Балакирев м а биография. Биография композитора милия балакирева



Балакирев, Милий Алексеевич

Известный русский композитор и музыкально-общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал "Бесплатную музыкальную школу", состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января 1868 г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 г. В 1866 г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила" Глинки, которые были даны под управлением Б. и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера "Руслан и Людмила".

С осени 1867 г. до весны 1869 М. А. дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 г. вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа и оркестровые сочинения собственно русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и др. В середине 70-х годов, М. А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на время отказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначен Государем Императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочных педагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б. взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А. Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальных классов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящный внешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихся не оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитие оркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения, окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голоса должны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случае, возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде и устранит необходимость искать себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности. В придворной певческой капелле существует в настоящее время вполне самостоятельный оркестр.

Композиторская деятельность М. А. Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856 г.); две увертюры на русския темы, из которых первая сочинена в 1857 г., а вторая, под названием "Русь", написана в 1862 г. на открытие памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма "Тамара" (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 г. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцо, фантазия "Исламей" на восточные темы (1867 г.); им же переложены для фортепиано в две руки: "Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила", "Песня жаворонка" Глинки, увертюра (вступление) ко второй части "La Fuite en Egypte" сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), "Арагонская хота" Глинки. В четыре руки: "Князь Холмский", "Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки.

Из вокальных сочиненийБ. большой популярностью пользуются романсы и песни ("Золотая рыбка", "Приди ко мне, "Введи меня, о ночь, тайком", "Наступление", "Взошел на небо месяц ясный", "Слышу ли голос твой", "Еврейская мелодия", "Грузинская песня" и проч.) - числом 20. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является "Сборник русских народных песен", изданный Б. в 1866 году (всех песен 40). Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом.

{Брокгауз}

Балакирев, Милий Алексеевич

Композитор, пианист и дирижер. Род. 21 декабря 1836 в Нижнем Новгороде. Учился в Казанском университете. Игру на фп. изучал сначала дома у матери, затем в Москве. Много помогло музыкальному развитию юноши знакомство с Улыбышевым, автором известной книги о Моцарте; в молодые годы Б. подолгу живал в деревне Улыбышева, знакомясь с лучшими образцами западной музыки, заключавшимися в его богатой музыкальной библиотеке и при помощи его деревенского оркестра изучая инструментовку. Там же Б. близко познакомился с русской народной песнью и научился ценить ее, что также не осталось без влияния на его дальнейшую деятельность. Таким образом, своим музыкальным образованием (как в эту эпоху, так и позднее) Б. обязан прежде всего самому себе. В 1855 Б. переселился в Петербург, где выступил публично в качестве пианиста виртуоза и первыми своими сочинениями (оркестровой фантазией на русские темы и фортепианной - на трио из "Жизни за Царя") привел в восхищение Глинку, который называл его своим преемником. В конце 50-х и в 60-ые годы Б. сгруппировал вокруг себя кружок молодых русских композиторов (Кюи и Мусоргский, потом Римский-Корсаков и Бородин). Все четверо, как и сам Б., были главным образом автодидакты; вместе изучали они партитуры великих произведений, расширяли свой музыкальный горизонт и вырабатывали художественные идеалы, слагавшиеся, главным образом, под влиянием Глинки и Даргомыжского (последнего периода) - с одной стороны, и Шумана, Берлиоза, Листа - с другой; при этом Б., как наиболее богатый опытом и знаниями, являлся естественным главой и как бы руководителем кружка, имевшего столь важное значение в русской музыке. Кличка "могучая кучка", которою с легкой руки Серова насмешливо окрестили этот кружок, оказалась верной в своей первой части и неверной во второй, ибо эта "кучка" заняла позднее господствующее положение в русской музыке. И одна из главных заслуг Б. заключается в том, что он сумел дать толчок внутреннему музыкальному развитию членов кружка, не подавляя в то же время индивидуальности каждого из них (что выяснилось из их дальнейшей деятельности). Некоторое влияние имел Б. и на Чайковского, кое-какие сочинения которого написаны по мысли и даже по плану Б. (напр., "Ромео и Джульетта" и др.).В 1862 вместе с Ломакиным Б. основал в СПб. "Бесплатную музыкальную школу", концертами которой управляет с тех пор (за исключением 1874-1881). Концерты эти, процветавшие в 60-х годах, имели для своего времени большое музыкально-образовательное значение, ибо в них публика впервые знакомилась со многими произведениями, как русскими (членов кружка), так и иностранными, (особенно Берлиоза и Листа). В 1867-69 Б. дирижировал концертами И. Р. М. О., составляя программы в том же духе, как и в Бесплатной Музыкальной Школе, что и было причиной ухода его из И. Р. М. О. В 1883-95 Б. управлял (после Бахметева) придворной капеллой; он улучшил ее репертуар и исполнение и превратил ее в то же время в первоклассное музыкально-учебное заведение, подняв преподавание пения и теории музыки на должную высоту и введя прочно поставленные инструментальные классы. В 1867 Б. поставил "Руслана и Людмилу" в Праге (впервые за границей), а раньше "Жизнь за Царя" (там же). В 1894 по энергичной инициативе Б. поставлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), причем Б. там же (а затем и в Варшаве) исполнял публично его произведения. Сочинения Б. немногочисленны (он работает очень медленно), но отличаются крупными достоинствами: отсутствием общих мест, стройностью формы, блеском оркестра и вообще мастерством отделки. К лучшим из симфонических сочинений Б. относятся: музыка к "Королю Лиру" (1858-1861), симфоническая поэма "Тамара" (наброс. 1867, оконч. 1882), симфония C-dur (наброс. относ. к 60-м гг., оконч. 1897). Кроме того, для оркестра Б. написаны еще увертюры: "на три русские темы" (1858); "1000 лет", позже названная "Русь" (1862, по поводу 1000-летия России); чешская; испанская (1885, на темы, данные еще Глинкой). Фортепианные пьесы Б. также сыграли видную роль в развитии русской фортепианной литературы, до него лишенной выдающихся оригинальных произведений. В этом отношении особенно замечательна фантазия "Исламей" (1869) и транскрипции глинкинских сочинений ("Аррогонская Хота" и др.). Б. написал еще две серии романсов (1857 и 1896), из которых некоторые пользуются широким распространением. Выдающееся значение имел сборник русских народных песен (Нижегородской губ.), выпущенный Б. в 1866 и в некоторых отношениях послуживший образцом для последующих собирателей; своими научно-художественными достоинствами сборник этот даль сильный толчок серьезному изучению русской народной песни. В настоящее время Б. живет в СПб.

Балакирев, Милий Алексеевич

(1837-1910) - русский композитор, пианист, дирижер и муз.-общ. деятель, глава "могучей кучки ". Происходил из дворянской чиновничьей семьи, учился на физико-математическом факультете Казанского ун-та. В музыкальной работе Б. помогали его изумительная память и острый аналитический талант. В 1855 Б. переселился в Петербург, где обратил на себя внимание М. Глинки, как пианист и композитор. В конце 50-х и в 60-х гг. Б. собрал вокруг себя ряд крупнейших рус. музыкальных талантов - Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, - всецело подчинив их своему авторитету. Художественная идеология этой группы развилась под сильным влиянием народничества 60-х гг., с одной стороны, и смешанных влияний Глинки и Даргомыжского и новозападной музыки (Шуман, Берлиоз, Лист), с другой. Б. - в музыке самоучка - с первых же шагов занял позицию, враждебную зарождавшемуся в то время профессиональному академизму, оплотом которого был А. Рубинштейн. Проникнутый славянофильской идеологией, Б. сильно воздействовал на окружающих его музыкантов в смысле их стремления к музыкальной новизне для создания музыкального языка на основе народного мелоса. В 1862 Б., совместно с Р. Ломакиным (см.), основал "Бесплатную музыкальную школу", на концертах которой исполнялись произведения представителей новой рус. школы и излюбленных ею западных композиторов. Директором школы и дирижером ее концертов Б. был в 1862-74 и 1881-1905. В течение 1867-69 он дирижировал также симфоническими концертами Русского музыкального общества, а в 1883-94 был управляющим Придворной капеллой. Б. редактировал первое издание опер Глинки (совместно с Н. А. Римским-Корсаковым, А. Лядовым - 1878-82) и дирижировал этими операми в Праге (1867). В начале 70-х гг., под впечатлением глубоких личных разочарований, Б. совершенно отстранился от музыкальной жизни. - Черты дворянского реакционного мировоззрения, вообще свойственные Б., к этому времени усилились чрезвычайно. В середине 70-х гг. им овладевает религиозное настроение. В 1881 Б. возвращается к руководству концертами Бесплатной музыкальной школы (после отказа от директорства Римского-Корсакова). В последние два десятилетия своей жизни, замкнувшись в кругу немногих поклонников, Б. продолжал прерванную творческую деятельность, закончившуюся лишь за несколько лет до его смерти. Общее число написанных Б. композиций невелико. Работал он медленно, с большими перерывами, тщательно отделывая свои произведения. Сочинения Б. отличаются превосходным гармоническим письмом, четкостью формы, выразительной мелодикой (с уклоном в сторону музыкального Востока), но при всем том однообразны и не дают впечатления непосредственности переживания Им свойственна некоторая вялость и рассудочность. Главное значение Б. - в его влиянии на композиторов новой рус. школы, особенно Римского-Корсакова. Из произведений Б. наибольшей известностью пользуются симфоническая поэма "Тамара" (1867-82) и фантазия "Исламей" для фортепиано (1869) на темы грузинского кругового танца. Кроме того, Б. написаны две симфонии C-dur и D-moll, музыка к драме Шекспира "Король Лир" (1858-61), ряд увертюр; для фортепиано с оркестром - концерт Es-dur, для голоса - свыше 40 романсов, а также изданный в 1866 сборник рус. песен, давший толчок к изучению рус. народного музыкального творчества. Кроме того, перу Б. принадлежит фортепианная соната, ряд мелких фортепианных пьес и транскрипций (в том числе знаменитое переложение "Жаворонка" Глинки), несколько духовных песнопений, кантата в память Глинки (1906).

Лит.: Ляпунов, С. M., M. А. Балакирев, "Еженедельник ими. театров", 1910; Каратыгин, В., М. А. Балакирев, "Аполлон", 1910; Pимский-Коpсаков, Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, СПб, 1910; Тимофеев, Г., М. А. Балакирев. "Русская Мысль", 1908; Гродский, М. А. Балакирев, СПб, 1911; Стрельников, Н., М. А. Балакирев, П., 1922; Чернов, М. А. Балакирев, "Музыкальная Летопись", Л., 1926; Римский-Коpсаков, Н. А., Два Балакирева (там же); переписка Балакирева с Римским-Корсаковым, "Музыкальный Современник", 1915-17, с П. Чайковским ("Русская Мысль", 1909, отдельное издание С. М. Ляпунова, 1912), с В. В. Стасовым (отдельное издание - с примечаниями В. Каренина, П., 1917).

Е. Браудо.

Балакирев, Милий Алексеевич

(род. 2.I.1837 в Нижнем Новгороде, ум. 29.V.1910 в Петербурге) - рус. композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Первые уроки музыки получил у матери, в 1847 занимался в Москве у А. Дюбюка. В дальнейшем пополнял муз. знания отчасти самостоятельно, пользуясь поддержкой просвещенного любителя музыки, автора 3-томной биографии В. Моцарта нижегородского помещика А. Улыбышева (1794-1858), отчасти с помощью местного театрального дирижера и пианиста К. Эйзриха. В 1853-55 учился на математическом фак. Казанского университета, не оставляя муз. деятельности. В 1855 переехал в Петербург, посвятив себя музыке. В 1856 познакомился с М. Глинкой, высоко оценившим его дарование. В конце 50-х гг. становится главой и рук. творческого объединения Могучая кучка. В 1862 совместно с Г. Ломакиным основал Бесплатную музыкальную школу. В 1860 совершил поездку по Волге для записи народных песен; начиная с 1862 предпринял аналогичные поездки на Кавказ. В 1866-67 посетил Прагу, где (впервые за рубежом) осуществил постановку оперы Глинки "Руслан и Людмила". В 1867-69 руководил симфоническими концертами Петербургского отд. Русского музыкального общества. В 1872 в результате творческого кризиса временно оставил муз. деятельность, вернувшись к ней лишь в 1881, когда вновь возглавил Бесплатную музыкальную школу. В 1883-94 упр. придворной Певческой капеллой. Б. вошел в историю рус. музыки как преемник Глинки и продолжатель его традиций, создатель высокохудожественных произведений, вдохновитель и наставник содружества Могучая кучка, прославивший своим творчеством отечественное муз. искусство, борец за прогрессивную, демократическую муз. культуру, исследователь и знаток нар. песни.

Соч.: Кантата на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); 2 симфонии (1897, 1908); 3 увертюры, в т. ч. Увертюра на темы 3 рус. песен (1858), симф. поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882); музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); 2 концерта (включ. юношеский) для фп. с орк.; фантазия "Исламей" (1869) и др. пьесы для фп., 40 романсов, в их числе "Грузинская песня", "Песня золотой рыбки", "Обойми, поцелуй", "Песня разбойника", "Песня Селима", "Введи меня, о ночь" и др.; 2 сб. рус. нар. песен.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

  • Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород).… … Большая советская энциклопедия

    - (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1836/37 1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867 69),… … Большой Энциклопедический словарь

    Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С. Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском… … Биографический словарь

    - (1836 1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Балакирев. Милий Балакирев … Википедия

    - (1836/1837 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт Петербург). Дирижёр Императорского Русского… … Энциклопедический словарь

    БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород 16.05. 1910, С. Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых… … Православная энциклопедия


В историю музыкального искусства Милий Алексеевич Балакирев вошел не только как крупнейший композитор, но и как признанный глава и вождь значительного творческого содружества, за которым с легкой руки музыкального критика Стасова закрепилось наименование «Могучая кучка».


Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Еще с детства, проведенного на берегах Волги, полюбил Милий русские народные песни: скорбные бурлацкие, лихие плясовые и лирические протяжные, что пелись на улицах Нижнего в будни и праздники. Первые уроки музыки он получил у матери и старшей сестры. Важными для Балакирева оказались занятия с местным капельмейстером Эйзрихом. Последний не только сообщил ему основные сведения по теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым, имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки дирижирования.

Упорная работа не прошла даром, и к девятнадцати годам Балакирев был уже сложившимся музыкантом, готовым к самостоятельной деятельности.

Не без протекции того же Улыбышева Милий перебирается в столицу, где довольно быстро завоевывает известность в музыкальных кругах. Первое же публичное выступление Балакирева 12 февраля 1856 года с исполнением сольной партии в своем Концертном аллегро для фортепьяно с оркестром привлекло всеобщее внимание к молодому дебютанту и вызвало сочувственные отклики в печати.

«Балакирев - богатая находка для нашей отечественной музыки», - писал Серов, предсказывая ему самую блестящую будущность.

Превосходного пианиста Балакирева приглашают наперебой к себе знатные вельможи, желая украсить свои музыкальные вечера. Однако Милий быстро понял, что роль светского баловня - не его роль. Убежденный демократ, он видит свой артистический музыкальный долг в ином служении русской культуре. Пренебрегая блестящей музыкальной карьерой пианиста-виртуоза, Балакирев становится на тернистый путь - путь музыканта-просветителя.

Единственным источником существования для него остаются уроки музыки. Они отрывают драгоценное время, но молодой композитор продолжает совершенствоваться. Он создает большое количество произведений, среди которых симфоническая увертюра на тему испанского марша и «Испанская серенада» для фортепьяно.

Не забыта любовь к народной песне. Чтобы ближе познакомиться с народной музыкой, Балакирев, совместно с поэтом Щербиной, отправляется летом 1860 года в поездку по Волге. Напетые бурлаками песни составили материал для замечательного сборника, ставшего событием в русской музыке.

Подобные творческие поездки композитор совершит и на Кавказ в 1862, 1863 и 1868 годах. Знакомство с величественной природой и колоритным бытом кавказских племен произвели на него глубокое впечатление и нашли позднее яркое отражение в его творчестве.

В конце 1861 года была задумана Русская симфония, которую Балакирев решил посвятить тысячелетию Руси. Хотя работа не была закончена, то был значительный шаг в творческом развитии композитора.

Вернемся, однако, на несколько лет назад. Зимой 1856 года на небольшом музыкальном вечере состоялось знакомство Балакирева и Глинки. Затем он знакомится с уже достаточно известным композитором Даргомыжским и критиком Стасовым. Глинка вскоре уехал за границу, а знакомство с Даргомыжским и Стасовым перешло в дружбу. Позднее к ним присоединились другие композиторы - Бородин, Римский-Корсаков и Кюи. Они часто собирались вместе, спорили, беседовали, музицировали. Все они страстно любили музыку, особенно русскую, и эта любовь объединила их. Так родилось замечательное содружество талантливых музыкантов, которым суждено было сыграть большую роль в истории русской музыки. Это содружество вскоре получило название «Могучая кучка» или «пятерка» - по количеству участников. Главой кружка стал Милий Алексеевич Балакирев.

На встречах подробно разбирались произведения членов кружка. Тут же исправлялись все ошибки, а затем подробно разбирались. И каждый раз, отвергая или утверждая что-либо, Балакирев для подтверждения своей мысли проигрывал наизусть те или иные музыкальные отрывки.

Интенсивно и много продолжал писать и сам Балакирев. В те годы он сочиняет музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», много романсов, начинает Второй концерт для фортепиано с оркестром.

Блестяще протекала и его дирижерская деятельность. Руководя концертами Бесплатной музыкальной школы, бывшей в то время одним из центров музыкального просветительства, Балакирев явился пропагандистом лучших произведений русской музыки, отвергнутых официальной аристократической верхушкой. Выдающийся немецкий композитор Вагнер, будучи в России и услышав в концерте выступление Балакирева, с большой похвалой отозвался о его дирижерском искусстве и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника. Своими выступлениями как дирижер Балакирев много сделал для того, чтобы лучшие произведения мировой классики стали доступны русской публике. И не только русской - для чешской публики он открыл гениальную оперу Глинки «Руслан и Людмила», которой дирижировал в Праге.

Под впечатлением этой поездки композитор создал симфоническую поэму «В Чехии», в которой использовал чешские (точнее, моравские) мелодии.

Вскоре Балакирев становится руководителем концертов Русского музыкального общества - самой влиятельной музыкальной организации в России. И здесь он остался верен себе, пропагандируя в основном русскую музыку.

Однако успех демократически настроенного музыканта встревожил влиятельную придворную знать, и Балакирев был отстранен от руководства этими концертами.

В 1870-е годы деятельность «Могучей кучки», как творческого объединения друзей-единомышленников, проходила не так интенсивно. Причина крылась не в измене идеалам, как считали некоторые, а в неизбежном творческом взрослении, возмужании членов этого содружества. Сформировавшись как самостоятельные художественные личности, молодые композиторы перестали испытывать необходимость в постоянной опеке Балакирева. Но гордый и самолюбивый Балакирев не мог понять своих питомцев. К тому же начались еще и материальные неурядицы Бесплатной музыкальной школы, вскоре закрывшейся. Балакирев переживал все это очень болезненно. Трагичность ситуации усугубилась смертью его отца, необходимостью взять на себя заботу о младших сестрах. Все это так удручающе подействовало на композитора, что он вскоре отошел ото всех музыкальных дел и поступил мелким чиновником в одно из правлений железных дорог.

Друзья, потрясенные трагедией своего наставника, горячо призывали его вернуться к прежней деятельности. Но Балакирев остался глух к этим дружественным призывам. И когда через много лет он все же вернулся к музыке, к друзьям, это был уже другой человек.

При всей строгости вкуса и безупречности отделки в сочинениях Балакирева 1890-1900-х годов порой ощущается налет «красивости». Редки творческие удачи.

К лучшим образцам вокальной лирики Балакирева следует отнести романс «Шепот, робкое дыхание» на слова известного стихотворения Фета, написанный им в начале века. Композитор достигает почти импрессионистической тонкости нюансов в передаче поэтического текста. Пожалуй, особое место в новом периоде творчества композитора занимает фортепианная восточная фантазия «Исламей», ставшая одной из вершин всего его творчества. Пьеса была задумана еще на Кавказе в конце шестидесятых годов.

Еще раньше, в начале 1860-х годов, Балакиревым были задуманы сразу три симфонии. Уже упоминалось о замысле симфонии «Русь», которую композитор обозначал третьим номером, второй должна была быть программная симфония «Мцыри» по поэме Лермонтова. Ни тот, ни другой замысел не получил осуществления, работа же над Первой симфонией, сохранившей это обозначение в окончательном варианте, растянулась почти на четыре десятилетия и была завершена только во второй половине девяностых годов.

Вторая симфония, написанная уже в последние годы жизни композитора (окончена в 1908 году), отличается от эпически монументальной первой преобладанием лирико-созерцательных настроений.

Последнее симфоническое произведение Балакирева - Сюита для оркестра - осталось незавершенным и было дописано Ляпуновым уже после смерти автора. Музыка Сюиты носит некоторые черты салонности, характерные для позднего Балакирева.

Крупнейший российский композитор Балакирев Милий Алексеевич, произведения которого до сих пор не теряют своей актуальности, известен не только своим выдающимся творчеством, но и как создатель и идейный вдохновитель целого течения в русской музыке.

Детство и семья

Родился будущий композитор 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Балакирев Алексей Константинович, был титулярным советником дворянского происхождения, мама занималась детьми. Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным, его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Вера на протяжении всей жизни оставалась для Балакирева важной темой. С раннего возраста ребенок показывал музыкальные способности, и мама это заметила.

Первые музыкальные опыты

Уже в 6-7 лет Балакирев Милий Алексеевич под руководством матери начинает учиться игре на фортепиано, демонстрируя значительные успехи. Для того чтобы дать сыну лучшие навыки, мама везет его в Москву. Там он проходит короткий курс фортепианной техники у и педагога Александра Дюбюка. Затем дома он продолжает осваивать инструмент под руководством местного пианиста и дирижера К. Эйзериха. Именно музыкант познакомил Балакирева с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, меценатом, музыкантом-любителем, просветителем, который сыграл очень важную роль в жизни композитора. В его доме собиралось блестящее общество местных мыслителей, литераторов, музыкантов, устраивались концерты, обсуждались проблемы искусства. Здесь было заложено основание эстетического мировоззрения Балакирева.

Учеба

Мать будущего композитора рано умерла, это положило конец систематическим занятиям Балакирева музыкой. Позже его отец женился вновь, его жалования едва хватало на жизнь большой семье, об оплате учебы речь не могла идти. В 12 лет мальчика отдают в Нижегородский дворянский институт, где он получает среднее образование за счет местного дворянства. Через четыре года он поступает вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но проучиться он смог чуть более года, денег на дальнейшее образование у него не было, он добывал себе пропитание, давая уроки музыки. Во время учебы Балакирев Милий Алексеевич пишет первые музыкальные произведения: романсы, пьесы для фортепиано.

Призвание

Видя несомненную одаренность юноши, Улыбышев в 1855 году берет его с собой в Санкт-Петербург, где знакомит с русским композитором М. Глинкой.

Балакирев Милий Алексеевич, музыка для которого стала важнейшей частью жизни, показал свои произведения мэтру и получил очень высокую оценку и рекомендацию всю свою жизнь посвятить сочинению музыки. Уже через год начинающий автор представляет публике свои первые опусы, а также дебютирует как пианист и дирижер при исполнении его концертного аллегро для фортепиано с оркестром. Это выступление было очень благосклонно принято критиками и публикой, Балакирева стали приглашать для выступлений в богатых домах, это помогло решить финансовые проблемы композитора, но отнимало довольно много времени. Музыкант сразу заявил о себе как о русском творце, национальные мотивы стали его фирменным знаком.

Путь в профессию

Балакирев Милий Алексеевич, творчество которого постепенно набирает популярность, некоторое время ведет активную концертную деятельность, вращается в светских кругах. Но это отнимает у него слишком много сил и времени, а он видел свое предназначение в сочинении музыки и распространении передовых идей. Он сокращает количество выступлений, хотя это отрицательно сказывается на его материальном положении, и решает посвятить себя музыке и просветительству.

Балакирев и "Могучая кучка"

В конце 50-х годов XIX века Балакирев сближается с целым рядом музыкантов: А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым. Так формируется кружок, который впоследствии станет называться «Могучей кучкой». Единомышленники много рассуждали о судьбе национальной музыки, обсуждали произведения. Со временем к группе присоединились самые значительные композиторы Российской империи Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Мусоргский, Ц. Кюи. Балакирев увидел в каждом из этих молодых людей божественный свет музыки, помог им развить дар, сформировать собственный музыкальный стиль. Складывается мощная команда авторов, каждый из которых работает в собственной манере, но при этом они коллективно помогают друг другу вырабатывать единый национальный стиль.

Группа активно общалась с представителями творческой интеллигенции своего времени: с критиками И. Тургеневым, А. Григоровичем, А. Писемским, И. Репиным. Тесные и сложные связи у композиторов установились с П. И. Чайковским, на которого «Могучая кучка» оказала сильное влияние. Музыканты вели активную пропаганду идей народности в искусстве, которые были авангардным направлением для русской культуры.

К 70-м годам группа распалась, но ее идеи продолжали жить и развиваться. «Могучая кучка» оставила значительный след в русской музыке, ее влияние на себя признавали А. Лядов, А. Аренский, С. Ляпунов, М. Ипполитов-Иванов, даже во французской музыкальной культуре появилась известная «шестерка» Эрика Сати и Жана Кокто, повторяющая путь «Могучей кучки».

Педагогическая деятельность

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого навсегда связана с музыкой, большой вклад внес в формирование отечественной школы. В 1862 году вместе с дирижером хора Г. Ломакиным Балакирев создает Бесплатную музыкальную школу, которая стала центром просвещения, пропаганды национального искусства и первым местом массового музыкального образования.

Император поддержал начинание музыкантов, поэтому у организаторов была возможность развить бурную деятельность. Они устраивали концерты учащихся, принимали в учебное заведение всех, кто имел способности, но не мог платить за обучение. В школе преподавались сольфеджио, музыкальная грамота и вокал. Балакирев был директором учреждения и дирижером концертов. Во второй половине 80-х годов XIX века в школе ощущался острый дефицит финансов, что привело к значительному сокращению ее активности. Балакирев в то время переживал сильнейший кризис, он даже покидает пост директора на некоторое время.

Но в 1881 году он возвращается на должность директора любимого детища и остается верным школе до конца жизни. В 1883 году Балакирев при протекции Т. И. Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой, где пригодился его организаторский и педагогический талант. Он улучшает систему преподавания в капелле, усиливает научную составляющую в преподаваемых дисциплинах, приглашает преподавать Н. Римского-Корсакова, организовывает оркестровый класс, значительно повышает качество жизни учеников, строит новое здание капеллы. В 1894 году он оставляет руководство капеллой и выходит на пенсию с солидным денежным обеспечением, с этого времени он мог всецело посвятить себя творчеству.

Музыкальная карьера

Балакирев Милий Алексеевич всю свою жизнь занимался музыкой, его деятельность началась с написания первых любительских романсов и фортепианных пьес. Деятельность композитора начиналась под сильным влиянием М. Глинки, который сыграл важную роль в жизни музыканта. В 1866 году Глинка пригласил Балакирева руководить постановкой опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» в пражский театр. Музыкант проявил большую активность и показал свой дирижерский талант в этой работе, которая имела большой успех и способствовала укреплению положения Балакирева в музыкальном мире.

В 1860 году композитор путешествует по Волге, где собирает песни бурлаков, которые позже оформит в музыкальный сборник, наделавший немало шума в отечественной культуре. В 1862, 1863 и 1868-м годах он совершает поездки на Кавказ, впечатления от которых повлияли на творчество музыканта. Вскоре композитора приглашают дирижировать Императорскими концертами русского музыкального общества, но в 1869 году он вынужден покинуть эту должность.

Начинается непростой период в жизни Балакирева, композитор подвергается гонениям и клевете, это наносит ему психологическую травму, и на несколько лет он сильно сократил свою творческую активность. В 1881 году он возвращается в музыку, но больше занимается руководством капеллой, пишет немного, но в это время появляется несколько сильных, зрелых произведений, например симфоническая поэма «Тамара».

В конце 90-х годов наступает последний творческий и очень продуктивный период жизни композитора. Он пишет много музыки для фортепиано, работает над симфоническими поэмами «Русь» и «В Чехии».

Творческое наследие

Композитор Балакирев Милий Алексеевич, годы жизни которого отданы поискам средств к существованию, просветительской и педагогической деятельности, оставил небольшое, но значительное наследие. К числу его основных произведений относят музыку к «Королю Лиру», фортепианную фантазию «Исламей», несколько серьезных обработок других композиторов, около 2 десятков романсов и песен, две симфонии.

Личная жизнь

Балакирев Милий Алексеевич был страстной, увлекающейся натурой, помещенной в трудные жизненные обстоятельства. Всю жизнь он был стеснен в средствах, его преследовали недоброжелатели, которые клеветали на него, организовывали кампанию против композитора в прессе. Наибольшей глубины финансовый кризис достиг в 1872 году, когда концерты школы не только перестали приносить прибыль, но и вовсе не могли проходить. В придачу к этому умирает отец композитора, и на его плечи ложится забота о благополучии младших сестер. Музыкант в отчаянии, он доходит до нервного истощения, даже задумывался о самоубийстве.

В 1874 году Балакирев покидает школу и поступает в Магазинное управление Варшавской железной дороги в качестве мелкого служащего, он снова начинает давать уроки музыки. Ни сил, ни времени поддерживать отношения с друзьями у него не было, и он отходит от круга единомышленников, не сочиняет музыку. Это был самый тяжелый период в его жизни. Балакирев нашел выход в религии, он стал очень набожным и постепенно начал приходить в норму. В 1881 году, когда он вновь вернулся к работе в школе, его психическое состояние выравнивается. Жизненные перипетии, увлеченность музыкой не позволили Балакиреву создать собственную семью, он так и прожил холостяком, увлеченным творчеством.

Композитор прожил длинную и насыщенную жизнь, он скончался 29 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище.

Жизнь творческих людей часто полна взлетами и падениями, разными событиями, не исключение и Балакирев Милий Алексеевич. Интересные факты составляют огромный список, среди них есть и грустные. Так, при всех заслугах композитора не только перед русской культурой, но и перед всей европейской музыкой ни в одном городе мира ему так и не поставили памятника. Зато одна из лучших музыкальных школ Европы, если не мира, расположенная в Москве, гордо носит его имя.

Балакирев с детства был болен, его часто преследовали мучительные и неотступные головные боли, которые доводили его до отчаяния. В один из таких затянувшихся кризисов он даже хотел бросить все и уйти в монастырь, но, к счастью, болезнь отступила, и композитор остался в

Своим образованием, по сути, Балакирев обязан самому себе, он много работал над своей техникой и самосовершенствовался. Однако, когда ему предложили уже в зрелые годы занять должность профессора Московской консерватории, композитор отказался, так как у него не было академического образования.

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев – просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества , но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858–1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.

Милий Алексеевич Балакирев

Имя Милия Алексеевича Балакирева знакомо многим, оно немедленно вызывает в памяти ассоциации с «Могучей кучкой». Однако вряд ли найдется далекий от музыковедения человек, способный навскидку назвать даже одно-два его сочинения. Так сложилось, что Балакирева знают как общественного деятеля, педагога, но не как композитора. Почему же его творческая судьба осталась в тени великих современников и каково истинное значение его личности в российской культуре?

Краткая биография

Милий Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой восходят к 14 столетию. Балакиревы несколько веков состояли на военной службе, но отец будущего композитора, Алексей Константинович, был штатским государственным служащим. Дом, где родился Милий Алексеевич – семейный особняк в Нижнем Новгороде на Телячьей улице. Столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.

  • Именно Балакиревым заинтересовалась юная пианистка Н.А. Пургольд. Не встретив взаимности, девушка переключила свое внимание на Римского-Корсакова , за которого впоследствии вышла замуж. А Милий Алексеевич так никогда и не женился.
  • Балакирев был ярым противников консерваторий, считая, что талант взращивается только в домашних условиях.
  • Летние месяцы композитор проводил в Гатчине – отдаленном пригороде Санкт-Петербурга.
  • После кончины императора Александра III в 1894 году Балакирев подал в отставку с поста руководителя Придворной капеллы, в том числе и потому, что не жаловал престолонаследника, Николая II, и это было взаимно. Однако у него остался неравнодушный покровитель при дворе – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она принимала участие в судьбе композитора, отвечала на его просьбы. Так, она выделила денег для отправки на лечение в Европу больных туберкулезом племянниц Балакирева.
  • Балакирев много изучал народное творчество, собирая неизвестные песни в поездках по поволжским деревням и селениям кавказских народностей – грузин, армян, чеченцев.
  • Балакирев всю жизнь был весьма небогатым человеком. Поправить свое материальное положение он смог только в годы службы в капелле. Тем не менее окружающие отмечали его щедрость и отзывчивость, он всегда приходил на помощь тем, кто к нему обращался.
  • Стараниями Балакирева в Берлине, на доме, где скончался Глинка, в 1895 году была установлена мемориальная доска. Это историческое здание снесли, на его месте построили новое, но память о русском композиторе увековечена по сей день. Новая памятная доска включает в себя изображение первоначальной, балакиревской, с надписью на русском языке.

Творчество

Первые свои произведения Балакирев написал еще будучи студентом Казанского университета. Среди них и Фантазия на темы оперы «Иван Сусанин », которую он сыграл при первом знакомстве с Глинкой , произведя на последнего огромное впечатление. Даргомыжскому также понравился молодой музыкант, и Милий с большим воодушевлением уехал на лето в Казань поработать частным преподавателем, надеясь творить и сочинять. В его планах была и симфония, и фортепианный концерт… Но, оставаясь один на один с листом нотной бумаги, он испытывал волнение, перераставшее в депрессию. Он не был уверен в себе, он хотел быть лучшим, стать на одну ступень с Глинкой или Бетховеном , но боялся разочарования и провала. Гораздо лучше ему удавалась роль музыкального консультанта и редактора, вдохновителя своих соратников по «Могучей кучке », лишь бы не писать самому. Идеи «для себя» его быстро разочаровывали и, как следствие – отвергались. Возможно потому, что самые выигрышные сюжеты он отдавал своим ученикам-кучкистам.

В 1867 году после поездки в Прагу для дирижирования концертами из произведений Глинки, Балакирев написал увертюру «В Чехии», в которой дал свою трактовку народных моравских песен. Создание Первой симфонии заняло много времени: первые наброски датируются 1860-ми, а завершение – 1887 годом. Симфония эта, безусловно, родом из времен «Могучей кучки», поскольку построение главных ее тем находит свое отражение и у Бородина, и у Римского-Корсакова. В основе произведения – мелодика народной русской и восточной музыки. Вторая симфония родилась на склоне жизни композитора, в 1908 году. В своих симфонических произведениях Балакирев ориентируется, прежде всего, на Берлиоза и Листа, однако, недостаток академического образования не позволяет ему до конца использовать все достижения стиля этих композиторов.

В 1906 году в Петербурге торжественно открывается памятник М.И. Глинке. Для этой церемонии Балакирев пишет Кантату для хора и оркестра – одну из четырех своих хоровых работ. Другое произведение, написанное к открытию памятника, на сей раз Шопена, в 1910 году – Сюита для оркестра, составленная из 4 сочинений польского композитора. Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром – последнее крупное произведение Балакирева, которое заканчивал уже его соратник С.М. Ляпунов. Оно, как и многие сочинения для фортепиано, отличается исполнительской сложностью. Балакирев, будучи превосходным пианистом, старался в своих произведениях подчеркнуть мастерство музыканта, иногда и в ущерб мелодической ценности пьесы. Самым обширным по количеству осталось наследие Балакирева в жанре романса и песни – всего более 40 произведений на стихи ведущих поэтов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова. Романсы композитор создавал в течение всей своей жизни, начиная с 1850-х годов.

Музыка Балакирева в кино

Как это ни печально, но за пределы узкого филармонического круга любителей русской классической музыки произведения Балакирева почти не выходят. Даже специалисты мирового кинематографа обратились к творчеству композитора всего лишь раз – в швейцарском фильме 2006 года «Витус» о юном пианисте-виртуозе, где прозвучала восточная фантазия «Исламей».

Отечественный кинематограф использовал образ Балакирева в картине 1950 года «Мусоргский», его роль сыграл Владимир Балашов.