки делались из тех же материалов, что и бытовые предметы (дерево, глина, кость, рог, камень). Однако в отдельных исторически сложившихся группах прослеживается известная избирательность материала, что, вероятно, обусловлено этнической традицией и назначением конкретных изображений. Можно говорить и о преобладании в отдельных очагах древнего искусства того или иного типа изображения. Находка в таком очаге фигурок инородных типов указывает на существование контактов между населением различных районов. Антропоморфные и зооморфные фигурки, передавая определенные образы древнейшей мифологии, были, несомненно, неотъемлемыми принадлежностями совершенно определенных религиозных обрядов. Антропо-зооморфные статуэтки, найденные в небольшом количестве, символизировали неразрывную связь человека с окружающей его природой.

Антропоморфная личина. Наскальное изображение. Неолит. Шереметьевские скалы. Хабаровский край.

Еще одним характерным жанром изобразительного искусства в эпоху неолита были петроглифы – многофигурные сюжетные композиции, в которых господствуют изображения человека и животных. Петроглифы были распространены в Северо-Западной Европе, на Урале, в Сибири, Закавказье, Средней Азии. Они выбивались на скалах или скалистых речных берегах («Лодки,олени», II тыс. до н.э., Карелия).

Искусство эпохи бронзового века

Обычно выделяют два больших периода – энеолит (медно-каменный век) – переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век (III – II тыс. до н.э.). С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего, это – дальнейшее распространение производящего хозяйства – земледелия и скотоводства и освоение нового материала – металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колесной повозки, а в период поздней бронзы – с использованием лошади для верховой езды.

В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и металлических орудий труда происходит крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Ремесло отделяется от земледелия, все большее значение приобретает мужской труд, что окончательно приводит к утверждению патриархата, беспрекословному подчинению старшему в родовой общине.

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами. Расширяется тематика изображений, складываются новые приемы передачи образов, резко возрастает роль образной символики, все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются все реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное – знак.

Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы, изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта – все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным «изобразительным языком», знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства продолжает проявляться в орнаментации керамики и других предметов быта.

В изобразительном творчестве эпохи бронзы можно выделить два основных направления: антропоморфная и зооморфная скульптура и предметы быта – деревянные, глиняные, каменные, костяные и бронзовые, а также сооружения мегалитической архитектуры.

Для древнего искусства европейского северо-запада чрезвычайно характерна своеобразная антропоморфная глиняная пластика. Особую группу в ней составляют маленькие человеческие фигурки с сильно изогнутым туловищем. Несмотря на пластические свойства глины, позволяющие широко варьировать формами, эти изображения выполнены в строго регламентированных канонах. Сам образ предельно обобщен: руки отсутствуют, ноги переданы слитно. Акцентированы такие детали, как массивный выступающий нос и нависающий над лицом «козырек».

В числе ранних памятников примитивного канонизированного искусства – широко распространенные в южных районах Европы и Средиземноморья антропоморфные изваяния, в том числе так называемые «каменные бабы» Северного Причемноморья – вертикально стоящие, грубо отесанные каменные плиты с более или менее ясно обозначенной головой и сложенными на груди руками. Среди дополнительных элементов (лук, булава, посох) наиболее каноничны изображения пояса и человеческой стопы. На стелах не всегда обозначены признаки пола, однако некоторые косвенные данные указывают на то, что большая часть антропоморфных изваяний позднего неолита и эпохи бронзы соответствует их русскому прозвищу «каменная баба». Во Франции, где подобные изображения встречаются не только на стелах, но и в виде рельефов, высеченных на стенах многочисленных пещер, их считают олицетворением неолитической богини – «покровительницы мертвых».

Встречаются изображения людей и в дереве (Восточное Зауралье). Разнообразие форм антропоморфной скульптуры в эпоху ранней бронзы наглядно показывает, что уже в это время в результате осознания первобытным коллективом общественной сущности человека его образ занимает одно из центральных мест в творчестве древних мастеров.

Овладение техникой бронзового литья расширило творческие возможности древних мастеров. Появляются бронзовые изделия, орудия труда, оружие. Нередко рукояти бронзовых кинжалов увенчаны головами животных, в частности лосей. Выполненные в металле, они продолжают традиции древней резьбы по дереву и рогу.

Искусство бронзового литья особенно ярко проявилось в предметах Галичского клада (сер. II тыс. до н.э.), найденного в Костромской области и сейчас находящегося в Государственном историческом музее в Москве. Особенно интересен бронзовый кинжал, рукоять которого венчает голова змеи с открытой пастью. В прорези рукояти – изображение ползущей змеи. Среди предметов клада находится бронзовая маска-личина, повторяющая в основных чертах лица антропоморфных мужских идолов. Она увенчана двумя профильными изображениями животных, смотрящими в противоположные стороны. Полая фигура животного с длинным хвостом и «клювовидной» мордой тоже входит в состав клада. В целом бронзовые вещи Галичского клада, вероятно, представляют собой атрибуты, связанные с формированием шаманства.

Важнейшим явлением, почти повсеместно характеризующим эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Сравнительно однотипный характер этих древнейших архитектурных сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, огромное количество их и необычайно широкое распространение свидетельствуют о существовании каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии и Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч.

Существует три типа мегалитических сооружений:

    Менгиры – одинокие сигаровидные каменные столбы до 20 метров высотой – несут в себе черты и архитектуры, и скульптуры. Иногда на них высекали рельефы, иногда их форма сближалась с человеческой фигурой (условно к менгирам можно относить и «каменные бабы»). Они возводились на возвышенности, и сила воздействия на зрителя достигалась контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с окружающим его небольшими деревянными хижинами или землянками.

    Архитектурное начало сильнее всего выражено в дольменах – скорее всего погребальных сооружениях из нескольких отвесно поставленных камней, перекрытых широкой горизонтальной каменной плитой. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке, Крыму и на Каказе.

    Более сложные постройки – кромлехи . Самый грандиозный из них был возведен в Стоунхэндже (нач. II тыс. до н.э., Англия) из огромных грубо отесанных четырехгранных глыб синего камня. В плане – это круглая площадка диаметром 30 метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо, в центре которого находится каменная плита – возможно алтарь, составлено из небольших менгиров.

В результате археологических раскопок внутри мегалитических монументов, либо под ними, либо вблизи от них часто открываются захоронения. Это наводит археологов на мысль интерпретировать монументы как места особой значимости для похоронных ритуалов, которых придерживались земледельческие сообщества данной местности.

В Нью-Грейндже (Ирландия) существует огромный 11-метровый курган из камней и торфа. Через основание кургана на 24 метра вглубь тянется коридор, снизу и сверху выложенный массивными камнями. Он заканчивается тремя помещениями тоже облицованными камнем. В определенные дни лучи восходящего солнца проникают в коридор и освещают центральный зал, расположенный в самой глубине.

В Карнаке (Бретань, Франция) на несколько километров протянулись по равнине ряды вертикально стоящих камней. Сегодня от десяти тысяч первоначально поставленных камней осталось только три тысячи. Хотя под карнакскими менгирами не было найдено ни одного захоронения, неподалеку от них имеется множество мегалитических могил.

В пользу гипотезы о какой-то неизвестной единой культурной традиции говорит также и то, что распространение получает не только сама идея таких сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки. На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает и то, что некоторые из них (например, Стоунхэндж), ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния.

Искусство в начале железного века

Широкое использование железа окончательно вытеснило каменные орудия и постепенно полностью заменило бронзовые в I тысячелетии до н.э., что повлекло за собой дальнейшее бурное развитие хозяйственной жизни человека.

Самыми знаменитыми произведениями искусства того периода являются бронзовые и железные изделия, обнаруженные в скифских курганах.

Впервые о скифах мир узнал более 2,5 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей “Истории” Геродот (V в. до н.э.), который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Есть два понимания термина “скифы”: этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские “раскосые и жадные глаза” – фантазия великого поэта. Условно такие племена скифов называют «европейскими».

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию – весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии. Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно “савроматы”, “массагеты”, “саки”, “сэ”. Это – “азиатские скифы”. Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и “чисто” скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям, как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результатам раскопок курганов, которые условно называют “царскими”, поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет. Сначала (с 1726 г.) она хранилась в первом российском музее – Кунсткамере, а с 1859 г., с момента создания Императорской археологической комиссии, – в Эрмитаже. Сейчас древние художественные предметы скифов и родственных им племен степной Евразии есть и во многих других музеях России (в Москве – в Государственном историческом музее) и зарубежных стран. Они также хранятся в музеях Украины, Казахстана, Кыргызстана, в музеях Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, в США (Метрополитен), во Франции (Гимэ, Сен-Жермен ан Ле), в Англии (Британский Музей) и в ряде частных коллекций (например собрание А.Саклера в Нью- Йорке). В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения.

Самыми знаменитыми курганами считаются Чертомлык (правый берег Днепра) и Куль-Оба (Крым). В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун. В курганах был найден традиционный «набор» из личных украшений вождя, украшений коней и оружия, бытовых предметов (в частности кубков). Многочисленное и разнообразное оружие украшалось с помощью золотых пластин, с вычеканенными изображениями, покрывавшими практически всю поверхность ножен, колчанов, рукояток, секир и т.п. Характерной чертой скифского декоративно-прикладного искусства является господство так называемого «звериного стиля», где полнокровный образ животного сочетался с орнаментальным решением деталей.

Уникальной, например, считается находка – кубок из кургана Куль-Оба. Округлый электровый кубок, украшенный в нижней части типично греческим узором, в верхней половине покрыт расположенными по кругу изображениями, представляющими некое последовательное визуальное повествование. На кубке семь фигур мужчин-скифов, шесть из них расположены тремя парами, а один скиф, натягивающий лук, показан отдельно. Такая выделенность позволяет видеть в нем центральную фигуру. Еще один лук висит у него на поясе. Поскольку в обычный набор вооружения скифа входил только один лук, сразу возникает вопрос, в чем же состоит функция второго? В 1970 г. известный московский скифолог проф. Д.С.Раевский внимательно исследовал разные варианты скифской генеалогической легенды, фрагментами сохранившейся в греческих и латинских текстах. Из этих вариантов сложился следующий стержневой сюжет легенды о происхождении скифов. В мифологии каждого народа есть свой первопредок, как правило, царь. У скифов таким первопредком был царь Таргитай, рожденный от брака Неба и Земли (обычная для всех индоевропейских народов мифологема). У него было три сына (тоже весьма популярная ситуация, перешедшая в волшебные сказки): Колаксай, Липоксай и Арпоксай. Почувствовав приближение старости и задумавшись о наследнике, Таргитай поставил перед сыновьями условие: на царство взойдет тот, кто сможет натянуть его лук и подпоясаться царским панцирным поясом. Старший сын стал натягивать лук, но лук вырвался из рук и ударил его по челюсти; среднему сыну непокорный лук повредил голень и только младший сын справился с задачей и стал царем.

Заключение

Искусство на ранних этапах своего исторического развития еще не выделилось в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существовало только безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу. Оно было тесно переплетено с первобытными верованиями, но отнюдь не определялось ими. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Искусство было связано с трудовой деятельностью человека. Лишь повседневный трудовой опыт позволил древним мастерам создавать произведения, которые не только выходят за рамки своего первоначального назначения, чаще всего культового, но и до сих пор волнуют нас выразительностью своих художественных образов.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.

Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.

Список литературы

1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1990.

    2.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001

2. Ларичев В. Е. Пещерные чародеи. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980.

Одной из особенностей первобытной культуры является... или божеству, приводило к специфическому двигательному побуждению, которое и... общества , т.е. выполняет идеологическую функцию. В основе произведений искусства дописьменной и особенно ...

  • Общество и социальные процессы

    Реферат >> Социология

    Культуры - "искусство для искусства" . В отличие... другие процессы. Более специфически к модернизации подходят теории... марксизме: считалось, что первобытное общество сменяется классовым рабовладельческим, ... или группами в обществе . Особенности конфликта: четкая...

  • 1 класс. Внеурочная деятельность. 2 полугодие, январь

    Урок-путешествие «Древнейшее чудо света - наскальный рисунок». (Первобытный художник)

    Зрительный ряд - презентация «Наскальные рисунки» (петроглифы).

    Литературный ряд - а) «История искусств для малышей»;

    б) «Художественная культура первобытного общества» (хрестоматия, автор-составитель И.А.Химик).

    Музыкальный ряд - спокойная музыка фоном для работы.

    Материалы и инструменты: бумага белая и серая, картон, уголь, сангина, пастель.

    Цель: сформировать у детей способность «смотреть и видеть», «слушать и слышать», «воображать и изображать».

    Задачи: развивать наблюдательность, творческое воображение, зрительную и моторную память, интерес к изо, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие.

    (развивать, тем самым давать знания, прививать умения, отрабатывать навыки)

    Ход урока.

    1. Орг.часть (настрой) -1- 2 мин.
    2. Введение новых знаний (сообщение учеб. матер. по презентации) - 10 мин.
    3. Творческая практическая деятельность - 15-18 мин.

    Задача: дать ясное представление о предстоящей работе!

    1. Тренировочные упражнения - 2-3 мин.

    Чем и как работает художник-график?

    А) знакомство с новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно и комбинация этих элементов (+ контур, + тон);

    б) знакомство с графическими материалами: уголь, пастель;

    в) знакомство с техникой: концом (краем, торцом), плашмя, растирание.

    3.2. с/р - 15 мин

    4. Подведение итогов - 3-4 мин. Экспресс-выставка

    (вывешивание работ с рассказом своего творческого замысла).

    1. Рефлексия - 1-2 мин.

    Слайд 1.

    У нас зима, за окном метель. Может, мы отправимся в путешествие в дальние, тёплые, неизведанные страны?

    Ваша парта превращается в машину времени. Поправили сиденья, сели удобно, пристегнули ремни. Нажимаем на кнопку пуска: 5,4,3,2,1 - пуск! Отправляемся!

    Слайд 2.

    Мы перенесёмся в далёкие древние времена, на много тысяч лет назад, когда на земле не было ещё ни городов, ни старинных замков. Это было давным-давно! Древнейший человек напоминал обезьяну. Те люди ещё не умели разговаривать. Они общались друг с другом как животные, с помощью разнообразных звуков.

    Первобытные люди боялись хищных зверей, грозы, наводнений, лесных пожаров. Почему происходит всё это - они не знали, не могли объяснить.

    Нам пора снижаться. Прежде чем мы выйдем из машины времени, запомните: мы оказались в глубокой древности, дорог нет, одни тропы, на которых могут встретиться дикие звери. Ведите себя тихо, никуда не отходите.

    Найдите кнопку снижения, приземляемся. Расстегните ремни. Мы с вами попали в пещерный век.

    Слайд 3.

    Перед нами красивые горы. Осторожно ступая, подойдём поближе и поднимемся повыше. Посмотрите - рисунки. Среди тех первобытных древних людей были искусные художники. Трудно в это поверить, но это так. Люди, не умевшие не только писать и разговаривать, но даже не могли вылепить простой горшок из глины, а владели мастерством художника!

    Слайд 4. Обогнём скалистую часть, посмотрим на гору с другой стороны. Эта красота - дело самой природы. Присмотритесь! Мы видим сцену охоты. Изображение очень простое: красно-коричневые фигурки бегущих людей и зверей.

    Слайд 5.

    Спускаемся вниз. Перед нами вход в пещеру. Именно пещеры были домом (жилищами) и убежищем древних людей. Там они прятались от дождей и холодных ветров, от злых людей и диких зверей.

    Много было забот у древних людей. Но когда появлялось свободное время, они любили рисовать. Рисовали на стенах, потолке. Рисовали то, что они видели, то, что их окружало: жизнь и смерть, растения и животных. Они верили в то, что если они нарисуют в глубине пещеры зверя, то живые хищники уйдут, не причинив им вреда. А если нарисовать раненого зверя - это поможет им в охоте.

    Там, внутри пещеры, темно, только факелы и тени от костра будут освещать наш путь. Держаться надо вместе, будьте осторожны.

    Слайд 6.

    А пока мы не вошли, поднимите головы и посмотрите на потолок. Нам видны изображения животных.

    Пройдём в глубь пещеры и слева на стене видим пару оленей. Один из них закрашен полностью в красный цвет, а второй обозначен лишь контуром.

    Слайд 7.

    Перед нами сцена охоты. Всё просто и понятно: быстроногие олени несутся с огромной скоростью, а на них уже наведены стрелы охотников. Неведомый художник использовал всего-то один цвет, но добился удивительной живости.

    И вот он красавец бизон (бык). Передняя часть тела объёмная, а ноги кажутся коротковатыми - создаётся впечатление тяжести фигур.

    Слайд 8.

    Древний художник, используя один чёрный цвет, изобразил раненого бизона, поражённого копьём охотника. (Это сцена с раненым бизоном в пещере Ласко во Франции).

    Погибает и сам охотник. Длинноволосая женщина, стоя на одном колене перед телом умершего мужа, оплакивает его смерть и готовит отправить в царство мёртвых. Древние люди верили, что души умерших, души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». А путь в царство смерти - это плавание на корабле.

    Слайд 9.

    Стадо бизонов несётся на большой скорости, огромными острыми рогами рассекая воздух. Слышен стук копыт сильных быков, их страшный рёв. На данном рисунке присутствует двухцветное изображение: чёрное и красное. Потому что эти цвета хорошо видны в полумраке пещер, которые освещались только факелами или огнём дымного костра.

    Многие древнейшие рисунки очень загадочные, даже странные и причудливые. В них много непонятного. (Иногда каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости от всей композиции). Изображения схематичные, упрощённые (стилизованы). Иногда лишь точки, полоски, неясные для нас изображения. Мы можем лишь только догадываться о том, что же хотел сказать своим рисунком первобытный художник.

    Хотя здесь понятно, что 2 человека на охоте, они хорошо вооружены.

    Слайд 10.

    Человек в рогатом шлеме едет на двухколёсной телеге (колеснице) запряжённой козлом или лошадью. Перед человеком змея - символ (знак) молнии. (В скандинавской мифологии это Бог Тор в колеснице, а изображение змеи - вспышка молнии).

    Сцена с молящимся человеком - к нему приближается огромная змея.

    Много наскальных рисунков оставили нам древние художники они оставили свой след в истории. Благодаря им мы можем получить живое представление о жизни человека тех далёких времён.

    Нам пора возвращаться. Осмотрев внимательно рисунки внутри пещеры, тушим костёр, берём с собой угольки от костра, нам они пригодятся, осторожно покидаем пещеру.

    Слайд 11.

    Закройте глаза - там было темно, снова откройте - нас встречает яркое солнце. Гасим факелы. Ещё раз оглянемся, посмотрим рисунки на скале и садимся в машину времени. Закрепляем ремни, 5,4,3,2,1! - пуск! Летим домой. Найдите кнопку снижения. Приземлились. Это наш класс и наша парта. Перемещение во времени в доисторические времена завершилось благополучно.

    Физ.мин. Встаньте. Встряхните ногами. Распрямите спинки. Потянитесь к солнышку. Садитесь.

    А вы хотите стать древними художниками?

    На столах у вас лежат листы. Возьмите половинку, положите перед собой. Перед вами угольки. Да-да, те самые, которые мы взяли из костра в пещере. Это натуральный уголь. А я вам положила искусственный, сделанный на фабрике, спрессованный уголь в виде палочек. Это обыкновенная обожжённая берёзовая палочка. Ещё добавила пастельные мелки, а вдруг вам они пригодятся?

    Как вы думаете: откуда древние художники брали красную краску? Знали нужные растения. Брали глину. Прежде чем нанести краску на стену, чтобы она закрепилась, её смешивали с кровью или яйцом, вот и краски.

    Техника работы углём.

    Но как же работали углём древние художники?

    Тренировочные упражнения.

    Делайте вместе со мной.

    1. Концом (краем, торцом) - будет линия.
    2. Плашмя - штрих толще.
    3. Растирание - пальчиком от центра к краю листа (не втирать!)

    Попробуем человечка?! Кружок, огуречик, палочки - готово.

    Повторим приёмы: концом, плашмя, растирание.

    Выбор правильного материала.

    Для работы предстоит выбрать правильный лист. Вы, когда были в пещере, стену трогали руками? Она гладкая, а может быть неровная, шероховатая? Положите перед собой шероховатый белый или тёмный лист, по желанию. Это не просто лист, это стена пещеры (горы, скалы). Вы сейчас будете древними художниками.

    Закройте глаза. Представьте:

    Кто-то нарисует на скале быстрого быка или оленя;

    Кто-то первобытного человека в звериной шкуре у костра;

    А может ваш охотник отправится на охоту с копьём и стрелами?

    Откройте глаза. Представили? Как расположить лист сегодня лучше: вертикально или горизонтально?

    Физ.мин. Подготовим руки: растираем-согреваем, пальчики соединим, кулачками постучим.

    Готовы? Приступайте.

    Практическая работа. с/р.

    Подведение итогов. Экспресс-выставка.

    Что ты изобразил?

    Выберем лучшую работу (обозначить её на доске чем-то - смайликом, сердечком…)

    Рефлексия.

    Вы довольны нашим путешествием в древний мир? Страшно не было? Не устали? Ещё будем путешествовать?