Смысл названия «На дне. «Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма

Изначально Максим Горький назвал пьесу «Без солнца», среди вариантов были и «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но остановился он на самом подходящем и многозначительном названии – «На дне». Действительно, оно не так прозрачно, как «На дне жизни», потому как здесь рассматривается не только социальное положение героев, но и их душевное состояние.

Действие пьесы происходит в ночлежке, а ее обитатели – воры, бездельники, пьяницы и даже убийцы, те, от которых уже давно отказалось общество. Из них никто, кроме Квашни, торговки пельменями, не имел работы и не желал заниматься трудом. Барон раньше где-то служил, был аристократом, но проворовался и угодил в тюрьму. Сатин, защищая сестру, убил ее мужа. Настя – большая выдумщица, рассказывающая нелепые истории о своих возлюбленных. Актера выгнали из театра за пьянство.

Бубнов владел красильной мастерской, но, побоявшись того, что может убить жену и ее любовника, ушел, оставив им все свое имущество. Слесарь Клещ сидит без работы и винит в своем жалком положении жену, которую сам довел до смерти вечными побоями и пьянством. Все эти люди когда-то что-то имели, но из-за слабости или пороков не смогли удержать это, и оказались на «дне».

Но, несмотря на нищету, тесноту и удушающую атмосферу равнодушие к другим, каждый из ночлежников о чем-то мечтает. Настя, читая любовные романы, с трепетом ждет своего принца, который приведет ее в другую, чистую жизнь. Актер как-то признается, что ему тяжело обходиться без имени, будто нет его вовсе. Он оправдывает свой образ жизни «болезнью», отравлением алкоголем, но продолжает мечтать о сцене и только думает о том, как найдет лечебницу, но за поиски не принялся.

Клещ уверен, что его жизнь вот-вот изменится в лучшую сторону, как только он освободится от жены. Но вот Анны не стало, а желанная свобода не принесла ему ничего, кроме разочарования. Все они хотели вырваться из этой среды, и с приходом Луки у них наконец появилась надежда. Старик каждому дал понять, что их судьба в их руках, стоит только постараться. Да, ночлежники воодушевились возможностью начать все с чистого листа, но, видимо, их равнодушные к своей жизни сердца стали балластом, не дающим подняться с этого «дна». Им так жить удобно, они привыкли жить почти без «кислорода», забыли, что такое сила воли, потому довольствовались неопределенными мечтаниями и ничего не предпринимали.

«Дно» по Горькому значит не столько социальный статус, место пребывания героев, сколько их образ жизни. Всех их будто устраивает положение люмпенов, жалкая и нищая жизнь, душевная пустота и нравственная низость. На дне не виден солнечный свет – там лишь мрак, холод и одиночество. И это – жизнь героев пьесы.

А. М. Горький «На Дне»
Смысл пьесы
Горький о смысле пьесы: « Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.
Пьеса философская, но всё общечеловеческое в ней не отделимо от глубоко жизненного и конкретно исторического. Поэтому важно обратить внимание на социально-бытовое одержание пьесы. На то, что герои ранее знакомые по рассказам Горького, босяки, даны в сниженном плане. Горький увидел и отразил в пьесе не трагедию русских людей, а трагедию русской жизни.
В заглавии автору было важно выделить не место действия, не характер условий, даже не социальное положение, а то чем наполнена душа, что происходит на дне человеческой жизни, на дне человеческой души.

Лука
Внешне Лука никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается серьёзная робота, поэтому предметом исследования в пьесе становятся социальные условия действительности и их отражение сознаниях людей. В каждом из героев Лука видел светлые стороны его личности, все его разговоры направлены на то, чтобы поддержать человека, его веру в лучшее. Поэтому он разговаривает только с теми, кто живёт правдой надежды, с неверующими ему говорить не о чем. Стремясь постичь человеческую природу, Лука делает ряд мудрых наблюдений. Суть этих наблюдений – человек достоин уважения, любви и жалости. Истоки такого отношения к человеку лежат в убеждении Луки, что человек изначально хорош, и лишь социальная неустроенность жизни делает его плохим и несовершенным. Поэтому ночлежники и потянулись к Луке, который добр и искренен с нами и бескорыстен в желании помочь. Он никого не обманывает и никому ни в чём не лжёт. Таким образом Лука выступает идеологом пассивного сознания, а в споре о правде, который возникает между ним и Бубновым, Бароном, Лука утверждает благотворительность утешительной лжи. Притча о праведной земле выражает мысль о том, нельзя человека лишить надежды, пусть и мизерной.

Правда Луки и правда Сатина
Проповедь Луки дала Сатину импульс для возникновения новой жизненной позиции, в основе которой лежит тоже уважение к человеку, но смещены акценты в сторону активного участия человека в жизни. Монолог Сатина – это лишь первый шаг на пути формирования активного сознания человека. Отношение Горького к Луке неоднозначно, в развитии сюжета чувствуется авторский укор Луке, ведь все иллюзии разрушились. С другой стороны автор обвиняет в том, что произошло с людьми не Луку, а самих ночлежников, а тем самым вскрывает одну из основных черт русского национального характера. Недовольство жизни, критическое отношение к ней и неспособность что-то изменить.


Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 г. Весной этого года в Крыму Максим Горький рассказал К. С. Станиславскому содержание задуманной пьесы. «В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больїііе всего берег воротничок от фрачной рубашки- единственное, что связывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу». В 1902 г., когда в России появились предреволюционные настроения, Максим Горький напирал пьесу «На дне», в которой отразил то «брожение в умах», те вопросы, которые вставали перед людьми в непростую пору последних лет царствования династии Романовых. Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен - пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - К неизлечимы». В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречия между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением, между народными массами и самодержавными порядками, которые низводят людей до ничтожной участи бродяг. Осложняется социальный конфликт философски: в произведении сталкиваются гуманизм истинный, активный, борющийся и гуманизм ложный, сострадательный, бездействующий. Горький в одном интервью в 1903 г. так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Изображая «дно», М. Горький показывает общество в миниатюре. Действие происходит в ночлежке Костылевых - в «подвале, похожем на пещеру», под «тяжелыми каменными сводами». Здесь влачат жалкое существование ее обитатели - в прошлом «бывшие» - босяки. Герои пьесы потеряли прошлое. у них нет настоящего. Но иногда «из квадратного окна с правой стороны» в их жизнь попадает луч света, и тогда в мыслях возникает надежда на будущее без угнетения, со свободой и правдой. В Клеще живет эта вера: «Вылезу...кожу сдеру, а вылезу...» Мечтают о другой, новой жизни Наташа с Пеплом; о чистой любви грезит проститутка Настя. А остальные смирились, покорились обстоятельствам и осознали свою ненужность. Но, по сути, все люди погребены здесь заживо. Беспощадно и правдиво рисует М. Горький своих героев, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им. Жалкий трагичный Актер, спившийся и забывший даже свое имя, никому не нужная, страдающая Анна, находящаяся при смерти, равнодушный к себе и другим Бубнов, бывший телеграфист Сатин, умный, но циничный и озлобленный, - все они попали в жизненный тупик. Герои стремятся подняться на поверхность со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед вратами этой тюрьмы, что рождает в них ощущение полной безысходности. И вдруг появляется Лука, который каждому обещает то, чего от него ждут: утешение-Анне, лечебницу от пьянства - Актеру, спасительную Сибирь - Пеплу. Лука распространяет ложь, чтобы поддержать дух несчастных людей, облегчить им несносную жизнь. Он жалеет обитателей ночлежки. Но эта жалость унижает человека, расслабляет его силы, примиряет его с гнусной действительностью и не зовет к борьбе. Лука считает, что правда может быть «обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в себя, в будущее («для лучшего живет человек»). Ложь во спасение - это тот самый принцип, который исповедует Лука. Противоположностью Луке является Сатин. Он смел, умен, истинное положение вещей видит глубже, чем другие. Он пока не борец, а только бунтарь, но за ним правда о страшной и тяжелой жизни, вера в победу света над мраком, вера в человека с большой буквы. И, пока на «дне» будут существовать Сатины, будет жить и мечта о будущем, опирающаяся на настоящее и не отрывающаяся от реальной жизни. Ведь «человек - вот правда! Все в человека, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит...гордо!» «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!» Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как «сигнал к восстанию». Сатин в пьесе становится обличителем общества, которое бросило его на «дно» жизни, как и тысячи таких, как он, и заставило влачить жалкое существование. «Дно» для Максима Горького не костылевская ночлежка, не местоположение и даже не социальное положение. «Дно» - это состояние души, это образ жизни людей, убитых и искалеченных человеческим обществом с нечеловеческим устройством. В них добро мирится со злом, любовь - с ненавистью, правда - с ложью. Изначально пьеса называлась «Без солнца», затем «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» и, в конце концов, «На дне». Именно последний вариант более широко отразил ту многозначность обстоятельств жизни, поступков и помыслов людей, которые приводят к отчаянию. В статьях и письмах М. Горький неоднократно давал пояснения к своей пьесе. «...Речь Сатина о человеке-правде бледна, - писал он К. П. Пятницкому 15 июля 1902 г. - Однако- кроме Сатина- ее некому сказать, и лучше, ярче сказать- он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку. Но - ни черта не поделаешь!» «Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность», -так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. - «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и... самого Горького».

/ / / В чем смысл пьесы Максима Горького «На дне»?

Пьесу Максима Горького « » можно со смелостью отнести к произведениям философской направленности, ведь в ней поднимаются проблемы, которые присущи, как всему обществу в целом, так и отдельно взятому человеку. Этим произведением Горький попытался донести до нас свою жизненную позицию, которая нашла отражение в главных героях пьесы.

Одним из главных, системообразующих образов пьесы был старик . С его приходом все «завертелось» по-новому. Жители ночлежки получили призрачную надежду подняться со дна. Лука подарил им сострадание, жалость, слова, которые так все хотели услышать. Но как показали дальнейшие события, эта «сладкая ложь» стала фатальной для многих.

Я считаю, что во всей этой неправде нуждалась лишь умирающая Анна. За всю свою недолгую жизнь она не знала ни радости, ни покоя. Девушка умирает в возрасте тридцати лет раздавленная своей тяжелой судьбой. Жители ночлежки отвернулись от нее и не хотят вмешиваться в дела смерти. Только Анна единственная требовала какой-то поддержки и жалости, которую она нашла в облике Луки.

Еще о более трагичной истории жизни мы узнаем, знакомясь с образом Актера. Он был бывшим служителем театра, но бросив свою работу, скатился на самое дно жизни. Актер превратился в беспробудного пьяницу. В алкоголе он нашел утешение и объяснение всех своих неудач. Актер был настолько слаб морально, что ему легче было продолжать пить, чем попытаться подняться со дна жизни. С появление Луки, он узнает о лечебнице для людей, страдающих алкоголизмом, о том, что лечение там проводят бесплатно. Окрыленной этой новостью, Актер не употребляет алкоголь целый день, за который успевает заработать несколько монет, чем очень гордится. Его надежды рухнут в тот момент, когда он узнает, что нет ни какой лечебницы. Актер заканчивает свою жизнь самоубийством. Сведя счеты с жизнью, он так и не понял, что дело не в лечебнице, нужно просто верить в себя и свои силы.

Для Пепла Лука «нарисовал» новый мир и новую жизнь в Сибири. Он советует уехать туда с Наташей. Конечно, эти слова окрыляют Пепла. В конце произведения Пепел оказывается в Сибири, но только в статусе каторжника. Думаю, что после возвращения с каторги, он вряд ли сможет зажить новой жизнью.

Единственным, кто вышел победителем в этом хитросплетении человеческих судеб, была жена хозяина ночлежки Василиса. С помощью Пепла, она решила массу своих проблем за один раз. Подговорив последнего убить ее мужа, именно за это преступления Пепла и сослали на каторгу, Василиса избавилась от ненавистного мужа, отомстила своему любовнику Пеплу и сопернице Наталье. После этого она становится единственным собственником ночлежки.

Не менее захватывающей была судьба Сатина. Удивительно то, что этот человек опустился на дно жизни по собственной инициативе. Его жизненная позиция заключалась в том, чтобы ничего не делать. Пассивность и апатия ко всему стали очень удобны для Сатина, и он не хочет уходить от этого. Лука попытался показать ему другую, активную сторону жизни. Сатин соглашается с этим. Но все изменения происходят лишь на словах, в действительности мечтам противостоит характер героя, с которым, к сожалению, он бороться не хочет.

Подводя итог своей пьесе, Максим Горький показывает нам пассивность и апатию, которые в жизни вызывают у него отвращение. Он не советует искать решение своих проблем в бутылке. Только реальными действиями можно побороть даже самые сложные жизненные ситуации, найти выход из безвыходного положения. Кроме того, «сладкая ложь» может дать ошибочное представление о происходящем, что, как правило, приводит к тяжелым последствиям. По моему мнению, каждый из нас должен прислушаться к этим советам великого писателя и следовать им в своей жизни.

Смысл названия «На дне»

Смысл названия. Горький долго не мог подобрать точного на­звания пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне». В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над го­ловой. Тогда и стали появляться в России первые ночлежки. «Ночлежка - дом для ночлега лиц, не имеющих жилья. Содер­жалась частным лицом с коммерческой целью, либо благотвори­тельным обществом или учреждением. Жителей ночлежки состав­ляли поденщики, приезжие рабочие, не нашедшие себе места, бродяги и др. Ночлежка работала с 6 ч. вечера до 7 ч. утра. За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, ут­ром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанита­рия вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников» (Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. - М., 1999.) Горький, продолжая традиции Гоголя, Достоевского, Гиляров­ского, обратился к изображению мира униженных и оскорбленных. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, владельцем которой является Костылев. Автор описывает место действия, во многом со­ответствующее существующим в реальности ночлежкам: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закоп­ченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителей и, свер­ху вниз, - из квадратного окна с правой стороны». Обстановка это­го подвала поражает своей убогостью: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары. Первоначальное название «Ночлежка» носило конкретный ха­рактер, последнее же в полной мере отвечало замыслу автора. На­звание пьесы «На дне» - это не только «пещера», в которой оказа­лись горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.