Процесс приобщения к культуре ценностям общества. Гуманизация образования - это

Решим несколько заданий на повторение первого блока «Общество».

А1. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом
  2. обществом
  3. системой
  4. очередью

Рассуждаем.

Что такое конгломерат ? Хаотичное скопление лиц. Мы знаем, что в обществе все процессы упорядочены ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, любое явление отражается на других, хаоса в социуме нет. Ответ 1 не верен .

Система ? Мы не видим таких терминов, как институт, элементы, подсистемы, следовательно нет.

Очередь ? Бытовая характеристика, к такому сложному определению не применима. Не правильно.

Итак, методом исключения – ОБЩЕСТВО! Определение корректное, соответственно верный ответ 2 .

А2. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

  1. наукой
  2. искусством
  3. образованием
  4. творчеством

Думаем. Речь идет о духовной сфере.

Наука – создание нового знания, а не приобщения к старым, не подходит!

Искусство – форма эстетического освоения окружающего мира, приобщением к знаниям это назвать сложно. Скорее, это форма творчества, создания нового.

Творчество – это характеристика любой деятельности человека!

А вот ОБРАЗОВАНИЕ подойдет, ведь в школе мы получаем уже открытое до нас и известное знание. Верный ответ 3.

А3. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

Вспомним, что хорошо и полезно для одного общества, плохо для другого. Развитие одной культуры может нарушать традиционный путь другой. Действительно, прогресс – противоречивое явление. А верно .

Условность – похожая характеристика, прогресс легко переходит в регресс. Например, ведущие страны создали свое могущество на ограблении колоний – слабых стран, для которых это закабаление было безусловным регрессом. Итак, Б тоже верно. Ответ 3.

А4. В отличие от природы, общество

  1. является системой
  2. находится в развитии
  3. выступает в качестве творца культуры
  4. развивается по собственным законам

Рассуждаем!

И природа и общество – системы , развивающиеся по своим законам (линейного развития по Марксу, например и эволюции ). Вариант 1 не верен .

Природа также как общество, находится в развитии . Исчезновение одних видов, появление других – характерная черта. Обществу также характерна динамика. Одни институты отмирают (кровная месть), другие появляются (государство). 2 не верно .

Творит культуру ? Да! Только общество создает культуру – это его отличительный признак!

О развитии по собственным законам уже сказано.

Верен вариант 3.

А5. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

Сразу обращаем внимание на маркер ВСЕ . Такие исключающие формулировки, как правило, подсказывают, что вариант не верен (ТОЛЬКО, НИКАКИЕ, НИКОГДА, ЛЮБОЕ). Общество настолько сложное явление, что в нем возможны любые процессы и причины. Также глобальные процессы могут обуславливаться и глобальными проблемами, техническим развитием. А не верно!

Формулировка Б корректна, действительно, интернет (средство массовой коммуникации) позволяет общаться с людьми на другом конце света, соединяет мир.

Верный ответ 2.

Таким образом, мы коротко повторили первый блок «Общество»!.

Обществознание, 10 класс

ответы

  1. Выберите правильный ответ и впишите его в таблицу в конце блока заданий

  1. создание славянской азбуки
  2. подсечно-огневое земледелие восточных славян
  3. сбор дани князем с подвластных племен
  4. написание свода законов «Русская правда»
  1. Для традиционного общества характерно

  1. длительное существование общины
  2. широкое участие народа в общественной жизни
  3. занятие основной массы населения в сфере услуг
  4. признание в качестве главной ценности прав и свобод личности.
  1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

  1. наукой
  2. искусством
  3. образованием
  4. творчеством
  1. Для художественного творчества обязательно(-а)

  1. стремление к точному отражению действительности
  2. простота формы произведения
  3. работа в творческом коллективе
  4. использование образно-символических средств
  1. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

  1. экономической
  2. социальной
  3. политической
  4. духовной
  1. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

  1. формирование рыночной экономики
  2. ограничением социальной мобильности
  3. расширение возможностей массовой коммуникации
  4. организация массового промышленного производства.
  1. Процесс гуманизации образования предполагает

  1. соблюдение Устава школы
  2. обязательное основное образование
  3. учет потребностей и интересов учащихся
  4. обучение в две смены
  1. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

  1. обнаружение ранее неизвестной древней летописи
  2. дебаты кандидатов в президенты страны
  3. захоронение радиоактивных отходов
  4. реформа календаря.
  1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

  1. разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
  2. формирование кастовой системы в Древней Индии
  3. строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
  4. создание Иваном Грозным в 1550 году нового Судебника
  1. При переходе от традиционного общества к индустриальному

  1. личность стала подчиняться общине
  2. выросла социальная мобильность
  3. возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
  4. усилилось внеэкономическое принуждение к труду.
  1. Закон РФ «Об образовании» предусматривает

  1. обязательное получение образования без посещения школы
  2. обязательное получение основного общего образования
  3. получение профессионального образования в основной школе
  4. завершение образования в начальной школе
  1. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют:

  1. социальной стратификацией;
  2. общественной мобильностью;
  3. социальной революцией;
  4. общественным прогрессом.
  1. В стране установился тоталитарный режим, о чем свидетельствует следующее:

  1. существует монополия на власть одной политической партии;
  2. граждане обязаны подчиняться законам;
  3. государство не вмешивается в дела гражданского общества;

4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной

основе.

  1. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется:

  1. прогрессом;
  2. революцией;
  3. регрессом;
  4. эволюцией.
  1. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»:

  1. самообразование;
  2. самопознание;
  3. самовыражение;
  4. самолюбие.

Ответы:

Номер

Ответ

Баллы

Номер

Ответ

Баллы

максимум

  1. Определите понятия

  • ассимиляция – растворение малой культурной группы, например, племени, (или отдельного человека) в более крупной группе, относящейся к другой культуре в результате восприятия малой группой доминирующих культурных традиций. Может быть добровольной и принудительной.
  • менталитет – образ, способ мышления личности, склад ума, мировосприятие.
  • идеализм – одно из основных направлений в философии, сторонники которого считают исходной, первичной субстанцией дух, сознание, идею.
  • нигилизм – учение, центральным постулатом которого является отрицание общепринятых традиций, норм, правил, авторитетов.
  • девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте.
  • политическая система – упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций общества.
  • ВВП – валовой внутренний продукт – обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах.
  • юридическая ответственность – применение к правонарушителям санкций норм права. В субъективном смысле – возлагаемая на правонарушителя обязанность претерпеть неблагоприятные последствия нарушения нормы права.

По два балла за каждое верное определение. Первый балл – за суть, второй за пояснение (относительно контекста использования, разности точек зрения и т.п.).

Два балла сразу за развернутое определение.

Максимум 16 баллов.

  1. Выберите правильный вариант ответа и впишите его в таблицу в конце блока заданий

  1. Верны ли следующие суждения:

А. Уголовное право есть институт права.

Б. Семейное право есть отрасль права.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения:

А. Публичное право охраняет общие интересы государства.

Б. Частное право направлено на удовлетворение и защиту интересов отдельных лиц.

1) верно только А 3) верны оба суждения

  1. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А.Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б.Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б.Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о разделении труда?

А.Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей.

Б.Конкуренция способствует устранению разделения труда.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А.Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б.Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о международном праве?

А.Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б.Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого-либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения?

A. Члены Совета Федерации не могут быть одновременно депутатами Государственной думы.

Б. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России относится к ведению Совета Федерации Федерального собрания РФ.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответы:

Номер

Ответ

Баллы

Номер

Ответ

Баллы

Максимум 16 баллов.

  1. Заполните пропуски в схеме

Государство

Теории происхождения

Функции

Внутренние

Внешние

Межд. сотрудничество

внешнеполитическое

политическая

экономическая

идеологическая

социальная

марксистская (классовая)

патриархальная

насилия

общественного договора

теологическая

внешнеэкономическое

Оборона

По два балла за пропуск, максимум 14 баллов .

  1. Задача по праву

Отмечая день рождения ученика 10-го класса, ребята примерно в 23:30 продолжили танцы во дворе дома, где проживал именинник. Шум и громкая музыка разбудили жильцов, которые неоднократно требовали прекратить танцы, но подростки не реагировали на замечания, пока не появились работники милиции. Какое правонарушение совершили подростки? Какая отрасль права регулирует привлечение к ответственности за совершение такого деяния? Могут ли 10-классники быть привлечены к ответственности?

Ответ:

«Нарушение тишины и покоя граждан» (2 балла), федеральные законы административную ответственность за это правонарушение не предусматривают, поэтому этот состав включается в законы субъектов. Отрасль - административное право (2 балла). Возможность привлечения к административной ответственности зависит от возраста: да, если им исполнилось 16 лет (2 балла), иначе ответственность может быть возложена на их родителей или иных законных представителей (2 балла).

Максимум 8 баллов.

  1. Проанализируйте следующий источник

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли её членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

(А.Г. Спиркин)

1. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других словосочетания, которыми автор характеризует общество как систему.

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счете лежит человеческий труд».

1.Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

Баллы

1. «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа».

2. «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.»

по 2 балла за каждое, максимум 4

2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система

2) целостная система

3) самоорганизованная система

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основания аргументы.

по 2 балла за каждое, максимум 6

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счете лежит труд».

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения: в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определенная социальная организация;

5) формируются духовные институты.

Возможны другие объяснения

по два балла за каждое, максимум 6

Максимум: 4+6+6+6=22 балла

«Итоговая работа по обществознанию за курс 7 класса 1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, ...»

Итоговая работа по обществознанию за курс 7 класса

1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

2)искусством

3)образованием

4)творчеством

2.“Золотое правило морали” провозглашает принцип:

1)разумного эгоизма

2)живи сам - давай жить другим

3)поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой

4)поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как1)индивида2)личность3)ученика4) товарища

4 Свобода человека:

А) ограничена правами других людей

Б) в возможности делать всё, что не приносит вреда другому человеку

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

1)14 лет 2)18 лет 3)16 лет 4)20 лет

6. Личность - это

1)неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств

2)индивидуальные черты человека

3)цвет нации

4)набор способностей

7. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?1) пассажиры2) демократы3) горожане4) инженеры



8. Минимальный возраст для устройства на работу без особого разрешения родителей:

9. Соотнеси понятие и определениеа) аффект 1) отражение общего состояния переживания человекаб) эмоции 2) бурная, кратковременная эмоциональная реакцияв) чувства 3) особая форма отражения психикой окружающего мираг) настроение 4) отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям

___________________________________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 10-12

Конвенция о правах ребенка

Государства-участники настоящей Конвенции… согласились о нижеследующем:

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка

А 5. Общество как группу людей, объединившихся для совместной деятельности, можно определить как 1) феодальное 2) индустриальное 3) традиционное

4) дворянское

А6. Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) строительство пирамид в Древнем Египте

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем

4) загрязнение вод Мирового океана

А7. И общество, и природа

1) являются динамическими системами

2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей

3) развиваются независимо от сознания людей

4) носят характер закрытых систем

A8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством

Общество=))))) Помогите! 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль».

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.

3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) бестселлер
Б) компьютерная игра
В) анекдоты
Г) концерт классической музыки
Д) праздник урожая
Е) эпические сказания

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) народная
2) массовая
3) элитарная
4) экранная

4. Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_____(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,________(Б) как о врожденных потребностях человека.
В науке под познанием понимается особая_______
(В), в результате которой люди приобретают знания о различ¬ных объектах.
Познание представляет собой
(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания дей-ствительность воспроизводится в сознании людей.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска
________(Д), а его результат именуют знанием. Знание
- получивший подтверждение и обоснование________ (Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) потребность
2) истина
3) познавательный инстинкт
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) идеальные образы
8) объективность
9) субъект
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В дан¬ной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Работа с текстом

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постояннаясоставляющая. Она в конечном счёте и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдонаучном знании и т.п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение0 и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Знание миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире.

какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения?

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ОТВЕТИТЬ НА 2 ВОПРОСА В КОНЦЕ

Узнаем ли мы собаку потому, что сначала увидели ее шерсть,
четыре ноги, глаза, уши и пр., или мы узнаем эти части потому, что
сначала увидели собаку? Эта проблема - начинается ли распознавание с
частей паттерна (целостной «картинки»), которое служит только
основанием для распознавания целого («снизу вверх»), или же оно
начинается с выдвижения гипотезы о целом, которая позволяет его
идентифицировать, а потом опознаем его составные части («сверху
вниз») - называется «аналитический парадокс».

Некоторые теоретики... предположили, что при определенных
обстоятельствах опознание частей и целого может происходить
одновременно в направлении снизу вверх и сверху вниз...

В различных контекстах мы ожидаем увидеть определенные объекты.
В кабинете врача мы обнаруживаем стетоскоп, на кухне - столовое
серебро, в офисе - пишущую машинку, а на улице - пожарный кран. Похоже,
что такое «знание о мире» каким-то образом облегчает идентификацию
объектов в знакомых контекстах и мешает их идентификации в неподходящих
контекстах...

Одна из гипотез о том, как распознаются паттерны и формы,
называется «сравнение с эталоном»... Согласно такому представлению о
распознавании в процессе приобретения жизненного опыта, у нас
образуется огромное количество эталонов, каждый из которых связан с
некоторым значением. Так, зрительное опознание, например,
геометрической фигуры происходит следующим образом: световая энергия,
исходящая от этой фигуры, воздействует на сетчатку глаза и преобразуется
в нервную энергию, которая передается в мозг. Осуществляется поиск
среди имеющихся эталонов. Если находится эталон, который соответствует
нервному паттерну, человек опознает этот паттерн. После сопоставления
объекта с его эталоном может происходить дальнейшая обработка
информации и интерпретация объекта.
1)В чем суть аналитического парадокса? 2) Попробуйте изобразить отдельные части человеческого лица. Легко ли
они распознаются, если мы соотносим их с целым - лицом? Какую мысль
фрагмента иллюстрирует этот пример?