Любительницы абсента пабло пикассо. Абсент и творческие люди

Название, англ. : The absinthe drinker.
Оригинальное название : La buveuse d"absinthe.
Год окончания : 1901.
Размеры : 73 × 54 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Картина написана в 1901 году, это период (1900-1904), когда мастер много ездит по маршруту Барселона-Париж, прежде чем окончательно перебраться во Францию. Он много работает, посещает выставки, знакомится с новыми людьми, в том числе и с артдиллерами.

Поддаваясь всеобщему настроению, художник, в своих работах, использует популярный в то время сюжет - одинокий посетитель кафе, к которому обращаются, также, импрессионисты.

Стоит отметить, что в этот период Пикассо не считает нужным изображать веселье, всеобщую радость, счастье, легкомыслие. Заброшенность человека в этом мире - вот основной мотив, который волнует молодого Пикассо.

«Любительница абсента» - это одинокая посетительница кафе, пьющая напиток, который погружает человека в мир своеобразных фантазий и галлюцинаций, ведь на рубеже веков абсент стал своеобразным фетишем Парижа. Ему приписывались даже некоторые мистические и магические свойства, побуждающие к творчеству и новому восприятию мира.

Впечатление, которое производит картина на зрителя - невероятное по своей эмоциональной нагрузке. Тут нет, как такового, повествования, присутствует лишь своеобразный сюжет - обнаженный психологический образ, а внешне - это угловатое, утомленное лицо, сумрачный, опустошенный взгляд, нервные руки, которыми героиня пытается защитить себя от окружающей действительности. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. Но если долго смотреть на картину - кажется, что женщина смотрит в душу зрителю, внимательно изучая и о чем-то думая.

На губах - подобие улыбки, странный сарказм, выражающий обреченность и усталость. Мысли женщины далеко от этого столика, от этого кафе - пристанища таких же, как она - бесприютных. Да они никому и не нужны в этом мире. Она закрылась в себе, уединилась с собой, и только абсент разделяет ее существование.

Колористика полотна впечатляет. Контраст красок - как контраст жизненных ситуаций. Сочетание насыщенно-голубых и густо-бордовых цветов придают полотну атмосферу спокойствия, но, в то же время, внутренней борьбы. Черная полоса разделяет угол кафе, в котором оказалась героиня, а может это угол-тупик?

Картине присущ обостренный драматизм, который выражается в изображении гипертрофированной кисти правой руки. Женщина как будто пытается защитить себя от всего в этом неуютном мире. Пикассо специально искажает руки и пальцы, делая их чрезмерно длинными, плечи - более округлыми. Это не внешние, а скорее внутренние психологические характеристики образа, который выражает удивительную по силе драму одиночества. Пластика тела скованная, застывшая, словно окаменевшая.

Колорит полотна - это соединение зеленых, коричнево-красных, синих тонов, приближение плоскости стола и стены к зрителю, напоминает манеру Гогена, напряженностью полотно схоже с творчеством Ван Гога.

«Любительниц абсента» относится к «голубому периоду» творчества Пикассо. Его картины выполнены в холодных тонах, доминируют голубовато-серые, синие оттенки. Основные сюжеты - это тема одиночества, нищеты, старости, смерти, упаднические настроения.

Пикассо написал не одну картину на тему абсента. В июне 1901 года мир увидел «Любительницу абсента» с кусочком сахара в руках. Осенью того же года было создано полотно под названием «Аперитив», или (по данным архива Канвейлера), «Женщина с бокалом абсента». Именно эту работу купил Сергей Иванович Щукин, а позже собрал в своей коллекции 51 произведение всемирно известного мастера. После революции его собрание было национализировано и разошлось по фондам Эрмитажа и ГМИИ.

Информация о том, что полынный напиток вдохновлял великих творцов на создание великих картин, всегда стоит в первых рядах перечня фактов об абсенте . Винсент Ван Гог, Эдуард Мане, Пабло Пикассо, Эдгар Дега и Виктор Олива — в пятерке известнейших абсентистов. Их полотна с изображением абсента — в числе шедевров мирового искусства.


«Натюрморт с абсентом»

В 1887 году гений и абсентист Тулуз-Лотрек создал портрет другого гения и не менее известного почитателя напитка Зеленой Феи Ван Гога. В этом же году сам Винсент Ван Гог увековечил на полотне графин с водой и бокал с зеленовато-желтой жидкостью, которая давала творцу необычное видение мира в желтом цвете, ужасала галлюцинациями. Абсент разрушал сознание Ван Гога, но чем больше он чувствовал себя разбитым и больным, тем больше, по его словам, он становился художником.

Эдуард Мане,
«Любитель абсента»

За воспевание образа нравственного падения человека Эдуарда Мане ругали все — от Кутюра до Бодлера. Картину «Любитель абсента» не восприняли так, как ждал того художник.


«Любительница абсента»

У Пикассо далеко не одна картина посвящена абсенту. В июне 1901 года гений продемонстрировал на суд ценителям прекрасного свою «Любительницу абсента». В отличие от холстов других художников, знавших толк в абсенте, у Пикассо дама пьет полынный напиток с сахаром, а не просто разбавляя его водой. Осенью 1901 года Пабло Пикассо продолжает абсентную тему и создает другую «Любительницу абсента» (второе название картины «Аперитив»). Эта картина хранится в Эрмитаже.


«Абсент»

Бокал с абсентом — перед актрисой, звездой кабаре Эллен Андре. Бокал со средством от похмелья — перед художником Марселеном Дебутеном. Картина Дега вызвала шквал негативных откликов, современники великого художника увидели в полотне пошлость и безнравственность. Сейчас картина находится в Музее Орсе в Париже.



«Пьющий абсент»

Чешский модернист увлекся абсентом в Париже. Самое известное свое полотно «Пьющий абсент» Олива создал в 1901 году. В наши дни картину с мило общающимися господином и Зеленой Феей можно увидеть в Праге, в кафе «Slavia»

Абсент - крепкий алкогольный напиток (свыше 72 градусов), который готовился на основе полыни с добавлением мяты и аниса. Этот дешевый спирт появился в восемнадцатом веке и был сначала популярен в среде простых рабочих из-за его дешевизны. Потом его стали широко употреблять и в богемных кругах. Но абсент - галлюциноген, он вызывал агрессию и привыкание, подобное наркомании, и тяжелые конвульсии. Его употребление запретили в 1915 году. Под маркой «Перно» его выпускают до нынешних дней.

Картина «Абсент»

Во Франции предполагают, что впервые работа была выставлена на второй выставке импрессионистов под названием «Абсент». В 1876 году часть импрессионистов отказались от посещения любимого кафе Курбе «Гербуа», где было слишком шумно. Они стали встречаться на пляс Пигаль в кафе «Нью-Афины». автор картины «Абсент», изобразил своих друзей - актрису Эллен Андре (которая в жизни была вполне ухоженной женщиной, служила моделью и Ренуару, и Жерве, танцевала в Фоли-Бержер) и художника Марселена Дебутена. Дебутен промотал свое значительное состояние, известности как художник не получил и постепенно опускался. Произведение иллюстрирует нравы парижской жизни, поднимает проблему алкоголизма, которую описывали и другие художники, в том числе и писатель Э. Золя. Показать жизнь «красиво» художник не стремился. Он предоставлял зрителю вглядеться в те реалии, которые его окружали.

Средством послужила картина «Абсент».

Анализ изображения

В богемном Париже двое страдают от одиночества, даже находясь рядом. Их лица угрюмы. Они имеет вид людей, отрешенных от действительности. Оба одеты неряшливо, в особенности мужчина. Он не смотрит на свою спутницу, его лицо одутловато от того, что он регулярно пьет. Около мужчины высокий бокал с мазарганом. Этот напиток применялся, чтобы снять похмелье. У женщины потухший отсутствующий взгляд, плечи опущены, лицо бледно из-за злоупотребления абсентом. вытянуты вперед. Она за ними не следит, и они расставлены враскорячку. Перед ней стоит, видимо, не первый бокал с мутновато-зеленоватым абсентом. Модель его разводит водой из бутылки, стоящей на соседнем столике. Их уединенность подчеркнута композиционным построением. Дега поместил пару на наклонную плоскость. Это дань моде. В Европе тогда все увлекались японской гравюрой с ее необычной перспективой и удивительно точным рисунком. Кроме того, пара занимает только правый угол картины, остальные две трети - это полупустые столы. На них газеты, спички, пустая бутылка. Даже при полном одиночестве вдвоем все же сохраняется внутренняя близость этих людей. Их объединяет одно - потеря надежды. Картина «Абсент» просто преисполнена безнадежностью, которую в немалой степени усиливает блеклый колорит.

На выставке в Лондоне

В 1872-1873 годах картина была выставлена за Ла-Маншем и вызвала возмущение благонамеренной викторианской публики. Дега анализировал сцену без всякого благодушия, ясным и критическим взглядом. Более всего при рассмотрении его работы вспоминается натурализм возможно, и Тулуз-Лотрека. Картина «Абсент» находится в в Париже.

Работа Пикассо

Тема одиночества, изоляции и пустоты в кафе не нова. Во второй половине XIX века ее можно найти в работах Дега и Тулуз-Лотрека. Но в картинах молодого еще пока не было чувства драмы. Пикассо пока не переехал в Париж. Он бывает здесь наездами из Барселоны. В 22 года его привлекает популярный сюжет, связанный с всеобщим увлечением абсентом. Ему придавались особые свойства, позволяющие пробудить воображение, подтолкнуть к новому восприятию мира и творчеству. Картина «Любительница абсента» Пабло Пикассо имеет очень сильное эмоциональное воздействие.

Во-первых, сюжет полностью обнажает психологию женщины. На лице написано слабое подобие улыбки, сарказм, обреченность и усталость. Сразу видно, что мыслями женщина находится где-то далеко. Здесь она отсутствует. Она никому не нужна, только абсент ее друг и утешитель. Во-вторых, колорит. Он построен на мрачном контрасте тусклого красного и синего и сопоставим с мрачными жизненными коллизиями, из которых нет выхода. Голубоватый мраморный стол продолжает эту тему пустоты, которая окружает женщину в ее отчаянном одиночестве. Застывшее тело женщины только усиливает это впечатление. Она вся съежилась. Правая рука намеренно изменена в пропорциях, полностью завершая овал и выключая женщину из этого мира. Картина написана осенью 1901 года в Париже и находится в Эрмитаже.

Ван Гог

В 1887 году появляется картина Ван Гога «Натюрморт с абсентом». Он лаконичен.

На столе стоит бутылка с водой и бокал с абсентом. Через окно виден уходящий человек. Возможно, именно он сидел за этим столом. Но интереснее другое. Проблема алкоголизма, которая встала перед самим художником. Он сам охотно употреблял этот напиток, который вызывает в том числе и нарушения зрения. Это приводит к тому, что весь мир предстает в желтых тонах. Возможно, поэтому существовал период, когда у живописца на картинах преобладал желтый цвет, особенно во время его жизни на юге Франции. Увлечение абсентом привело и к в 1888 году, когда он отрезал себе ухо. Картина находится в в Амстердаме, Нидерланды.

А вывод самый простой.

К алкоголизму приходят очень просто, а результат ужасен.


Ммм..решила отвлечься от написания статьи по своей медицине и написать пост про алкоголь..Ну и про художников) Воскресный вечер все-таки)

Виктор Олива: «Пьющий абсент», 1901

Видели ли вы когда-нибудь галлюцинации?? А ощущение полета испытывали?Так или иначе, сообщения о состояниях изменённой реальности всегда сопровождают абсент ...
Абсент – алкогольный напиток, приготовленный из экстракта полыни горькой (Artemisia absinthum). Название «абсент», вероятно, происходит от греческого apsinthion, что означает «непригодный для питья». Это определение, возможно, связано с горьким вкусом напитка. Слово «абсент» обещает многое – ощущение измененной, волшебно преобразившейся реальности, приключение из тех, что переживали Пикассо, Тулуз-Лотрек, Верлен, Рембо, Ван Гог. Они знали, что абсент – это билет в один конец, в страну, из которой не хочется возвращаться.
Кстати, абсентное опьянение также может сопровождаться смазанным, слегка размытым зрением или изменённым цветовосприятием, из чего становится ясным, почему многих импрессионистов обвиняли в абсентизме

А открыт абсент был аж в 1792 году, доктором Пьером Ординьером, который впервые записал рецепт абсента и стал первооткрывателем свойств полынного напитка. Абсент был изобретён Ординьером как универсальное средство от всех болезней(хороший доктор, правда?); его использовали как панацею.
Поэтому в те времена абсент получил название «Зелёная Фея» (фр. la Fée Verte)
Это название закрепилось за абсентом до сих пор. С помощью абсента возбуждали вялый аппетит и стимулировали пищеварение. Абсент добавляли в вино, чтобы сделать его более опьяняющим. В то время название абсента «Зелёная Фея» ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин. Это работало на известность концентрата, производимого Ординьером, и повышало популярность абсента.

Эдгар Дега "Абсент"1876 г

В 1797 году родственник Ординьера, Анри-Луи Перно открыл первый завод по производству абсента в Швейцарии. В 1805 году он же открыл самую большую фабрику по производству абсента в Понтарлье, Франция. Производимый им абсент начал продаваться по всему миру.
Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844-1847 годах. Французским военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали всё чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «хандра» (фр. le cafard). Среди французских колонистов и мигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент.

Когда французские военные из Африканского батальона вернулись во Францию, они привезли с собой и своё пристрастие к абсенту.Африканский батальон прославился во время чрезвычайно успешных войн, и стало благородным, даже эффектным, пить абсент на парижских бульварах. Вскоре эта привычка перешла от военных к буржуазии. Так началась золотая эра абсента, короткая пора, когда он ещё не стал проблемой. Позднее, когда все связанное с абсентом резко изменилось, во Франции вспоминали это время с тоской.

Питьё абсента было одной из определяющих черт парижской жизни во время Второй империи, правления Наполеона III (1852-1870 гг.). После подавления революции 1848 года буржуазия получила полную власть, и респектабельный буржуазный обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а также питьё абсента было и приятным ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зелёный час» (фр. l’heure verte). Поначалу считали, что можно выпивать только одну порцию.

Строгий промежуток времени, отведённый для питья абсента, до некоторой степени защищал людей от злоупотребления. Можно было пить абсент перед ужином или даже выпить стакан перед обедом, но если бы кто-то пил всю ночь, это вызвало бы презрительное удивление официантов. И все-таки риск был с самого начала и увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. В 1880 году абсент был широко распространён во Франции, его популярность была равна популярности вина.

Абсент становится «мелким пороком» прогрессивных женщин с надменным характером наравне с велосипедом и сигаретой.Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что во Франции девушки от 18-ти до 20-ти лет страдают циррозом печени намного чаще, чем в других странах, и причина - в пристрастии к абсенту. Это увлечение объяснялось особым вкусом женщин к абсенту. Они пили его чаще неразбавленным, потому как не хотели пить много из-за корсета. Ценители утверждали, что даже белое вино может показаться после абсента каким-то нечистым на вкус. Абсент выделяется особым привкусом, как сигареты с ментолом.

Альфонс Муха, реклама Абсента

Со временем абсент «опростился». Если раньше «старые алжирские воины и бездельники-буржуа потребляли это сомнительное зелье, пахнущее так, словно им полощут рот», то около 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, но, с появлением дешёвых марок, стал намного доступнее и вреднее.

С 1880 года абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille). Потребление напитка росло с каждым годом, если в 1874 году оно составляло 700 000 литров в год, то к 1910 году уже 36 000 000 литров. Неудивительно, что у абсента появлялось всё больше противников - «Если абсент не запретить, наша страна быстро превратится в огромную палату, обитую войлоком, где одна половина французов наденет смирительные рубашки на другую».

В августе 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентье, находясь под воздействием большого количества абсента и других алкогольных напитков застрелил всю свою семью - употреблённые фермером в тот же день рюмка мятного ликёра, рюмка коньяка, две чашки кофе с коньяком, три литра вина не нашли столь восторженного отклика у газетчиков. Эта история заняла первые страницы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии (петиция была удовлетворена в начале 1906 года).
К тому же массовый алкоголизм среди французских рабочих и массовые недоборы в армию по причине общего ухудшения здоровья призывников (это связывали с повсеместным употреблением абсента) накануне Великой войны привели 16 августа 1914 года к попытке палаты депутатов Франции запретить продажу абсента - в ней явно сквозил испуг, «что пьющие пиво тевтонцы истребят пьющих абсент упадочных французов».

Тогда же был распространён военный плакат на котором женщина в характерном для немецких войск остроконечной каске занята приготовлением абсента.

В марте 1915 года, при поддержке так называемого «винного лобби», во Франции была запрещена не только продажа, но и изготовление абсента.

Ещё раньше, в 1912 году американский сенат проголосовал за запрещение «всех напитков, содержащих туйон» (в 1980-е этот закон дополнил еще один, согласно которому военослужащим США было запрещено употреблять абсент даже за границей).

В конечном итоге, абсент фактически был изгнан из многих стран мира: Швейцарии, США, Франции, Бельгии, Италии, Болгарии, Германии.

С 1930-х годов по конец 1980-х абсент существовал на полу-легальном положении (преимущественно уничтожались довоенные запасы и контрабандные поставки из Англии), либо в виде заменителей: анисовой водки, листьев полыни вымоченных в водке и т. п.

Зелёная муза" Альбера Меньяна (Albert Maignan), 1895 год
В своей книге «Абсент» Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких как соблюдение ритуалов приготовления абсента, атмосфера и переносимость ингредиентов напитка организмом пьющего, чем о каких-то «магических» свойствах «зелёной феи».

Пабло Пикассо

Абсент потребляли художники Эдуард Мане, Ван Гог, Пабло Пикассо, поэты Гийом Аполлинер, Поль Верлен, Эрнест Доусон, Артюр Рембо, автор сюрреалистических пьес Альфред Жари, писатели Эдгар По, Мопассан, а также Оскар Уальд и многие другие.Вот лишь некоторые интересные факты: в 1859 году Эдуард Мане создал свою знаменитую картину "Любитель абсента", Ван Гог в 1887 году написал натюрморт с графином и бокалом абсента, а Пабло Пикассо в 1901 году написал картину "Любительница абсента" (эта картина ныне находится в Эрмитаже).
.
Винсент ван Гог, "Абсент"

Мане "Любитель абсента"1858

Предполагается, что специфические психотомиметические эффекты абсента сопряжены с воздействием туйона как неспецифического блокатора гамк-рецепторов, препятствующего деятельности тормозящих систем организма. Он не только ослабляет некоторые стороны алкогольного опьянения, но и вызывает общее возбуждение, что может в некоторых случаях способствовать галлюцинациям.Хотя во многих источниках утверждается, что туйон обладает галлюциногенным действием, это не было доказано. Предполагалось, что туйон является сильным агонистом каннабиноидных рецепторов, подобно алкалоидам конопли. Это сродство, однако, оказалось слишком слабым, чтобы воспроизводить эффекты алкалоидов конопли. Сейчас считается, что туйон противодействует тормозному эффекту гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), нейромедиатора ЦНС, блокируя её рецепторы. В высоких дозах туйон вызывает судорожные припадки]. Возможно, за счёт влияния на рецепторы ГАМК туйон вносит вклад в губительное действие абсента на головной мозг у лиц, злоупотребляющих данным алкогольным напитком. Последнее утверждение тоже дискутируется, так как некоторые авторы считают, что концентрация туйона в абсенте слишком мала для того, чтобы значимо дополнять токсическое влияние основного компонента абсента - этилового спирта. Также существует мнение, что галюцинаторный эффект абсента напрямую связан с ислючительно высоким содержанием этилового спирта и в таком случае роль туйона и эфирных масел сводится к маскировке вкуса спирта, что может привести к необычно быстрому и сильному опьянению любителя напитка.

Масло/Холст (1901)

Описание

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так,...

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя.

«Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название – «Аперитив». Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre d`abssinthe). Именно у Канвейлера купил эту работу наш соотечественник – Сергей Иванович Щукин. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Впервые он купил картину художника в 1909 г., а уже к 1914 г. в его коллекции было 51 произведение мастера. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. После революции С. И. Щукин эмигрировал, а его собрание, национализированное в 1918 г., разделили между собой Эрмитаж и ГМИИ.

Картина находится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург.