Устное народное творчество. План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока "Устное народное творчество"

Урок литературного чтения

По УМК«Перспектива»

Составитель: Мамонтова Ольга Александровна

Тема: «Устное народное творчество ».

Форма урока: интегрированный урок-путешествие с использованием театрализованных элементов.

Цели:

образовательная:

обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в пословицах; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, танцами;

развивающая:

развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные и артистические способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;

воспитательная:

воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству, воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.

Оборудование: костюмы, выполненные в национальных традициях, платочки, деревянные ложки, трещотки, свирели, утварь русского быта: самовар, баранки, пироги, мед, варенье; домотканые половики, кружевная скатерть, рушники, кашелка с сеном и курицей (игрушка), ИКТ Презентация « Устное народное творчество » с музыкальным сопровождением, карта, буклет, плакат «музыкальные инструменты

Этапы урока с временной раскладкой.

1. Организационный момент - 1 мин.

    Актуализация знаний - 2 мин.

    Самоопределение к деятельности.- 1 мин.

    Работа по теме урока - 15 мин.

    Физкультминутка - 3 мин.

    Продолжение работы по теме урока - 19 мин.

    Подведение итогов урока - 2 мин.

    Рефлексия - 2 мин.

Чаепитие.

Ход урока.

1 . Организационный момент. Слайд 1

Ученица:

Здравствуйте, гости дорогие!

Веселья Вам да радости.

Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

Просим в избу:

Красному гостю, красное место.

Хлеб, да соль Вам! (кланяется)

Учитель:

Чайку откушать, свирельку послушать.

Милости просим к нам на посиделки.

Собрались мы позабавиться да потешиться.

Пошутить, поиграть, посмеяться.

Припасли мы на вас забавушки

На всякий вкус –

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

    Актуализация знаний.

Урок литературного чтения у нас сегодня необычный. И об этом говорит все: и оформление нашего класса, и вы в таких замечательных костюмах. Какой стиль во всем прослеживается? (русский народный)

Даже письмо для нашего класса, которое я получила сегодня, тоже необычное. Послушайте.

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки!

Я- самовар Егор

Из деревни «Фольклор»

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились,

Посылаю карту вам-

Я ее составил сам.

3. Самоопределение к деятельности.

Ребята, название деревни необычное - «Фольклор».

Поднимите руки те, кто уже слышал это слово.

Как вы думаете, что это такое?

Посмотрите на карту. Прочитаем названия пунктов.

Кто догадался как называется тема нашего урока?

Слово “фольклор” английского происхождения. Слайд 2

Это произведения устного народного творчества. Слайд 3

4. Работа по теме урока.

Существует множество жанров УНТ. На уроке мы поговорим о тех, название которых есть на карте. Слайд 4

Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение было удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к истории своего народа.

Отправляемся в гости к самовару Егорке.

Прочитаем в письме, что нас ждет впереди.

Впереди вас ждет река,

Широка и глубока.

Вы по ней плывите,

Да не утоните.

Берега реки называются «пословица» и «поговорка».

«Пословица» . Слайд 5

Пословица - это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом. Например: «Без труда не выловишь рыбку из пруда.»

Ребята объясните смысл пословиц на экране:

- «Как аукнется, так и откликнется»

- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

- «В гостях хорошо, а дома лучше».

Прочитаем в буклете что такое «Поговорка» . Слайд 6

Поговорка- это краткое устойчивое выражение, которое в отличие от пословицы не составляет законченного высказывания. Например: «Когда рак на горе свистнет».

Ребята объясните смысл поговорок на экране:

-«Как белка в колесе»

-«Хранить как зеницу ока»

Слева видите - гора?

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите.

Гора называется «Заклички».

Прочитаем в учебнике на с.110 что такое «Заклички» . Слайд 7

Заклички - это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам: солнышко- колоколнышко, весна - красна. Просят о помощи силы природы.

Прочитаем заклички на с.94 в учебнике.

Гору мы обошли, а за горой-то спит волк. Чтобы сон его стал еще крепче, расскажем ему сказку.

Прочитаем в буклете, что такое «Сказка». Слайд 8

Сказка - жанр русского народного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях.

На экране вы видите названия сказок. Какие из них являются русскими народными?

На какие виды можно разделить сказки? (о животных, волшебные, бытовые)

Сказка «Золотое яичко». Слайд 9

(звучат звуки деревни)

Приложение 1.

Вам понравилось, ребята?

К какому виду можно отнести эту сказку? (бытовая)

5. Физкультминутка. Слайд 10

Полдороги, полпути

Быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнем

И опять вперед пойдем.

Веселись народ, становись в хоровод!

(звучит кадриль)

6. Продолжение работы по теме урока.

А теперь - наискосок,

Через тропочку в лесок.

А в лесочке нас поджидают небылицы, загадки, потешки.

Прочитаем в буклете что такое «Небылицы» Слайд 11

Небылица или перевертыш - это шуточный рассказ о том, чего не бывает на самом деле.

Прочитаем небылицы на с. 97 в учебнике.

Прячутся в этом лесу и загадки.

Прочитаем в буклете что такое «Загадки»

Загадка - фольклорный жанр. В древности была средством испытания мудрости, теперь - народная забава.

Отгадаем загадки этого сказочного леса. Слайд 12-16

Прочитаем в буклете что такое «Потешки» Слайд 17

Потешки - жанр русского народного творчества, исполняется в процессе игры с маленьким ребенком.

Прочитаем потешку в творческой тетради на с. 39.

Путешествие к самовару Егорке продолжается.

Справа- медведь,

Он любит петь,

Громко поет,

Пройти не дает.

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Спойте ему частушек много,

Он уступит вам дорогу. Слайд 18

Дети исполняют частушки. (Приложение 2)

Частушки- фольклорный жанр, короткая песенка юмористического содержания, исполняется в быстром темпе.

Медведю спели -

И вперед скорее.

На пригорке деревушка

Под названием «Фольклор».

Здесь живет и ваш Егор.

Развеселый в ней народ

Песни русские поет.

И вы запевайте,

На свирельках подъиграйте! Слайд 19

Песня - основа культуры русского народа. «Песня -душа народа».

7. Подведение итога урока.

Вот мы и добрались до дома самовара Егора из деревни «Фольклор».

Ребята, во время путешествия мы узнали много нового.

Что такое фольклор? (произведения устного народного творчества.)

Какие жанры фольклора вы запомнили?

Зачем современному человеку нужно знать УНТ?

(чтобы знать культуру своего народа, историю, как люди жили в старину )

Домашнее задание записано в буклетах:

Рабочая тетрадь с. 39-41, выразительное чтение.

8. Рефлексия. Слайд 20

В благодарность за нелегкое путешествие самовар Егор дарит вам изображение матрешки . Но лицо матрешки вы дорисуете сами. А какое оно получится зависит от вашего настроения.

Чаепитие. Слайд 21

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей.

Тары-бары растабары,

Выпьем чай из самовара!

С сухарями!

С кренделями,

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!

Приложение 1

Сказка «Золотое яичко».

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла... Наша курочка -пеструха под окном яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело... Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то непростое, а гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое? В самом деле?! Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар.

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

(раздается стук в дверь)

Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей как назло ненароком принесло.

Дед: Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов.

Баба: (Возвратившись)

В среду в Бондари поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко я продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей:

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую...

До краев набью сундук.

Что ты мелешь небылицы?

Ишь сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не кричи.

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: (кричит) Я хозяин или нет?!

Баба: (с испуга разжимает руки и яйцо падает)

Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось,

все куда-то подевалось.

(дед и баба загоревали)

Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили

И работать, как всегда.

Баба:

И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Только то, видать, надежно,

Что дается нам с трудом.

Открывай старуха дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба:

Эй, сосед!

Забывать друзей не след!

Заходите на часок:

У меня хорош квасок

И варенье, и соленье.

Вместе: Заходите без стеснения!

Приложение 2

Частушки

Запеваем мы частушку

Первую, начальную

Мы хотим развеселить

Публику печальную!

Мы частушек много знаем,
Под разлив гармошечки,
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки.

С неба звездочка упала
Прямо на нос петуху,
А петух наш встрепенулся,
Закричал: "Ку-ка-ре-ку!"

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.

Под веселую гармошку
Сколько лет уже пою:
Восемь лет уже пропела,
Еще больше пропою.

Не ругай меня, мамаша,
Что сметану пролила.
У окошка шёл Серёжка,
Я без памяти была.

Как по саду-огороду

Любит козочка гулять

После этого похода

Урожая не собрать.

Я сидела на печи

Сторожила калачи

А за печкой мышка

Сторожила пышки.

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.

Былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, и многое другое. Устное народное творчество придает яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его.

Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер.

Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике "Сказки моей матушки гусыни", являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же - донести до последующего традиции и обычаи своего народа.

Видео по теме

Полезный совет

Активно используйте устное народное творчество в воспитании и развитии детей. Оно способствует их интеллектуальному, нравственному развитию.

Источники:

  • Фольклор - Россия.
  • Шарль Перро. Доклад о творчестве писателя.

Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола частить или прилагательного частый. Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут. Данный жанр относится к области русского народного творчества.

Инструкция

Относительно появления частушки в мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже 17-18 вв. Ее носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце 19 века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом толковом словаре Владимира Даля слова «частушка» нет. Большинство все же к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная , впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни».

Удивительным образом частушки возникли практически в одно время в разных областях России. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Иногда суть, в звучании или теме слышался в самом названии: саратовские страдания, волжские матанечки, рязанские ихохошки, вятские нескладушки, уральские тараторки и т.д. В разных краях эти песенки называли по-разному – погудка, коротушка, припевка, цыганочка, собирушка, топтушка и т.д., но во всех случаях речь шла именно о частушке.

Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармонь и балалайку. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента.

Структура частушки незатейлива, хотя и не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Можно заметить, что в ней органично сочетаются традиция и новаторство.

Традиция заключается в строго определенном объеме (как правило, 4 строки в частушке обычной, 2 – в страданиях), в наличии цельного набора устоявшихся и ставших привычными зачинов и припевов, неизменность оборотов и образов, рифмование четных строк (редко парная зарифмованность).

Новизну в частушку привносят по-разному в разных уголках России. Каждая частушка несет в себе , секрет. Где-то опускают первую строку зачина, предоставляя «слово» гармони или балалайке. Иные исполнители, напротив, наполняют словами даже проигрыш или музыкальную паузу. Вариантов масса, неожиданности могут всплыть в любое время. Все они имеют право на жизнь, ведь это творчество.

Каким бы несерьезным жанром ни считали частушку иные критики, у нее не отнять двух положительных составляющих:

Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. Частушки – это настроение масс. Они полны живых откликов на происходящие события или отдельные жизненные ситуации. По ним вполне можно проследить историю ;

Частушка несет в себе массу позитива (даже саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).
Известны случаи: в состояниях депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, - выпустит пар. А возможно, так проявляется сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

Частушка – желанный в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Видео по теме

Совет 3: О чем сказка Салтыкова Щедрина "Премудрый пескарь"

Писательское творчество сатирика Салтыкова-Щедрина на всех этапах было направлено на то, чтобы открыть современникам глаза на невежество, тупость, бюрократизм и беззаконие процветающие в России того времени.

Сказки для «детей изрядного возраста»

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для « изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

Источники:

  • Премудрый пискарь

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Устное народное творчество В переводе с английского «народная мудрость, знание»

Найди виды народного творчества заклички прибаутка повесть потешка рассказ пестушка Литературная сказка поговорка считалка басня стихи

о к з л ё н р н о А ф о ч е к к а ш А л ё н у к о н ь у з д е ч к а Е л е а н з о л о т е ы п е р с т е н ь 1 2 3 4 5 6 7 8

Отгадай русские народные сказки

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. - Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко.

Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: - Ох! Медведище меня чуть не задавил! Внучка плачет: - Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! Курочка на печке кудахчет: - Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! А мышка из-под печи пищит: - Котище-то какой усатый! Вот я страху натерпелась!

Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может. - Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение. Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу. - Бери ложку, хозяюшка. Стал кашу есть да похваливать.

Какое там, - отвечал Мороз-Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит, топором машет – только щепки в меня летят. А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул шапку да рукавицы и на снег бросил.

Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают. - Вот это хорошо, - сказал тетерев. – А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

Художники

Виктор Васнецов

Иван Билибин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс

Данный материал предназначен для проведения обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....