Государственный музей религии СПб: обзор, описание, история и интересные факты.

Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

В историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Эрмитажа, уже более 100 лет работает уникальный в своем роде Музей истории религии, посвященный истории возникновения и развития верований и культов у разных народов мира. Здание построено в стиле эклектика, что означает соединение разнородных стилей, взглядов и идей. Как ни странно, изначальная концепция музея была атеистической, но хранящиеся в нем артефакты скорее способствуют укреплению веры. Обширная коллекция экспонатов дает представление не только о религии, но и об образе жизни людей, начиная с древних времен и до наших дней.

Немного истории

Музей был основан в 1930 г. в системе Академии наук СССР по инициативе историка религии Владимира Богораз-Тана и первоначально размещен на территории Казанского собора. В отличие от своего предшественника - Ленинградского антирелигиозного музея, он был задуман не только как атеистическое учреждение, но и как место для научных исследований и просветительской работы. Благодаря советскому общественному деятелю Бонч-Бруевичу религиозные экспонаты дошли до современников. Первые предметы поступили из собраний ленинградских музеев: Государственного Эрмитажа, Русского музея и Кунсткамеры, сегодня коллекция продолжает пополняться.

Что посмотреть

Силами работников музея, тушивших в годы Великой отечественной войны на крыше зажигательные бомбы, экспонаты пережили войну.

Около 200 тыс. ценных исторических и культурных находок собраны из разных стран. Одни родом из Древних цивилизаций Запада и Востока, другие - из средних веков и современности. Предметы культа основных мировых религий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма рассказывают об укладе жизни и традициях различных времен и народов.

Музей наполнен разнообразными экспонатами религиозной и бытовой тематики - как христианскими иконами и старопечатными книгами, так и восточной экзотикой.

Весьма любопытны археологическая и нумизматическая коллекции древних (начиная с 6 века до н. э.), средневековых и более современных предметов культа. Рекомендуем взглянуть на буддийские артефакты 2-4 веков н. э., найденные при раскопках центра Кара-Тепе. Восток представлен широко: индуистские ритуальные маски, музыкальные инструменты и утварь, восточные скульптуры, иконы и мусульманские настенные лубки 19-20 веков, религиозные плакаты, буддийские танки 18-20 веков, бытовые лубки 18-19 веков.

Для детей разных возрастов музей предлагает целые программы и отдельные интерактивные занятия и экскурсии.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 14/5. Веб-сайт

Доехать можно на метро до станции «Гостиный Двор», далее на маршрутках №№ 169 или 306.

Часы работы: с 10:00 до 18:00 (по вторникам с 13:00 до 21:00), кассы открыты с 10:00 до 17:00. Среда - выходной день.

Узнать стоимость билетов и приобрести их онлайн можно на сайте музея. В первый понедельник каждого месяца - вход для всех бесплатный. Работает сувенирный магазин.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

Санкт-Петербург и окрестности

  • Где остановиться: для поездок в окрестностях Питера лучше всего остановиться в отелях Санкт-Петербурга .
  • Что посмотреть: величественный Санкт-Петербург и его пригороды - великолепный Петергоф , сохранившийся в своем подлинном виде Ораниенбаум , музей-заповедник Гатчины , Павловск с одним из самых красивых пейзажных парков в мире, Янтарную комнату в

Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.

В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г. ), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре раз­личных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиоз­но-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению.

Период с 1932 по 1944 г. – это этап становления Музея исто­рии религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы. К 1941 г. МИР сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание экспонатов, отражающих многообразие религий. Среди них –коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собрание книг по истории религии и религиоведению в России. В 1935 г. бюро Отделения истории Академии наук объявило о создании на базе Музея научно-исследовательской ассоциации изучения религии.

В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников Музея находилось на фронте, оставшиеся поддерживали сохранность музейных коллекций, дежурили на крыше собора, тушили зажигательные бомбы. Музейная экспозиция была свернута, однако сохранялся доступ к могиле М.И. Кутузова. В годы блокады сотрудниками музея было создано несколько выставок, посвященных военно-историческому прошлому нашего народа. В 1942 г. на колоннаде Казанского собора была развернута выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Второй этап истории Музея (1944 – 1960 ) связан с восстановлением его пос­ле войны и созданием большой экспозиции по истории религий мира, сделавшей его известным не только в СССР, но и за рубежом. Были созданы экспозиции отделов «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции», «Религии Китая», «Естествознание и религия», многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954 – 1956 гг. Музей посетило около миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Шестнадцать послевоенных лет отмечены выходом в свет крупных монографических исследований, посвященных различным вопросам истории религии и свободомыслия, публикацией семи выпусков «Ежегодника МИР» (1957–1963) – фундаментального религиоведческого периодического издания, до сих пор сохраняющего свое научное значение.

Много энергии и сил в укрепление позиций Музея вложил его тогдашний директор выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель В.Д.Бонч-Бруевич (1843–1955), постоянно живший в Москве и руководивший Музеем оттуда. В 1944 году заместителем директора по научной работе стал М.М. Шахнович (1911–1992) – известный историк религии и свободомыслия, обладавший глубокой эрудицией, обширным опытом и замечательными организаторскими способностями, под его началом и при его непосредственном участии осуществлялась вся деятельность МИР с 1944 по 1960-е гг. В разные годы сотрудничали с Музеем, консультировали, публиковали статьи в музейных изданиях, или были членами Ученого совета Музея такие замечательные ученые как И.Д. Амусин, П.И. Борисковский, Б.Л. Богаевский, С.Н. Валк, А.Х. Горфункель, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, С.Г. Лозинский, С.Я. Лурье, А.О. Маковельский, М.Э. Матье, В.И. Рутенбург, А.В. Предтеченский, В.Я. Пропп, А.Б. Ранович, В.В. Струве, А.П. Окладников, Б.И. Шаревская, В.О. Шаскольский и др.

В 1954 г. Музей получил название: Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР. С 1961-го года Музей был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры СССР. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач.

С начала 1970-х гг. наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. ГМИР стал научно-методическим центром, сотрудники Музея стали ездить с выставками и лекциями по всей стране.

В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчиняется Министерству культуры Российской Федерации. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании.

Сегодня в числе приоритетных направлений деятельности Музея – не только изучение памятников культурного наследия и экспозиционно-выставочная деятельность, но исоздание просветительских и музейно-педагогических программ, актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.

Музей принимает активное участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона. Социально-ориентированные проекты разработаны специально для различных адресных групп: детей, молодежи, военнослужащих, представителей разных конфессий и проч.

Проблематика Музея достаточно сложна. Однако, в нейтральном пространстве музея профессиональная работа научных сотрудников, хранителей, музейных педагогов, экскурсоводов и других специалистов позволяет знакомиться с религией на языке, доступном пониманию самого неподготовленного посетителя.

Задача наших сотрудников – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений. Мы рассказываем об истории и культурных традициях различных народов, учим уважать их религиозные взгляды, воспитываем культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп.


Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии

Десять лет назад Казанский собор в Петербурге начал действовать в статусе кафедрального. В годы советской власти, там был Музей истории религии и атеизма.

Разумеется, это воспринималось верующими как надругательство. Однако некоторые считают, что именно это обстоятельство спасло от уничтожения многие святыни, а возможно, и сам храм, которому в этом году исполняется 200 лет.

Некоторые утверждают, что именно благодаря музею удалось сохранить многие святыни. Конечно, неизвестно, уцелел бы вообще собор, если бы в 1932 году в нем не открыли музей

Кто в храме хозяин?

Шестьдесят лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, работники музея чувствовали себя хозяевами. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и протоиерея Павла Красноцветова, назначенного новым настоятелем. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается только по воскресеньям и ее необходимо закончить до одиннадцати часов - потом начинаются экскурсии. «Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено в соборе, каждый день. С десяти примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить». Настоятель сразу дал понять, кто здесь хозяин, а кто - в гостях.

Так они и сосуществовали в одних стенах - музей и православный приход, и нередко можно было наблюдать, как в храме идет атеистическая экскурсия, а в другом его конце служится Божественная литургия. Только в 2001 году музей окончательно покинул стены храма, переехав в выделенное ему помещение на Почтамтской улице.

Забытые мощи

А в 1990-х, когда изменилось отношение государства к Церкви, здесь были обретены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Но если многие иконы в годы воинствующего безбожия действительно были спасены стараниями сотрудников художественных музеев, то в Казанском соборе что-то сохранилось скорее благодаря беспорядку.

Когда в соборе открылся музей, ему передали многие святыни, изъятые из храмов и монастырей. Но трудно сказать, сколько из них было здесь украдено или уничтожено. Отец Павел вспоминает, как в одном из помещений, где сидела сотрудница, он увидел на полу больше десятка разорванных напрестольных Евангелий. Так же небрежно относились в музее и к другим православным святыням. Как ни странно, это и спасло мощи соловецких святых и Серафима Саровского - о них просто забыли. Об обретении мощей преподобного Серафима покойный Патриарх Алексий II впоследствии рассказывал: «Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены… Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо».

А мощи святителя Иоасафа Белгородского сохранились благодаря рабочим музея. В 1956 году в Астрахани была эпидемия сибирской язвы. В связи с этим всем музеям приказали мощи из экспозиций убрать и по возможности уничтожить. Директор, не задумываясь, приказал сжечь мощи святителя Иоасафа в печке. Двое рабочих, которым он это поручил, видимо, были людьми верующими. Они завернули тело в оберточную бумагу, потом в штору и еще в черную бумагу, все это перевязали и закопали на чердаке, где был большой слой шлака. В 1990 году один из них перед смертью рассказал об этом своей дочери и попросил сообщить в епархию. Епархия прислала в музей комиссию, в которую входил и отец Павел Красноцветов. «Мы нашли на чердаке большой сверток, отнесли его вниз, развернули. Мощи сохранились без какого-либо тления», - вспоминает батюшка. Приехала экспертная группа из Москвы, по описи и документам сверили и определили, что это мощи святителя Иоасафа Белгородского.

За пропажи никто не отвечает

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», - вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе.

В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена.

Его купол отливал серебром

Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, - говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. - Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович - человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», - говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», - сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть.

Что осталось от собора

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада - 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре.

Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру.

Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас покрыли сусальным.

Прежний иконостас расписывали известные художники - Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова - автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии.

Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.

Есть несколько причин посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге. Во-первых, его богатейшая музейная коллекция насчитывает порядка 200 тысяч экспонатов, среди которых присутствуют уникальные археологические находки, датированные VI веком до н.э.

Во-вторых, наряду с иконами и предметами культового назначения здесь представлены произведения изобразительного и декоративного искусства, редкие книги, образцы нумизматики и медалей разных эпох, стран и народов. Зарождение, развитие и особенности основных религиозных мировоззрений рассматриваются, таким образом, в контексте мировой науки, истории и культуры.

В-третьих, что немаловажно, в построении экспозиции присутствует хронология, логика и современные интерактивные средства подачи материала. И, конечно же, самое главное, — это отсутствие навязывания предпочтений, толерантность к представителям различных религиозных конфессий.

В итоге, все это делает музейно-туристический продукт актуальным для широкого круга посетителей, а расположение в центре города – удобным для посещения.

Историческая справка

Первый в мире музей истории религии был открыт в городе на Неве, и произошло это в стране, где государственной идеологией был атеизм.

В апреле 1930 года в залах Зимнего дворца прошла антирелигиозная выставка, организованная Институтом этнографии. Здесь были представлены культовые предметы и тематические произведения искусства со всего мира. В те времена общественную мысль будоражили идеи о несовместимости науки и религии. Они нашли свое выражение в огромном успехе экспозиции и вдохновили на создание музея истории религии и атеизма в системе Академии наук СССР, который был учрежден 26.04.1931 года.

Инициатором и первым его директором явился выдающийся российский ученый, историк и этнограф В. Г. Богораз-Тан. В основу собрания музея, кроме выставочной коллекции, легли экспонаты, поступившие из , и Библиотеки Академии наук. Расположился музей в , где и состоялось его торжественное открытие 15 ноября 1932 года.

То, что музей изначально формировался в научной академической структуре, отличало его от других подобных музеев, в том числе его предшественника — Ленинградского антирелигиозного музея (1929-1932). Сотрудники не просто собирали, хранили и экспонировали памятники религиозной культуры, а занялись изучением такого сложного феномена общественной истории, каким является религия, научно-исследовательской работой и просветительской деятельностью.

Уже на первом этапе становления музея (с 1932 по 1944 год) собранные коллекции отображали многообразие и эволюцию верований и культовых традиций разных народов, — они рассматривались с точки зрения места религии в жизни различных эпох, в аспектах духовности, психологии, общественных движений, искусства.

Восстановление музея после войны в 1944-1960 годы и создание широкой экспозиции, посвященной истории мировых религий, принесло широкую известность в своей стране и за рубежом. Этому способствовали многочисленные передвижные фотовыставки, печатание монографий и публикация периодического издания «Ежегодник МИР».

В 1961 году музей переходит в подчинение Министерства культуры. Наступает период, когда научная деятельность сворачивается и ей на смену приходит пропаганда атеистических идей.

В начале 1990-х годов музей получает свое нынешнее название и здание в центре города, куда въезжает после проведения реконструкции в 2000 году. За годы советской власти стало привычным расположение музеев религии и атеизма в культовых сооружениях. Государственному музею истории религии в Санкт-Петербурге впервые выделяется светская постройка, которая была специально оборудована под музей. Здание имеет свою историю.

В начале XVIII века на близлежащих землях располагалась усадьба графа П. Ягужинского. Трехэтажный усадебный дом в дальнейшем приобрел известность благодаря своему театру, в котором давались цирковые представления и демонстрировался частный зверинец.

В 1786 году Почтовый департамент выкупил дом, ушедший с молотка за долги отпрыска благородного рода. Этот дом стоял напротив почтового ведомства, в нем стали проживать служащие почты. Через Почтамтскую улицу между двумя зданиями была перекинута арка, имевшая внутренний переход. По нему чиновники попадали из дома на работу, не выходя на улицу. Сейчас переход закрыт.

В 1859-1861 годы архитектор А. К. Кавос достраивает 4-й этаж и изменяет фасады здания в модном тогда стиле эклектики, гармонично смешав в отделке элементы классицизма, барокко и ренессанса. Довольно символично было расположить музей, где также смешались самые противоречивые религиозные направления, в подобном доме.

Открытие музея в новом здании состоялось 8 июня 2001 года. Известно, что после переезда исчезли экспозиции с пугающими обрядами, — например, демонстрирующие орудия пыток инквизиции, хотя это достаточно важный аспект в понимании жизни средневековой Европы. Раздел атеизма вообще скрылся в архивах, унося с собой из залов музея часть нашей истории. Не получили места и различные секты. Например, баптизм, чрезвычайно популярный в США, никак не представлен. Впрочем, эти замечания не умаляют значимости музея, а лишь подчеркивают необъятность поднятой им темы.

Экспозиция музея

сэр Уинстон Черчилль

Красочные экспозиции представлены таким образом, что, переходя из одного зала в другой, посетители совершают путешествие во времени, постепенно передвигаясь от первобытных верований к современным религиозным течениям. Соответствующее музыкальное оформление и антураж создают особую атмосферу, а интерактивные экраны, аудио и видео файлы, пользование аудиогидом дают возможность неспешного самостоятельного осмотра и полного погружения в эпоху, с которой Вы знакомитесь в данный момент.

При первом посещении рекомендуется все же принять участие в обзорной экскурсии. Опытный гид за 1,5 часа сумеет дать общее целостное впечатление о музее. Вся коллекция распределена на фонды, их всего 15, и даже беглое знакомство требует достаточного времени. Есть опасность потеряться на несколько часов!

Красиво выглядит вестибюль. Его украшает гипсовая скульптура, переданная из Эрмитажа и еще в 1950-х годах. Отсюда начинается путь, ведущий из глубины веков к современности, выстроенный в хронологическом порядке и с удивительной логической последовательностью представляющий периоды:

  • Архаические верования и обряды;
  • Религии Древнего мира;
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Православие;
  • Католицизм, протестантизм;
  • Религии Востока;
  • Ислам;
  • Буддизм;
  • Религии Китая, Японии, Индии.

Первые залы переносят нас в эпоху палеолита, когда зарождаются погребальные обряды. Акустика и наскальные рисунки передают пещерную атмосферу. Экспонаты свидетельствуют о первых попытках наших далеких предков понять основы мироздания и место человека в нем.

Далее следует переходный период от первобытной эпохи к цивилизации. Мы попадаем в мир Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Рима, оказываемся среди ритуальных предметов, египетских саркофагов, увидим древнегреческие сосуды и погребальные маски.

Следующий этап – возникновение монотеизма. Здесь музей предлагает познакомиться с религией иудеев, причем с разных точек зрения: как с библейским периодом, в ракурсе веры в единого бога или взглянуть на историю глазами евреев. В залах мы сможем увидеть, как выглядит Тора, узнать, что такое свиток Торы, капорет и парахет.

Обширная экспозиция посвящена христианству, зарождению и первым пророчествам, его отдельным периодам и ветвям. В зале раннего христианства стоит обратить внимание на иконы, написанные Н. С. Емельяновым — ведь это по его эскизам были выполнены наружные мозаики !

Интересные экспонаты, связанные с отечественной историей, представлены в разделе «Церковь и государство». Среди них: блюдо, изготовленное к 300-летию дома Романовых, живопись М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, И. К. Айвазовского и других не менее знаменитых художников, — например, старинная картина «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» или современное полотно Ю. А. Рыбакова «Мираж».

Многообразие религий Востока отображают экспозиции, посвященные странам Восточной, Южной и Центральной Азии. Особенной популярностью пользуется зал, где представлен Буддийский рай – это макет, выполненный в 1904-1905 годах монахами Бурятских монастырей под названием «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи». Многие поклонники буддизма приходят в музей с исключительной целью медитировать в этом зале.

В разделе «Ислам» есть еще один макет (поменьше). Это копия Соборной Мечети Санкт-Петербурга (оригинал находится на Кронверкском проспекте, 7, возле метро «Горьковская»).

Верхний этаж отведен под временные выставки. Музей участвует в мероприятии «Ночь музеев», организует экскурсии, в том числе по городу и за городом, занятия с детьми и курс лекций для взрослых. Специальные залы могут быть предоставлены под проведение концертов, конференций, презентаций.

Выходной день в музее – среда, каждый первый понедельник – вход свободный для всех желающих.

Где находится и как добраться

Буквально в двух шагах от , напротив Главпочтамта, слева от его знаменитой арки находится Музей истории религии, расположенный в здании по улице Почтамтской, 14 / Почтамтский переулок, 5.

Сюда можно дойти пешком от станций метро «Адмиралтейская» и «Сенная» или доехать от метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на троллейбусе №5, №22, автобусе №3, №22, №27 или маршрутном такси №169, №306.