Проблема памяти вов аргументы из литературы. Память о ВОВ (Аргументы ЕГЭ)



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. воспитание чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войны;
  2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
  3. развитие умения анализировать незнакомое литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Поле Куликово, Бородино, Курская дуга… Русская земля, политая кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.

  • Чем этот год знаменателен для нашей страны?

Да, со времени окончания Великой Отечественной войны прошло 65 лет. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней? Василь Быков: «Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах». Владимир Высоцкий:

И когда огрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девочки сменят шинели на платьица,
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной.

Да, сделали всё, что могли, мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый был ранен, контужен,
А каждый четвёртый – убит.
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт, – говорит от имени фронтовиков поэт Борис Слуцкий.

Прошу задуматься над последней строкой этого стихотворения: И лично не будет забыт, которая перекликается с широко известными словами Р. Рождественского: Никто не забыт, и ничто не забыто.

Так ли это?

II. Постановка проблемного вопроса.

Да, мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…» Да и мы с вами каждый год приходим в наш поселковый сквер к обелиску в честь сосьвинцев-участников Великой Отечественной войны, ежегодно участвуем в Вахте памяти у себя в посёлке и на посту № 1 в г. Екатеринбурге. У нас в школе есть Музей Боевой славы.

Значит, мы можем сказать, что, да, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе?

Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.

Что значит помнить? Как надо помнить?

Обратимся к эпиграфу к уроку. Это слова Р. Рождественского из его поэмы «Реквием»:

Это – нужно не мёртвым!
Это – надо живым!

Надо ли нам, живущим через 65 лет после Великой Победы, помнить о тех годах?

А помогут нам в этом разобраться наши современники: поэт Андрей Вознесенский и писатель Борис Васильев. Их произведения: поэма «Ров» и рассказ «Экспонат №…» посвящены теме памяти.

III. ИОЗ – сообщение о писателях (Наташа Н. и Ренат Н.)

IV.Беседа по поэме А. Вознесенского «Ров».

Наташа Н.сказала, что читать произведения А.Вознесенского непросто, у него оригинальная манера письма. Почувствовали ли вы это? Поэма ли то, что вы прочитали? Что пишет об этом сам поэт? («Поэма ли то, что я пишу? Цикл стихотворений? Вот уж это менее всего меня занимает…»)

    А занимает его совсем другой вопрос. И не просто занимает, а не даёт сил молчать. Он мог только кричать. И это поэма – крик, поэма – боль, поэма – обвинение, возмущённое чувство поэта.

    Что же так взволновало поэта, что послужило поводом для написания поэмы «Ров»? (ответы учащихся).

    Поэта потряс этот случай. И заставил задуматься о многом. Прочитайте строки, которые передают возмущение поэта.

    Какое название даёт Андрей Вознесенский этой болезни? Как называет людей, творящих зло?
    (ИОЗ – словарная работа – толкование слова «алчь», Наташа Ю.)
    Поэт пытается добраться до причин, до глубинных корней этой болезни. Свою задачу он видит в следующем: «Чем больше я соберу зла на страницы, – уверяет он, – тем меньше его останется в жизни».

    В чём видит поэт причину совершаемого святотатства? Уголовный или духовный процесс – главное для него? (глава «Грех»)

    Узнанное и увиденное там, под Симферополем, заставляет поэта по-новому посмотреть на всё происходящее, сильнее ощутить всю тяжесть ответственности за окружающее. Так появляется в поэме глава «Озеро».

    В чём её смысловая нагрузка? Как она связана с основными событиями поэмы?
    Окружающая среда страшна,
    Экология духа страшней! (гл. «Вступление»)
    т.о., главное для поэта – экология духа, а не природы. Поэт делает вывод: главная причина преступности – в бездуховности людей, в отсутствии серьёзной умственной работы, работы души, в забвении нравственных принципов.

    Но ведь есть же настоящие люди, те, кто не винит во всех грехах время, а берёт ответственность на себя! Это видно из глав, посвящённых Чернобылю: «Человек»и «Больница». Здесь речь идёт о настоящих героях, кто проявил мужество, героизм, лучшие человеческие качества во время …

    Рефреном звучат слова поэта: «Потому что он – человек!»
    Многие из этих людей умрут. Но это ещё вопрос: кто из них мертвее? Новорылы, выкапывающие трупы под Симферополем, – сами мертвецы. Духовно, нравственно, а не физически разложившиеся.

    И идёт вечный спор, вечный бой между добром и злом, светом и тьмой, между живыми и мёртвыми. (выразительное чтение гл. «Схватка»)

    В этом главный смысл поэмы, то, ради чего она написана. Даже сквозь самые чёрные картины, сквозь настроение безысходности, тягостной гадливости просвечивает в поэме светлое, чистое чувство надежды. Поэт надеется, что исчезнет само понятие «алчь» (гл. «Эпилог»)

    Каким мы представляем самого поэта, его гражданскую позицию?

    Итак, А. Вознесенский поведал нам о невероятном, потрясающем, из ряда вон выходящем случае. А в рассказе Б. Васильева «Экспонат №…» речь идёт о более обыденных вещах, которые могут случиться и с нами.

V. Беседа по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №…» .

Судя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель благоговейно относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память. Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Такой Музей есть и в нашей школе. Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…

  • Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён?

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите о жизни московской коммуналки в годы войны.
  2. Чем были для Анны Федотовны письма её сына7 чем отличались письма от похоронки?
    • Анализ эпизода «У телевизора» (по плану).
    • Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Дементьева «Баллада о матери».
  3. Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.
  4. Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем?
  5. Как писатель смог показать несоизмеримость горя и памяти матери с очередным мероприятием, проводимым в школе?
  6. Чему учит повесть Бориса Васильева? Как надо помнить?

Таким образом, мы убедились, что с проблемой памяти о войне не всё так просто. И если в начале урока мы назвали факты, свидетельствующие о том, что наш народ чтит ветеранов, помнит о них, то сейчас попробуем перечислить негативные моменты в нашем отношении к ним. («новорылы» раскапывают рвы, где погребены расстрелянные; в местностях, оккупированных во время войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов; на Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя; боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках; некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня… Да и о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники).

Можно ли не думать об этом? Не озаботиться этим? Главной проблемой нашего общества является не экономическая, не общественно-политическая, не экологическая проблемы, а проблема нравственная. Духовная нищета, умервщлённая совесть, сердце, глухое к чужой боли,- вот причина многих наших бед. Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших – плачьте о потерявших душу и совесть». Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.

Тема памяти в современной литературе очень многогранна. Она затрагивает многие нравственные проблемы. Это проблема забвения корней своих предков, проблема потери доброты, сердечности, совести и т. д. вот почему вновь и вновь поднимают эти проблемы современные писатели на страницах своих произведений.

А помните ли вы? Знаете ли вы о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне?

VI. Выступления Алёны У. и Алексея К. о своих родственниках, погибших в годы Великой Отечественной войны.

VII. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).

Тему урока мы обозначили строчкой из стихотворения А.Т. Твардовского: «Боль взывает к людям». Кто напомнит всё четверостишие?

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!

(звучит грамзапись песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам»)

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить?»

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

В данном материале мы акцентировали внимание читателя на основных проблемах, поднимаемых в текстах на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, иллюстрирующие данные проблемы, находятся под соответствующими заголовками. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.

  1. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» автор затрагивает очень важную для всего общества проблему сохранения природного наследия. Писатель отмечает, что без знания прошлого невозможно построить достойного будущего. Природа - это тоже память, наша история. Так, гибель острова Матёра и одноименной маленькой деревушки стали причиной утраты памяти о прекрасных днях жизни в этой местности, ее прежних жителях… К сожалению, лишь старшее поколение, например, главная героиня Дарья Пинигина, понимали, Матёра — не просто остров, это связь с прошлым, памятью предков. Когда Матёра скрылась под водами бушующей Ангары, и последний житель покинул это место, память умерла.
  2. История героев научно-фантастического рассказа американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» также является подтверждением того, что природа — часть нашей общей истории. Природа, время и память - все эти понятия сплетаются воедино, и это подчеркивает писатель-фантаст. Смерть маленького существа, бабочки, стала причиной гибели будущего всего мира. Вмешательство в жизнь дикой природы доисторического прошлого обошлось очень дорого жителям планеты Земля. Таким образом, проблема сохранения природного наследия в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром» поднимается для того, чтобы люди задумались о ценности окружающей среды, потому что она неразрывно связана с историей человечества.

Сохранение культурного наследия

  1. В книге советского и российского филолога и культуролога Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» раскрывается проблема сохранения культурного наследия. Автор заставляет своих читателей задуматься о том, что значат для человека памятники культуры. Доктор филологических наук напоминает нам, что, в отличие от природных объектов, архитектурные сооружения не способны к самовосстановлению. Он призывает всех принимать активное участие по сохранению памяти, застывшей в глине и гипсе. По его мнению, никто не должен отвергать культуру прошлого, поскольку она является фундаментом нашего будущего. Это утверждение должно убедить каждого неравнодушного человека попытаться разрешить проблему сохранения культурного наследия, поставленную Д.С. Лихачевым.
  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» один из главных героев, Павел Петрович Кирсанов, уверен в том, что культура незаменима в жизни людей. Автор пытается донести через этого героя мысль о важности культурного наследия не только нигилисту Евгению Базарову, но и всем читателям. Без целебного влияния искусства Евгений, например, не смог понять себя и вовремя осознать, что он – романтик, и тоже нуждается в тепле и ласке. Именно духовная сфера помогает нам познать самих себя, поэтому мы не можем ее отрицать. Музыка, изобразительное искусство, литература делают человека благородным, нравственно красивым, поэтому необходимо заботиться о сохранении памятников культуры.

Проблема памяти в семейных отношениях

  1. В рассказе К.Н. Паустовского «Телеграмма» Настя долгие годы забывала о своей матери, не приезжала, не навещала. Она оправдывалась каждодневной занятостью, но никакие дела не сравнятся по важности с родной матерью. История главной героини дается автором в назидание читателю: забота и любовь родителей не должны забываться детьми, потому что однажды станет поздно отплатить им тем же. Так случилось и с Настей. Лишь после смерти матери девушка поняла, что очень мало времени уделила той, что оберегала ее сон у детской кроватки.
  2. Слова родителей, их наставления порой запоминаются детям на долгие годы и даже на всю жизнь. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , Петр Гринев, очень четко уяснил для себя простую истину отца «береги честь смолоду». Благодаря родителям и их наставлениям, герой никогда не сдавался, никого не обвинял в своих проблемах, с честью и достоинством принимал поражения, если того требовала жизнь. Память о родителях была чем-то сакральным для Петра Гринева. Он уважал их мнение, старался оправдать доверие к себе, впоследствии это помогло ему стать счастливым и свободным.

Проблема исторической памяти

  1. В романе Б. Л. Васильева «В списках не значился» главный герой еще не успел отметиться на боевом посту, как началась кровопролитная Вторая Мировая Война. Он вложил все молодые силы в защиту Брестской крепости, в ходе которой погибли все. Даже оставшись в одиночестве, он не переставал наводить ужас на оккупантов своими ночными вылазками. Когда Плужникова поймали, враги отдали ему честь, так как советский солдат поразил их своей отвагой. Но название романа говорит нам о том, что множество таких безымянных героев утеряны в сутолоке дней, когда их просто не успели внести в очередной список. Но сколько они, неузнанные и забытые, сделали для нас? Для того чтобы мы хотя бы это сохранили в нашей памяти, автор посвятил подвигу Николая Плужникова целое произведение, ставшее тем самым памятником боевой славы на братской могиле.
  2. В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» описывается общество, отрицающее свою историю. Как мы видим, их идеальная, не омраченная воспоминаниями жизнь стала лишь приторным и бессмысленным подобием настоящей жизни. У них не осталось чувств и эмоций, семьи и брака, дружбы и других ценностей, определяющих личность. Все новые люди – пустышки, существующие по законам рефлексов и инстинктов, примитивные создания. На их фоне выгодно выделяется Дикарь, чье воспитание было построено на связи с достижениями и поражениями прошлых эпох. Именно поэтому его индивидуальность неоспорима. Только историческая память, выражающаяся в преемственности поколений, позволяет нам развиваться гармонично.

Сочинение «Память о войне» ученицы 7 класса средней школы №7

Арбит Анны.


Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает к людям.

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

А. Твардовский

9 мая... День Победы – праздник, ставший всенародным, потому что нет в нашей стране такой семьи, которой не коснулась бы своим черным крылом самая страшная из войн - Великая Отечественная! В этот день под звуки духового оркестра на площадь перед памятником выйдут те, кому мы обязаны своей жизнью, мирным небом над головой. А дальше будут звучать в их честь стихи, песни. Но нет, по-моему, таких слов, какими можно передать свою благодарность старым седым воинам, для которых война стала новой точкой отсчета, по которой привыкли они выверять смысл и цену своих поступков.

Война ─ это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены ─ мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь войну, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн. И живы еще люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным и горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности.

Нам повезло, мы живём в относительно мирное время, и за это - низкий поклон всем тем, кто сражался за освобождение нашей страны от фашистских захватчиков: в тылу и на фронте люди не жалели своих сил и жизни, «просто был выбор у каждого: я или Родина». И люди выбирали Родину, чтобы было будущее у детей и внуков, чтоб не исчезла русская земля. Благодаря именно такому истинному патриотизму мы есть.

О страшной народной беде написано много произведений, газетных статей, поставлено фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы очевидцев.

Многие из героев, на плечи которых легли тяжелейшие испытания, принадлежали к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. Юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти, сталкиваясь с бесчеловечными и жестокими силами фашизма.

В нашем городе живет человек удивительной судьбы. Его зовут Шульгин Владимир Михайлович. В 1941 году он добровольно ушел на фронт. Его часть обороняла знаменитую Дорогу Жизни, которая проходила по льду Ладожского озера. По ней в осажденный Ленинград везли на машинах продукты и оружие. Бойцам приходилось очень трудно. Ни днем, ни ночью нельзя было выйти из окопа. И спали, и ели на посту. Вражеские атаки с воздуха не давали передышки. Однажды ночью в окопе оказался чуть живой мальчишка. Бойцы подобрали его, накормили. Владимир Михайлович провожал его домой, прикрывая собой во время бомбежки. На память подарил ему свой ремень и весь солдатский продовольственный паек, который выдавали только бойцам. А кормили их не лучше, чем блокадников, и они всегда ходили голодные.

В один из дней, когда фашисты особо лютовали, огонь был шквальным, и снаряд угодил в окоп, в то место, где как раз находился Владимир Михайлович. Засыпало всех, были слышны крики и стоны. Владимир Михайлович пришел в себя, когда через поле, по которому стреляли, его тащила юная, маленького роста медсестра. Тащила и уговаривала потерпеть.

Владимир Михайлович был ранен множеством осколков. Военный хирург долго боролся за жизнь бойца. Владимир Михайлович выжил, а вот ноги… они еле передвигаются. Каждый шаг дается с болью. После госпиталя его демобилизовали. До сих пор сияют на парадном пиджаке солдата медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». После войны Владимир Михайлович работал в школе учителем истории в Казахстане. После смерти жены его, уже старенького и больного, забрала к себе родная сестра, и теперь он живет здесь, в городе Киржаче. Владимир Михайлович – удивительно добрый и скромный человек. Он не любит много говорить о себе, не любит быть в центре внимания. Он утверждает: «Я не сделал ничего особенного, просто воевал и защищал Родину так же, как все». А награды говорят о мужестве и доблести солдата.

Это о таких защитниках Родины сказал когда-то знаменитый адмирал Ушаков: «Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех – защитник Родины…»

Люди военного поколения ─ особые люди. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Высота человеческого подвига определяется силой любви в жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. Мы никогда не забудем погибших в войне, мы всегда будем помнить тех, кто жертвовал собой, спасая и защищая Родину.

Скоро 9 мая. А это значит, что уже в 65 раз прозвучит над Красной площадью салют. Уже 65 лет русский народ празднует великий праздник - День Победы! Жаль только, что участников сражений, ветеранов Великой Отечественной войны, остаётся всё меньше и меньше. К сожалению, скоро уйдут из жизни настоящие герои, которые и героями-то себя не считают, и, как Василий Тёркин, говорят о своих подвигах как-то вскользь, между прочим, мол, «бывало всяко». А что кроется под этим «всяко» - страшно представить! Смерть товарищей, потеря близких людей в результате бомбёжек и пленения, первый выстрел в человека… И хочется сказать огромное спасибо и поклониться до земли людям, которые дали нам шанс – просто жить. И я возьму на себя смелость сказать, что многие из нас, молодых, не утратили любовь к Родине и благодарны солдатам Великой Отечественной войны. А еще я хочу, чтобы каждый из нас хоть изредка задумывался, использует ли он этот шанс в полной мере, чтобы когда-нибудь, оглянувшись, посмотреть на прожитую жизнь и с чистой совестью сказать вам, людям, защитившим нашу Родину, что все сделанное вами не пропало даром и никогда не будет забыто, потому что «есть память, которой не будет конца»!

И пусть умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне,
И человечеству всему,
Покой и счастье мирных дней.
Ты встань и поклонись ему.
И в это мирное время века
Я готова бить в тот набат:
«Люди, подло забыть человека,
имя которого - русский солдат!»

Война - самое страшное, самое жуткое слово, какое только есть в мире. От одного его произношения бегут мурашки по коже и становится не по себе.

Войны уносят тысячи жизней. Разрушают все вокруг. Приносят голод. Читая о прошлых войнах, мы понимаем как много для нас сделали люди, стоявшие за нас не на жизнь, а на смерть. Их никто не спросил, хотят ли они воевать. Их поставили перед фактом, вынудили. И, положив все свои силы - они одержали победу.

В наши дни осталось очень мало ветеранов. Однажды, нас с ребятами посчастливилось посетить одного ветерана. Мы ходили к нему в рамках школьной программы. В нашем городе он остался единственным.

Это был мужчина. Можно сказать - дедушка. Он встретил нас приветливо, заулыбался. В тот момент я уже чуть не расплакалась. А когда он рассказал о том, что у него есть только сестра, которая вообще живет в другой стране и о том, что жена умерла несколько лет назад, я не сдержалась. Знаете, уровень жизни этого дедушки хуже, чем у многих из нас. И это неправильно. Люди, отстоявшие наше настоящее, должны жить счастливо и ни в чем не нуждаться. А у нашего ветерана даже воды в доме нет. Ему приходится идти к колодцу, и ведрами набирать ее. Потом тащить в дом.

Пожилому человеку, которому нужна помощь - никто помочь не может. Разве это справедливо?

Он рассказал много интересного и пугающего одновременно. В книгах по истории такого не найдешь. Придя домой, каждый из нас был под впечатлением. Мы по другому взглянули на войну, на людей, прошедших через нее. И вот что я хочу сказать. Мы должны помнить и почитать всех тех, кому пришлось узнать что это такое. Мы должны отдавать им свое уважение. Мы должны помогать и говорить спасибо каждый день за то, что у нас есть будущее. Что мы видим синее небо над головой, и не черное от дыма.

Память о совершенных подвигах должна жить всегда. Люди просто обязаны проносить ее сквозь поколения, не упуская ничего. Ведь каждое слово, каждое действие несет неимоверную важность. Им смелость достойна увековечения. Памятные места не должны быть забыты!

Мы должны помнить всех героев, которые спасли нас. Нашу страну. Наши жизни.

Сочинение 2

Кто из людей не вздрагивает, услышав слово «война»? Не зря моя бабушка была согласна на все – только бы не было войны, о которой она много узнала из рассказов ее бабушки. Любая война, даже современная, с ее «точечными» ударами - это страдания, кровь и смерть. Что же говорить о нашей самой страшной боли и самой большой радости – Великой Отечественной войне. Радость конечно принесла Победа. Но до нее надо было еще дожить, как на фронте, так и в тылу. Пот, кровь, смерть и надежда – вот квинтэссенция войны.

Мой прапрадедушка ушел на фронт с московским ополчением и пропал без вести под Вязьмой. Как я сейчас узнал, у него была «броня» - так называется отсрочка от военной службы. Яков Емельянович был профессиональным хлебопеком и нужен был в тылу, а он снял эту «бронь» и ушел на фронт. Плохо вооруженные и неумелые ополченцы гибли, но задержали немцев, рвущихся к Москве. Ценой своей жизни и многолетних страданий их родных. Его жена Анна Ивановна ждала его двадцать пять лет. Она надеялась, что он не убит, а в плену или в инвалидном доме. Надеялась, ждала и воспитывала пятерых детей. Ждала и надеялась.

В пояс надо поклониться людям, придумавшим и организовавшим акцию «Бессмертный полк». Это настоящая память о войне, а не излишне бодрая пропагандистская ее имитация. Я со всей семьей и портретом прапрадеда уже два раза 9 мая участвовал в шествии маленькой частички этого «полка». Я видел искреннюю печаль и заинтересованность людей, несущих портреты своих родственников-фронтовиков. Они помнят их. Помнят их подвиг, печалятся и одновременно наполнены гордостью за них – защитников своего Отечества. Пока будет жива идея и практика этого народного движения – будет жива и память о войне.

Часто произносятся призывы прекратить бередить прошлое и думать только о дне сегодняшнем. Мол скоро и в живых то никого не останется, даже рожденных во время войны, а не только ее прошедших. Но память о войне нужна еще и потому, что – это нужно не мертвым, это нужно живым. Что бы кто-то не смог вновь попытаться реализовать свои бредовые идеи, развязав глобальную войну.

Память о войне (3 вариант)

Любое событие так или иначе сохраняется в памяти многих людей, оставляя в ней своеобразный след, который состоит из образов, примерных очертаний, и конечно же чувств, которые человек испытывал во время того события. Память об этом событии может передаваться из поколения в поколения, а может попросту остаться забытой и никому не нужной информацией, однако так случается далеко не всегда, как например, случается с плохими воспоминаниями, и, к сожалению плохое запоминается намного лучше, чем, что либо ещё.

Примером послужит любая война. Война сама по себе это ужасное событие, которое всегда приводит к цепочке огромных смертей, разрухи, и горя. Война это событие, которое навсегда отражается в умах многих поколений, так как память о войне несёт в себе также направляющий посыл. Ведь если человек помнит о войне, помнит о том, какие ужасы она принесла на мирную землю, то он постарается никогда больше не допустить войны, и сделает всё, дабы больше войны не существовало, в этом и есть плюс памяти об ужасных событиях – они заставляют помнить то, что такое ни в коем случае нельзя повторять.

Война также отражается на многих других вещах, не только на самих людях. Война это процесс охваченный ужасом, процесс который навсегда оставит след на земле, которая по несчастью стала свидетелем кровопролития. На этой земле навсегда останутся памятнике войне, братские могилы, кратеры от бомб, выдранные клочки земли от взрывов. Ничто не сможет стереть это событие из истории. Но это не плохо, ведь следующие поколения будут помнить это, помнить о подвигах, которые совершали до них, это будет мотивировать их идти дальше, создавать мир, где больше нет войны и боли, где нет жестокости, и где нет кровопролития, они будут создавать лучший мир, помня о старом ужасном.

В заключение можно сказать, что любая память важна. Любые, воспоминая, любое событие, которое, так или иначе, оставило свой след в истории имеет огромнейшую ценность, но наиболее ценными воспоминаниями в мировой культуре станут воспоминания о войнах. Потому как война, это самое ужасная вещь придуманная человеком. Воспоминаниях о тех ужасах, которое надо постараться больше не повторять. И потому следующие поколения будут помнить тех, кому довелось участвовать в войне, тех, кто на своём опыте познал все её ужасы и отвратительные вещи, что творились в то, без сомнения страшное, время.

Образ и характеристика Казбича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство

  • Анализ произведения Страдания юного Вертера Гете

    Роман «Страдания юного Вертера» стал одним из самых выдающихся произведений в немецкой литературе. В этом произведении двадцатипятилетний Иоганн Вольфганг фон Гёте описывает несчастную любовь юноши Вертера к девушке Шарлотте.