Творческая судьба мастера. Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа

Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых - писательская трагедия человека, жившего в 30-е годы. Для настоящего писателя самое страшное - не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли. Такая проблема затронула и одного из главных героев романа - Мастера.

Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них - это материальные блага. Иван Бездомный признается Мастеру, что его стихи ужасны. Для того чтобы написать что-то хорошее, нужно вложить душу в произведение. А темы, на которые пишет Иван, совершенно не интересуют его. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в то время как одной из характерных черт 30-х годов является отрицание существования Бога.

Мастер желает получить признание, стать известным, устроить свою жизнь. Но деньги - не главное для Мастера. Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером. Так же называет его и возлюбленная. Имя Мастера в романе не дано, так как этот человек выступает в произведении как талантливый писатель, автор гениального творения.

Мастер живет в небольшом подвальчике дома, но это его совершенно не гнетет. Здесь он может спокойно заниматься любимым делом. Маргарита во всем ему помогает. Роман о Понтии Пилате - труд жизни Мастера. Он вложил всю свою душу в написание этого романа.

Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде. Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман - причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице. Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.

Судьба Мастера, его трагедия перекликаются с судьбой Булгакова. Булгаков, как и его герой, пишет роман, где поднимает вопросы христианства, так же сжигает первый черновик своего романа. Роман «Мастер и-Маргарита» оставался не признанным критикой. Лишь спустя много лет он стал известен, был признан гениальным творением Булгакова. Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: «Рукописи не горят!» Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание.

Трагическая судьба Мастера характерна для многих писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание. Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности. В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей в это нелегкое время.

Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.

Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита. Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.

Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.

Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.

В романе образ Мастера является одним из главных персонажей. Это подчеркивает и решение автора запечатлеть его в названии произведения. Характеристика мастера в романе «Мастер и Маргарита» – это противопоставление чистой и искренней души, умеющей любить, чувствовать и созидать современному обществу.

Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа

Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. «Мастер и Маргарита» – роман достаточно противоречивый. Одним из противоречий является наименование героя.

Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя. Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды. Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером. Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.

Индивидуальность личности Мастера

Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других. Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате. Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.

Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.

Счастливый билет

Жизнь Мастера в романе «Мастер и Маргарита» имеет несколько этапов. Когда читателю предоставляется познакомиться с этим персонажем, он кажется человеком весьма удачливым. Историк по образованию, он работает в музее. Выиграв 100 тысяч рублей, он оставляет постоянное место работы, арендует уютный подвальчик с садиком за окном и принимается за написание романа.

Главный подарок судьбы

Со временем судьба преподносит ему еще один сюрприз – настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты происходит как данность, как неминуемая судьба, почерк которой поняли оба. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» – вспоминал Мастер в клинике.

Период отчаяния и безнадежности

Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу. И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться. Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.

Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате. Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.

История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним. Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством. Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.

Заслуженный покой

В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного. Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате. Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.

Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда. Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием. Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо.

Тест по произведению

В романе образ Мастера является одним из главных персонажей. Это подчеркивает и решение автора запечатлеть его в названии произведения. Характеристика мастера в романе «Мастер и Маргарита» – это противопоставление чистой и искренней души, умеющей любить, чувствовать и созидать современному обществу.

Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа

Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. «Мастер и Маргарита» – роман достаточно противоречивый. Одним из противоречий является наименование героя.

Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя. Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды. Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером. Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.

Индивидуальность личности Мастера

Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других. Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате. Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.

Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.

Счастливый билет

Жизнь Мастера в романе «Мастер и Маргарита» имеет несколько этапов. Когда читателю предоставляется познакомиться с этим персонажем, он кажется человеком весьма удачливым. Историк по образованию, он работает в музее. Выиграв 100 тысяч рублей, он оставляет постоянное место работы, арендует уютный подвальчик с садиком за окном и принимается за написание романа.

Главный подарок судьбы

Со временем судьба преподносит ему еще один сюрприз – настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты происходит как данность, как неминуемая судьба, почерк которой поняли оба. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» – вспоминал Мастер в клинике.

Период отчаяния и безнадежности

Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу. И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться. Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.

Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате. Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.

История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним. Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством. Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.

Заслуженный покой

В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного. Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате. Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.

Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда. Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием. Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо.

Тест по произведению

Цель: Обобщить проблему творчества и судьбы художника, тему совести, обозначенные в романе, выявив идейную глубину романа; всесторонне обсудить тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив произведение; совершенствовать умение и навык художественного анализа текста, устной монологической речи, ведения ; развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; углубить представления учащихся о личности писателя; воспитывать и развивать личностные компетенции учащихся; на примере творчества м. а. Булгакова воспитывать интерес к художественной литературе. Оборудование: Портрет м. а. Булгакова, текст романа «мастер и маргарита», иллюстрации к роману.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к проблеме творчества и судьбы художника, теме совести; участвуют в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа.

Форма проведения: Урок-беседа.

ХОД УРОКА

Организационный Этап

Актуализация Опорных Знаний Беседа

♦ Как решается в романе проблема нравственного выбора?

♦ Какое место в системе образов романа отводится маргарите?

♦ Кого из героев романа, написанного мастером, напоминает маргарита в своём стремлении спасти возлюбленного? Как вернёт она свою любовь?

♦ Какие фольклорные и литературные аналогии возникают при чтении страниц романа, посвящённых этой героине?

III . Постановка Цели И Задач Урока .

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. «рукописи не горят…» - с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель м. а. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. «рукописи не горят…» - эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда - романа «мастер и маргарита». И заклятие подействовало, предсказание сбылось. Время стало союзником м. а. Булгакова, и его не только смог явиться в свет, но и среди других, более актуальных по теме книг последнего времени оказался произведением насущным, неувядающим, от которого не пахнет архивной пылью. Прочитанная множеством читателей книга, вызвавшая немало споров, толков, вопросов и догадок, стала жить своей жизнью в литературе. Возникло даже что-то вроде «моды на Булгакова»… И всё-таки, почему «рукописи не горят…»? Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, совести? Ответы на все эти вопросы мы найдём в ходе урока.

IV . Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

Слово «мастер» не случайно вынесено м. а. Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «мастер и маргарита». мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковско-го произведения. мастер - историк, сделавшийся писателем. мастер - человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Пон-тии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл.

Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «роковые яйца», пьесы «Дни турбиных», «Бег», «Зойкина квартира»,

«Багровый остров» и роман «Белая гвардия» перестают публиковать и ставить на сценах театров всего СССр.

Судьба мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой.

2. аналитическая беседа: тема творчества и судьбы художника в романе

1) Судьба Мастера и его романа

### Почему трагична судьба романа? В чём принципиальная разница позиций мастера и редактора?

### Каковы жизненные ценности писателей в романе?

### В какой обстановке создавался роман мастера? Сравните обстановку комнаты мастера и квартиры критика латунского. Подтвердите свой ответ отрывками из текста романа.

### Какой смысл вкладывает м. а. Булгаков в слово «мастер»?

### что роднит мастера и м. а. Булгакова?

### что общего между мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?

### что сломило мастера? Как повлияли на бесчеловечные обстоятельства его жизни?

### Как мастер попадает в клинику Стравинского?

### Какой символический смысл вкладывает м. а. Булгаков в изображение клиники?

### Какой приговор выносят мастеру? Как его объяснить? Почему мастер не оспаривает его?

### Каковы требования м. а. Булгакова к человеку?

### Как решается в романе проблема ответственности человека?

### Как она разрешается в истории Фриды?

### Почему при всей жесткости решения проблемы ответственности человека автор не наказывает героя Тьмой ?

### Каково предназначение мастера? Как изображён покой, дарованный мастеру?

### что такое творчество, по мнению м. а. Булгакова?

### Как можно понять слова Воланда: «рукописи не горят…»?

### Как звучит в судьбе мастера тема бессмертия?

Обобщ ение учител я

Божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его мастером. работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества

Пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. мастер - человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латун ских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И мастер отчаялся, сломался.

Мастер был единственным в москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.

Возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и маргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.

Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой». И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими». И это свидетельствует, по м. а. Булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!

2) Судьба Ивана Бездомного

### О чём спорят Воланд и Берлиоз в гл. 1? чем вызвано обращение

К подобной теме? ### Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда? ### Каким было «седьмое доказательство»?

### С чем довелось столкнуться Ивану Бездомному, преследовавшему Воланда?

### Как описывает м. а. Булгаков дом, где находится маССОлИт? Прочитайте выразительно вслух это описание.

### Какими проблемами заняты члены маССОлИта?

### Как вёл себя Иван Бездомный в ресторане? Как он позднее охарактеризовал рюхина?

### Какие мысли пробудились у рюхина под воздействием слов Бездомного?

1. Многоплановость произведения.
2. Евангельские мотивы.
3. Неразрывность добра и зла.
4. Общечеловеческие ценности романа.

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
М. А. Булгаков

М. А. Булгаков — величайший русский писатель с очень и очень непростой литературной судьбой. Так сложилось, что большая часть его произведений стали известны читателям только после смерти автора. Роман «Мастер и Маргарита» стал главным произведением всей жизни писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» — сложнейшее многоплановое произведение. В нем затронуты самые разные вопросы, ответ на которые читатель должен найти сам. Особое место в романе занимают главы, которые рассказывают о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Это интерпретация Евангелия от Матфея. Вопросы религиозной и общечеловеческой нравственности ставятся в этих главах. Мы узнаем о Иешуа. Это совершенно особый человек, настоящий святой. Иешуа верит в доброту людей, считает, что в каждом есть божья искра и стремление к свету. Но праведник не идеализирует окружающих. Он сознает, что люди обладают не только положительными качествами, есть у них и пороки. Этот дуализм, по сути своей, и представляет вечную борьбу добра и зла. В каждом человеке есть добро и зло. Это вечный ход вещей, и смертные не могут нарушить его. На протяжении всего романа мы видим борьбу добра и зла. Эта борьба вне времени и пространства. Добро и зло неразрывно связаны, без зла не может быть добра. Читатель постигает эти истины благодаря необыкновенным героям романа. Очень большое значение имеет профессор Воланд. Легко догадаться, что это сам сатана.

В романе «Мастер и Маргарита» поднимаются важные общечеловеческие вопросы о смысле жизни, о душе, о Боге. На самых первых страницах оказывается, что атеизм бессилен перед чем-то высшим. Булгаков выступает в этом романе как мистик. И мистические мотивы не могут оставить читателей равнодушными. Однако мистика в романе не самоцель, хотя она прекрасна. Особенность произведения в том, что оно построено, как роман в романе. Действие осуществляется в двух временах — в Москве 30-х годов и в древнем городе Ершалаиме (Иерусалиме). В Москве появляется сатана, который намерен устроить, согласно древним традициям, весенний бал полнолуния. В древнем городе Ершалаиме римский прокуратор Пилат судит бродячего философа Иешуа, выносит ему смертный приговор. Эти сюжеты связаны благодаря Мастеру. Именно он выступает как автор произведения о Иешуа. Мастер предстает как человек, которому открылась истина, неведомая окружающим. Сам Мастер живет в Москве 30-х годов.

Мистические мотивы органично вплетаются в канву произведения, заставляя читателя в очередной раз задуматься о чем-то очень и очень важном, в частности о духовности. Уже в самом начале произведения мы видим беседу воинствующего атеиста с дьяволом. Увы, Берлиозу в голову не приходит, что в мире есть силы более могущественные, чем он может себе представить. Чем заканчивается его уверенность в абсолютный разум? Трагедией. Гибель Берлиоза в сущности оправдана. Не может и не должен человек жить без духовности, без веры в бога и дьявола, ведь человеческая жизнь, по сути, так хрупка и уязвима. И без веры в то, что есть могущественные силы, эта жизнь не имеет смысла.

В романе «Мастер и Маргарита» каждый несет ответственность за свои поступки. Могущество Пон тия Пилата не может спасти его от наказания за то, что он так распорядился судьбой Иешуа. На по верку могущество его оказывается мнимым, впрочем, как и все, чем может владеть человек.

В произведении Булгаков позволят себе острую и злую сатиру над советской действительностью. Вопросы, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, в частности квартирный вопрос, так портящий людей, очень актуальны во все вре мена. Булгаков мастерски изображает быт советской России, нравы людей. Писатель с иронией подмечает все недостатки советской действи тельности. Он ничего не приукрашивает, показывает все, как есть.

Особое место в романе занимает тема любви. Булгаков говорит о вечной любви и обещает пока зать ее читателю. Это глубокое чувство олицетворяет Маргарита. Она находит силы защитить свою любовь от всех и всего. И находит счастье и вечный покой со своим любимым.

В романе поднимается и тема судьбы художника. Судьба Мастера во многом похожа на судьбу самого писателя. Трагизм Мастера в том, что он сломлен обстоятельствами, он бессилен, не способен бороться. Мастер все силы души вложил в свое произведение. Но, увы, общество не только не оценило результата его трудов, но даже высмеяло их. Это оказалось тяжелым ударом для Мастера. Душевная болезнь настигла его. Однако духовное богатство и кристальная честность Мастера спасли его. Он получил как награду вечный покой вместе с возлюбленной. Теперь уже никто и ничто их не разлучит. Возвышенность и трагичность финала романа заставляет задуматься о том, что все земные ценности преходящи. И перед лицом вечности ничто не имеет особого значения. Но, с другой стороны, общечеловеческие ценности все равно актуальны, пока люди любят, страдают, к чему-то стремятся, о чем-то мечтают.

Трагическая судьба Мастера не случайна. Булгаков говорит о том, что в те трагические годы участь творческой личности была незавидной. Роман «Мастер и Маргарита» дошел до читателей больше, чем через четверть века. Впервые публикация романа появилась в 1966 году в журнале «Москва». Это стало возможным благодаря усилиям вдовы писателя Е. С. Булгаковой и поддержке К. М. Симонова. Роман произвел на читателей шокирующее впечатление. Немудрено, ведь он является уникальным произведением. Нельзя не сказать и об удивительном языке, которым написано произведение. Оно не может оставить равнодушным никого. В настоящее время роман «Мастер и Марга рита» является одним из любимейших произведений наших современников.